История формирования и развития традиций древнерусского ювелирного искусства (Теория и история традиционных художественных промыслов, Высшая школа народных искусств (академия))
|
Введение 3
Глава 1. Значение традиций в традиционном прикладном искусстве и богородской художественной резьбе по дереву 6
1.1. Специфика и содержание понятий «традиция» и «оригинальность» в традиционном прикладном искусстве 6
1.2. Регионально-исторические художественно стилистические традиции богородской художественной резьбы по дереву 12
Глава 2. Традиции и новации в творчестве художников богородской художественной резьбы по дереву Вайсеро В. Ф., Уласевич С.Н 20
2.1. Исторические этапы развития творчества художника В.Ф. Вайсеро. Традиции и новации в творчестве 20
2.2. Исторические этапы развития творчества С.Н. Уласевич. Традиции и новации в творчестве художника 28
Заключение 34
Список литературы 36
Альбом иллюстраций 41
Глава 1. Значение традиций в традиционном прикладном искусстве и богородской художественной резьбе по дереву 6
1.1. Специфика и содержание понятий «традиция» и «оригинальность» в традиционном прикладном искусстве 6
1.2. Регионально-исторические художественно стилистические традиции богородской художественной резьбы по дереву 12
Глава 2. Традиции и новации в творчестве художников богородской художественной резьбы по дереву Вайсеро В. Ф., Уласевич С.Н 20
2.1. Исторические этапы развития творчества художника В.Ф. Вайсеро. Традиции и новации в творчестве 20
2.2. Исторические этапы развития творчества С.Н. Уласевич. Традиции и новации в творчестве художника 28
Заключение 34
Список литературы 36
Альбом иллюстраций 41
Актуальность исследования. Современный мир обладает собственными критериями жизни. Люди всех поколений окружены напором современных технологий, активно пользуются ими. Новые веяния моды и искусства, интернет, телевидение, социальные сети прочно закрепились в буднях современного человека, поглощающего все новую информацию. Вследствие этого лишь немногие интересуются народным искусством, значением традиции и оригинальности в нем. В связи с этим важно изучить специфику понятий «традиция» и «оригинальность» в традиционном прикладном искусстве.
На примере богородской художественной резьбы по дереву можно сказать, что есть люди, посвятившие всю свою жизнь возрождению и сохранению традиций богородского, поэтому промысел существует в наши дни и считается традиционным. Такими людьми являются Вайсеро В.Ф. - художник декоративно-прикладного искусства, мастер богородской резьбы по дереву, преподаватель Богородского филиала Высшей школы народных искусств (академии) и Уласевич С.Н. – резчик – виртуоз, выпускница Богородской профессионально – технической школы, член Союза художников России В связи с этим актуально изучить регионально – исторические художественно – стилистические традиции богородской резьбы. Проследить, как они отражены в творчестве Вайсеро В.Ф., Уласевич С.Н. и какие новации художники привнесли в свои произведения.
Объект исследования: богородская резьба по дереву.
Предмет исследования: художественно - стилистические особенности произведений В.Ф. Вайсеро, С.Н.Уласевич.
Цель исследования: изучить традиции богородской художественной резьбы по дереву и сделать выводы о том, как они отражены в творчестве Вайсеро В.Ф и Уласевич С.Н.
На основе цели работы, были определены следующие задачи:
1. Определить специфику и содержание понятий «традиция» и «оригинальность».
2. Изучить регионально-исторические художественно-стилистические традиции богородской художественной резьбы по дереву.
3. Выявить исторические этапы развития творчества художника Вайсеро В.Ф., исследовать традиционные черты в творчестве и новации, которые привнес художник в произведения богородской резьбы.
4. Исследовать путь становления творчества С.Н. Уласевич, проанализировать традиционные черты и внесенные новации в произведениях богородской резьбы по дереву.
Для достижения цели курсовой работы были использованы следующие методы исследования: теоретические – анализ научной литературы, статей журналов, интернет-ресурсов, диссертаций, иконографический анализ, историко-культурный анализ, формально-стилистический анализ.
Степень изученности темы: Изучением специфики традиции в народном и традиционном прикладном искусстве занимались такие исследователи как И.Я. Богуславская. Ею были проанализированы проблемы художественной традиции, которую она определяла глубинным, многослойным явлением. В.Ф. Максимович ввела понятие «традиционные народные художественные промыслы» и определила, что для их сохранения и развития важнейшим условием является высшее образование. Искусствовед и ученый М.А. Некрасова внесла огромный вклад в изучение народного искусства. В ее исследовании «Народное искусство как часть культуры: теория и практика» она определяет значение традиции главнейшим в народном искусстве. М.Г. Наумова, научный сотрудник московского филиала Высшей школы народных искусств (академии) предлагает пути сохранения и развития традиции в народном искусстве, говорит об огромном потенциале народного искусства.
Изучением проблем богородской резьбы по дереву занимался Н.Д. Бартрам. Он изучал богородскую игрушку как произведение искусства, занимался важным вопросом коллекционирования и сохранения произведений богородской резьбы. А.У. Греков изучал богородскую мелкую пластику, как самобытное явление русской народной культуры, анализировал становление и развитие традиций богородского искусства. В настоящее время изучением проблем богородской резьбы и игрушки в целом занимается Г.Л. Дайн
Также при работе над курсовой изучено пособие В.Ф. Вайсеро «Исполнительское мастерство», диссертация кандидата педагогических наук, старшего преподавателя Высшей школы народных искусств (академии) И.И. Куракиной «Содержание обучения теории и истории традиционного прикладного искусства в профильном высшем образовании».
Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами исследования, логикой изложения материала и состоит из введения, двух глав, подразделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы, приложения.
На примере богородской художественной резьбы по дереву можно сказать, что есть люди, посвятившие всю свою жизнь возрождению и сохранению традиций богородского, поэтому промысел существует в наши дни и считается традиционным. Такими людьми являются Вайсеро В.Ф. - художник декоративно-прикладного искусства, мастер богородской резьбы по дереву, преподаватель Богородского филиала Высшей школы народных искусств (академии) и Уласевич С.Н. – резчик – виртуоз, выпускница Богородской профессионально – технической школы, член Союза художников России В связи с этим актуально изучить регионально – исторические художественно – стилистические традиции богородской резьбы. Проследить, как они отражены в творчестве Вайсеро В.Ф., Уласевич С.Н. и какие новации художники привнесли в свои произведения.
Объект исследования: богородская резьба по дереву.
Предмет исследования: художественно - стилистические особенности произведений В.Ф. Вайсеро, С.Н.Уласевич.
Цель исследования: изучить традиции богородской художественной резьбы по дереву и сделать выводы о том, как они отражены в творчестве Вайсеро В.Ф и Уласевич С.Н.
На основе цели работы, были определены следующие задачи:
1. Определить специфику и содержание понятий «традиция» и «оригинальность».
2. Изучить регионально-исторические художественно-стилистические традиции богородской художественной резьбы по дереву.
3. Выявить исторические этапы развития творчества художника Вайсеро В.Ф., исследовать традиционные черты в творчестве и новации, которые привнес художник в произведения богородской резьбы.
4. Исследовать путь становления творчества С.Н. Уласевич, проанализировать традиционные черты и внесенные новации в произведениях богородской резьбы по дереву.
Для достижения цели курсовой работы были использованы следующие методы исследования: теоретические – анализ научной литературы, статей журналов, интернет-ресурсов, диссертаций, иконографический анализ, историко-культурный анализ, формально-стилистический анализ.
Степень изученности темы: Изучением специфики традиции в народном и традиционном прикладном искусстве занимались такие исследователи как И.Я. Богуславская. Ею были проанализированы проблемы художественной традиции, которую она определяла глубинным, многослойным явлением. В.Ф. Максимович ввела понятие «традиционные народные художественные промыслы» и определила, что для их сохранения и развития важнейшим условием является высшее образование. Искусствовед и ученый М.А. Некрасова внесла огромный вклад в изучение народного искусства. В ее исследовании «Народное искусство как часть культуры: теория и практика» она определяет значение традиции главнейшим в народном искусстве. М.Г. Наумова, научный сотрудник московского филиала Высшей школы народных искусств (академии) предлагает пути сохранения и развития традиции в народном искусстве, говорит об огромном потенциале народного искусства.
Изучением проблем богородской резьбы по дереву занимался Н.Д. Бартрам. Он изучал богородскую игрушку как произведение искусства, занимался важным вопросом коллекционирования и сохранения произведений богородской резьбы. А.У. Греков изучал богородскую мелкую пластику, как самобытное явление русской народной культуры, анализировал становление и развитие традиций богородского искусства. В настоящее время изучением проблем богородской резьбы и игрушки в целом занимается Г.Л. Дайн
Также при работе над курсовой изучено пособие В.Ф. Вайсеро «Исполнительское мастерство», диссертация кандидата педагогических наук, старшего преподавателя Высшей школы народных искусств (академии) И.И. Куракиной «Содержание обучения теории и истории традиционного прикладного искусства в профильном высшем образовании».
Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами исследования, логикой изложения материала и состоит из введения, двух глав, подразделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы, приложения.
В процессе многовекового развития народного искусства проблема традиции и оригинальности в произведениях не теряла своей актуальности. В традиционном прикладном искусстве традиция стоит на первом месте, является главной составляющей развития творчества. Традиция не делает искусство не современным, а доказывает, что оно донесло свои истоки до наших дней именно благодаря ей. Однако изучить традиционное прикладное искусство и выявить, как влияют на него традиции и оригинальность, становится важно в наши дни.
На разных этапах развития народного искусства его исследователи высказывали разные мнения о его связи с современностью. В 1930-е годы сторонники современности утверждали, что народное искусство не имеет к этой современности никакого отношения. Эта позиция поддерживалась и в 1950-е годы. Приверженцы традиций, напротив, считали, что искусство может называться традиционным лишь тогда, когда оно неизменно. Вплоть до 1960-х годов такие ученые как Ильин М.А. высказывались о том, что в рамках традиций нет свободы для творческого выражения.
В 1960- х годах эти высказывания подверглись сомнениям со стороны Э. Шилза, который утверждал, что традиция развивается благодаря ее носителям, создающим что – то новое. Исследователь народного искусства А.Б. Салтыков сказал, что традиции не закостенели. Они развиваются вместе со своим народом.
Советские искусствоведы также изучали вопрос традиции в искусстве. В.А. Барадулин заявлял, что верной трактовки понятия «традиция» в науке нет. Разина Т.М. полагала, что новое поколение черпает из прошлого лишь то, что ему понятно и интересно и это и есть органичная преемственность. Первым исследователем, который сформулировал, что народное искусство это и есть живая традиция стала М.А. Некрасова. Неоспоримым становится тот факт, что традиционность — это главная особенность народного искусства. Однако четкого понятия «традиция» все еще нет. М.А. Некрасова писала, что традиция в народном искусстве это и есть народ с его историей.
Однако также необходимо чтобы художник вкладывал в произведения и свои оригинальные решения и если в процессе их поиска он не отходит от традиций, то его новация может стать началом новой традиции.
Все вышесказанное в полной мере относится и к богородскому промыслу художественной резьбы по дереву. В нем существует и то, что неизменно - способ изготовления, известные образцы, инструменты. Некоторые сюжеты, такие как изображения крестьянского быта, сказочных тем, навсегда прижились в богородской резьбе. Но для развития промысла, разнообразия и актуальности произведений происходили изменения в образах и сюжетах богородской резьбы. Богородский промысел прошел долгий и трудный путь развития. На преобразования влияли исторические, политические события, войны и главным образом оригинальные решения, новации, привносимые талантливыми художниками промысла.
Проанализировав произведения двух талантливых, выдающих художников богородской резьбы по дереву В.Ф. Вайсеро и С.Н. Уласевич, можно сделать вывод, что следование традициям богородской пластики является основой их творчества. Однако и современные, оригинальные новации органично вписываются в искусство резьбы по дереву, не нарушая его традиций. Уникальность их произведений оставляет неизгладимое впечатление, но она не делает неузнаваемой богородскую резьбу. Оригинальные решения сюжетов и тем обогащают резной промысел. Новации, которые опираются на многовековой опыт художественных традиций и отражают чувства, ощущения, миропонимание художника являются ценным вкладом в развитие богородской художественной резьбы по дереву и традиционного народного прикладного искусства в целом.
На разных этапах развития народного искусства его исследователи высказывали разные мнения о его связи с современностью. В 1930-е годы сторонники современности утверждали, что народное искусство не имеет к этой современности никакого отношения. Эта позиция поддерживалась и в 1950-е годы. Приверженцы традиций, напротив, считали, что искусство может называться традиционным лишь тогда, когда оно неизменно. Вплоть до 1960-х годов такие ученые как Ильин М.А. высказывались о том, что в рамках традиций нет свободы для творческого выражения.
В 1960- х годах эти высказывания подверглись сомнениям со стороны Э. Шилза, который утверждал, что традиция развивается благодаря ее носителям, создающим что – то новое. Исследователь народного искусства А.Б. Салтыков сказал, что традиции не закостенели. Они развиваются вместе со своим народом.
Советские искусствоведы также изучали вопрос традиции в искусстве. В.А. Барадулин заявлял, что верной трактовки понятия «традиция» в науке нет. Разина Т.М. полагала, что новое поколение черпает из прошлого лишь то, что ему понятно и интересно и это и есть органичная преемственность. Первым исследователем, который сформулировал, что народное искусство это и есть живая традиция стала М.А. Некрасова. Неоспоримым становится тот факт, что традиционность — это главная особенность народного искусства. Однако четкого понятия «традиция» все еще нет. М.А. Некрасова писала, что традиция в народном искусстве это и есть народ с его историей.
Однако также необходимо чтобы художник вкладывал в произведения и свои оригинальные решения и если в процессе их поиска он не отходит от традиций, то его новация может стать началом новой традиции.
Все вышесказанное в полной мере относится и к богородскому промыслу художественной резьбы по дереву. В нем существует и то, что неизменно - способ изготовления, известные образцы, инструменты. Некоторые сюжеты, такие как изображения крестьянского быта, сказочных тем, навсегда прижились в богородской резьбе. Но для развития промысла, разнообразия и актуальности произведений происходили изменения в образах и сюжетах богородской резьбы. Богородский промысел прошел долгий и трудный путь развития. На преобразования влияли исторические, политические события, войны и главным образом оригинальные решения, новации, привносимые талантливыми художниками промысла.
Проанализировав произведения двух талантливых, выдающих художников богородской резьбы по дереву В.Ф. Вайсеро и С.Н. Уласевич, можно сделать вывод, что следование традициям богородской пластики является основой их творчества. Однако и современные, оригинальные новации органично вписываются в искусство резьбы по дереву, не нарушая его традиций. Уникальность их произведений оставляет неизгладимое впечатление, но она не делает неузнаваемой богородскую резьбу. Оригинальные решения сюжетов и тем обогащают резной промысел. Новации, которые опираются на многовековой опыт художественных традиций и отражают чувства, ощущения, миропонимание художника являются ценным вкладом в развитие богородской художественной резьбы по дереву и традиционного народного прикладного искусства в целом.



