Взаимосвязь психологического состояния ребенка, проходящего лечение методом трансплантации костного мозга и характера его взаимоотношений с ухаживающим взрослым
|
АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Обзор литературы
1.1 Трансплантация костного мозга
1.1.1 Трансплантация костного мозга. Особенности лечения. .................. 23
1.2 Ребёнок и болезнь
1.3 Семья и больной ребёнок
1.3.1 Особенности семейных отношений в семье, где есть больной
ребёнок
Глава 2. Характеристика материала и методы исследования
2.1 Характеристика выборки
2.2 Методы исследования
2.2.1 Проективная методика «Рисунок несуществующего животного» ... 49
2.2.2 Методика Дембо-Рубинштейн
2.2.3 «Интегративный тест тревожности»
2.2.4 Методика диагностики отношения к болезни ребёнка (ДОБР)........ 52
2.2.5 Опросник «Анализ семейных взаимоотношений»
2.2.6 Тест родительского отношения
2.2.7 Опросник эмоциональных отношений в семье
2.3 Процедура исследования
Глава 3. Результаты исследования
3.1 Анализ проведённых интервью
3.2 Анализ проективного теста «Рисунок несуществующего животного» . 60
3.3 Результаты экспериментально-психологического исследования........... 62
3.4 Обсуждение результатов
ВЫВОДЫ 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Обзор литературы
1.1 Трансплантация костного мозга
1.1.1 Трансплантация костного мозга. Особенности лечения. .................. 23
1.2 Ребёнок и болезнь
1.3 Семья и больной ребёнок
1.3.1 Особенности семейных отношений в семье, где есть больной
ребёнок
Глава 2. Характеристика материала и методы исследования
2.1 Характеристика выборки
2.2 Методы исследования
2.2.1 Проективная методика «Рисунок несуществующего животного» ... 49
2.2.2 Методика Дембо-Рубинштейн
2.2.3 «Интегративный тест тревожности»
2.2.4 Методика диагностики отношения к болезни ребёнка (ДОБР)........ 52
2.2.5 Опросник «Анализ семейных взаимоотношений»
2.2.6 Тест родительского отношения
2.2.7 Опросник эмоциональных отношений в семье
2.3 Процедура исследования
Глава 3. Результаты исследования
3.1 Анализ проведённых интервью
3.2 Анализ проективного теста «Рисунок несуществующего животного» . 60
3.3 Результаты экспериментально-психологического исследования........... 62
3.4 Обсуждение результатов
ВЫВОДЫ 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
По всему миру отмечается увеличение распространённости
онкологических заболеваний, при этом наблюдается тенденция к снижению
среднего возраста заболевших. Ежегодно только в России заболевает
различными формами злокачественных опухолей около 10 тысяч детей.
Среди причин смерти детей старше 1 года онкологические заболевания стоят
на 2-м месте после несчастных случаев. Среднее число ежегодно
регистрируемых случаев заболевания злокачественными опухолями в России
у детей увеличилось за последнее десятилетие на 20% и достигло 6,45 тысяч.
Статистика детского рака
Название Процент
Острый лимфобластный лейкоз 46,6%
Рак спинного и головного мозга 17,3%
Патологии почек 7,4%
Саркома 5,8%
Новообразования в костях и суставах 4,9%
Опухоль глаз 3,4%
Достижения современной терапии сегодня позволили снизить
показатели детской смертности, а также повысить процент полного
выздоровления. Однако помимо одного противоопухолевого лечения
возникает целый ряд специфических проблем. Результаты лечения детей
определяются не только тяжестью основного заболевания, но и
психологическим состоянием, возможными психическими нарушениями, как
у самого больного, так и у членов его семьи, чему в нашей стране почти не уделяется внимания.
Несмотря на то, что детская онкология как область медицины за
короткий отрезок времени значительно продвинулась вперёд, семьи
оказываются в обстановке изоляции, а также сильнейшего психологического9
стресса, связанного как с тяжёлым заболеванием ребёнка, так и с тяжелым
грузом экономических, социальных, этических и психологических проблем,
которые возникают с выявлением у детей тяжелого заболевания.
Следует отметить, что способность родителей или человека, который в
данный момент находится с ребёнком, справляться со своим тяжелым
психоэмоциональным состоянием важна для успешного лечения ребенка.
Одним из важных факторов эффективности лечебно-реабилитационного
процесса является включение в этот процесс родителей и других значимых
родственников больного ребенка. Можно предположить, что, в свою очередь,
одним из факторов успешности такого включения могут являться установки
взрослых как на болезнь вообще, так и на болезнь ребенка в частности,
родительское отношение к больному ребенку, стили семейной педагогики и
детско-родительского взаимодействия, психоэмоциональное состояние
взрослых, окружающих ребёнка.
Семейные отношения откладывают значительный отпечаток на течение
заболевания, способствуют или препятствуют выздоровлению ребёнка. В
связи с этим становится очевидным, что необходимо изучать особенности
семейной ситуации, особенно, когда речь идёт о заболеваниях с высокой
степенью витальной угрозы, с тем, чтобы с помощью различных способов
психокоррекции своевременно предотвращать негативное влияние семьи на
состояние ребёнка и процесс лечения (Зерницкий О.Б., 2005)
Гипотеза:
Существует взаимосвязь между психологическим состоянием детей,
находящимися в ситуации прохождения длительного и специфического
лечения (ТКМ) и характера его взаимоотношений с ухаживающим взрослым.
Цель исследования:
Выявление взаимосвязи психологического состояния детей,
проходящих лечение методом ТКМ и характера его взаимоотношений с ухаживающим взрослым.
Задачи исследования:
1. Изучить уровень тревоги, агрессии, самооценки и другие
особенности психологического состояния пациентов.
2. Исследовать уровень тревожности ухаживающих взрослых.
3. Изучить отношение ухаживающего взрослого к болезни ребёнка.
4. Исследовать особенности семейного воспитания в семьях пациентов.
5. Изучить эмоциональную сторону детско-родительского
взаимодействия.
6. Исследовать взаимосвязь между психологическим состоянием
пациентов и их взаимоотношениями с ухаживающим взрослым.
Предмет исследования:
Взаимосвязь психологического состояния детей, проходящих лечение
методом ТКМ и характера их взаимоотношений с ухаживающим взрослым.
Объект исследования:
Дети от 6-10 лет, проходящие лечение в НИИ детской онкологии,
гематологии и трансплантологии им. Р.М. Горбачёвой и ухаживающий
взрослый, находящийся непосредственно с ребёнком в период лечения.
Теоретическая значимость работы:
Результаты исследования позволяют уточнить и конкретизировать
научные представления о влиянии на психологическое состояние ребёнка с
онкологическим заболеванием особенностей взаимоотношений с ухаживающим взрослым.
Практическая значимость исследования:
На основании полученных результатов возможно определить
направления психокоррекционной работы и психологической поддержки как
самого ребенка, так и ближайшего ухаживающего с целью его
опосредованного влияния на эффективность лечебно-реабилитационного процесса.
Методологической основой исследования стал подход к болезни как к
особой ситуации развития ребенка, которая изменяет смысл и стиль жизни и
больного ребёнка, и всей семьи (В.В. Николаева, 1992)
Методы исследования:
1. Клинико-психологический:
• Наблюдение
• Клинико-психологическая беседа
2. Экспериментально-психологический:
• Рисуночный тест «несуществующее животное» (М.З. Дукаревич, 1990)
• Тест на самооценку (Т.В. Дембо в модификации С.Я. Рубинштейн, 1970)
• «Интегративный тест тревожности» (А.П. Бизюк, Л.И. Вассерман,
Б.В. Иовлев, 2005)
• Методика диагностики отношения к болезни ребёнка (ДОБР)
(В.Е.Каган, И.П.Журавлева, 1991)
• Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер,
В.В. Юстицкис, 1996)
• Тест родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин, 1996)
• Опросник эмоциональных отношений в семье (Е.И. Захарова, 2002)
3. Математико-статистический.
Всего было обследовано 15 родителей и 15 детей, проходящих лечение
на отделении трансплантации костного мозга в клиниках Института детской
гематологии и трансплантологии им. Р.М.Горбачёвой.
онкологических заболеваний, при этом наблюдается тенденция к снижению
среднего возраста заболевших. Ежегодно только в России заболевает
различными формами злокачественных опухолей около 10 тысяч детей.
Среди причин смерти детей старше 1 года онкологические заболевания стоят
на 2-м месте после несчастных случаев. Среднее число ежегодно
регистрируемых случаев заболевания злокачественными опухолями в России
у детей увеличилось за последнее десятилетие на 20% и достигло 6,45 тысяч.
Статистика детского рака
Название Процент
Острый лимфобластный лейкоз 46,6%
Рак спинного и головного мозга 17,3%
Патологии почек 7,4%
Саркома 5,8%
Новообразования в костях и суставах 4,9%
Опухоль глаз 3,4%
Достижения современной терапии сегодня позволили снизить
показатели детской смертности, а также повысить процент полного
выздоровления. Однако помимо одного противоопухолевого лечения
возникает целый ряд специфических проблем. Результаты лечения детей
определяются не только тяжестью основного заболевания, но и
психологическим состоянием, возможными психическими нарушениями, как
у самого больного, так и у членов его семьи, чему в нашей стране почти не уделяется внимания.
Несмотря на то, что детская онкология как область медицины за
короткий отрезок времени значительно продвинулась вперёд, семьи
оказываются в обстановке изоляции, а также сильнейшего психологического9
стресса, связанного как с тяжёлым заболеванием ребёнка, так и с тяжелым
грузом экономических, социальных, этических и психологических проблем,
которые возникают с выявлением у детей тяжелого заболевания.
Следует отметить, что способность родителей или человека, который в
данный момент находится с ребёнком, справляться со своим тяжелым
психоэмоциональным состоянием важна для успешного лечения ребенка.
Одним из важных факторов эффективности лечебно-реабилитационного
процесса является включение в этот процесс родителей и других значимых
родственников больного ребенка. Можно предположить, что, в свою очередь,
одним из факторов успешности такого включения могут являться установки
взрослых как на болезнь вообще, так и на болезнь ребенка в частности,
родительское отношение к больному ребенку, стили семейной педагогики и
детско-родительского взаимодействия, психоэмоциональное состояние
взрослых, окружающих ребёнка.
Семейные отношения откладывают значительный отпечаток на течение
заболевания, способствуют или препятствуют выздоровлению ребёнка. В
связи с этим становится очевидным, что необходимо изучать особенности
семейной ситуации, особенно, когда речь идёт о заболеваниях с высокой
степенью витальной угрозы, с тем, чтобы с помощью различных способов
психокоррекции своевременно предотвращать негативное влияние семьи на
состояние ребёнка и процесс лечения (Зерницкий О.Б., 2005)
Гипотеза:
Существует взаимосвязь между психологическим состоянием детей,
находящимися в ситуации прохождения длительного и специфического
лечения (ТКМ) и характера его взаимоотношений с ухаживающим взрослым.
Цель исследования:
Выявление взаимосвязи психологического состояния детей,
проходящих лечение методом ТКМ и характера его взаимоотношений с ухаживающим взрослым.
Задачи исследования:
1. Изучить уровень тревоги, агрессии, самооценки и другие
особенности психологического состояния пациентов.
2. Исследовать уровень тревожности ухаживающих взрослых.
3. Изучить отношение ухаживающего взрослого к болезни ребёнка.
4. Исследовать особенности семейного воспитания в семьях пациентов.
5. Изучить эмоциональную сторону детско-родительского
взаимодействия.
6. Исследовать взаимосвязь между психологическим состоянием
пациентов и их взаимоотношениями с ухаживающим взрослым.
Предмет исследования:
Взаимосвязь психологического состояния детей, проходящих лечение
методом ТКМ и характера их взаимоотношений с ухаживающим взрослым.
Объект исследования:
Дети от 6-10 лет, проходящие лечение в НИИ детской онкологии,
гематологии и трансплантологии им. Р.М. Горбачёвой и ухаживающий
взрослый, находящийся непосредственно с ребёнком в период лечения.
Теоретическая значимость работы:
Результаты исследования позволяют уточнить и конкретизировать
научные представления о влиянии на психологическое состояние ребёнка с
онкологическим заболеванием особенностей взаимоотношений с ухаживающим взрослым.
Практическая значимость исследования:
На основании полученных результатов возможно определить
направления психокоррекционной работы и психологической поддержки как
самого ребенка, так и ближайшего ухаживающего с целью его
опосредованного влияния на эффективность лечебно-реабилитационного процесса.
Методологической основой исследования стал подход к болезни как к
особой ситуации развития ребенка, которая изменяет смысл и стиль жизни и
больного ребёнка, и всей семьи (В.В. Николаева, 1992)
Методы исследования:
1. Клинико-психологический:
• Наблюдение
• Клинико-психологическая беседа
2. Экспериментально-психологический:
• Рисуночный тест «несуществующее животное» (М.З. Дукаревич, 1990)
• Тест на самооценку (Т.В. Дембо в модификации С.Я. Рубинштейн, 1970)
• «Интегративный тест тревожности» (А.П. Бизюк, Л.И. Вассерман,
Б.В. Иовлев, 2005)
• Методика диагностики отношения к болезни ребёнка (ДОБР)
(В.Е.Каган, И.П.Журавлева, 1991)
• Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер,
В.В. Юстицкис, 1996)
• Тест родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин, 1996)
• Опросник эмоциональных отношений в семье (Е.И. Захарова, 2002)
3. Математико-статистический.
Всего было обследовано 15 родителей и 15 детей, проходящих лечение
на отделении трансплантации костного мозга в клиниках Института детской
гематологии и трансплантологии им. Р.М.Горбачёвой.
В данной работе проанализированы психологические особенности
ребёнка, а также особенности детско-родительских отношений, обнаружены их взаимосвязи.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что одним из важных
факторов эффективности лечебно-реабилитационного процесса является
включение в этот процесс родителей и других значимых родственников
больного ребенка. Можно предположить, что, в свою очередь, одним из
факторов успешности такого включения могут являться установки родителей
как на болезнь вообще, так и на болезнь ребенка в частности, родительское
отношение к больному ребенку, стили семейной педагогики и детскородительского взаимодействия, эмоциональное состояние родителей.
Проведенное исследование позволило подтвердить выдвинутую
гипотезу о наличии взаимосвязи между детско-родительскими отношениями
и психологическим состоянием ребёнка. Действительно, такие стили
семейного воспитания как гиперпротекция, недостаточность запретов,
минимальность санкций, а также неразвитость родительских чувств,
расширение сферы родительских чувств, фобия утраты, вынесение
конфликтов супругов в сферу воспитания влияют на самооценку ребёнка, его
тревожное состояние, внутреннюю агрессию. Было также обнаружено, что
эмоциональное состояние самого взрослого существенно влияет на
психологическое состояние ребёнка, а именно повышение эмоционального
дискомфорта в структуре тревожности оказывает влияние на самооценку
ребёнка, способствует интровертированности и закрытости ребёнка.
Наоборот, принятие ребёнка, кооперация, сопереживание ему оказывают
положительное действие на состояние ребёнка, снижают внутреннюю
агрессию, способствуют повышению самооценки ребёнка.
Практическая ценность данной работы заключается в возможности
применить полученные знания при оказании психологической помощи84
детям, а также их близким, оказывающими непосредственное влияние на
ребёнка в процессе лечения. В связи с этим представляется важным в
дальнейших работах исследовать семейную систему в целом
ребёнка, а также особенности детско-родительских отношений, обнаружены их взаимосвязи.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что одним из важных
факторов эффективности лечебно-реабилитационного процесса является
включение в этот процесс родителей и других значимых родственников
больного ребенка. Можно предположить, что, в свою очередь, одним из
факторов успешности такого включения могут являться установки родителей
как на болезнь вообще, так и на болезнь ребенка в частности, родительское
отношение к больному ребенку, стили семейной педагогики и детскородительского взаимодействия, эмоциональное состояние родителей.
Проведенное исследование позволило подтвердить выдвинутую
гипотезу о наличии взаимосвязи между детско-родительскими отношениями
и психологическим состоянием ребёнка. Действительно, такие стили
семейного воспитания как гиперпротекция, недостаточность запретов,
минимальность санкций, а также неразвитость родительских чувств,
расширение сферы родительских чувств, фобия утраты, вынесение
конфликтов супругов в сферу воспитания влияют на самооценку ребёнка, его
тревожное состояние, внутреннюю агрессию. Было также обнаружено, что
эмоциональное состояние самого взрослого существенно влияет на
психологическое состояние ребёнка, а именно повышение эмоционального
дискомфорта в структуре тревожности оказывает влияние на самооценку
ребёнка, способствует интровертированности и закрытости ребёнка.
Наоборот, принятие ребёнка, кооперация, сопереживание ему оказывают
положительное действие на состояние ребёнка, снижают внутреннюю
агрессию, способствуют повышению самооценки ребёнка.
Практическая ценность данной работы заключается в возможности
применить полученные знания при оказании психологической помощи84
детям, а также их близким, оказывающими непосредственное влияние на
ребёнка в процессе лечения. В связи с этим представляется важным в
дальнейших работах исследовать семейную систему в целом



