Введение 3
Глава 1. Институт ограничения прав и свобод человека и гражданина 6
§ 1. Понятие и правовое регулирование ограничения прав и свобод человека 6
§ 2. Виды ограничений прав и свобод человека и гражданина 11
Глава 2. Проблемы ограничения прав и свобод человека в условиях чрезвычайного (военного) положения 15
§ 1. Ограничение прав и свобод человека в условиях режимов чрезвычайного положения и военного положения 15
§ 2. Проблемы ограничения прав и свобод человека и гражданина, вводимые в условиях чрезвычайного (военного) положения и пути их решения 18
Заключение 25
Список литературы 27
Актуальность темы. Права и свободы человека и гражданина являются главной ценностью общества. Основные права и свободы человека и гражданина закреплены в Конституции РФ , которая гарантирует свободу личности. Однако эти права, по объективным причинам, могут в определенной мере ограничиваться. Реализуя свои права и свободы, человек может вступить в противоречие с интересами общества и государства. Поэтому существуют законодательные ограничения, согласно которым права и свободы человека ставятся в какие-нибудь рамки, границы, определяются какими-нибудь условиями. Ограничения определяют пределы прав человека путем установления дополнительных обязанностей и новых запретов. А любое установление юридических обязанностей является ограничением прав и свобод человека.
Конституционные права и свободы человека имеют особую ценность и правовую охрану. При этом легальное ограничение этих прав и свобод в целях обеспечения защиты тех или иных публичных интересов допускается как международными нормами, так и конституциями большинства стран мира.
Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. закреплено, что человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав других, и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Следовательно, любые ограничения прав и свобод человека допустимы только в той мере и тогда, когда это предусмотрено законодательством определенного государства и соответствуют нормам международного права. Более того, во всех международно-правовых актах закон назван единственным основанием ограничения прав и свобод человека. Такие ограничения не являются каким-либо ущемлением прав и свобод человека, выражением беззакония государства.
Обеспечение безопасности и обороны государства является одной из целей ограничения прав и свобод. Ограничение прав и свобод человека объясняется стремлением государства сохранить себя, свой суверенитет и территориальную целостность. Необходимо также отметить, что государство должно обеспечить свою безопасность ради безопасности общества и граждан. Ограничение прав и свобод человека приобретает особый характер в условиях режимов чрезвычайного положения и военного положения.
Современная ситуация характеризуется расширением спектра внешних угроз национальной безопасности России, их модификации и изменения алгоритма действия, что вызывает необходимость принятия соответствующих мер со стороны государства для противодействия им.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного (военного) положения.
Предмет исследования – нормы права, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного (военного) положения.
Цель исследования – проанализировать особенности ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного (военного) положения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- рассмотреть понятие и правовое регулирование ограничения прав и свобод человека
- выявить виды ограничений прав и свобод человека и гражданина
- проанализировать ограничение прав и свобод человека в условиях режимов чрезвычайного положения и военного положения
- исследовать проблемы ограничения прав и свобод человека и гражданина, вводимые в условиях чрезвычайного (военного) положения и предложить пути их решения
Методы исследования: анализ, синтез, сравнительно-правовой, формально-юридический.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на четырех параграфа, заключения, списка литературы.
Таким образом, рассмотренные в настоящей работе конституционные права и свободы человека не являются абсолютными, они могут ограничиваться в целях безопасности других людей, общества и государства. Ограничения прав и свобод человека сбалансированы правом на обжалование действий должностных лиц соответствующих государственных органов, нарушающих права и свободы человека.
В настоящее время при нормативном закреплении прав и свобод человека в качестве высшей ценности прямо установлена допустимость их ограничения в случаях, когда это необходимо. Необходимость, прежде всего, проявляется в защите всего общества, его безопасности, без которой невозможна реализация прав и свобод отдельных индивидов. Именно эта необходимость вынудила людей отказаться от полноты своей свободы, наделяя государство полномочиями по ограничению своих прав.
Человек сможет беспрепятственно реализовывать свои права и свободы внутри установленных пределов, при соблюдении названных выше условий, но при этом будет защищен как от возможных посягательств со стороны других членов общества, так и от опасности, появляющейся в чрезвычайных ситуациях.
Анализ института правовых ограничений в особых условиях (в периоды действия чрезвычайного положения, военного положения) имеет существенное значение в аспекте систематизации правовых знаний в науке конституционного и административного права, а также в свете дальнейшего построения в Российской Федерации правового государства и развития гражданского общества.
В периоды действия чрезвычайного положения, военного положения ограничение прав и свобод граждан должно осуществляться в строгом соответствии с конституционными нормами и нормами федерального законодательства.
С нашей точки зрения, совершенствование нормативной правовой базы и правоприменительной практики в сфере ограничения прав и свобод человека и гражданина в особых условиях (в периоды действия чрезвычайного положения, военного положения), должно реализовываться в рамках конкретизации норм международного права, с учетом главенствующей роли Конституции Российской Федерации как основного закона нашего государства.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993// Российская газета 25 декабря 1993. № 237.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/. (Дата обращения: 21.12.2023).
3. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (ред. от 02.11.2023)// Собрание законодательства РФ. - 2001. - N 23. - Ст. 2277.
4. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении" (ред. от 02.11.2023)// Собрание законодательства РФ. - 2002. - N 5. - Ст. 375.
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 1. - Ст. 16.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (ред. от 19.12.2023) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 25. - Ст. 2954.
7. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (ред. от 04.08.2023) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 34. - Ст. 4029.
8. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - N 14. - Ст. 1650.
9. Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (ред. от 27.01.2023) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. - 1993. - N 32. - Ст.1227.
10. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (ред. от 10.07.2023) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - N 11. - Ст. 1146.
11. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" (ред. от 10.07.2023) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - N 1. - Ст. 2.
12. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 12.12.2023) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - N 49 (часть I). - Ст. 7020.
13. Указ Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 756
"О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей" [Электронный ресурс]. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210190002 (Дата обращения: 21.12.2023).
14. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2013 г. N 117 "Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью" (ред. от 11.07.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2013. - N 36. - Ст. 4577.
Научная и специальная литература
1. Бабаева Л.Р. О проблемах ограничений прав и свобод человека и гражданина в условиях военного положения // Закон. Право. Государство. - 2023. - № 3 (39). - С. 68-70.
2. Белоусов Н.Я. Структура правового статуса личности // Инновации. Наука. Образование. - 2022. - № 71. - С. 155-160.
3. Борзова Г.В. Конституционно-правовое регулирование ограничений прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // В сборнике: Межотраслевые проблемы формирования правовой культуры в молодежной среде. Сборник научных статей IV межвузовской студенческой научно-практической конференции. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Донской государственный технический университет. - 2021. - С. 60-64.
4. Бялт В.С. Правовые и организационные основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в особых условиях // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022.- № 11-3 (74). - С. 73-75.
5. Варламова Н.В. Пандемия COVID-19 как вызов конституционному правопорядку // Сравнительное конституционное обозрение. - 2020. - № 6 (139). - С. 17– 30.
6. Гиниатуллина И.А. К вопросу о конституционных ограничениях прав и свобод человека и гражданина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 5-2 (68). - С. 295-298.
7. Зорькин В.Д. Под знаком Основного Закона. Конституционный суд на рубеже четвертого десятилетия // Российская газета. – 2021. - № 247 (8598). – С. 3-5.
8. Квитко А.Ф. Конституционно-правовые основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. - 24 c.
9. Подмарев А.А. Ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях военного положения в Российской Федерации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Экономика. Управление. Право. Изд-во Саратовского ун-та. - 2018. - Т. 18. - Вып. 1. - С. 96-100.
10. Старостин С.А. О гендерном неравенстве в МВД России // Административное право и процесс. - 2020. - № 7. - С. 73–76.
11. Телятникова Т.И. Пределы ограничений прав и свобод человека в российском законодательстве // Студенческий вестник. - 2023. - № 19-7 (258). - С. 48-51.
12. Хрулева В.В., Хрулев В.В. Конституционные ограничения основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Синергия. - 2022. - № 1-2. - С. 13-19.
13. Шилов А. И. Ограничения гражданских прав при введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях // Молодой ученый. - 2020. - № 10 (300). - С. 210–213.
14. Языкеев С.Н. Правовой механизм ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в целях обеспечения безопасности в России // Вестник Костромского государственного университета. - 2022. - Т. 28. - № 2. - С. 233–238.