Введение………………………………………………………………… 3
Глава 1. Карикатура в политическом дискурсе британских СМИ…... 7
1.1. Понятие политической карикатуры и ее функции……………….. 7
1.2. Развитие британской политической карикатуры………………… 24
Глава 2. Современная британская карикатура: сохранение и слом
традиции
2.1. Карикатура в журнале «The Economist»
2.2. On-line-карикатуристика в издании «Vive Charlie»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Актуальность исследования. Политическая карикатура всегда была не
только средством осмысления событий, но и орудием пропаганды, а также
способом выражения собственного критического взгляда на происшедшее.
Искусство карикатуры развивалось шире и активнее в годы войн и серьезных
политических столкновений. Поэтому напряженность современной
политической обстановки также дает обширную почву для работы
художников-карикатуристов.
Нередко именно карикатура, помещенная на обложку издания,
становится лицом номера, отражая как «злобу дня», так и редакционную
позицию по отношению к событиям политической реальности. Кроме того,
сегодня карикатуры и сами становятся событиями. Так, например, журнал
«New Yorker» анонсировал обложку нового мартовского номера, на которой
изображен российский президент в образе денди Юстаса Тилли (один из
символов журнала, персонаж, созданный Ри Ирвином, образ которого
регулярно обыгрывается в издании), разглядывающего в монокль бабочку,
Дональда Трампа (см. рис. 1 в Приложении).
Карикатуры французского сатирического еженедельника «Charlie
Hebdo» и вовсе породили трагедию: 7 января 2015 года вооруженные боевики
устроили террористический акт в редакции газеты, в результате нападения
погибли 17 человек. Трагедия разделила общество на две части: одни
утверждали, что теракт был не чем иным, как нападением на одну из главных
ценностей демократии – свободу слова; другие же, выражая соболезнования
семьям погибшим, усматривали в рисунках карикатуристов «Charlie Hebdo»
признаки нарушения журналистской этики, спровоцировавшие агрессию исламистов.
Однако ситуация с «Charlie Hebdo» не первый случай того, как
карикатура стала причиной усиления политической напряженности и даже
межкультурного конфликта. 30 сентября 2005 года датская газета «Jyllands4
Posten» опубликовала 12 карикатур на пророка Мухаммеда. Изображения
служили иллюстрацией к статье о самоцензуре и свободе слова. Публикация
этих сатирических изображений вызвала гнев со стороны мусульманского
мира, была воспринята как провокация и вылилась в целую карикатурную
войну, охватившую почти все европейские и мусульманские страны. Одним
из ответов мусульманских СМИ стали карикатуры с антисемитским
содержанием. В 2006 году даже был объявлен конкурс карикатур на тему Холокоста.
Таким образом, вышеперечисленные события делают актуальной
проблему изучения традиций, сложившихся в карикатуре, а особенно их
современного преломления. В связи с тем, что современные карикатуры
порождают серьезные скандалы и даже вооруженные нападения, возникает
вопрос и о необходимости серьезного, взвешенного подхода к этому виду
политических текстов, остро встает вопрос о рамках дозволенного в
карикатуре и соотношении свободы слова и этики.
Данная работа посвящена изучению развития британской карикатуры.
А.С. Пушкин называл Великобританию Георгианской эпохи «отечеством
карикатуры и пародии». Действительно, в Британии XVIII-XIX вв. одним из
самых сильных средств воздействия на сознание людей были карикатуры.
Считается, что именно эта страна является родоначальницей жанра
политической карикатуры. По этой причине Британия задает карикатурный
тон и другим странам. Исследование истории развития британской
политической карикатуры позволяет увидеть динамику изменений жанра в
современных условиях политической напряженности.
Цель работы – рассмотреть традиции британской политической
карикатуры и процессы их трансформации в современной практике бумажных и электронных СМИ.
Задачи исследования:5
1. раскрыть понятие «карикатура», классифицировать типы и функции карикатур;
2. провести исторический анализ британской политической карикатуры;
3. выявить традиции, сложившиеся в жанре британской политической карикатуры;
4. рассмотреть примеры современной политической карикатуры в
журнале «The Economist» и on-line журнале «Vive Charlie»;
5. установить, изменились ли традиции карикатурного творчества
по сравнению с классической карикатурой.
Объект исследования: классическая и современная политическая
карикатура в британских периодических изданиях.
Предмет исследования: следование авторов сатирических
изобразительных публикаций традициям классической карикатуры.
В работе использованы следующие методы: исторический анализ,
композиционный и семантический анализ, описательный метод,
сравнительный анализ, наблюдение.
Теоретической базой исследования послужили работы, посвященные
специфике жанра политической карикатуры, а также исследования по
истории британской карикатуры российский и зарубежных авторов, таких как
А. С. Айнутдинов, Е. А. Артемова, Б. Е. Ефимов, Б. Я. Виппер, А. П. Кротков,
Д. Готье и Р. Г. Прайс.
Эмпирическую базу исследования составили карикатуры в журнале
«The Economist», а также в сатирическом on-line издании «Vive Charlie».
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе
доминирующие черты британской карикатуры систематизируются и
рассматриваются в развитии.6
Практическая ценность работы заключается в том, что ее результаты
могут найти применение в реальной практике СМИ, так как в работе
затрагивается проблема этики карикатурной деятельности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы
и приложений. Во введении определяется основная цель и задачи
исследования. Первая глава посвящена явлению карикатуры как части
политического дискурса, исследуются понятие и функции политической
карикатуры, рассматривается развитие карикатуры в британской прессе. Во
второй главе анализу подвергается современная политическая карикатура на
страницах «The Economist» и «Vive Charlie». В заключении обобщается
материал исследования, представлены основные выводы.
Итак, мы провели исследование британской политической карикатуры
на предмет следования современных авторов сатирических иллюстраций
традициям, сложившимся в британской карикатуристике.
Изучая понятие политической карикатуры, мы установили, что
карикатура сопровождает наиболее острые, полемические материалы в СМИ,
так как главное оружие карикатуры – сатира и юмор. Используя их средства,
автор карикатурного изображения осмеивает и разоблачает отдельные
социальные или политические явления, метафоричное, символическое
изображение, апеллирующее прежде всего к эмоциональной составляющей
личности, призвано подчеркнуть и углубить мысль автора газетной или
журнальной публикации, расставить необходимые акценты, сформировать
определенное мнение у аудитории. Карикатура публицистична, а значит,
всегда окрашена авторским отношением к изображаемому. Все элементы
карикатуры, как вербальные, так и паралингвистические, подчинены
авторской концепции.
Политическая карикатура представляет собой один из жанров этого
сатирического изобразительного искусства. Ее важнейшим отличием от
других видов является сфера функционирования: такая карикатура является
частью политического дискурса и политических коммуникаций.
Политическая карикатура выражает общественную реакцию на события
политической среды, является средством осмысления и последующей
критики принимаемых значимыми политическими фигурами решений.
Рассмотрев историю политической карикатуры в Великобритании, мы
установили, что мощное развитие этот жанр получил благодаря отсутствию
цензуры. По этой причине британскую карикатуру отличает смелость сатиры,
отсутствие боязни изображать политических лидеров, включая коронованных
особ, в неприглядном виде, направленность на развенчание навязанных
образов и срывание масок. Британская политическая карикатура на заре53
своего развития выступала в качестве метода общественного контроля власти
и была направлена на защиту интересов демократического общества.
Классическая политическая карикатура «туманного Альбиона» – это сложное
единство множества деталей, до конца понятное лишь образованному,
интеллектуальному зрителю.
Во второй части работы мы рассмотрели два издания, представляющие
собой разные виды современной политической карикатуры. Журнал «The
Economist» – качественную карикатуру, благодаря сложности структуры
обладающую значительным воздействующим потенциалом. On-line издание
«Vive Charlie» представляет скандальный, маргинальные полюс британской
карикатуристики. В целом, первое издание следует традициям,
выработанным за годы развития карикатурного искусства Британии, а второе
направлено на срыв традиций и отказ от каких бы то ни было ограничений в
свободе выражения мнений.
По нашему мнению, современная британская карикатуристика
переживает процесс смещения функций. Независимая ранее карикатура
принимает манипулятивный характер, в то время как радикальное
направление карикатуристики выдвигает на первый план инвективность
этого жанра. Оставаясь важным элементом британского политического
дискурса, карикатура должна найти баланс между принципами журналистики
и свободой слова
1. Алтунян А. Г. Анализ политических текстов. М., 2006.
2. Валгина Н. С. Теория текста. М., 2003.
3. Виппер Б. Я. Введение в историческое изучение искусства.
М., 2002.
4. Ворошилова М. Б. Политический креолизованный текст:
ключи к прочтению. Екатеринбург, 2013.
5. Ефимов Б. Е. Основы понимания карикатуры. М., 1961.
6. Кожеуро ва Н. С. Публици с тика и фило софи я:
коммуникативно-мировоззренческие аспекты. М., 1994.
7. Кротков А. П. Карикатура: непридуманная история. М.,
2015.
8. Сонин А. Г. Понимание поликодовых текстов: когнитивный
аспект. М., 2005.
9. Успенский В. Анатомия смеха. Английская карикатура
XVIII — первой трети XIX века. М., 2016.
10. Швыров А. В. Иллюстрированная история карикатуры с
древнейших времен до наших дней. СПб., 1903.
11. Яковлева С. А., Хогарт и английская графическая школа
XVIII века: проблемы развития авторской и репродукционной гравюры:
монография. Красноярск, 2014.
На иностранных языках:55
12. A m e s , W. C a r i c a t u r e a n d c a r t o o n / / h t t p s : / /
global.britannica.com/art/caricature-and-cartoon
13. Gillray Observed: The Early Account of his Caricatures in
«London and Paris». Cambridge, 1999.
14. Mayer, R. E. Multimedia learning. New York: Cambridge
University Press, 2001.
15. McBride, K. Cartoon vs. Caricature // https://www.poynter.org/
2006/cartoon-vs-caricature/74022/
16. Press Ch. The political cartoon. London – Toronto, 1981.
17. Price R. G. G. A history of "Punch". London, 1957.
Учебные пособия, лекции
18. Baker K. The History of British Cartoons and Caricature //
https://www.gresham.ac.uk/lectures-and-events/the-history-of-britishcartoons-and-caricature.
Авторефераты, диссертации
19. Айнутдинов А. С. Карикатура как тип изображения
комической интенции в современных российских печатных СМИ:
диссертация ... кандидата филологических наук. Екатеринбург, 2010.
20. Артемова Е.А. Карикатура как жанр политического
дискурса: диссертация ... кандидата филологических наук. Волгоград,
2002.
21. Мамдух Х. Карикатура в периодической печати: автореф.
дис. … кандидата филологических наук. Минск, 1993.
22. Мичурин Д.С. Прецедентный поликодовый текст в
вербально-изобразительной коммуникации интернет-сообществ:
диссертация … кандидата филологических наук. Тверь, 2014.
23. Пойманова, O. B. Cемантиче ско е про странство
видеовербального текста: диссертация… кандидата филологических
наук. М., 1997
Научные статьи56
24. Бодрунова С. С. Британский рынок прессы и политический
процесс: символический и медиакратический смысл «таблоидных
поворотов» // Вестник СПбГУ. Серия 9. Филология. Востоковедение.
Журналистика. 2013. №1. С. 188 – 206.
25. Большиянова, Л.М. Внешняя организация газетного текста
поликодового характера // Типы коммуникации и содержательный
аспект языка. М., 1987. С. 50-56.
26. Кройчик Л. Е. Принципы публицистического творчества //
Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2014.
№5. С. 137-143.
27. Сидорова М. С. Карикатура XXI века – пародия на
искусство (этические аспекты) // Гуманитарные ведомости ТГПУ им.
Л. Н. Толстого. 2016. № 1(17). С. 42 – 47.
28. Шестаков А. Английская политическая карикатура //
Феноменология смеха: Карикатура, пародия, гротеск в современной
культуре. М., 2002. С. 236-265.
29. Шестаков В. Карикатура: визуальный язык гротеска и
пародии // Феноменология смеха: Карикатура, пародия, гротеск в
современной культуре. М., 2002. С. 6 – 21.
30. Шумилина Т. В. Конфликт принципов журналистики //
Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. № 1,
2011. C. 155-167.
Статьи в периодических изданиях
31. Ла Пальм Р. Сверхискусство // Апропо: юмор и сатира
народов мира. 1983. № 1. С. 88 – 92.
Словари и энциклопедии
32. Исторический словарь галлицизмов русского языка. М.,
2010.57
33. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. / Под
ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской. М., 1998.
34. Популярная художественная энциклопедия. Под ред.
Полевого В.М. М., 1986.
Электронные ресурсы
35. Автор карикатуры на няню-убийцу рассказал о целях
публикации // https://lenta.ru/news/2016/03/04/avtor/.
36. Горький М. Кукрыниксы // http://gorkiy.lit-info.ru/gorkiy/
articles/article-121.htm.
37. Гуляев А. Предлагается кодекс карикатуриста // https://
baj.by/be/content/predlagaetsya-kodeks-karikaturista.
38. http://www.punch.co.uk/about/
39. Карпов В. Утопленники, чешуя и кишки. Откуда взялся
британский туалетный юмор // https://lenta.ru/articles/2016/06/12/
british_satire/
Эмпирические материалы
40. http://www.economist.com/
41. http://www.economistgroup.com/what_we_do/our_brands/
the_economist_brand_family/the_economist.html
42. http://www.vivecharliemag.com/