Музейное пространство как ресурс актуализации наследия полхов-майданской росписи (История, культура и технология обработки дерева, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ 6
1.1 Полхов-майданская роспись: история и техника 6
1.2 Изделия полхов-майдановской росписи 10
1.3 Игрушка – матрешка Полхов-майданская как наиболее характерный образец народного художественного промысла 13
ГЛАВА 2 МЕРОПРИЯТИЕ ВЫСТАВКА ИГРУШЕК И ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА ДЛЯ ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ 15
2.1 Краткая характеристика места проведения мероприятия 15
2.2 Проектирование мероприятия по росписи деревянного изделия с целью дальнейшей организации выставочного пространства 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
ЛИТЕРАТУРА 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 37
Актуальность. Нижний Новгород — крупный российский город, который имеет богатую социокультурную среду, ведь Нижегородская область это не только крупный деловой и промышленный, но еще и культурный центр России, где сохранилось множество уникальных культурно-исторических памятников и объектов, которые всегда подчеркивали его идентичность, и по сегодняшний день являются наиболее привлекательными достопримечательностями и местами посещения не только туристов, но и самих жителей города. Имея такие характеристики, городу свойственна совершенно уникальная социокультурная среда, которая отличается своими особенностями и разнообразием, а сам город, являясь крупным промышленным и культурным центром Волго-Вятского региона со множеством театров, музеев, галерей и других культурных учреждений, имеет богатую историю, которая отражается в его архитектуре, памятниках и культурных достопримечательностях.
Между тем, общепринято, что культурная среда обладает огромным развивающим потенциалом, вследствие чего актуализируется направление исследований в области культуры и культурного наследия с его региональными аспектами, ведь во все времена развития человеческого общества, его неотъемлемая частица, представленная в народной культуре, являлась основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. Так как именно в рамках народной культуры складываются представления человека о мире, системе образов, религий, знаний, обычаев, фольклоре, то она становится основой государственной политики и целевым ориентиром развития общественности.
В период информационной эпохи, в условиях которой развивается современное постиндустриальное, немыслимее своей жизни без цифровых технологиях, все более демонстративно усиливается значительное внимание к протекающим культурно-образовательным процессам, связанным не только с накоплением и передачей знаний, но и с развитием личностных, творческих начал обучающихся, находящихся в условиях постоянного увеличения объема получаемой информации, ее быстрой сменяемости, противоречивости. Как следствие, необходимо отметить, что важность сохранения культуры как духовной основы развития информационного общества отмечена в ведущих нормативно-правовых документах современной России.
В частности, в Стратегии развития информационного общества на 2017–2030 гг. [1] как в качестве одного из основных принципов отмечены «приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий». В Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 г. [2] одним из принципов провозглашено «сохранение единого культурного пространства (включая языковое, образовательное и информационное)». Это требует создания новых форм образовательного процесса, в которых обучающийся не только бы учился, но и формировался бы как личность во всей своей целостности, а самое главное – вырабатывал бы навыки свободного мышления и суждения, развивал бы творческие способности, интеллектуальную и чувственную культуру. Подобное положение обуславливает выбор проблемы реорганизации пространств учреждений культуры в соответствии с требуемыми социумом условиями культурно-образовательной деятельности, затрагивающей интересы всех участников организационного процесса.
Целью курсовой работы является исследование возможностей музейного пространства Нижегородской области как ресурса актуализации регионального наследия культуры полхов-майданской росписи.
Объектом работы выступает – народный промысел Нижегородской области (Полхов-майданская роспись).
Предмет исследования – технология Полхов-майданской росписи.
Для достижения поставленной цели сформированы ряд задач, которые заключаются в следующем:
1. Ознакомиться с особенностями народного творчества;
2. Рассмотреть историю и специфику полхов-майданская роспись;
3. Предложить мероприятие обучения полхов-майданской росписи.
Теоретической основой исследования послужили нормативно-правовые акты, законы РФ, труды отечественных и зарубежных исследователей в области культурологии, художественной педагогики, проектирования общественных мероприятий и управления объектами культуры.
Методологической основой курсовой работы выступили следующие исследовательские методы: теоретические (изучение и анализ художественно-педагогической и научно-методической литературы, исторический анализ, систематизация, синтез, обобщение); эмпирические (проектная работа).
Теоретическая значимость курсовой работы состоит в сборе и систематизации сведений об истории, технологии и методологии одного из видов народного творчества Нижегородской области – технике росписи по дереву в технологии Полхов-майданской традиции.
Практическая значимость курсового проекта состоит в возможности использования структуры и методологической концепции разработанного мероприятия для популяризации других видов народного творчества на базе аналогичных культурных учреждений и адаптации полученных программ под различную целевую аудиторию.
Структура курсовой работы, основанная на поставленной цели и задачах исследования, представлена введением, тремя главами основной части, заключением, библиографическим списком и приложениями. Общий объём работы составляет 34 страницы без учета приложений. Библиографический список включает в себя 24 наименования.
На протяжении многих веков русский народ создавал уникальную культуру народных художественных промыслов, которые в условиях современности превратились в связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим. Это огромный пласт жизни наших предков, их традиций, искусства, ценностей, который имеет множество форм и видов. Одним из таких видов является довольно молодой, но абсолютно уникальный народный промысел, зародившийся на юге Нижегородской области и получивший свою популяризацию лишь в начале ХХ века — роспись «Полхово-Майданская».
Выяснив, что в начале текущего столетия, современный социум стал проявлять усиленный интерес к своему прошлому и его культурному наследию, на первый план вышли культуротворческие функции музеев, их способность не только сохранять, но и вырабатывать и актуализировать культурное наследие региона. Так, к примеру, только последнее десятилетие внесло существенные изменения в деятельность данных учреждений культуры: от музея как хранилища коллекций, к музею, где в центре внимания — публика, посетитель, человек. Отвечая новым запросам современного посетителя, музеи перестраивают свою работу с учетом особенностей социокультурной ситуации региона и все чаще обращаются к инновационной проектной деятельности.
Приняв во внимание, с одной стороны, недостаточность сведений об уникальном народном промысле Нижегородской области, а с другой — ориентации муниципальных программ на развитие и реализацию политики культурно-образовательного развития и реорганизации деятельности локальных учреждений культуры, была выявлена потенциальная возможность разработки мероприятий, способных удовлетворить данные потребности. Так, положившись на тенденцию последних лет во внимании к культурно-образовательной деятельности учреждений культуры, которые рассматриваются как центры культурной и досуговой жизни общества, было определено важное средство развития творческого потенциала человека. В этом отношении одной из наиболее эффективных форм культурно-образовательного процесса может быть обучение с использованием музейного пространства.
По итогам спроектированного мероприятия можно отметить, что его значимость проекта видится в укрепление культурного потенциала Нижегородской области через вовлечение в художественное творчество детей, вклад в экономику региона через полноценное использование инфраструктуры. Все это подтверждают качественные и количественные результаты реализации проектного мероприятия.
Как следствие, представленное мероприятие по обучению детей полхов-майдановской росписи по дереву с дальнейшей презентацией созданного продукта в форме выставки, как имеет положительный культурно-образовательный эффект, как и благоприятно воздействует на финансовое состояние культурного учреждения, предоставляющего данное мероприятие. То есть разработанное мероприятие не только в полной мере отвечает задачам государственной культурной политики – сохранению и развитию культурного потенциала нации, целям устойчивости территории и стабильности общественных отношений, но также предоставляет большие возможности культурного обогащения посетителей учреждения, которые пристроив своих детей в надежные руки воспитателей, могут в полной мере погрузиться в представленную коллекцию экспонатов.
Таким образом, задачи курсовой работы, заключавшиеся в исследовании теоретико-методологических аспектов одного из народных промыслов Нижегородской области, и дальнейшая популяризация направления путем разработки культурно-образовательного мероприятия на базе учреждения культуры, выполнены.
1. Российская Федерация. Указ Президента. О Стратегии развития информационного: указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 11.07.2023). – Режим доступа: КонсультантПлюс. – Текст: электронный.
2. Российская Федерация. Распоряжение Правительства РФ "Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года". 29.02.2016 № 326 (ред. от 30.03.2018) – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 11.07.2023). – Режим доступа: КонсультантПлюс. – Текст: электронный.
3. Устав Государственного бюджетного учреждения культуры Нижегородской области «Нижегородский государственный художественный музей»: приказ от 14.10.2020 г. №221. – URL: https://artmuseumnn.ru/dokument-1070/documen702/uchreditelnyedokumenty152/ (дата обращения: 11.07.2023) – Текст: электронный.
4. Отчет по посещаемости / Нижегородский государственный художественный музей, Отдел музейных программ. – Нижний Новгород, 2022. – Текст: непосредственный.
5. Акимов, С. С. Нижегородское искусствоведение на современном этапе //ББК 85 Т67. – 2016. – Т. 27. – С. 6. – Текст: непосредственный.
6. Бадаев, В.С. Русская кистевая роспись: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 40 с. . – Текст: непосредственный.
7. Василенко, В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву XVIII-XX вв. – 1960. – Текст: непосредственный.
8. Волченкова, В. Н. Художественная роспись по дереву, как способ развития творческих способностей детей // Художественно-графическии факультет: история и современность. – Орёл, 2020. – С. 193-198. – Текст: непосредственный.
9. Жегалова, С. К. Русская народная живопись. – 1984. – Текст: непосредственный.
10. Каплан Н.И и Шкаровской Н.С., Сборник «Народные декоративное искусство РСФСР» // Всесоюзное кооперативное издательство, Москва, 1957. – Текст: непосредственный.
11. Корякина, Д. В. Образовательная деятельность музеев в современных условиях/Д.В. Корягина // Образование и воспитание. — 2020. — № 3 (29). — С. 54-55. – Текст: непосредственный.
12. Кузнецова, Т. Русская матрешка: традиции и современность / Т. Кузнецова // Юный исследователь. Том Выпуск 3. – Челябинск, 2016. – С. 5-21. – Текст: непосредственный.
13. Курбангалиева, К. З. Образная содержательность в росписях по дереву Нижегородской области // Наука на благо человечества. – Москва, 2016. – С. 40-42. – Текст: непосредственный.
14. Плахов, Д. В. Секция 2 «Народное искусство и творчество» //Под общей редакцией ИА Патроновой. – С. 54. – Текст: непосредственный.
15. Романова, М. А. Матрешка - загадка и символ народного искусства России // Пространство диалогов. – Уфа, 2018. – С. 146-156. – Текст: непосредственный.
16. Сизов К. А., Сибиль С. Н., Завьялова С. В. Народное творчество Нижегородской области //ББК 72 А43. – 2022. – С. 131. – Текст: непосредственный.
17. Соломенникова, О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством: ознакомление детей 5-7 лет с нар. искусством. – Мозаика-Синтез, 2008. – Текст: непосредственный.
18. Толстухина, Н.В. Художественная роспись по дереву. Городец / Н.В. Толстухина. -М: Экспресс, 2008. – 140 с. – Текст: непосредственный.
19. Четошникова С. С., Будкеев С. М. Специфика народной росписи как одного из направлений современного искусства //Культурное наследие Сибири. – 2019. – Т. 1. – №. 27. – С. 47-52. – Текст: непосредственный.
20. Шауро Г. Ф., Малахова Л. О. Народные художественные промыслы и декоративно-прикладное искусство. – 2015. – Текст: непосредственный.
21. Ягупова, Т. А. Сохранение традиций народной росписи по дереву, как средство воспитания личности учащихся // Наука, искусство, образование: актуальные траектории развития. – Орёл, 2023. – С. 412-418. – Текст: непосредственный.
22. Роспись по дереву: история и техника изготовления / П. Г. Егоров, А. В. Пономаренко, А. В. Прощенко, А. А. Деркач // Всероссийский форум молодых исследователей «Дизайн и искусство – стратегия проектной культуры XXI века». – Москва, 2017. – С. 38-43. – Текст: непосредственный.
23. «Нижегородский государственный художественный музей» официальный сайт музея. – URL: https://artmuseumnn.ru/ (дата обращения: 11.07.2023). – Текст: электронный.
24. Нижегородская область. Администрация города Нижнего Новгорода. Об утверждении муниципальной программы «Развитие культуры города Нижнем Новгороде» на 2023–2028 годы: постановление Администрации города Нижнего Новгорода от 28.12.2022 №7165. – URL: https://admgor.nnov.ru/Gorod/Napravleniya-raboty/Programmnoe-planirovanie/Obshchestvennoe-obsuzhdenie-proektov-municipalnyh-programm-2023-2028 (дата обращения: 15.07.2023). – Текст: электронный.