Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕПРЕССИВНОСТЬ ИДЕОЛОГИИ

Работа №134720

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы47
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
40
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ «ИДЕОЛОГИЯ» 8
1.1. Понятие идеологии во французской школе идеологов XVIII века 8
1.2. Понятие идеологии у Карла Маркса 12
1.3. Социологические концепции феномена «идеологии» 14
ГЛАВА II. РЕПРЕССИВНОСТЬ ИДЕОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА В КОНЦЕПЦИИ Г. МАРКУЗЕ 20
2.1. Анализ Г. Маркузе технологического общества в книге «Эрос и Цивилизация» 20
2.1.1. Интерпретация Г. Маркузе основных принципов развития цивилизации через призму психоаналитической теории З. Фрейда 20
2.1.2 Интерпретация Г. Маркузе технологической цивилизации через призму психоаналитической теории З. Фрейда 22
2.2. Глава II. Анализ Г. Маркузе технологического общества в книге «Одномерный человек» 25
2.2.1. Высокотехнологическое массовое производство как предпосылка репрессивного характера современного общества 25
2.2.2. Одномерность общества, мышления и человека в технологическом обществе 29
2.2.3. Рабочий класс в технологическом обществе как пример порабощения человека и универсума одномерности 34
ГЛАВА III. Иллюстрация репрессивности идеологии на примере национал–социализма в Германии 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 47

Актуальность: сегодня идеология напрямую связана с общественным сознанием и оказывает на него колоссальное влияние. В нынешнем понимании под идеологией принято считать такую ценностную систему, которая выражает отношение к существующему общественному порядку, даёт обоснование политическим целям, нормам, принципам, образу поведения и идеалам. Например, таким, как: социальная справедливость, демократия, свобода, солидарность и права человека.
Главной функцией идеологии, как таковой, является оценка социальной реальности, а именно: соотнесение её с политическими интересами и потребностями, принципами и идеалами. Именно в сфере идеологии оформляются системы ценностей различных общественных классов и происходит осознание ими своих коренных интересов, отношения к другим классам, места в обществе, формулируются цели и программы деятельности этих классов. Господствующей идеологией в данном обществе будет являться идеология того класса, в руках которого сосредоточены средства духовного и материального производства, другими словами, господствующего в данном обществе, класса. Без идеологии невозможно формирование ни политических, ни правовых, ни образовательных отношений. Она – часть надстройки и часть общественного сознания, поэтому в его структуре ей уделено особое смыслообразующее место по отношению к социальной психологии и обыденному сознанию.
Следовательно, выделяются такие виды идеологии, как: религия и философия, правовая идеология и политическая идеология, эстетическое и нравственное сознание. Испытывает влияние идеологии и наука, являясь по преимуществу формой познания, так как научные открытия подлежат осмыслению с позиций разных форм идеологии, однако, фундаментальные теории общественных наук, в свою очередь, носят идеологический характер.
В области идеологии находят своё отражение отношения и столкновения различных классов в классово-антагонистическом обществе, являясь при этом одной из форм классовой борьбы, будь то противоборство пролетарской или коммунистической и буржуазной идеологии.
Впервые принципы научного подхода к проблематике идеологии были разработаны теоретиками марксизма: чтобы дать всестороннюю оценку конкретной идеологической системе крайне важно иметь в виду ее социально-классовую принадлежность (демократическая, социалистическая, буржуазная), также необходимо учитывать ту призму, через которую эта идеология отражает действительность (научная или утопически-иллюзорная), дальше идут её социальные функции и ее роль в жизни общества (консервативно-реакционная или революционно-прогрессивная).
Однако, связь идеологии с классовыми интересами может быть опосредованной, так как она в своём развитии опирается на имеющийся мыслительный материал и поэтому обладает относительной самостоятельностью, особенно в удаленных от экономической основы формах, как-то: религия, мораль, философия.
Вокруг определения понятия «идеология» до сих пор ходит множество споров, её относят к числу малоизученных феноменов, однако в политической науке она трактуется как система социальных, экономических и политических идей и ценностей, являющихся основой для постановки целей, которые образуют ядро политических программ.
Однако феномен идеологии может быть рассмотрен и под другим углом зрения. Уже К. Маркс — основоположник критики идеологии — рассматривал её не только как отражение реальности (о чем велась речь выше), но и как её искажение. Эта искаженность реальности идеологий является немаловажным «практическим» аспектом проблемы, поскольку затрагивает каждого индивида в течении его жизни: «Современная идеология функционирует не как система догм или лозунгов, доктрин или теорий, а как язык большой прессы, массовой культуры, рекламы и т. п. Любой кинофильм, роман, видеоклип, даже заголовок или фотография в газете начинены идеологическим содержанием»1. Даже само понятие «идеология» в обыденном сознании зачастую носит негативные коннотации и связано с идеей несвободы. В этом отношении даже статус так называемой либеральной идеологии, которая провозглашает свободу в качестве своей основной ценности, является проблематичным. М. Фуко по этому поводу замечает, что процесс становления либеральной идеологии и и либеральной политики в 18 веке можно понять, только если не забывать, то этот век, «столь решительно превозносивший разного рода свободы, тем не менее активно использовал дисциплинарную технику, которая, беря под надзирающий контроль детей, солдат, рабочих, свободу существенно ограничивала»2. Тот же М. Фуко в более поздний период своего творчества сосредоточит свое внимание уже не на дисциплинарных практиках, а на феномене биополитики, разворачивающегося в рамках феномена управленчества, когда сами управляемые выстраивают свою жизнь, поведение, мышление в соответствии с нормами господствующего диспозитива - т.е. современной «либеральной» идеологии3
Таким образом, принимая во внимание актуальность рассматриваемой тематики, мы можем сформулировать цель исследования: исследовать феномен идеологии в аспекте её репрессивного характера
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть понятие «идеология» в его исторической перспективе;
2. проиллюстрировать репрессивные стороны феномена идеологии основывая свое прочтение на анализе произведений Г. Маркузе «Одномерный человек» и «Эрос и цивилизация».
3. Проиллюстрировать репрессивность феномена идеология на примере тоталитарных движений 20 века.
Методология исследования: общенаучные методы теоретического анализа и синтеза.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе мы рассмотрели репрессивный аспект феномена идеологии. Достижению поставленной цели способствовало выполнение поставленных задач. Безусловно, рассмотрение данного феномена в интересующем нас аспекте требует привлечения большего количества критической литературы и исторических примеров. Однако рассмотренные концепции и примеры можно считать наиболее показательными (по крайней мере в 20 веке) для характеристики репрессивности идеологических концепций как прошлого, так и современности.


1. Бонгард-Левин, Г.; Грантовский Э.. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. Москва: Мысль, 1983. 
2. Бронзино Л.Ю. Герберт Маркузе и Жан Бодрийяр: теоретикометодологический аспект анализа концепта общества потребления [Электронный ресурс]. Сайт «Киберленика». URL: http://cyberleninka.ru/article/n/gerbert-markuze-i-zh.. (Дата обращения: 15.04. 2018) 
3. Ватлин А. Германия в XX веке. Москва, 2002. 
4. Голосов Г. В. Сравнительная политология. Учебник. – СПб., 2001.
5. Дацюк А. «Религия Гитлера» // Аспекты. 2000 , №1. – С 19-34
6. Дугин А.Г. Социология воображения. Введение в структурную социологию. М.: 2010.
7. К. Маркс, Ф. Энгельс. Немецкая идеология. // Собр. соч. Т.1. М., 1955.
8. Дугин А.Г. Социология воображения. Введение в структурную социологию.
9. Дугин А.Г. Социология воображения. Введение в структурную социологию. М.: 2010.
10. Иванова А.С. Начала «идеологии»: Антуан Дестют де Траси и его наука об идеях // Вопросы философии. 2013. 8. С. 15-25
11. Марков Б.В. Философская антропология. Очерки истории и теории. – СПб., 1997.
12. Маркузе Г. Эрос и цивилизация // Эрос и цивилизация. Одномерный человек. Исследование идеологии раз-витого индустриального общества. М.: 2003.
13. Манхейм К. Идеология и утопия //Диагноз нашего времени. М.,1994.,
14. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // THESIS. 1992. № 2. 1966.
15. Уледов А. К. Общественная психология и идеология. М., 1985. С. 202.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ