Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние вербализации и типа задания на характер движений глаз при повторном рассматривании изображения

Работа №134750

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы48
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Abstract 3
Введение 4
Глава 1. Теоретическое основание 7
1.1. Влияние внешних факторов на параметры движения глаз 7
1.2. Зрительное восприятие и вербализация 10
1.3. Повторный просмотр и параметры движения глаз 12
1.4 Эффект вербального затенения 13
1.5 Обработка сложного изображения 17
1.6. Предыдущее исследование 21
Глава 2. Эксперимент 23
2.1. Стимульный материал 23
2.2. Методика 24
2.3. Аппаратура 26
2.4. Испытуемые 26
2.5. Процедура 27
Результаты 29
Анализ результатов 29
Статистическая обработка 30
Обсуждение результатов 33
Заключение 39
Список использованной литературы: 41

Язык - это важная часть жизни человека, он не только помогает людям сосуществовать друг с другом, выражать свои мысли и эмоции, но и является инструментом познания. Способность к вербализации является одной из основных характеристик, которая отличает людей от животных, она обеспечивает развитие науки, искусства, предоставляет возможность договариваться и решать проблемы вербальным путем. Для того чтобы объединять воспринимаемую информацию в разные группы (классифицировать ее) человеку необходимо дать названия этим группам. Язык – это сложные когнитивные операции, требующие отдельной обработки, в то время как восприятие – это базовая способность. Во многих исследованиях показано, что вербализация оказывает заметное влияние на восприятие человеком окружающего мира. Зрительное восприятие дает человеку большую часть информации об окружающем мире, в связи с чем, его изучение представляет особый интерес. Исследования показывают, что во многих аспектах существует связь между вербализацией и зрительным восприятием (Tanenhaus 2000, Richardson 2005, Salverda 2011, Klein et al. 2014 и другие). При этом влияние вербализации на восприятие может быть как позитивным, так и негативным. (Read 1979, Schooler and Engstler-Schooler 1990, Meissner 2001).
Помимо вербализации на характер просмотра изображения, параметры движения глаз влияют и другие факторы, такие как параметры стимула, тип задания, индивидуальные различия испытуемых (Henderson 2003, Pannasch, 2008, Reyner 2009, Барабанщиков 2010, Шелепин и др. 2011, Kanan et al. 2014, Шурупова 2016).
Объектом данной работы является зрительное восприятие сложного изображения, в условиях свободного разглядывания. Предметом работы выступают параметры движений глаз при повторном разглядывании. Целью нашей работы является выявление влияния вербализации и типа задания на характер повторного разглядывания сложного изображения. Для этого нами были поставлены следующие задачи:
• Провести анализ литературы, направленной на изучение зрительного восприятия, параметров движения глаз, вербализации, влияния фактора повторного просмотра, а также взаимосвязи вербализации и восприятия;
• Разработать дизайн эксперимента, позволяющий зафиксировать параметры движения глаз при первом и повторном разглядывании изображения и влияние вербализации разного типа на характер повторного просмотра;
• Провести эксперимент;
• Произвести статистический анализ для получения результатов;
• Проанализировать результаты, в контексте литературы.
Методом исследования была выбрана методика видеорегистрации движений глаз, с помощью специального аппарата «eye tracker». Актуальность исследования состоит в том, что на данный момент работ посвященных взаимосвязи вербализации и визуального восприятия не так много, а особенно мало работ, направленных на изучение движения глаз при повторном разглядывании. Вербальные задания разного типа могут оказывать различное влияние на зрительное восприятие, однако экспериментов на эту тему ранее проведено не было, в связи с этим научная новизна нашей работы заключается в построении эксперимента с различными заданиями на вербализацию. Теоретическая значимость может внести более четкое и детальное понимание как механизмов зрительного восприятия в целом, так и их взаимосвязи с разного рода вербализацией. Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования помогут в создании мультимедийных выставочных площадок, формировании образовательных компьютерных программ, дадут основу для написания текстов аудиогидам, даст дополнительные материалы маркетологам.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Установление взаимосвязи языка и мышления является одной из самых важных задач когнитивной науки, проводится огромное число исследований направленных на изучение этой связи, однако вопрос так и остается открытым. Вербализация является осознанным результатом восприятия, то есть это очень важная вещь выражающая мышление. В то время как зрительное восприятие, пожалуй, дает нам огромное количество информации об окружающем мире. Так что взаимосвязь этих двух процессов поможет установить то, как между собой связаны язык и мышление. Изучение этой взаимосвязи стало возможно после появления методики регистрации движения глаз с помощью специального оборудования.
Исследования, проводившиеся ранее, демонстрируют, что зрительное восприятие подвержено влиянию множества факторов, от параметров стимула, его яркости, размера и пр., до индивидуальных различий испытуемых и задач, которые перед ними ставятся. То есть на параметры движения глаз влияют такие вещи как когнитивная задача и характеристики стимула.
Одной из таких когнитивных задач, как раз, и выступает вербализация. Исследования показывают, что вербализация оказывает влияние на параметры движений глаз во многих аспектах, например на скорость поиска объекта или же направление взгляда.
На параметры движения глаз играет также фактор просмотра изображения, повторный его просмотр характеризуется уменьшением амплитуды саккад и увеличением длительности фиксаций, однако работ направленных на изучения влияния повторного просмотра на данный момент недостаточно, чтобы понять причины этого феномена.
Предполагается, что существует два этапа обработки изображения: сканирующий, но не детализированный – амбьентный и детальный – фокальный. Эти этапы отражаются на параметрах движения глаз следующим образом, для амбьентного типа характерны высокие амплитуды саккад и короткие фиксации, а для фокального, наоборот, длительные фиксации и маленькие значения амплитуды саккад.
На основании предыдущего исследования, мы построили свою гипотезу. Исследование заключалось в том, что испытуемым предъявлялась картина для свободного разглядывания, после которого часть описывала ее, то есть выполняла задание на вербализацию, а вторая часть выполняла отстраненное задание, после чего им снова показывали то же самое изображение. Результаты показали, что повторное разглядывание картины, было различным для группы с вербализацией и без нее. Группа без вербализации при повторном просмотре продолжала рассматривать изображение, минуя сканирующий паттерн, в то время как группа с вербализацией продемонстрировала следующий эффект: она повторила сканирующий паттерн разглядывания изображения при повторном разглядывании картины.
Из результатов этого исследования, мы задались вопросом, какая именно вербализация повлияла на характер повторного просмотра изображения. Мы предположили, что вербализация, предполагающая декомпозицию, например вербализация объектов с картины, вызовет аналогичный эффект, а вербализация, сохраняющая холистический образ картины и вербализация несвязанная с картиной этого феномена не продемонстрирует.
В результатах мы получили, что сканирующий паттерн при повторном разглядывании изображения возникает как при вербализации объектов, так и при вербализации ассоциаций связанных с картиной, из чего мы предположили, что повторный сканирующий эффект возникает не для повторного «знакомства» с картиной, а из-за необходимости соотнесения только что сказанного, со вновь увиденным изображением.


1. Барабанщиков В. А. Окуломоторные структуры восприятия. – 1997.
2. Барабанщиков В. А., Жегалло А. В. Методы регистрации движений глаз: теория и практика // Психологическая наука и образование. – 2010. – №. 5. – С. 240-254.
3. Величковский Б. М. Модули, градиенты и гетерархии: где мы находимся в изучении когнитивной архитектуры? – 1999. – С. 161-190.
4. Величковский Б. М. От уровней обработки к стратификации познания // Вопросы психологии. – 1999. – №. 4. – С. 58-74.
5. Шелепин Ю.Е. и др. Экспериментальное исследование инвариантного восприятия вейвлетных изображений// Оптический журнал – 2011. - №78 – С.50-56.
6. Шурупова М.А. и др. Влияние когнитивной задачи на параетры движений глаз при просмотре статических и динамичных сцен //Сенсорные системы – 2016 – Т.30 - №.1. – С.53-62.
7. Ярбус А. Л. Роль движений глаз в процессе зрения. - Наука, 1965.
8. Bahrick, H. P., & Boucher, B. Retention of visual and verbal codes of the same stimuli // Journal of Experimental Psychology – 1969 - №78 – С. 417-422
9. Bartlett J. C., Till R. E., Levy J. C. Retrieval characteristics of complex pictures: Effects of verbal encoding // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. – 1980. – Т. 19. – №. 4. – С. 430-449.
10. Borji, Itti Defending Yarbus: Eye movements reveal observers' task // Journal of vision – 2014 – Т.14. - №.29. – С. 1-22
11. Brown, C.; Lloyd-Jones, T. J. Verbal Overshadowing of Multiple Face and Car Recognition: Effects of within- versus across-Category Verbal Descriptions // Applied Cognitive Psychology. - 2003 – T.17. - №.2. – С. 183–201
12. Calvo M., Lang P. Gaze patterns when looking at emotional pictures: Motivationally biased attention// Motivation and emotion. – 2004 – T.28. - №3 – С. 221-243.
13. Cooper R.M., The control of eye fixation by the meaning of spoken language: A new methodology for the real-time investigation of speech perception, memory, and language processing.// Cognitive Psychology. 1974 – T.6. - №.1. - C.84-107
14. Craik F. I. M., Lockhart R. S. Levels of processing: A framework for memory research // Journal of verbal learning and verbal behavior. – 1972. – Т. 11. – №. 6. – С. 671-684.
15. Flegal K. E., Anderson M. C. Overthinking skilled motor performance: Or why those who teach can’t do // Psychonomic Bulletin & Review. – 2008 - Т.15 - № .5. - С. 927–932.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ