Устное народное творчество как средство развития детской речи: малые формы фольклора, сказки (Нижегородский государственный педагогический университет)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ «Ягуновская СОШ» детский сад «Колосок» (Кемеровская область, с. Ягуново).
Выборка: 20 детей младшего дошкольного возраста ( 12 мальчиков и 8 девочек).
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения речевого этикета как системы правил речевого поведения в начальной школе 7
1.1 Сущность речевой деятельности детей 7
1.2 Устное народное творчество как средство развития речи старших дошкольников 15
1.3 Характеристика и жанровое разнообразие детского фольклора, как средства речевого развития детей младшего дошкольного возраста 22
Глава 2. Эмпирическое исследование использования устного народного творчества, как средства речевого развития детей младшего дошкольного возраста 28
2.1.Организация и методы исследования 28
2.2. Анализ результатов исследования 39
Заключение 42
Список использованных источников 45
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования приоритетной задачей речевого развития дошкольников является развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. В связи с возрастанием количества воспитанников дошкольных организаций с различными речевыми нарушениями актуализируется проблема развития связной речи, особенно в старшем дошкольном возрасте, связанная с предстоящим переходом ребенка к систематическому обучению в школе. Успешность обучения ребенка во многом будет зависеть от степени развития его речи.
На современном этапе развитие связной монологической речи является одной из основных задач дошкольного образования и характеризует уровень как речевого, так и умственного развития. Давая характеристику монологической речи, Т.А. Ладыженская указывает, что она является одной из основных форм, в которых осуществляется массовая коммуникация . В старшем дошкольном возрасте происходит становление и развитие всех сторон речи, ребенок активно усваивает разговорный язык, значительно увеличивается словарный запас. Помимо словарного запаса, у дошкольников увеличивается опыт речевого общения, проявляется способность к словотворчеству. К.Д. Ушинский отмечал, что именно чувство языка, умение сочетать слова в высказываниях и кратких предложениях, дает ребенку возможность понять способ составления предложений из отдельных слов .
У детей 3-4 лет развитие связной речи проявляется, как умение вступить в диалог во время рассматривания предметов, наблюдения за живыми объектами, отвечать на заданные вопросы; в потребности делиться впечатлениями с родителями, воспитателями. Дети 4-5 лет непродолжительно участвуют в беседе, задают вопросы, умеют создать картину с использованием дидактического материала и составить по ней короткий рассказ; могут пересказать небольшие выразительные отрывки из сказок. У детей 5-7 лет совершенствуется умение диалогической и монологической формы речи, они уже высказывают свою точку зрения, последовательно и связно пересказывают небольшие тексты. Дети подготовительной к школе группы свободно владеют диалогической и монологической формой речи, у них формируется культура речевого общения. Могут составить план рассказа и придерживаться его при рассказывании, сочиняют короткие сказки и рассказы из личного опыта и на заданную тему.
Для своевременного возникновения вышеперечисленных компонентов связной речи необходимо содействие речевому развитию ребенка, которое происходит как в совместной с взрослым, так и в самостоятельной деятельности детей и основано на качественной стороне общения. Смысловое содержание речи ребенка, умение подобрать необходимые слова для раскрытия мысли, построение правильных предложений разных типов – все это является задачами речевого развития детей. Реализовать эти возможности помогает дидактическое игровое пространство и использование необходимых языковых средств дидактических игр. Как правило, структура организации игры строится в трех направлениях: подготовка к проведению; проведение игры; анализ игры.
Связную речь рассматривают как один из сложных видов речевого общения, также как особенный вид речемыслительной деятельности, при которой в итоге будет оформлено полноценное текстовое сообщение. Правильное, систематическое и целенаправленное использование дидактических игр ведет к построению грамматически правильной речи, у детей расширяется словарный запас, они могут легко оперировать схемами при составлении рассказов.
Многие отечественные и зарубежные ученые рассматривали проблему подготовки детей к обучению в школе. Среди них Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н.В. Нижегородцева, С. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др. Обучение связной речи детей имеет богатые традиции в отечественной методике, заложенные в трудах Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского. А.П. Усова, Е.А. Флерина Е.И. Тихеева, М.М. Конина, раскрывали основы методики развития связной речи дошкольников в своих работах.
Актуальность темы исследования определяют задачи повышения эффективности и качества учебного процесса в условиях современного информационного общества, когда роль учителя трансформируется в сочетание нескольких функций: консультанта, наставника, направляющего учащихся в их познавательной деятельности и собственно учителя. Данное сочетание функций педагога требует иного подхода к организации обучения. Применение технологии дидактических игр в образовательном процессе не является инновацией. Однако игра, как средство стимулирования умственной познавательной деятельности меняет свою классическую форму и приобретает новую современную.
Фольклор - важное средство формирования личности ребенка и развития речи. Фольклор влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, способствует развитию речи, дает образцы русского литературного языка, обогащает словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями, помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.
Цель исследования: теоретическое обоснование возможности использования устного народного творчества, как средства речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: речевое развитие детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: устное народное творчество, как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза: устное народное творчество будет служить средством речевого развития детей младшего дошкольного возраста, если педагог и родители будут ежедневно использовать устное народное творчество в повседневной жизни детей.
Задачи:
1. Проанализировать педагогическую и методологическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть особенности речевого развития детей в период младшего дошкольного возраста.
3. Выявить значение устного народного творчества в развитии речи у детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические: изучение и анализ научной литературы по данной проблеме; эмпирические: наблюдение, изучение; индивидуальная работа; наблюдение, анкетирование.
Языковое образование и речевое развитие младших школьников – одна из важнейших задач в современной начальной школе. Успех в речевом развитии определяет и результативность усвоения других школьных дисциплин, формирует предпосылки для осмысленного и активного участия в общественной жизни.
Речь – основа любой умственной деятельности, средство коммуникации.
Овладение речевыми навыками – сложный процесс, который проходит у каждого ребёнка индивидуально. Он включает в себя формирование разговорной речи, понимание обращённых слов, выражение собственных мыслей, желаний, эмоций средствами языка. Успешность развития речевой деятельности зависит от таких факторов как: окружающая среда, особенности воспитания в семье, образовательных учреждений. Поэтому в школе работа по развитию речи должна быть построена так, чтобы обеспечить прочное знание русского языка, расширение и обогащение словарного запаса обучающихся, умение грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме.
На уроках обучения чтению, письму, устной и письменной речи формируются специфические речевые навыки и умения, которые позволяют ребёнку гармонично развиваться и становиться полноценным членом общества. Выделяют четыре основных вида речевой деятельности:
– чтение и аудирование (восприятие чужой речи зрительно или на слух)
– письмо и устная речь (собственные высказывания в письменной или устной форме).
Содержание работы по развитию речи складывается из обучения нормам литературного языка, работы по обогащению словаря и грамматического строя речи обучающихся и развития их связной речи. Основная цель всех видов работ по развитию речи – это умение составлять текст, выражая свои мысли и чувства в развёрнутых высказываниях. Данную цель нельзя достичь без формирования различных речевых умений.
Работа по развитию речи должна вестись на всех уроках, уделяя равноценное внимание всем видам речевой деятельности, учитывая их тесную связь. Развитие всех видов речи должно носить системный характер, как при изучении предметных дисциплин, так и во внеурочное время. Полноценное обучение видам речевой деятельности – главное условие успешной учебной деятельности ребёнка в любой образовательной области.
Таким образом, работа по развитию речи в начальных классах вносит значимый вклад в формирование общей культуры, всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы.
Ценность устного народного творчества для речевого развития детей младшего дошкольного возраста обусловлена, прежде всего, высокой интонационной выразительностью, а также другими жанровыми особенностями: речевыми, смысловыми. Как показал анализ литературы по данной проблеме, устное народное творчество оказывает активизирующее воздействие на речевой, звуковой поток. Ребенок выделяет речь из всех других сигналов, оказывает ей предпочтение, выделяя из шумов и музыкальных звуков.
В теоретической части нами показано, что устное народное творчество представляет собой вид искусства, то есть вид духовного основания действительности человека с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. Его образность позволяет донести до сознания младших дошкольников в лаконичной форме большое смысловое содержание. В этом заключается особая ценность художественного слова как средства познания окружающего мира, речевого развития детей.
Практическое исследование доказало, что средствами устного народного творчества не только развивается речь ребенка, но и воспитывается активное отношение к окружающему миру, желание применять разные жанры фольклора в повседневной жизни.
Таким образом, нами достигнута цель работы: теоретически обоснована возможность использования устного народного творчества, как средства речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Мы доказали гипотезу исследования: устное народное творчество может служить средством речевого развития детей младшего дошкольного возраста, если педагог и родители грамотно и систематически используют устное народное творчество во взаимодействии с детьми.
Задачи исследования выполнены: проанализирована педагогическая и методологическая литература по проблеме исследования; раскрыты особенности развития детей в период младшего дошкольного возраста; выявлено значение устного народного творчества в развитии речи у детей младшего дошкольного возраста.
Перспективами дальнейшей работы считаем продолжение использования наработанного материала для речевого развития детей младшего школьного возраста, а также поиск и систематизацию новых дидактических материалов.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений.М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Арановская - Дубовис Д. М. Идеи А. В. Запорожца о развитии личности дошкольника / Д. М. Арановская - Дубовис., Е. В. Заика // Вопросы психологии. - 1995. - № 5. - С. 25 - 53.
3. Арбекова Н. Е. Развиваем связную речь у детей 6–7 лет с ОНР: конспекты фронтальных занятий логопеда. М.: Издательство «Гном», 2011. 78 с.
4. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика [Text]: учеб.-метод. пособие /Н.В. Бордовская, А.А. Реан.— Серия «Учебник нового века». — СПб: 2007. — 432с
5. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок: Монография / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1972. – 288 с.
6. Волков Г. Н. Этнопедагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 169 с.
7. Гаран В.И. Задачи и пути развития речи младших школьников / В.И. Гаран // Совушка. – 2016. – № 1. – URL: // https://kssovushka.ru/zhurnal/3/105-zadachi-i-puti-razvitiya-rechimladshih-shkolnikov/
8. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие для студентов пед. и гуманит.вузов и практикующих логопедов. ‒ М.: В. Секачев, 2012. ‒ 262 с.
9. Головин В. В. Тихвинские колыбельные 1852 года: опыт структурно - функционального анализа // Тихвинский фольклорный архив. Исследования и материалы. - 2000. - № 1. - С. 10.
10. Зайченко О. М. Поиски новой парадигмы образования: концепция отношений между поколениями М. Мид // Вестник Новгородского Государственного университета. - 1998. - № 6. – С. 7.
11. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 28 - 35.
12. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Книга по требованию, 2012. - 658 с.
13. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. - М.,: Просвещение, 1978. – 97 с.
14. Кротова И. В. Метод интервьюирования в обогащении словаря детей 6–7 лет с ОНР // Логопед. 2010. № 7. С. 61–67.
15. Культура.РФ. Портал культурного наследия, традиций народов России. «Фольклор» — происхождение и значение слова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: // www.culture.ru / s / slovo - dnya / folklor /
16. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся /Т.А. Ладыженская. – М.: Педагогика, 1975. – 140 с.
17. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии: учебное пособие / ред. Р. Е. Левина. -Репр. воспроизведение изд. ― М.: АльянС, 2013. ‒ 367 с.
18. Левитес Д.Г. Образовательные технологии: теория, классификация, отбор, конструирование. Мурманск: НИЦ «Пазори», 2001. 32 с.
19. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. - М.: Наука, 1979. - 360 с.
20. Макаренко А. С. Правильно воспитывать детей. Как? - М.: ACT, 2013. - 320 с.
21. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития [Text]: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2006 – 608с.
22. Павлова Л. Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. - М.: Айрис - Пресс, 2007. - 224 с.
23. Практическая психология детского творчества [Text]: учеб.-метод. пособие / Ермолаева М.В. - М. : Мос. писх.-соц. ин-т, 2001. - 194 с.
24. Рыбникова М. А. Избранные труды. - М.: Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР, 1958. - 123 с.
25. Соломенникова Л. О. Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи // Дошкольное воспитание. 1999. № 4. С. 73–81.
26. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: Этика коммунистического воспитания: Педагогическое наследие. – М.: Педагогика, 1990. – 288 с.
27. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. 3-е изд. М., 1980. 137 с
28. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. - М.: Сфера, 2012. - 288 с.
29. Ушинский К. Д. Наука и искусство воспитания. - М.: Карапуз, 1994. - 512 с.
30. Ушинский, К.Д. Детский мир и хрестоматия в 2 ч. Часть 1 /К.Д.Ушинский. – М.: Юрайт, 2022. – 203 с.
31. Юртаев С.В. Основы совершенствования речевой деятельности младших школьников: учебное пособие. М.: Издательство "Флинта", 2013. 317 с.
32. Яковлева И. А. Русский фольклор и его роль в умственном развитии детей // Молодой ученый. - 2014. - № 10 (69). - С. 463 - 465.