Введение 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕКРУТИНГА 8
1.1 Подбор персонала: определение, виды 8
1.2 Онлайн-рекрутинг и его инструменты 16
1.3 Воронка рекрутинга 24
1.4 Метрики рекрутинга 30
1.5 Бренд работодателя 44
1.6 Кадровый резерв 49
1.7 Отечественная и зарубежная практика организации системы рекрутинга 53
ГЛАВА 2. О КОМПАНИИ «WGG DIGITAL AGENCY» 64
2.1 Специфика отрасли Интернет-маркетинга 64
2.2 Описание деятельности агентства WGG 66
2.3 Система рекрутинга в компании WGG 69
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОСТРОЕНИЮ СИСТЕМЫ РЕКРУТИНГА В "WGG DIGITAL AGENCY" 74
3.1 Отслеживание метрик рекрутинга 74
3.2 Каналы поиска кандидатов 75
3.3 Формирование кадрового резерва 76
3.4 Бренд работодателя 77
3.5 Прогнозирование 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
Темой данного прикладного исследования является: “Организация системы рекрутинга в компании "WGG Digital Agency" на этапе масштабирования». Агентство "WGG Digital Agency" занимается продвижением бизнеса в социальных сетях и входит в топ-50 SMM-агентств России по версии Tagline. Офис компании располагается в центре Москвы, а в штате компании работают свыше 160 узкопрофильных специалистов.
Последние несколько лет агентство "WGG Digital Agency" непрерывно масштабируется и испытывает постоянную нехватку линейного персонала. Линейный персонал компании составляют такие специалисты, как SMM-менеджеры, эксперты по таргетированной рекламе в социальных сетях и веб-дизайнеры. Количество клиентов, которые обращаются в агентство за услугами рекламы, растер быстрее, чем компания успевает нанимать новых сотрудников. В следствие этого всегда есть часть клиентов, которые ждут своей очереди, чтобы получить возможность сотрудничества с агентством. Из этого вытекает ключевая проблема, которую агентство пытается решить, а именно, как оптимизировать и улучшить процесс рекрутинга таким образом, чтобы рабочей силы хватало на весь поток поступающих в агентство проектов. На решение именно этой проблемы направлено данное прикладное исследование.
В первой главе данного исследования изучаются теоретические основы рекрутинга, а именно: виды рекрутинга, воронка рекрутинга, основные метрики рекрутинга, каналы поиска кандидатов, среди которых основной упор делается на онлайн-рекрутинг и его инструменты, а также бренд работодателя и кадровый резерв. В качестве теоретической основы взяты отечественные и зарубежные исследования в изучаемых областях рекрутинга, а также различные статьи из Интернета.
Во второй главе применяются качественные методы исследования, такие как скрытое наблюдение и интервью. С помощью этих методов исследуется отечественный и зарубежный опыт компаний по формированию бренда работодателя, использованию каналов поиска кандидатов и инструментов онлайн-рекрутинга.
В третьей главе данной работы исследуется система рекрутинга в агентстве "WGG Digital Agency" на основе информации, предоставленной HR-директором компании в ходе интервью. Система рекрутинга исследуется с точки зрения имеющейся у компании воронки рекрутинга, используемых каналов поиска кандидатов и бренда работодателя, а также присутствия в социальных сетях.
На основании исследования 3 главы, в 4 главе предложены рекомендации по оптимизации и улучшению системы рекрутинга для "WGG Digital Agency" на этапе масштабирования с учетом специфики маркетинговой digital-индустрии. Рекомендации разработаны в отношении каналов поиска кандидатов, отслеживания метрик рекрутинга, развития бренда работодателя и формирования кадрового резерва. В совокупности лучшение данных областей рекрутинга поможет компании повысить эффективность общей системы рекрутинга и сделать первые шаги к решению управленческой проблемы, а именно проблемы нехватки линейного персонала.
Объект исследования: "WGG Digital Agency".
Предмет исследования: система рекрутинга в "WGG Digital Agency".
Цель дипломной работы – оптимизировать и улучшить систему рекрутинга в компании "WGG Digital Agency" на этапе масштабирования.
Задачи проекта:
1. Проанализировать теоретические основы подбора персонала, а именно виды рекрутинга, воронку рекрутинга, ключевые метрики рекрутинга, каналы поиска кандидатов (основной упор делается на онлайн-рекрутинге и его инструментах), бренд работодателя и формирование кадрового резерва;
2. Проанализировать отечественную и зарубежную практику организации системы рекрутинга;
3. Изучить существующую систему рекрутинга в "WGG Digital Agency";
4. Разработать общие рекомендации по построению системы рекрутинга в "WGG Digital Agency" на этапе масштабирования компании.
Данное исследование имеет практическую актуальную значимость для компании "WGG Digital Agency" и поможет проанализировать существующую систему рекрутинга объекта исследования, а также дать практические рекомендации, которые помогут компании быстро находить наиболее подходящих кандидатов на вакантные должности, определить наиболее эффективные методы подбора и каналы поиска кандидатов, усилить бренд работодателя, а также формировать кадровый резерв.
Подводя итог данной выпускной квалификационной работы, можно сделать вывод, что рекрутинг лежит в основе существования конкурентоспособной организации и может обеспечить компанию необходимым числом и качеством специалистов. Для успешного функционирования всей системы рекрутинга агентства WGG необходимо обратить внимание на каждый из ее аспектов. Рекрутинг во многом тесно связан с маркетингом, поэтому, в первую очередь, необходимо знать свою целевую аудиторию, ее боли, потребности и желания. На основании этого определяются те каналы рекрутинга, которые позволяют привлекать целевых кандидатов. С помощью грамотно выстроенной воронки рекрутинга и отслеживания метрик рекрутинга WGG сможет выявлять недостатки в общей системе подбора персонала, а также сравнивать показатели по разным источникам и за разные периоды времени, что позволит увидеть, насколько принимаемые решения и изменения в системе рекрутинга отражаются на ее эффективности. Кроме того, благодаря формированию кадрового резерва значительно упрощается поиск новых сотрудников и снижаются затраты на подбор персонала. С помощью прогнозирования найма в комплексе с измерением метрик рекрутинга, WGG смогут предсказывать, какое количество кандидатов и с помощью каких методов необходимо привлекать за период времени. В то же время, развитие инструментов онлайн-рекрутинга и формирование бренда работодателя поможет компании WGG создать дополнительные возможности для поиска новых специалистов и снизить ресурсозатраты на рекрутинг.
1. Внешний кадровый резерв [Электронный ресурс] // Все о кадрах, 2022. — Режим доступа: http://info-personal.ru/upravlenye-personalom/vneshnij-kadrovyj-rezerv/
2. Воронка подбора как эффективный инструмент найма [Электронный ресурс] // HeadHunter, 2020. — Режим доступа: https://pskov.hh.ru/article/27627
3. Всегда в поисках талантов [Электронный ресурс] // Lead Me, 2022. — Режим доступа: https://leadme.agency/job
4. Демененко, И. А. Сущность и этапы применения технологии прелиминаринг / И. А. Демененко, А. С. Анисимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 340-342. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66332/
5. Кадровый резерв [Электронный ресурс] // Аудиторская фирма «Авдеев и Ко»: аудиторские и бухгалтерские услуги, 2019. — Режим доступа: https://www.audit-it.ru/terms/trud/kadrovyy_rezerv.html
6. Как компании работают с кадровым резервом: результаты опроса [Электронный ресурс] // HeadHunter, 2020. — Режим доступа: https://pskov.hh.ru/article/27108
7. Как собрать концепцию бренда работодателя: пошаговое руководство [Электронный ресурс] // HeadHunter, 2019. — Режим доступа: https://pskov.hh.ru/article/24910
8. Какой была интернет-реклама в 2021 году: статистика и тренды [Электронный ресурс] // VC.ru, 2021. — Режим доступа: https://vc.ru/marketing/342041-kakoy-byla-internet-reklama-v-2021-godu-statistika-i-trendy
9. Кто такой рекрутер и чем он занимается: особенности рекрутинга в работе [Электронный ресурс] // Inform Journal, 2020. — Режим доступа: https://informjournal.ru/kto-takoj-rekruter-i-chem-on-zanimaetsya-osobennosti-rekrutinga-v-rabote/
10. Лизинг персонала: основные отличия от аутсорсинга и аутстаффинга [Электронный ресурс] // Lerteco, 2021. — Режим доступа: https://lerteco-group.ru/materials/lizing-personala-otlichie-ot-autstaffinga-i-autsorsinga/
11. Методы и технологии подбора персонала [Электронный ресурс] // HR-portal.ru, 2014. — Режим доступа: https://hr-portal.ru/article/metody-i-tehnologii-podbora-personala
12. Объём российского рынка диджитал-рекламы достиг 323,6 млрд рублей по итогам 2021 года [Электронный ресурс] // Sostav, 2022. — Режим доступа: https://www.sostav.ru/publication/arir-ob-my-rynka-54223.html
13. Онлайн рекрутинг для поиска сотрудника любого уровня и квалификации [Электронный ресурс] // Profarea, 2020. — Режим доступа: https://profarea.ru/articles/onlajn-rekrutment-dlya-poiska-nuzhnyh-sotrudnikov.html
14. Полное руководство по воронке рекрутинга [Электронный ресурс] // HR-portal, 2018. — Режим доступа: https://hr-portal.ru/article/polnoe-rukovodstvo-po-voronke-rekrutinga
15. Развитие интернет-маркетинга: что нас ожидает в ближайшем будущем? [Электронный ресурс] // Sales Generator, 2022. — Режим доступа: https://sales-generator.ru/blog/razvitie-internet-marketinga/#1
...