Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Аналитика терроризма в современной французской философии

Работа №134718

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

философия

Объем работы75
Год сдачи2019
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
43
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение………………………………………………………………..…...3
Глава I. Феномен террора и терроризма в новоевропейской культуре…6
§1. Исторические реалии терроризма……………………………………..6
§2. Аналитика терроризма в истории философии……………………....15
Глава II. Концептуализация терроризма в современной французской философии…..........................................................................................................24
§1. Ален де Бенуа: реактуализация политической теории Карла Шмитта...................................................................................................................24
§2. Концептуализация терроризма в творчестве Жана Бодрийяра……37
§3. Терроризм в аналитике имён философии Алена Бадью……..……..46
§4. Угроза терроризма в контексте критики понятия «государств-мошенников» у Жака Деррида………………………………………………….63
Заключение………………………………………………………………..67
Перечень использованной литературы………………………….………73

Актуальность проблемы. Философская мысль Франции на протяжении всего ХХ века находилась в авангарде развития мирового философского процесса и по сей день является таковой, не утрачивая своей свежести и новизны. Современные французские философы значительную часть своего внимания уделяют актуальным и злободневным темам, они чаще других пишут о тех событиях, которые наблюдают непосредственно. Одним из таких французский философов является Жан Бодрийяр, который написал не только несколько текстов о войне в персидском заливе1, но и обратил своё внимание на такую значительную для всего ХХI века дату как 11 сентября 2001 года.
Стоить отметить, что в ХХ и начале XXI века сама Франция становится жертвой многочисленных и жестоких террористических атак, поэтому французские интеллектуалы, всегда крайне идеологизированные и политизированные, не могут пройти мимо столь важной темы. Кроме вышеупомянутого Ж.Бодрийяра, особый интерес для данной темы также представляют работы Алена Де Бенуа, Жака Деррида, Жака Рансьера, Доминика Веннера и Эдгара Морена.
Само пристальное внимание французов к проблематике терроризма не случайно. История Франции богата примерами ожесточённой борьбы против государства, в том числе с помощью террористических методов. Большое влияние левых идеологий обуславливает богатую историю революционных восстаний во Франции и ожесточённость подобной борьбы против государства и стороников правительства. Ярким примером этому является Парижская Коммуна 1871 года, которая сочетала в себе как радикализм идей, так и ожесточённость сопротивления. Следует упомянуть, что большое влияние на события Парижской Коммуны оказали русские идеологи анархизма – Бакунин и Кропоткин, поддержавшие данное восстание. Богатая революционными потрясениями история Франции наложила отпечаток на сознание современных французов, среди которых всегда были велики симпатии к политическим идеологиям левого толка, в качестве примера можно привести популярность социалистической партии во Франции, которая является одной из самых крупных в стране.
Французская мысль обращает своё внимание на террор впервые ещё во времена Великой французской революции. С окончание революционных событий, тематика терроризма всплывала во французской философии уже в связи с революционными событиями в России. Данная тема вновь становится актуальной для Франции только во времена алжирского кризиса и развивается уже в контексте революционной борьбы марксистского движения. Особую актуальность для французских интеллектуалов сегодня представляет рассмотрение исламистского терроризма, проблематика которого cтановится снова актуальной после событий 11 сентября. В контексте же миграционного кризиса, вызванного войной в Сирии, Франция становится объектом террористических атак в XXI веке, что обуславливает всё более возрастающий интерес к проблематике терроризма во Франции.
Стоит сказать о том, что термины «террор» и «терроризм» не имеют точного сложившегося определения в философской и даже в политической и юридической литературе. Однако для текущего иследования является наиболее подходящим определение терроризма как политики, осуществляемой посредством устрашения или как политика устрашения.
Степень разработанности проблемы:
Несмотря на обилие философских трудов, так или иначе касавшихся проблематики террора и терроризма во Франции, данная работа хронологически ограничена работами современных философов.
Цель работы – провести анализ философских концепций и терминов современных французских философов А.Бенуа, Ж.Бодрийяра, А.Бадью и Ж.Деррида, прояснить проблематику терроризма и найти общие элементы и магистральные мотивые свойственные концепциям вышеперечисленных философов.
Поставленная цель предполагает последовательное решение следующих задач исследования:
- отследить появляение феномена терроризма в новоевропейской истории и его эволюцию
- прояснить эволюцию концепта терроризма в истории идей
- рассмотреть концепт терроризма в творечстве А.Бенуа в контексте политической теории Карла Шмитта
- обозначить клюевые характеристики концепта терроризма в трудах Ж.Бодрийяра
- прояснить связь понятий терроризма и «государств-мошенников» у Ж.Деррида
- изучить эволюцию употребления термина «терроризм» в философских статьях А.Бадью
- выделить общие мотивы в аналитике терроризма у вышеперечисленных философов
Объектом исследования является концептуализация терроризма в современной французской философии
Для решения поставленных задач мы обратимся к трудам Алена Бенуа, Карла Шмитта, Жана Бодрийяра, Ален Бадью и Жака Деррида.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современная французская философия является вполне живой продолжатильницей самостоятельной национальной философской традиции, однако, своё внимание современные французские философы предпочитают уделять современным проблемам и злободневным событиям. Воззрения и концепты каждого из расмотренных в данной диссертации философов это подтверждают.
В данной диссертации было отслежено возникновение террора и терроризма как целенаправленной политики устрашения с эпохи Великой французской революции, идеологом террора выступил М.Робеспьер, призывавший уничтожать врагов революции. Было рассмотренно становление антиправительственного терроризма в истории США и Российской империи в XIX веке. Не был обойдён вниманием и красный террор времён революции и гражданской войны.
Был рассмотрен национально-освободительный или сепартистский поствоенный терроризм на примере группировок ИРА и ЭТА. Также рассмотрен терроризм в контексте левой и правой идеологий на примере «Фракции Красной армии» в Германии, «Красной армии Японии» и французской Секретной вооружённой организации, стоявшей за множественными попытками покушений на Ш. де Голля. Отслежено начало развития исламского терроризма и его связь с алжирским кризисом и экспансией израильского государства на ближнем востоке, а также начало развития противотеррористических мер.
В XXI веке терроризм становится особенно масштабным: в диссертации не были обойдены вниманием теракты 11 сентября и многочисленные теракты в России, связанные с чеченскими войнами, рассмотрено развитие терроризма в ситуации сирийской гражданской войны и миграционного кризиса в европейском союзе.
Впервые к проблеме осмысления терроризма в философии подступают во Франции в эпоху Великой французской революции. Одним из первых, кто принялся осмысливать террор, был Жозеф Де Местр, который утверждал что постоянная атмосфера страха, в которой пребывали французы во времена эпохи революционного террора, делает народ крайне замкнутым, равнодушным к чужим проблемам, эгоистичным.
Было выявлено, что идеология анархизма, созданная такими философами как М.Штирнер, П.-Ж.Прудон, М.Бакунин и П.Кропоткин, подтолкнула её последователей на борьбу с государством с помощью террористических методов, несмотря на скептическое отношение идеологов анархизма к тактике террора. Сходную судьбу постигла и марксистская идеология, однако, Маркс считал допустимым обращение своих последователей к использованию насильственных методов борьбы, в том числе и террора.
В данном исследовании была выявлена связь между феноменами партизанства и терроризма. Огромный вклад в задачу осмысления феномена партизанства совершил Карл Шмитт, который занимался разработкой понятия политического, основывающегося на различении друга и врага – основного мотива трудов К.Шмитта. Отталкиваясь от понятия политического, Шмитт рассказывает о забвении концепции войны в рамках закона в Европе и США, на смену которой приходит дискриминирующая война на уничтожение, в которой вражеское государство дегуманизируется, а его население объявляется пособниками преступников.
Шмитт развивает данную концепцию относительно феномена партизана и описывает его как нерегулярного, т.е. незаконного бойца, приемущество которого заключается в его неуловимости, из-за активного использования своего отсутствующего юридического статуса. В исследовании было отмечено, что терроризм – это одна из традиционных тактик партизана.
Во Франции к философскому наследию К.Шмитта обращается Ален де Бенуа, рассматривая его сквозь призму политический событий 90-ых годов и XXI века. Таким образом, он выясняет, что администрация США после событий связанных с террористическими атаками, прибегает к концепции священной войны Фомы Аквинского, в которой враг позиционировался как абсолютное зло, которое следует истребить любыми способами. Данный поворот в американской политике приводит к принятию «Патриотического акта», который позволяет спецслужбам США бессрочно задерживать иностранных граждан, по подозрению в сотрудничестве с террористами, отказывая им в юридической защите.
В данной диссертации также отмечено, что Бенуа выделяет отличительные характеристики феномена терроризма, во многом наследуемые у шмиттовского партизанства. К ним относятся: 1. Стремление покончить с врагом на абсолютном уровне, на уровне идей. 2. Неразборчивость в средствах и фокус на максимизацию потерь. 3. Отсутствие привязки к конкретной территории. 4. Сетевой принцип организации, заключающийся в отсутствии жёсткой иерархии. 5. Антитеррористическая борьба смешивает роли полицейских и военных: военные берут на себя полицейские функции, а полиция – военные. 6. Терроризм обладает чертами войны в мирное время, т.е. борьба с ним подразумевает наведение полицейского порядка.
Решающим следствием антитеррористической борьбы, согласно Бенуа, является стирающаяся у государства граница между внешним и внутренним: армия перестаёт быть сугубо внешним инструментом государства, полиция – внутренним, спецслужбы начинают собственных граждан рассматривать в качестве потенциальных террористов. Было отмечено, что война с терроризмом (и терроризма против государства) обладает статусом войны на уничтожение, в которой противник рассматривается как абсолютное зло, подлежащее немедленному уничтожению и с которым недопустимы никакие формы мирного диалога.
В данной диссертации был подробнейшим образом рассмотрен ключевой труд Ж.Бодрийяра, посвящённый осмыслению феномена терроризма - «Дух терроризма». Для Бодрийяра важной является связь терроризма и системы господства, с которой он борется (США). Согласно Бодрийяру, терроризм явялется переходным этапом развития системы господства, когда она достигает предела своего развития и порождает направленные против самой себя явления. Французский философ объясняет данное обстоятельство следующим образом: система стремится обеспечить максимальную безопасность, что вырождается в тотальный контроль. Система господства стремится сделать всё однородным (политические строи в других государствах, их экономику и културу), вследствие чего наталкивается на терроризм, как на ответную реакцию. Согласно Бодрийяру терроризм – это «столкновение торжествующей глобализации с самой собой»1. Связь ислама и терроризма, при данном рассмотрении, оказывается совершенно случайной.
Согласно Бодрийяру, борьба с терроризмом может быть эффективна только с помощью ответного террора, что снова сближает терроризм и систему господства в своих характеристиках. Безопасное государство должно стать более террористическим, чем террористы, абсолютно безопасное государство будет совершенно тоталитарным, изключая из себя и преследуя всё, что не вписывается в безопасный порядок.
Вслед за Бенуа, Бодрийяр также упоминает о таком ключевом качестве терроризма как выбор ассиметричных средств борьбы: самые дешёвые средства производят максимальный эффект, благодаря тому, что используются против самых слабых мест противника, демонстрацией чему служит атака на Всемирный торговый центр: террористы помощью ножей угоняют четыре самолёта, вследствие атаки двух из которых на башни близнецы, жертвами оказывается около 3000 человек.
Французский философ отталкивается от событий 11 сентября в своей аналитике терроризма и главным моментом для него является зрелищность данного события: терроризм – уникальная форма насилия, т.к. он всегда подразумевает зрителя. Согласно Бодрийяру, терроризм – это «символическое насилие»2. СМИ оказываются невольными сообщниками террористов, т.к. дают террористам возможность создать образ угрозы насилием и сообщить зрителям чувство страха, небезопасности.
Исследование трудов Бадью показало, что самое понятие «терроризм» с момента своего появления претерпело изменение смысла. Так, «терроризм», согласно Бадью, изначально был одной из форм политики, которую проводило государство, тогда как современное значение данного слова указывает на анти-государственные методы борьбы.
Данное исследование выявило, что вышеупомянутой идее терроризма, как ответа на доминирование системы неолиберальных ценностей созвучны идеям А.Бадью, которые можно интерпретировать следующим образом: терроризм есть вызов на доминирование языка, где язык понимается в широком смысле, под которым можно понимать политику, культуру и систему ценностей. В частности, под таким языком можно понимать культурную и политическую гегемонию США, стремяющуюся подчинить себе все другие культуры или языки, если выражаться в терминах Бадью. Терроризм в данной схеме оказывается методом радикального ответа навязывающей себя системе.
Также в данной диссертации были расмотрены воззрения Жака Деррида на угрозу терроризма в контексте понятия «государств-мошенников» (или «государств-изгоев»). Согласно Деррида, само понятие государств-мошенников такого, что под него попадают все государства мира, изначально таким термином называли страны, в узком смысле, укрывающие террористов, а в широком – злоупотребляющие своей властью. Само вынесение оценки о том, какая страна властью злоупотребляет, а какое нет – является злоупотреблением властью, однако, способность выносить подобную оценку признаётся правом любого суверенного государства. Деррида указывает, что в таком случае, любое суверенное государство злоупотребляет властью и попадает под определение «государства-мошенника».
В данной диссертации указывается на связь американской риторики, оперирующей понятием «государств-изгоев» с угрозой терроризма. Деррида указывает, что США, потеряв угрозу в лице Советского Союза, обращаются к риторике борьбы со странами, укрывающих террористов: США заявляет, что будет в одностороннем порядке объявлять войну странам, сотрудничающим с террористами. Согласно Деррида, с одной стороны, данная ситуация демонстрирует, что США утверждает свой суверенитет как исключительный, с другой стороны, показывает, что в отсутствии предсказуемого врага, Соединённые штаты живут в страхе, источником которого является само будущее. Деррида особенно выделяет момент невозможности бороться с терроризмом традиционными средствами, как с другим государством, что, в свою очередь толкает государства на дальнейшие злоупотребления.
В рамках данной диссертации, было установлено, что для каждого из вышеперечисленных французских философов характерен скепсис и крайнее недоверие к сложившейся мировой политической системе, к глобализму, который сегодня всё больше асоциируется не с развитием международных коммуникаций и общением культур, сколько с диктатом неолиберальных ценностей, агрессивно навязываемых США. Соединённые Штаты, для каждого из упомянутых философов, представляются как система, стремящаяся к экспансии и, достигнув определённых пределов, порождающая терроризм как ответную реакцию на экспансию, данный мотив особенно хорошо прослеживается у Бодрийяра и Бенуа, однако, и Деррида не обходит его стороной, указывая на США, злоупотребляющие своим господствующим положением.


1. Ален де Бенуа. Карл Шмитт сегодня./Перевод с французского - Институт Общегуманитарных Исследований, 2016 - 192 стр.
2. Аслаханов А.А. Эволюция мирового терроризма. - М.: Право и закон, 2003. - 272 с.
3. Бадью Ален. Тела, языки, истины [Электронный ресурс] URL: https://scepsis.net/library/id_1974.html (дата обращения: 28.04.2019).
4. Бадью Ален. Философские соображения по поводу нескольких недавних событий [Электронный ресурс] URL: http://magazines.russ.ru/km/2002/1/bad.html (дата обращения: 29.04.2019).
5. Бакунин М.А. Избранные труды / М.А. Бакунин; [сост. П.И. Талеров, А.А. Ширинянц; авт. вступ. ст. А.А. Ширинянц, Ю.А. Матвеева, П.И. Талеров; коммент., указ. имён П.И. Талеров]. – М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. – 816 с. – (Библиотека отечественной общественной мысли с древнейших времён до начала ХХ века)
6. Бодрийяр, Ж. Дух терроризма. Войны в заливе не было / Ж. Бодрийяр ; [пер. с фр. А.Качалова]. - М.: РИПОЛ классик, 2016. - 224с.
7. Бодрийяр, Ж. Фатальные стратегии / Ж. Бодрийяр ; [пер. с фр. А.Качалова; науч. ред. Текста к.ф.н. Д.Дамте]. – М.: РИПОЛ классик, 2017. – 288 c. – (Авторская серия Жана Бодрийяра).
8. Декарт Р. Д 28 Сочинения в 2 т.: Пер. с лат. и франц. Т. 1/Сост., ред., вступ. ст. В. В. Соколова.— М.: Мысль, 1989.— 654
9. Декарт Р. Сочинения в 2 т.: Пер. с лат. и фр. Т. 2/Сост., ред. и примеч. В. В. Соколова. — М.: Мысль, 1994 . — 633 с.
10. Декрет «О красном терроре» [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/FXPdQ (дата обращения: 08.04.2019).
11. Деррида Ж. Разбойники. [Электронный ресурс] URL: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Derr/razb.php (дата обращения: 31.03.2019).
12. Деррида Ж. Существуют ли государства-мошенники? [Электронный ресурс] URL: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Derr/Gos_Mosh.php (дата обращения: 31.03.2019).
13. Заичневский, Пётр Григорьевич  «Молодая Россия» [Электронный ресурс] URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/molrus.htm (дата обращения: 06.04.2019).
14. История терроризма в России в документах, биографиях, исследованиях. Ростов-на-Дону; Изд-во «Феникс». 1996 – 576 с.
15. Кропоткин, Петр Алексеевич. Анархия и нравственность : [сборник] / Петр Алексеевич Кропоткин. – Москва : Издательство АСТ, 2018. – 608 с. – (Эксклюзив: Русская классика).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ