Введение 3
Глава 1. Международное художественное сотрудничество. История и типология современных художественных выставок и фестивалей 11
1.1 История становления и развития международного художественного сотрудничества 11
1.2 Основные формы международного художественного взаимодействия 24
1.3 Значение международного художественного сотрудничества в современном культурном обмене 31
Глава 2. Международные художественные выставки и фестивали как площадки современного межкультурного диалога 46
2.1 Роль Венецианской биеннале в международном культурном обмене 46
2.2 Манифеста в современном социокультурном пространстве и культурном обмене 61
2.3 Художественные фестивали в странах Востока 69
Глава 3. России в международном художественном обмене 78
3.1 Проблемы современной арт-сцены России 78
3.2 Участие России в международных фестивалях современного искусства 89
Заключение 98
Список использованных источников и литературы 102
Приложения 113
Социокультурные различия народов и государств обусловлены историческим развитием. Разные формы культуры у этносов и государств обеспечивают многообразие в мире. Вместе с тем, культурный диалог становится необходимым процессом для понимания друг друга, а также для образования единого пространства. Культурная целостность – это доказательство творчества и деятельности человека вне национальных различий. Среди современных форм культурного творчества в приоритете те, в ходе которых осуществляется художественное сотрудничество.
В условиях современности в международный культурный обмен включены все страны и регионы. Для политиков на международной арене вопросы культуры становятся наряду с экономическими такими же приоритетными. Так важно для государств посредством художественного сотрудничества обеспечить позитивный образ в глазах мировой общественности.
Актуальность темы связана с тем, что художественное сотрудничество является важной частью международных отношений. Разные формы культуры, обусловленные особенностью исторического развития и пространства существования каждого государства, остаются преградой для наднационального общения. Художественное сотрудничество востребовано, прежде всего, возможностью открытого и равного диалога, отодвигающего национальные различия на второй план. Главным же становится обмен и интеграция практического опыта. Формы художественного сотрудничества как социально-практическая и символическая модель культурного диалога служат важной цели глобального развития мировой культуры. Исследование их роли, таким образом, представляется важным для понимания современных международных гуманитарных связей.
Роль художественного сотрудничества в межкультурном обмене будет выявлена нами посредством анализа теоретической базы, рассмотрения практического опыта культурного обмена на примере основных арт-мероприятий. Также мы затронем позиции России в мировом художественном процессе.
Новизна исследования состоит в неразработанности самой проблемы роли современных форм художественного сотрудничества в международном культурном обмене в научной литературе, разработке понятий «художественное сотрудничество» и «формы художественного сотрудничества». Мы постараемся предложить собственную интерпретацию данных терминов и ввести их в научный оборот, а также разработать классификацию форм художественного сотрудничества. Проблема современных форм художественного сотрудничества в международном культурном обмене рассмотрена в данной работе как важная часть международного культурного сотрудничества и современных международных отношений.
Практическая значимость нашей научной работы заключается в следующем. Рассмотрение проблемы развития художественного сотрудничества необходимо с точки зрения дальнейшего укрепления и увеличения продуктивности. Кроме того, анализ процессов в сфере современного искусства позволит выявить его слабые стороны, которые нуждаются в изменениях, как на международном, так и на национальном уровне (в России). Мы сделаем практические рекомендации для продвижения позиций нашей страны на мировой арт-сцене с целью повышения результативности художественного сотрудничества.
Объектом данного исследования выступает современный международный культурный обмен.
Предмет – формы художественного сотрудничества.
Таким образом, цель настоящей работы – показать роль современного художественного сотрудничества как части международных отношений и международного культурного диалога.
Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы современного художественного сотрудничества;
2. Изучить становление и эволюцию международного художественного сотрудничества;
3. Выявить и дать оценку факторам, оказавшим влияние на международное художественное сотрудничество;
4. Дать оценку актуальным формам современного художественного сотрудничества и показать их роль в современном межкультурном взаимодействии;
5. Рассмотреть позиции России в современном художественном сотрудничестве и на арт-сцене и оценить перспективы участия России в различных формах художественного сотрудничества.
Работа проводилась при соблюдении принципа объективности, то есть непредвзятой оценки событий и процессов. Равным образом исследование опиралось на принцип культурного релятивизма, то есть при анализе культурных процессов исходили из понимания самобытности каждой нации, уважения к нормам и ценностям. Методология исследования в соответствии с задачами носит междисциплинарный характер и является комплексной. Во-первых, для рассмотрения эволюции художественного сотрудничества был задействован историко-культурный подход. Во-вторых, одним из основных общих методов стал анализ процесса, с помощью которого были выявлены особенности художественного сотрудничества, его ценность для диалога между культурами. В-третьих, нами использован функциональный метод, с помощью которого выявлены функции художественного сотрудничества и его значение для мирового культурного процесса. В-четвертых, в представленном исследовании применялся специальный метод социологии искусства, который направлен на выявление особенностей связи между художественной средой и обществом, где современное искусство выступает как сеть, а разные участники культурного процесса как ее акторы. Это позволило посмотреть на мировую культуру как на «единое целое», или систему. В-пятых, для изучения отношения российских граждан к современному искусству был использован социологический метод количественного анализа (анкетирование). На его основе будут сделаны выводы о культурной подготовленности россиян к восприятию актуального искусства.
Источники, на которые опиралось данное исследование, следует разделить на несколько групп: актовые (документальные), нарративные и видеоматериалы (используются при анализе художественных мегасобытий).
Для понимания художественного процесса в мире, организации форумов современного искусства важны актовые источники. В первую очередь, международные правовые акты. Среди данной группы источников выделим «Конвенцию об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения» ЮНЕСКО от 20 октября 2005 года1, в котором культурное разнообразие рассматривается как ценность человечества, и все государства призываются к активному межкультурному взаимодействию.
Среди основополагающих документов следует отметить Устав ЮНЕСКО, так как художественное сотрудничество входит в компетенцию ЮНЕСКО и соответствует его цели и принципам2. Также важными для исследования стали «Среднесрочная стратегия ЮНЕСКО (2014-2021 гг.)» и «Программа устойчивого развития ООН», где одной из главных целей стало развитие культурного диалога в мире на равной основе3. В документах одной из сил, содействующих устойчивому развитию, названа культура. Указано, что творческая экономика, арт-рынок в целом, свидетельствует о значимости культуры для экономического и социального благосостояния стран. Важно, что данные документы выдвигают на передний план необходимость укрепления «нового гуманизма».
Для изучения российской арт-сцены и ее перспектив важными являются внутренние акты Российской Федерации, в которых представлена стратегия культурной политики. Это такие документы, как «Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества» 2010 г.4, «Основы государственной культурной политики» 2014 г.5, а также «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года» 2016 г.6.
Вторая группа - нарративные источники: каталоги, указатели и архивы мероприятий, а также выступления и интервью участников и кураторов. Они стали базой для исследования мировых площадок обмена в сфере современного искусства. Первое из наиболее значимых – это материалы официального сайта Венецианской биеннале7, на котором представлены исторические материалы по прошедшим международным выставкам, а также актуальная информация. Второе – архив и каталоги европейской кочующей биеннале Манифесты8, который регулярно обновляется, и официальные информационные каналы выставки (ю-туб канал, который содержит интервью кураторов, директора биеннале, участников и т.д.)9. Третье – видеоматериалы и архивные данные по Московской международной биеннале современного искусства10-11. Также важными сведениями для работы обладает официальный сайт неправительственной организации Фонд Биеннале (The Biennial Foundation)12, а именно количественными и статистическими данными. Для выявления проблемных и актуальных вопросов выставок современного искусства на Востоке нами использованы материалы международной конференции «Биеннале: ожидания и перспективы», прошедшей в немецком Центре искусства и медиатехнологий в г. Карлсруэ в 2014 году13.
Таким образом, на основе имеющихся источников можно провести анализ перспективности площадок культурного обмена, выявить ключевые аспекты современного художественного процесса.
К сожалению, проблема понятия «художественное сотрудничество» и его классификация не достаточно разработана в научной литературе. Косвенно рассматривается в контексте культурного диалога Р. Блоком («Мегавыставка и ее модели»)14 и Паксиной Е. Б. («Феномен диалогичности в пространстве художественного фестиваля»)15.
Разные аспекты, связанные с межкультурной коммуникацией, проанализированы в монографии Н.М. Боголюбовой и Ю.В. Николаевой «Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен»16. Авторы работы рассматривают историческое развитие межкультурной коммуникации, значение имиджа и стереотипов в межкультурном обмене. Важной для нашего исследования стала предложенная типология фестивалей и анализ основных направлений культурного сотрудничества.
История развития международных арт-событий подробно проанализирована в работе Харрисона С. Уайт и Синтии А. Уайт «Холсты и карьеры»17. Для нас исследование важно тем, что подробно рассмотрена трансформация французского общества XIX века. Эти изменения привели к таким формам представления искусства (Парижские Салоны), которые легли в основу современных художественных мегасобытий.
Следующая группа научных работ посвящена теоретическому рассмотрению международного культурного обмена с позиций социологии искусства. Это работы Пьера Бурдьё («Производство веры. Вклад в экономику символических благ»)18 и Говарда Беккера («Миры искусства»)19. Последнее названное исследование было полезно взглядом на искусство как на коллективное действие разных акторов, на культуру как на сеть с центрами и многочисленными связями. Это позволило посмотреть на художественную сферу с нового ракурса.
Аналитических и критических работ по различным аспектам культурного обмена в достаточном количестве содержится в специализированных периодических изданиях. В первую очередь, в русскоязычном пространстве это «Художественный журнал»20 и «Арт Хроника»21.
Среди международных и зарубежных журналов, представленных в сети Интернет, выделим «Artforum»22 и «International Journal of Art&Design Education»23.
В периодических изданиях эксперты высказывают различные мнения по поводу международных арт-выставок, по-разному оценивают состоянии русского и зарубежного современного искусства. Также, в меньшем объеме, анализируют перспективность подобных событий для открытого диалога между нациями.
Следующая группа представляет наиболее общие работы. В форме диалога закрепляется и передается культурный опыт человечества, традиция, и вместе с тем обновляется ценностное содержание культуры. Проблему диалога в культуре рассматривали такие исследователи, как В. С. Библер («Культура. Диалог культур»)24, М. С. Каган («Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусства»)25.
Среди использованной в работе литературы выделим группу авторефератов диссертаций. Выделим две работы данной категории. Первая – автореферат диссертации Чистяковой М.Г., доктора философских наук в Тюменском государственном университете «Современное искусство как культурно-антропологический феномен» (2012 г.)26. Автор проанализировала современное искусство с антропологических позиций: как трансформации человека отражаются в создании нового художественного языка. Для нашего исследования работа была важна качественным анализом художественного воздействия на зрителя, а также искусство как способ самодетерминации человека в конкретной системе ценностей. Отметим, что Чистякова М.Г. использовала расширенное понимание «современного искусства», приравняв его к «неклассическому» и определив хронологические рамки с конца XIX века до настоящего времени. Мы в свою очередь, напротив, в исследовании использовали узкое понимание «современного искусства» как «актуального», создаваемого сейчас.
Вторая работа – автореферат диссертации по искусствоведению Порчайкиной Н.В. «Выставка современного искусства как система: пространство - экспонат – человек» (2013 г.). В ней рассмотрены особенности выставочных пространств сегодня в рамках межкультурной коммуникации, проанализирован мировой и российский опыт выставочной деятельности и предложены механизмы для развития данной области в Сибири с целью включения региона в мировой художественный процесс. Особенно важными для нас были предложенная автором классификация художественных выставок и проведенный анализ выставок современного искусства с позиций его образовательной функции27.
В целом, в зарубежной и отечественной историографии достаточно подробно изучены только отдельные аспекты художественного сотрудничества. Теоретическая база выстроена еще не полностью и требует дальнейшей разработки.
Структура работы определена предметом, целью и задачами исследования. Состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения. Первая глава: «Международное художественное сотрудничество. История и типология современных художественных выставок и фестивалей» посвящена теоретическим вопросам, терминологии основных понятий, таких как «художественное сотрудничество», их формы, «современное искусство». Также выделены функции художественного сотрудничества. Во второй главе рассмотрены отдельные формы художественного сотрудничества в качестве платформы для культурного обмена (Венецианская биеннале, Манифеста, незападные международные выставки). Нами были проанализированы, какие вопросы, проблемы, поднимаемые на мероприятиях, отражают мировые события и как они интерпретируются через современное искусство. Также рассмотрена ситуация в художественных центрах и на периферии.
В 3 главе «Россия в международном художественном обмене» предполагается рассмотреть динамику отечественной арт-сцены и ее перспективы, опыт участия нашей страны на крупных международных выставках и национальные инициативы, чтобы сделать вывод о положении России в сфере современного искусства. В заключении представлены выводы в соответствии с поставленными задачами.
Апробация работы прошла в рамках VII научной конференции «Межкультурный диалог в современном мире», прошедшей 20 апреля 2019 года на базе Санкт-Петербургского государственного университета, кафедры «Международные гуманитарные связи». Представлена статьей по теме выпускной квалификационной работы «Роль современных форм художественного сотрудничества в международном культурном обмене»28.
Роль современного художественного сотрудничества как части международных отношений и международного культурного диалога носит позитивный и многофункциональный характер, как было выявлено в ходе исследования. Художественное сотрудничество является важным направлением культурного диалога между государствами, нациями и этносами. Общение на площадках международных арт-событий посредством искусства вносит неоценимый вклад в понимание друг друга, следовательно, в дело создания бесконфликтного мирового пространства. В дополнение художественное сотрудничество позволяет акцентировать внимание мировой общественности на актуальных проблемах.
Художественное сотрудничество имеет продолжительную историю. Развитие происходило с того момента, как люди стали идентифицировать себя в рамках собственных культур. На современном этапе основными формами данного вида сотрудничества являются международные фестивали, выставки, биеннале и ярмарки современного искусства. Художественный фестиваль, благодаря комплексному формату, становится культурной универсалией в глобальном художественном процессе, выступает как социально практическая и символическая модель диалога культур. Кроме того, международные арт-форумы являются основными точками пересечения акторов мировой художественной сети. Они обладают возможностью для культурного обмена.
В соответствии с задачами в результате проведённого исследования было определено следующее.
С теоретической стороны художественное сотрудничество представляет собой одно из направлений международного культурного обмена. Оно отвечает за реализацию культурных связей внутри художественного поля. Местом для международного взаимодействия в арт-сфере выступают мероприятия и фестивали. Другой теоретический аспект связан с представление художественной сферы как мировой сети. В контексте теории о художественной сети оно призвано связывать акторов между собой и способствовать их диалогу. В сети выделяются центры, в которых культурный обмен происходит эффективнее, и периферийные точки, которые не являются обязательными для всех участников.
Международное художественное сотрудничество имеет длительный эволюционный путь и завершает свое полноценное становление к середине - второй половине XX века. Международные контакты в сфере искусства развивались совместно с международными отношениями и прошли все знаковые исторические этапы: от замкнутых связей с ближайшими соседями до создания мировых организаций в XX в. Современные художественные платформы – это усовершенствованная модель Парижских Салонов, одна из главных задач которых заключалась в актуализации искусства и формировании общественного спроса на искусство. Их типология строится на основе таких критериев, как периодичность, территориальный принцип, область искусства, тематика, функции, формат участия, продолжительность.
На международное культурное сотрудничество оказали влияние такие факторы, как диспропорция в развитии регионов, разные возможности и уровень представленности Запада и Востока на событиях мировой арт-сцены. Художественные центры сегодня сосредоточены в Западной Европе и США. В современном мире проявляется тенденция на выход новых азиатских центров искусства – Китая и Японии - на европейский и североамериканский уровень. Вместе с тем, представление искусства национализируется, главным участником выступает государство. Помимо перечисленного, на художественное сотрудничество влияет фактор рынка и процесс глобализации.
Выделим еще один влияющий на мировую арт-сцену фактор. На периферии художественной сети сохраняется тенденция роста локальных инициатив с начала XXI века. Развитие арт-площадок осложнено отсутствием политических, экономических, культурных условий. Несмотря на периферийность и сложность выхода на мировую арт-сцену, локальные инициативы вносят вклад в модернизацию внутренних отношений и улучшение политического, социального, культурного климата в своих странах.
Актуальные формы современного художественного сотрудничества в современном межкультурном взаимодействии выполняют значимые для общества функции. Миссия художественного сотрудничества в международном культурном обмене состоит в следующих задачах: осуществление творческого обмена; реализация совместного процесса с созданием вненационального творческого продукта высокой ценности; межкультурное и межцивилизационное общение; создание имиджа места проведения арт-мероприятия и государства; обсуждение значимых для мира проблем; самодетерминация акторов художественного сотрудничества.
Кроме того, в ходе исследования пришли к выводу, что актуальные формы художественного сотрудничества следует оценивать как значимые площадки межкультурного диалога. Однако сегодня многие продолжительные выставки требуют модернизации, которая в силу сложившихся традиций сложна для реализации. Ожидания экспертного сообщества связываются с новыми арт-площадками, которые могут экспериментировать с формами. К первой группе относится Венецианская биеннале, которая остается центральным событием художественного поля. Страны рассматривают это событие как смотр культурных достижений. Там они могут поговорить на глобальные темы, о политической обстановке и о понимании друг друга. Иными словами, осуществляют художественное сотрудничество.
На основе анализа Венецианской биеннале выявлен дисбаланс в уровнях культурного развития и возможностях показа современного искусства. Неравенство в уровне художественного развития центров и периферии мира искусства отображается в качестве национальных проектов и выборе победителей жюри.
Другой формат представляет европейская кочующая биеннале Манифеста. Ее появление ознаменовало новый этап развития международных отношений после завершения Холодной войны. Манифеста ориентирована на создание единого культурного поля в Европе, на работу с городской средой. Манифеста сегодня – это исследовательско-образовательное и художественное пространство, обеспечивающее поиск продуктивных решений преобразования европейских городов.
Что касается России, то позиции государства в современном художественном сотрудничестве противоречивы и нестабильны. Современная художественная сфера в России развивается медленнее, чем мировая. Россия остается периферией художественного поля. Для ускорения культурного развития и достижения среднеевропейского и североамериканского уровня необходимо: повысить культурный уровень населения; сформировать арт-рынок; усовершенствовать законодательную базу в данной области; укрепить единое культурное поле, для чего преодолеть дисбаланс в развитии регионов; разработать государственную стратегию и механизмы внешней культурной политики; развить культурную инфраструктуру, сеть международных фестивалей на территории страны; стимулировать частную инициативу; популяризировать современное искусство.
Главным методом реализации внешней культурной политики России является участие в международных форумах. На современном этапе представление российской арт-сцены среднее и отмечено двумя тенденциями. Первое - использование культурного наследия позитивно влияет на образ страны. С другой стороны, современное искусство России представляется мало и не достигает мирового качества.
В будущем вполне возможно закрепление за Россией статуса одного из художественных центров. Страна обладает мощными внутренними ресурсами. Среди таких ресурсов можно назвать богатое культурное наследие, талантливое поколение современных художников, развивающийся бизнес, постепенный рост интереса широкой аудитории. Однако на данный момент очень много вопросов и проблем к стратегиям в этой сфере, которые необходимо не откладывать, а решать.
Мир искусства – это уникальное явление, открытое к диалогу между странами. Оно часто касается политических проблем, вместе с тем открывая возможность не элитам, не правительствам, а отдельным личностям как частным представителям государства высказывать позицию по отношению к мировым событиям. Часто художники интерпретируют события в более дружественном направлении к обладателям иного гражданства. На уровне искусства зарождается более свободное от стереотипов и полюсной установки «враг-друг» международное сообщество.
Источники
Уставы международных организаций и официальные документы
1. Закон РФ № 4804 от 15. апреля 2003 (ред. 17. 07. 2009) «О вывозе и ввозе культурных ценностей». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1905/ (дата обращения: 23.04.2020).
2. Конвенция ЮНЕСКО от 20 октября 2005 г. «Об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения». URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cultural_expression.shtml (дата обращения: 17.04.2020).
3. «Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества» от 18 декабря 2010 г. URL: https://legalacts.ru/doc/osnovnye-napravlenija-politiki-rossiiskoi-federatsii-v-sfere/ (дата обращения: 20.04.2020).
4. Распоряжение Правительства РФ № 326-р от 29.02.2016 «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года». URL:http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (дата обращения: 23.04.2020).
5. Среднесрочная стратегия ЮНЕСКО на 2014-2021 гг. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0022/002278/227860r.pdf (дата обращения: 20.04.2020).
6. Указ Президента РФ № 640 от 30.11.2016 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=207990&fld=134&dst=100012,0&rnd=0.5956413309505002#040245924499453434 (дата обращения: 21.04.2020).
7. Указ Президента РФ № 808 от 24 декабря 2014 г. «Об утверждении Основ государственной культурной политики». URL: https://base.garant.ru/70828330/ (дата обращения: 23.04.2020).
8. Устав ЮНЕСКО. URL: http://docs.cntd.ru/document/1900831 (дата обращения: 24.04.2020).
Документы крупнейших выставок
1. Manifesta 4. European Biennial of contemporary art. 2002. Catalogue / L. Boubnova [et al.]. - Frankfurt/Main, 2002.
2. 58th International Art Exhibition. Procedure for National. URL: https://static.labiennale.org/files/arte/Documenti/58eia-nat-part-en.pdf (дата обращения: 24.04.2020).
Выступления кураторов ведущих мировых арт-проектов
1. Беседа с куратором-координатором Московской биеннале Бакштейном И. «Продать можно даже воздух» от 27 января 2005. URL: https://polit.ru/article/2005/01/27/bakshtplung/ (дата обращения: 17.04.2020).
2. Видеоарт Франсиса Алюса «Don’t Cross the Bridge Before You Get to the River». URL: https://www.youtube.com/watch?v=4qg7Bhgf1-k#action=share (дата обращения: 24.04.2020).
3. Выступление Хедвиг Фейн на «Открытом лектории. Культура 2.0», Санкт-Петербургский культурный форум, 14 ноября 2019 г.
4. «Открытый лекторий. Культура 2.0», Санкт-Петербургский культурный форум // Из материалов круглого стола 14 ноября 2019 г.
5. Сonference Biennials: Prospect and Perspectives // International Conference at ZKM Center for Art and Media Karlsruhe 27.02-01.03.2014. Interviews. URL: https://zkm.de/media/file/en/2015-publication-prospect_and_perspectives-zkm.pdf (дата обращения: 17.04.2020).
...