Введение………………………………………………………………..…..3
Глава I. Ключевые понятия и концепты философии Ф.В.Ницше............7
§1. Дионисийское и аполлоническое начало...............................................7
§2. Воля к власти, сверхчеловек и мораль господ....................................10
§3. Ресентимент и рабская мораль..............................................................13
Глава II. Ключевые понятия и концепты философского традиционализма...................................................................................................16
§1. Традиционализм Р.Генона.....................................................................16
§2. Традиционализм Ю.Эволы....................................................................20
§3. Социально-философские воззрения традиционалистов.....................22
§4. Традиционализм и фашизм..................................................................29
Глава III. Концепты Ницше в философии традиционализма...................32
§1. Вечное возвращение и представление о циклическом времени.......32
§2. Ресентимент и мораль рабов в этике традиционализма. Статус христианства и нигилизм......................................................................................35
§3. Сверхчеловек, мораль господ в этике традиционализма. Аристократия.........................................................................................................41
Заключение..................................................................................................44
Перечень использованной литературы………………………….………46
Актуальность проблемы. Творчество Ф.В.Ницше многими исследователями признаётся как поворотное для всей западной цивилизации. В ХХ веке происходило множество попыток политизировать философскую систему великого немецкого философа, что не могло не отразиться на ходе самой истории. Насколько влияние Ницше на современную западную цивилизацию является положительным или отрицательным - до сих пор открытый вопрос, однако, сомнению не подлежит широкая известность и крайняя популярность трудов великого немецкого философа.
Помимо большой культурной ценности для современной цивилизации, философия Ф.В.Ницше представляет большую значимость для таких подразделов философского знания, как этика и философская антропология. И несмотря на большую оригинальность ницшеанских идей, схожие мотивы в подобных сферах можно обнаружить и в творчестве других писателей, как например у М.Штирнера, точка зрения на подобие идей которого с идеями Ф.Ницше является общепринятой.
Философия Ницше литературна, в центре её стоит фигура человека. Сам же Ницше в своих работах занят скорее критикой современного ему человека и человечества, нежели разработкой точных понятий и методов, которыми могла бы воспользоваться наука или философия. Сама же философия Ницше строится вокруг нескольких основных мотивов среди которых можно выделить концепцию аполлонического-дионисийского, волю к власти, сверхчеловека, ресентимент и идею вечного возвращения.
Ницше также не стремился и к политизированию своей философии. Однако, как мы знаем, попытки политизировать его наследие предпринимались многократно. В частности наиболее известна та ситуация, когда нацисты включили в поле своей идеологии понятие сверхчеловека, которое, однако, они понимали биологически, а не в морально-волевом отношении, как это было у самого Ницше.
В творчестве Ницше мы можем выделить несколько основных мотивов, таких как вечное возвращение, мораль господ и мораль рабов, сверхчеловек и воля к власти. Однако, подобные мотивы были также восприняты и философским течением традиционалистов, среди которых Юлиус Эвола фиксировал поразительное сходство основных идей традиционализма с концептами Ф.В.Ницше.
Философский традиционализм рассматривал все религиозные системы, любые мифологические представления как нечто что проистекает из единого объективного источника. Этот источник они называли «примордиальной» традицией. Философы традиционализма посвящали свои работы раскрытию связи и множества параллелей между разнообразными и даже изолированными друг от друга религиозными традициями. Подобные изыскания привели первых философов традиционалистов к представлениям о фундаментальном отличии языка традиции от языка современности или модерна. Традиция описывала мир на экзистенциальном уровне и на языке человеческой воли, она давала человеку дисциплину, внутреннюю стойкость и свободу. Язык современности же, который конструировался в новое время, занимается только лишь редукцией сложного к примитивному, внутренний мир человека описывается теперь не на языке его воли и внутренней свободы, а лишь жёсткими причинно-следственными связями. Сам мета-дискурс современности выставляет человека рабом его гормонов, психических процессов сводя их, в свою очередь лишь к движению материи и феноменам физического мира. Человек перестаёт принадлежать самому себе. В человеческом языке произошла фундаментальная перестановка акцентов, если раньше низшее описывалось через высшее, то сегодня всё происходит ровно наоборот.
Основателем традиционалистского дискурса является французский философ Рене Генон, однако, Юлиус Эвола направляет его в политическое русло, тем самым закладывая фундамент для крайне консервативных движений в Европе. В то же время, Эвола и обнаруживает схожесть ницшеанских мотивов с ценностями традиционализма. Традиционные культуры воспринимали время циклично, а не линейно, ту же самую мысль проводил Ницше же в своих трудах преподнося её как идею о вечном возвращении. Ницше заявлял что ресентиментная мораль набирала обороты в современном ему обществе, точно так же традиционалисты рассматривали любые идеологии XX века как ментально рабские по своей сути, так как они всегда обращались к своим слушателям как к рабам капиталистов или коммунистов, как к рабам церкви или евреев и так далее. Других идеологий в XX веке просто не существовало.
Гораздо сложнее обстоит дело с ницшеанским сверхчеловеком. Традиционалисты не используют такой термин, однако, они всё же говорят о том типе человека, которого хотели бы видеть. Современный человек - это тот, кто поддался духу современности, тот кто поддался экономическому мышлению и рабским идеологиям, культу материи и массовой культуре. Следовательно, человек традиции в условиях современности - это тот, кто проигнорировал или даже презрел всё вышеперечисленное и добровольно обратился к религиозной мудрости. Таким образом, у традиционалистов сохраняется ницшеанский момент переоценки ценностей, совершающийся в пределах одной личности. По Ницше такого человека можно было бы назвать сверхчеловеком, однако, у традиционалистов, аналогичная фигура обращается к религии и начинает следовать религиозной догматике, но они делают акцент на том, что как и у ницшеанского сверхчеловека, должно сперва состояться преодоление рабской морали и слепого следования духу современности.
Степень разработанности проблемы. Можно утверждать что философские труды Ф.В.Ницше и его биография являются хорошо изученными, с другой стороны, также можно сказать что на сегодняшний день философия традиционализма набирает популярность в России, однако, не проводилось практически никаких исследований концептуальной взаимосвязи традиционализма и философии Ницше. На подобие идей ницшеанства и традиционализма указывал ещё Ю.Эвола, однако, итальянский философ сам использовал ницшеанскую терминологию для прояснения ключевых моментов философии традиционализма. Данное же исследование посвящено более масштабному освящению концептуальных связей между двумя философскими учениями, не сводимое лишь к анализу заимствований понятий Ю.Эволой, но включает также в себя раскрытие мотивов в философии Р.Генона созвучных с ницшеанством.
Цель работы - сопоставить философские концепции Ф.В.Ницше и философов-традиционалистов (Р.Генона и Ю.Эволы) и найти общие элементы и общие мотивы свойственные для учений вышеперечисленных философов.
Поставленная цель предполагает последовательное решение следующих задач исследования:
- Обозначить стилистические сходства и различия двух философских концепций
- Рассмотреть ключевые концепты вышеперечисленных философских течений
- Показать происхождение ключевых понятий традиционализма из философской системы Ф.В.Ницше.
В данной работе было проведено исследование о взаимосвязи традиционализма и учения Ф.В.Ницше. Можно утверждать, что Ю.Эвола хорошо знаком с ницшеанским учением. С другой стороны, в трудах Р.Генона также можно наблюдать мотивы родственные ницшеанским. В первую очередь это представления о циклическом времени, которые соотносятся с идеей о вечном возвращении Ницше. Также это взгляд на историю как на некий регресс, усугубление упадка с течением времени. Христианство тоже выделяется как особый культурный феномен, который как Ницше, так и традиционалисты рассматривают в качестве одного из источников вышеназванного упадка. Мотивы ницшеанской этики сверхчеловека также присутствуют в философских текстах традиционалистов.
Генон указывает на то что человек традиции не измышлял время в терминах современного человека. Это значит, что он воспринимал время нерасчленённым, слитно, благодаря чему оно мыслилось как постоянное возвращение. Хронологии в современном понимании у древних людей не существовало, поэтому они жили во времена, когда существовало бесконечное прошлое и бесконечное будущее, в следствие чего, возможным оказывалось повторение событий, или если говорить языком Ницше - вечное возвращение. Отсюда, по логике Генона, проистекает восприятие традиционными культурами времени как постоянно становящихся и чередующихся между собой циклов, эпох, когда за упадком следует расцвет и наоборот.
Ницше утверждал что современная культура ресентиментна, что современный человек больше не благороден. Традиционалисты также говорили о вырождении многих положительных, благородных, аристократических качеств в человеке. Однако, они связывали это в первую очередь с упадком кастовой системы. Так, например, переходила власть от жрецов к воинам, а от воинов к купцам. В результате чего нарушилась связь с трансцендентным, а высокое понимание реальности утратилось и стало уделом закрытых сект. Р.Генон и Ю.Эвола солидарны в своих оценках в том что процесс упадка традиции начался с христианства. Генон фиксирует два связанных с этим момента. Христианская религия не имела собственного священного языка. С другой стороны, христианство с самого момента своего зарождения существовало параллельно со светским законом. Ницше же связывает христианство с началом становления рабской морали, он утверждает что христианство - это религия морализаторов. С этой оценкой солидарен и Р.Генон, который полагал что христианство - это сентиментальная, чувственная религия, которая с течением веков выродилась в морализм. Итого можно утверждать что и традиционалисты, и Ницше едины в оценке христианства как явления, с которого начинается упадок западной цивилизации, её вырождение.
Важным для текущего исследования является также и концепт ницшеанского сверхчеловека. По Ницше, это фигура наделённая большой личностной силой, но лишённая рабской морали, ресентимента. Вокруг такой фигуры органически выстраивается социальный порядок. Точно также оценивал роль древней аристократии в традиционном обществе Ю.Эвола. Однако, аристократ Эволы - это фигура далёкого прошлого, когда сверхчеловек, по мнению Ницше, ещё только должен прийти. С другой стороны, для обеих философских систем существует схожий мотив сильной личности.
1. Болотов В. Три первых века христианства / Василий Болотов. - М.: Ломоносовъ. - 2015. - 216 с. - (История. География. Этнография).
2. Визгин В. П. Философия Ницше в сумерках нашего сегодня // www.nietzsche.ru/around/russia/vizgin, 19.03.16
3. Генон Р. Духовное владычество и мирская власть = Autorité spirituelle et pouvoir temporel / Рене Генон: к пониманию одного сложного человека = René Guéno: Approche d'un homme complexe / Жан Урсен; [пер. с фр. Н. Тирос]. - Москва.: Беловодье, 2015. - 208 с. - (Избранные произведения). - Данные тит. л. частично парал. фр.
4. Генон Р. Кризис современного мира. Перевод Н.В.Мелентьевой под редакцией А.Г.Дугина. Послесловие - «Пророк Золотого Века» А.Г.Дугина. - М.: Историко-религиозная ассоциация «АРКТОГЕЯ», 1991. - 160 с.
5. Генон Р. Очерки о традиции и метафизике / Пер. с фр. В.Ю.Быстрова - СПб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2010. - 320с.
6. Генон, Рене. Царь мира = Le roi du monde ; Очерки о христианском эзотеризме = Aperçus sur l'ésotérisme chrétien / Рене Генон ; [пер. с фр. Н. Тирос]. - Москва : Беловодье, 2008. - 224 с. - Данные тит. л. частично парал. фр.
7. Делез, Жиль Ницше / Пер. с франц., прим. и послесловие С.Л. Фокина. - СПб., Machina, 2010. - 172 с. (Критическая библиотека)
8. Немировская Л. З. Ницше: мораль «по ту сторону добра и зла» (Из цикла «История этических учений»). ─ М.: Знание, 1991. ─ 64 с. ─ (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика»; № 6).
9. Ницше Ф. Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей / Пер. с нем. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. - 448 с.
10. Ницше Ф. Генеалогия морали / Пер. с нем. - СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. - 224 с.
11. Ницше Ф. Падение кумиров: Сборник / Пер. с нем. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. - 224 с.
12. Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм / Пер. с нем. Г.А.Рачинского. - СПб.: Азбука-классика, 2005. - 208 с.
13. Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1.-693с.
14. Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2.-702с.
15. Ницше Ф. Так говорил Заратустра / Пер. с нем. Ю. Антоновского. - СПб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2010. - 352 с.
...