Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗ РОССИИ В КИТАЙСКИХ СМИ RUSSIA’S IMAGE IN THE CHINESE MEDIA

Работа №134904

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы100
Год сдачи2017
Стоимость5710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Национальный образ и специфика китайских СМИ 12
1.1. Соотношение понятий «образ» и «имидж» государства 12
1.2. Характеристики имиджа 12
1.3. Компонентный состав имиджа как единицы массовой коммуникации 15
1.4. Внутренние противоречия образа государства 20
1.5. Роль китайских СМИ в формировании образа государства 23
1.6. Информационные функции китайских СМИ 26
1.7. Языковые особенности китайских СМИ как средство создания образа
государства 28
Выводы к главе 1 29
Глава 2. Освещение в китайских СМИ российской истории и истории российско- китайских отношений 31
2.1. История дореволюционной России в освещении китайских СМИ 31
2.2. Советский Союз и Китай 39
2.3. Образ России постсоветского периода и сотрудничество с КНР 47
Выводы к главе 2 49
Глава 3. Освещение в китайских СМИ образа многонационального народа России 51
3.1. Образ русского народа как часть имиджевой структуры России в
китайских СМИ 51
3.2. Освещение наиболее многочисленных этнических групп России 58
Выводы к главе 3 67
Глава 4. Современная Россия в китайских СМИ 69
4.1. Внутренняя политика России 70
4.2. Внешняя политика России 78
4.3. Освещение современных русско-китайских отношений 85
Выводы к главе 4 88
Заключение 90
Список использованных источников и литературы

Актуальность темы исследования. В конце ХХ - в начале XXI века в результате интенсивного экономического и политического роста в корне изменилась позиция и роль Китая на международной арене. Не один исследовательский и публицистический источник называет Китайскую Народную Республику потенциальной сверхдержавой или уже состоявшегося в таком статусе государства. По данным компании Global Language Monitor, движение Китая к статусу сверхдержавы стало самой читаемой новостью 2000-х . Соответственно изменилась и политика китайский СМИ в плане освещения государств- потенциальных союзников и государств, занимающих политическую и культурную оппозицию по отношению к этой сверхдержаве. Поддержание и развитие этого статуса, формирование у китайского массового адресата представление о себе как гражданах стабильного, светского и самого развитого государства является первостепенной задачей, что и обуславливает особый отбор, организацию эмпирического материала, создание особой точки зрения на нее. Актуальность нашего исследования заключается в том, что в нем мы рассматриваем все внутренние механизмы формирования в китайских СМИ образов других государств для достижения внутренних политических целей, средства реализации манипулятивных стратегий воздействия и создания специфического «взгляда на мир».
Актуальность исследования данной темы также заключается в том, что Россия в системе китайских международных отношений является союзником, однако история китайско-русских отношений настолько сложна, неоднозначна, что нельзя говорить об образе России как некоторой константы: он всегда пребывал и пребывает в динамике, меняясь в зависимости от внешнеполитических условий и изменившейся государственной позиции. Это связано с тем, что Россия воспринимается не только как современное молодое демократическое государство, являющееся одновременно с Китаем членом ООН, ШОС, БРИКС, Большой двадцатки и Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества. Россия - это, в первую очередь, наследие Советского Союза, государства, которое воспринималось Китаем в разное время как дружественное, как враждебное, но всегда занимало позицию «сверхдержавы». Ориентация государственно-политического устройства Китая на СССР привела к тому, что и образ национальной идентичности, включенный в имидж современной КНР, и образ России оказываются тесно взаимосвязанными и всегда отталкиваются от этой части своего общего прошлого как от «положительной точки опоры».
Особой важностью с этой точки зрения является попытка понять развитие образа России в будущем. С одной стороны, необходимо понять, какое общее представление о русском государстве сформируется в представлении китайского народа, что станет залогом укрепления социальных взаимоотношений между двумя народами, обмена культурной информации, ориентации на «братьев» в случае формирования оппозиции по отношению к другим странам и политическим системам. С другой стороны, следует проанализировать манипулятивные стратегии, которые сопутствуют формированию имиджа России в больших масштабах, потому что это определит взаимоотношения двух государств на международном уровне, их отношение к политическим действиям друг друга. По нашему мнению, китайские СМИ являются важнейшим регулятором образа России, основным способом его формирования и трансляции для массового китайского адресанта, что также обуславливает актуальность нашего исследования: анализ средств и способов создания образа России в китайских СМИ.
На сегодняшний момент газета «Жэньминь жибао» является основным информационным порталом для 2 миллионов 800 тысяч подписчиков. Чуть меньше читателей у газеты «Чайна дейли», однако это не уменьшает ее общественно¬политических позиций. Все читатели воспринимают единую государственную точку зрения Китая на мир, на Россию, и в соответствии с этим формируют собственный образ чужого государства. Актуальность нашего исследования заключается также в том, что мы при помощи различных инструментов анализа рассматриваем то, как именно создается эта точка зрения, какой процент в ней занимает вопрос «русских» и «России», а также что это значит для современной России в настоящем времени и в перспективе.
Степень научной разработанности темы. Проблеме формирования образа России в Китае на различных уровнях, в том числе как элемента прагматических стратегий средств массовой коммуникации, посвящены многие работы российских и китайских исследователей. Образ России как предмета освещения китайскими СМИ исследовали такие отечественные исследователи как Н.В. Тен, Ю.М. Галенович23, Д.А. Владимировой , А.В. Кислов 4 , которые занимались анализом современное состояние данного образа и его историческое развитие, саморефлексию Китая в соотношении с Россией, особенности способов освещения данной проблематики в печати. Исследованию русско-китайских отношений и развитию имиджевой структуры государств в этом отношении посвящены труды таких китайских ученых как Ли Юцюань , Пань Дэли , Сюэ Сяньтянь, Луань Цзинхэ , которые в них представили наиболее полный анализ данного предмета.
Теоретической базой диссертационного исследования служат труды в области теории журналистики, теории массовой информации: Богомоловой Н. Н. , Назарова М. М. , Прохорова Е. П. , Уэбстера Ф. , исследователей формирования и трансляции имиджей в средствах массовой коммуникации: Большакова С.Н. и Бодруновой С.С. , Девяткова А.В., Кондратьева С.В., Макарычева А.С., Чувильской Е.А. и других.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного нами анализа крупнейших китайских газет нами были сделаны выводы о составляющих национальный образ России компонентах, которые характеризуют страну для китайского массового адресата и становятся регулятором международных отношений. В ходе исследовательской работы нами были успешно выполнены поставленные задачи: проанализированы понятия «национальный образ», «имидж», их основные структурные компоненты, условия функционирования, сопоставить понятия «имидж» и «образ» государства. «Образ» государства является сформированным явлением в национальной культурной картине мира, он состоит из «имиджей», которые создаются в СМИ для влияния на читателей; проанализированы место и роль китайских СМИ в формировании образа российские государства, манипулятивные стратегии, которые обеспечили именно такое распределение положительных или отрицательных компонентов в структуре образа; было исследовано, как освещается в китайских СМИ история, многонациональный народ и современное состояние России, образ ее лидеров, политического положения на международной арене, русско-китайские отношения в современном разрезе.
Образ России формируется на уровне частных имиджей, которые транслируют СМИ:
1. Военное государство
2. Страна, которая олицетворяла Советский Союз
3. Страна на руинах Советского Союза
4. Источник политического, государственного, национального и культурного опыта для Китая (в качестве плохого примера)
5. Государство с излишне амбициозной политикой и властолюбием, преследующая эгоистические интересы даже в миротворческих акциях
6. Государство с низким уровнем социальной обеспеченности рядовых граждан
7. Русские - неблагоразумные, этноцентричные, самобытные.
8. Страна-миротворец;
9. Страна-борец за свои права и национальные интересы;
10. Страна-объект клеветы и возмездия со стороны США, ЕС;
11. Страна, неадекватно оценивающая свое международное отношение;
12. Страна-союзник Китая.
Амбивалентность образов выполняют следующую функцию: не позволяют создать «культ» России (что случилось с образом В.В. Путина), утверждают государственные основы и идеологию Китая, позволяют китайским читателям воспринимать положение и путь своей страны как единственно правильный, преодолеть сложившийся имидж «младшего брата» , способствуют формированию положительной, но молодой и излишней амбициозной страны, которая в случае партнерства с Китаем сможет стабилизировать свое положение как внутри страны (на экономическом и духовном уровне), так и на международной арене (за счет поддержки и создания явной оппозиции Западу и США).



1. Бартминьский Е. Базовые стереотипы и их профилирование // Стереотипы в языке, коммуникации, культуре: сб. статей / сост. и отв. ред. Л. Л. Федорова. М.: РГГУ, 2009. С. 11-21.
2. Василенко И.А. Стратегия формирования современного имиджа России // Имидж России в информационном сообществе. — М., 2010.
3. Галенович Ю. М. Россия в «китайском зеркале». Трактовка в КНР в начале XXI века истории России и русско-китайских отношений. Москва: Восточная книга, 2011, с. с. 212.
4. Гринберг, Т.Э. Образ страны или имидж государства: поиск конструктивной модели / Пресс-служба. - 2009. - № 2. - С. 74-82
5. Гуржий Д. А. Влияние СМИ на формирование общественного мнения // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 991-993.
6. Девятков А.В., Кондратьев С.В., Макарычев А.С., Чувильская Е.А. Проблема образов в международных отношениях: методологические подходы и перспективы // Вестник Тюменского государственного университета. 10. 2011.С.24-30
7. Джерри Д. и Джерри Д. Большой толковый социологический словарь. Русско- английский и англо-русский. В 2-х томах. COLLINS. М. 1999, с. 544
8. Исина Г. И. Стереотипы и национальная языковая картина мира: автореф. дисс. ... д. филол. н. Алматы, 2008. 55 с.
9. Колшанский Г. В. Объективная картина мира в познании и языке. М.: Наука, 1990. 108 с.
10. Липпман У Общественное мнение. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.
11. Маршалл Маклюэн. Понимание медиа: внешние расширения человека = Understanding Media: The Extensions of Man. — М.: Кучково поле, 2007, с. 101-104
12. Образ России в зарубежном политическом дискурсе: стереотипы, мифы и метафоры // Материалы Международной научной конференции. Екатеринбург, 13-17 сентября 2010 /Урал. гос. пед. ун-т / под ред. А.Чудинова, 2010.
13. Паренти М. Демократия для немногих. М., 1990. С. 216.
14. Тен, Н. От Пушкина до Путина: образ России в современном Китае (1991-2010) / Наталья Тен. — М.: Новое литературное обозрение, 2016. — 296 с.
15. Тен Н.В. Образ России в современном Китае (1991-2010). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова Институт стран Азии и Африки. М., 2012.
16. Тен Н. В. Образы президентов России в современной китайской публицистической литературе // Материалы конференции «Ломоносов -2009», М. 2009. С.20-21.
17. Тюкаркина Ольга Михайловна Роль национального брендинга в формировании внешнеполитического имиджа современной России // Власть. 2011. №12., с. 4-5
Литература на китайском языке:
18. Лю Лубин. Русский характер в представлении китайцев. Шанхай, 2014. - 314 с. ЖЖ. «тШ.±«т 2014.
19. Ли Суйань. Образ России в Китае. Харбин, 2012. -487с.
Ж^Ж.ФВЙШ^ЖЖЖ:1949-2009. ^ЖЖ^ЖЖЖ.2012.
20. Ли Юнцюань. Возрождение: свершения и тревоги) // «Желтая книга: отчет о развитии России в 2014 году», Институт изучения России, Центральной Азии и Восточной Европы Китайской академии общественных наук, под редакцией Ли Юнцюаня, Пекин, 2014. -289С. ЖАЖАЖЙШЖЖ. Н^ШМ. 2014
21. Пань Дэли. Политическая обстановка в России в 2013 году) // «Желтая книга: отчет о развитии России в 2014 году», Институт изучения России, Центральной Азии и Восточной Европы Китайской академии общественных наук, под редакцией Ли Юнцюаня, Пекин, 2014, -289С.. ЖШВ 2013Ж®^ЖШдЖ^.
22. Сюэ Сяньтянь, Луань Цзинхэ. История и действительность китайско-российских отношений - от трех союзов к Договору о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве) // «Сиболия янцзю» (Сибирские исследования), 2002, -6С. WMA ЖЖЖ{О^ШАЖЖЖ:МЖйЖ®Ж^£Ж1ШЖ 2002
Итернет-источники:
23. Эдвард Чесноков. Китай для России: «добрый панда» или «затаившийся дракон»/Эдвард Чесноков. URL: http://www.spb.kp.ru/daily/26624/3644851/ (дата обращения: 03.01.2017 )
24. Аббас Джума. Как Западные СМИ врут о ситуации в Сирии/Аббас Джума. URL:
http://www.spb.kp.rU/daily/26595.5/3610623/ (дата обращения: 19.10.2016 )
25. Вань Пэн. Россия пересмотрит учебники по истории/ Вань Пэн. URL: http://theory.people.com.Cn/n/2014/1105/c143844-25979753.html (дата обращения: 05.11.2014)
26. Фэн Юйцюнь. Россиия покажет великодержавную амбицию/ Фэн Юйцюнь. URL: http://world.people.com.Cn/n/2014/0526/c1002-25062078.html (дата обращения: 26.05.2014)
27. Шэ Чжиюань. Одной из тем научно-исследовательского центра является российская история / Шэ Чжиюань. URL: http://www.npopss-cn.gov. cn/GB/n/2012/0711/c219507- 18493378.html (дата обращения: 11.07.2012)
28. Тань Боя. В Украине создана петиция о переименовании Киевской Руси/ Тань Боя. URL: http://news.china.com.cn/rollnews/news/live/2016-06/22/content 36327757.htm (дата обращения: 22.06.2016)
29. Ван Мэн. Влияние русской литературы в Китае показывает резкую тенденцию падения/ Ван Мэн. URL: http://culture.people.com.cn/n/2014/0217/c172318-24382264.html (дата обращения: 17.02.2014)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ