Введение………………………………………………………………….…………3
Глава I. Бренд «красная машина» как часть спортивного
имиджа России
1.1. Понятия имиджа и бренда…………………………………………….…...10
1.2. Формирование имиджа России как спортивной державы……...……..13
1.3. Сравнение спортивных брендов команд разных стран………………..18
Глава II. Возникновение и развитие образа «красной машины»
в 1970-1980-е гг
2.1. Значение хоккея с шайбой в спортивной системе СССР……………..30
2.2. Советский хоккей в 1880-х годах………………………………………....32
2.3. «Красная машина» в американских медиа……………………………..37
2.4. Сборная СССР на страницах советской прессы……………….........…42
Глава III. Возрождение бренда «красная машины» в ХХI веке….............47
3.1. «Красная машина» в российских СМИ
3.2. «Красная машина» в мировых СМИ
3.3. Возможные причины возрождения «красной машины» в России.......57
Заключение
Список использованной литературы
Сегодня «Красная машина» является одним из самых узнаваемых брендов
национальных спортивных команд в мире. С 1970-х годов зарубежные СМИ
называли так сборную СССР по хоккею с шайбой, а с 2015 года это название
получило широкое распространение в отечественных СМИ уже применительно
к национальной команде России по хоккею.
Название «красная машина» («The Big Red Machine») впервые появилось
на страницах американских СМИ и было не связано с командой из СССР: так
называли бейсбольные команды, которые проигрывали очень редко. Но
название «красная машина» идеально подошло к сборной СССР. Во-первых,
хоккеисты играли в красной форме и выступали за Советский Союз, а красный
цвет с 1920-х годов являлся привычным для всего мира символом
коммунистической идеологии и советского государства, в котором эта
идеология господствовала. Во-вторых, как и бейсбольные прообразы, хоккейная
сборная СССР получила репутацию непобедимой команды из-за впечатляющей
и практически непрерывной цепочки побед на международных соревнованиях.
Сборной СССР больше нет, но громкое имя «красная машина» с 2015 года
пытаются закрепить за преемницей советской команды – сборной России по
хоккею. Сейчас ее называют «Красная машина. Новая сборка». Для чего
сборной российской команде нужно название абсолютно другой сборной из уже
достаточно давнего прошлого? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо
исследовать появление названия «красная машина», проанализировать процесс
становления и разработки спортивных брендов в российской и мировой
практике и изучить способы закрепления названия «красная машина» в СМИ за
сборной России по хоккею.
Предполагается, что возрождение названия «красная машина»
необходимо России в текущей политической конъюнктуре: из-за трудной
ситуации во внешней и во внутренней политике стране необходимо4
поддерживать положительный имидж как внутри государства, так и за его
пределами, и одним из эффективных способов для это традиционно являются
проведение крупных спортивных соревнований и победы на них, а создание или
воссоздание положительного спортивного образа страны через использование
проверенного и популярного бренда должно способствовать выполнению
данных задач. Причем, можно предположить, что возрождение «красной
машины» направлено больше на решение внутриполитических задач: например,
на стабильное поддержание патриотических настроений в обществе. «Красная
машина» ассоциируется с былыми победами, а образ успешной национальной
команды может способствовать пробуждению у граждан гордости за свою
страну. Не стоит забывать и про решение чисто спортивных задач, таких как
привлечение новых болельщиков на трибуны, рост популярности в России
хоккея в частности и спорта в целом ради утверждения здорового образа жизни.
Возможно, разрешение внешнеполитических задач России с помощью «красной
машины» менее приоритетно, так как все действия по ребрендингу
национальной команды в основном происходят внутри страны. Но нельзя не
обратить внимание на то, что с помощью удачного спортивного бренда Россия
может приблизиться к статусу спортивной державы на мировом уровне.
Актуальность темы определяется текущей политической ситуацией, в
которой развитие спорта стало одним из приоритетных государственных
направлений. Необходимо оценить роль спортивных брендов при решении
внутриполитических и внешнеполитических задач государства, а также
исследовать процесс создания имиджа команды с помощью привлечения бренда
«Красная машина». Для любого государства сейчас очень важно создание
положительного имиджа страны в любой сфере, и спорт занимает не последнее
место в ряду приоритетов. Для России создание положительного образа хоккея
как национальной игры является хорошим вариантом, так как данный вид
спорта является очень популярным в стране, хоккей России имеет славное5
прошлое, неплохое настоящее и достаточно привлекательные перспективы в
будущем. Необходимо учитывать тот факт, что возрождение названия «красная
машина» началось в разгар политического кризиса в России и в мире в 2015
году, игнорировать связь этих явлений невозможно.
Вопросы взаимозависимости спортивного имиджа и политики
государства исследовали многие авторы: например, К. А. Алексеев в статье
«Спортивная составляющая имиджа страны»1, Н. П. Бродская в статье «Спорт
больших достижений как пространство формирования национального имиджа
страны» имидж России»3 и так далее. Авторы исследуют влияние спортивного имиджа
на политические процессы, выявляют особенности этого воздействия, а также
подчеркивают важность спортивного имиджа для самых разных стран.
В то же время научная новизна данного исследования состоит в том, что
ранее никто целенаправленно не изучал историю возникновения названия
«красная машина» и его влияние на совокупный образ такой крупной
спортивной державы, какой был Советский Союз. А при том, что процесс
ребрендинга сборной России по хоккею и возрождение называния «красная
машина» начался совсем недавно, неудивительно, что никто не рассматривал и
влияние бренда «Красная машина» на образ современного российского хоккея и
на формирования спортивного имиджа страны в целом.
Практическая значимость работы состоит в том, что выявленные
механизмы формирования бренда хоккейной команды можно будет применить
при анализе деятельности любой другой спортивной организации по
улучшению и изменению ее имиджа.
Объектом дипломной работы является спортивный имидж государства,
предметом – процессы возникновения и возрождения бренда «красная машина»
как важной части спортивного имиджа России.
Эмпирической базой исследования стали материалы о хоккее,
опубликованные в американских («Cincinnati Enquirer», «Globe and Mail»,
«Philadelphia Daily News», «Chicago Tribune», «Asbury Park Press», «Detroit Free
Press», «Los Angeles Times», «The Times», «Democrat and Chronicle», «The
Journal News», «The Advocate-Messenger») и канадских периодических изданиях
(«Toronto Sun», «Sportsnet» «Toronto Star»), а также в советских (газета
«Советский спорт» и журнал «Футбол – хоккей» с 1972 по 1990 год) и
современных российских СМИ («Первый канал», «Спорт-Экспресс»,
«Championat.com», «Sports.ru», «Аргументы и факты», «Новая газета», «Life.ru»).
Целью исследования является выявление составляющих черт и
особенностей бренда «Красная машина» как части спортивного имиджа России.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить понятия спортивного имиджа государства и спортивного бренда;
- проанализировать и сравнить наиболее успешные спортивные бренды
России других стран;
- выяснить обстоятельства и причины происхождение названия «красная
машина» в материалах американских СМИ с 1970 года по 1990 год,
исследовать образ «красной машины» в американских СМИ, изучить
образ сборной СССР на страницах советских газет;7
- установить задачи возрождения бренда «Красной машины» в России XXI века;
- проанализировать материалы российских СМИ, посвященные
национальной сборной России по хоккею с 2008 года по настоящее время;
- выяснить обстоятельства возрождения бренда «красная машина»,
отраженного в российских и мировых медиа, оценить успешность
усилий по ребрендингу национальной хоккейной сборной.
Методы исследования:
1. Сравнительно-исторический метод, применяемый на основе элементов
содержательного контент-анализа публикаций американских и советских СМИ,
сравнения и обобщения выводов исследовательской литературы,
документальных фильмов и материалов, выложенных в сети интернет,
посвященных истории сборной СССР/России по хоккею с шайбой.
2. Сравнительный анализ спортивных брендов США и России.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Первая глава посвящена короткому обзору существующих
теоретических подходов к трактовкам и исследованию спортивного имиджа
стран и спортивных брендов. Были выявлены различия между этими понятиями,
а также дано сравнение брендов НХЛ и КХЛ, проведен анализ успешности
спортивных брендов некоторых хоккейных команд США и России, в том числе
национальных сборных этих стран.
Во второй главе было описано и проанализировано место и значение
хоккея в системе советского спорта, дана история появления названия «красная
машина» в американских газетах, проанализирован образ советской хоккейной
команды в американских медиа, а также было выяснено, какой образ хоккейной
сборной СССР создавался на страницах советских изданий.8
Третья глава посвящена современной сборной России по хоккею и
отражению ее успехов и неудач в спортивной и общественно-политической
прессе. Были выявлены причины возрождения бренда «Красная машина»,
проанализированы публикации российских и зарубежных СМИ, выявлены
ключевые направления и особенности продвижения данного бренда в СМИ.
Сейчас «Красная машина» – один из самых известных и актуальных
спортивных брендов в России. Хоккей в последнее время позиционируется как
главный спорт страны, который привлекает большое количество зрителей. И
для поддержания хорошего спортивного имиджа российского хоккея и спорта в
целом необходимо грамотно развивать бренд «Красная машина». На фоне
других спортивных брендов России «Красная машина» наиболее узнаваема и
успешна, с точки зрения маркетинга это – разумное решение, основанное на с
истории и связанное с грамотным продвижением, для которого у ФХР имеются
практически неограниченные возможности от финансовых до организационных
ресурсов. Но все проблемы идут от главной особенности брендирования
национальных команд – полной их зависимости от побед. «Красная машина»
новой сборки особо остро нуждается в них – это название нужно оправдывать.
Великая история советского хоккея и так задала высокую планку своим
наследникам, и «красная машина» может оказаться для сборной России
неподъемным моральным грузом. Зачастую кажется, что называть так русскую
команду неуместно: она не достигла тех высот, которых добились советские
хоккеисты. Основная проблема бренда «Красная машина» – это его
продвижение в СМИ, ведь столь громкое имя смотрится неуместно, а то и
откровенно глупо в любой ситуации, кроме победной. Использование названия
«красная машина» оправдано только при громких победах на Олимпиадах,
Чемпионатах мира, а не на матчах Евротура – а сборная России проваливается
на домашней Олимпиаде и двух последних Чемпионатах мира. С изрядной
долей уверенности можно предсказать крах бренда «Красная машина. Новая
сборка» в случае проигрыша на Олимпийских Играх в 2018 году. Без побед63
команды любые другие действия по продвижению бренда носят краткосрочный
эффект и их можно назвать бесполезными.
«Красная машина» новой сборки в основном известна в России – и это
тоже особенность бренда. Внутри страны с помощью нового бренда можно
достичь нескольких целей. Самая простая – это привлечение новой аудитории,
гораздо более труднодостижимой выглядит цель влияния на настроения в
обществе. «Красная машина» пока справляется с задачей сохранять
патриотические настроения в обществе: этому способствует слава сборной
СССР, и руководство российских СМИ никогда не забывает напомнить
аудитории о ней. Но постоянно эксплуатировать название, которое основано
только на историческом прошлом и ассоциируется с победой без текущих побед
невозможно: для этого нужны свои яркие выигрыши. А из-за планки,
поставленной сборной СССР, для аудитории котируется только первое место.
Сборная СССР сосредотачивалась на победах, а не на продвижении своего
образа – и советский хоккей стал известным во всем мире благодаря мастерству
советских хоккеистов. Название «красная машина» появилось в американских
СМИ, что говорит о безусловном уважении и признании со стороны соперника.
Также отметим и то, что до сих пор мировые СМИ помнят о сборной СССР и
чтят память советских игроков. Сборная России играет значительно хуже
предшественника, но при этом претендует на славу непобедимой команды.
Эксплуатация славы сборной СССР не приносит ощутимых результатов: на
мировом уровне «Красную машину» новой сборки не признали, а российская
аудитория постепенно понимает, что такое название русская команда не заслужила.
Моральное давление репутации сборной СССР на игроков российской
команды и отсутствие побед делают бесполезными все действия, направленные
на продвижение бренда «Красная машина». Такое название действительно
нужно заслужить, что также осложняет путь к успеху и признанию бренда.
Поэтому пока бренд «Красная машина» можно считать если не провальным, то
и не слишком успешным
1. Агаянц Н.И. На льду профессионалы. Заметки публициста. М.: Физкультура и
спорт, 1974. - 128 с.
2.Бич Д., Чедвиг С. Маркетинг спорта М.: Альпина-паблишер, 2017. - 706 с.
3. Дженнингз Б., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М.: Вильяме, 2004. –
419 с.
4. Драйден Кен. Хоккей на высшем уровне, М.: Прогресс, 1975. - 204 с.
5. Зыгарь М. Вся кремлевская рать М: Альпина Паблишер, 2016. – 408 с.
6. Нилин А. П. Спортивный интерес. Красная машина. В 2-х томах .М.: Время,
2011. – 1232 с.
7. Раззаков Ф. И. Российский хоккей: от скандала до трагедии, М.: Книжный
мир, 2012. – 128 с.
8. Раззаков Ф. И. Виктор Тихонов творец «Красной машины». КГБ играет в
хоккей, М.: Книжный мир, 2016. - 832 с.
9. Раззаков Ф. И. Владислав Третьяк. Легенда №20, М.: Книжный мир, 2014. –
240 с.
10. Раззаков Ф. И. Российский хоккей: от скандала до трагедии, М., Эксмо,
2012. – 448 с.
11. Тарасов А. В. Хоккей без тайн. М., Молодая гвардия, 1988. – 345 с.
12. Тихонова Т. В. Виктор Тихонов. Жизнь во имя хоккея, М., Эксмо, 2015. -
256 с.
13. Фетисов В.А. Овертайм, М., Эксмо, 2016. – 416 с.
14. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: Прайм-Еврознак,
Нева, 2003. – 448 с.66
15. Эдельман Р. Серьезная забава. История зрелищного спорта в СССР. М.:
Советский спорт, 2008. - 400 с.
Научные статьи
16. Алексеев К. А. Спортивная составляющая имиджа страны // Имидж
государства/региона : современные подходы : новые идеи в теории и практике
коммуникации : сб. науч. тр. / отв. ред. Д. П. Гавра. - СПб. : Роза мира, 2009. -
Вып. 3. - 264 с. https://pravo33.wordpress.com/2010/02/16/к-а-алексеевспортивная-составляющая/
17.Байрамгулов А.И., Хабиров М.Р., Фатхуллина Н.Х. Сравнение доходов и
расходов клубов Континентальной Хоккейной Лиги (КХЛ) и Национальной
Хоккейной Лиги (НХЛ) Молодежный научный форум: Общественные и
экономические науки: электр. сб. ст. по материалам VII студ. междунар. заочной
науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2013 —№ 7(7) C. 163 - 168
18 . Вайткунене Л. Психотехнические средства буржуазной пропаганды //
Коммунист, Вильнюс, 1984. №10. С. 63 – 67
19. Гавра Д. П. , Савицкая А. С. , Шишкин Д.П. Внешний имидж государства в
медиапространстве // Вестник СПбГУ. Серия 9. Филология. Востоковедение.
Журналистика. 2011. №3. C. 187 – 196
20. Гадючкин О.В., Макарова (Гуреева) Е.А. Имидж как неотъемлемая часть
спортивного маркетинга //Вестник спортивной науки. 2011. № 1. С. 57-58
21. Гравер А.А. Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления
исследования// Вестник Томского государственного университета, 2012,
№3(19). С. 29 – 4
22. Легензова В.С. Исследование компонентов оценки имиджа спортивной
команды// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 5 (123). С.
228 - 23267
23. Панкрухин А.П., Игнатьев А.Ю. Имидж страны: смена парадигмы. Взгляды
из Канады, России, Великобритании и Латвии// Корпоративная имеджиология.
2008. №2. С 8 – 15
24. Телегина К.И. Понятие и структура имиджа государства// Исторические,
философские, политические и юридические науки, культурология и
искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. №12
(50): в 3-х ч. Ч 2. С.191-194
25.Фролов В.В. Кубок мира по хоккею как инструмент продвижения бренда
NHL на международной арене//Гуманитарные научные исследования. 2016. № 9
(61). С. 8-10.
Справочные пособия
26. Бакал Д.С. Большая олимпийская энциклопедия. М.: Эскмо, 2008. – 592 c.
27. Жидков В., Серебрянников П., Тетерин П. Отечественный хоккей. Кубки,
кубки, кубки… М.: ГлобалСпортКонсалтинг, 2008. – 263 c.
Источники
Печатные издания на русском языке
28. Футбол-Хоккей. Номера с 1972 года по 1989 год.
Печатные издания на английском языке
29. Absury Park Press. Номера с 1972 года по 1980 год.
30. Chicago Tribune. Номера с 1972 по 1980 год.
32. Democrat and Chronicle. Номера с 1980 года по 1985 год.
33. Detroit Free Press. Номера с 1980 года по 1988 год.
34. Globe and Mail. Номера с 1972 по 1980 год.
35. Los Angeles Times. Номера с 1972 по 1980 год.
36. The Advocate-Messenger. Номера с 1972 по 1980 год.
37. The Daily Times. Номера с 1972 по 1980 год.68
38. Philadelphia Daily News. Номера с 1972 по 1980 год.
Видеоисточники
39. Легенда №17 / реж. Лебедев Н. Россия. 2012.
40. Мираж на льду / реж. О’Коннор Г. США, Канада. 2004.
41. Красная армия / реж. Польски Г. США, Россия. 2014.
42. Дополнительное время / реж. Стааль Ю. Россия, 2007.
Электронные источники
На русском языке
43. Балахнин А. «Красная машина» не завелась в Челябинске// Первый
областной https://www.1obl.ru/news/khokkey/rossiya-proigrala-frantsii/
44. Дормачев В. «Львята» прокатились на «Красной машине». Россия – без
финала// Спорт-Экспресс
http://www.sport-express.ru/hockey/world/reviews/1002558/
45. Дормачев В. Овечкин приехал – билетов не осталось // Спорт-Экспресс
http://www.sport-express.ru/newspaper/2016-05-16/14_1/
46. Дормачев В. Мозякин: 42 гола!// Спорт-Экспресс
http://www.sport-express.ru/newspaper/2014-04-21/1_4/
47. Дормачев В. Реванш Знарка // Спорт-Экспресс
http://www.sport-express.ru/newspaper/2014-03-31/11_5/
48. Копачев П. Самая изящная «Красная машина» // sports.ru
https://www.sports.ru/tribuna/blogs/russiateam/1169044.html
49. Макарычев М. Анатолий Тарасов: «Отец советского хоккея»// Российская
газета, 05.01.2014
https://rg.ru/2014/01/05/tarasov-site.html.
50. Можайцев В. Как «красная машина» опять не доехала до финиша. Россия –
Канада 3:5// Life.ru69
https://life.ru/t/спорт/908060/kak_krasnaia_mashina_opiat_nie_doiekhala_do_finisha
_rossiia_--_kanada_35
51. Мозговой В. Водитель для «Красной машины»// Новая газета
https://www.novayagazeta.ru/articles/2016/09/14/69833-voditel-dlya-krasnoymashiny
52. Мозговой В. Дежавю по-фински// Новая газета
https://www.novayagazeta.ru/articles/2016/05/21/68686-dezhavyu-po-finski
53. Прозоров И. Москва и Петербург на ближайшие две с лишним недели
погружаются в ледовые страсти// Первый канал
http://www.1tv.ru/news/2016-05-06/301704-
moskva_i_peterburg_na_blizhayshie_dve_s_lishnim_nedeli_pogruzhayutsya_v_ledov
ye_strasti
54. Сидорчик А. Россия возвратила титул чемпиона мира по хоккею//
Аргументы и факты
http://www.aif.ru/sport/other/33421
55. Стейнберг Д. Является ли приверженность Александра Овечкина
Олимпийским играм «эгоистичным актом»?// Washington Post
http://inosmi.ru/social/20170407/239073594.html
56. Шишанов Е. КХЛ и НХЛ доходы. // Советский спорт
http://www.sovsport.ru/blogs/blog/bmessage-item/5702
57. Шулика К. «Красная машина» осталась только удачным брендом//
Свободная пресса
http://svpressa.ru/blogs/article/156266/
58. Чаушьян С. Сергею Федорову 45: побег из СССР, забастовка и роман с
Анной Курниковой// Аргументы и Факты
http://www.aif.ru/sport/person/sergeyu_fedorovu_45_pobeg_iz_sssr_zabastovka_i_ro
man_s_annoy_kurnikovoy70
59. Михайлов: «красная машина» должна прививать игрокам победный дух//
Championat.com
https://www.championat.com/hockey/news-2669624-mihajlov-krasnaja-mashinanuzhno-privivat-igrokam-pobednyj-duh.html
60. Мутко: бренд «красная машина» - больше коммерческий ход ФХР, чем
спортивный// сайт ХК Авангард
http://www.hawk.ru/news/23346/
61. Такой хоккей нам нужен! // Русский хоккейный стиль, 28.08.2015
http://russianhockeystyle.ru/russian-hockey-style/
62. Статистика посещаемости клубов НХЛ// Championat.com
https://www.championat.com/business/article-195433-statistika-poseshhaemostiklubov-nkhl.html
63. Посещаемость: как ходят на матчи КХЛ в сезоне 2016-2014 // Оф. Сайт ХК
ЦСКА
http://www.cskahockey.ru/news/Poseschaemost_kak_hodyat_na_matchi_KHL_v_sezone2016_17
64. Рейтинг ФИФА. Март 2017// Championat.com
https://www.championat.com/football/fifa/
65. Знарок: СКА – базовый клуб сборной? На заборе тоже много чего написано
// Championat.com
https://www.championat.com/hockey/news-2625632-znarok-ska---bazovyj-klubsbornoj-na-zabore-tozhe-mnogo-chto-napisano.html
66. Сравнение вместимости арен в России, Европе и Северной Америке
//Sports.ru https://www.sports.ru/tribuna/blogs/atribut/68633.html
67. Зарубежные компании хотят купить бренд «красная машина» // СпортЭкспресс http://www.sport-express.ru/hockey/russia/news/zarubezhnye-kompaniihotyat-kupit-u-fhr-brend-krasnaya-mashina-1050124/
68. Красная машина. Часть 3// Первый канал71
http://www.1tv.ru/shows/dobroe-utro/pro-olimpiadu/krasnaya-mashina-chast-3
69. События фирнала глазами корреспондентов «СЭ»// Спорт-Экспресс
http://www.sport-express.ru/newspaper/2008-05-20/2_1/
70. Красная машина не доехала до победы //Livesport.ru
https://www.livesport.ru/hockey/2015/12/21/russia_czech_republic_resume/
71. Петровым нельзя было не восхищаться // Aftonbladet
http://inosmi.ru/sports/20170301/238805019.html
72. От превосходства к отчаянию// Sports.net
http://inosmi.ru/social/20160916/237869661.html
73. Олимпиада в Сочи принесла России больше плюсов, чем минусов: опрос //
ИА Regnum, http://regnum.ru/news/sport/1892256.html
на английском языке
74. Game against U.S. in Sochi huge one for Russian hockey // Toronto Star
https://www.thestar.com/sports/sochi2014/hockey/2014/02/14/game_against_us_in_s
ochi_huge_one_for_russian_hockey_cox.html
75. Kovalchuk and the rest of KHL Russians arrive in Sochi// Toronto Star
https://www.thestar.com/sports/sochi2014/hockey/2014/02/09/kovalchuk_and_the_re
st_of_khl_russians_arrive_in_sochi.html
76. Vladimir Krutov, Russian hockey legend,dead at 52// Toronto Star
https://www.thestar.com/sports/hockey/2012/06/06/vladimir_krutov_russian_hockey_
legend_dead_at_52.html
77. Summit Series: nine members of great Soviet team no longer with us// Toronto
Star
https://www.thestar.com/sports/hockey/2012/09/21/summit_series_nine_members_of
_great_soviet_team_no_longer_with_us.html
78. Looking back at 40th anniversary of Canada-Soviet hockey series// Toronto Sun
http://www.torontosun.com/2014/09/11/looking-back-at-40th-anniversary-of-canadasoviet-hockey-series