Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Занятия оздоровительным плаванием как средство физического развития детей 8-10 лет (Бийский педагогический колледж)

Работа №134938

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

физкультура

Объем работы23
Год сдачи2023
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
73
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложение.

Введение 3
Глава 1 Теоретико-методические основы организации оздоровительных занятий плаванием детей младшего школьного возраста 4
1.1 Анатомо-физиологические особенности детей 8-10 лет 4
1.2 Специфика физического воспитания детей младшего школьного возраста 5
Глава 2 Методика развития физических качеств школьников 8-10 лет во внеурочной деятельности посредством занятий оздоровительным плаванием 8
2.1 Общая характеристика физических качеств детей младшего школьного возраста 8
2.2 Значение оздоровительного плавания в физическом развитии и физической подготовленности детей младшего школьного возраста 12
2.3 Особенности развития физических качеств у детей 8-10 лет 14
2.4 Методика проведения развивающих игр на воде для детей 8-10 лет 16
Заключение 17
Список использованных источников 20
Приложение 23


Актуальность. Умение плавать играет огромную роль в жизни человека, оно относится к числу навыков необходимых для жизни. Занятия плаванием являются одним из главных оздоровительных средств физического воспитания, именно поэтому они содержатся в программе физического воспитания высших специальных, общеобразовательных средних учебных заведений и дошкольных учреждений. Но, несмотря на это, данные говорят о низком проценте детей, обладающих способностью плавать.
Невзирая на усилия большинства исследователей по поиску гораздо более эффективных методов, целенаправленно влияющих на формирование техники движений при обучении плаванию, желательного результата, еще не достигнуто: достаточно продолжительные сроки занимает учебный процесс, слишком высок процент детей, не овладевших навык плавания.
Плавание - это уникальный вид физической активности. Особенностью влияния плавания является воздействие на детский организм, с помощью интенсивных передвижений в водной среде. Именно поэтому организм ребенка подвергается двойному влиянию: во-первых, физических упражнений, во-вторых, исключительных свойств водной среды, где совершаются эти упражнения. Не стоит забывать, что организм человека на 80%, а клетки мозга на 90% состоят из воды, поэтому вода имеет огромное значение для человека, так как все значительные процессы протекают в водной среде организма, даже первоначальные 9 месяцев развития организма осуществляются именно там.
Во множестве экспериментах, выявлено положительное влияние плавания, на дыхательную, сердечно-сосудистую системы и опорно-двигательный аппарат детей. Однако в настоящее время недостаточно исследовано, как занятия плаванием влияют на физическое развитие и физическую подготовленность детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – учебный процесс в спортивно-оздоровительной группе по плаванию в спортивной школе.
Предмет исследования – оздоровительное плавание как средство физического воспитания детей 8-10 лет.
Цель исследования – рассмотреть методику применения оздоровительного плавания в физической подготовке младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить и систематизировать научную и методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить и охарактеризовать теоретико-методические основы организации оздоровительных занятий плаванием детей младшего школьного возраста.
3 Охарактеризовать анатомо-физиологические особенность детей 8-10 лет.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: сравнение, системный анализ, обобщение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В соотвᶦетствии с поставлᶦенной цᶦелью был сделан следующий вывод:
1. Анализ психолого-педагогической и специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что одной из задач физического воспитания является повышение уровня физической подготовленности обучаемых. Это обусловлено объективными процессами. Научно-технический прогресс, порождающий дефицит двигательной активности человека, механизма восполнения этого дефицита, здоровью, благополучию и самой жизни миллионов людей.
Физическое воспитание детей младшего школьного возраста предполагает такие задачи как: воспитательные, образовательные и оздоровительные. Все эти задачи весьма взаимосвязаны между собой. Процесс физического воспитание детей младшего школьного возраста складывается так, что одновременно решаются все вышеперечисленные задачи. Ребенок обретает необходимую базу для его дальнейшего всестороннего развития, это не только физического, но при этом и духовного.
2.Обнаружено, что содержание физической подготовленности детей 8 – 10 лет направлено на улучшения физического развития, увеличение функциональных возможностей организма, а также комплексное развитие физических качеств. Тесты на определение уровня физической подготовленности ребенка-пловца включает в себя контрольные упражнения, отображающие уровень проявления координационных способностей, выносливости, скоростно-силовых качеств, быстроты реакции и ловкости.

Координация:
При воспитании координационных способностей используются следующие основные методические подходы.
1. Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, занимающиеся не только пополняют свой двигатель ный опыт, но и развивают способность образовывать новые фор мы координации движений. Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей.
Прекращение обучения новым разнообразным движениям неизбежно снизит способность к их освоению и тем самым затормозит развитие координационных способностей.
2. Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки. Этот методический подход также находит большое применение в базовом физическом воспитании, а также в игровых видах спорта и единоборствах.
3. Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий. Данный методический прием широко используется в ряде видов спорта (спортивной гимнастике, спортивных играх и др.) и профессионально-прикладной физической подготовке.
4. Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Дело в том, что излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению.
Мышечная напряженность проявляется в двух формах (тонической и координационной).
1. Тоническая напряженность (повышен тонус мышц в состоянии покоя). Этот вид напряженности часто возникает при значительном мышечном утомлении и может быть стойким.
Для ее снятия целесообразно использовать: а) упражнения в растягивании, преимущественно динамического характера; б) разнообразные маховые движения конечностями в расслабленном состоянии; в) плавание; г) массаж, сауну, тепловые процедуры.
2. Координационная напряженность (неполное расслабление мышц в процессе работы или их замедленный переход в фазу расслабления).
Для преодоления координационной напряженности целесообразно использовать следующие приемы:
а) в процессе физического воспитания у занимающихся необходимо сформировать и систематически актуализировать осознанную установку на расслабление в нужные моменты. Фактически расслабляющие моменты должны войти в структуру всех изучаемых движений и этому надо специально обучать. Это воногом предупредит появление ненужной напряженности;
б) применять на занятиях специальные упражнения на расслабление, чтобы сформировать у занимающихся четкое представление о напряженных и расслабленных состояниях мышечных групп. Этому способствуют такие упражнения, как сочетание расслабления одних мышечных групп с напряжением других; контролируемый переход мышечной группы от напряжения к расслаблению; выполнение движений с установкой на прочувствование полного расслабления и др.
Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы: 1) стандартно-повторного упражнения; 2) вариативного упражнения; 3) игровой; 4) соревновательный.
При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях.
Метод вариативного упражнения с его многими разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода — со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приемов:
—строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров, например прыжки в длину или вверх с места в полную силу, в полсилы; изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений и пр.);
—изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа; выполнение упражнений с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе; варьирование конечных положений — бросок мяча вверх из исходного положения стоя — ловля сидя и наоборот);
— изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);
—«зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов «неведущей» рукой и т.п.);
—выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков);
—выполнение упражнений с исключением зрительного контроля — в специальных очках или с закрытыми глазами (например, упражнения в равновесии, с булавами, ведение мяча и броски в кольцо).
Методические приемы не строго регламентированного варьирования связаны с использованием необычных условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности), преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических действий в условиях не строго регламентированного взаимодействия партнеров.
Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п. Например, при про- ведении игры «Пятнашки» ставится задача как можно больше играющих «запятнать» за 3 мин или «запятнать» с помощью волей- больного мяча, или «запятнать» в определенном участке тела. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.

Таким образом, методика обучения плаванию детей младшего школьного возраста исходит из основных дидактических требований педагогики и имеет развивающий и воспитывающий характер. Соответственно необходимо включать в ее содержание игры на воде, способствующие комплексному развитию физических качеств детей младшего школьного возраста.



1. Аганянц, Е. К. Физиологические особенности развития детей, подростков и юношей: учебное пособие / Е. К. Аганянц, Е. М. Бердичевская, Е. В. Демидова. - Краснодар, 1999. - 71 с.
2. Баранов, В. Н. Основные направления научных исследований в сфере физической культуры и спорта [Текст] / В. Н. Баранов, Б. Н. Шустин Культура физическая и здоровье. — 2016.- № 2 (18). – С.89-91
3. Берман, Н. Е. Педиатрия / Н. Е. Берман, В. Н. Воган. - М.: Медицина, 1993.- 524 с.
4. Булгакова Н. Ж. Обучение плаванию детей младшего школьного возраста (7-10 лет) : автореф. дис. . канд. пед. Наук / Н. Ж. Булгакова. - М.,
1954.- 14 с.
5. Булгакова, Н. Ж. Обучение плаванию в школе / Н. Ж. Булгакова. - М.: Просвещение, 1974.- 191 с.
6. Васильев, В. С. Никитский Б. Н. Обучение детей плаванию / В. С. Васильев, Б. Н. Никитинский. – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 123 с.
7. Виноградов, П. А. О современной концепции развития физической культуры и спорта [Текст] / П. А. Виноградов // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта. Часть I. Челябинск: УрГАФК, 2000.- 289 с.
8. Ворженевский, И. В. Плавание: Учебник для средних физкультурных учебных заведений. Изд. 2-е, перераб. и доп. / И. В. Ворженевский. - М.: Физкультура и спорт, 2007.- 301 с.
9. Ганчар, И. Л. Плавание: теория и методика преподавания: учебник для студ. фак-тов физ. воспит. и спорта пед. учеб. заведений / И. Л. Ганчар. - Минск, 2005. – 350 с.
10. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова — М.: Педа¬гогическое общество России, 2003. — 512 с.
11. Глейберман, А. Н. Упражнения в парах / А.Н. Глейберман. – М.: Физкультура и спорт, 2013. – 257c.
12. Дьякова, Е. Ю. Физиологические особенности организма детей младшего школьного возраста, занимающихся по программе обучения плаванию / Е. Ю. Дьякова. // Вестник Томского государственного университета . – 2013. – № 367. – С. 147-150.
13. Ермолаев, Ю. А. Возрастная физиология : учеб. пособие для студентов / Ю. А. Ермолаев. - М. : Спорт Академ Пресс, 2001. - 444 с.
14. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена / В. М. Зациорский. – М., 2009.
15. Каунсилмен, Д. Е. Наука о плавании / Пер. с англ. / Д. Е. Каунсилмен. – М.: Физкультура и спорт, 2009. – 431 с.
16. Кравцова, Е. Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / Е. Е. Кравцова // Первое сентября. – 2015. – № 4. – С. 40 – 42.
17. Козлова, ер В. И. ер Физиология: ер учеб. ер пособие. / В. И. Козлова. –------ --_--88лл 9 ер М.: ер Терра – спорт, ер 2016.– 137 ер с.
18. Колодницкий, Г. А. Физическая культура. 1 – 4 классы. Учебно– наглядное пособие для учащихся начальной школы / Г.А. Колодницкий, В. С. Кузнецов. – М.: Просвещение, 2018. – 222 c.
19. Лафлин, Т. Как рыба в воде. Эффективные техники плавания, доступные каждому: пер. с англ. / Лафлин, Т. //; под ред. М. Буслаева. - М.: Изд-во "Манн, Иванов и Фербер", 2012.-232 с. - (Спорт-драйв).
20. Лебедева, Н. Т. Повышение оздоровительной направленности физического воспитания младших школьников / Н. Т. Лебедева. – Минск, 2009.
21. Лейнус, X. Игры в воде для детей различного возраста / X. Лейнус. - М. : Физкультура и спорт, 1997. – 56 с.
22. Леонтьева, М. С., Черенкова, Е. С. Детский тренер – «журнал в журнале» / М. С. Леонтьева, Е. С. Черенкова // Спортивная акробатика как эффективное средство развития двигательных навыков младших школьников. – Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2020. – Вып.3. – С.50.
23. Лях, В. И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В. И. Ляха. 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / В. И. Лях. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2014. — 64 с.
24. Макаренко, Л. П. Подготовка юных пловцов: учеб. пособие. / Л. П. Макаренко. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 243 с.
25. Матвеев, А. П. Физическая культура. 3 класс: учебник для общеобразоват. организаций / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2019. — 95 с.
26. Мурзин, Д. В. Ольховский Р. М. Вопросы правового регулирования общественно полезных услуг в области физической культуры и массового спорта // Российский юридический журнал. 2017. N 6. С. 172 — 183.
27. Секреты обучения плаванию младших школьников [Видеозапись] / реж. Ольга Гвоздеева. – М. : видеофильм, 2019.
28. Спирина, В. П. Закаливание детей: учеб. пособие. / В. П. Спирина. – М.: Физкультура и спорт, 2005.– 241 с.
29. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Э. Я. Степаненкова. – 2–е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 318 с.
30. Туманина, Е. А. Доклад по дисциплине «Физическая культура». Польза плавания для детей младшего школьного возраста. [Электронный ресурс]: / Е. А. Туманина. – Электрон. текстовые данные. – г.Нягань.: МБОУ МО города Нягани "НОШ№11", 2018. – Режим доступа: http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=6070 (дата обращения: 10.03.2020)
31. Пашин, А. А. Технология формирования здорового образа жизни младших школьников / А. А. Пашин, Ж. В. Тома, О. Н. Опарина // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. – 2018, №6, - С. 20-22.
32. Пухов, Д. Н., Малинин А. В. Физическая активность населения / Д. Н. Пухов, А. В. Малинин, Б. Н. Шустин // Мотивационные предпочтения школьников в видах занятий физической культурой и спортом. – Теория и практика физической культуры, 2020. – Вып.7. – С.36.
33. Ульянов, Д. А. Современная семья и здоровый образ жизни / Д. А. Ульянов // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. – 2019, № 3, - С. 45-46.
34. Ушинский, К. Д. Педагогика. Избранные работы / К. Д. Ушинский. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 284с.
35. Фатеева, О. А. Фатеев Г. В. Матричная модель планирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры. / О. А. Фатеева, Г. В. Фатеев // Физическая культура в школе. 2017. – Вып.1. С 13-17.
36. Шмарева, Е. А. Оздоровительное плавание: развивающие факторы, формирующие потенциалы и механизмы воздействия / Е. А. Шмарева // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2013. – № 1. – 65 – 79 с.
37. Холодов, Ж. К., Кузнецов, В. С., / «Теория и методика физического воспитания и спорта»: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Издательский центр "Академия", 2000 г. - 480 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ