ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ 5
§1.1 Теория разделения властей: история и современность 5
§1.2 Понятие и функции законодательной власти 12
Глава 2. АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15
§2.1 Правовое регулирование деятельности Совета Федерации РФ 15
§2.2 Правовое регулирование деятельности Государственной Думы 21
§2.3 Правовой статус законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34
Разделение властей – это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства.
Данный принцип направлен на исключение вероятности концентрации всей полноты власти в руках одного лица или органа, который превратился бы в могущественного правителя, власть которого не чем не ограничена, который издает законы, обеспечивает и гарантирует их исполнение, а в случае неповиновения его власти предусматривается наказание.
Именно поэтому принцип разделения властей отнесен к числу основных конституционных принципов всех современных демократических государств.
Институт разделения властей, как и институт самого права, стал зарождаться с древнейших времен. В течение веков концепция разделения властей подвергалась некоторым корректировкам, изменялась и дополнялась, исходя из политико-правовой реальности и обстановки в конкретных государствах. В целом концепция разделения властей оказалась удивительно стабильной.
В условиях современной действительности приобретает огромное значение соблюдение баланса властных структур во избежание произвола с их стороны. В этой связи, закрепленный Основным законом государства в 1993 году демократический путь развития страны, проявляющийся, в том числе, через систему сдержек и противовесов — разделение властей, имеет колоссальную значимость. Разделение властей происходит по трем направлениям: законодательное, исполнительное и судебное.
В системе разделения властей законодательная власть призвана устанавливать определенные правила поведения посредством принятия законов и осуществлять контроль их исполнения. Исполнительная власть, соответственно, нацелена на исполнительно-распорядительную деятельность, а судебная власть призвана разрешать правовые споры при их возникновении.
У каждой ветви государственной власти - свое предназначение, свои задачи и функции, но законодательная власть занимает первое место в системе разделения властей. Во-первых, законодательная власть устанавливает правила поведения, в том числе других ветвей государственной власти. Во-вторых, определяя организацию и функционирование исполнительной и судебной власти, она выполняет ориентирующую роль по отношению к ним, что, однако, не лишает их самостоятельности, а, напротив, нацеливает на качественное и продуктивное функционирование. В-третьих, законодательная власть выполняет и контрольную функцию, проверяя посредством различных форм качество и своевременность реализации законов. Итак, главной задачей законодательной власти является принятие законов, которые имеют высокую юридическую силу, регулируют важнейшие общественные отношения и реализуются всеми ветвями государственной власти и на каждом уровне публичной власти. Все вышесказанное определяет актуальность выбранной темы курсовой работы.
Объектом данной работы являются законодательная власть, как одна из ветвей власти.
Предметом – законодательная власть в Российской Федерации.
Цель курсовой работы - рассмотреть законодательную власть в системе государственной власти.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- охарактеризовать теорию разделения властей: история и современность;
- рассмотреть сущность и функции законодательной власти;
- изучить органы законодательной власти России и зарубежных стран;
- исследовать правовой статус законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Структура работы обусловлена поставленными целями и задачами и состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и библиографического списка.
Законодательный (представительный) орган государственной власти РФ является одним из ключевых элементов системы органов государственной власти РФ. Его наличие является строго обязательным.
Законодательные органы РФ олицетворяют народное представительство, являются представительными по своей конституционной природе. Такая их сущность предопределена конституционным принципом народовластия, допускающим его представительную форму. С другой стороны, выступая органами народного представительства, законодательные органы аккумулируют определенную долю народного суверенитета, что легитимирует их законодательную функцию. При этом речь идет именно о выборном представительстве как средстве обеспечения подлинного народовластия и легитимации государственного органа и его функций.
Основной функцией законодательной власти является законодательная деятельность - принятие законов и нормативных актов. В рамках этой функции законодатели разрабатывают, обсуждают и принимают законы, которые являются обязательными для исполнения всеми гражданами. Законы должны быть направлены на защиту прав и свобод человека, поддержание общественного порядка, обеспечение экономического развития и другие важные цели.
Кроме того, законодательная власть осуществляет контроль за исполнением законов и деятельностью исполнительной власти, используя различные механизмы, включая парламентские слушания, запросы, комиссии и т.д. Этот контроль позволяет обеспечить соблюдение прав граждан, принципов правового государства и эффективность работы государственных органов.
Законодательную власть с января 1994 года осуществляет двухпалатный парламент - Федеральное Собрание Российской Федерации, в которое входят Совет Федерации и Государственная Дума.
Опыт зарубежных стран показывает, что не только в России, но и практически во всех странах мира идет борьба против тех же негативных явлений. При всех имеющихся различиях, во всех странах к профессиональным парламентариям - депутатам - предъявляются самые строгие требования. Однако каждый народ имеет свои национально -этнические особенности, геополитическое положение, социально - политические и экономические условия в государстве, духовно - нравственный уровень развития населения, религию и идеологию масс. Все это требует подбора особых механизмов борьбы с негативными явлениями, применимых порой только в конкретной стране.
Таким образом, законодательная власть - это ключевая часть системы разделения властей в государстве, обеспечивающая законность, правопорядок и защиту прав граждан. Ее особенности и принципы работы играют важную роль в стабильности и развитии общества.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 01.07.2020 N 2-ФКЗ) // Рос. газ. 1993. 25 дек. № 237; СЗ РФ. 01.07.2020. N 9. Ст. 111.
2. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
3. Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации
4. Регламент Государственной Думы Принят постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 года № 2134-II ГД. – Ст. 186-188.
Научная и учебная литература, материалы периодической печати, интернет-источники
5. Авакьян С.А. - Конституционное право. Энциклопедический словарь – М.: Норма, 2011. – 644 с.
6. Алебастрова И. А. Конституционное право зарубежных стран : учеб. пособие. М. : Юрайт, 2001. 640 с.
7. Алексеева, Е. М. Федеральное собрание - парламент РФ: структура и порядок формирования / Е. М. Алексеева // Актуальные проблемы юриспруденции: единство теории и практики : Материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции (для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, специалистов), Смоленск, 06 декабря 2018 года / Под общ. ред. А.А. Березиной, В.В. Пучковой. – Смоленск: Международный юридический институт, 2019. – С. 27-30.
8. Безруков А.В. Конституционное право России: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015
9. Бялт В.С., Демидов А.В. Разделение властей в истории политико-правовой мысли России // Ленинградский юридический журнал. 2017. №1(47). С. 35-43.
10. Бялт, В. С. Теоретико-правовая характеристика разделения властей в правовом государстве / В. С. Бялт, С. Ю. Чимаров // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – № 10-3(73). – С. 34-36.
11. Герье В. Вторая Государственная дума; Книга по Требованию - Москва, 2014. – С. 221.
12. Губогло М.Н. Федерализм власти и власть федерализма. М., 2017. С. 109- 110.
13. Другова Ю.В. Бюджетный федерализм: правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2018. С. 7–8.
14. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф. В.С. Нерсесянца. — 4-е изд., перераб. И доп. — М.: Норма, 2004. - 944 с.
15. Кижапкина, Д. С. Понятие принципа теории разделения властей / Д. С. Кижапкина // VII Юридические чтения : Материалы Национальной научно-практической конференции, Саранск, 29–30 ноября 2021 года. – Саранск: Типография "Рузаевский печатник", 2021. – С. 151-156.
16. Кириченко П.Н. Еще раз о прямых выборах членов Совета Федерации (в связи с инициативой законодательного собрания Санкт-Петербурга) // Тенденции развития права и политики в России и мире в условиях глобализации. Калуга, 2017.
17. Конституционное (государственное право) зарубежных стран. В 4 т. Т. 1-2 : учебник / отв. ред. Б. А. Страшун. М., 1999. 447 с.
18. Коротких, Н.Н. Власть: вопросы теории: монография. М.: Флинта, 2017. 168 c
19. Кумаритова, А. А. Основные цели и задачи взаимодействия властей / А. А. Кумаритова // Образование и право. – 2021. – № 12. – С. 15-18.
20. Лебедев В.А. Система органов законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации // Lex Russica, 2016. № 3. С. 85.
21. Медведева Т.П. Конституционно-правовая реформа – возможность введения прямых выборов членов Совета Федерации // Актуальные проблемы современного права в научных исследованиях молодых ученых-юристов. М., 2014.
22. Михеев, А. С. Эволюция подходов к теории и практике разделения властей / А. С. Михеев, П. И. Бевзюк // Развитие современной науки и технологий в условиях трансформационных процессов : Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции, Москва, 13 января 2023 года. – Санкт-Петербург: Печатный цех, 2023. – С. 805-809.
23. Нерсесянц B.C. Политические учения древней Греции. - М., 1979. – 264с.
24. Общество и государство: Монография / В.В.Афанасьев - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 175 с.
25. Пахалкина, Е. И. Верховенство права и закона: соотношение понятий / Е. И. Пахалкина // Проблемы реализации прав человека и гражданина в условиях современных социальных трансформаций : Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Ф.М. Рудинского, Москва, 21 апреля 2022 года / Под общей редакцией Д.А. Пашенцева, Н.М. Ладнушкиной. – Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2022. – С. 39-42.
26. Политология: Учебник / Грязнова А.Г., Звонова Е.А., Завьялов В.Т., - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 396 с.
27. Райз, Д. А. Разделение властей в жизни современного государства / Д. А. Райз // СОВРЕМЕННАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ и практики : сборник статей II Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 февраля 2022 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 22-23.
28. Садовникова Г.Д. Законодательные органы субъектов Российской Федерации: проблемы формирования и реализации представительной функции // Lex Russica, 2017. № 1. С. 67.
29. Смоленский, М.Б. Конституционное право: учебник для юридических вузов и факультетов. / М. Б. Смоленский, М. В. Мархгейм. Ростов-на-Дону: МарТ, 2019. 438 с
30. Совет Федерации Федерального Собрания РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://council.gov.ru/events/news/129944/
31. Терехов В.И. Становление и развитие концепции разделения властей //Разделение властей история и современность / Отв. ред. М.Н. Марченко. - М., 2014.
32. Фатьянова Е. В. Контрольные функции палат Федерального Собрания в сфере финансов: научная статья // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 8. С. 34- 36.
33. Югов А. А. Органы публичной власти по законодательству России : монография. Казань : Бук, 2021. 122 с.
34. Якушкин В.Е. Государственная дума; Книга по Требованию - Москва, 2016.