Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Речевая репрезентация категории авторства в тексте театральной рецензии

Работа №134723

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы96
Год сдачи2017
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
76
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Жанр театральной рецензии: лингвостилистическое
описание
1.1. Арт-журналистика как медиафеномен…………………………..7
1.2. Рецензия: общая характеристика жанра………………………...11
1.3. Речевое воплощение категории авторства….…………………..16
1.3.1. Речевые средства выражения оценки ……………………21
1.3.2. Специфика функционирования
контактоустанавливающих средств……………………………29
1.3.3. Функции прецедентных феноменов……………………...34
Глава 2. Особенности речевой фиксации категории авторства в текстах
театральных рецензий (на примере газеты «Мариинский театр»)
Заключение
Список литературы
Приложение

Арт-журналистика – относительно новое явление для современного
российского медиадискурса, которое изучено еще не достаточно полно.
Между тем эта сфера медийного пространства заслуживает особого
внимания, поскольку она отражает процессы, происходящие в таких
важнейших подсистемах духовной жизни общества, как культура и
искусство. Арт-тексты изначально были призваны выполнять культурнопросветительскую функцию. Однако границы современного арт-дискурса
весьма подвижны, и определить их сложно, так как современные публикации
больше нацелены на осуществление рекламной функции и развлекательных
установок, нежели на просвещение читателя.
Ключевым жанром арт-журналистики принято считать театральную
рецензию. Театральный дискурс, как и сценическое искусство в целом,
является, на наш взгляд, вечным и неизбывным, несмотря на существующую
точку зрения о том, что этот культурный феномен находится на грани
исчезновения. На протяжении нескольких столетий театральная рецензия
является «зеркалом» происходящего в сфере театра, который составляет, в
свою очередь, культурный компонент общественной жизни. Однако за
последние десятилетия жанр театральной рецензии существенно
эволюционировал. Со времен возникновения он считался сугубо
аналитическим, а авторами театральной критики являлись профессиональные
искусствоведы. Сегодня оценить сценические постановки берутся
журналисты, не имеющие специального образования. К важной проблеме
эволюции исследуемого жанра мы вернемся в специальном разделе.
Учитывая специфику театральной рецензии, можно сказать, что она
является феноменальным текстом, неповторимым и индивидуальным.
Основная характеристика этого жанра – яркое выражение субъективной
модальности пишущего, в задачи которого входит оценка явления искусства.4
Для любого рецензента важно, чтобы читатели приняли его позицию и
руководствовались ей. Для достижения этой цели он отбирает из
существующего арсенала речевых средств те, с помощью которых сделает
свою точку зрения наиболее привлекательной и авторитетной. Именно в
выборе соответствующих инструментов воздействия и проявляется категория
автора (авторства), которая является важнейшей категорией, влияющей как
на лингвистические, так и на экстралингвистические факторы образования
текста, а также детерминирует все структурные элементы рецензии. Поэтому
нам кажется актуальным рассмотреть, как эта категория воплощается в
тексте современной театральной рецензии. В нашем понимании категория
автора (авторства) проявляется через образ автора, который, в свою очередь,
реализуется посредством контактоустанавливающих средств, через набор
прецедентных феноменов, а также через речевую репрезентацию категории
оценки. Этим и обусловлен выбор теоретических проблем, представленных в данной работе.
Научная новизна исследования определяется привлеченной
эмпирической базой, презентующей жанр современной театральной рецензии.
Объектом исследования является текст современной театральной
рецензии, представленной в корпоративном издании.
Предмет исследования – приемы и речевые средства выражения
категории авторства в анализируемых текстах.
Цель исследования – выявить особенности речевой фиксации
категории авторства в современной театральной рецензии в соотнесенности с
актуальными алгоритмами текстопорождения.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) определить терминологический аппарат исследования и выявить
специфику понятий «категория авторства» и «образ автора»;
2) выделить феноменологические характеристики арт-дискурса;5
3) систематизировать существующие описания жанровых особенностей театральной рецензии;
4) изучить этапы и причины эволюции жанра театральной рецензии в
медийном пространстве;
5) описать набор речевых средств, используемых для проявления
категории авторства в текстах театральных рецензий;
6) выявить специфику речевого выражения категории оценки;
7) охарактеризовать факторы, влияющие на особенности речевой
фиксации категории авторства в театральных рецензиях, публикуемых
в корпоративном издании.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
описательный метод, метод обобщения, а также современные методики
лингвостилистического анализа медиатекста.
Степень изученности темы. Театральная рецензия чаще всего
рассматривается в контексте жанровой системы культурно-просветительской
журналистики. Этому жанру посвящены работы Н. Н. Мошниковой (образ
автора в театральной рецензии). Об эволюции жанра и его стилевых
особенностях писали Н. С. Гаранина, Ю. Д. Кравченко,
Е. А. Мальчевская, В. Н. Полушко, А. А. Тертычный и др.
Если говорить о категории автора (авторства), то разработкой этой
темы занимались такие исследователи, как М. М. Бахтин, В. М. Жирмунский,
Ю. Н. Тынянов. Понятие «образ автора» впервые употребил
В. В. Виноградов, анализируя литературно-художественные тексты. Также
большой вклад в изучение данного феномена внес Г. Я. Солганик, который
назвал автора важнейшей стилеобразующей категорией публицистического
текста. Категория автора (авторства) рассматривается в работах
Л. Р. Дускаевой, Н. И. Клушиной, Е. П. Почкай, Н. С. Цветовой. Категории
оценки посвящены работы Н. Д Арутюновой, Е. М. Вольф, Е. А. Чернявской.
В качестве эмпирической базы исследования выступили театральные
рецензии, опубликованные в выпусках культурно-просветительской газеты6
«Мариинский театр» за 2013, 2015 и 2016 годы. В аналитической части для
детального описания привлечено 14 материалов.
Газета «Мариинский театр», несмотря на принадлежность к
специализированным изданиям, рассчитана на массовую аудиторию.
Издание выходит в Санкт-Петербурге с 1994 года и распространяется среди посетителей театра.
Данная работа состоит из оглавления, введения, основной части (две
главы), заключения, списка литературы и приложения. В первой главе «Жанр
театральной рецензии: лингвостилистическое описание» мы посчитали
целесообразным сформировать представление об арт-журналистике,
представить основные этапы ее развития, поскольку для полного понимания
театральной рецензии и особенностей ее трансформации необходимо иметь
представление и о дискурсе, в котором она создается. Также нами
рассмотрена непосредственно театральная рецензия как жанр критики,
причины и последствия его модернизации. Кроме того, в первой главе
представлены понятия «категории авторства» и «категории оценки», описаны
средства, которые используются для их выражения в арт-тексте. Во второй
главе «Особенности речевой фиксации категории авторства в текстах
театральных рецензий (на примере газеты “Мариинский театр”)»
осуществлен анализ речевого проявления категории авторства в текстах
театральных рецензий. Заключение содержит выводы, сделанные в
результате проведенного исследования. Список литературы включает 57 наименований.
Приложение к данной работе содержит тексты театральных рецензий
из газеты «Мариинский театр», послужившие материалом для лингвостилистического анализа.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование, посвященное анализу речевого выражения
категории авторства в текстах современных театральных рецензий,
позволило сделать следующие выводы.
Стало очевидным, что театральная рецензия, как и арт-журналистика в
целом, за последние годы претерпела серьезную трансформацию. До
перестроечных времен рецензенты, оценивая тот или иной объект искусства,
помогали читателям осмыслить происходящие в театральной сфере явления
и проблемы, расширяли их знания и развивали эстетический вкус. Но, как мы
убедились, многочисленные изменения, произошедшие в последние годы в
индивидуальном и общественном сознании в целом, усиливший свое влияние
постмодернизм, в частности, существенно повлияли на медиасферу: сегодня
театральная рецензия в меньшей степени нацелена на решение культурнопросветительских задач, в большей – на удовлетворение потребительских
запросов массового читателя и его развлечение.
Многие медийные персоны ставят под сомнение перспективность
жанра театральной рецензии, который на протяжении нескольких столетий
воспринимался как жанр феноменальный, требующий от его создателей
высочайшего профессионализма. Наше исследование только отчасти
подтверждает эту точку зрения, так как очевидно, что театральная рецензия
сегодня трансформируется под влиянием необходимости выполнять в
первую очередь рекламную функцию.
Для того чтобы читатель согласился с позицией автора-рецензента и
следовал ей, последний отбирает из имеющегося набора речевых средств те,
с помощью которых презентует собственную точку зрения как наиболее
компетентную и привлекательную. Мы выяснили, что основными средствами
проявления исследуемой категории являются речевые средства выражения
оценки. Для выражения имплицитной оценки автор использует различные
инструменты выразительности и оценочные средства (тропы, оценочные74
номинации и т. д.). Так, для рецензий, публикуемых в анализируемом нами
издании – в газете «Мариинский театр», характерно частое употребление
метафор и эпитетов, которые создают в сознании адресата нужный образ
автора, влияющий на восприятие информационной составляющей текстов.
Это восприятие может корректироваться использованием иронии,
являющейся мощным инструментом манипулятивного воздействия, и
сложнейшей системой контактоустанавливающих средств, которая включает
в себя преимущественно риторические вопросы и восклицания, личные
местоимения, вопросно-ответные конструкции, имитацию диалога с
читателем.
Кроме того, исследование показало, что одним из самых эффективных
проявлений категории авторства можно признать проявления
индивидуального стиля рецензентов, которые делают специализированное
издание доступным не только профессионалам из театральной сферы, но и
массовому читателю, ведь публика Мариинского театра многолика. Причем
в данном случае не происходит традиционной для современного медийного
пространства жанровой деградации. Дело в том, что в текстах театральных
рецензий, публикуемых в массовых изданиях, редко встречается
углубленный и всесторонний анализ объекта искусства. В большинстве они
содержат пересказ фабулы спектакля, а также описание авторских
впечатлений, отдельные, только эмоционально обеспеченные оценки. И
транслируемые оценки, как правило, не мотивируются. Речевой арсенал
рецензентов «Мариинского театра», определяющий их индивидуальную
стилистику, значительно шире. Произведения вписываются в гипертекст
популярного издания, адресованного искушенной аудитории, ожидающей
диалога с профессионалом речи. Высокий профессионализм в данном случае
проявляется в демонстрации соответствующей прецедентности; в
способности использовать для трансляции оценки сравнения, широкие
аналогии; в опоре на эстетически значимые средства креолизации текста.75
Ознакомившись с публикациями газеты «Мариинский театр» и
сформулировав четкое представление о том, как выглядит современная
театральная рецензия, мы пришли к пониманию того, что, несмотря на
трансформацию, рассматриваемый жанр имеет вполне определенные
перспективы, которые со всей очевидностью проявляются в речевой форме
журналистской рецензии, потому что сегодня углубленный и объемный
анализ художественного произведения не нужен массовой аудитории.
Любители, занимающие особое положение в театральном дискурсе, для
удовлетворения своего интереса все чаще обращаются к
специализированным изданиям, которые включают в себя тексты,
рассчитанные на узкий круг лиц. Большинство же читателей отдают
предпочтение оперативной и лаконичной информации, осмысление которой
не требует особого напряжения и времени. Им гораздо важнее и нужнее
получить общее представление о том или ином сценическом объекте, его
краткий пересказ и общую авторскую оценку, основанную на личных впечатлениях.
Таким образом, исследование качественного эмпирического материала
позволило нам сделать следующие выводы: речевая репрезентация категории
авторства в медийном тексте зависит от четырех факторов: во-первых, от
индивидуальности автора, его профессиональных навыков и творческих
способностей, от интеллектуального багажа; во-вторых, от концепции
издания, с которым автор сотрудничает; в-третьих, от дискурса, диктующего
определенные правила и требования; и, наконец, в-четвертых, от аудитории,
которой адресована журналистская продукция.
Немаловажно, что благодаря проделанной работе мы сформулировали
модель идеальной театральной рецензии. Этот опыт, бесспорно, будет
использован в дальнейшей профессиональной деятельности.
На наш взгляд, в связи со своей многогранностью и уникальностью
категория авторства в текстах современных театральных рецензий требует
дальнейших исследований и теоретического осмысления.


1. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999.
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
3. Гаранина Н. С. Стиль русской театральной критики: учеб.-методич. пособие.
М.: МГУ, 1970.
4. Безруков А. Н. Поэтика интертекстуальности: учеб пособие. Бирск: БГСПА,
2005.
5. Васильев А. Д. Интертекстуальность: прецедентные феномены: учеб.
пособие. М.: Флинта, 2013.
6. Виноградов В. В. О теории художественной речи: учеб. пособие.ьМ.: Высшая
школа, 1971.
7. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М.: Едиториал УРСС, 2002.
8. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977.
9. Журналистика сферы досуга: учеб. пособие / под общ. ред. Л. Р. Дускаевой,
Н. С. Цветовой. СПб.: ВШЖиМК, 2012.
10. Карамова А. А. Категория оценки в современном русском языке: учеб.
пособие. Уфа: РИО БашГУ, 2003.
11. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987.
12. Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе. М.: МГУ, 1971.
13. Москвин В. П. Интертекстуальность: понятийный аппарат. Фигуры, жанры,
стили. М.: Либроком, 2013.
14. Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности: пер. с фр. Г. К.
Косикова / общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Изд-во ЛКИ, 2008.
15. Романова Т. В. Модальность. Оценка. Эмоциональность: монография.
Нижний Новгород: НГЛУ, 2008.
16. Тертычный А. А. Жанры периодической печати: учеб. пособие. М.: Аспект
Пресс, 2000.
17. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977.77
Диссертации
18. Зятькова Л. Я. Субъективная модальность политического дискурса: дис. …
канд. филол. наук: 10.02.20 / Л. Я. Зятькова. ТюмГУ. Тюмень, 2003.
19. Самсонова А. А. Ценностное содержание культурно-просветительского
дискурса: дис. … магистра журналистики / А. А. Самсонова. СПбГУ. СПб.,
2016.
20. Чернявская Е. А. Оценка и оценочность в языке и художественной речи:
дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Е. А. Чернявская. Брянск, 2001.
Научные статьи
21. Гавриличева Г. П. О проблеме соотношения понятий «оценка» и
«модальность» // Ученые записки ЗабГГПУ. 2010. № 3. С. 50-55.
22. Дускаева Л. Р. Интенциональность медиаречи: онтология и структура //
Медиатекст как полиинтенциональная система: сб. статей / отв. ред. Л. Р.
Дускаева, Н. С. Цветова. СПб.: СПбГУ, 2012. С. 10-16.
23. Колшанский Г. В. Проблемы коммуникативной лингвистики // Вопросы
языкознания. 1979. № 6. С. 51-62.
24. Коньков В. И. Система презентации медиатекста // Медиалингвистика.
2015. № 2. С. 35-44.
25. Кормилицына М. А. Контактоустанавливающие средства // Эффективное
речевое общение (базовые компетенции) / под ред. А. П. Сковородникова.
Красноярск: СФУ, 2014. С. 243-244.
26. Кудрина Н. А. Интертекстуальность и прецедентность: к вопросу о
разграничении понятий // Вестник ТГУ. 2005. Вып. 4. С. 5-11.
27. Кузьмина Н. А. Автор и адресат текстов СМИ: инверсия коммуникативных
ролей // Мысль. Текст. Стиль: сб. статей / под ред. Л. Р. Дускаевой и
В. И. Конькова. СПб.: СПбГУ, 2011. С. 133-142.
28. Лазарева Э. А. Заголовочный комплекс – средство организации и
оптимизации восприятия // Известия УрГУ. 2006. № 40. С. 158–166.78
29. Мальчевская Е. А. Трансформация жанра рецензии // Вестник БГУ. 2011. №
1. С. 74-77.
30. Мошникова Н. Н. Образ автора в тексте театральной рецензии // Язык,
сознание, коммуникация: сб. статей / отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов.
М.: МАКС Пресс, 2005. Вып. 31. С. 125-138.
31. Полушко В. Н. Эволюция жанра театральной рецензии // Жанры в
журналистском творчестве: материалы науч.-практ. семинара «Современная
периодическая печать в контексте коммуникативных процессов» / отв. ред. Б.
Я. Мисожников. СПб.: СПбГУ, 2004. С. 61-65.
32. Почкай Е. П. Журналист. Пресса. Аудитория // Журналист. Пресса.
Аудитория: сб. статей / ред. С. В. Смирнов. Л.: ЛГУ, 1986. Вып 3. С. 118-127.
33. Сергеева Т.С. Арт-журналистика и современная Российская культура:
ценностно смысловые доминанты и проблема сохранения человека //
Вестник ЧелГУ. 2013. № 22. С. 152-156.
34. Сидякина А. А. Работа над публикацией в культурно-просветительских
СМИ // Журналистика сферы досуга: учеб. пособие / под общ. ред. Л. Р.
Дускаевой, Н. С. Цветовой. СПб.: ВШЖиМК, 2012. С. 164-167.
35. Сидякина А. А. Художественно-просветительские периодические издания
(Арт-журналистика) // Журналистика сферы досуга: учеб. пособие / под общ.
ред. Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой. СПб.: ВШЖиМК, 2012. С. 123-131.
36. Солганик Г.Я. Автор как стилеобразующая категория публицистическог
о текста // Вестник МГУ. 2001. № 3. С. 74–84.
37. Сонина Е. С. Развлечение и научение // Журналистика сферы досуга: учеб.
пособие / под общ. ред. Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой. – СПб.: ВШЖиМК,
2012. С. 49-71.
38. Фомина Ю. А. Аспекты изучения языковой оценки // Вестник ЧелГУ. 2007.
№ 20. С. 154-161.
39. Цветова Н. С. Журналистский арт-текст: специфика выражения оценки: сб.
научных работ / под ред. Е.А. Кожемякина, А.В. Полонского. Белгород, 2015.
Вып. 12. С. 11-15.79
40. Цветова Н. С. Категория автора в интенциональном поле медиатекста //
Медиатекст как полиинтенциональная система: сб. статей / отв. ред. Л. Р.
Дускаева, Н. С. Цветова. СПб.: СПбГУ, 2012. – С. 17-23.
Словари и энциклопедии
41. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] //
URL: http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=18640, доступный. Дата
обращения: 16.03.17.
42. Руднев В. П. Энциклопедический словарь культуры XX в. [Электронный
ресурс] // URL: http://lib.ru/CULTURE/RUDNEW/slowar.txt, доступный.
Дата обращения: 28.02.17.
43. Словарь литературоведческих терминов [Электронный ресурс] //
URL: http://slovar.lib.ru/dictionary/gipertext.htm, свободный. Дата обращения:
28.02.17.
Электронные ресурсы
44. Власов С. В. Оценочные универсалии публицистического стиля на примере
работ В.Г. Распутина [Электронный ресурс] // URL:
http://www.moluch.ru/conf/phil/archive/23/66/, свободный. Дата обращения:
16.02.2017.
45. Клушина Н. И. Языковые механизмы формирования оценки в СМИ. Часть
1 [Электронный ресурс] // URL: http://www.gramota.ru/biblio/magazines
/gramota/28_79, свободный. Дата обращения: 12.03.17.
46. Кравченко Ю.Д. Жанр рецензии и его современная трансформация
[Электронный ресурс] // Русский язык: исторические судьбы и
современность: материалы III Междунар. конгр. исслед. рус. яз. – М.: МГУ,
2007. С. 389 // URL: http://www.philol.msu.ru/~rlc2007/abstracts/?sectionid=13,
свободный. Дата обращения: 9.12.16.
47. Маяковский В. В. «Послушайте» [Электронный ресурс] // URL: http://febweb.ru/feb/mayakovsky/texts/ms0/ms1/ms1-060-.htm,свободный.80
Дата обращения: 10.06.15.
48. Медиабизнес.ру, сайт профессионального медиасообщества [Электронный
ресурс // URL: http://www.apatitylibr.ru/index.php/, свободный. Дата
обращения: 28.03.17.
49. Фатеева Н. Интертекстуальность [Электронный ресурс] //
URL: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/
INTERTEKSTUALNOST.html?page=0,5, свободный. Дата обращения:
12.03.17.
Эмпирические материалы:
50. Фрагмент из рецензии «”Левша”: мнение о премьере»,
автор: Я. Тимофеев (г. «Мариинский театр», № 7-8 за 2013 г., стр. 5).
51. Фрагмент из рецензии «”Левша”: мнение о премьере», автор: В. Дудин
(г. «Мариинский театр», № 7-8 за 2013 г., стр. 5).
52. Фрагмент из рецензии «”Левша”: мнение о премьере», автор: С. Баневич
(г. «Мариинский театр», № 7-8 за 2013 г., стр. 5).
53. «Сила простых истин», автор: В. Гуревич
(г. «Мариинский театр», № 1-2 за 2016 г., стр. 19).
54. «Из жизни Николеньки Артеньева», автор: И. Райскин
(г. «Мариинский театр», № 1-2 за 2016 г., стр. 10).
55. «Если звезды зажигают…», автор: Н. Потапова
(г. «Мариинский театр», прил. «Окно в Европу», № 7-8 за 2013 г., стр. 2).
56. «Летний Зальцбург. Реквием по герою», автор: Н. Потапова
(г. «Мариинский театр», прил. «Окно в Европу», № 5-6 за 2015 г., стр. 2).
57. «Моцарт или Сальери?», автор: Н. Потапова
(г. «Мариинский театр», прил. «Окно в Европу», № 7-8 за 2013 г., стр. 3).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ