Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ САМОКОНТРОЛЯ ПИСЬМЕННО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ДИСГРАФИЕЙ И ДИСЛЕКСИЕЙ

Работа №13482

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы111
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1162
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМОКОНТРОЛЯ ПИСЬМЕННО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСГРАФИЕЙ И ДИСЛЕКСИЕЙ 11
1.1. Феномен письменной речи 11
1.2. Особенности проявлений нарушений письма, чтения и письменно¬речевой деятельности у обучающихся, осваивающих уровень начального общего образования 18
1.3. Разработка проблемы самоконтроля деятельности в современной литературе в контексте его формирования у обучающихся с нарушениями письменной речи 25
ГЛАВА II. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ ПИСЬМЕННО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ДИСГРАФИЕЙ И ДИСЛЕКСИЕЙ 37
2.1. Результаты изучения самоконтроля письменно-речевой деятельности обучающихся с дисграфией и дислексией 37
2.2. Методика формирования самоконтроля письменно-речевой деятельности обучающихся с дисграфией и дислексией 54
2.3. Оценка эффективности методики формирования навыков самоконтроля письменно-речевой деятельности обучающихся с
нарушением чтения и письма 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 87


Основным направлением логопедической работы на уровне начального общего образования выступает изучение нарушений формирования письменно-речевой деятельности у детей с дисграфией и дислексией, а также разработка коррекционно-развивающих технологий, позволяющих преодолеть данные нарушения.
Значимость задачи совершенствования письменно-речевой деятельности во многом связана с тем, что в литературных источниках отмечается тенденция увеличения количества обучающихся, имеющих нарушения письменной речи и испытывающих трудности в ее формировании (М.М. Безруких, О.Б. Иншакова, Ю.В. Микадзе, А.В. Семенович).
Специфические нарушения письма и чтения являются предметом изучения специалистов, относящихся к различным областям научных
знаний (Т.В. Ахутина, М.М. Безруких, А.Н. Корнев, Е.Н. Российская, Е.В. Мазанова и др.). Симптомы дисграфии и дислексии имеют стойкий и повторяющийся характер, что оказывает отрицательное влияние на формирования навыков письменно-речевой деятельности и обусловливают трудности в овладении содержания образования по русскому языку и литературному чтению, овладении компетенциями с ними связанными.
Низкое качество письменной речи, оказывает отрицательное влияние на успеваемость детей по другим предметам и может служить причиной дезадаптации в современном обществе, диктующем общение в условиях информационного пространства.
Благодаря изучению письменной речи учеными различных областей научного знания, было выяснено, что письменная речь - сложная по структуре и функциональной организации система, включающая в себя целый ряд структурных компонентов (операции по переработке слуховой, кинестетической, зрительно й и зрительно-пространственной информации;
серийная организация движений, программирование и контроль деятельности, избирательная активность) (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др.).
Правомерно использование и термина «письменно-речевая деятельность», предполагающего сложное функциональное единство, взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов чтения и письма
Помимо этого, формирование письма и чтения как навыков обеспечивается готовностью фонологических процессов, зрелостью зрительных и зрительно-пространственных функций, достаточным уровнем развития моторных и регуляторных функций (Т.В. Ахутина, А.Р. Лурия, Зимняя, М.Н. Русецкая, Е.Н. Российская, И.Н. Садовникова и т.д.).
Основываясь на этом, ряд авторов (Т.П. Бессонова; Р.Е. Левина; Э.А. Драникова; А.В. Ястребова), одной из причин академической неуспеваемости обучающихся с несформированными навыками письма и чтения, указывают на неумение детей контролировать свои действия. Отмечается, что низкий самоконтроль в письменно-речевой деятельности приводит к тому, что дети не замечают ошибок в процессе выполнения задания, в связи с чем, чаще всего не испытывают потребности в проверке полученного результата.
Несформированность самоконтроля также отрицательно влияет на сроки и эффективность логопедической работы по устранению нарушений письменной речи. Необходимо отметить, что нарушение навыков письма (дисграфия) чаще всего неразрывно связано с нарушением навыком чтения (дислексия).
Анализ методических разработок, направленных на коррекцию дисграфии и дислексии показал, что, в основном, логопедическая работа направлена на коррекцию речевых ошибок, контроль за результатом производится логопедом.
Проведенный анализ теоретических представлений о сущности самоконтроля, его роли в процессе формирования письменно-речевой
деятельности, а также сложившейся практики по коррекции дисграфии и дислексии позволили выявить следующие противоречия:
- между научно-педагогической теорией исследования процессов самоконтроля и практикой логопедической работы, осуществляющей недостаточное их использование процессе устранения нарушений чтения и письма у обучающихся на уровне начального общего образования;
- между необходимостью создания образовательной среды, учитывающей индивидуальные особенности развития контроля у детей, и отсутствием адекватной ей дифференцированной формы построения коррекционно-образовательного процесса.
Указанные противоречия выявили проблему научно¬теоретического осмысления процессов дифференциации формирования самоконтроля у обучающихся младшего школьного возраста с дисграфией и дислексией.
Цель исследования - осуществить научное обоснование и разработку методики дифференцированного подхода к развитию самоконтроля в письменно-речевой деятельности у обучающихся с дисграфией и дислексией.
В соответствии с целью исследования решались следующие задачи:
1) проанализировать научно-теоретические основы формирования письменно-речевой деятельности в нейрофизиологическом, психологическом, психофизиологическом, и лингвистическом аспектах, роли самоконтроля в данном процессе с целью определения концептуальной базы исследования;
2) определить критерии дифференциальной диагностики особенностей формирования самоконтроля в письменно-речевой деятельности (зрительный, слуховой или смешанный);
3) выявить индивидуальные особенности самоконтроля у обучающихся с различной проявлениями письменной речи, по состоянию
сформированности предваряющего, текущего и констатирующего контроля, а также особенностей зрительного и слухового контроля.
4) разработать методику дифференцированной коррекционно-логопедической работы по формированию самоконтроля в письменно-речевой деятельности у обучающихся с дисграфией и дислексией.
Объект исследования: самоконтроль у обучающихся младшего школьного возраста с дисграфией и дислексией.
Предмет исследования: дифференцированный подход к формированию самоконтроля у обучающихся с нарушениями письменной речи (уровень начального общего образования).
Гипотеза исследования: основана на предположении о том, что развитие самоконтроля при коррекции нарушения письма по типу дисграфия и дислекия, базирующееся на дифференцированном подходе к коррекционной работе, может быть более эффективным, если:
- в процессе коррекционной работы, формирование самоконтроля будет осуществляться в рамках дифференцированного подхода;
- в организации дифференцированного подхода исходить из индивидуальных особенностей развития у обучающихся, осваивающих уровень начального общего образования, анализаторных систем и на этой основе, разработать методику логопедической работы по формированию самоконтроля в письменно-речевой деятельности.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические - анализ психолого-педагогической, психофизиологической, психолингвистической, логопедической, нейропсихологической литературы отечественных и зарубежных исследователей по теме исследования самоконтроля у детей с дислексией и дисграфией, статистический анализ экспериментальных данных;
2) эмпирические - констатирующий, формирующий и итоговый эксперимент, статистическая обработка данных, полученных в процессе проведения экспериментального исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- положения о многоуровневой организации речевой деятельности, об общих и специфических закономерностях развития при нормальном и нарушенном онтогенезе (Т.В. Ахутина, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова и др.);
- положения о многоуровневой организации письменной речи (Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова, Н.И. Иншакова, И.Н. Садовникова, Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, Л.С. Выготский, А.В. Ястребова, А.Р. Лурия, О.Е. Грибова, М.М. Безруких, Л.В. Цветкова);
- исследования, посвященные рассмотрению симптоматики и механизмов дисграфии и дислекии (А.Р. Лурия, Т.Г. Егоров, Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Д.Ф. Спирова, А.Н. Корнев, И.Н. Садовникова, Е.В. Мазанова, Е.Н. Российская, М.Н. Русецкая, Т.В. Ахутина, В.И. Г ородилова);
- теория поэтапного формирования умственных действий (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Кабыльницкая, );
- изучение механизмов самоконтроля (М.М. Безруких, Е.А. Гущинская, И.А. Зимняя, Г.А. Собиева, И.Н. Садовникова, И.А. Сотова, Е.Н. Российская, Д.Б. Эльконин);
- положения о ведущей роли обучения в процессе развития, о роли специального (коррекционного) обучения детей с проблемами в развитии, о структуре и уровнях речевого расстройства, о значимости системно-структурного подхода при исследовании и коррекции нарушений речи (Л.С. Выготский, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова).
Научная новизна исследования: в работе проведено всестороннее исследование видов контроля с дополнительным изучением возможностей зрительного и слухового контроля.
Обнаружена неоднородность формирования навыков самоконтроля как внутри возрастной группы, так и у отдельных обучающихся эксперимента.
Показана взаимосвязь контроля и участия в процессах письма и чтения анализаторных систем (зрительный и слуховой контроль).
К новым результата относится выявление нескольких групп обучающихся с дисграфией и дислексией, которые имеют различный уровень эффективности зрительного и слухового контроля.
Теоретическая значимость исследования: определяется экспериментально обоснованным дифференцированным подходом к формированию навыков самоконтроля в письменно-речевой деятельности. Полученные данные позволяют уточнить и расширить представление об особенностях формования самоконтроля в письменной речи у младших школьников с дисграфией и дислекией.
Практическая значимость исследования: Внедрение в логопедическую практику представленной в работе методики, повышает эффективность формирования самоконтроля у обучающихся с дисграфией и дислексией.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Белгорода» (МБОУ «СОШ №7 г. Белгорода»), Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №10 г. Белгорода» (МБОУ «Лицей№10» г. Белгорода).
Этапы проведения исследования.
Первый этап исследования (2015-2016 гг.) - поисково¬аналитический. Этап изучения и анализа психолого-педагогической и методической литературы, диссертационных работ по теме исследования.
Этот этап связан с формулировкой и осмыслением исследовательской проблемы, определением объекта, предмета, постановкой цели и задач, выдвижением гипотезы, конкретизацией методологии и методов исследования.
Второй этап исследования (2016 - 2017 гг.) - опытно-экспериментальный.
На этом этапе был проведен констатирующий эксперимент и разработана методика коррекционно-логопедической работы с учетом дифференцированного подхода к развитию навыком самоконтроля в письменно - речевой деятельности, осуществлялись отработка понятийного аппарата, рабочей гипотезы и методики организации исследования, выявление основных направлений работы по включению дифференцированного подхода в практику логопедической работы.
На защиту выносятся следующие положения:
В существующих методиках, направленных на коррекцию дисграфии и дислексии, работа по формованию самоконтроля имеет низкий уровень, эффективности, поскольку затрагивает лишь итоговый вид данного процесса - самопроверку. Это в свою очередь не дает обучающимся в должной мере развивать осознанность собственных действий, заинтересованность в улучшении качества письма. Поверхностный подход к формированию самоконтроля в письменной речи у младших школьников с дисграфией и дислексией обусловлен отсутствием дифференцированной, целенаправленной и систематической коррекционно-педагогической работы.
Апробация результатов исследования: материалы исследования
были представлены на II Международной научно-практической конференции «Современные проблемы коррекционного образования, логопедии, педагогики и психологической помощи» (г. Луганск, март 2016 г.); на международной научно-практической конференции «Развитие науки и технологий: проблемы и перспективы развития (г. Санкт-
Петербург, июнь 2017 г.)»; II Всероссийский педагогический форум молодых ученых «Современная информационно-образовательная среда: проблемы и перспективы развития (г. Москва, июнь 2017 г.)»; на конкурсе научно-исследовательских проектов магистрантов «Специальное образование XXI века» (г. Белгород, апрель 2017 г.)
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, анализ научно-теоретических основ письменно¬речевой деятельности показал, что они формируются на основе множества операций, каждая из которых имеет свои особенности, связанные с включенностью в процесс чтения и письма: нейрофизиологических, лингвистических, психологических, социально-личностных и методологических условий.
У обучающихся, осваивающих уровень начального общего образования, отмечаются нарушения письменной речи, проявляющиеся в стойких, специфических, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма, определяемые как «дисграфия» и «дислексия».
Одной из причин нарушения письменно-речевой деятельности, на сегодняшний день рассматривается несформированность навыков самоконтроля. Изучение вопроса самоконтроля выявил значительное влияние данного процесса на весь процесс письменно-речевой деятельности.
Анализ методологических разработок по вопросу изучения и формирования самоконтроля в письменно-речевой деятельности, выявил факт наличия проблемы в контексте его формирования у обучающихся с нарушениями письменной речи.
Не смотря на важность данного процесса, в большинстве методик по коррекции нарушений письменной речи, формирование самоконтроля носит формальный, поверхностный характер и зачастую заменяется оценочным контролем со стороны учителя-логопеда.
Данные выводы обусловили тему нашего исследования. Констатирующий эксперимент проводился на базе МБОУ «СОШ №7 г. Белгорода» и МБОУ «Лицей№10» г. Белгорода.
Для изучения особенностей контроля в экспериментальную группу вошли ученики 2-4 классов. Всего в исследовании принимало участие 50 обучающихся, имеющих логопедическое заключение нарушение письменной речи.
В ходе проведения опытно-экспериментального изучения особенностей контроля у обучающихся младшего школьного возраста, включенных в экспериментальную группу, в процессе анализа эффективности предваряющего контроля, средний показатель по экспериментальной группе составил 21%, что является низким показателем. Данный показатель свидетельствует о несформированности процесса самоконтроля.
Изучение особенностей текущего и констатирующего контроля внутри каждой возрастной группы показал, что во 2 классе, у большинства обучающихся, зрительный и слуховой контроль находятся на низком уровне. В 3 классе также, как и во втором индивидуальные показатели эффективности у большей части экспериментальной группы находились на низком уровне, одна средние показатели выросли на несколько процентов.
В 4 класс показал лучший результат, однако и в данной возрастной группе большинство детей не набирали средний уровень эффективности контроля.
Анализ особенностей зрительного и слухового контроля выявил в каждой возрастной группе неоднородность показателей данных контролей. В процессе сравнительного анализа дети были разбиты на 3 подгруппы:
• к первой относились с преобладающим зрительным контролем,
• ко второй, дети, у которых слуховой на порядок превышал эффективность зрительного контроля,
• в третью группу вошли обучающиеся с одинаковым уровнем зрительного и слухового контроля.
Таким образом, экспериментальное исследование подтвердило, что у младших школьников с дисграфией и дислексией помимо низкой сформированности самоконтроля в целом, могут наблюдаться его особенности, связанные с доминированием анализатора, в наибольшей степени ответственного за формирование письменно-речевой деятельности.
Далее, опираясь на теоретико-методологическую основу исследования и результаты констатирующего эксперимента, нами была разработала методика коррекционно-логопедической работы, в основу которой был заложен дифференцированный подход.
Целью методики было эффективное формирование самоконтроля у обучающихся с дисграфией и дислексией.
Система работы включала в себя два основных направления контроля (зрительный и слуховой). Учитывая данные направления были сформированы этапы работы, разработан алгоритм формирования контроля, подобраны методы и приемы, речевой материал, а также сформулированы инструкции.
Итогового исследования, не только подтвердило эффективность предложенной нами системы занятий, построенной по специальному алгоритму, но и продемонстрировал общий уровень роста качества письма.
Таким образом, мы делаем вывод о необходимости работы по формированию самоконтроля у обучающихся младшего школьного возраста с дисграфией и дислексией, ее положительном влиянии на коррекцию нарушения письменно-речевой деятельности в целом.



1. Аксенова, М.Н. Об уровне развития устойчивости произвольного внимания у детей, поступающих из детского сада в школу [Текст] / М.Н. Аксенова, К.А. Некрасова //Ученые записки Горьковского государственного педагогического института им. М. Горького, 1985. - С. 96 - 112.
2. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к изучению трудностей
письма и чтения. // Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения: Материалы П международной конференции Российской ассоциации дислексии. - М.: Изд-во Моск. соц.-
гуманитарного института, 2006. - C.14 - 23.
3. Ахутина, Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму [Текст]/ Т.В. Ахутина // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. - СПб.: Изд -во С.-Петерб. ун -та, 2001. - С. 195 -213.
4. Баккер, Д. Дислексия: нейропсихологическая классификация и лечение[Текст]/ Д.Баккер// Журн. неврол. и психиат, 1996. - С. 72 - 78.
5. Безруких, М.М. Психофизиологические механизмы формирования навыков письма и чтения и проблемы трудностей в обучении [Текст]/М.М. Безруких //Международная конференция и VII международный научно - практический семинар «Многоязычие и межкультурная коммуникация: вызовы XXI века», 2013 г.
6. Безруких, М.М. Психофизиологические механизмы формирования навыка письма у детей 6-7 и 9-10 лет [Текст] / М.М. Безруких, О.Ю. Крещенко// Новые исследования, 2013. - № 4 (37) - С 4- 19.
7. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики[Текст]/ Г.А. Волкова - СПб.: Детство - Пресс, 2009. - 144 с.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. -М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
9. Вытнар-Хыс, Р. Преодоление нарушений чтения и письма у детей (По данным специальной зарубежной литературы) [Текст]/ Р. Вытнар-Хыс // Проблемы воспитания и обучения при аномальном развитии речи. М., 1989. - С.109-116.
10. Вятлева, Ю.Е. Проблемы взаимосвязей и преемственности деятельности учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения и школы в условиях модернизации отечественной системы образования[Текст] / Ю.Е. Вятлева, В.С. Калмыкова // Мир специальной педагогики и психологии: научно-практ. альманах; гл. ред. Ю.Е. Вятлева.
- М., 2014. - вып. 1. - С. 60-66.
11. Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. - М.: Издательство Московского университета, 1974. - 102 с.
12. Гребенникова Е.В. Особенности внимания младших школьников с общим недоразвитием речи IV уровня, обучающихся в условиях общеобразовательной школы [Текст] / Е.В. Гребенникова, И.Л. Шелехов Вестник// ТГПУ (TSPU Bulletin) - 2015. - 6 (159) - С. 76-77.
13. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения[Текст] / В.В. Давыдов - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
14. Жинкин, Н.И. Развитие письменной речи учащихся III -VII классов [Текст]: Язык. Речь. Творчество / Н.И. Жинкин. - М.: Лабиринт, 1998. - 368 с.
15. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения [Текст] / Т.Г. Егоров. - Изд -во.: КАРО, 2006. - 305 с.
16. Елецкая, О.В. Формирование учебной деятельности у школьников с дизорфографией + CD-диск. [Текст] / О.В. Елецкая - Изд-во Национальный книжный центр, 2015. - 160 с.
17. Ефименкова, Л.Н. Дидактический материал по коррекции письменной речи[Текст]/ Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко - М.: б.и., 1999. - 198 с.
18. Залевская, А.А. Введение в психолингвистику [Текст] / А.А. Залевская. - Изд: РГГУ, 1999. - 382 с.
19. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. [Текст]: Часть 1 пособие для логопеда. В 2-х частях /О.Б. Иншакова. - М.: Владос, 2003. - 112 с.
20. Калягин, В.А. Логопсихология: учеб. пособие[Текст]/ В.А. Калягин - М.: Академия, 2006. - 320 с.
21. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст]: Пособие для логопеда / Г.А. Каше. — М.: Просвещение, 1985. - 207 с.
22. Князева, Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование[Текст]/ Т.Н. Князева - СПб.: Речь, 2007. - 119 с.
23. Комаров, К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст]: Учеб. пособие для вузов -2-е изд., испр. / К.В. Комаров. - М.: 000 «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005. - 223 с.
24. Корнев, А.Н. Нарушение чтения и письма у детей [Текст]: Учебно - методическое пособие / А.Н. Корнев. - СПб.: МиМ, 2003. - 330 с.
25. Корешкова, Т.В. Использование неверных написаний при обучении самопроверке [Тест] / Т.В. Корешкова //Начальная школа - 2003 - №6 - С. 82 - 86.
26. Крылов, А.А. Психология [Текст]: учебник (2 -е издание) / А.А. Крылов - Издательство Проспект, 2005. - 495 с.
27. Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. [Текст] / Р.И. Лалаева. - СПб: Лениздат; Союз, 2002. - 224 с.
28. Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция [Текст]/ Р.И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова. - Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. - 224 с.
29. Лалаева, Р.И. Логопедия [Текст]/: Методич. наследие: В 5 кн. Кн.4: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия Р.И. Лалаева. - изд- во Владос, 2007. - 288 с.
30. Лалаева, Р.И.Логопедия в таблицах и схемах [Текст]/ Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, С.Н. Шаховская. - М.: Парадигма, 2009. — 216 с.
31. Левина, Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 219с.
32. Левина, P.E. Нарушение речи и письма у детей [Текст]: Избранные труды / Р.Е. Левина. - М.: "АРКТИ" - 2005. - 222 с.
33. Логинова, Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития[Текст]: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой. - СПб., 2004.- 208 с.
34. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека [Текст] / А.Р. Лурия.- СПб. Питер, 2008. - 624 с.
35. Лурия, А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования/ [Текст] А.Р. Лурия, Т.В Ахутина - Изд. Academia, 2002. - 352 с.
36. Мамушин, В.Е. О характере и причинах речевых ошибок и об «ошибках контроля» [Текст] / В.Е. Мамушин // Русский язык в школе. - 1990 - № 1. - С.45 - 49.
37. Никашина, Н.А. Нарушения письменной речи у младших школьников. [Текст] / Н.А. Никашина. - М.: Знание, 2004. - 265 с.
38. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников [Текст]/ Под общей редакцией T.B. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. - M.: B. Секачев, - 2008. -128 с.
39. Парамонова, Л.А. [Текст]: (ред.) Истоки: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования 4-е изд., перераб. и доп. / Л.А. Парамонова - М.: Сфера, 2011. — 320 с.
40. Российская, Е.Н. Использование редактирующего чтения как средства самоконтроля письменной речи учащихся с дислексией [Текст] / Е.Н. Российская // Дефектология - 2007. - №1 - С. 73-81
41. Российская, Е.Н., Произносительная сторона речи. Практический курс[Текст] / Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина - М.: Аркти, 2003. - 104 с.
42. Российская, Е. Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей / Е. Н. Российская. — 2-е изд. — М.: Айрис- пресс, 2005. — 240 с.
43. Репкина, Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности Текст] / Г.В. Репкина, Е.В. Заика - Томск: Пеленг, 1993. - 198 с.
44. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн - СП. б.: Питер 2001. - 720 с.
45. Русецкая, М.Н. Нарушения чтения у младших школьников [Текст]: Анализ речевых и зрительных причин: Монография / М. Н. Русецкая. - СПб.: КАРО, 2007. - 192с.
46. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст] / И.Н. Садовникова. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 256 с.
47. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека [Текст] / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект пресс, 2001. - 460 с.
48. Спирова, Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающие нарушениями письма [Текст]: Хрестоматия по логопедии/ Л.Ф. Спирова - М.: Владос, 1997. - 656 с.
49. Страхов, И.В. Эмоциональные компоненты характера школьника в связи с общей характерологией[Текст] / И.В. Страхов : дис. ... д-ра пед.наук. - М, 1940.
50. Собиева, Г.А. Формирование самосознания и самооценки у советских школьников [Текст] / Г.А. Собиева : Дис. .канд. пед. наук. - М, 1953.
51. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) [Текст]: Хрестоматия по логопедии/ Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. -М.: Владос, 1997. - С. 456 - 469.
52. Ульянкова, У.В. Об особенностях саморегуляции в интеллектуальной деятельности 6-ти летних детей с ЗПР [Текст] /У.В. Ульянкова //Дефектология 1982 г. №4 - С.46 -50.
53. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста[Текст]: Практическое пособие/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. -М.: Айрис-пресс, 2008. - 224 с.
54. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Т.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 216 с
55. Хватцев, М. Е.. Логопедия [Текст] / М.Е. Хватцев. - М.: Владос. 2009. - 272 с.
56. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: Нарушение и восстановление [Текст] / Л.С. Цветкова. - М.: Юристъ, 1997. - 256 с.
57. Цыпина, Н.А. Обучение чтению детей с задержкой психического развития [Текст]: Пособие для учителя / Н.А. Цыпина. - М.: изд. н/о Компекс - центр, 1994. - 104 с.
58. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми [Текст]: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2002. - 240 с.
59. Чиркина, Г.В. Теория и практика устранения дислексии - логопедический аспект проблемы [Текст] / Г.В. Чиркина // Дефектология. - 2007. - № 1. - C. 57-58.
60. Чиркина, Г.В. Основы логопедии [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Педагогика и психология (дошк.)" / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.: ил.
61. Чиркина, Г.В. Произношение. Мир звуков. 2 класс[Текст]: Учебник для специальных (коррекционных) школ V вида/ Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская - изд-во АРКТИ, 2014. - 176 с.
62. Чиркина, Г.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. Подготовительный класс. 1-4 классы [Текст]/ Г.В. Чиркина, Т.А. Алтухова, Ю.Е. Вятлева - изд- во: Просвещение, 2013. - 256 с.
63. Шаповал, И.А. Овладение письменной речью слабослышащими школьниками: самоконтроль и самокорекция [Текст] / И.А. Шаповал // Дефектология. - 2000. - № 2. - С. 22-28.
64. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития [Текст] / Д.Б. Эльконина - М.: Тривола, 1994. - 168 с.
65. Эльконин, Д.Б. Учебная деятельность. Введение в систему [Текст] / Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова - Изд.: Рассказов А. И., 2004. - с. 304
66. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
67. Ястребова, А.В. Обучаем читать и писать без ошибок[Текст] / А.В. Ястребова. Т.П. Бессова. -М.: Аркти, 2007. - 360 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ