Введение………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Процесс воспитания..5
1.1 Сущность процесса воспитания..5
1.2 Основные этапы процесса воспитания..9
1.3 Принципы воспитания..14
1.4 Проблема определения и оценки результатов воспитания..17
Глава 2. Методы воспитания в современной школе...25
2.1 Методы воспитания в современной школе..25
Заключение……………………………………………………………………34
Список литературы……………………35
Приложения........36
Тема курсовой работы «Сущность современного воспитания». Актуальность рассматриваемого вопроса заключается в том, что воспитание - основная категория педагогической науки, поэтому «воспитание» обозначается по-разному. Издревле понятие «воспитание» означало «вскармливание», «питание» ребенка. Но формирующемуся человеку нужна не только физическая, материальная пища, еще ему очень важна пища духовная.
Цель работы – исследование сущности современного воспитания в наше время.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие и охарактеризовать разновидности «воспитания»;
- изучить роль и сущность современного воспитания в формировании личности человека.
Воспитание – это целенаправленная профессиональная деятельность педагога, направленная на развитие личности ребенка через вхождение его в контекст современной культуры и становление его как активного строителя собственной жизни на основе определения ценностей и мотивов.
Действия, которые применяли наши предки в воспитании своих детей, им придавался сакральный смысл. Маленьким членам семьи в их поведении предоставлялась значительная свобода. Если же дети были наказаны, наказания не были строгими.
В начале, педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений, мнений, и высказываний, т.е. своеобразных педагогических заповедей. До того, как зародилась письменность, суждения были устного содержания, а до нашего времени дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личного и профессионального развития. В XIX в. К.Д. Ушинский указал на нравственные и духовные основы воспитания, определяя его как «духовное питание» воспитанника и восхождение на новый уровень отношений с миром, с самим собой и с окружающими. В советский период XX в. осуществлялось коммунистическое воспитание, целью которого было всестороннее гармоничное развитие личности в процессе передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта младшим поколениям, через подготовку их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития и формирования нового общества.
В 90-е гг. XX в. понятие «воспитание» рассматривалось как педагогическое управление процессом развития и формирования личности. В настоящее время, педагогический энциклопедический словарь, например, предлагает следующее определение: воспитание – относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций в которых, это взращивание осуществляется. Мы видим, что подходы к определению понятия «воспитание» разнообразны и разноплановы. Воспитание может рассматриваться как общественное явление, деятельность, педагогический процесс, ценность, система, воздействие, взаимодействие и т.д. Сегодня основой воспитания являются человеческие моральные ценности, идеалы, законы нравственности. Воспитание целенаправленно способствует приобретению человеком определенной системы знаний и взглядов, убеждений, умений и опыта.
Таким образом, современная воспитательная система является широко известным в педагогической среде явлением. Но о широте распространения данного явления в практике, к сожалению, говорить не приходится. Несмотря на то, что современная теория систем воспитания на сегодняшний день проработана довольно глубоко и тщательно, практика их создания до сих пор остается проблемой современного образования. В настоящее время идет становление новой системы образования и воспитания, сравнимой с мировой педагогической практикой. Изменения, которые возникают в связи с этим в учебно-воспитательном процессе, значительны, принципиальны, новы и концептуально обоснованы. Следовательно, происходит смена авторитарной образовательной парадигмы, которая в свою очередь, предполагает новое содержание воспитания, другие подходы и отношения, и другой педагогический менталитет. Особенностями современного воспитательного процесса являются постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы, формирование человеческих ценностей, новый качественный уровень его организации, четкая структурированность, системность и технологичность его компонентов. Феномен воспитательной системы в педагогической теории и практике должен быть проработан в полной степени, так как необходимость ее создания в школе, как правило, не вызывает сомнений. Воспитательные технологии также признаны в педагогике эффективным средством развития воспитательного процесса. Актуальным, становится определение места и роли воспитательных технологий в воспитательной системе, особенностей личностно-ориентированных воспитательных технологий, создание условий и организация процесса моделирования личностно-ориентированных воспитательных технологий, изучение взаимной детерминации личностно-ориентированных воспитательных технологий, а так же воспитательной системы школы.
1. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика: Уч. для студентов, обучающихся по пед. специальностям и направлениям. - 2-е изд., перераб. и доп.; Под ред. С.Я. Батышева. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2016. - 904с.
2. Бермус А.Г. Гуманитарная методология разработки образовательных программ //Педагогические технологии.-2018 г. - № 2.-с.84-85.
3. Болотов В.А. «Начальное профессиональное образование: проблемы и перспективы развития» Профессиональное образование №9 2019.
4. Бутко Е.Я. «Начальное профессиональное образование: новый этап развития» Профессиональное образование №10 2020.
5. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований //Актуальные проблемы возрастной психологии - М 2020.
6.Демакова И.Д. «Воспитательная деятельность педагога» Профессиональное образование №10 2002.
7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г// Профессиональное образование №4 2018.
8. Ферцев А.С. «Критерии оценки уровня воспитанности учащихся» Профессиональное образование №2 2019.
9. Сластенин В.А. Педагогика профессионального образования: Уч. пособие для студ. вузов/ Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и колл. авторов; Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Изд. центр «Академия», 2019. - 368с.
Интернет – ресурсы:
10. Сайт современных статей «Инфоурок» https://www.infourok.ru.