Введение………………………………………………………………………...2
Глава 1. Роман У Чэнъэня «Путешествие на Запад» и теории о происхождении образа Сунь Укуна…………………………………………5
Глава 2. Образ Сунь Укуна и образ волшебной обезьяны в более ранних произведениях………………………………………………………………...19
Глава 3. Образ Сунь Укуна в продолжениях романа «Путешествие на Запад» ………………….……………………………………………………...47
Глава 4. Образ Сунь Укуна литературных произведениях более позднего периода……………………………………………...........................................64
Заключение……………………………………………………..……………...72
Список использованной литературы………………………………………...74
Темой нашей работы является генезис образа Сунь Укуна в литературных произведениях XIV – XX вв.
Данный герой, несомненно, является одним из наиболее популярных персонажей китайской литературы. Так, на сегодняшний день он является одним действующих лиц в более, чем десяти произведениях, известнейшим из которых остается роман У Чэнъэня «Путешествие на Запад» (西游记, «си ю цзи»). Кроме того, по мотивам его приключений было поставлено множество спектаклей, а также был снят ряд мультфильмов и фильмов, как в самом Китае, так и за рубежом.
Актуальность выбранной темы не вызывает у нас сомнений еще и потому, что образ Сунь Укуна до сих пор провоцирует множество споров. Так, например, в современном литературоведении все еще не существует единого мнения о происхождении данного персонажа. Более того, поскольку на протяжении рассматриваемого периода данный персонаж неоднократно изображался в произведениях самых разнообразных жанров, от романов и повестей, до пьес пекинской оперы, проблема его восприятия и оценки также стоит достаточно остро. Многие исследователи, например, высказывают предположения о том, что образ царя обезьян на самом деле гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд, поскольку воплощает отражает ряд буддийских концепций. Другие же настаивают на том, что этот герой – всего лишь комический персонаж, введен в повествование для увеселения зрителя.
Разумеется, в этом случае проблема систематизации уже имеющейся литературы по данному вопросу стоит необычайно остро. Однако целью нашей работы являются не просто сравнение и анализ имеющихся теорий, но и критическое рассмотрение каждой из них. Для этого нами были поставлены следующие задачи:
1. подробное изучение и кропотливый анализ доступных нам произведений, действующим лицом которых является Сунь Укун;
2. детальное сравнение образов Сунь Укуна в каждом из них, и теорий происхождения данного персонажа.
Стоит отметить, что, хотя проблема генезиса образа Сунь Укуна неоднократно поднималась, как в китайской, так и в отечественной и западной науке, на сегодняшний день не существует исследований, рассматривающих данный вопрос комплексно, исходя из анализа всех произведений, действующим лицом которых является царь обезьян. Большинство литературоведов сравнивают роман «Путешествие на Запад» с произведениями, написанными в более поздний период, не акцентируя внимание на том, что работе У Чэнъэня предшествовали и другие сочинения, написанные с на схожую тему.
В первой главе мы рассматриваем предысторию создания и композицию романа «Путешествие на Запад», а также анализируем все имеющееся теории о происхождении образа Сунь Укуна.
Во второй мы сравниваем образ Сунь Укуна из произведения У Чэнъэня с аналогичными персонажами из более ранних работ, таких, как «Шихуа о том, как Трипитака Великий Тан добыл священные книги» (大唐三藏取经诗话, «да тан санцзан цюй цзин шихуа»), написанное неизвестным автором, и пьеса Ян Цзиньсяня «Путешествие на Запад» (西游记杂剧си ю цзи цзацзюй).
Третья глава посвящена образам царя обезьян в так называемых «продолжениях» «Путешествия на Запад», к числу которых принято относить романы «Дополнение к Путешествию на Запад» (西游补, «си ю бу»), «Продолжение Путешествия на Запад» (续西游记, «сю си ю цзи») и «После Путешествия на Запад» (后西游记作者, «хоу си ю цзи»).
В четвертой главе мы анализируем образ Сунь Укуна в пьесах «Переполох в Небесных чертогах» (大闹天宫, «да нао тянь гун») и «Веер из пальмовых листьев» (芭蕉扇, «ба цзяо шань»), а также рассматриваем с точки зрения сценария ряд мультфильмов и фильмов, одним из действующих лиц которых является Сунь Укун.
При написании работы мы пользуемся исследованиями таких известных отечественных китаистов, как А. Г. Сторожук, А. П. Рогачев, Л. К. Павловская, С. В. Никольская. Кроме того, мы также рассматриваем гипотезы, предложенные западными учеными, в числе которых Д. Лун, Э. Плэкс, Г. Дадбридж, Г. Уолкер и ряд других. Говоря же о мнении китайских литературоведов по данному вопросу, мы опираемся на теории, выдвинутые такими выдающимися китайскими исследователями как Лу Синь, Ху Ши, Чжэн Чжэньдо.
В данной работе мы рассмотрели ряд произведений китайской литературы, героем которых является царь обезьян Сунь Укун. Таким образом, на основе имеющихся сведений и проведенного анализа мы можем сделать следующие выводы.
Во-первых, образ истоки образа данного персонажа следует искать именно в китайском фольклоре, поскольку первые упоминания обезьяны, наделенной сверхъестественными способностями встречаются там еще до проникновения буддизма (а с ним, и некоторых элементов индийской культуры) в Китай.
Кроме того, при рассмотрении романа «Путешествие на Запад» в качестве произведения с четко выраженными религиозными мотивами, справедливым является и утверждение о том, что в образ Сунь Укуна представляет собой аллегорическое изображение сознания человека, постигающего истину. Само путешествие, в этом случае, является метафорой для обозначения процесса самосовершенствования.
Прототипом образа Сунь Укуна, несомненно, является обезьяна-странник из произведения «Шихуа о том, как Трипитака Великий Тан добыл священные книги». Тем не менее, между ним и романом «Путешествие на Запад» хронологически следует помещать еще несколько произведений, а именно, пьесу «Путешествие на Запад» и так называемый роман «Продолжение Путешествия на Запад». Все они используют образ Сунь Укуна, однако трактуют его по-своему.
Фактически, до появления произведения У Чэнъэня, царь обезьян представлял собой лишь почтительного ученика Танского монаха, отражая идеи чань буддизма. В романе «Путешествие на Запад» образ Сунь Укуна значительно расширяется и перерабатывается, наполняясь скрытыми религиозными смыслами.
Подобная концепция в полной мере отражена и «Дополнении к Путешествию на Запад» Дун Юэ.
Вместе с тем, другое продолжение романа, озаглавленное «После Путешествия на Запад», предлагает уже несколько иной взгляд на рассматриваемого персонажа. В данном произведении Сунь Укун впервые предстает в качестве своеобразного идеала и примера для подражания, положив, таким образом, начало тенденции к обожествлению царя обезьян.
В более поздних произведениях, а именно, пьесах пекинской оперы, Сунь Укун окончательно отнесен авторами к разряду однозначно положительных персонажей. Нередко Сунь Укун также представляется в качестве защитника, спасающего людей от беды
Однако, именно в этот период рассматриваемый образ окончательно лишается скрытого буддийского подтекста.
В мультфильмах ХХ в. Сунь Укун едва ли обладает какими-либо уникальными чертами. Скорее, он представляет собой классического героя детских произведений, сражающегося на стороне добра.
В большинстве же китайских фильмов, изначальный смысл образа Сунь Укуна оказывается забыт. На первый план выходят боевые навыки данного персонажа, позволяющие разнообразить повествование динамичными сценами. Тем не менее, хотя сюжеты подобных произведений имеют мало общего с романом У Чэнъэня кинематографичный Сунь Укун все еще сохраняет формальную связь со своим прототипом.
Кроме того, на наш взгляд, следует отметить еще одну немаловажную тенденцию, несомненно, возникшую под влиянием всех вышеперечисленных произведений. С ростом популярности романа «Путешествие на Запад», мы так же можем говорить и о формировании своеобразного культа Сунь Укуна. Так, даже в современном Китае, царь обезьян достаточно часто представляется в качестве божества, в его честь проводятся празднества и строятся храмы.
Все это дает нам основания утверждать, что в период с XIV по XX вв. образ Сунь Укуна неоднократно переосмысливался и дополнялся. В конце концов, данный персонаж утратил смысл, изначально вкладываемый в него автором и стал, с одной стороны, типичным героем развлекательных произведений, призванным потешить публику, а с другой – шагнул далеко за пределы художественной литературы, превратившись в объект поклонения.
1. Дун Юэ. Новые приключения Царя Обезьян; пер. с кит. В. В. Малявин // Книга прозрений. Сост. В. В. Малявин. – М.: Наталис, 1997 – с. 347 – 446.
2. Корнильева Т. И. Великий Мудрец, Равный Небу: литературный персонаж и объект поклонения // Проблемы литератур Дальнего Востока. Сборник материалов VII Международной научной конференции. – СПб: Издательство «cтудия нп-принт», 2016. – с. 422 – 426.
3. Лепехов С.Ю., Лепехова Е.С. Мир буддийских идей и монашество в классической японской литературе. – Улан-Удэ: Издательство БНЦ СО РАН, 2013 – 446 с.
4. Лии Чао. Пекинская опера. Танец. Музыка. Пантомима. – СПб, [б.и.], 2003 – 266 с.
5. Малявин В. В. Повседневная жизнь Китая в эпоху Мин. – М.: Молодая гвардия, 2008 – 496 с.
6. Малявин В. В. Роман прозрения. Дун Юэ. Новые приключения Царя Обезьян // Книга прозрений. Сост. В. В. Малявин. – М.: Наталис, 1997 – с. 340 – 346.
7. Манас // Энциклопедия буддийской философии. [Интернет ресурс] URL: http://www.fshq.ru/ENCYCLOPEDIA_OF_BUDDHIST_PHILOSOPHY/ENCYCLOPEDIA_OF_BUDDHIST_PHILOSOPHY_Manas.html (дата последнего обращения 20.05.2017)
8. Никольская С. В. Буддийские мотивы в романе У Чэнъэня «Путешествие на Запад» (XVI) // Философские вопросы буддизма. – Новосибирск: Наука, 1984. – С. 114 – 122.
9. Никольская С. В. К вопросу о композиции романа У Чэнъэня «Путешествие на запад» // Проблемы восточной философии. – М.: [б. и.] 1979. – 139 – 146.
10. Павловская Л. К. Шихуа как образец буддийского народного повествования // Шихуа о том, как Трипитака великий Тан добыл священные книги. – М.: Наука, 1987 – С. 102 – 136.
11. Путешествие на Запад // Chinese Literature Project. [Интернет ресурс].URL: https://chineseliteratureproject.wikispaces.com/%D0%9F%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5+%D0%BD%D0%B0+%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B4?responseToken=09bda0eae1123eddd009b32f3a0fb4149 (дата последнего обращения 09.07.2017)
12. Рамаяна. Книга пятая. Прекрасная. Прыжок Ханумана. [Интернет ресурс]. URL: http://www.eraved.com.ua/book_ra.php?id=34 (дата последнего обращения 09.06.2015)
13. Рогачев А. П. «Путешествие на Запад» («Си ю цзи») / У Чэнъэнь. Путешествие на Запад. Т. 1; пер. с кит. А. П. Рогачева и В. С. Колоколова. – М.: Эннеагон Пресс, 2007. – С. 5 – 29.
14. Рогачев А. П. Элементы сатиры в романе У Чэнъэня «Путешествие на Запад». – М.: Издательство Московского университета, 1974. – С. 64 – 73.
15. Сунь Укун. Плоды жизни женьшень. Мультфильм. [Интернет ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=U8hb9jo-yL8 (дата последнего обращения 27.05.2017).
...