ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ЦЕННОСТНАЯ ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
1.1 Профессионализм учителя. Понятие и сущностные характеристики:
профессиональные качества и функции……………6
1.2 Ценностные ориентации современного учителя……………………………14
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………20
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
2.1 Требования к личности учителя начальных классов в рамках ФГОС….….21
2.2 Система профессиональных ценностей современного учителя…………....26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2………………………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….……36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………39
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….……....42
Интенсивное развитие начального образования, разнообразие альтернативных программ, кардинальное изменение процессуальной стороны обучения выдвинуло на первый план проблему качественного изменения личности учителя, его роли и деятельности в образовательном процессе. На сегодняшний день становится актуальной задача подготовки учителя начальных классов нового типа, обладающего глубокими знаниями в области психологии обучения, развития и становления личности ребенка, организации общения в учебной деятельности, а также владеющего специальными знаниями и умениями для внедрения инновационных технологий в практику школьной жизни.
В настоящее время во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества происходит изменение ценностных ориентаций, обусловленное сменой цивилизаций на рубеже XX — XXI веков, что требует нового подхода к формированию будущего профессионала [16, с. 82].
В психолого-педагогической литературе имеется немало исследований, посвященных проблемам деятельности и личности учителя. Однако, речь в них идет, как правило, об учителе вообще, общих функциях педагогической деятельности, общей структуре педагогических способностей и т. п. Между тем, учительская профессия очень многогранна и включает в себя целый ряд разных, хотя и родственных, специальностей, выделяемых по преподаваемому учителем предмету и по возрасту учеников, с которыми он работает. Первым в этом ряду стоит учитель начальных классов.
Таким образом, в школьной практике возникает проблема готовности учителя начальных классов к использованию нововведений в учебном процессе. Эта проблема связана не столько с осознанием дидактической задачи, продумыванием возможности тех или иных видов учебно-познавательной деятельности учащихся, сколько с профессиональной компетентностью, опытом учителя, его личностными качествами. Учитель способен передавать ученикам лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому. В связи с этим педагог не просто персонификатор нормативной деятельности, но и активный субъект, реализующий свой способ жизнедеятельности на благо общества.
Так же существенно меняется и характер педагогической деятельности. Реализуемые в начальной школе многовариативные образовательные практики требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников.
Развитие образования делает всё более актуальным решение проблемы оценки профессионализма педагога, уровня его профессиональной компетентности, перспектив роста, возможностей профессиональной реабилитации [17, с. 110].
Таким образом, изучая психологическую, дидактическую, методическую и правовую литературу по проблеме профессионализма педагога, перед нами встала актуальность проблемы содержания профессиональных ценностей современного учителя начальных классов.
Вышесказанное определило тему курсовой работы: «Профессиональные ценности современного учителя начальных классов».
В ходе работы мы поставили перед собой цель: выявить профессиональные ценности и компетенции современного учителя начальных классов.
Объект исследования: личность учителя начальных классов.
Предмет исследования: профессиональные ценности учителя начальных классов.
Цель, объект и предмет исследования позволяют выдвинуть гипотезу исследования.
Гипотеза: предполагается, что своевременное выявление и формирование профессиональных ценностей учителя начальных классов позволяют осуществлять учебно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями современного общества.
Гипотеза определила задачи исследования:
1. Изучить подходы специалистов к проблеме исследования.
2. Дать определение понятиям «профессионализм учителя», «ценностные ориентации современного учителя».
3. Выделить классификации педагогических ценностей.
4. Раскрыть требования к личности учителя в рамках ФГОС.
Методологической основой исследования концепции профессионально-личностного становления (Т.И. Данюшевская, Е.А. Климов, Ю.П. Поварёнков, Г.В. Резапкина, Н.В. Самоукина, Э.А. Фарапонова, В.В. Чебышева, Л.М. Митина).
Методы исследования: обобщение и систематизация материала
Теоретическая значимость исследования состоит в определении профессионально значимых ценностей учителей начальных классов.
Практическая значимость: материалы работы могут быть полезны учителям начальных классов.
Курсовая работа включает введение, 2 главы (глава 1 посвящена ценностным основам профессионализма современного учителя, глава 2 – исследованию системы профессиональных ценностей учителя начальных классов), заключение, список использованных источников. В приложении представлены практические материалы.
Под профессиональными ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необходимые обществу и личности в качестве средств удовлетворения личных и социальных потребностей. Они формируются в процессе освоения личностью социального опыта и отражаются в ее целях, убеждениях, идеалах и интересах.
А) Педагог — не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.
И.Ф. Исаев обращает внимание на необходимость формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя. Первым компонентом представленной культуры автор называет аксиологический компонент, под которым понимается совокупность профессиональных ценностей учителя.
Взяв за основу профессиональную деятельность специалиста, И.Ф. Исаев предлагает следующую классификацию профессиональных ценностей преподавателя:
- Ценности-цели — ценности, раскрывающие значение и смысл целей профессионально-педагогической деятельности преподавателя.
- Ценности-средства — ценности, раскрывающие значение способов и средств осуществления профессионально-педагогической деятельности.
- Ценности-отношения — ценности, раскрывающие значение и смысл отношений как основного механизма функционирования целостной педагогической деятельности.
- Ценности-знания — ценности, раскрывающие значение и смысл психолого-педагогических знаний в процессе осуществления педагогической деятельности.
- Ценности-качества — ценности, раскрывающие значение и смысл качеств личности преподавателя: многообразие взаимосвязанных индивидуальных, личностных, коммуникативных, профессиональных качеств личности преподавателя как субъекта профессионально-педагогической деятельности, проявляющихся в специальных способностях: способность к творчеству, способность проектировать свою деятельность и предвидеть ее последствия и др.
Б) Система образования за последние годы серьезно изменилась. Она стала вариативной, учителя работают по различным программам, включая авторские; вводятся интегрированные, новые для школы курсы; действуют вариативные учебники. От учителя требуются сегодня научно-исследовательские навыки, умение проектировать современный учебно-воспитательный процесс, владение современными средствами решения педагогических задач, умение строить содержание занятия в соответствии с целями.
В) Понятие профессиональные ценности является более широким.
Д) Социально и профессионально обусловленным качествам педагога относится:
а) высокая гражданская ответственность и социальная активность;
б) любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;
в) подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;
г) высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;
д) потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;
е) физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
Требования к труду и личности учителя, предъявляемые условиями развития общества на современном этапе:
а) высокая культура и нравственность;
б) самоотдача;
в) благородство;
г) острое чувство нового;
д) умение заглядывать в будущее и готовить, своих питомцев к жизни в будущем;
е) максимальная реализация индивидуального таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством;
ж) общность идей и интересов учителей и учащихся;
з) творческое отношение к делу и социальная активность;
и) высокий профессиональный уровень и стремление к постоянному пополнению своих знаний;
к) принципиальность и требовательность;
л) отзывчивость;
м) эрудиция;
н) социальная ответственность и т.д.
1. Дмитриев, А. Е. Дидактика начальной школы : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Е. Дмитриев, Ю. А. Дмитриев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 228 с.
2. Жуков Г.H. Основы общей и профессиональной педагогики. – М.: Гардарики, 2018. – 372с.
3. Землянская, Е. Н. Теоретические основы организации обучения в начальных классах : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Н. Землянская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 251 с.
4. Классное руководство : учебное пособие для среднего профессионального образования / И. Ф. Исаев [и др.] ; под редакцией И. Ф. Исаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 342 с.
5. Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 711 с.
6. Колесникова Г.И. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебное пособие для СПО. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 176 с.
7. Конституция Российской Федерации (ст.43).
8. Ланцова, Т.И. Особенности воспитания младших школьников : учебно-методическое пособие / Ланцова Татьяна Ивановна. - Пятигорск : РИА-КМВ, 2019. - 59 с.
9. Максакова, В. И. Теория и методика воспитания младших школьников : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. И. Максакова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 206 с.
10. Писарев, Д. И. Избранные педагогические сочинения / Д. И. Писарев. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 317 с.
11. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
12. Прохорова, О. Г. Управление образовательной организацией: воспитательная деятельность : учебное пособие / О. Г. Прохорова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 117 с.
13. Психология в деятельности учителя начальной школы : учебное пособие для вузов / А. В. Березина, Е. А. Журавлева, И. В. Мельникова, К. И. Чижова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 347 с.
14. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса в 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов / И. В. Дубровина [и др.] ; под редакцией И. В. Дубровиной. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 280 с
15. Рожков, М. И. Теория и методика воспитания : учебник и практикум для вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 330 с.
16. Синенко В.Я. Профессионализм учителя/В.Я. Синенко //Педагогика. — 2021. — №5. — С. 82-85.
17. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания/Т.М. Сорокина // Начальная школа. — 2019. — №2. — С. 110-114.
18. Специальная педагогика : учебник для среднего профессионального образования / Л. В. Мардахаев [и др.] ; под редакцией Л. В. Мардахаева, Е. А. Орловой. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 447 с.
19. Степанова Н. А., Немтинова О. С., Андреева О. Н., Степанова А.А. Аспекты и тенденции педагогической науки. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. - С. 37-40.
20. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
21. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы/А.В. Хуторской// Народное образование. — 2020. — № 2. — С. 58-64.
22. Что должны знать учителя. Знания, умения и нравственные ценности хорошего педагога //Социология образования. Дайджест российской и зарубежной прессы. — 2019. — №7. — С. 47-50.
23. Шерстобитов В.А. Готовность учителя к работе в рамках требований ФГОС нового поколения: [Электронный ресурс]// http://www.yspu.yar.ru/
24. Щуркова, Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога : учебное пособие для вузов / Н. Е. Щуркова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 319 с