ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ НА ИМИДЖ РОССИИ В ГЕРМАНИИ 8
1.1. Определение понятия «имидж государства» 8
1.2. Основные тенденции российско-германских отношений 10
ГЛАВА 2. РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД С 1991 ПО 1999 гг. 15
2.1. Этапы развития российско-германских отношений в данный период 15
2.2. История изменения имиджа России в Германии в 1991–1999 гг. 17
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ГЕРМАНИИ (2000–2020 гг.) 22
3.1. Развитие российско-германских отношений в данный период 22
3.2. История изменения имиджа России в ФРГв 2000–2020 гг. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 37
Актуальность исследуемой темы заключается в том, что при детальном анализе российско-германских отношений, которые складывались после распада СССР и вплоть до современного времени, дает понять необходимость политических, экономических и культурных связей между РФ и ФРГ. Определение знания истинных механизмов современного курса международных отношений между Россией и Германией способствует реальной оценке обстановки и объективному анализу действий, предпринимаемых правительствами обоих государств.
Это особенно важно потому, что потенциал двусторонних отношений Российской Федерации и Федеративной Республики Германии, использован, несмотря на весомую договорную основу, далеко не полностью и обладает огромными возможностями. При этом единая тенденция развития российско-германского отношений в последнее десятилетие XX века не является в достаточной мере цикличной и далеко не соответствует ожиданиям, которые преобладали в начале 1990-х после объединения Германии.
Все это доказывает, что отношения между РФ и ФРГ нуждаются в подробном анализе. Это обосновывается тем, что с течением времени оценка событий переосмысляется. Большинство событий неожиданно предстают с новой, внезапной точки зрения. Отношения между Россией и Германией привлекают к себе историков-международников, политологов, экономистов, культурологов и др. Поэтому они нуждаются в научном анализе, который позволит сделать некоторые выводы о наиболее вероятных перспективах развития политического, экономического и культурного сотрудничества двух государств в будущем. Этим в существенной степени определяется актуальность данного исследования.
Наконец, проведенный анализ проблем актуальности российско-германских отношений, решенных, решаемых и ждущих своего решения в ходе контактов в области политики, экономики и культуры, также является весьма актуальной задачей исследования в реализации двустороннего сотрудничества России и ФРГ в ближайшем будущем.
Цель работы: рассмотреть развитие взаимоотношений между Россией и Германией. Определить характерные черты в их сотрудничестве и на этой основе сформулировать имидж РФ в ФРГ.
Для достижения отмеченной цели определены следующие задачи исследования:
рассмотреть определение понятия «имидж государства»;
описать основные тенденции российско-германских отношений;
проанализировать этапы развития российско-германских отношений в данный период;
изучить историю изменения имиджа России в Германии в 1991–1999 гг.;
определить развитие российско-германских отношений в данный период;
историю изменения имиджа России в Германии в 2000–2020 гг.
Объектом исследования являются российско-германские отношения.
Предметом исследования является имидж России в рамках российско-германских отношений.
Хронологические рамки охватывают период с 1991 по 2020 годы. Нижняя граница обусловлена распадом СССР и завершением холодной войны в результате этих событий развивается новый этап отношений между уже совсем другими государствами. Верхняя граница обозначается вспышкой пандемии коронавирусной инфекции, которая повлияла на имидж России в связи с гонкой вакцин от вируса.
Географические рамки включают страны, которые оказывают, влияние на российско-германские отношения в период с 1991 по 2020 гг.
Степень изученности темы. Данной темой занимаются как отечественные, так и зарубежные ученые. Исследованиями российско-германских отношений в России занимаются Е.Г. Авдеенко, В.Б. Белов, И.Б. Братчиков, Д.Е. Люблинский, И.Ф. Максимычев и др. Авдеенко Е.Г. изучает перспективы развития российско-германских отношений в сферах политики, экономики, и науки. Анализируются позиции политических партий ФРГ по вопросам российско-германских отношений. Также уделяется внимание кризису на Украине и вопросу об энергетическом проекте «Северный поток – 2». Белов В.Б. анализирует восточную политику ФРГ (Ostpolitik) и рассматривает актуальную обстановку, сложившуюся на фоне кризиса на Украине в российско-германских отношениях. Братчиков И.Б. и Люблинский Д.Е. рассматривают отношения между РФ И ФРГ в период с 1990 по 2000 гг. Отмечается что, в этот период устанавливается цикличность российско-германских отношений, ввиду постоянных перемен между периодами подъемов и спадов. Максимычев И.Ф. отмечает неоценимый вклад ГДР и действительную роль слома Берлинской стены. Вместе с тем, рассматривает осложнение в германо-российских отношениях в связи с кризисом на Украине. Большой вклад в изучение имиджа России в Германии в контексте российско-германских отношений вносят работы А.И. Егорова, Б.С. Орлова, Г.А. Менджерицкого. Егоров А.И. исследует влияние ОБСЕ на реализацию национальных интересов России и Германии. Особое место отводиться реконструкции образа России в сознание граждан ФРГ. Орлов Б.С. анализирует представление немцев о РФ, отмечается что, образ России изменчив из-за разного восприятие различных слоев общества в определённые периоды российско-германских отношений. Особый вклад в разработку теоретической базы для изучения данной проблемы внесли А.Ю. Панасюк, Е.Б. Перелыгина, Г.Г. Почепцов, Э.А. Галумов, Д. В. Ольшанский и др. Панасюк А.Ю. дает определение терминам в области имиджелогии. Энциклопедический словарь А.Ю. Панасюка по своему содержанию является справочником по имиджмейкингу. В данное практическое пособие есть много информации для научных изысканий в области имиджелогии и прилегающих с нею наук. Перелыгина Е.Б. рассматривает перспективы построения общей теории имиджа, исследуя ее возможности с применением современных методов современной социально-психологической науки. Почепцов Г.Г. рассматривает вопросы о построение и управление имиджем. Особое внимание уделяется анализу имиджа в разных сферах деятельности: персональный имидж, формирование образа врага, имидж в политике, культуре и бизнесе. Галумов Э.А. рассматривает «имидж государства» как феномен индивидуального восприятия и массового политического сознания. Также предает термину ценность международного значения, существующего в контексте определенного времени.
Эмпирическая база исследования включает в себя несколько групп
источников:
1. Интервью и официальные заявления президента РФ и канцлера ФРГ, а также лидеров других государств.
2. Документы и материалы Министерства иностранных дел ФРГ и РФ.
3. Экспертные оценки, которые давались состоянию имиджа России в разные периоды как отечественными, так и зарубежными специалистами.
4. Материалы общероссийских и зарубежных печатных СМИ за период с 1991 по 2020 гг. («Независимая газета», «Российская газета», «The German Times», «Deutsche Welle»).
5. Интернет-ресурсы.
Практическая значимость исследования определяется важностью развития двусторонних связей России и Германии не только на уровне федеральных центров, но и субъектов федераций, в том числе с привлечением все большего числа новых участников этого процесса, представляющих как институты гражданского общества, так и субъекты хозяйственных отношений. Материалы исследования могут найти применение в практике развития долгосрочных международных политических, экономических и культурных связей Германии и Российской Федерации.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования: работа
состоит из введения, 3 глав, 6 параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, включающего 36 пунктов.
Во введении обоснована актуальность данной работы, обозначены
объект и предмет исследования. Также указаны хронологические и
территориальные рамки, степень изученности темы исследования, цель и
задачи данной работы, база источников и практическая значимость.
В первой главе рассматриваются теоритические аспекты определения понятия «имидж государства», а также проводится детальный анализ его видов и свойств. Последний параграф выделен для определения основных направлений во внешней политики РФ и ФРГ.
Во второй и третей главе в первом параграфе обозначены основные события российско-германских отношений в периоды от распада СССР до вспышки эпидемии короновирусной инфекции. Во втором параграфе третей главы указаны изменения внешней политики РФ под влиянием политического кризиса на Украине.
В заключении приводятся основные выводы проделанной работы, и
отражается степень достижения поставленных целей и задач.
Как и отношения Москвы с Западом в более широком смысле, связи России с Германией - ее самым важным европейским партнером - за последние несколько лет стали все более напряженными. Прежние надежды на интеграцию России в Большую Европу от Лиссабона на западе до Владивостока на востоке испарились. Прежние теплые отношения между Москвой и Берлином охладились, возникло взаимное отчуждение. Тем не менее, хотя прошлые иллюзии интеграции не могут и не должны возрождаться, российско-германские отношения можно сделать более продуктивными.
Россия могла бы предпринять шаги по упорядочению и укреплению своего геополитического положения в Восточной Европе, улучшая при этом климат в отношениях Москвы с Берлином. Такие шаги будут включать ослабление напряженности на востоке Украины и серию дорогостоящих замороженных конфликтов с участием Молдовы и Грузии, а также стремление улучшить отношения России с Германией, особенно в экономическом плане. Конечно, Москве нужно помнить, что Германия - не отдельная держава, а неотъемлемая часть ЕС и НАТО. Имея это в виду, усилия России по улучшению отношений с ведущей экономикой ЕС следует рассматривать как ключевой элемент более широкой стратегии восстановления натянутых связей России с Европой. История конструктивных отношений России с Германией в сочетании с ограничениями, которые партнеры Берлина по альянсу накладывают на российско-германское двустороннее сотрудничество, означают, что Россия должна активно стремиться формировать эту динамику таким образом, чтобы это было скорее полезным, чем вредным для ее интересов. Большая часть этого бремени ляжет на односторонние действия, которые Россия может предпринять по собственному желанию - сотрудничество с Германией было бы полезным, но, по сути, дополнительным (и второстепенным) по отношению к этим усилиям.
Поскольку отношения с Германией (и с Европой в целом), вероятно, останутся напряженными в течение некоторого времени, на Москве будет лежать ответственность за активное освобождение России для решения внутренних проблем и максимально возможное укрепление ее геополитического положения. Хорошей отправной точкой для Кремля было бы найти способы отказаться от своего участия в нескольких затяжных и замороженных конфликтах по всей Европе и попытаться привлечь симпатизирующих России людей, которые живут в этих местах, для переселения в Россию, а не для поддержания опорных пунктов на периферии России. Несмотря на то, что это важно для развития России ввиду ухудшения демографических перспектив страны, это могло бы также иметь дополнительное преимущество в виде снижения европейского восприятия угрозы в отношении России. Чтобы сократить свои геополитические потери там, где это необходимо, и изменить свое геополитическое положение по отношению к Европе, России необходимо будет сосредоточиться на принятии односторонних шагов для достижения этих целей, а также взаимодействовать со своими ближайшими соседями и другими европейскими странами, включая Германию, по мере необходимости.
Текущие проблемные точки в Европе, которые следует обсудить, включают Украину и Донбасс, Молдову и Приднестровье и (в дальнейшем) Грузию в отношении Абхазии и Южной Осетии. Кроме того, сохранение исторического сотрудничества между русскими и немцами требует поддержания и развития контактов между гражданским обществом Германии и России. Это особенно верно среди историков, политологов, молодежи, школьных учителей, профессоров, журналистов, священнослужителей и других влиятельных групп.
В отличие от времен холодной войны, нынешняя гибридная война между Россией и Соединенными Штатами еще не привела к появлению эквивалентов железному занавесу или Берлинской стене. По большей части нынешнее противостояние ограничивается элитными группами, и это оставляет пространство для профессиональных, культурных и гуманитарных обменов между Россией и западными странами, включая Германию. Соответствующие партии также должны воспользоваться этим фактом для стабилизации своих политических отношений.
Другая важная, хотя и отдаленная цель - начать нормализацию отношений России с ЕС, прежде всего в экономическом плане в отношении Германии. Ближайшей целью российско-германских экономических отношений и научного сотрудничества для Москвы является ограничение воздействия санкций на определенные секторы экономики, компании и отдельных лиц. Такие ограничения не должны быть препятствием для развития экономических отношений в других сферах. В то же время России необходимо учитывать, что характер американо-германских отношений в течение некоторого времени позволит Вашингтону оказывать давление на Берлин с целью ограничения и сокращения экономических связей с Москвой.
Экспорт российской нефти и газа в Германию остается важным экономическим звеном. Доходы от экспорта составляют значительную часть бюджета России, и Германия также заинтересована в продолжении поставок трубопроводного газа из России, в том числе путем завершения проекта «Северный поток - 2» через Балтийское море. Со своей стороны, России придется учитывать политические интересы Германии как ведущего члена ЕС и отказаться от планов Москвы полностью прекратить транзит газа через территорию Украины. Кроме того, России нужен доступ к немецким технологиям, которые традиционно стимулировали ее экономику. Вопрос в том, в какой степени Германия может предоставить этот доступ в условиях противостояния между Россией и США.
1. Григорьев Е. Немцы не хотят кусать Россию // Независимая газета. М. 2014. № 46(6094), 6 марта. - С.6. - Режим доступа: https://www.ng.ru/columnist/2014-03-06/6_germany.html (дата обращения: 27.08.2021).
2. Здравомыслов А.Г. Немцы о русских на пороге нового тысячелетия. Беседы в Германии: 22 экспертных интервью с представителями немецкой интеллектуальной элиты о России, ее настоящем, прошлом и будущем – контент-анализ и комментарии // Российская политическая энциклопедия. М. 2003. С. 544. Режим доступа:https://archive.org/details/2003_20200906/page/107/mode/2up (дата обращения: 29.08.2021).
3. Кантор Ю. Переживший и победивший // Российская газета. М. 2014. 28 января. - С. 9. - Режим доступа: http://kurskonb.ru/our-booke/granin/pdf/3-6.pdf (дата обращения: 28.08.2021).
4. Gressel G. Dead-end pragmatism: Germany’s Russia strategy after Merkel // European Council on Foreign Relations. 2021. 9 февраля. - Режим доступа:https://ecfr.eu/article/dead-end-pragmatism-germanys-russia-strategy-after-merkel/ (дата обращения: 27.08.2021).
5. Germany and Russian Federation: Bilateral Relations // Federal Foreign Office. 2021. 1 октября. - Режим доступа: https://www.auswaertiges-amt.de/en/aussenpolitik/laenderinformationen/russischefoederation-node/russianfederation/218616 (дата обращения:22.10.2021)
6. Thumann M. German-Russian relations are poisoned, but common interests persist // The German Times. 2020. октябрь. - Режим доступа: https://www.german-times.com/german-russian-relations-are-poisoned-but-common-interests-persist/ (дата обращения:27.08.2021)
7. Goncharenko R. Russia and German reunification: Opposing views on Mikhail Gorbachev's legacy // Deutsche Welle. News and current affairs from Germany and around the world. 2 октября 2020. - Режим доступа: https://www.dw.com/en/mikhail-gorbachev-germany-reunification/a-55082979/ (дата обращения:27.08.2021)
Литература
8. Авдеенко Е.Г. Проблемы и перспективы развития российско-германских отношений (2000-2018) // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2018. № 2. - С. 146–153.
9. Авдеенко Е.Г. Постсоветское пространство во внешней политике ФРГ // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии 2019. № 1. - С. 63–69.
10. Белов В.Б. ФРГ: восточный вектор внешней политики // Современная Европа. М., № 4 (60). 2014. - С. 97–101
11. Братчиков И.Б., Люблинский Д.Е. Россия и Германия // Международная жизнь. 2002. № 3. - С. 19–26.
12. Булгаров М.А., Тонян М.Н., Кутовая А.А. К вопросу о сущности понятия «Имидж страны». World Science: problems and innovations: сб. ст. IX Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Пенза: Наука и Просвещение, 2017. Ч. 2. - С. 110–113.
13. Галумов Э.А. Международный имидж России: стратегия формирования. М.: Известия, 2003. - 450 с.
14. Давыборец Е.Н., Кузьмина О. В., Танцура М.С. Современные технологии формирования имиджа государства // Вестник Забайкальского государственного университета. 2018. № 2. - С. 66–73.
15. Егоров А.И. Факторы преодоления «Образа врага» в постбиполярную эпоху: российско-германский опыт (конец 1990-х - начало 2000-х годов) // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 2–2. - С. 24–28.
16. Егоров А.И. Россия – Германия: политический диалог в начале постбиполярной эпохи (1990-е гг.) // Вестник Омского университета. 2013. № 1 (67). - С. 174–180.
17. Егоров А.И. Противоречия между Германией и Россией в рамках ОБСЕ (1990-е годы) // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 3(19). - С. 98–103.
18. Егоров А.И. Россия Германия: от «Стратегического партнерства» к прагматическому сотрудничеству (2001-2008 гг.) // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 1(17). - С. 167–175.
19. Егоров А.И. Россия Германия: попытка стратегического партнерства (1998-2005 годы) // Известия Саратовского университета. Новая серия. 2012. - С. 80–88
20. Егоров А.И. Германский фактор во взаимоотношениях ЕС и РФ (1990-е гг.). // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 2 (18). - С. 133–139
21. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. - С. 205.
22. Кухтин М.М. Настоящее и будущее российско-немецких отношений: взгляд из Германии // Вестник Курганского государственного университета. 2015. № 5(39). - С. 28–31.
23. Ли М. Понятия «образ» и «имидж» в русском и китайском языках // Общество: философия, история, культура. 2017. № 6. - С. 116–121.
24. Лябухов И.В. О соотношении понятий «имидж государства» и «имидж страны» (к постановке проблемы) // Известия Алтайского государственного университета. 2011. № 4–1(72). - С. 250–253.
25. Максимычев И.Ф. Россия и Германия: друг мой, враг мой // Современная Европа. 2014. - С. 111–122.
26. Менджерицкий Г.А. Русскоязычное сообщество в Германии: история, современное состояние, тенденции развития (часть 1) // Гуманитарий Юга России. 2017. Том 6. № 4. - С. 147–157.
27. Ольшанский Д.В. Политико-психологический словарь: Учеб. пособие для студентов гуманитар. специальностей вузов // М. : Акад. проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2002. - С. 166.
28. Орлов Б.С. Образ России в современной Германии // Актуальные проблемы Европы. 2015.№ 2. - С. 198–217.
29. Орлов Б.С. Российско-германские «отражения» // Актуальные проблемы Европы. 2008. № 3. - С. 58–86.
30. Орлов Б.С. Россия глазами немцев в новейшее время // Россия и современный мир. 2010. № 1. - С. 162–181.
31. Панасюк А.Ю. Имидж. Энциклопедический словарь. М.: РИПОЛ классик, 2007. - C. 13.
32. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учебное пособие / Е.Б. Перелыгина. М.: Аспект Пресс, 2002. - С. 11–25
33. Полынов М.Ф. М. С. Горбачев и объединение Германии // Новейшая история России. 2011. № 1. - С. 201–215
34. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. М. : СмартБук, 2009. - С. 359–360.
35. Родович Ю.В. Германия и Россия в начале второго десятилетия ХХI века: новый этап отношений // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2013. № 22(165). - С. 67–72.
36. Сагалаева С.С. Имидж государства: сущность и подходы к определению // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2020. №2 (839). - С.43–54.
37. Саидов С.Ш., Салаев Д.Ж. Имидж государства в международных отношениях // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 4–2. - С. 307–310.
38. Сосой О.А. Образ России в немецких электронных СМИ // Верхневолжский филологический вестник. 2015. № 3. - С. 63–68.
39. Ткаченко С. Расширение ЕС и вопросы безопасности России // Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век / под ред. Д.В. Тренина; Московский Центр Карнеги. М., 2000. - 279 c.
40. Цепляев В. Политолог Александр Рар: «За последние месяцы имидж России улучшился» // Аргументы и факты. 2014. № 6. - С. 3.
41. Boulding K. The Image. Knowledge in Life and Society. MI: University of Michigan Press. 1956. - 175 p.