Взаимосвязь психологического состояния ребенка, проходящего лечение методом трансплантации костного мозга и характера его взаимоотношений с ухаживающим взрослым
АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Обзор литературы
1.1 Трансплантация костного мозга
1.1.1 Трансплантация костного мозга. Особенности лечения. .................. 23
1.2 Ребёнок и болезнь
1.3 Семья и больной ребёнок
1.3.1 Особенности семейных отношений в семье, где есть больной
ребёнок
Глава 2. Характеристика материала и методы исследования
2.1 Характеристика выборки
2.2 Методы исследования
2.2.1 Проективная методика «Рисунок несуществующего животного» ... 49
2.2.2 Методика Дембо-Рубинштейн
2.2.3 «Интегративный тест тревожности»
2.2.4 Методика диагностики отношения к болезни ребёнка (ДОБР)........ 52
2.2.5 Опросник «Анализ семейных взаимоотношений»
2.2.6 Тест родительского отношения
2.2.7 Опросник эмоциональных отношений в семье
2.3 Процедура исследования
Глава 3. Результаты исследования
3.1 Анализ проведённых интервью
3.2 Анализ проективного теста «Рисунок несуществующего животного» . 60
3.3 Результаты экспериментально-психологического исследования........... 62
3.4 Обсуждение результатов
ВЫВОДЫ 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
По всему миру отмечается увеличение распространённости
онкологических заболеваний, при этом наблюдается тенденция к снижению
среднего возраста заболевших. Ежегодно только в России заболевает
различными формами злокачественных опухолей около 10 тысяч детей.
Среди причин смерти детей старше 1 года онкологические заболевания стоят
на 2-м месте после несчастных случаев. Среднее число ежегодно
регистрируемых случаев заболевания злокачественными опухолями в России
у детей увеличилось за последнее десятилетие на 20% и достигло 6,45 тысяч.
Статистика детского рака
Название Процент
Острый лимфобластный лейкоз 46,6%
Рак спинного и головного мозга 17,3%
Патологии почек 7,4%
Саркома 5,8%
Новообразования в костях и суставах 4,9%
Опухоль глаз 3,4%
Достижения современной терапии сегодня позволили снизить
показатели детской смертности, а также повысить процент полного
выздоровления. Однако помимо одного противоопухолевого лечения
возникает целый ряд специфических проблем. Результаты лечения детей
определяются не только тяжестью основного заболевания, но и
психологическим состоянием, возможными психическими нарушениями, как
у самого больного, так и у членов его семьи, чему в нашей стране почти не уделяется внимания.
Несмотря на то, что детская онкология как область медицины за
короткий отрезок времени значительно продвинулась вперёд, семьи
оказываются в обстановке изоляции, а также сильнейшего психологического9
стресса, связанного как с тяжёлым заболеванием ребёнка, так и с тяжелым
грузом экономических, социальных, этических и психологических проблем,
которые возникают с выявлением у детей тяжелого заболевания.
Следует отметить, что способность родителей или человека, который в
данный момент находится с ребёнком, справляться со своим тяжелым
психоэмоциональным состоянием важна для успешного лечения ребенка.
Одним из важных факторов эффективности лечебно-реабилитационного
процесса является включение в этот процесс родителей и других значимых
родственников больного ребенка. Можно предположить, что, в свою очередь,
одним из факторов успешности такого включения могут являться установки
взрослых как на болезнь вообще, так и на болезнь ребенка в частности,
родительское отношение к больному ребенку, стили семейной педагогики и
детско-родительского взаимодействия, психоэмоциональное состояние
взрослых, окружающих ребёнка.
Семейные отношения откладывают значительный отпечаток на течение
заболевания, способствуют или препятствуют выздоровлению ребёнка. В
связи с этим становится очевидным, что необходимо изучать особенности
семейной ситуации, особенно, когда речь идёт о заболеваниях с высокой
степенью витальной угрозы, с тем, чтобы с помощью различных способов
психокоррекции своевременно предотвращать негативное влияние семьи на
состояние ребёнка и процесс лечения (Зерницкий О.Б., 2005)
Гипотеза:
Существует взаимосвязь между психологическим состоянием детей,
находящимися в ситуации прохождения длительного и специфического
лечения (ТКМ) и характера его взаимоотношений с ухаживающим взрослым.
Цель исследования:
Выявление взаимосвязи психологического состояния детей,
проходящих лечение методом ТКМ и характера его взаимоотношений с ухаживающим взрослым.
Задачи исследования:
1. Изучить уровень тревоги, агрессии, самооценки и другие
особенности психологического состояния пациентов.
2. Исследовать уровень тревожности ухаживающих взрослых.
3. Изучить отношение ухаживающего взрослого к болезни ребёнка.
4. Исследовать особенности семейного воспитания в семьях пациентов.
5. Изучить эмоциональную сторону детско-родительского
взаимодействия.
6. Исследовать взаимосвязь между психологическим состоянием
пациентов и их взаимоотношениями с ухаживающим взрослым.
Предмет исследования:
Взаимосвязь психологического состояния детей, проходящих лечение
методом ТКМ и характера их взаимоотношений с ухаживающим взрослым.
Объект исследования:
Дети от 6-10 лет, проходящие лечение в НИИ детской онкологии,
гематологии и трансплантологии им. Р.М. Горбачёвой и ухаживающий
взрослый, находящийся непосредственно с ребёнком в период лечения.
Теоретическая значимость работы:
Результаты исследования позволяют уточнить и конкретизировать
научные представления о влиянии на психологическое состояние ребёнка с
онкологическим заболеванием особенностей взаимоотношений с ухаживающим взрослым.
Практическая значимость исследования:
На основании полученных результатов возможно определить
направления психокоррекционной работы и психологической поддержки как
самого ребенка, так и ближайшего ухаживающего с целью его
опосредованного влияния на эффективность лечебно-реабилитационного процесса.
Методологической основой исследования стал подход к болезни как к
особой ситуации развития ребенка, которая изменяет смысл и стиль жизни и
больного ребёнка, и всей семьи (В.В. Николаева, 1992)
Методы исследования:
1. Клинико-психологический:
• Наблюдение
• Клинико-психологическая беседа
2. Экспериментально-психологический:
• Рисуночный тест «несуществующее животное» (М.З. Дукаревич, 1990)
• Тест на самооценку (Т.В. Дембо в модификации С.Я. Рубинштейн, 1970)
• «Интегративный тест тревожности» (А.П. Бизюк, Л.И. Вассерман,
Б.В. Иовлев, 2005)
• Методика диагностики отношения к болезни ребёнка (ДОБР)
(В.Е.Каган, И.П.Журавлева, 1991)
• Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер,
В.В. Юстицкис, 1996)
• Тест родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин, 1996)
• Опросник эмоциональных отношений в семье (Е.И. Захарова, 2002)
3. Математико-статистический.
Всего было обследовано 15 родителей и 15 детей, проходящих лечение
на отделении трансплантации костного мозга в клиниках Института детской
гематологии и трансплантологии им. Р.М.Горбачёвой.
В данной работе проанализированы психологические особенности
ребёнка, а также особенности детско-родительских отношений, обнаружены их взаимосвязи.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что одним из важных
факторов эффективности лечебно-реабилитационного процесса является
включение в этот процесс родителей и других значимых родственников
больного ребенка. Можно предположить, что, в свою очередь, одним из
факторов успешности такого включения могут являться установки родителей
как на болезнь вообще, так и на болезнь ребенка в частности, родительское
отношение к больному ребенку, стили семейной педагогики и детскородительского взаимодействия, эмоциональное состояние родителей.
Проведенное исследование позволило подтвердить выдвинутую
гипотезу о наличии взаимосвязи между детско-родительскими отношениями
и психологическим состоянием ребёнка. Действительно, такие стили
семейного воспитания как гиперпротекция, недостаточность запретов,
минимальность санкций, а также неразвитость родительских чувств,
расширение сферы родительских чувств, фобия утраты, вынесение
конфликтов супругов в сферу воспитания влияют на самооценку ребёнка, его
тревожное состояние, внутреннюю агрессию. Было также обнаружено, что
эмоциональное состояние самого взрослого существенно влияет на
психологическое состояние ребёнка, а именно повышение эмоционального
дискомфорта в структуре тревожности оказывает влияние на самооценку
ребёнка, способствует интровертированности и закрытости ребёнка.
Наоборот, принятие ребёнка, кооперация, сопереживание ему оказывают
положительное действие на состояние ребёнка, снижают внутреннюю
агрессию, способствуют повышению самооценки ребёнка.
Практическая ценность данной работы заключается в возможности
применить полученные знания при оказании психологической помощи84
детям, а также их близким, оказывающими непосредственное влияние на
ребёнка в процессе лечения. В связи с этим представляется важным в
дальнейших работах исследовать семейную систему в целом
1. Баканова А.А., Королева Т.Ю. Психологическая помощь детям с
онкологическими заболевания.// Методическое пособие.- 2006.- С. 5-13
2. Бялик М.А. Методологические подходы к организации
паллиативной помощидетям, неизлечимо больным онкологическими
заболеваниями, и их семьям. Автореф. канд. дисс. Москва, 2000
3. Бердникова Ю. Мир ребёнка. Развитие психики, страхи,
социальная адаптация, интерпретация детского рисунка: Издательство наука
и техника, 2007. –С. 132-149
4. Бороздина Л.В., Видинска Л. Притязания и самооценка. //
Вестник МГУ, серия «Психология». 1986, № 3, с. 21-30.
5. Братусь Б.С. Смерть и смысл жизни // Умирание и смерть:
философия, психология, хоспис / Ин-т философии РАН, ин-т Человека РАН,
Российское благотворительное общество "Хоспис". М., 1994. - С.59-64.
6. Варга А. Я. Основные направления современной психотерапии –
М.: Когито-центр, 2000. 379 p.
7. Василюк Ф.Е. Психология горя и утешения // Умирание и смерть:
философия, психология, хоспис / Ин-т философии РАН, ин-т Человека РАН,
Российское благотворительное общество "Хоспис". М., 1994. - С.64-70.
8. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 2004.- 240 с.
9. Вегнер А.Л. Психологические рисуночные тесы: Владос
Пресс,2006.-С. 3-91
10. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 654
с.
11. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Изд-во Смысл;
Эксмо, 2005. 1136 с.
12. Вял и к М.А., Шульгина J . . Обсуждая с детьми тему смерти. //
Социальные и психологические проблемы детской онкологии. Материалы86
Всероссийской конференции с международным участием. Москва, 4-6 июня,
1997 г.-М., 1997.-С. 169-172
13. Глорион Ф. Понимание болезни и смерти ребенком. // РоссийскоФранцузский семинар по психологическим аспектам помощи детям с
заболеваниями с возможным легальным исходом. М., 1999. - С. 14-16. -
Выступление.
14. Гнездилов A. . Есть ли качество жизни у обманутого ребенка? //
Социальные и психологические проблемы детской онкологии. Материалы
Всероссийской конференции с международным участием. Москва, 4-6 июня,
1997 г.-М, 1997.-С. 162-164.
15. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь: Издательство
Речь, 2004.- С. 97-105
16. Губачев Ю.М., Иовлев Б.В., Карвасарский Б.Д. Эмоциональный
стресс в условиях нормы и патологии человека. Л. Медицина, Ленинградское
отделение, 1976.
17. Добряков И.В., Защеринская О.В. Психология семьи и больной
ребёнок. – СПБ.: Речь, 2007. – 400 c.
18. Донская Л.В., Чулкова В.А., Шиповников Н.Б. Роль и задачи
психолога в обследовании и лечении онкологических больных. Вопросы
онкологии, 1986. – Т.32. - №10 С. 90-98
19. Закрепина А.В. Коррекционное обучение детей с тяжелой
черепно-мозговой травмой в условиях стационарной реабилитации: Дисс. ...
канд. психол. наук. 2014.
20. Заридзе Д. Г. Эпидемиология детских лейкозов. М.: Медицина,
1997.
21. Здравомыслова Е., Белозерова Ю. Детский лейкоз как
социальный диагноз//В сб. «Гендерное устройство: социальные институты и
практики»/ под ред. Черновой Ж.В.– СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-
Петербурге, 2005. – С.71 – 9987
22. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей. СПБ.:
Питер, 2000
23. Исаев Д. Н., Шац И. К. ВКБ у детей с ОЛЛ // Педиатрия. 1985.
№7. С.42–46.
24. Каган В.Е. Внутренняя картина здоровья и соматические
заболевания у детей // Неврозы у детей и подростков. М., 1986. С. 74-75.
25. Киреева И.П. «Педиатру-онкологу: О проблемах общения с
родителями онкологически больных детей», М.,1994.- 50 с.
26. Киреева И.П. Педиатру-онкологу: что необходимо знать о
психике онкологически больного ребенка / Независимая ассоциация детских
психиатров и психологов. М.,. 1996. - 53 с.
27. Киреева И.П. Психосоциальные аспекты детской онкологии //
Социальные и психологические проблемы детской онкологии. Материалы
Всероссийской конференции с международным участием. Москва, 4-6 июня
1997 г. М., 1997. - С. 94-97.
28. Киян И.Г. Личностные особенности детей, страдающих острым
лимфобластным лейкозом. Канд. дисс. Москва, 2003
29. Климова С.В.,Микаэлян Л.Л., Фарих Е.Н., Фисун Е.В. Основные
направления психологической помощи семьям с детьми, страдающими
онкологическими заболеваниями. Журнал практической психологии№1, 2013
30. Клипинина Н.В., Хаин А.Е., Кудрявицкий А.Н. Проблема
информирования о заболевании и лечении пациентов и их родителей/семей в
детской онкологии/гематологии. Консультативная психология и
психотерапия, 2014, № 1
31. Кременс Б. Что такое лейкемия? Книга для детей и родителей.
Мюнстер, 1988.-63 с.
32. Кудрявцева С.В. Защита по-детски. // Без проблем. 1995, № 1,
с.13-16.
33. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании: София, 2001.- 320с.88
34. Малчиоди К. Постижение детского рисунка: Институт
общегуманитарных исследований, 2004.- С. 6-8
35. Моисеенко Е.И. Социальный портрет семей, имеющих детей в
терминальной стадии онкологического заболевания // Паллиативная
медицина и реабилитация. 1998. - № 2-3. - С. 169.
36. Музыченко Г.Ф. Проективная методика «Несуществующее
животное». Руководство и результаты психодиагностического исследования
взрослых пациентов с различными расстройствами эмоциональноличностной сферы. — СПб.: Речь, 2013. — 556 с.
37. Непомнящая Н. И. О психологическом аспекте онкологических
заболеваний // Психол. журн. 1998. Т.19. № 4. С.135–145.
38. Николаева В. В., Арина Г. А. Тяжело больной ребенок, штрихи к
психологическому портрету // Школа здоровья. М., 1994. Т.2. № 2. С.86–95.
39. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у
детей: С-Пб,: Издательство Речь, 2001,-С. 38-260
40. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений/Под общ. ред. Н.Н. Посысоева.- М.:
Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 328 с.
41. Писаренко Н.А. Психологическая адаптация семьи ребенка с
онкологическим заболеванием на этапе ремиссии// Российский Вестник
перинатологии и педиатрии. 1998. №3. с.35-43
42. Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Психологический анализ
рисунка и текста: Издательство Речь, 2006.– С. 1-18
43. Русина Н.А. Эмоции и стресс при онкологических заболеваниях /
Н. А. Русина // Мир психологии: Научно-методический журнал / Академия
пед. и соц. наук. 2002. № 4, – с. 152-160
44. Саймонтон К., Саймонтон С. Психотерапия рака. — СПб: Питер,
2001 — 288 с.
45. Силласте Г.Г. Социальная адаптация семей с онкологически
больными детьми// Социологические исследования.1997. № 1.С. 56-64.89
46. Скоробогатова Е.В., Балашов Д.Н, Трахтман П.Е. и др. Итоги
двадцатилетнего опыта трансплантации гемопоэтических стволовых клеток у
детей // Педиатрия. 2011. Том 90, № 4. С. 12—16.
47. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при
пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: «SvR Аргус»,
1995. 352 с.
48. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции
неадекватных родительских позиций// Семья и формирование личности.
Сборник научных трудов/ Под.ред.А.А. Бодалева. Москва, 1981
49. Столин В. В. Семья как объект психологической диагностики и
неврачебной терапии // Семья и формирование личности / Под ред. А.
А.Бодалева. М., 1981.
50. Суроегина А.Ю., Холмогорова А.Б. Психоэмоциональное
состояние подростков и молодежи, перенесших тяжелую травму спинного
мозга, на различных этапах реабилитации // Консультативная психология и
психотерапия. 2014, № 3. С. 43—65.
51. Тхостов А.Ш. Осознание заболевания у онкологических больных.
// Журнал невропатологии и психиатрии им. Корсакова, 1984, с.1839-1884.
52. Тхостов А.Ш. Психология телесности.- М.: Смысл, 2002. 287 с.
53. Урядницкая Н.А. Психологическая саморегуляция у детей с
онкологической патологией. Канд. дисс. Москва, 1998
54. Урядницкая Н.А,. Бялик М.А,. Моисеенко Е.И,. Николаева В.В.
Роль родителей в психологической адаптации детей с онкопатологией //
Вопросы онкологии. 1997. Том 43, № 4
55. Хаин А.Е. Психологические аспекты трансплантации
гомеопатических клеток (ТГСК) у детей. Консультативная психология и
психотерапия 2015 №1
56. Хаин А.Е., Клипинина Н.В., Никольская Н.С., Орлов А.Б.,
Евдокимова М.А., Стефаненко Е.А., Кудрявицкий А.Р. Опыт создания и90
работы психологической службы в детской гематологии/онкологии //
Консультативная психология и психотерапия. 2014. № 1. С. 106—126.
57. Холмогорова А.Б. Биопсихосоциальная модель как
методологическая основа изучения психических расстройств// Социальная и
клиническая психиатрия. 2002, № 3. С. 97—105.
58. Чулкова В. А., Пестерева Е. В. Душевный мир онкологического
больного // Вопросы онкологии, 2010. – N 1. – С.83-87.
59. Шаповаленко И.В, Миронова Т.Б. Тяжелое заболевание ребенка:
горестные переживания. // Антология тяжелых переживаний: Социальнопсихологическая помощь: сб. статей / Под ред. О.В Красновой М.: М111У;
Обнинск: Принтер, 2002
60. Шац И.К. Психологическое сопровождение тяжелобольного
ребенка, Речь, 2010 г. – 102с.
61. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И.М. Семейный
диагноз и семейная психотерапия. – СПб.: Речь, 2007. – 352 c.
62. Яньшин П.В. Клиническая психодиагностика личности. – СПб.:
Речь, 2007
63. Erin M. Rodriguez, Madeleine J. Dunn and oth. Cancer-related
sources of stress for children with cancer and their parents. // Journal of Pediatric
Psychology 37(2) pp. 185–197, 2012.
64. Kubler-Ross E. A Letter to a child with cancer from Elisabeth KublerRoss. // Elisabeth Kubler-Ross Center, USA, 1981/ -16 p.
65. Maguire P. and Faulkner A. Communicating With Cancer Patients: I.
Handling Bad News And Difficult Questions // Death, Dying And Bereavement.
London: SAGE Publications, 1994.
66. Masera G. et al. Guidelines for communication of the diagnosis
European school of oncology advisory report to The European Commission for
The "Europe against cancer" programme // Medical and Pediatric Oncology -1996.
Vol.27, №1-2. - P. 13-19.91
67. Nir Y. Post-Traumatic Stress Disorder in Children with Cancer //
Post-Traumatic Stress Dissorder in Children / Edited by Spencer Eth, Robert S.
Pymos. -Washington, 1986.- P. 120-132.
68. Reoch R. Dying Well: A Holistic Guide For The Dying And Their
Carers. Gaia Books Limited, 1997
69. Sawyer M. et al. Childhood cancer: A 4-year prospective study of the
psychological adjustment of children and parents // J. Pediatric
Hematology/Oncology. May-June 2000. N22(3). P.214–220.
70. Seligman M. The Family with a Handicapped Child: Understanding
and Treatment. Grune & Stratton, 1980
71. VrijmoetWiersma C.M.J., Egeler R.M., Koopman H.M., Lindahl
A.N., Grootenhuis M.A. Parental stress before, during and after pediatric stem cell
transplantation: a review article // Support Care Cancer. 2009. P. 1435—1443.
72. Wells R. Helping Children Cope with Grief. Facing a death in the
family. -London, 1988. 104 p.