Введение
Глава первая. Вооруженные силы КНР в период 1927-1966 гг. .............. 6
1.1 Начальные этапы формирования вооруженных сил КНР ............... 6
1.2 Место армии в социально-экономической и политической жизни
КНР в 1949 – 1966 гг
Глава вторая. НОАК в «культурную революцию» с мая 1966 г. по январь 1967
2.1 Особенности возникновения «культурной революции». .............. 26
2.2 Вооруженные силы КНР на начальном этапе «культурной
революции» в период с 1966 – 1967 гг.
Глава третья. Роль НОАК в «культурную революцию» с 1969 – 1976 гг.
3.1 НОАК в период «культурной революции» с 1969 – 1976 гг
3.2 НОАК после окончания «культурной революции» в 1976 г.
Заключение
Список использованной литературы
Работа посвящена изучению роли Национально-освободительной
армии Китая в годы «культурной революции» с 1966 – 1976 гг.
В истории КНР Народно-освободительная армия (НОА) играет важную
роль не только в обеспечении защиты интересов страны, но также в
обеспечении внутреннего порядка и безопасности, в общественной,
экономической и политической жизни государства.
В период «культурной революции» с 1966 – 1976 гг. вооруженные силы
КНР сыграли хотя и не однозначную, но очень важную роль в развитии этой
кампании и выхода страны из хаоса, возникшего в ходе «культурной
революции». Несмотря на то, что на первых этапах кампании армия не
принимала активного участия, роль ее влияния на социопсихологическом
уровне на развитие событий «культурной революции» было куда глубже, чем
физическое задействование вооруженных частей.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что роль
вооруженных сил в годы «культурной революции» как важный аспект в этой
кампании мало изучены в отечественной науке.
Объектом исследования является «культурной революции» 1966-1976 гг. в Китае.
Предметом исследования является роль вооруженных сил КНР в
процессе «культурной революции».
Цель работы – исследовать роль вооруженных сил Китая в
«культурной революции», выявить причины их пассивности на начальном
этапе «культурной революции» и их активного вовлечения в кампанию с января 1967 г.
Для достижения цели работы автор считает необходимым решить
следующие задачи:
- кратко рассмотреть историю формирования Национально-освободительной армии Китая с момента ее возникновения до 1949 г.
- проанализировать, какое место занимали вооруженные силы в
социально-экономической, политической и общественной жизни Китая с 1949 - 1966 гг.;
- рассмотреть основные причины возникновения «культурной
революции» и ход ее развития;
- проанализировать основные причины вступления вооруженных сил к
активному участию в кампании;
- оценить события «культурной революции» и рассмотреть результаты
вмешательства армии в кампанию.
В работе были использованы метод анализа, историко-аналитический
метод, метод систематизации, компаративный метод. Они позволили
рассмотреть проблему еще более комплексно и глубже.
Основную базу данных работы составляют исследования, касающиеся
периода «культурной революции» в Китае в 1966-1976 гг., а также истории
зарождения вооруженных сил КНР, значения и места армии в социальноэкономической и политической жизни Китая со времени ее возникновения до
наших дней. В частности это работы Ю. М. Галеновича, В. Б. Кашина, С. Л.
Тихвинского, В. Н. Усова, М. Ф. Юрьева. Также были проанализированы
работы зарубежных исследователей, к примеру Ульриха Альбрехта, Эндрю
Скобелла, Уильяма Уайтсона.
Научная новизна работы заключается в более углубленном
исследовании роли армии, как одного из важнейших факторов проведения
«культурной революции» в Китае в 1966-1976 гг. Так как на сегодняшний
день в отечественной науке отводится немного места для изучения этого
аспекта в истории Китая.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения,
трех глав, заключения, списка использованной литературы, который
включает в себя 54 наименования.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель,
объект, предмет, сформулированы задачи, методы исследования. В первой5
главе представлены основные этапы формирования вооруженных сил КНР.
Также описывается какое место армия занимает в социально-экономической
и политической жизни Китая до начала «культурной революции». Вторая
глава рассказывает о начальном этапе «культурной революции» 1966 г. и
роль армии в ходе этого этапа. Также рассмотрен процесс развития
«культурной революции» до 1968 г., причины задействования НОАК в 1967 г.
В третьей главе рассматриваются результаты вмешательства НОАК в
«культурную революцию», какое значение это имело для армии, и к каким
последствиям привела страну «культурная революция». В заключении
подведены общие итоги настоящего исследования, изложены основные выводы
«Культурная революция» оставила глубокий след в современной
истории Китая. Под ее «маховик» попали люди всех слоев общества, всех
возрастов. Страна понесла огромные потери в экономике и колоссальные
потери людских и интеллектуальных ресурсов. «Культурная революция»
резко понизила международный престиж КНР. Жители Китая до сих пор
преодолевают те катастрофичные последствия, к которым привела
«культурная революция». Каждому в этой кампании была отведена своя роль,
кто-то был зачинщиком, кто-то активно продвигал кампанию в жизнь, кто-то
был главным объектом, в отношении которого применялись ужасные методы
«культурной революции». Важно исследовать какую роль в этой уникальной
кампании сыграли вооруженные силы КНР.
На начальном этапе «культурной революции» (май 1966 г. – январь
1967 г. ) вооруженные силы занимали преимущественно пассивную позицию
к участию в кампании и играли только лишь роль наблюдателя со стороны.
Казалось, будто армию изначально отодвинули на второй план, как запасной
вариант, в случае возникновения каких-либо проблем. Возможно, что
военных и вовсе не хотели подключать к участию в «культурной революции»,
если бы не потеря контроля над ситуацией со стороны правящей верхушки и
Мао Цзэдуна в начале 1967 г. Хотя по существу председателя волновал не
хаос, творящийся в стране, а слишком медленное отстранение со своих
должностей глав провинциальных парткомов и горкомов. В таком случае
возникает вопрос: не лучше ли было сразу пустить в ход части НОАК?
Можно выделить несколько причин. почему Мао Цзэдун распорядился о
вмешательстве военных только в начале 1967 г. когда разрушительная стадия
«культурной революции» уже завершалась.
Во-первых, незадолго до начала «культурной революции» Мао Цзэдун
повсюду выдвигал лозунги по поводу того, что «Армия является примером,
которому должны следовать абсолютно все без исключения». В силу её66
организованности, высокой мобильности, беспрекословности выполнения
приказов, подчиненности сверху донизу, единоначалие, отсутствие
материальных стимулов у солдат при выполнении приказов, армию
планировалось превратить в своеобразную школу для всего населения Китая.
13 мая 1961 г. Линь Бяо выступил с речью: «Наша армия издавна является
школой партийных кадров, из армии вышли очень многие кадры. Армия
может готовить кадры для местных организаций… Обстановка в Китае
позволяет существовать лишь партии с винтовкой в руках, а партии без
винтовки в руках нелегко существовать. Налаживание в нашей армии работы
по административному воспитанию окажет влияние на стиль работы в
партии и на местах и будет весьма полезным для подготовки кадров» 39.
Кроме того, военные методы организации были распространены на
промышленных и сельскохозяйственных предприятиях.
Таким образом, если бы вооруженные силы были бы привлечены с
самого начала, то упал бы их престиж, чего ни в коем случае нельзя было
допустить - армия всегда и для всех была эталоном. Кроме того, слишком
сильная политизация армии за последнее время, вызывала сомнения у Мао
Цзэдуна в безоговорочной преданности НОАК. Он явно побаивался захвата власти военными.
Во-вторых, так как Мао Цзэдун был сторонником построения
«истинного» социализма и коммунизма, был ярым революционером, он
считал, что любая борьба должна быть «народной». А что значит «народной»?
Это значит борьба, на которую способны большие массы простого народа:
крестьяне, рабочие и т.д. то есть те, кто не привилегирован, кто недоволен
сложившейся ситуацией в стране, а значит, самостоятельно изъявят желание
бороться без каких-либо приказов сверху. Однако так как крестьян нельзя
было отрывать от сельскохозяйственных работ, а рабочих от производства
для совершения «культурной революции», оставалась только обычная
молодежь из учеников и студентов. Задействовав их, Мао не потерял бы авторитета революционера в мировом сообществе, так как массы сами
добровольно пошли на борьбу с «нечистью», засевшей глубоко в руководстве
КПК и совершающей одну за другой ошибки в управлении партии и
государством. А если бы Мао решил очистить от такой «нечисти» КПК с
помощью армии, со стороны мировой общественности это бы уже выглядело
как преступление против человека.
В-третьих, после успешного продвижения кампании в учебных
заведениях и других организациях, связанных с культурой и искусством,
хунвейбины были направлены в промышленность и сельское хозяйство.
Привлечение крестьянского населения к «культурной революции» вызвало
бы остановку в сельскохозяйственных работах, что грозило большими
потерями продовольствия и распространением голода. В связи с этим армия
должна была препятствовать вмешательству хунвэйбинов в работу крестьянства.
В-четвертых, усилившаяся среди группировок хунвэйбинов борьба
друг с другом, начавшаяся еще до начала образования ревкомов, могла
вызвать дополнительные беспокойства в отношении формирования новых
руководящих органов на местах. «Сочетание трех сторон при формировании
ревкомов хунвэйбины с цзаофанями, военные и партийные кадры,
прошедшие перевоспитание и осознавшие все свои ошибки, при создании
новых органов власти должно осуществляться при участии масс. В 1949 г,
1950 г. и до 1952 г. массы приветствовали нас. Но с 1952 г. мы оторвались от
масс, так как ввели систему заработной платы и систему воинских званий.
Мы уже все старые. Нам уже всем за семьдесят. Нашей сменой являются
маленькие застрельщики, которые осуществляют революцию. «Культурная
революция» призвана исправить создавшееся положение – наш отрыв от масс.
Следует дать исправиться тем, кто допустил ошибки».40Поэтому ни в коем
случае нельзя было допустить ожесточенной борьбы внутри массовых
организаций, обеспечение этого было гарантировано армией. Вероятно, Мао
хотел полностью сменить руководящий состав партии, а возможно, и
реорганизовать ее в новый орган, делая упор на массовые объединения.
В-пятых, проводившаяся Мао Цзэдуном антисоветская политика
требовала сосредоточения вооруженных сил на северной границе Китая.
Армия должна была внимательно следить за происходящими событиями и
быть готовой отразить любой удар извне. Таким образом, внутренняя
обстановка в стране не должна была отвлекать армию от более серьезных и
ответственных задач по предотвращению внешнеполитической угрозы.
В-шестых, Мао Цзэдун заявлял, что «культурная революция» должна
иметь разрушительный характер, ибо «без разрушения нет созидания…
разрушение требует выяснения истины, а выяснение истины и есть
созидание». Армия – это не только институт по защите национальной
безопасности и государственного суверенитета от внешних врагов, но также
организация способная осуществлять контроль над гражданскими
ведомствами и учреждениями в мирное время, да и вообще над народом в
целом, то есть обеспечивать безопасность не только внутри границ, так и вне
границ. В случае с «культурной революцией» события происходили бы
именно так: если бы армия проводила массовые чистки в рядах партийного
руководства и интеллигенции, чистки проходили бы в форме массовых
арестов, мало кто задался бы вопросом «зачем», «почему» и «кому это
нужно». Пришли бы солдаты с винтовками, прочитали приказ или же не
поясняя ничего, задержали человека, которого нужно убрать, и увели. Мало
вероятно, что им стали бы сопротивляться. Все прошло бы «тихо и мирно».
Это противоречило бы тезисам Мао Цзэдуна: «без разрушения нет
созидания… разрушение требует выяснения истины, а выяснение истины и
есть созидание». Таким образом, чтобы удалось совершить разрушительную
революцию, необходимо было организовать силу, которая несла бы с собой
разрушительный характер борьбы, кому бы оказали серьезное сопротивление
и не подчинялись бы беспрекословно. Такой силой и стали хунвэйбины –69
отряды из молодых людей в возрасте от 14-16 лет и до 20-22 лет. В
дальнейшем события «культурной революции» наглядно показали, как
хунвэйбины смогли воплотить тезис Мао Цзэдуна о «разрушении» в жизнь.
Характерной особенностью являлось то, что даже когда армии было
приказано вмешаться для помощи по захвату власти и усмирения вышедших
из-под контроля хунвэйбинов, им было приказано не применять физическую
силу и оружие, до самого конца солдаты должны были применять метод убеждения.
Таким образом, в ходе данного исследования было выявлено. Несмотря
на то, что НОАК на начальном этапе «культурной революции» была в роли
наблюдателя, а ее фактическое задействование было осуществлено чуть
позже, она сыграла очень важную роль в ходе событий «культурной
революции». Проникновение армии во все сферы жизни и продвижение идеи
«брать пример с НОАК» со стороны китайского руководства, позволяет нам
сделать вывод, что вооруженные силы КНР обладали сильнейшим влиянием
на китайское общество, не только на физическом уровне – применении силы
для поддержания порядка внутри государства, но и на
социопсихологическом уровне, чему способствовала полная идеологизация
общественной жизни. Такая ситуация продолжалась вплоть до 1980-х гг.,
когда руководство взяло курс на преобразование и реформирование всех
отраслей общественной жизни Китая в том числе и НОАК
И, несмотря на снижение социопсихологического влияния со стороны
НОАК на китайское общество, армия и сегодня является неотделимой частью
политической и экономической жизни государства. Она все также является
опорой для обеспечения порядка и стабильности внутри страны и
продолжает играть важную роль в развитии экономики. С каждым годом
НОАК наращивает свой потенциал в техническом оснащении
боеспособности. Китай стремиться выйти на один уровень с такими военными державами, как США и Россия.
1. Владимиров О. Е. Маоизм бес прикрас. / О. Е. Владимиров. М.:
Прогресс, 1980. – 286 с.
2. Галенович Ю. М. Великий Мао. Гений и злодейство. М.: Яуза: Эксмо,
2012. – 784 с.
3. Галенович Ю. М. Гибель Лю Шаоци. М.: Восточная литература РАН,
2000.
4. Галенович Ю. М. «Культурная революция» в Китае. Май – декабрь
1966 г. Книга 1. // Информационный бюллетень. «Культурная революция» в
Китае. Борьба в китайском руководстве. Май 1966 г. – Апрель 1969 г. В 4-х
книгах. М.: Наука, 1974. – 210 с.
5. Галенович Ю. М. «Культурная революция» в Китае. Январь – июнь
1967 г. Книга 2. // Информационный бюллетень. «Культурная революция» в
Китае. Борьба в китайском руководстве. Май 1966 г. – Апрель 1969 г. В 4-х
книгах. М.: Наука, 1974. – 220 с.
6. Галенович Ю. М. «Культурная революция» в Китае. Июнь – ноябрь
1967 г. Книга 3. // Информационный бюллетень. «Культурная революция» в
Китае. Борьба в китайском руководстве. Май 1966 г. – Апрель 1969 г. В 4-х
книгах. М.: Наука, 1975. – 220 с.
7. Галенович Ю. М. Смерть Мао Цзэдуна. М.: ИзографЪ, 2005. – 672 с.
8. Галенович Ю. М. Сталин и Мао. Два вождя. М.: Восточная книга, 2009.
– 574 с.
9. Гудошников Л. М. Об особенностях становления современного
политического механизма КНР. // Проблемы Дальнего Востока. 1974. - № 1. –
24-33 с.
10. Гудошников Л. М. О некоторых аспектах внутриполитического
положения в КНР. // Проблемы Дальнего Востока. 1977. - № 3. – 81-90 с.71
11. Делюсин Л. П. Культурная революция в Китае. М.: Знание, 1967. – 48 с.
12. Егоров К. А. Карательно-репрессивный аппарат в системе маоистской
диктатуры. // Проблемы Дальнего Востока. 1975. - № 3. – 86-94 с.
13. Ефимов Г. В. Истоки китайского милитаризма. // Проблемы Дальнего
Востока. 1973. - № 3. – 121-128 с.
14. Иванов Ю. Н. Милитаризм в идеологии и практике маоизма. М.:
Воениздат, 1976. – 207 с.
15. Кашин В. Б. На пути к глобальной военной державе: эволюция военной
политики КНР в 1949 – 2014 гг. // Международные отношения и мировая
политика № 4. М.: Вестник моск. ун-та., 2013 – 106-129 с.
16. Кривопалов А. А. Китайская военная мощь как новый фактор мировой
политики. М.: Научный эксперт, 2016. – 112 с.
17. Круглый стол / Курс, враждебный миру и социализму // Проблемы
Дальнего Востока. 1979. - № 2. – 8-17 с.
18. Маначинский А. Я. Военный потенциал Китая. 2015. – 180 с.
19. Мао Цзэдун. Автобиография. Стихи. / Сост., пред., ком., перев. А. В.
Панцов. М.: Рубежи XXI века, 2008. – 224 с.
20. Медведев Рой. Подъем Китая. М.: Астрель, 2012. – 318 с.
21. Непомнин О. Е. История Китая XX век. М.: Институт востоковедения
РАН, Крафт+, 2011. – 736 с.
22. Неронов Р. М. Армия – основа маоистского режима. // Проблемы
Дальнего Востока. 1975. - № 1. – 74-85 с.
23. Панцов А. В. Мао Цзэдун. М.: Молодая гвардия, 2007. – 867 с.
24. Панцов А. В. Рассказы о Мао Цзэдуне. Книга вторая. Революция без
любви, или бунт – дело правое. Ростов н/Д.: Феникс; Краснодар: Неоглори,
2009.
25. Сладковский М. И. Новейшая история Китая 1917-1970 гг. М.: Мысль,
1972. – 437 с.72
26. Тихвинский С. Л. Китайская Республика (1912-1949). Том VII. //
История Китая с древнейших времен до начала XXI века: в 10 т. М.: Наука,
2017.
27. Тихвинский С. Л. Китайская Народная Республика (1949-1976). Том
VIII. // История Китая с древнейших времен до начала XXI века: в 10 т. М.:
Наука, 2017.
28. Усов В. Н. История КНР. В 2 т. Т.1. 1949-1965 гг.: учебник. М.: АСТ:
Восток-Запад, 2006. – 812 с.
29. Усов В. Н. История КНР. В 2 т. Т.2. 1966-2004 гг.: учебник. М.: АСТ:
Восток-Запад, 2006. - 718 с.
30. Усов В. Н. Так начиналась «культурная революция». // Проблемы
Дальнего Востока. 1977. - № 2. – 135-149 с.
31. Чжан Синьсинь. Исповедь хунвэйбинки. // Проблемы Дальнего Востока.
1988. - № 5. – 98-115 с.
32. Шорт Ф. Мао Цзэдун. / Пер. с англ. Ю. Г. Кирьяка. М.: ООО
«Издательство АСТ», 2001. – 608 с.
33. Юркевич А. Г. Военная школа Хуанпу и китайская революция. //
Проблемы Дальнего Востока. 1985. - № 3. – 110-118 с.
34. Юрьев М. Ф. К истории зарождения вооруженных сил китайской
революции. // Проблемы Дальнего Востока. 1973. - № 4. – 168-176 с.
35. Юрьев М. Ф. Красная армия Китая 1927-1937. М.: Вост. Лит., 1958. –
195 с.
36. Юрьев М. Ф. Создание китайской Красной армии. // Проблемы
Дальнего Востока. 1979. - № 4. – 113-122 с.
На китайском языке:
37. Цзинь Чуньмин. Чжунхуа жэньминь гунхэго цзяньши (1949-2007) [金春
明. 中华人民共和国简史 ( 1949-2007) . 北京: 中共党史出版社, 2001]
Краткая история Китайской Народной Республики (1949-2007). Пекин:
Чжунгун данши чубаньшэ, 2001. – 426 с.73
38. Чжунго дэ шэхуэйчжуи вэньхуа дагэмин (Ди и цзи) [中国的社会主义文
化 大 革 命 ( 第 一 集 ) . 北 京 : 外 文 出 版 社 出 版 , 1966] Китайская
социалистическая Культурная революция (Первое собрание). Пекин: Вайвэнь
чубаньшэ, 1966. – 60 с.
39. Чжунго дэ шэхуэйчжуи вэньхуа дагэмин (Ди эр цзи) [中国的社会主义
文 化 大 革 命 ( 第 二 集 ) . 北 京 , 1966] Китайская социалистическая
Культурная революция (Второе собрание). Пекин: Вайвэнь чубаньшэ, 1966. –
55 с.
40. Ван Гуйлинь. Чжунго сяньдайши (Ди эр бань) [王桧林. 中国现代史
( 第二版) . 北京: 高等教育出版社, 2003] Современная история Китая
(Второе издание). Пекин: Гаодэн цзяоюй чубаньшэ, 2003. – 570 с.
На английском языке:
41. Albrecht Ulrich. Red Militarism. // Journal of Peace Research: special issue
on imperialism and militarization. 1980. - № 2. – 135-149 c. URL: http://
www.jstor.org / stable / 423421 (дата обращения: 03. 03.2018)
42. Bennett Gordon. Military Regions and Provincial Party Secretaries: one
outcome of China’s Cultural Revolution. // The China Quarterly. 1973. - № 54. –
294-307 c. URL: http:// www.jstor.org / stable / 652000 (дата обращения: 03.
03.2018)
43. Cleverley John. Deflowering the Cultural Revolution: letter from China. //
Change. 1977. - № 5. – 32-37 c. URL: http:// www.jstor.org / stable / 40162949
(дата обращения: 03. 03.2018)
44. Fitzgerald C. P. Reflections on the Cultural Revolution in China. // Pacific
Affairs. 1968. - № 1. – 51-59 c. URL: http:// www.jstor.org / stable / 2754718
(дата обращения: 03. 03.2018)
45. Gittings John. Political Control of the Chinese Army. // The World Today.
1963. - № 8. – 327-336 c. URL: http:// www.jstor.org / stable / 40393512 (дата
обращения: 03. 03.2018)74
46. Guoqiang Dong. Nanjing’s Second Cultural Revolution of 1974. // The
China Quarterly. 2012. - № 212. – 893-918 c. URL: http:// www.jstor.org / stable /
23509473 (дата обращения: 03. 03.2018)
47. Ji You. The PLA, the CCP and the formulation of Chinese defence and
foreign policy. // Power and Responsibility in Chinese Foreign Policy. ANU
Press., 2013. URL: http:// www.jstor.org / stable / j.ctt5vj73b.10 (дата обращения:
03. 03.2018)
48. Kowalewski David. Provincial Military Intervention: its consequences in the
Chinese Cultural Revolution. // The Journal of East Asian Affairs. 1983. - № 2. –
409-421 c. URL: http:// www.jstor.org / stable / 23253522 (дата обращения: 03.
03.2018)
49. Kowalewski David. Provincial Military Intervention in the Chinese Cultural
Revolution. // Journal of Chinese Studies. 1984. - № 1. – 39-57 с. URL: http://
www.jstor.org / stable / 44289763 (дата обращения: 03. 03.2018)
50. Robinson Joan. The Cultural Revolution in China. // International Affairs:
The Royal Institute of International Affairs 1944 - . 1968. - № 2. – 214-227 c. URL:
http:// www.jstor.org / stable / 2613119 (дата обращения: 03. 03.2018)
51. Scobell Andrew. China’s Use of Military Force: beyond the Great Wall and
the Long March. UK: Cambridge university press, 2003.
52. Smith Arthur J. The Effect of the Cultural Revolution on the Chinese
Communist Party. // World Affairs. 1969. - № 4. – 238-242 c. URL: http://
www.jstor.org / stable / 20671039 (дата обращения: 03. 03.2018)
53. Terrill Ross. The New Chinese Empire: and what it means for the United
States. NY: Basic Books - 2003. – 384 с.
54. Whitson William. The Field Army in Chinese Communist Military Politics.
// The China Quarterly. 1969. - № 37. – 1-30 c. URL: http// www.jstor.org / stable
/ 652212 (дата обращения: 03. 03.2018)