Введение
Глава 1. Книжный и журнальный дизайн
1.1. Основы типографики
1.2. Инструменты типографики
1.2.1. Композиция и пропорции: формат, поля, сетка
1.2.2. Цвет
1.2.3. Шрифт
Глава 2. Архитектурные издания
2.1. Типы архитектурных изданий
2.2. Анализ типографики архитектурных изданий
Глава 3. Макет архитектурного альманаха
3.1. Концепция издания
3.2. Композиция и пропорции: формат, поля, сетка
3.3. Цвет
3.4. Шрифт
Заключение
Список литературы
Данная работа посвящена разработке дизайна архитектурного альманаха.
Создание дизайна печатной продукции включает такие вопросы, как выбор формата, бумаги, шрифта, подготовка изображений к печати и др. Большинство из них относится к понятию типографики, которое является основным в настоящей работе.
Изначально, типографика — это искусство оформления текста на печатном листе, которое появилось с возникновением печати в Европе в середине
XV века. В настоящее время носителями типографики являются не только
книги, журналы, но и вывески на улицах, экраны смартфонов и др. В широком
смысле типографика относится ко всему, где есть шрифт. В данной работе внимание акцентировано на книгах и журналах, поскольку они типологически ближе к альманаху.
В России богатые традиции типографики. Однако, с 1950–1960-х гг.
наблюдается очевидная деградация отечественной визуальной культуры.
Упрощаются и становятся примитивными архитектурные формы. Большая
часть визуальной продукции — от вывесок на улице до печатной продукции —
получает уродливые пропорции и грубые технические дефекты (пример см.
приложение А, рис. 1). Низкий уровень повседневной визуальной культуры и,
в частности, типографики в России обуславливает актуальность данного труда.
Цель работы — разработать композиционно-графическую модель архитектурного альманаха. Ожидаемым результатом являются:
1) Изданный альманах в 1 экземпляре: т.н. «пилотный выпуск»;4
2) Файл .indd с настроенными шаблонами и стилями.
Чтобы достичь цели и получить ожидаемый результат, поставлены следующие задачи:
1) Выявить и описать инструменты типографики: шрифт, цвет и т. д.;
2) Выявить используемые приемы в дизайне архитектурных изданий
(на основе инструментов, выбранных в п. 1);
3) Разработать композиционно-графическую модель альманаха;
4) На основе результатов п. 1 и 2 обосновать разработанную модель.
Объектом работы являются архитектурные издания, предметом — разработка дизайна нового архитектурного альманаха. Альманах — это сборник
текстов, поэтому во главе угла в данной работе находится типографика и
шрифтовые аспекты.
Теоретической базой являются классические книги по типографике и
книжному дизайну Я. Чихольда, Р. Брингхерста, Э. Рудера, Й. Мюллер-Брокманна, написанные в начале и середине XX века, а также некоторые современные произведения.
Эмпирической базой выступают тематические издания по архитектуре
и дизайну — современные и XX века.
В соответствии с поставленными задачами основная часть работы состоит из трех глав:
1) Книжный и журнальный дизайн (соответствует задаче №1);
2) Архитектурные издания (задача №2);
3) Макет архитектурного альманаха (задачи №3 и 4).
Чтобы достичь поставленной цели в соответствующих главах использованы следующие методы:
1) Анализ и синтез теоретической базы, теоретическое конструирование (глава 1);
2) Анализ графических материалов эмпирической базы, т. н. «дизайнисследование» (глава 2);
3) Творческое конструирование (глава 3)
Разработана композиционно-графическая модель архитектурного альманаха «Пантеон»:
1) Сверстан пилотный выпуск на 112 страниц (см. приложение Д);
2) Подготовлен файл .indd с настроенными шаблонами, сетками и стилями.
Для разработки макета проведена теоретическая работа. Поскольку альманах — это сборник текстов, во главу угла поставлена типографика. В первой
главе выявлены и описаны ее инструменты, в результаты были получены следующие выводы:
1) Типографика складывалась на протяжении столетий на основе фундаментальных законов человеческого восприятия;
2) Все инструменты типографики можно разделить на три группы:
шрифт, цвет, а также композиция и пропорции;
3) Изначально типографика была очень консервативна. В девятнадцатом веке произошел кризис, который привел к европейскому модернизму, обогатившему типографику новыми инструментами;
4) Кризис разделил типографику на две исторические традиции: классическую и модернистскую, сравнение которых дано в приложении Б, таблице 1.
Во второй главе рассмотрено на примерах, как работают выявленные и
описанные в первой главе инструменты типографики. Выводы второй главы:
1) Современный книжный и журнальный дизайнер работает сразу и с
классической, и с модернистской типографикой;
2) Современные тематические архитектурные издания бывают трех типов: массовые и профессиональные журналы, а также альманахи.42
Типы отличаются друг от друга набором характеристик: по тиражу,
аудитории, способу существования и др. (см. приложение Б, таблицу 2);
3) Потребление печатной продукции в цифровую эпоху вынуждает читателя уделять внимание таким материальным характеристикам издания, как бумаге, фактуре обложки, качеству переплета и т. д.
Полученные выводы были использованы при разработке композиционно-графической модели.
В соответствии с указанной концепцией издания и его целевой аудиторией была поставлена следующая дизайнерская задача: сделать простую, солидную, внушающую доверие и авторитет композиционно-графическую модель. Дизайн альманаха должен быть сдержанным и умеренным, создавать
ощущение качественного и премиального издания, поэтому в нем не должно
быть рекламы, а также высокие требования к качеству печати и деталям типографики.
В разработанной композиционно-графической модели применены сдержанные, умеренные дизайнерские приемы. Они призваны концентрировать
внимание читателя на содержании, не отвлекать от вдумчивого чтения.
Результаты данного труда могут быть применены в реальной работе
1. Брингхерст, Р. Основы стиля в типографике. — М.: Издатель Дмитрий
Аронов, 2006. — 432 с.
2. Ващук, О. Швейцарская школа графического дизайна как явление проектной культуры XX в.: автореф. дис. канд. исскуств. — СПб, 2009. — 33 с.
3. Головач, В. Культура дизайна. — https://medium.com/culture-of-design,
2014.
4. Горбунов, А. На что опереться русскому дизайнеру. — http://
artgorbunov.ru/bb/soviet/20141201, 2014.
5. Гордон, Ю. Книга про буквы от Аа до Яя. — М.: Изд-во Студии Артемия
Лебедева, 2009. — 384 с.
6. Ильяхов, М. Макет журнала «Главбух». — http://artgorbunov.ru/projects/
glavbukh-print/recycled, 2015.
7. Иттен, Й. Искусство цвета. — М.: Издатель Дмитрий Аронов, 2007. — 96 с.
8. Качалова, М. Зачем нужны архитектурные журналы: как PIN-UP, Clog,
Candide и другие журналы помогают архитекторам. — http://www.
lookatme.ru/mag/live/opinion/196669-archzine, 2013.
9. Королькова, А. Живая типографика. — М.: Контрформа, 2006. — 224 с.
10. Косенко, П. Живая цифра: книга о цвете, или Как заставить дышать цифровую фотографию. — М.: Тримедиа Контент, 2013. — 286 с.
11. Красильщик, А. Как оформлять книги: рассказывает Борис Трофимов. —
http://arzamas.academy/mag/378-trofimov, 2016.
12. Кричевский, В. Типографика в терминах и образах. Том I. 158 терминов. —
М.: Слово, 2000. — 144 с.
13. Мильчин, А. Культура издания, или Как не надо и как надо делать книги:
практическое руководство. — М.: Логос, 2002. — 224 с.44
14. Михеева, М. Дизайн-исследование: методическое указание. — М.: МГТУ
им. Н. Баумана, 2009. — 85 с.
15. Мюллер-Брокманн, Й. Модульные системы в графическом дизайне: пособие для графических дизайнеров, типографов и оформителей выставок. —
М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2014. — 184 с.
16. Общедоступные шрифты с поддержкой национальных алфавитов России. — https://www.paratype.ru/public, 2011.
17. Патрикеев, Я. 95% веб-дизайна составляет типографика. — https://
habrahabr.ru/post/40056, 2008.
18. Петухова, Е. Кирилл Асс: «Мы оказались в ситуации безъязыкости архитектуры». — http://archi.ru/russia/62125/kirill-ass-my-okazalis-v-situaciibezyyazykosti-arkhitektury, 2015.
19. Рудер, Э. Типографика: руководство по оформлению. 3-е изд. — М.: Книга,
1982. — 290 с.
20. Суходольский, И. Швейцарская типографика: что и зачем? — https://
medium.com/@iliasunset/-f452aa37be68#.4updknpml, 2014.
21. Уайт, Я. Редактируем дизайном. Классическое руководство: как завоевать
внимание читателей. — М.: Университетская книга, 2008. — 244 с.
22. Феличи, Д. Типографика: шрифт, верстка, дизайн. 2-е изд. — СПБ: БХВПетербург, 2014. — 496 с.
23. Хмельницкий, Д. Личный вклад: Сталин и архитектура. — http://archi.ru/
files/publications/virtual/hmelnitsky.htm, 2004.
24. Чихольд, Я. Новая типографика: руководство для современного дизайнера. — М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2011. — 244 с.
25. Чихольд, Я. Облик книги: избранные статьи о книжном оформлении и типографике. — М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2009. — 228 с.
26. Чихольд, Я. Образцы шрифтов: руководство с примерами шрифтов для дизайнеров, графиков, скульпторов, граверов, литографов, издательских работников, типографов, архитекторов и студентов художественных училищ. — М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2012. — 248 с.45
27. Шпикерманн, Э. О шрифте. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. — 208 с.
28. Штанга, И. Три способа закрыть прямоугольник. — http://nobelfaik.
livejournal.com/70458.html, 2014.
29. Harrower, T. The Newspaper Designer's Handbook. 6th Edition. — N. Y.:
McGraw-Hill Education, 2007. — 192 p