Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образ Иуды и тема предательства в рассказе Леонида Андреева «Иуда Искариот»

Работа №134903

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы71
Год сдачи2018
Стоимость5690 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕМА ПРЕДАТЕЛЬСТВА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НАЧАЛА
XX ВЕКА И ТРАКТОВКА ОСНОВНЫХ ТЕМ И МОТИВОВ ТВОРЧЕСТВА
Л. Н. АНДРЕЕВА 10
1.1. Тема предательства в русской литературе начала XX в 10
1.2. Основные темы и мотивы творчества Л. Н. Андреева 21
1.2.1. Религиозно-философские взгляды Л. Н. Андреева 26
1.2.2. Трактовка добра и зла в произведениях Л. Н. Андреева 28
ГЛАВА II КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗА ИУДЫ В ПОВЕСТИ Л. Н. АНДРЕЕВА «ИУДА ИСКАРИОТ» 32
2.1. История создания повести «Иуда Искариот» в свете характеристики
эпохи 32
2.2. Повесть «Иуда Искариот» в оценке критики 34
2.3. Сопоставительный анализ образа Иуды в Евангелии и в повести «Иуда
Искариот» 38
2.4. Портрет Иуды и мотивы его предательства 41
2.5. Идейно-тематический комплекс повести «Иуда Искариот» 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 67

Данная работа посвящена изучению темы предательства в русской литературе, воплощенной в образе Иуды, ученика Иисуса Христа в Евангелии, и предавшего Учителя за тридцать серебренников, в результате чего с именем Иуды Искариота навечно связано понятие предательства. Мы рассмотрим образ Иуды на примере произведения «Иуда Искариот» (1907) Л. Н. Андреева.
В повести «Иуда Искариот» Л. Н. Андреева наблюдается отклонение от евангельского сюжета и образов, что является одной из особенностей русского литературного процесса конца XIX-начала XX века: помимо писателей, продолжавших традиционную линию утверждения христианских ценностей, появились литераторы, проявившие себя как «еретики» , которые интересуются психологией Иуды и пытаются объяснить, чем вызвано его предательство. К таким авторам, без сомнения, принадлежал Л. Н. Андреев. Он по-своему трактовал образ Иуды и его поступок, преступив через каноны Евангелия.
В Евангелии так говорится о предательстве Иуды: Рассказ Евангелия Матфея о предательстве Иуды. После рассказа о том, как Иисус молился в Гефсиманском саду, а его ученики спали. “Вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пойдем, вот приблизился предающий Меня. И когда еще говорил Он, вот, Иуда, один из двенадцати, пришел и с ним множество народа с мечами и кольями от первосвященников и старейшин народных.
Предающий же Его дал нам знак, сказав: кого я облобызаю, Тот и есть, возьмите его. И тотчас пойдя к Иисусу, сказал: Радуйся, Равви! И облобызал Его. Иисус же сказал ему: Друг, для чего ты здесь? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса и взяли Его”. (Мф: 26:46-51). Об этом сюжете говорится и в Евангелии от Марка (14:43-46) и Евангелии от Луки (22:47-49).
Произведение Л. Н. Андреева «Иуда Искариот» с первого опубликования вызвало в литературе большой шум и было рассмотрено многими исследователями и критиками.
Так, А. В. Бугров в работе «<Иуда Искариот и другие>: психология и история предательства Иуды» подробно проанализировал психологическое развитие Иуды в процессе совершения предательства. А. В. Бугров провел сравнительный анализ образа Иуды с образами других учеников Иисуса в повести Л. Н. Андреева. По его мнению — Иуда, это представитель пессимиста, который презирает и даже ненавидит людей. Как один из учеников Иисуса, Иуда намного лучше по сравнению с другими апостолами, хотя образ Иуды отличается необыкновенным физическим безобразием и двойственностью натуры. Андреевский Иуда истинно любит Иисуса и не может верить в любовь и честность других учеников по отношению к Иисусу. Общаясь с ними внешне, у Иуды «с другими апостолами не было никаких душевных связей, кроме внутреннего презрения и внешней насмешки» . Это потому, что другие апостолы действительно дурны, слова и действия которых, как пишет А. В. Бугров «усилило прежнее отрицательное отношение его к людям и их жизни, ощущение бессмыслия жизни от такого общения еще более обострилось в нем» .
А. В. Бугров считает, что предательство Иуды у Л. Н. Андреева было «идейное, возвышенное, Андреевское». Поэтому критик пришел к выводу, что целью Л. Н. Андреева является оправданием поступка Иуды: «Андреев хочет своей повестью реабилитировать честь и достоинство Иуды от ошибочно навязанной ему роли презренного, низкого предателя, в лице своего идейного и любящего Иисуса предателя он видит смелого, сильного, бодрого и в душевном смысле красивого человека, так сказать, сверхчеловека» . По мнению критика, беда Иуды состоит в том, что у него нет возможности быть рядом с Иисусом. Ему осталось только разочарование и отчаяние. Поэтому «отвергнутый Христом, оставленный наедине со своей мятежной душой, не могущей жить, не разрешив раз навсегда вопроса о смысле жизни, о правде, Иуда вынуждается путем предательства искать ответа у самой жизни, где правда...» . Но критик не может согласиться с этим. А. В. Бугров упрекает писателя в том, что его повесть нарушила истину евангельского текста: «Повесть не имеет внутренней идейной связи с подлинным содержанием Евангелия, и в освещении Евангельских событий исключительно субъективна» . А. В. Бугров вообще против оправдания образа Иуды. По мнению критика, «Иуды — представители скепсиса и отрицания, носители аморальной силы, без определенного нравственного направления, могут быть только разрушителями, а не созидателями жизни». Он считает, что это «страшные революционеры, враги истинной религии, нравственности и культуры» .


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для рубежа веков в России характерна особая напряженность и свободное нравственно-эстетическое и художественное искание в связи с резким изменением в общественной жизни и нестабильной обстановкой окружающей среды. В этот период в искусстве «возникло и усиливалось с каждым годом чувство глубокого переворота в порядке мировой жизни — в социальных процессах, в движении человеческих масс, в ходе истории. И — во внутренней жизни самих людей. Утрачивались прежние смыслы существования. Люди открывали в себе новые вопросы и тайны, обнаруживали в себе неизвестное — пугающее и манящее» . Тема предательства на рубеже веков оказалось актуальной в такой критической общественной жизни и хаотичном духовном состоянии русского народа. Несомненно, возникновение этих новых чувств заставило писателей обращаться к ирреальным размышлениям, в результате чего появились такие произведения, которые представляли резкий контраст «по отношению к предшествующей эпохе материализма и атеизма» , в том числе повесть «Иуда Искариот» Л. Н. Андреева.
Творчество Л. Н. Андреева отличается разнообразием тем и мотивов, среди которых выделяются те, которые связаны с человеком, его душой, отношением человека с миром. Автор интересуется психологией человека, его внутренней сущностью, вечным вопросом Добра и Зла, часто пытаясь объяснить их собственным толкованием евангельского текста.
Философско-религиозные взгляды Л. Н. Андреева отличаются крайней противоречивостью, как и мировоззрение автора. В них прослеживались такие элементы, как отрицание Бога и всех христианских ценностей, морали православия. Вместе с тем, писатель всю жизнь находился в глубокой связи с христианским наследием. В связи с этим автор создаёт собственные трактовки евангельских сюжетов, собственные образы на этой основе. Один из них — Анатэма — воплощение тёмной силы, выступающей против Создателя. Одновременно с этим Анатэма, подобно автору, находится в постоянном поиске истины. Ему противостоит Давид Лейзер — воплощение христианской любви и сострадания, но вместе с тем, бессильный. Так постепенно прорастает концепция Добра и Зла Л. Н. Андреева, которая никак не связана с христианской моралью и — более того — противоречит ей.
Помимо сложных социальных факторов, история создания произведения «Иуда Искариот» тесно связана с авторским собственным философско-религиозным исканием истины Добра и Зла. Тема предательства преломляется писателем через другие темы: гордыни и любви, зависти и самолюбия. Предательство в повести предстаёт не как событие библейского прошлого, а как событие современности, являясь намёком на историческую ситуацию.
Созданную Л. Н. Андреевым повесть в критике оценили диаметрально противоположно в связи с многозначностью ее основной мысли: одни резко критиковали, другие давали высочайшую оценку. Полярность мнений позволяет считать, что произведение Л. Н. Андреева не только имеет сложную структуру и смысл, но также ждёт адекватной оценки из современности.
Излагая по-своему евангельский сюжет предательства Иуды, Л. Н. Андреев не отказался совсем от евангельской версии. А наоборот, в процессе создания произведения автор придерживался основной фабулы источника, в то же время внес необходимые акценты.
Интересно, что между Иудой Искариотом и Л. Н. Андреевым наблюдается немало сходств. Иуда как будто воплощение самого автора, который всегда стоит на грани веры и неверия, любви и ненависти, света и тьмы.
Как отмечено, Иуда у Л. Н. Андреева противоречивый человек. И писатель тоже, как пишет Г. И. Чулков: «жил Андреев двойною жизнью. С одной стороны, большая семья, много знакомых, издатели, критики, репортеры, актеры и какие-то бесконечные случайные посетители: тут было много забот и суеты. С другой стороны, та внутренняя мучительная тревога, слепая и угрюмая, которая его терзала: тут одиноко сгорала его душа» .
Андреевскому Иуде часто присущи подобные взгляды автора по отношению к человечеству. Несмотря на то, что Иуда вовсе не верит в учение Иисуса и не может любить человечество, искренне любит самого доброго Иисуса. Соответственно, Л. Н. Андреев жаждет Добра, истины, но в душе не в силах верить в их осуществление и мучается за то, что не может человек любить. Как Л. Н. Андреев пишет в дневнике: «Чем я виноват, что преобладающее во мне чувство к людям-- презрение, а иногда — ненависть? Дайте мне рецепт, по котором я мог бы претворить эти чувства в одно: любовь — и я с удовольствием сделаю это. Ведь с любовью жить куда легче, чем с презрением и ненавистью» .
Иуда не может заставить Иисуса его любить. Это приносит ему боль и Иуде остается только один выход — смерть. Так и сам Л. Н. Андреев при жизни не раз задумывался о самоубийстве, но боязнь смерти останавливала его. Из-за этого автор относится к себе с презрением, как ко всему человечеству. Вот как сам писатель писал об этом: «Когда в эти ужасные ночи ко всем мукам, ко всем дурному, что заставляет меня презирать себя — присоединяется сознание, что мука эта вечна, что я не могу убить себя; и к бесконечно-тяжелому грузу, задавившему мою жизнь, присоединяется новый, тягчайший: презрение к себе, малодушному, бесконечно слабому и жалкому трусу» .



1. Андреев Л. Н. Драматические произведения: В 2 т. Т. 1. Л.: Искусство, 1989.
2. Андреев Л. Н. Правила добра // Л. Андреев Избранное. М.: Современник, 1982. С. 325-347.
3. Андреев Л. Н. Полное собрание сочинений и писем: В 23 т. М.: Наука, 2007.
4. Блок А. Был вечер поздний и багровый // Полное собрание стихотворений Блок: В 2 т. Т. 1. М.; Л.: Советский писатель, 1946. С. 115.
5. Булгаков М. А. Мастер и Маргарита. М.: Худож. лит., 1982.
6. Мережковский Д. С. Христос и Антихрист: (Петр и Алексей). СПб.: М. В. Пирожков, 1906.
7. Ремизов А. М. Иуда // А. М. Ремизов Собрание сочинений: В 10 т. Т. 3. М.: Русская книга, 2000-2003. С. 61-72.
8. Рославлев А. Иуде // В Башне. Стихи. Книга первая. М.: «ЭОС», 1907. С. 28-29.
9. Штраус Д. Ф. Жизнь Иисуса: Книги 1 и 2. М.: Республика, 1992.
Научная и критическая литература
10. Акимов В. М. От Блока до Солженицына: Путеводитель по русской литературы ХХ века. СПб.: Искусство-СПБ, 2011.
11. Акимов В. М. Сто лет русской литературы: от серебряного века до наших дней. СПб.: Лики России, 1995.
12. Андреев В. Л. Детство. М., 1996.
13. Андреев Л. Н. Дневник. 1897-1901. М.: ИМЛИ РАН, 2009.
14. Андреев Л. Н. Избранное. М.: Современник, 1982.
15. Арабажин К. И. Леонид Андреев. Итоги творчества. Литературно-критический этюд. СПб.: Общественная Польза, 1910.
16. Арсентьева Н. Н. О природе образа Иуды Искариота // Творчество Л. Андреева. Исследования и материалы. Курск, 1983. С. 15-20.
17. Бабичева Ю. В. Драматургия Л. Н. Андреева эпохи первой русской революции. Вологд., 1971.
18. Бабичева Ю. А. Литература в годы реакции // История русской литературы: В 4 т. Т. 4. Литература конца XIX начала XX века. Л.: Наука, 1983. С. 575-603.
19. Баранов И. П. Леонид Андреев, как художник, психолог и мыслитель. Киев.: Кн. маг, 1907.
20. Беззубов В. И. Леонид Андреев и русский реализм начала XX века: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тарту, 1968.
21. Безродный М. В. Об одном источнике романа «Мастер и Маргарита» // Русская литература. 1988. № 4. С. 205-208.
22. Безсолицына Т. В. Феномен предательства в русской культуре: автореф. дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2008.
23. Бень Ю. П. Социальное и экзистенциальное в повести Андреева «Иуда Искариот» // Вопросы литературоведения и методики преподавания литературы. Тирасполь: изд-во ПГУ, 2000. С. 52-55.
24. Бондарева Н. А. Главная тема творчества Леонида Андреева // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова, 2009. № 3. С. 43-46.
25. Бродский М. А. Последний аргумент Иуды // Русская словесность, 2001. №5. С. 23-30.
26. Брусянин В. В. Леонид Андреев: жизнь и творчество. М.: К. Ф. Некрасов, 1912.
27. Бугров А. В. Повесть Л. Андреева «Иуда Искариот и другие» (Психология и история предательства Иуды). Харьков, 1911.
28. Бугров Б. С. Леонид Андреев. Проза и драматургия: В помощи преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М.: Изд-во МГУ, 2000.
29. Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции) // Булгаков С. Н. Вехи.
Сборник статей о русской интеллигенции. М.: Новое время; Горизонт, 1990.
30. Булгаков С. Н. На пиру богов. Pro и contra. Современные диалоги // Сборник статей о русской революции. Из глубины. М.: Правда, 1991. С. 564-626.
31. Булгаков С. Н. Иуда Искариот Апостол-Предатель // Путь. 1931. № 26. С. 3-60; № 27. С. 3-42.
32. Буянкина А. С. Образ Иуды в произведениях Леонида Андреева и Алексея Ремизова: общее и различное // Теория и практика современной науки, 2016. № 5. С. 27-33.
33. Волошин М. А. Евангелие от Иуды // Независимый альманах «Лебедь». 2002. № 270. С. 105-107.
34. Ганжулевич Т. Я. Русская жизнь и ее течения в творчестве Л. Андреева. СПб.; М., 1910.
35. Гедберг Т. Иуда. История одного страдания / перев. со швед. В. Спасской//Книга Иуды: Антология. СПб., 2001.
36. Горький М. Литературные портреты. Москва.: Гослитиздат, 1959.
37. Данилин Я. Леонид Андреев и общественная реакция. М.: Заря, 1909.
38. Демидова С. А. Мировоззрение Леонида Андреева: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2008.
39. Долгополов Л. Н. На рубеже веков: о русской литературе конца Х1Х-началаХХ в. Л.: Сов. Писатель; Ленингр. отд-ние, 1985.
40. Заманская В. В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века. Диалоги на границах столетий: Учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2002.
41. Замлелова С. Художественная антропология образа Иуды Искариота в литературе ХХ века: [Электронный ресурс], 2011. URL: http://ruskline.ru/analitika/2011/08/01/hudozhestvennaya_antropologiya_obraza_i udy_iskariota_v_literature_hh_veke/ (дата обращения: 02.02.2018).
42. Западова Л. А. Источники текста и “тайны” рассказа-повести
«Иуда Искариот» // Русская литература, 1997. № 3. С. 45.
43. Иезуитова Л. А. Леонид Андреев и литература серебряного века: Избранные труды. СПб.: Петрополис, 2010.
44. Иезуитова Л. А. Творчество Леонида Андреева (1892-1906). Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976.
45. Ильев С. Социально-философский смысл повести «Иуда Искариот и другие» Леонида Андреева // Studia Rossica Posnaniensia, 1980. № 14. С. 67-81.
46. Ионин Л. Г. Две реальности «Мастера и Маргариты» // Вопросы философии. 1990. № 2. С. 44-45.
47. Каманина Е. В. Жанр романа в творчестве Леонида Андреева: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2000.
48. Колобаева Л. А. Концепция личности в русской литературе рубежа 19-20 веков. М.: Изд-во МГУ, 1990.
49. Кречетов П. И. Максим Горький и Леонид Андреев: Их жизнь и произведения. Рига.: Типо-лит. В. П. Матвеева, 1903.
50. Крючков В. П. «Еретики» в литературе. Саратов, 2003.
51. Крючков В. П. Русская проза ХХ века: М. Булгаков, Л. Андреев, Б. Пильняк, Е. Замятин. Саратов, 2017.
52. Ланщиков А. П. Вступительная статья // Андреев Л. Н. Избранное. М.: Современник, 1982. С. 5-18.
53. Леонид Андреев: Материалы и исследования. М.: Наследие, 2000.
54. Львов-Рогачевский, В. Л. Новейшая русская литература М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1924.
55. Михеичева Е. А. Творчество Леонида Андреева: особенности психологизма и жанровые модификации: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1995.
56. Муратова К. Д. Леонид Андреев // История русской литературы: В 4 т. Т. 4: Литература конца XIX - начала XX века (1881-1917). Л.: Наука, 1983.
57. Муретов М. Д. Иуда предатель // Богословский вестник. 1906. № 1. С. 1-68.
58. Муретов М. Д. Иуда предатель // Богословский вестник. 1907. № 12. С. 723-754.
59. Назаров И. А. Художественное воплощение феномена безумия в творчестве Л. Н. Андреева: дис. ... канд. филол. наук. М., 2013.
60. Окунева А.М. Приёмы психологизма в воссоздании образа Иуды в повести Л. Андреева «Иуда Искариот» // Университетские чтения: Материалы научно-методических чтений ПГУ, 2017. С. 56-59.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ