ПУБЛИЧНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ В СООБЩЕСТВЕ «INSTA-МАМОЧЕК» В СЕТИ INSTAGRAM
|
Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАЦИИ В
ИНТЕРНЕТЕ: INSTAGRAM КАК ОСОБОЕ КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО
1.1. Феномен социальных сетей в современной интернет-коммуникации ... 8
1.2. Instagram как пространство для коммуникации онлайн-сообществ ..... 16
1.3. Виртуальное сообщество в сети Instagram как новый тип кооперации:
сообщество «Insta-мамочек»
Глава 2. СПОСОБЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРИВАТНОСТИ В ПУБЛИЧНОЕ
2.1. Instagram как площадка для репрезентации молодыми мамочками себя
в онлайн-сообществе
2.2. Многообразие методов создания, использования и конвертации
капиталов в сети Instagram
Глава 3. ЭФФЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАРТИН ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ В
СООБЩЕСТВЕ «INSTA-МАМОЧЕК»
3.1. Приватная жизнь Insta-мамочек: характеристика персональных
аккаунтов
3.2. Частная жизнь как инструмент капитализации в сообществе «Instaмамочек»
3.3. Специфика функционирования сообщества «Insta-мамочек»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Приложение 1. Таблицы анализа публикаций Карины Палецких
Приложение 2. Таблицы анализа публикаций Анны Бахиревой.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАЦИИ В
ИНТЕРНЕТЕ: INSTAGRAM КАК ОСОБОЕ КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО
1.1. Феномен социальных сетей в современной интернет-коммуникации ... 8
1.2. Instagram как пространство для коммуникации онлайн-сообществ ..... 16
1.3. Виртуальное сообщество в сети Instagram как новый тип кооперации:
сообщество «Insta-мамочек»
Глава 2. СПОСОБЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРИВАТНОСТИ В ПУБЛИЧНОЕ
2.1. Instagram как площадка для репрезентации молодыми мамочками себя
в онлайн-сообществе
2.2. Многообразие методов создания, использования и конвертации
капиталов в сети Instagram
Глава 3. ЭФФЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАРТИН ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ В
СООБЩЕСТВЕ «INSTA-МАМОЧЕК»
3.1. Приватная жизнь Insta-мамочек: характеристика персональных
аккаунтов
3.2. Частная жизнь как инструмент капитализации в сообществе «Instaмамочек»
3.3. Специфика функционирования сообщества «Insta-мамочек»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Приложение 1. Таблицы анализа публикаций Карины Палецких
Приложение 2. Таблицы анализа публикаций Анны Бахиревой.
Актуальность. Отдельные индивиды и всё общество в целом
стремительно включают интернет в свою повседневность. По данным
системы мониторинга «Brand Analytics» на осень 2016 года доля участников
социальных сетей составляет 71% поля социальных медиа. В частности,
Instagram является второй по популярности соцсетью в России после
ВКонтакте. Причём, согласно статистическим данным, в 79% случаев
активные пользователи Instagram – это женщины1.
Семья и дом – это важнейшие сферы частной, приватной и даже
интимной жизни людей. Однако с глобальным распространением интернета,
а в особенности – социальных сетей, границы публичного и приватного стали
постепенно стираться. Особо стоит отметить отдельные сообщества «по
интересам», которые складываются в сети интернет. Например, молодые
женщины с опытом материнства создали в 2014 г. в Instagram собственное
сообщество «Insta-мамочек» и активно продвигают его в виртуальном
пространстве. Для молодых мам сегодня уже в порядке вещей публиковать в
соцсети фотографии своих обнаженных детей или видео, где муж укладывает
ребёнка спать. Эти женщины познакомились с множеством интересных
персон, завоевали любовь и признание огромного количества пользователей
Instagram и построили виртуальные карьеры.
Данное исследование посвящено проблеме использования цифровых
ресурсов Instagram для публичной визуальной презентации картин частной
жизни, в которых демонстрируется приватная повседневная жизнь детей,
благодаря чему у «Insta-мамочек» появляется уникальная возможность для
получения дополнительной экономической выгоды. Популярные профили в
Instagram, в том числе аккаунты «Insta-мамочек», служат весьма
прибыльными площадками для реализации рекламных кампаний и
коммерческих проектов. Однако монетизация виртуальной жизни
невозможна без двух составляющих: социального и символического
капиталов, которые накапливают и приумножают пользователи социальной сети.
Разработкой темы социальных сетей в интернете занимаются как
отечественные, так и зарубежные исследователи. Например, тему обмена
фотографиями в онлайн-сообществах рассматривает Дж. Сулер, а общий
анализ интернет-сообществ описан С.В. Бондаренко. Как уже было сказано
выше, специфика взаимодействия в интернете является актуальной и
интересной проблемой. Однако нельзя забывать, что существуют
последствия такой коммуникации. Вопрос капитализации ресурсов волновал
таких ученых, как П. Бурдье и Дж. Коулмана. В нашей выпускной
квалификационной работе мы используем их подходы для раскрытия
социального механизма получения и конвертации различных капиталов в
виртуальном пространстве. А для объяснения способов репрезентации себя
другим на страницах «Insta-мамочек» мы опираемся на теоретические изыскания И. Гофмана.
Объектом настоящего исследования являются личные аккаунты Instaмамочек в социальной сети Instagram.
Предметом исследования выступает коммуникативное поведение,
направленное на публичную репрезентацию частной жизни молодых семей,
прежде всего их детей, в сообществе «Insta-мамочек» в сети Instagram.
Отсюда вытекает и цель исследования – выявление специфики
виртуальной репрезентации повседневной частной жизни молодых семей в
сообществе «Insta-мамочек» в сети Instagram и возможностей конвертации
приобретаемого ими символического, культурного и социального капитала в экономический.
Исходя из цели, можно сформулировать ряд задач:6
выявление особенностей коммуникации в виртуальных
социальных сетях на примере интернет-сообщества «Instaмамочек» в сети Instagram;
описание процесса репрезентации себя другим в публичном
пространстве Instagram;
изучение взаимодействия различных форм капиталов,
использующихся в процессе коммуникации в социальных сетях в
онлайн-сообществе «Insta-мамочек»;
анализ персональных профилей участниц и оценка общих
коммуникативных тенденций в сообществе «Insta-мамочек».
Наша гипотеза заключается в том, что участницы сообщества «Instaмамочек» в социальной сети Instagram за счёт демонстрации приватной
жизни молодой семьи, в частности – детей, в публичное пространство
интернета накапливают и конвертируют различные капиталы: социальный,
культурный, символический и экономический.
В качестве методологии были выбраны две стратегии: качественное и
количественное исследования. Были применены метод содержательного
анализа визуальной и текстуальной информации и метод контент-анализа
публикаций, размещенных Insta-мамочками в личных профилях в период с 15
ноября 2016 года по 15 марта 2017 года. Таким образом, нами была получена
комплексная картина коммуникативных особенностей аккаунтов Instaмамочек.
Научная новизна нашего исследования состоит в применении
концепции капитала П. Бурдье и феноменологического подхода И. Гофмана в
изучении коммуникативных приемов в виртуальном сообществе, специфики
репрезентации повседневной частной жизни детей молодых семей в
сообществе «Insta-мамочек» в сети Instagram и возможностей конвертации
приобретаемого ими символического, культурного и социального капитала в
экономический капитал.7
Теоретический вклад настоящей работы в развитие гуманитарного
научного знания заключается в обнаружении новейших особенностей
современного коммуникативного поведения молодой семьи, составной
частью которого является публичная репрезентация частной жизни в сети Instagram.
Практическая значимость нашей работы состоит в использовании
полученных данных и выводов о современных коммуникативных приёмах
поведения в виртуальном пространстве и формах публичной репрезентации
частной жизни молодой семьи в сети Instagram для популяризации новых
культурных феноменов, для развития сферы социальных медиа.
Данное исследование прошло апробацию в рамках двух научных конференций:
– VI Студенческие смольные чтения с международным участием
«Мультидисциплинарность в науке и искусстве: тенденции и перспективы»,
секция «Социальные науки». Дата проведения: 23 апреля 2017 года.
– X конференция молодых ученых «Социальные коммуникации:
профессиональные и повседневные практики», секция «Коммуникативные
практики современных общностей, сообществ и групп». Дата проведения: 13 мая 2017 года.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав,
заключения, списка использованной литературы (75) и приложений (2).
Исследование выполнено на 84 страницах.
стремительно включают интернет в свою повседневность. По данным
системы мониторинга «Brand Analytics» на осень 2016 года доля участников
социальных сетей составляет 71% поля социальных медиа. В частности,
Instagram является второй по популярности соцсетью в России после
ВКонтакте. Причём, согласно статистическим данным, в 79% случаев
активные пользователи Instagram – это женщины1.
Семья и дом – это важнейшие сферы частной, приватной и даже
интимной жизни людей. Однако с глобальным распространением интернета,
а в особенности – социальных сетей, границы публичного и приватного стали
постепенно стираться. Особо стоит отметить отдельные сообщества «по
интересам», которые складываются в сети интернет. Например, молодые
женщины с опытом материнства создали в 2014 г. в Instagram собственное
сообщество «Insta-мамочек» и активно продвигают его в виртуальном
пространстве. Для молодых мам сегодня уже в порядке вещей публиковать в
соцсети фотографии своих обнаженных детей или видео, где муж укладывает
ребёнка спать. Эти женщины познакомились с множеством интересных
персон, завоевали любовь и признание огромного количества пользователей
Instagram и построили виртуальные карьеры.
Данное исследование посвящено проблеме использования цифровых
ресурсов Instagram для публичной визуальной презентации картин частной
жизни, в которых демонстрируется приватная повседневная жизнь детей,
благодаря чему у «Insta-мамочек» появляется уникальная возможность для
получения дополнительной экономической выгоды. Популярные профили в
Instagram, в том числе аккаунты «Insta-мамочек», служат весьма
прибыльными площадками для реализации рекламных кампаний и
коммерческих проектов. Однако монетизация виртуальной жизни
невозможна без двух составляющих: социального и символического
капиталов, которые накапливают и приумножают пользователи социальной сети.
Разработкой темы социальных сетей в интернете занимаются как
отечественные, так и зарубежные исследователи. Например, тему обмена
фотографиями в онлайн-сообществах рассматривает Дж. Сулер, а общий
анализ интернет-сообществ описан С.В. Бондаренко. Как уже было сказано
выше, специфика взаимодействия в интернете является актуальной и
интересной проблемой. Однако нельзя забывать, что существуют
последствия такой коммуникации. Вопрос капитализации ресурсов волновал
таких ученых, как П. Бурдье и Дж. Коулмана. В нашей выпускной
квалификационной работе мы используем их подходы для раскрытия
социального механизма получения и конвертации различных капиталов в
виртуальном пространстве. А для объяснения способов репрезентации себя
другим на страницах «Insta-мамочек» мы опираемся на теоретические изыскания И. Гофмана.
Объектом настоящего исследования являются личные аккаунты Instaмамочек в социальной сети Instagram.
Предметом исследования выступает коммуникативное поведение,
направленное на публичную репрезентацию частной жизни молодых семей,
прежде всего их детей, в сообществе «Insta-мамочек» в сети Instagram.
Отсюда вытекает и цель исследования – выявление специфики
виртуальной репрезентации повседневной частной жизни молодых семей в
сообществе «Insta-мамочек» в сети Instagram и возможностей конвертации
приобретаемого ими символического, культурного и социального капитала в экономический.
Исходя из цели, можно сформулировать ряд задач:6
выявление особенностей коммуникации в виртуальных
социальных сетях на примере интернет-сообщества «Instaмамочек» в сети Instagram;
описание процесса репрезентации себя другим в публичном
пространстве Instagram;
изучение взаимодействия различных форм капиталов,
использующихся в процессе коммуникации в социальных сетях в
онлайн-сообществе «Insta-мамочек»;
анализ персональных профилей участниц и оценка общих
коммуникативных тенденций в сообществе «Insta-мамочек».
Наша гипотеза заключается в том, что участницы сообщества «Instaмамочек» в социальной сети Instagram за счёт демонстрации приватной
жизни молодой семьи, в частности – детей, в публичное пространство
интернета накапливают и конвертируют различные капиталы: социальный,
культурный, символический и экономический.
В качестве методологии были выбраны две стратегии: качественное и
количественное исследования. Были применены метод содержательного
анализа визуальной и текстуальной информации и метод контент-анализа
публикаций, размещенных Insta-мамочками в личных профилях в период с 15
ноября 2016 года по 15 марта 2017 года. Таким образом, нами была получена
комплексная картина коммуникативных особенностей аккаунтов Instaмамочек.
Научная новизна нашего исследования состоит в применении
концепции капитала П. Бурдье и феноменологического подхода И. Гофмана в
изучении коммуникативных приемов в виртуальном сообществе, специфики
репрезентации повседневной частной жизни детей молодых семей в
сообществе «Insta-мамочек» в сети Instagram и возможностей конвертации
приобретаемого ими символического, культурного и социального капитала в
экономический капитал.7
Теоретический вклад настоящей работы в развитие гуманитарного
научного знания заключается в обнаружении новейших особенностей
современного коммуникативного поведения молодой семьи, составной
частью которого является публичная репрезентация частной жизни в сети Instagram.
Практическая значимость нашей работы состоит в использовании
полученных данных и выводов о современных коммуникативных приёмах
поведения в виртуальном пространстве и формах публичной репрезентации
частной жизни молодой семьи в сети Instagram для популяризации новых
культурных феноменов, для развития сферы социальных медиа.
Данное исследование прошло апробацию в рамках двух научных конференций:
– VI Студенческие смольные чтения с международным участием
«Мультидисциплинарность в науке и искусстве: тенденции и перспективы»,
секция «Социальные науки». Дата проведения: 23 апреля 2017 года.
– X конференция молодых ученых «Социальные коммуникации:
профессиональные и повседневные практики», секция «Коммуникативные
практики современных общностей, сообществ и групп». Дата проведения: 13 мая 2017 года.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав,
заключения, списка использованной литературы (75) и приложений (2).
Исследование выполнено на 84 страницах.
Возможность виртуальной коммуникации стала одной из главных
тенденцией в развитии интернета. На сегодняшний день сотни тысяч людей
по всему миру идентифицируют других индивидов согласно их профилям в
социальных сетях. Члены социума настолько привыкли пользоваться
ресурсами всемирной паутины, что их жизни стали неразрывно связаны с
тем, что происходит в виртуальном пространстве.
В нашем диссертационном исследовании мы подробно описали ряд
основных особенностей, характерных для социальных сетей как
коммуникативного ресурса. Мы посмотрели, что соцсети представляет собой
достаточно сложный коммуникативный феномен, который можно
анализироваться с различных теоретических позиций. Нам удалось
установить, что Instagram относится к электронной коммуникации и является
благоприятной площадкой для формирования онлайн-сообществ. Особое
внимание мы уделили подробному рассмотрению интернет-сообщества
«Insta-мамочек», которое появилось на просторах интернета в 2014 году. Мы
изучили структуру данного сообщества и создали собственную
категоризацию его участниц:
скоро-мама;
мама-младенец;
мама-селебрити;
мама-тайна;
многодетная мама;
мама-воспитатель;
мама-общественница;
мама-путешественница;
бизнес-мама;
фитнес-мама;82
мама-специалист;
мама-студент;
мама-рукодельница;
мама-иностранка;
мама «звезды»;
мама-блогер.
Предложенная классификация на данный момент является наиболее
полной, однако по ходу своего развития онлайн-сообщество будет
претерпевать деформации, поэтому потребуется видоизменять выделенные
категории Insta-мамочек.
В нашей работе мы занимались вопросом репрезентации себя другим в
виртуальном пространстве и процессами капитализации в сети интернет. Мы
обнаружили взаимосвязь между демонстрацией частной жизни ребенка и
возможностью накапливать и конвертировать различные формы капитала.
Эмпирическая база исследования состояла из качественного и
количественного анализа публикаций двух Insta-мамочек: Карины Палецких
и Анны Бахиревой. Выбранные профили являются достаточно популярными:
1,2 млн. и 469 тыс. подписчиков соответственно, а самих участниц
сообщества можно отнести к лидерам мнений в данном дискурсивном поле.
Результаты нашего комплексного исследования показывают, что женщины
активно продвигают приватную жизнь своей семьи в публичное
пространство социальной сети и используют для этого определенные
коммуникативные приёмы:
демонстрация образов детей;
демонстрация домашней обстановки/быта;
демонстрация интимных занятий (купание, приём пищи,
переодевание, сон и пр.);
рассказ различных личных историй из жизни детей;
поздравление детей с днём рождения в социальной сети.83
В ходе исследования мы подтвердили нашу гипотезу, что за счёт
транслирования частных моментов жизни Insta-мамочки приумножают и
конвертируют различные капиталы:
Культурный – видео- и фотоматериалы, которые
публикуются в профилях, текстовые сопровождения к постам.
Такие публикации обладают эстетической и символической
ценностью. Также к культурному капиталу относятся знания и
навыки, которые приобретаются в процессе коммуникации внутри
сообщества.
Социальный – это участницы сообщества;
подписчики; рекламодатели; СМИ и другие.
Символический – это слава, успех, признание,
популярность, общественная любовь и т. д.
Экономический – это непосредственная материальная
прибыль: деньги, бесплатные товары, оплаченный отпуск и т. п.
Нами было установлено, что благодаря образам маленьких детей и
домашней обстановки женщины имеют возможность становиться
публичными личностями и заниматься виртуальным заработком. Однако
нами не было исследовано, каким образом подобная ранняя и неосознанная
публичность сказывается на самих детях – главных героях профилей «Instaмамочек». Изучением этой проблемы необходимо заняться чуть позже, так
как, во-первых, на данный момент дети прибывают ещё в дошкольном
возрасте и не взаимодействуют со сверстниками, имеющими прямой доступ в
социальную сеть, как это будет в период их школьного обучения. Именно
тогда либо проявятся острые противоречия, связанные с демонстрацией
образов малышей в публичное пространство, либо к детям Insta-мамочек
придёт ещё большая слава и любовь. А во-вторых, сообщество «Instaмамочек» достаточно молодое и динамично развивающееся, и своего
всеобъемлющего пика оно ещё не достигло. Поэтому мы считаем, что этим84
аспектом должны заняться в последующем другие исследователи, которых
заинтересует данная проблематика.
Более того, в дальнейшем можно провести психологическую оценку
манеры поведения и состоянию личности таких Insta-детей с целью
установления, наблюдаются ли у них какие-то своеобразные черты,
связанные с необходимостью постоянно фотографироваться и участвовать в
записи видеороликов. И, безусловно, стоит подойти к изучению вопроса
демонстрации приватности в социальные сети с этической точки зрения:
насколько нравственно верно выставлять на всеобщее обсуждение то, что
является интимным.
тенденцией в развитии интернета. На сегодняшний день сотни тысяч людей
по всему миру идентифицируют других индивидов согласно их профилям в
социальных сетях. Члены социума настолько привыкли пользоваться
ресурсами всемирной паутины, что их жизни стали неразрывно связаны с
тем, что происходит в виртуальном пространстве.
В нашем диссертационном исследовании мы подробно описали ряд
основных особенностей, характерных для социальных сетей как
коммуникативного ресурса. Мы посмотрели, что соцсети представляет собой
достаточно сложный коммуникативный феномен, который можно
анализироваться с различных теоретических позиций. Нам удалось
установить, что Instagram относится к электронной коммуникации и является
благоприятной площадкой для формирования онлайн-сообществ. Особое
внимание мы уделили подробному рассмотрению интернет-сообщества
«Insta-мамочек», которое появилось на просторах интернета в 2014 году. Мы
изучили структуру данного сообщества и создали собственную
категоризацию его участниц:
скоро-мама;
мама-младенец;
мама-селебрити;
мама-тайна;
многодетная мама;
мама-воспитатель;
мама-общественница;
мама-путешественница;
бизнес-мама;
фитнес-мама;82
мама-специалист;
мама-студент;
мама-рукодельница;
мама-иностранка;
мама «звезды»;
мама-блогер.
Предложенная классификация на данный момент является наиболее
полной, однако по ходу своего развития онлайн-сообщество будет
претерпевать деформации, поэтому потребуется видоизменять выделенные
категории Insta-мамочек.
В нашей работе мы занимались вопросом репрезентации себя другим в
виртуальном пространстве и процессами капитализации в сети интернет. Мы
обнаружили взаимосвязь между демонстрацией частной жизни ребенка и
возможностью накапливать и конвертировать различные формы капитала.
Эмпирическая база исследования состояла из качественного и
количественного анализа публикаций двух Insta-мамочек: Карины Палецких
и Анны Бахиревой. Выбранные профили являются достаточно популярными:
1,2 млн. и 469 тыс. подписчиков соответственно, а самих участниц
сообщества можно отнести к лидерам мнений в данном дискурсивном поле.
Результаты нашего комплексного исследования показывают, что женщины
активно продвигают приватную жизнь своей семьи в публичное
пространство социальной сети и используют для этого определенные
коммуникативные приёмы:
демонстрация образов детей;
демонстрация домашней обстановки/быта;
демонстрация интимных занятий (купание, приём пищи,
переодевание, сон и пр.);
рассказ различных личных историй из жизни детей;
поздравление детей с днём рождения в социальной сети.83
В ходе исследования мы подтвердили нашу гипотезу, что за счёт
транслирования частных моментов жизни Insta-мамочки приумножают и
конвертируют различные капиталы:
Культурный – видео- и фотоматериалы, которые
публикуются в профилях, текстовые сопровождения к постам.
Такие публикации обладают эстетической и символической
ценностью. Также к культурному капиталу относятся знания и
навыки, которые приобретаются в процессе коммуникации внутри
сообщества.
Социальный – это участницы сообщества;
подписчики; рекламодатели; СМИ и другие.
Символический – это слава, успех, признание,
популярность, общественная любовь и т. д.
Экономический – это непосредственная материальная
прибыль: деньги, бесплатные товары, оплаченный отпуск и т. п.
Нами было установлено, что благодаря образам маленьких детей и
домашней обстановки женщины имеют возможность становиться
публичными личностями и заниматься виртуальным заработком. Однако
нами не было исследовано, каким образом подобная ранняя и неосознанная
публичность сказывается на самих детях – главных героях профилей «Instaмамочек». Изучением этой проблемы необходимо заняться чуть позже, так
как, во-первых, на данный момент дети прибывают ещё в дошкольном
возрасте и не взаимодействуют со сверстниками, имеющими прямой доступ в
социальную сеть, как это будет в период их школьного обучения. Именно
тогда либо проявятся острые противоречия, связанные с демонстрацией
образов малышей в публичное пространство, либо к детям Insta-мамочек
придёт ещё большая слава и любовь. А во-вторых, сообщество «Instaмамочек» достаточно молодое и динамично развивающееся, и своего
всеобъемлющего пика оно ещё не достигло. Поэтому мы считаем, что этим84
аспектом должны заняться в последующем другие исследователи, которых
заинтересует данная проблематика.
Более того, в дальнейшем можно провести психологическую оценку
манеры поведения и состоянию личности таких Insta-детей с целью
установления, наблюдаются ли у них какие-то своеобразные черты,
связанные с необходимостью постоянно фотографироваться и участвовать в
записи видеороликов. И, безусловно, стоит подойти к изучению вопроса
демонстрации приватности в социальные сети с этической точки зрения:
насколько нравственно верно выставлять на всеобщее обсуждение то, что
является интимным.



