Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ г. Мурманска «Гимназия № 6».
Выборка: 18 учеников 8 класса.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ 6
1.1.Исследование самоактуализации в трудах отечественных и зарубежных ученых 6
1.2. Самоактуалиация как психологический феномен 12
1.3. Психологические особенности подросткового возраста 13
Выводы к первой главе ...14
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ 15
2.1.Цели, задачи и методики исследования…………………………….……...….15
2.2.Анализ результатов диагностики 19
2.3.Психолого-педагогические рекомендации 22
Выводы ко второй главе……………………… 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………..30
Велика потребность в самоактуализации подростков, данный период развития характеризуется стремлением к самостоятельности, утверждением своих идеалов, воплощением в жизнь смелых идей и предпочтений. Это время наиболее благоприятно для самоактуализации, поскольку здоровые амбиции будут подстегивать к решительным действиям, вести к новым свершениям. В молодости самоактуализация – это не просто потребность, а значимая составляющая становления личности.
Решением проблемы самоактуализации личности в плане научного подхода занимались психологи второй половины XX - начала XXI вв. - К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Э.В. Галажинский, И. Д. Егорычева, С. И. Кудинов. На современном этапе развития психологии интерес к данной проблеме возрастает и тема самоактуализации личности остается актуальной по сей день. Согласно трудам, Э.В. Галажинского: «В стремлении к самореализации отражается диалектика человечества, способности открывать и реализовывать личностный потенциал, обогащать ценностно-смысловое пространство собственной жизни и мира других людей» [5,с.320]. Так как изучение проблемы самоактуализации личности основано на анализе личностных качеств человека, целесообразно исследовать психологическую сторону данной проблемы.
Несмотря на глубокую изученность аспектов явления самоактуализации личности, существует ряд вопросов, теоретическая сторона которых, требует более детального изучения и подтверждения её эмпирическим путем. Так, если рассматривать самоактуализацию личности человека на протяжении всей жизни, необходимо более глубокое изучение содержания механизмов, предпосылок, условий и факторов само самоактуализации личности на каждом этапе развития человека. Особое внимание стоит уделить само самоактуализации личности на этапе взросления, самоопределения, перехода к самостоятельности, построения жизненных планов на будущее - в период юношеского возраста. Данный этап является достаточно сложным на жизненном пути человека и имеет ряд противоречий. Решается задача становления устойчивого самосознания и образа Я, формирования личностной идентичности. Появляется потребность в адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды, утверждении себя в социуме. Одновременно с этим, при желании внутренней свободы, представителям юношеского возраста присуща неспособность решения внутриличностных конфликтов, страх ответственности. Данные противоречия во многом определяют процесс и итог само самоактуализации личности в юношеском возрасте, представляя период юности, как наиболее интересный для исследования феномена само самоактуализации. В современном мире число возможностей для молодых людей, в плане саморазвития и применения профессиональных навыков и умений, увеличивается, в связи с чем, проблема самоактуализации личности в юношеском возрасте остается актуальной.
Объект исследования: самоактуализация подростков.
Предмет исследования: особенности самореализации подростков.
Цель исследования: выявить особенности самоактуализации подростковов.
Гипотеза исследования: подростки обладают средними показателями самоактуализации.
Задачи работы:
1. Раскрыть понятие «самоактуализации», охарактеризовать сущность.
2. Провести исследование, выявив психологические особенности самоактуализации подростков.
3. Проанализировать исследование
Методы исследования:
• теоретические методы: анализ, синтез, систематизация и обобщение;
• эмпирические: тестирование, анкетирование.
Методика исследования: «Опросник диагностики самоактуализации личности САМОАЛ (А. В. Лазукин, Н. Ф. Калина, 1998)».
Теоретическая значимость состоит в анализе и обобщении материалов психолого-педагогической литературы по проблеме самоактуализации подростков.
Практическая значимость состоит в диагностике особенностей самоактуализации подростков.
Структура работы: курсовая работа состоит из двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Вопросы самоактуализации человека, возникавшие с древних времен, до сих пор не теряют своей актуальности. Проблемой сущности и потенциала человека занимались представители гуманистической и экзистенциальной психологии. Они отмечали, что стремление к самоактуализации является врожденным и проявляется во времени как раскрытие заложенного в индивиде потенциала. Подобных воззрений на реализацию личностных потенций придерживались и сторонники других направлений в психологии.
Современное общество заинтересовано в самостоятельном, ответственном, способном к самореализации, творческом, активном гражданине России. Что указывает на необходимость создания условий самоактуализации старших подростков.
Проанализировав несколько подходов к определению понятия самоактуализация, можно сказать, что самоактуализация - это процесс и результат осуществления, реализации человеком своих жизненных сил, возможностей и способностей, своего предназначения в процессе своей жизни, в своей судьбе.
Сущность самоактуализации заключается в целенаправленном выявлении и совершенствовании своего творческого потенциала через различные виды самореализации: познавательную, оздоровительную, профессиональную и другие, посредством взаимодействия с другими людьми, сопровождающуюся чувством удовлетворения результатом, движение к воплощению своего истинного предназначения.
Подростковый возраст является благоприятным возрастом для развития своего потенциала, так как в значительной степени может самостоятельно определять особенности и формы своей самоактуализации, планировать свой жизненный путь.
Именно поэтому должны быть в полной мере созданы условия для реализации возможностей обучающихся по направлениям самореализации: духовно-семейной, профессиональной, эстетической, нравственной, гражданско-патриотической, оздоровительной и д.р.
В результате проведённого эмпирического исследований выявлены наиболее болезненные точки личности, которые препятствуют полноценной самоактуализации подростков. Именно с этими сферами следует непосредственно работать, в первую очередь.
1. Адлер, А. Индивидуальная психология / А. Адлер // История зарубежной психологии / ред. П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. – Москва: Изд-во МГУ, 1986. – С. 131–140. – Текст : непосредственный.
2. Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б.Г. Ананьев / Современные психологические проблемы высшей школы. – Санкт-Петербург, 1974. - 280 с. – Текст : непосредственный.
3. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. — Москва: Педагогика, 1982—1984. Т. 4 : Детская психология / Под. ред. Д.Б. Эльконина. — 1984. — 433 с. – Текст : непосредственный.
4. Выготский, Л.С. Проблема возраста / Л.С. Выготский / Собр. соч.: в6т. – Москва, 1984. - Т.4. - С. 244-268. – Текст : непосредственный.
5. Выготский, Л.С. Психология / С. Л. Выготский. - Москва: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с. – Текст : непосредственный.
6. Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во «Инст-т практ. психологии». – Воронеж: НПО «МОДЭК». – 1996. – 512с. – Текст : непосредственный.
7. Галажинский, Э.В. Системная детерминация самореализации личности /Э.В. Галажинский // Дисс. … доктора психол. наук. – Томск, 2012. – 320с. – Текст : непосредственный.
8. Иванов, С.А. Педагогические условия самореализации личности учащихся в системе непрерывного образования / С.А. Иванов - Москва: АМОК, 2000. - 279 с. – Текст : непосредственный.
9. Кагермазова, Л.Ц. Возрастная психология / Л.Ц. Кагермазова. - ДПО КБГУ, 2009. – 276 с. – Текст : непосредственный.
10. Кон, И.С. Личность и ее самосознание / И.С. Кон - М.: Политиздат, 1984. - 335 с. – Текст : непосредственный.
11. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. – Москва: Просвещение, 1979. – 175с. – Текст : непосредственный.
12. Коростылева, Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере / Л.А. Коростылева. – Санкт-Петербург.: Речь, 2005. – 220 с. – Текст : непосредственный.
13. Костакова, И.В. Развитие общительности как фактор самореализации студентов – будущих психологов / И.В. Костакова // Дисс. … кандидата психол. наук. – Самара, 2008. – 27с. – Текст : непосредственный.
14. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум; — 9-е изд. — Санкт-Петербург.: Питер, 2005. — 940 с. – Текст : непосредственный.
15. Кудинов, С.И. Полисистемный подход исследования самореализации личности / С.И. Кудинов // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 11. - С. 337-346. – Текст : непосредственный.
16. Кудинов, С.И. Психодиагностика личности / С.И. Кудинов // Издательство Тольяттинского государственного университета, 2012. – 269 с. – Текст : непосредственный.
17. Кулик, Н.Л. Философский аспект самореализации личности человека / Н.Л. Кулик // Психологический институт РАО: материалы симпозиума. - Москва, 2002. - № 1. – Текст : непосредственный.
18. Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу. – Москва, 1997. – Текст : непосредственный.
19. Олпорт, Г. Становление личности: Избр. Труды / Г. Олпорт; Под общ. ред. Д.А. Леонтьева; Пер. с англ. Л.В. Трубицыной, Д.А. Леонтьева. - Москва: Смысл, 2002. - 461 с. – Текст : непосредственный.
20. Рахматшаева, В.А. Психология взаимоотношений / В.А. Рахматшаева // Москва: Просвещение, 1996. - 268 с. – Текст : непосредственный.
21. Роджерс, К. Становление человека / К. Роджерс. – Москва: Прогресс: Универс, 1994. – 478 с. – Текст : непосредственный.
22. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - Москва: «Прогресс», 1994. – 479 с. – Текст : непосредственный.
23. Рубинштейн, М.М. Юность: по дневникам и автобиографическим записям / M.М. Рубинштейн. - Москва: Высш. пед. курсы при Моск. высш. техн. училище, 1928. - 275 с. – Текст : непосредственный.
24. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании / В.В. Сериков – Волгоград, 1994. – 164 с. – Текст : непосредственный.
25. Ситаров В.А., Шутенко А.И., Шутенко Е.Н. Самореализация студенческой молодежи как ценность вузовского обучения // Знание. Понимание. Умение. – 2008. - № 2. – С.143-152. – Текст : непосредственный.
26. Слободчиков, В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев; под общ. ред. В.Г. Щур. - Москва: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2013. - 540 с. – Текст : непосредственный.
27. Современная психология. Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. – Москва: Инфра-М, 1999. – 678 с. – Текст : непосредственный.
28. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности / Д.И. Фельдштейн. - Москва: Изд-во «Институт практ. психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. - 512 с. – Текст : непосредственный.
29. Франкл, В. Человек в поисках смысла: введение в логотерапию / В. Франкл. - Москва: Прогресс, 2000. - 366 с. – Текст : непосредственный.
30. Фромм, Э. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики / Э. Фромм; пер. с англ. Л.А. Чернышевой. – Минск: Коллегиум, 1992 . – 253 с. – Текст : непосредственный.
31. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст]/ Э. Фромм. – Москва: «Республика», 1994. – 447 с. – Текст : непосредственный.
32. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость : учебное пособие / О.В. Хухлаева. – 3-е издание, стереотипное. – Москва : Академия, 2006. – 208 с. – Текст : непосредственный.
33. Шпрангер, Э. Психология юношеского возраста : Педология юности / Э. Шпрангер. - Москва: Литература, 1931. – Текст : непосредственный.
34. Шутенко, Е.Н. Методика исследования самореализации в вузовском обучении / Е.Н. Шутенко, А.И. Шутенко - Москва: МосГУ, 2008. - 54 с. – Текст : непосредственный.
35. Эриксон, Э. Идентичность / Э. Эриксон. – Москва, 1996. – 344 с. – Текст : непосредственный.
36. Юнг, К. Конфликты детской души / К. Юнг. – Москва: Канон, 2004. – 456 с. – Текст : непосредственный.