Введение
Глава 1. Репрезентация концепта культуры в период глобализации с
помощью документальной фотографии
1.1.Природа концепта. Феномен концепта культуры. Классификация
лингвокультурных концептов
1.2.Глобализация человеческого общества: понятие, развитие и угрозы........ 12
1.3.Жанр документальной фотографии: краткая история происхождения жанра,
специфика
Глава 2. Специфика понятия «концепт культуры XXI века»: три мнения . 23
2.1. Формулировка культурных концептов России в XXI веке: общее
положение и общественное мнение
2.2. Формулировка культурных концептов России в XXI веке: субъективное
мнение автора данной работы, фотопроект
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
История всего человечества запечатлена на тысячах носителей разного
вида и формата. Веками люди по крупицам собирали уникальные данные о
человеке и окружающей его среде. О том, как развивался наш мир, можно
узнать и из многочисленной научной и художественной литературы, и из лекций преподавателей и даже из рассказов старшего поколения, однако самый
достоверный источник – фотография. Французский философ и литературовед
Ролан Барт описал ее особенность следующим образом: «То, что Фотография
до бесконечности воспроизводит, имело место всего один раз; она до бесконечности повторяет то, что уже никогда не может повториться в плане экзистенциальном»1.
Снимок способен передать нам наиболее точную информацию. Он, по
своему предназначению, останавливает время, фиксирует момент, приказывает всему, что попадает в поле зрения объектива, замереть на долгие годы,
чтобы потом предоставить возможность любому человеку в любое время очутиться на том квадратном метре, где стоял фотограф, в то мгновение, которое
без наличия этой фотографии исчезло бы навсегда.
Делая акцент на передачу информации только с помощью вербальных
средств, мы зачастую теряем или искажаем многие исторические факты, так
как не предусматривает того, что однородность подачи сведений влечет за собой отсутствие каких-либо иных доказательств ее правдивости.
Сотрудник научного архива КарНЦ РАН Савицкий А.А. отмечает: «У
людей, представляющих различные нации, культуры, исторические периоды
восприятие информации, как правило, сильно отличается. Это проявляется в
устной и письменной речи и особенно в интерпретации символов. Более того,
даже представители одной культурной общности могут по-разному интерпре-
1 Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. Ad Marginem, М., 2011. С. 16.4
тировать одно и тоже сообщение. Объясняется это наличием различных ценностных установок. Таким образом, один и тот же факт будет нести различную
смысловую нагрузку для различных людей».
При изучении истории можно заметить, насколько разнятся сведения о
каком-либо историческом событии в различных источниках, а зачастую и вовсе не имеют отсылки на достоверный ресурс. Причиной этому стало отсутствие в прошлых веках возможности оперативно фиксировать происходящее:
отсутствие средств для запечатления реальности.
На сегодняшний день «цивилизация стоит на пороге так называемой информационной эры»3, где власть принадлежит тому, кому принадлежит уникальная информация, а главное – тому, кто может эту информацию доказать.
Именно поэтому фотография в наши дни имеет такое большое значение и популярность, она способна превратить в неоспоримый факт, либо опровергнуть любые слова.
Несмотря на то, что в XXI веке существует множество способов искоренения недостоверных сведений (мобильные телефоны с камерами, профессиональные фотоаппараты и другие средства съемки), общество не спешит менять мир, а лишь развлекается, так как находится на этапе привыкания к появлению новых технологий и использования их для построения подлинного концепта культуры века.
Актуальность исследования и создания фотопроекта обусловлена потребностью в формировании и сохранении подлинного образа зарождающейся
культуры XXI века в России в условиях глобализации общества для объективного восприятия действительности и уникальности культуры этого времени и
этой страны, а также для дальнейшего изучения и преобразования получившейся картины.
Новизна работы заключается в том, что ее исследовательская и практическая части способны заполнить существующий пробел в полноте и достоверности предоставляемой информации о развитии культуры России в XXI
веке, а также способны создать абсолютно новую область для исследования концепта.
Объектом данной работы является феномен концепта «культура XXI
века», а предметом – авторские фотографии и дизайнерские решения элементов всего проекта, отражающие уникальность 21-го столетия.
Цель работы – определить специфику понимания в современном обществе такого феномена как «Культура XXI века» с помощью визуализации концептов через фотографию.
Для достижения указанной цели нами были сформулированы следующие задачи:
1) изучить понятие концепта и определить его роль в процессе культурного становления социума, обозначить структуру культурных концептов;
2) исследовать феномен глобализации общества;
3) определить специфику такого жанра как документальная фотография;
4) обосновать подход к рассмотрению концепта культуры с точки зрения визуального выражения особенностей данного феномена через
документальную фотографию;
5) сформулировать собственную классификацию концептов культуры XXI века;
6) проанализировать результаты проведенного опроса и выявить ключевой элемент структуры концепта культуры XXI века;
7) визуализировать сведения о понятии концепта «культура XXI века»,
собранные посредством теоретического материала и проведения социального опроса, а также посредством собственного видения данного феномена, с помощью фотопроекта.6
Исследовательская и творческая части нашей работы заключены в определенные хронологические и географические рамки.
Проект был сформулирован и начат автором в 2013 году.
Все фотографии, вошедшие в творческий проект, были сделаны на территории Российской Федерации, в городах, выбранных случайным образом,
чтобы избежать какой-либо закономерности для наибольшей объективности.
Теоретическая база работы сформирована на основе российской и зарубежной научной литературы в области культурологии и фотожурналистики, а
также в таких областях как лингвистика, философия, психология и семиотика.
Эмпирическая база состоит из 20 авторских фотографий по заданной
теме, которые наиболее точно олицетворяют выбранные концепты, а также авторского дизайна открыток и коробки под них и аккаунта в социальной сети
Instagram.
Мы уточняем, что фотопроект ежедневно пополняется новыми снимками и выходит за рамки данной выпускной квалификационной работы.
В работе используются такие теоретические методы как сопоставительный анализ, обобщение и синтез. К эмпирическим методам исследования относится социальный опрос и сопоставительный анализ.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение,
список использованной литературы, список источников и приложение. Приложения направлены на иллюстрирование практической части работы (авторские почтовые открытки в коробке с уникальным дизайном и аккаунт в социальной сети Instagram, наполненные авторскими фотографиями и элементами фирменного стиля.
В исследовании была обоснована возможность репрезентации культурных концептов с помощью документальной фотографии. Феномен концепта
был проанализирован как многогранное, изменяющееся знание, которое преобразовывается в процессе исторического, культурного и духовного становления общества или одного человека.
Классификация концептов существует лишь на теоретическом уровне,
так как само понятие «концепт» является основополагающим при изучении
различных областей наук и используется в различных областях знаний и не
может быть заключено в жесткие рамки.
В ходе исследования было выяснено, что понятие концепта настолько
обширно, что ученые приняли решение о структурировании подходов к его изучению.
Помимо вопроса о специфике концепта, нами также было определено,
что эксперты считают глобализацию – основным вектором развития XXI века.
Мы разобрали основные определения глобализации и обозначили возможные
последствия от реализации этапов этого процесса.
При изучении документальной журналистики мы также столкнулись с
разветвлением мнений. Однако при их сопоставлении нам удалось выяснить,
что природа фотографии все же является документальное, но не однородно таковой.
Мы создали уникальную классификацию концептов культуры XXI века
и определили специфику феномена «Культура XXI века», результат проиллюстрировали с помощью фотопроекта.
Фотопроект включил в себя: авторские фотографии по заданной теме,
открытки с авторским дизайном и коробку под них, а также аккаунт в социальной сети Instagram (См. Приложение 14).
В рамках данной выпускной квалификационной работы был проведен
социальный опрос, результаты которого дополнили общую картину и помогли
нам сформировать концепт зарождающейся культуры XXI века.40
Таким образом, мы получили отличительной концепт культуры XXI
века – возможность выбора – и подтвердили его следующими аргументами:
1) Концепт разносторонен;
2) Мнение экспертов разнопланово;
3) Фотопроект составлен из различных концептов и различных
форм его выражения.
Итак, работа обладает не только теоретической значимостью, но и значимостью практической. Нами сформулирован и доказан не встречающийся
до сегодняшнего дня способ выражения концепта и новая область исследования.
1. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории
словесности к структуре текста. Антология. М.: Academia, 1997.
2. Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. Ad Marginem, М.,2011.
3. Большая советская энциклопедия. URL: http://bse.sci-lib.com/.
4. Васильева Е. Фотография и феноменология трагического: идея должного и фигура ответственности. // Вестник Санкт-Петербургского
государственного университета. Серия 15., 2015.
5. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996.
6. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. Социология: учебник для вузов. М.:
ИНФРА-М, 2004.
7. Волкова Л.А. Теодор Левитт и его работы. URL: http://market.narod.ru/Abstract/O_Levitt.html.
8. Гринин Л.Е. Глобализация и национальный суверенитет // История и
современность. - 2005.
9. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. — СПб.: Питер,
2011.
10.Карасик В. И. Этноспецифические концепты // Введение в когнитивную лингвистику. Кемерово, 2004.
11.Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Лингвокультурный концепт как единица
исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Сб. науч. тр. / Под ред. И.А.Стернина. - Воронеж: ВГУ, 2001.
12.Коулман А. Документальная фотография, фотожурналистика и
пресс-фотография сегодня. URL: https://www.photographer.ru/cult/theory/383.htm.
13.Левашов В. Лекция 6. Документальная фотография 1920 — 1950х годов. / Левашов В. Лекции по истории фотографии. — М. : «Тримедиа
Контент», 2014.
14.Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка ⁄⁄ Изв. РАН – СЛЯ. –
1993.42
15.Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: Учебное пособие / В. А.
Маслова. – Мн.: ТетраСистемс, 2004.
16.Нерознак, В. П. От концепта к слову: к проблеме филологического
концептуализма / В. П. Нерознак // Вопросы филологии и методики
преподавания иностранных языков. - Омск, 1998
17.Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009.
18.Рождение фотографии // ФОТОГРАФИЯ. Всемирная история / Джульет Хэкинг.М.: «Магма», 2014
19.Руйе А. Фотография. Между документом и современным искусством.
СПб., 2014.
20.Савицкий А.А. Проблема достоверности информации при изучении
современной истории» // Северная Европа в XXI веке: природа, культура, экономика. Секция «Общественные и гуманитарные науки».
Петрозаводск, 2006.
21.Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. – М.,
1985–1988.
22.Степанов, Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю. С. Степанов. - М., 1997.
23.Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.
24.Фрумкина Р. М. Концептуальный анализ с точки зрения лингвиста и
психолога // Научнотехническая информация. – 1992.
25.Чернейко, Л. О. Лингвофилософский анализ абстрактного имени / Л.
О. Чернейко. - М., 1997.
26.Штомпка П. Социология Социальных Изменений / Под Ред. В.А.
Ядова;. Пер. С Англ. А.С.Дмитриева. М.: Аспект-Пресс, 1996.
27.Эрик Г. Эриксон. Детство и общество. СПб., 1996.
28.Эрлих П., Холм Р. Процесс эволюции. Мир, 1966.
29.Friedman Th. The Lexus and the Olive Tree. New York: Farrar, Straus and
Giroux, 2000, p.
30.Len Bernstein What Do The World and People Deserve? URL:43
https//web.archive.org/web/20080515162429/http://lenbernstein.com/Pag
es/RiisArticle.html.
31.Ohmae K. Triad Power. The Coming Shape of Global Competition. N.Y.:
Macmillan, 1992.
32.Robertson R., Lechner F. Modernization, Globalization and the Problem
of Culture in the World-Systems Theory // Theory, Culture & Society. –
1985