Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь психологического состояния ребенка, проходящего лечение методом трансплантации костного мозга и характера его взаимоотношений с ухаживающим взрослым

Работа №134882

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы107
Год сдачи2018
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
59
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Обзор литературы
1.1 Трансплантация костного мозга
1.1.1 Трансплантация костного мозга. Особенности лечения. .................. 23
1.2 Ребёнок и болезнь
1.3 Семья и больной ребёнок
1.3.1 Особенности семейных отношений в семье, где есть больной
ребёнок
Глава 2. Характеристика материала и методы исследования
2.1 Характеристика выборки
2.2 Методы исследования
2.2.1 Проективная методика «Рисунок несуществующего животного» ... 49
2.2.2 Методика Дембо-Рубинштейн
2.2.3 «Интегративный тест тревожности»
2.2.4 Методика диагностики отношения к болезни ребёнка (ДОБР)........ 52
2.2.5 Опросник «Анализ семейных взаимоотношений»
2.2.6 Тест родительского отношения
2.2.7 Опросник эмоциональных отношений в семье
2.3 Процедура исследования
Глава 3. Результаты исследования
3.1 Анализ проведённых интервью
3.2 Анализ проективного теста «Рисунок несуществующего животного» . 60
3.3 Результаты экспериментально-психологического исследования........... 62
3.4 Обсуждение результатов
ВЫВОДЫ 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

По всему миру отмечается увеличение распространённости
онкологических заболеваний, при этом наблюдается тенденция к снижению
среднего возраста заболевших. Ежегодно только в России заболевает
различными формами злокачественных опухолей около 10 тысяч детей.
Среди причин смерти детей старше 1 года онкологические заболевания стоят
на 2-м месте после несчастных случаев. Среднее число ежегодно
регистрируемых случаев заболевания злокачественными опухолями в России
у детей увеличилось за последнее десятилетие на 20% и достигло 6,45 тысяч.
Статистика детского рака
Название Процент
Острый лимфобластный лейкоз 46,6%
Рак спинного и головного мозга 17,3%
Патологии почек 7,4%
Саркома 5,8%
Новообразования в костях и суставах 4,9%
Опухоль глаз 3,4%
Достижения современной терапии сегодня позволили снизить
показатели детской смертности, а также повысить процент полного
выздоровления. Однако помимо одного противоопухолевого лечения
возникает целый ряд специфических проблем. Результаты лечения детей
определяются не только тяжестью основного заболевания, но и
психологическим состоянием, возможными психическими нарушениями, как
у самого больного, так и у членов его семьи, чему в нашей стране почти не уделяется внимания.
Несмотря на то, что детская онкология как область медицины за
короткий отрезок времени значительно продвинулась вперёд, семьи
оказываются в обстановке изоляции, а также сильнейшего психологического9
стресса, связанного как с тяжёлым заболеванием ребёнка, так и с тяжелым
грузом экономических, социальных, этических и психологических проблем,
которые возникают с выявлением у детей тяжелого заболевания.
Следует отметить, что способность родителей или человека, который в
данный момент находится с ребёнком, справляться со своим тяжелым
психоэмоциональным состоянием важна для успешного лечения ребенка.
Одним из важных факторов эффективности лечебно-реабилитационного
процесса является включение в этот процесс родителей и других значимых
родственников больного ребенка. Можно предположить, что, в свою очередь,
одним из факторов успешности такого включения могут являться установки
взрослых как на болезнь вообще, так и на болезнь ребенка в частности,
родительское отношение к больному ребенку, стили семейной педагогики и
детско-родительского взаимодействия, психоэмоциональное состояние
взрослых, окружающих ребёнка.
Семейные отношения откладывают значительный отпечаток на течение
заболевания, способствуют или препятствуют выздоровлению ребёнка. В
связи с этим становится очевидным, что необходимо изучать особенности
семейной ситуации, особенно, когда речь идёт о заболеваниях с высокой
степенью витальной угрозы, с тем, чтобы с помощью различных способов
психокоррекции своевременно предотвращать негативное влияние семьи на
состояние ребёнка и процесс лечения (Зерницкий О.Б., 2005)
Гипотеза:
Существует взаимосвязь между психологическим состоянием детей,
находящимися в ситуации прохождения длительного и специфического
лечения (ТКМ) и характера его взаимоотношений с ухаживающим взрослым.
Цель исследования:
Выявление взаимосвязи психологического состояния детей,
проходящих лечение методом ТКМ и характера его взаимоотношений с ухаживающим взрослым.
Задачи исследования:
1. Изучить уровень тревоги, агрессии, самооценки и другие
особенности психологического состояния пациентов.
2. Исследовать уровень тревожности ухаживающих взрослых.
3. Изучить отношение ухаживающего взрослого к болезни ребёнка.
4. Исследовать особенности семейного воспитания в семьях пациентов.
5. Изучить эмоциональную сторону детско-родительского
взаимодействия.
6. Исследовать взаимосвязь между психологическим состоянием
пациентов и их взаимоотношениями с ухаживающим взрослым.
Предмет исследования:
Взаимосвязь психологического состояния детей, проходящих лечение
методом ТКМ и характера их взаимоотношений с ухаживающим взрослым.
Объект исследования:
Дети от 6-10 лет, проходящие лечение в НИИ детской онкологии,
гематологии и трансплантологии им. Р.М. Горбачёвой и ухаживающий
взрослый, находящийся непосредственно с ребёнком в период лечения.
Теоретическая значимость работы:
Результаты исследования позволяют уточнить и конкретизировать
научные представления о влиянии на психологическое состояние ребёнка с
онкологическим заболеванием особенностей взаимоотношений с ухаживающим взрослым.
Практическая значимость исследования:
На основании полученных результатов возможно определить
направления психокоррекционной работы и психологической поддержки как
самого ребенка, так и ближайшего ухаживающего с целью его
опосредованного влияния на эффективность лечебно-реабилитационного процесса.
Методологической основой исследования стал подход к болезни как к
особой ситуации развития ребенка, которая изменяет смысл и стиль жизни и
больного ребёнка, и всей семьи (В.В. Николаева, 1992)
Методы исследования:
1. Клинико-психологический:
• Наблюдение
• Клинико-психологическая беседа
2. Экспериментально-психологический:
• Рисуночный тест «несуществующее животное» (М.З. Дукаревич, 1990)
• Тест на самооценку (Т.В. Дембо в модификации С.Я. Рубинштейн, 1970)
• «Интегративный тест тревожности» (А.П. Бизюк, Л.И. Вассерман,
Б.В. Иовлев, 2005)
• Методика диагностики отношения к болезни ребёнка (ДОБР)
(В.Е.Каган, И.П.Журавлева, 1991)
• Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер,
В.В. Юстицкис, 1996)
• Тест родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин, 1996)
• Опросник эмоциональных отношений в семье (Е.И. Захарова, 2002)
3. Математико-статистический.
Всего было обследовано 15 родителей и 15 детей, проходящих лечение
на отделении трансплантации костного мозга в клиниках Института детской
гематологии и трансплантологии им. Р.М.Горбачёвой.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе проанализированы психологические особенности
ребёнка, а также особенности детско-родительских отношений, обнаружены их взаимосвязи.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что одним из важных
факторов эффективности лечебно-реабилитационного процесса является
включение в этот процесс родителей и других значимых родственников
больного ребенка. Можно предположить, что, в свою очередь, одним из
факторов успешности такого включения могут являться установки родителей
как на болезнь вообще, так и на болезнь ребенка в частности, родительское
отношение к больному ребенку, стили семейной педагогики и детскородительского взаимодействия, эмоциональное состояние родителей.
Проведенное исследование позволило подтвердить выдвинутую
гипотезу о наличии взаимосвязи между детско-родительскими отношениями
и психологическим состоянием ребёнка. Действительно, такие стили
семейного воспитания как гиперпротекция, недостаточность запретов,
минимальность санкций, а также неразвитость родительских чувств,
расширение сферы родительских чувств, фобия утраты, вынесение
конфликтов супругов в сферу воспитания влияют на самооценку ребёнка, его
тревожное состояние, внутреннюю агрессию. Было также обнаружено, что
эмоциональное состояние самого взрослого существенно влияет на
психологическое состояние ребёнка, а именно повышение эмоционального
дискомфорта в структуре тревожности оказывает влияние на самооценку
ребёнка, способствует интровертированности и закрытости ребёнка.
Наоборот, принятие ребёнка, кооперация, сопереживание ему оказывают
положительное действие на состояние ребёнка, снижают внутреннюю
агрессию, способствуют повышению самооценки ребёнка.
Практическая ценность данной работы заключается в возможности
применить полученные знания при оказании психологической помощи84
детям, а также их близким, оказывающими непосредственное влияние на
ребёнка в процессе лечения. В связи с этим представляется важным в
дальнейших работах исследовать семейную систему в целом


1. Баканова А.А., Королева Т.Ю. Психологическая помощь детям с
онкологическими заболевания.// Методическое пособие.- 2006.- С. 5-13
2. Бялик М.А. Методологические подходы к организации
паллиативной помощидетям, неизлечимо больным онкологическими
заболеваниями, и их семьям. Автореф. канд. дисс. Москва, 2000
3. Бердникова Ю. Мир ребёнка. Развитие психики, страхи,
социальная адаптация, интерпретация детского рисунка: Издательство наука
и техника, 2007. –С. 132-149
4. Бороздина Л.В., Видинска Л. Притязания и самооценка. //
Вестник МГУ, серия «Психология». 1986, № 3, с. 21-30.
5. Братусь Б.С. Смерть и смысл жизни // Умирание и смерть:
философия, психология, хоспис / Ин-т философии РАН, ин-т Человека РАН,
Российское благотворительное общество "Хоспис". М., 1994. - С.59-64.
6. Варга А. Я. Основные направления современной психотерапии –
М.: Когито-центр, 2000. 379 p.
7. Василюк Ф.Е. Психология горя и утешения // Умирание и смерть:
философия, психология, хоспис / Ин-т философии РАН, ин-т Человека РАН,
Российское благотворительное общество "Хоспис". М., 1994. - С.64-70.
8. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 2004.- 240 с.
9. Вегнер А.Л. Психологические рисуночные тесы: Владос
Пресс,2006.-С. 3-91
10. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 654
с.
11. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Изд-во Смысл;
Эксмо, 2005. 1136 с.
12. Вял и к М.А., Шульгина J . . Обсуждая с детьми тему смерти. //
Социальные и психологические проблемы детской онкологии. Материалы86
Всероссийской конференции с международным участием. Москва, 4-6 июня,
1997 г.-М., 1997.-С. 169-172
13. Глорион Ф. Понимание болезни и смерти ребенком. // РоссийскоФранцузский семинар по психологическим аспектам помощи детям с
заболеваниями с возможным легальным исходом. М., 1999. - С. 14-16. -
Выступление.
14. Гнездилов A. . Есть ли качество жизни у обманутого ребенка? //
Социальные и психологические проблемы детской онкологии. Материалы
Всероссийской конференции с международным участием. Москва, 4-6 июня,
1997 г.-М, 1997.-С. 162-164.
15. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь: Издательство
Речь, 2004.- С. 97-105
16. Губачев Ю.М., Иовлев Б.В., Карвасарский Б.Д. Эмоциональный
стресс в условиях нормы и патологии человека. Л. Медицина, Ленинградское
отделение, 1976.
17. Добряков И.В., Защеринская О.В. Психология семьи и больной
ребёнок. – СПБ.: Речь, 2007. – 400 c.
18. Донская Л.В., Чулкова В.А., Шиповников Н.Б. Роль и задачи
психолога в обследовании и лечении онкологических больных. Вопросы
онкологии, 1986. – Т.32. - №10 С. 90-98
19. Закрепина А.В. Коррекционное обучение детей с тяжелой
черепно-мозговой травмой в условиях стационарной реабилитации: Дисс. ...
канд. психол. наук. 2014.
20. Заридзе Д. Г. Эпидемиология детских лейкозов. М.: Медицина,
1997.
21. Здравомыслова Е., Белозерова Ю. Детский лейкоз как
социальный диагноз//В сб. «Гендерное устройство: социальные институты и
практики»/ под ред. Черновой Ж.В.– СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-
Петербурге, 2005. – С.71 – 9987
22. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей. СПБ.:
Питер, 2000
23. Исаев Д. Н., Шац И. К. ВКБ у детей с ОЛЛ // Педиатрия. 1985.
№7. С.42–46.
24. Каган В.Е. Внутренняя картина здоровья и соматические
заболевания у детей // Неврозы у детей и подростков. М., 1986. С. 74-75.
25. Киреева И.П. «Педиатру-онкологу: О проблемах общения с
родителями онкологически больных детей», М.,1994.- 50 с.
26. Киреева И.П. Педиатру-онкологу: что необходимо знать о
психике онкологически больного ребенка / Независимая ассоциация детских
психиатров и психологов. М.,. 1996. - 53 с.
27. Киреева И.П. Психосоциальные аспекты детской онкологии //
Социальные и психологические проблемы детской онкологии. Материалы
Всероссийской конференции с международным участием. Москва, 4-6 июня
1997 г. М., 1997. - С. 94-97.
28. Киян И.Г. Личностные особенности детей, страдающих острым
лимфобластным лейкозом. Канд. дисс. Москва, 2003
29. Климова С.В.,Микаэлян Л.Л., Фарих Е.Н., Фисун Е.В. Основные
направления психологической помощи семьям с детьми, страдающими
онкологическими заболеваниями. Журнал практической психологии№1, 2013
30. Клипинина Н.В., Хаин А.Е., Кудрявицкий А.Н. Проблема
информирования о заболевании и лечении пациентов и их родителей/семей в
детской онкологии/гематологии. Консультативная психология и
психотерапия, 2014, № 1
31. Кременс Б. Что такое лейкемия? Книга для детей и родителей.
Мюнстер, 1988.-63 с.
32. Кудрявцева С.В. Защита по-детски. // Без проблем. 1995, № 1,
с.13-16.
33. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании: София, 2001.- 320с.88
34. Малчиоди К. Постижение детского рисунка: Институт
общегуманитарных исследований, 2004.- С. 6-8
35. Моисеенко Е.И. Социальный портрет семей, имеющих детей в
терминальной стадии онкологического заболевания // Паллиативная
медицина и реабилитация. 1998. - № 2-3. - С. 169.
36. Музыченко Г.Ф. Проективная методика «Несуществующее
животное». Руководство и результаты психодиагностического исследования
взрослых пациентов с различными расстройствами эмоциональноличностной сферы. — СПб.: Речь, 2013. — 556 с.
37. Непомнящая Н. И. О психологическом аспекте онкологических
заболеваний // Психол. журн. 1998. Т.19. № 4. С.135–145.
38. Николаева В. В., Арина Г. А. Тяжело больной ребенок, штрихи к
психологическому портрету // Школа здоровья. М., 1994. Т.2. № 2. С.86–95.
39. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у
детей: С-Пб,: Издательство Речь, 2001,-С. 38-260
40. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений/Под общ. ред. Н.Н. Посысоева.- М.:
Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 328 с.
41. Писаренко Н.А. Психологическая адаптация семьи ребенка с
онкологическим заболеванием на этапе ремиссии// Российский Вестник
перинатологии и педиатрии. 1998. №3. с.35-43
42. Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Психологический анализ
рисунка и текста: Издательство Речь, 2006.– С. 1-18
43. Русина Н.А. Эмоции и стресс при онкологических заболеваниях /
Н. А. Русина // Мир психологии: Научно-методический журнал / Академия
пед. и соц. наук. 2002. № 4, – с. 152-160
44. Саймонтон К., Саймонтон С. Психотерапия рака. — СПб: Питер,
2001 — 288 с.
45. Силласте Г.Г. Социальная адаптация семей с онкологически
больными детьми// Социологические исследования.1997. № 1.С. 56-64.89
46. Скоробогатова Е.В., Балашов Д.Н, Трахтман П.Е. и др. Итоги
двадцатилетнего опыта трансплантации гемопоэтических стволовых клеток у
детей // Педиатрия. 2011. Том 90, № 4. С. 12—16.
47. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при
пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: «SvR Аргус»,
1995. 352 с.
48. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции
неадекватных родительских позиций// Семья и формирование личности.
Сборник научных трудов/ Под.ред.А.А. Бодалева. Москва, 1981
49. Столин В. В. Семья как объект психологической диагностики и
неврачебной терапии // Семья и формирование личности / Под ред. А.
А.Бодалева. М., 1981.
50. Суроегина А.Ю., Холмогорова А.Б. Психоэмоциональное
состояние подростков и молодежи, перенесших тяжелую травму спинного
мозга, на различных этапах реабилитации // Консультативная психология и
психотерапия. 2014, № 3. С. 43—65.
51. Тхостов А.Ш. Осознание заболевания у онкологических больных.
// Журнал невропатологии и психиатрии им. Корсакова, 1984, с.1839-1884.
52. Тхостов А.Ш. Психология телесности.- М.: Смысл, 2002. 287 с.
53. Урядницкая Н.А. Психологическая саморегуляция у детей с
онкологической патологией. Канд. дисс. Москва, 1998
54. Урядницкая Н.А,. Бялик М.А,. Моисеенко Е.И,. Николаева В.В.
Роль родителей в психологической адаптации детей с онкопатологией //
Вопросы онкологии. 1997. Том 43, № 4
55. Хаин А.Е. Психологические аспекты трансплантации
гомеопатических клеток (ТГСК) у детей. Консультативная психология и
психотерапия 2015 №1
56. Хаин А.Е., Клипинина Н.В., Никольская Н.С., Орлов А.Б.,
Евдокимова М.А., Стефаненко Е.А., Кудрявицкий А.Р. Опыт создания и90
работы психологической службы в детской гематологии/онкологии //
Консультативная психология и психотерапия. 2014. № 1. С. 106—126.
57. Холмогорова А.Б. Биопсихосоциальная модель как
методологическая основа изучения психических расстройств// Социальная и
клиническая психиатрия. 2002, № 3. С. 97—105.
58. Чулкова В. А., Пестерева Е. В. Душевный мир онкологического
больного // Вопросы онкологии, 2010. – N 1. – С.83-87.
59. Шаповаленко И.В, Миронова Т.Б. Тяжелое заболевание ребенка:
горестные переживания. // Антология тяжелых переживаний: Социальнопсихологическая помощь: сб. статей / Под ред. О.В Красновой М.: М111У;
Обнинск: Принтер, 2002
60. Шац И.К. Психологическое сопровождение тяжелобольного
ребенка, Речь, 2010 г. – 102с.
61. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И.М. Семейный
диагноз и семейная психотерапия. – СПб.: Речь, 2007. – 352 c.
62. Яньшин П.В. Клиническая психодиагностика личности. – СПб.:
Речь, 2007
63. Erin M. Rodriguez, Madeleine J. Dunn and oth. Cancer-related
sources of stress for children with cancer and their parents. // Journal of Pediatric
Psychology 37(2) pp. 185–197, 2012.
64. Kubler-Ross E. A Letter to a child with cancer from Elisabeth KublerRoss. // Elisabeth Kubler-Ross Center, USA, 1981/ -16 p.
65. Maguire P. and Faulkner A. Communicating With Cancer Patients: I.
Handling Bad News And Difficult Questions // Death, Dying And Bereavement.
London: SAGE Publications, 1994.
66. Masera G. et al. Guidelines for communication of the diagnosis
European school of oncology advisory report to The European Commission for
The "Europe against cancer" programme // Medical and Pediatric Oncology -1996.
Vol.27, №1-2. - P. 13-19.91
67. Nir Y. Post-Traumatic Stress Disorder in Children with Cancer //
Post-Traumatic Stress Dissorder in Children / Edited by Spencer Eth, Robert S.
Pymos. -Washington, 1986.- P. 120-132.
68. Reoch R. Dying Well: A Holistic Guide For The Dying And Their
Carers. Gaia Books Limited, 1997
69. Sawyer M. et al. Childhood cancer: A 4-year prospective study of the
psychological adjustment of children and parents // J. Pediatric
Hematology/Oncology. May-June 2000. N22(3). P.214–220.
70. Seligman M. The Family with a Handicapped Child: Understanding
and Treatment. Grune & Stratton, 1980
71. VrijmoetWiersma C.M.J., Egeler R.M., Koopman H.M., Lindahl
A.N., Grootenhuis M.A. Parental stress before, during and after pediatric stem cell
transplantation: a review article // Support Care Cancer. 2009. P. 1435—1443.
72. Wells R. Helping Children Cope with Grief. Facing a death in the
family. -London, 1988. 104 p.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ