ВВЕДНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМОКОНТРОЛЯ ПИСЬМЕННО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСГРАФИЕЙ И ДИСЛЕКСИЕЙ 11
1.1. Феномен письменной речи 11
1.2. Особенности проявлений нарушений письма, чтения и письменно¬речевой деятельности у обучающихся, осваивающих уровень начального общего образования 18
1.3. Разработка проблемы самоконтроля деятельности в современной литературе в контексте его формирования у обучающихся с нарушениями письменной речи 25
ГЛАВА II. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ ПИСЬМЕННО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ДИСГРАФИЕЙ И ДИСЛЕКСИЕЙ 37
2.1. Результаты изучения самоконтроля письменно-речевой деятельности обучающихся с дисграфией и дислексией 37
2.2. Методика формирования самоконтроля письменно-речевой деятельности обучающихся с дисграфией и дислексией 54
2.3. Оценка эффективности методики формирования навыков самоконтроля письменно-речевой деятельности обучающихся с
нарушением чтения и письма 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 87
Основным направлением логопедической работы на уровне начального общего образования выступает изучение нарушений формирования письменно-речевой деятельности у детей с дисграфией и дислексией, а также разработка коррекционно-развивающих технологий, позволяющих преодолеть данные нарушения.
Значимость задачи совершенствования письменно-речевой деятельности во многом связана с тем, что в литературных источниках отмечается тенденция увеличения количества обучающихся, имеющих нарушения письменной речи и испытывающих трудности в ее формировании (М.М. Безруких, О.Б. Иншакова, Ю.В. Микадзе, А.В. Семенович).
Специфические нарушения письма и чтения являются предметом изучения специалистов, относящихся к различным областям научных
знаний (Т.В. Ахутина, М.М. Безруких, А.Н. Корнев, Е.Н. Российская, Е.В. Мазанова и др.). Симптомы дисграфии и дислексии имеют стойкий и повторяющийся характер, что оказывает отрицательное влияние на формирования навыков письменно-речевой деятельности и обусловливают трудности в овладении содержания образования по русскому языку и литературному чтению, овладении компетенциями с ними связанными.
Низкое качество письменной речи, оказывает отрицательное влияние на успеваемость детей по другим предметам и может служить причиной дезадаптации в современном обществе, диктующем общение в условиях информационного пространства.
Благодаря изучению письменной речи учеными различных областей научного знания, было выяснено, что письменная речь - сложная по структуре и функциональной организации система, включающая в себя целый ряд структурных компонентов (операции по переработке слуховой, кинестетической, зрительно й и зрительно-пространственной информации;
серийная организация движений, программирование и контроль деятельности, избирательная активность) (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др.).
Правомерно использование и термина «письменно-речевая деятельность», предполагающего сложное функциональное единство, взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов чтения и письма
Помимо этого, формирование письма и чтения как навыков обеспечивается готовностью фонологических процессов, зрелостью зрительных и зрительно-пространственных функций, достаточным уровнем развития моторных и регуляторных функций (Т.В. Ахутина, А.Р. Лурия, Зимняя, М.Н. Русецкая, Е.Н. Российская, И.Н. Садовникова и т.д.).
Основываясь на этом, ряд авторов (Т.П. Бессонова; Р.Е. Левина; Э.А. Драникова; А.В. Ястребова), одной из причин академической неуспеваемости обучающихся с несформированными навыками письма и чтения, указывают на неумение детей контролировать свои действия. Отмечается, что низкий самоконтроль в письменно-речевой деятельности приводит к тому, что дети не замечают ошибок в процессе выполнения задания, в связи с чем, чаще всего не испытывают потребности в проверке полученного результата.
Несформированность самоконтроля также отрицательно влияет на сроки и эффективность логопедической работы по устранению нарушений письменной речи. Необходимо отметить, что нарушение навыков письма (дисграфия) чаще всего неразрывно связано с нарушением навыком чтения (дислексия).
Анализ методических разработок, направленных на коррекцию дисграфии и дислексии показал, что, в основном, логопедическая работа направлена на коррекцию речевых ошибок, контроль за результатом производится логопедом.
Проведенный анализ теоретических представлений о сущности самоконтроля, его роли в процессе формирования письменно-речевой
деятельности, а также сложившейся практики по коррекции дисграфии и дислексии позволили выявить следующие противоречия:
- между научно-педагогической теорией исследования процессов самоконтроля и практикой логопедической работы, осуществляющей недостаточное их использование процессе устранения нарушений чтения и письма у обучающихся на уровне начального общего образования;
- между необходимостью создания образовательной среды, учитывающей индивидуальные особенности развития контроля у детей, и отсутствием адекватной ей дифференцированной формы построения коррекционно-образовательного процесса.
Указанные противоречия выявили проблему научно¬теоретического осмысления процессов дифференциации формирования самоконтроля у обучающихся младшего школьного возраста с дисграфией и дислексией.
Цель исследования - осуществить научное обоснование и разработку методики дифференцированного подхода к развитию самоконтроля в письменно-речевой деятельности у обучающихся с дисграфией и дислексией.
В соответствии с целью исследования решались следующие задачи:
1) проанализировать научно-теоретические основы формирования письменно-речевой деятельности в нейрофизиологическом, психологическом, психофизиологическом, и лингвистическом аспектах, роли самоконтроля в данном процессе с целью определения концептуальной базы исследования;
2) определить критерии дифференциальной диагностики особенностей формирования самоконтроля в письменно-речевой деятельности (зрительный, слуховой или смешанный);
3) выявить индивидуальные особенности самоконтроля у обучающихся с различной проявлениями письменной речи, по состоянию
сформированности предваряющего, текущего и констатирующего контроля, а также особенностей зрительного и слухового контроля.
4) разработать методику дифференцированной коррекционно-логопедической работы по формированию самоконтроля в письменно-речевой деятельности у обучающихся с дисграфией и дислексией.
Объект исследования: самоконтроль у обучающихся младшего школьного возраста с дисграфией и дислексией.
Предмет исследования: дифференцированный подход к формированию самоконтроля у обучающихся с нарушениями письменной речи (уровень начального общего образования).
Гипотеза исследования: основана на предположении о том, что развитие самоконтроля при коррекции нарушения письма по типу дисграфия и дислекия, базирующееся на дифференцированном подходе к коррекционной работе, может быть более эффективным, если:
- в процессе коррекционной работы, формирование самоконтроля будет осуществляться в рамках дифференцированного подхода;
- в организации дифференцированного подхода исходить из индивидуальных особенностей развития у обучающихся, осваивающих уровень начального общего образования, анализаторных систем и на этой основе, разработать методику логопедической работы по формированию самоконтроля в письменно-речевой деятельности.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические - анализ психолого-педагогической, психофизиологической, психолингвистической, логопедической, нейропсихологической литературы отечественных и зарубежных исследователей по теме исследования самоконтроля у детей с дислексией и дисграфией, статистический анализ экспериментальных данных;
2) эмпирические - констатирующий, формирующий и итоговый эксперимент, статистическая обработка данных, полученных в процессе проведения экспериментального исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- положения о многоуровневой организации речевой деятельности, об общих и специфических закономерностях развития при нормальном и нарушенном онтогенезе (Т.В. Ахутина, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова и др.);
- положения о многоуровневой организации письменной речи (Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова, Н.И. Иншакова, И.Н. Садовникова, Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, Л.С. Выготский, А.В. Ястребова, А.Р. Лурия, О.Е. Грибова, М.М. Безруких, Л.В. Цветкова);
- исследования, посвященные рассмотрению симптоматики и механизмов дисграфии и дислекии (А.Р. Лурия, Т.Г. Егоров, Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Д.Ф. Спирова, А.Н. Корнев, И.Н. Садовникова, Е.В. Мазанова, Е.Н. Российская, М.Н. Русецкая, Т.В. Ахутина, В.И. Г ородилова);
- теория поэтапного формирования умственных действий (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Кабыльницкая, );
- изучение механизмов самоконтроля (М.М. Безруких, Е.А. Гущинская, И.А. Зимняя, Г.А. Собиева, И.Н. Садовникова, И.А. Сотова, Е.Н. Российская, Д.Б. Эльконин);
- положения о ведущей роли обучения в процессе развития, о роли специального (коррекционного) обучения детей с проблемами в развитии, о структуре и уровнях речевого расстройства, о значимости системно-структурного подхода при исследовании и коррекции нарушений речи (Л.С. Выготский, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова).
Научная новизна исследования: в работе проведено всестороннее исследование видов контроля с дополнительным изучением возможностей зрительного и слухового контроля.
Обнаружена неоднородность формирования навыков самоконтроля как внутри возрастной группы, так и у отдельных обучающихся эксперимента.
Показана взаимосвязь контроля и участия в процессах письма и чтения анализаторных систем (зрительный и слуховой контроль).
К новым результата относится выявление нескольких групп обучающихся с дисграфией и дислексией, которые имеют различный уровень эффективности зрительного и слухового контроля.
Теоретическая значимость исследования: определяется экспериментально обоснованным дифференцированным подходом к формированию навыков самоконтроля в письменно-речевой деятельности. Полученные данные позволяют уточнить и расширить представление об особенностях формования самоконтроля в письменной речи у младших школьников с дисграфией и дислекией.
Практическая значимость исследования: Внедрение в логопедическую практику представленной в работе методики, повышает эффективность формирования самоконтроля у обучающихся с дисграфией и дислексией.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Белгорода» (МБОУ «СОШ №7 г. Белгорода»), Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №10 г. Белгорода» (МБОУ «Лицей№10» г. Белгорода).
Этапы проведения исследования.
Первый этап исследования (2015-2016 гг.) - поисково¬аналитический. Этап изучения и анализа психолого-педагогической и методической литературы, диссертационных работ по теме исследования.
Этот этап связан с формулировкой и осмыслением исследовательской проблемы, определением объекта, предмета, постановкой цели и задач, выдвижением гипотезы, конкретизацией методологии и методов исследования.
Второй этап исследования (2016 - 2017 гг.) - опытно-экспериментальный.
На этом этапе был проведен констатирующий эксперимент и разработана методика коррекционно-логопедической работы с учетом дифференцированного подхода к развитию навыком самоконтроля в письменно - речевой деятельности, осуществлялись отработка понятийного аппарата, рабочей гипотезы и методики организации исследования, выявление основных направлений работы по включению дифференцированного подхода в практику логопедической работы.
На защиту выносятся следующие положения:
В существующих методиках, направленных на коррекцию дисграфии и дислексии, работа по формованию самоконтроля имеет низкий уровень, эффективности, поскольку затрагивает лишь итоговый вид данного процесса - самопроверку. Это в свою очередь не дает обучающимся в должной мере развивать осознанность собственных действий, заинтересованность в улучшении качества письма. Поверхностный подход к формированию самоконтроля в письменной речи у младших школьников с дисграфией и дислексией обусловлен отсутствием дифференцированной, целенаправленной и систематической коррекционно-педагогической работы.
Апробация результатов исследования: материалы исследования
были представлены на II Международной научно-практической конференции «Современные проблемы коррекционного образования, логопедии, педагогики и психологической помощи» (г. Луганск, март 2016 г.); на международной научно-практической конференции «Развитие науки и технологий: проблемы и перспективы развития (г. Санкт-
Петербург, июнь 2017 г.)»; II Всероссийский педагогический форум молодых ученых «Современная информационно-образовательная среда: проблемы и перспективы развития (г. Москва, июнь 2017 г.)»; на конкурсе научно-исследовательских проектов магистрантов «Специальное образование XXI века» (г. Белгород, апрель 2017 г.)
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Таким образом, анализ научно-теоретических основ письменно¬речевой деятельности показал, что они формируются на основе множества операций, каждая из которых имеет свои особенности, связанные с включенностью в процесс чтения и письма: нейрофизиологических, лингвистических, психологических, социально-личностных и методологических условий.
У обучающихся, осваивающих уровень начального общего образования, отмечаются нарушения письменной речи, проявляющиеся в стойких, специфических, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма, определяемые как «дисграфия» и «дислексия».
Одной из причин нарушения письменно-речевой деятельности, на сегодняшний день рассматривается несформированность навыков самоконтроля. Изучение вопроса самоконтроля выявил значительное влияние данного процесса на весь процесс письменно-речевой деятельности.
Анализ методологических разработок по вопросу изучения и формирования самоконтроля в письменно-речевой деятельности, выявил факт наличия проблемы в контексте его формирования у обучающихся с нарушениями письменной речи.
Не смотря на важность данного процесса, в большинстве методик по коррекции нарушений письменной речи, формирование самоконтроля носит формальный, поверхностный характер и зачастую заменяется оценочным контролем со стороны учителя-логопеда.
Данные выводы обусловили тему нашего исследования. Констатирующий эксперимент проводился на базе МБОУ «СОШ №7 г. Белгорода» и МБОУ «Лицей№10» г. Белгорода.
Для изучения особенностей контроля в экспериментальную группу вошли ученики 2-4 классов. Всего в исследовании принимало участие 50 обучающихся, имеющих логопедическое заключение нарушение письменной речи.
В ходе проведения опытно-экспериментального изучения особенностей контроля у обучающихся младшего школьного возраста, включенных в экспериментальную группу, в процессе анализа эффективности предваряющего контроля, средний показатель по экспериментальной группе составил 21%, что является низким показателем. Данный показатель свидетельствует о несформированности процесса самоконтроля.
Изучение особенностей текущего и констатирующего контроля внутри каждой возрастной группы показал, что во 2 классе, у большинства обучающихся, зрительный и слуховой контроль находятся на низком уровне. В 3 классе также, как и во втором индивидуальные показатели эффективности у большей части экспериментальной группы находились на низком уровне, одна средние показатели выросли на несколько процентов.
В 4 класс показал лучший результат, однако и в данной возрастной группе большинство детей не набирали средний уровень эффективности контроля.
Анализ особенностей зрительного и слухового контроля выявил в каждой возрастной группе неоднородность показателей данных контролей. В процессе сравнительного анализа дети были разбиты на 3 подгруппы:
• к первой относились с преобладающим зрительным контролем,
• ко второй, дети, у которых слуховой на порядок превышал эффективность зрительного контроля,
• в третью группу вошли обучающиеся с одинаковым уровнем зрительного и слухового контроля.
Таким образом, экспериментальное исследование подтвердило, что у младших школьников с дисграфией и дислексией помимо низкой сформированности самоконтроля в целом, могут наблюдаться его особенности, связанные с доминированием анализатора, в наибольшей степени ответственного за формирование письменно-речевой деятельности.
Далее, опираясь на теоретико-методологическую основу исследования и результаты констатирующего эксперимента, нами была разработала методика коррекционно-логопедической работы, в основу которой был заложен дифференцированный подход.
Целью методики было эффективное формирование самоконтроля у обучающихся с дисграфией и дислексией.
Система работы включала в себя два основных направления контроля (зрительный и слуховой). Учитывая данные направления были сформированы этапы работы, разработан алгоритм формирования контроля, подобраны методы и приемы, речевой материал, а также сформулированы инструкции.
Итогового исследования, не только подтвердило эффективность предложенной нами системы занятий, построенной по специальному алгоритму, но и продемонстрировал общий уровень роста качества письма.
Таким образом, мы делаем вывод о необходимости работы по формированию самоконтроля у обучающихся младшего школьного возраста с дисграфией и дислексией, ее положительном влиянии на коррекцию нарушения письменно-речевой деятельности в целом.
1. Аксенова, М.Н. Об уровне развития устойчивости произвольного внимания у детей, поступающих из детского сада в школу [Текст] / М.Н. Аксенова, К.А. Некрасова //Ученые записки Горьковского государственного педагогического института им. М. Горького, 1985. - С. 96 - 112.
2. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к изучению трудностей
письма и чтения. // Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения: Материалы П международной конференции Российской ассоциации дислексии. - М.: Изд-во Моск. соц.-
гуманитарного института, 2006. - C.14 - 23.
3. Ахутина, Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму [Текст]/ Т.В. Ахутина // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. - СПб.: Изд -во С.-Петерб. ун -та, 2001. - С. 195 -213.
4. Баккер, Д. Дислексия: нейропсихологическая классификация и лечение[Текст]/ Д.Баккер// Журн. неврол. и психиат, 1996. - С. 72 - 78.
5. Безруких, М.М. Психофизиологические механизмы формирования навыков письма и чтения и проблемы трудностей в обучении [Текст]/М.М. Безруких //Международная конференция и VII международный научно - практический семинар «Многоязычие и межкультурная коммуникация: вызовы XXI века», 2013 г.
6. Безруких, М.М. Психофизиологические механизмы формирования навыка письма у детей 6-7 и 9-10 лет [Текст] / М.М. Безруких, О.Ю. Крещенко// Новые исследования, 2013. - № 4 (37) - С 4- 19.
7. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики[Текст]/ Г.А. Волкова - СПб.: Детство - Пресс, 2009. - 144 с.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. -М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
9. Вытнар-Хыс, Р. Преодоление нарушений чтения и письма у детей (По данным специальной зарубежной литературы) [Текст]/ Р. Вытнар-Хыс // Проблемы воспитания и обучения при аномальном развитии речи. М., 1989. - С.109-116.
10. Вятлева, Ю.Е. Проблемы взаимосвязей и преемственности деятельности учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения и школы в условиях модернизации отечественной системы образования[Текст] / Ю.Е. Вятлева, В.С. Калмыкова // Мир специальной педагогики и психологии: научно-практ. альманах; гл. ред. Ю.Е. Вятлева.
- М., 2014. - вып. 1. - С. 60-66.
11. Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. - М.: Издательство Московского университета, 1974. - 102 с.
12. Гребенникова Е.В. Особенности внимания младших школьников с общим недоразвитием речи IV уровня, обучающихся в условиях общеобразовательной школы [Текст] / Е.В. Гребенникова, И.Л. Шелехов Вестник// ТГПУ (TSPU Bulletin) - 2015. - 6 (159) - С. 76-77.
13. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения[Текст] / В.В. Давыдов - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
14. Жинкин, Н.И. Развитие письменной речи учащихся III -VII классов [Текст]: Язык. Речь. Творчество / Н.И. Жинкин. - М.: Лабиринт, 1998. - 368 с.
15. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения [Текст] / Т.Г. Егоров. - Изд -во.: КАРО, 2006. - 305 с.
16. Елецкая, О.В. Формирование учебной деятельности у школьников с дизорфографией + CD-диск. [Текст] / О.В. Елецкая - Изд-во Национальный книжный центр, 2015. - 160 с.
17. Ефименкова, Л.Н. Дидактический материал по коррекции письменной речи[Текст]/ Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко - М.: б.и., 1999. - 198 с.
18. Залевская, А.А. Введение в психолингвистику [Текст] / А.А. Залевская. - Изд: РГГУ, 1999. - 382 с.
19. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. [Текст]: Часть 1 пособие для логопеда. В 2-х частях /О.Б. Иншакова. - М.: Владос, 2003. - 112 с.
20. Калягин, В.А. Логопсихология: учеб. пособие[Текст]/ В.А. Калягин - М.: Академия, 2006. - 320 с.
21. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст]: Пособие для логопеда / Г.А. Каше. — М.: Просвещение, 1985. - 207 с.
22. Князева, Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование[Текст]/ Т.Н. Князева - СПб.: Речь, 2007. - 119 с.
23. Комаров, К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст]: Учеб. пособие для вузов -2-е изд., испр. / К.В. Комаров. - М.: 000 «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005. - 223 с.
24. Корнев, А.Н. Нарушение чтения и письма у детей [Текст]: Учебно - методическое пособие / А.Н. Корнев. - СПб.: МиМ, 2003. - 330 с.
25. Корешкова, Т.В. Использование неверных написаний при обучении самопроверке [Тест] / Т.В. Корешкова //Начальная школа - 2003 - №6 - С. 82 - 86.
26. Крылов, А.А. Психология [Текст]: учебник (2 -е издание) / А.А. Крылов - Издательство Проспект, 2005. - 495 с.
27. Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. [Текст] / Р.И. Лалаева. - СПб: Лениздат; Союз, 2002. - 224 с.
28. Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция [Текст]/ Р.И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова. - Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. - 224 с.
29. Лалаева, Р.И. Логопедия [Текст]/: Методич. наследие: В 5 кн. Кн.4: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия Р.И. Лалаева. - изд- во Владос, 2007. - 288 с.
30. Лалаева, Р.И.Логопедия в таблицах и схемах [Текст]/ Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, С.Н. Шаховская. - М.: Парадигма, 2009. — 216 с.
31. Левина, Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 219с.
32. Левина, P.E. Нарушение речи и письма у детей [Текст]: Избранные труды / Р.Е. Левина. - М.: "АРКТИ" - 2005. - 222 с.
33. Логинова, Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития[Текст]: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой. - СПб., 2004.- 208 с.
34. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека [Текст] / А.Р. Лурия.- СПб. Питер, 2008. - 624 с.
35. Лурия, А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования/ [Текст] А.Р. Лурия, Т.В Ахутина - Изд. Academia, 2002. - 352 с.
36. Мамушин, В.Е. О характере и причинах речевых ошибок и об «ошибках контроля» [Текст] / В.Е. Мамушин // Русский язык в школе. - 1990 - № 1. - С.45 - 49.
37. Никашина, Н.А. Нарушения письменной речи у младших школьников. [Текст] / Н.А. Никашина. - М.: Знание, 2004. - 265 с.
38. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников [Текст]/ Под общей редакцией T.B. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. - M.: B. Секачев, - 2008. -128 с.
39. Парамонова, Л.А. [Текст]: (ред.) Истоки: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования 4-е изд., перераб. и доп. / Л.А. Парамонова - М.: Сфера, 2011. — 320 с.
40. Российская, Е.Н. Использование редактирующего чтения как средства самоконтроля письменной речи учащихся с дислексией [Текст] / Е.Н. Российская // Дефектология - 2007. - №1 - С. 73-81
41. Российская, Е.Н., Произносительная сторона речи. Практический курс[Текст] / Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина - М.: Аркти, 2003. - 104 с.
42. Российская, Е. Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей / Е. Н. Российская. — 2-е изд. — М.: Айрис- пресс, 2005. — 240 с.
43. Репкина, Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности Текст] / Г.В. Репкина, Е.В. Заика - Томск: Пеленг, 1993. - 198 с.
44. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн - СП. б.: Питер 2001. - 720 с.
45. Русецкая, М.Н. Нарушения чтения у младших школьников [Текст]: Анализ речевых и зрительных причин: Монография / М. Н. Русецкая. - СПб.: КАРО, 2007. - 192с.
46. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст] / И.Н. Садовникова. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 256 с.
47. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека [Текст] / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект пресс, 2001. - 460 с.
48. Спирова, Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающие нарушениями письма [Текст]: Хрестоматия по логопедии/ Л.Ф. Спирова - М.: Владос, 1997. - 656 с.
49. Страхов, И.В. Эмоциональные компоненты характера школьника в связи с общей характерологией[Текст] / И.В. Страхов : дис. ... д-ра пед.наук. - М, 1940.
50. Собиева, Г.А. Формирование самосознания и самооценки у советских школьников [Текст] / Г.А. Собиева : Дис. .канд. пед. наук. - М, 1953.
51. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) [Текст]: Хрестоматия по логопедии/ Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. -М.: Владос, 1997. - С. 456 - 469.
52. Ульянкова, У.В. Об особенностях саморегуляции в интеллектуальной деятельности 6-ти летних детей с ЗПР [Текст] /У.В. Ульянкова //Дефектология 1982 г. №4 - С.46 -50.
53. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста[Текст]: Практическое пособие/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. -М.: Айрис-пресс, 2008. - 224 с.
54. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Т.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 216 с
55. Хватцев, М. Е.. Логопедия [Текст] / М.Е. Хватцев. - М.: Владос. 2009. - 272 с.
56. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: Нарушение и восстановление [Текст] / Л.С. Цветкова. - М.: Юристъ, 1997. - 256 с.
57. Цыпина, Н.А. Обучение чтению детей с задержкой психического развития [Текст]: Пособие для учителя / Н.А. Цыпина. - М.: изд. н/о Компекс - центр, 1994. - 104 с.
58. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми [Текст]: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2002. - 240 с.
59. Чиркина, Г.В. Теория и практика устранения дислексии - логопедический аспект проблемы [Текст] / Г.В. Чиркина // Дефектология. - 2007. - № 1. - C. 57-58.
60. Чиркина, Г.В. Основы логопедии [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Педагогика и психология (дошк.)" / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.: ил.
61. Чиркина, Г.В. Произношение. Мир звуков. 2 класс[Текст]: Учебник для специальных (коррекционных) школ V вида/ Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская - изд-во АРКТИ, 2014. - 176 с.
62. Чиркина, Г.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. Подготовительный класс. 1-4 классы [Текст]/ Г.В. Чиркина, Т.А. Алтухова, Ю.Е. Вятлева - изд- во: Просвещение, 2013. - 256 с.
63. Шаповал, И.А. Овладение письменной речью слабослышащими школьниками: самоконтроль и самокорекция [Текст] / И.А. Шаповал // Дефектология. - 2000. - № 2. - С. 22-28.
64. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития [Текст] / Д.Б. Эльконина - М.: Тривола, 1994. - 168 с.
65. Эльконин, Д.Б. Учебная деятельность. Введение в систему [Текст] / Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова - Изд.: Рассказов А. И., 2004. - с. 304
66. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
67. Ястребова, А.В. Обучаем читать и писать без ошибок[Текст] / А.В. Ястребова. Т.П. Бессова. -М.: Аркти, 2007. - 360 с.