Введение…………………………………………………………………………………….......3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КУЛЬТУРНОГО ОБМЕНА В XXI ВЕКЕ ………………………………………………………………………11
1.1. Культурное сотрудничество в международных отношениях на современном этапе…11
1.2. Институализация международного культурного обмена как основная особенность современного периода………………………………………………………………………….15
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИТАЛЬЯНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ …………………………………………………………………………….....21
2.1. Договорно-правовые основы взаимодействия Российской Федерации и Итальянской Республики в культурной сфере………………………………………………………………21
2.2. Деятельность итальянских центров культуры в Российской Федерации……………………………………………………………………………………....31
2.3. Организации и ассоциации по продвижению русской культуры в Итальянской Республике……………………………………………………………………………………...38
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКО-ИТАЛЬЯНСКОГО КУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………..48
3.1. Музыкальные и театральные связи Российской Федерации и Итальянской Республики на современном этапе…………………………………………………………………………..…48
3.2. Актуальные формы российско-итальянского культурного сотрудничества………………………………………………………………………………....57
3.3. Роль Перекрестных годов культуры и туризма в культурном сотрудничестве Российской Федерации и Итальянской Республики……………………………………………………………………………………..63
Заключение……………………………………………………………………………………..73
Список литературы и источников……………………………………………………………………………………..76
Приложение……………………………………………………………………………………94
Актуальность проблемы, рассматриваемой в исследовании, определяется возрастающей ролью культуры и культурного сотрудничества в международных отношениях, которые на протяжении долгой истории являются важной частью сотрудничества Итальянской Республики и Российской Федерации.
В условиях современных международных отношений государства активно используют не только политические и экономические инструменты влияния, но и «мягкую силу», которая включает в себя культурную дипломатию. С помощью культурной дипломатии страны могут популяризировать свою культуру и укреплять свой имидж на международной арене с целью улучшения своего внешнеполитического и экономического положения. В основе эффективного межгосударственного взаимодействия лежит понимание культур каждой из стран, которое может быть достигнуто с помощью взаимного культурного обмена. Культурный диалог между странами способствует положительной трансформации двусторонних отношений и обеспечивает плодотворное сотрудничество в политической и экономических сферах.
Именно поэтому, темой данной исследовательской работы стало культурное сотрудничество между двумя государствами – Российской Федерацией и Итальянской Республикой – в XXI веке. Культурные отношения двух стран представляются отличным примером успешного взаимодействия в культурной сфере. Во-первых, в каждой из стран многовековой культурный и исторический опыт играет определяющую роль в формировании общественного мнения и во многом политики, проводимой государством. Во-вторых, российско-итальянский культурный обмен способствовал формированию позитивного образа каждой из стран, что позволило поддерживать взаимоотношения Российской Федерации и Итальянской Республики даже в условиях политических и экономических санкций со стороны Евросоюза. В-третьих, методы использования культурной дипломатии Итальянской Республики могут служить примером для Российской Федерации, которая обладает широким спектром направлений и возможностей сотрудничества, однако не все из них на данный момент тщательно проработаны.
Таким образом, актуальность темы и её специфика определяются феноменом международных культурных контактов, возрастающей ролью культурных связей России и Италии в развитии двустороннего диалога, а также появлением современных форм и инструментов культурного обмена. Представляется необходимым провести исследование, посвященное комплексному изучению культурного сотрудничества России и Италии, с учетом особенностей внешней культурной политики каждой из стран и механизмов ее реализации.
Исходя из этого, цель данной работы - рассмотреть и дать оценку актуальным формам и институционально-правовым основам культурного взаимодействия России и Италии и определить его роль в укреплении связей двух стран.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
• определить роль культурных связей в современных международных отношениях;
• проанализировать государственное регулирование и нормативно-правовые основы культурного сотрудничества России и Италии;
• выявить роль культурных центров России и Италии в современном двустороннем сотрудничестве в сфере культуры;
• выявить и дать оценку актуальным направлениям и формам культурного сотрудничества России и Италии;
• оценить влияние Перекрестных годов культуры на развитие российско-итальянских культурных отношений;
• выявить проблемы и оценить возможные перспективы российско-итальянского культурного сотрудничества.
Теоретическая значимость исследования заключается в попытке показать роль культурного сотрудничества России и Италии на современном этапе как одного из наиболее важных направлений и как значимой части двусторонних отношений и гуманитарного сотрудничества.
Практическая значимость исследования состоит в потребности осмысления современных тенденций культурных связей между Россией и Италией, механизмов и методов культурного взаимодействия. Представленный в работе фактический материал и выводы могут быть использованы государственными и общественными организациями в России и Италии при разработке программ двустороннего взаимодействия, в работе соответствующих ведомств, при подготовке специальных курсов, посвященных российско-итальянскому сотрудничеству.
Объектом исследования являются культурные связи России и Италии, а также современные условия их развития.
Предметом исследования выступают теоретические и практические вопросы, связанные с реализацией культурного сотрудничества России и Италии, нормативно-правовые и институциональные основы взаимодействия в культурной сфере, культурные мероприятия и программы.
Методология исследования двустороннего культурного сотрудничества Российской Федерации и Итальянской Республики предполагает использование различных методов, которые позволяют в рамках междисциплинарного подхода всесторонне рассмотреть культурное взаимодействие. В основу исследования был положен компаративный метод. Он позволил выявить особенности современного этапа развития связей Италии и России, а также специфику взаимодействия в культурной сфере.
Предмет исследования требует обращения к методам институционального и функционального анализов. Деятельность Институтов Культуры явилась одним из предметов исследования, в ходе анализа которого был применен метод интервьюирования. Методика проведения интервью состояла в подготовке опросника (приложение 1) и проведения интервью с респондентом – Паолой Чони, директором Итальянского Института Культуры в Санкт-Петербурге.
Применение указанных методов научного анализа позволило выявить актуальные тенденции развития культурных связей России и Италии в современных международных отношениях.
Степень научной разработанности темы. Культурное сотрудничество Российской Федерации и Итальянской Республики в рамках всестороннего и комплексного подхода не редко освещается в исследованиях российских и зарубежных авторов. Тем не менее, исследователи и ученые затрагивали преимущественно историю контактов, отдельные темы и направления российско-итальянского сотрудничества. Научно-познавательная и практическая целесообразность данного исследования связана с тем, что работа содержит достаточно подробную информацию об актуальных направлениях и формах культурного сотрудничества, которые представлены в контексте политического диалога двух стран с учетом новых тенденций культурно-гуманитарного взаимодействия.
Исследование культурных связей, в частности России и Италии, охватывает различные сферы взаимодействия, поэтому для анализа данного феномена большое значение приобретают работы, посвященные теоретическим аспектам проблемы диалога культур и культурного обмена. Настоящие исследования охватывают вопросы, которые напрямую относятся к нашей теме.
Необходимо обозначить, что вопросы, связанные с теорией внешней культурной политики, не решены в полной мере на современной этапе. Исследования в данной сфере требуют междисциплинарного подхода, значительное влияние на формирование их терминологии оказывает дипломатическая практика. Таким образом, возникает подмена понятий, то есть одним и тем же термином пытаются обозначить разные явления. Поэтому большой интерес с точки зрения разработки данной проблемы представляет группа исследований Боголюбовой Н.М., Николаевой Ю. В., Арнольдова А.И., которые рассматривают теоретические аспекты международных культурных связей, внешней культурной политики, правовых и институциональных основ культурного сотрудничества.12 Среди зарубежных исследователей к вопросу культурной политики и культурной дипломатии, а также их роли в межгосударственных отношениях обращались такие исследователи, как: Адамс А., Голдбард А., Эндерс А., которые в своих трудах занимались изучением осознанной культурной политики, ее инструментов, а также роли государственных институтов в ее формировании.34
В научной литературе существуют работы, анализирующие отдельные направления межгосударственного культурного взаимодействия. В качестве примеров можно назвать диссертационные исследования Боголюбовой Н.М. «Русско-европейские театральные связи во второй четверти XIX века» и Быстровой Ю.В. «Русско-французские культурные связи в конце XIX - начале XX века», в которых авторы затрагивают вопросы сотрудничества в области культуры, отмечая его значимую роль в создании позитивного имиджа страны и формирования дружественных государственных отношений. 5 6
Существует также ряд исследований, посвященных культурному взаимодействию отдельных городов. Например, Николаева Ю.В. в монографии «Культурные связи Санкт-Петербурга и Италии: особенности современного периода» рассматривает основные направления и формы культурного сотрудничества между Санкт-Петербургом и Италией, приводит примеры культурных итальянских центров, работающих в Петербурге, мероприятий, характеризующих различные направления культурного сотрудничества.7
Основные аспекты культурных отношений между Россией и Италией рассматриваются Зоновой Т.В. и Клемейновой Т. Н. Большое внимание в исследовании двусторонних итало-российских связей уделено культурному сотрудничеству 1990-2011 гг. 8 9 Особый вклад в развитие итальянско-российских культурных связей внесло проведение Перекрестных годов культуры и туризма в 2011 и 2014 годах. Организация данных мероприятий стала переломным моментом в культурном взаимодействии России и Италии. Значение и перспективы организации Перекрестных годов Россия-Италия были рассмотрены исследователями Чаурской Н.В и Балезиной Т.В., которые отмечают, что данная инициатива является первым опытом Италии проведения года туризма за рубежом, что подтверждает значение российского рынка для итальянской туриндустрии. 10 Также прогрессивные векторы межкультурных коммуникаций России и Италии в Перекрестный год культур и на примере работы Посольств были рассмотрены в монографии Рябовой Е.Л. “Россия и Италия: диалог культур как пример антикризисного управления”. 11 Однако изучение межкультурных итальянско-российских связей исследователями ограничивается 2014 годом, то есть завершением Перекрестного года туризма.
Необходимо отметить, что исследователями рассматривается особенности законодательства Итальянской Республики и Российской Федерации в сфере культуры, а также вопросы нормативно-правового регулирования в сфере защиты культурных ценностей и культурного взаимодействия. Например, Глебова С.А. в работе «Институты культуры как элемент дипломатии Италии» обосновывает необходимость развития законодательно-институциональной основы взаимодействия, потребность в качественных изменениях в деятельности институтов культуры. 12 Тем не менее, как в отечественной, так и в зарубежной литературе отсутствует подробный анализ документальной и договорной базы культурных отношений России и Италии.
Приведенные исследования доказывают, что интерес к культурным взаимосвязям в контексте международных отношений возрастает. Исследование межгосударственного взаимодействия должен включать в себя не только анализ политического аспекта взаимоотношений, но и их культурной составляющей. Таким образом, научная новизна исследования культурного сотрудничества Российской Федерации и Итальянской Республики состоит в том, что в нем приведены последовательный анализ проблемы двустороннего взаимодействия в области культуры, учитывая нормативно-правовую, институциональную и организационную основу данного вопроса.
Источниковая база исследования сформирована в процессе решения поставленных задач. Необходимо отметить, что в число источников входят важнейшие двусторонние соглашения и договоры в области культуры, заключенные между Российской Федерацией и Итальянской Республикой, материалы, предоставленные на официальных сайтах правительств РФ и Италии, статистические данные, опубликованные на сайте Национального агенства по туризму ENIT, а также документация культурных центров и институтов культуры, Большого Академического театра России и Мариинского театра. Весь комплекс источников можно разделить на три группы:
Первую группу составляют договоры и соглашения на федеральном уровне, к которым можно отнести Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Итальянской Республикой, 13 Протокол между правительством Российской Федерации и правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в области сохранения культурных ценностей, 14 Стратегию государственной культурной политики на период до 2030 года15, Договор о культурных центрах Италии и России на территории друг друга и соглашения между правительствами Италии и России в области туризма. 16 17 Важная официальная информация была почерпнута из законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Итальянской Республики, касающихся внешней политики в области культуры, а также регламентирующих культурные связи двух стран на современном этапе. Данные документы дают представление о законодательной базе взаимоотношений между Российской Федерацией и Итальянской Республикой, государственных инициативах по продвижению культурного сотрудничества двух стран, а также правительственных программах в сфере культуры. К ним относятся также статистические данные, составленные Национального агентства по туризму ENIT и Комитетом культуры Санкт-Петербурга.
Ко второй группе источников относится информация и статистические данные, взятые с официальных сайтов дипломатических представительств России и Италии на территории друг друга, культурных центров, институтов культуры и других онлайн-ресурсов. Полученная информация позволила в полной мере дополнить картину актуальных событий и мероприятий, проводимых консульством в рамках культурного обмена государств.
В третью группу было включено интервью с Паолой Чони, директором Итальянского Института Культуры в Санкт-Петербурге.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования, посвященные одной из составляющих культурного сотрудничества России и Италии – туристическим связям двух стран – были изложены в статье «Сотрудничество России и Италии в сфере туризма в XXI веке» 18 и выступлении в Санкт-Петербургском государственном университете в ходе дискуссионного семинара «Международные гуманитарные связи глазами студентов». 19
Структура исследования. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы, а также приложения, в котором содержится интервью с директором Итальянского Института культуры в Санкт-Петербурге Паолой Чони. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты современного международного культурного обмена и институциализация культурного сотрудничества. Вторая глава посвящена нормативно-правовым и институциональным основам культурных связей России и Италии, в которой автор рассматривает роль культурных центров России и Италии в развитии международного культурного сотрудничества. В третьей главе освещаются современные направления и формы российско-итальянского культурного взаимодействия, а также анализируются современные театральные и музыкальные связи России и Италии. В Заключении приводятся основные выводы работы.
Данная исследовательская работа позволяет сделать вывод о современных тенденциях отношений Российской Федераций и Итальянской Республикой, которые отличаются особым вниманием к культурному, научному, образовательному потенциалу двух стран. Культурные обмены и инициативы двух стран способствует установлению и укреплению долгосрочных двусторонних связей. Рассмотрев существующее разнообразие понятий, было определено, что для наиболее подробного и комплексного анализа специфики развития российско-итальянских отношений в сфере культуры необходимо рассматривать внешнюю культурную политику России и Италии, культурную дипломатию и способы реализации «мягкой силы» государств. Как для Итальянской Республики, так и Российской Федерации культурный обмен является одним из главных направлений внешней политики, так как он способствует сохранению и приумножению роли двух стран в качестве ведущих мировых центров культурного наследия, места проведения крупных научно-образовательных форумов. Обе страны активно используют культурную дипломатию для продвижения своей национальной культуры и ценностей за рубежом. Данное направление двусторонних отношений нашло отражение в нормативно-правовых документax, анализ которых позволил заключить, что наиболее приоритетными направлениями являются: образование, изучение итальянского языка на территории Российской Федерации и русского языка в Итальянской Республик, охрана культурных ценностей, сотрудничество по линии молодежных обменов, туризма. Тем не менее, в законодательной базе двустороннего сотрудничества отсутствует регулирование таких актуальных тем, как туризм (фиксируется только в рамках нормативно-правовых документов) и признание дипломов о среднем образовании (не принято специализированного соглашения).
В рамках исследования была проанализирована деятельность институтов культуры на территории двух стран. В настоящее время в Итальянской Республике создана эффективная система государственных агентств и культурных центров, занимающихся реализацией внешней культурной политики страны. Программы и инициативы, реализуемые Итальянским институтом культуры в Российской Федерации, зарекомендовали себя как эффективный способ воздействия на российскую общественность. Более того, функционирование итальянских центров культуры проходит на основе четкой организации, так как их деятельность регулируется на самом высоком уровне. С российской стороны, главным культурно-гуманитарным центром выступает Россотрудничество. Схема финансово-организационного обеспечения Россотрудничества повторяет функционирование культурных центров Италии. Помимо Итальянского Института Культуры и Россотрудничества существует множество совместных фондов и неправительственных организаций, способствующих развитию культурных связей двух стран. С помощью культурных организаций на территории двух стран организовываются ежегодно гастроли, музыкальные и театральные фестивали и конкурсы, в которых задействуется одновременно большое количество музыкальных, театральных и художественных коллективов. Более того, обе страны поощряют прямые обмены между театрами, гастроли музыкальных и художественных коллективов. Важными участниками театрального и музыкального обмена являются Мариинский, Большой и Александринский театры, с российской стороны, и Ла Скала, Пикколо-Театро, с итальянской. В программе данных театров ежегодно присутствуют обмены гастролями, постановками, спектаклями и стажировками. Также, при исследовании актуальных тенденций итало-российского культурного сотрудничества, мы пришли к выводу, что помимо традиционных направлений сотрудничества в области культуры, реализовываются масштабные многодисциплинарные культурные проекты, во время которых культурные события проходят одновременно в России и Италии. Ярким примером служит организация Перекрестных годов культуры и языка, туризма, «Русские сезоны». Проведение мероприятий подобного рода и масштаба значительно расширяет область культурного сотрудничества двух стран. Обратившись к теме Перекрестных годов культуры и языка, туризма и их влияния в развитии российско-итальянских культурных отношений, мы определили, что их организация помогает подчеркнуть привилегированный и первостепенный характер отношений между Италией и Россией. Более того, с помощью Перекрестных годов формируются связи в области культуры и туризма, а также прямые контакты между культурными учреждениями, организациями и другими участниками культурного обмена.
Тем не менее, существуют отдельные сферы культурного взаимодействия Российской Федерации и Итальянской Республики, которым на современном этапе уделено недостаточно внимания. Некоторые аспекты, связанные с сотрудничеством в образовательной и научной сфере, к сожалению, не закреплены в двусторонних соглашениях. Представляется необходимым продолжать действия по документальному оформлению взаимных инициатив в сфере школьного образования, школьных образовательных обменов, двойном вузовском и послевузовском образовании. Двусторонние соглашения о студенческих обменах не должны ограничиваться крупными российскими вузами Москвы и Санкт-Петербурга. Нужно продолжать переговоры о сотрудничестве по линии высшего образования, посредством заключения прямых или специальных соглашений между университетами, вовлекая в процесс большее количество как итальянских, так и российских вузов. Данные действия могут повысить уровень мобильности выпускников университетов, желающих продолжать обучение, добиваться соискания ученых степеней. Также актуальным вопросом остается стимулирование молодежных контактов. В данной связи хотелось бы отметить решающую роль взаимодействия неправительственных организаций, российских и итальянских экспертов и интеллектуальных элит. Необходимо активно развивать российско-итальянский диалог по наиболее актуальным повесткам двусторонних отношений, вовлекая в данный процесс наиболее современные средства коммуникации – интернет-платформы, онлайн-конференции и форумы. Решение данных задач возможно при условии совершенствования государственного и частного спонсорства каждой из сторон. Более того, по линии сотрудничества малых итальянских и российских городов и регионов требуется более активное привлечение туристов не только в Москву и Санкт-Петербург, но и другие города. Данное направление можно развивать по средством эффективной рекламы, информационных кампаний и использования таких современнейших платформ, как Facebook и Instagram. Также, географическое присутствие итальянских культурных организаций в Российской Федерации довольно ограничено. Итальянские институты культуры функционируют в Москве и Санкт-Петербурге, таким образом, концентрируя большинство культурных мероприятий в данных городах. Представляется целесообразным с итальянской стороны охватить большее количество городов и регионов Российской Федерации. В заключение хотелось бы отметить, что двустороннее сотрудничество по линии благотворительности также можно совершенствовать с учетом современных условий. Благотворительные проекты создаются в большинстве случаев по инициативе отдельных представителей российской и итальянской интеллектуально-творческой среды. В организацию данных инициатив нужно активнее вовлекать неправительственные организации, культурные организации и ассоциации, сетевые и традиционные СМИ, интернет-сообщества.
1. Закон РФ от 9 октября 1992 года No3612-1 «Основы законодательства РФ о культуре» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. No 53. - С. 6437
2. Концепция внешней политики Российской Федерации от 12.07.2008. - пр.1440. опубл. 15.07.2008. Сайт Кремля. - URL: http://kremlin.ru/acts/news/785 (Дата обращения: 13.03.2019)
3. Концепция внешней политики Российской Федерации от 30.11.2016. - 2232. Опубл. 01.12.2016. Сайт Министерства Иностранных Дел РФ. - URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248 (Дата обращения: 03.03.2019)
4. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 05.12.2017). Cайт ConsultantPlus. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870/ (Дата обращения: 03.04.2019)
5. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного гуманитарно-культурного сотрудничества от 18.12.2010. Глава 2. Сайт КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130289/ (дата обращения 20.03.2019)
6. О бюджетных ассигнованиях на реализацию проекта «Русские сезоны» в Италии. Распоряжение от 28 апреля 2018 года №825-р. Официальный сайт правительства Российской Федерации. - URL: http://government.ru/docs/32541/ (Дата обращения: 19.02.2019)
7. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 г.: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февр. 2016 г. No 326-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. No 11.- С. 1552.
8. Тезисы «Внешняя культурная политика России — год 2000» // Дипломатический вестник, 2000. No 4. С. 76–84.
9. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности РоссийскойФедерации”.Культура.СайтКонсультантПлюс. -URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ce89a659b0137b9d7c3a1dd4eca2b51d7001589f/ (Дата обращения: 13.03.2019)
10. Указ Президента РФ от 21.06.2007 г. № 796 О создании фонда «Русский мир». Документы. Сайт Кремля. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/25689 (Дата обращения: 22.02.2019)
11. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» от 05.12.2017 N 362-ФЗ (посл. ред.). Культура и искусство. Сайт КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_284360/ (дата обращения 5.03.2019)
12. Costituzione della Repubblica Italiana. 22.12.1947. Tit. 2 e 5. Sito del Senato della Repubblica. publ. 12.2012. - URL: https://www.senato.it/documenti/repository/istituzione/costituzione.pdf (Дата обращения: 21.02.2019)
13. Decreto legislativo 16 aprile 1994, no 297, "Approvazione del testo unico delle disposizioni legislative vigenti in materia di istruzione, relative alle scuole di ogni ordine e grado”. Art. 138, 673. Edizioni Europee. - URL: http://www.edizionieuropee.it/LAW/HTML/30/zn57_01_031.html (Дата обращения 19.03.2019)
14. Firma del memorandum d’intesa per la promozione all’estero della cultura e della lingua Italiana // Ministero degli Affari Esteri e della Cooperazione Internazionale. URL: https://www.esteri.it/mae/it/sala_stampa/ archivionotizie/approfondimenti/2008/07/20080731_frattini_ memorandum.html
15. La legge 30 aprile 1985, n. 163, Regolamento in settori diversi. - URL: https://www.senato.it/service/PDF/PDFServer/DF/66800.pdf (Дата обращения: 13.03.2019)
...