Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Визуальные образы в поэтике прозы Леонида Андреева 1904‒1907 гг

Работа №134695

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость4855 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
74
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение.
Глава 1. Живописные истоки визуальных образов в прозе
Леонида Андреева 1904‒1907 гг
1.1 Живописные приемы и претексты в поэтике рассказа «Вор»
1.2 Экспрессионистические образы рассказа «Красный смех»
1.3 Визуальность как основа создания комического эффекта в рассказе
«Призраки»
1.4 Экфрасис и визуальные претексты рассказа «Губернатор»
1.5 Визуальный образ героини в рассказе «Христиане»
Глава 2. Особенности визуализации и трансформации образов у Леонида
Андреева и язык киноинтерпретаций его произведений
2.1 Визуальность как основа трансформации библейского образа в рассказе
«Елеазар»
2.2 Визуальное воплощение образа Иуды в рассказе «Иуда Искариот» .............. 58
2.3 Особенности интермедиального перевода рассказа «Губернатор» на язык
кино в разные эпохи
2.4 Проблема киноинтерпретации рассказа «Христиане»
2.5 Проблема соотношения языка визуальных образов в рассказе Леонида
Андреева «Иуда Искариот» и в его экранизациях
Заключение
Список литературы

Научный интерес к различным аспектам визуальности в художественном
тексте неуклонно растет. На сегодняшний день существует большое количество
исследований отечественных и зарубежных ученых, где сформированы подходы
к рассмотрению данного явления. Свою лепту в изучение этого вопроса вносят
философы, социологи, филологи, антропологи, киноведы, психологи и
политологи. Выработан ряд методологических подходов, затрагивающих
различные аспекты визуальности. Наиболее знаковыми в этом вопросе нам
представляются работы и идеи Р. Ингардена1, Т. Митчелла2, В. Беньямина3,
Оге А. Ханзена-Лёве4, М. Мерло-Понти5, Р. Барта6, С. Жижека7, М. Фуко8,
П. Штомпки9, М. Б. Ямпольского10, Е. Петровской11, С. П. Лавлинского12,
Н. М. Гуровича13 и других. Однако, несмотря на такой внушительный список
работ западных и отечественных исследователей, пока «универсального метода
изучения визуальности нет, в силу чего проблема визуального остается открытой».
Как особое направление в современной науке визуальные исследования
(visual studies) оформились в 90-е гг. XX века в западной гуманитаристике вобрав в себя некоторые идеи психоанализа (нарциссизм, стадия зеркала,
оппозиция «Я ‒ Другой»). Среди основных представителей данного подхода
обычно называют Т. Митчелла, В. Беньямина, М. Мерло-Понти, которые
комплексно изучали визуальную культуру и занимались философией образа.
Основная идея нового подхода ‒ визуальный поворот (visual turn), который
пришел на смену лингвистическому повороту. В начале XX века наметилась
тенденция на медиализацию и визуализацию культуры, что было связано с
распространением фотографии, кино и других технологий копирования,
воспроизведения и хранения изображений. Образы стали широкодоступными и
претендовали на смысловую автономию. Впервые об этом написал немецкий
философ Вальтер Беньямин в работе «Произведение искусства в эпоху
технической воспроизводимости»15 (1936), где он подчеркивает исчезновение
«ауры» искусства из-за его копирования с помощью технических средств.
Несмотря на то, что произошел «поворот»16 или сдвиг восприятия,
сравнивать его с масштабностью лингвистического поворота было бы
неправомерно. «Визуальный поворот заключается не в том, что ученые вдруг
“открыли” для себя и других систему образов как новый языковой мир»17, а в
отказе соглашаться с «естественным» языковым господством при создании и
функционировании визуальных образов: исследователи обнаружили, что
визуальные образы сами по себе могут активно воздействовать на человеческое
восприятие. По Т. Митчеллу, визуальный поворот ‒ это не смена парадигмы
восприятия, а наступление нового времени, для которого характерна
«одержимость видимым и визуальной репрезентацией»18. Кроме того,
исследователь отмечает, что подобный переход к новой образности присутствует
в каждой эпохе. В визуальной теории образ трактуется как особый медиум,
который имеет собственную ‒ то есть иную по отношению к лингвистической ‒ логику создания смысла, которая формируется не по модели предложения или
другой языковой формы, а «реализуется в восприятии»19.
При проведении анализа теоретических изысканий мы сконцентрировали
внимание на визуальности в литературе и сузили рамки до двух основных
направлений исследований, которые соприкасаются с темой нашей работы.
Первая концепция ‒ классическая. Она непосредственно связана с
синтезом искусств и генетически восходит к работе Г. Э. Лессинга «Лаокоон,
или О границах живописи и поэзии»20. Исследователи фокусируют внимание на
экфрасисе (вербальном описании визуального произведения искусства) или на
том, как текст соотносится со своей графической репрезентацией или
живописным полотном. При этом визуальный образ имеет либо явное
материальное, либо умозрительное воплощение. То есть исследователи при
изучении визуальности в таком аспекте, как правило, сравнивают текст и
изображение, которое описывается в произведении или связано с ним.
В качестве примера можно привести, во-первых, картину «Мертвый
Христос в гробу» Ганса Гольбейна, которая репрезентируется в «Идиоте»
Ф. М. Достоевского, во-вторых, многие произведения футуристов.
Представители этого течения в начале 20-х годов XX века использовали
различные графические и живописные средства при создании произведений:
размещали текст на плакатах с изображением, вписывали текст в геометрические
фигуры, создавали новые шрифты, синтаксическую организацию текста и т. д.
В этих двух примерах визуальная составляющая репрезентирована с помощью
вербальных или графических средств, и на нее есть прямая отсылка. Однако
проблема визуальности не исчерпывается только формальной составляющей.
Вторая концепция связана с содержательным аспектом визуальности,
когда акцент делается на «зримости» текста или описанные картины
представляются как результат наблюдения автора, героя или читателя. Это та
визуальность, которая не представлена явно или предметно. Такая концепция корнями восходит к «Исследованиям по эстетике»
польского философа Р. Ингардена21. При описании многоуровневой структуры
произведения наряду с языково-звуковым и смысловым слоями он выделяет еще
предметный и слой видов. Последние два слоя напрямую связаны с
визуальностью. Это предметное изображение героев, событий, мира
литературного произведения и слой конкретных образов, актуализируемых в
читательском сознании в виде зрительных образов. Эта визуальность связана с
тем, что моделирует автор при создании произведения и рецептивной эстетикой.
Похожие идеи можно найти у американского психолога Р. Арнхейма22.
Ученый, рассуждая о соотношении восприятия и рассуждения, отмечает, что
мышление по своей сути визуально. По его словам, продуктивное мышление
связано с обозначаемыми языком объектами ‒ референтами, которые
представлены не вербальными, а перцептуальными единицами. При этом
«перцептуальное мышление обычно бывает визуальным, и на самом деле
зрение ‒ это единственная сенсорная модальность, в которой могут быть с
достаточной сложностью представлены все, в том числе и весьма сложные,
пространственные отношения»23. Кроме того, визуальность в литературе часто
связана с кинематографичностью текста, которая предполагает стремление
автора создать динамическую ситуацию наблюдения (термин
И. А. Мартьяновой24). К тому же, возвращаясь к идее «визуального поворота»,
нельзя исключать те визуальные изображения, которые могли стать основой для
формирования художественного образа.
Применительно к творческому наследию Леонида Андреева 1904‒1907 гг.
мы фокусируем внимание как на содержательном, так и на формальном аспектах
теории визуальности. Для творческого наследия Л. Н. Андреева, которое вобрало
в себя культурные коды и знаковые черты эпохи, характерна тенденция к
синтезу искусств, соединению литературы и живописи, вербального и визуального начал. Андреев был пионером в мире цветной фотографии, а также
не раз отмечал, что страсть к живописи оказала влияние на его писательское
творчество. На наш взгляд, ключи к пониманию визуальности в текстах писателя
следует искать именно в особом типе мышления автора. Андреев так пишет об
этом в автобиографии:
«Эту черт моей любви к живописи я бы хотел выделить в своей биографии…
потому, что, может быть, она может кой-что объяснить и в моей беллетристической
манере. Может быть, потому у меня всегда прежде слагается внешний физический облик
описываемого лица и потом окончательно определяется духовный образ»25.
Активное рассмотрение проблем творчества Л. Андреева в свете
антропологии и философии искусства началось в 1900‒1910-е гг. 26
Исследователи-андрееведы (Л. А. Иезуитова27, В. А. Келдыш28,
А. Л. Григорьев29, И. И. Московкина30, Г. Н. Боева31 и другие) детально
проанализировали мировоззрение, мифопоэтику, творческую лабораторию и
рецепцию наследия писателя. Но к теме визуальности в творчестве автора
обращались не так часто. Рассматривались точки сближения Л. Андреева с
Э. Мунком и Ф. Гойей в работах Л. А. Иезуитовой32 и Ю. В. Бабичевой33. Также
существует большой корпус исследований, затрагивающих тему символики
цвета в произведениях Андреева (работы Н. И. Кофанова34, Э. Н. Ширвановой35 Е. А. Копысовой36 и других). О соотношении вербального и визуального в
творчестве автора писали Г. Н. Боева37 и У Чуньмэй38. Их работы близки теме
нашего исследования. Так, в диссертации «Феномен Леонида Андреева и эпоха
модерна: поэтика, рецепция, творческие взаимосвязи»39 Г. Н. Боева пишет о
визуальных аспектах пьесы «Катерина Ивановна», а также выделяет основные
характеристики визуальности писателя (использование конструктивных
живописных приемов: например, приема тромплёй (trompe-l'œil, «обман
зрения»), пишет о связи с полотнами художников эпохи модерна и т. д.).
У Чуньмэй концентрирует внимание на вопросе соотношения с живописной
традицией при создании Андреевым портретов в прозаическом тексте.
Наша работа посвящена исследованию визуальных образов в творчестве
Леонида Андреева 1904‒1907 гг. Это период творчества был выбран неслучайно,
поскольку литературоведы отмечают, что именно в эти годы Андреев пишет уже
как состоявшийся автор. Кроме того, именно в этот период был создан ряд его
знаковых произведений.
Одним из самых распространенных видов взаимодействия вербального и
визуального является экфрасис. Как отмечает Боева, Леонид Андреев «прибегает
к “вероятному экфрасису” для большей наглядности описания, как будто
пытаясь переориентировать читателя на иные каналы восприятия,
визуализировать словесную картинку»40. Кроме того, экфрасис помогает
восполнить фигуру умолчания. Так, в рассказе «Губернатор» покосившийся Актуальность работы определяется, во-первых, тем, что Леонид Андреев
был недооценен современниками, а сегодня, как пишет Л. Н. Икитян,
интенсивность изучения творчества автора говорит о значимости фигуры
Андреева, однако еще сохраняется «”лоскутность” множества научных версий и
интерпретационно-исследовательских построений»47. Современники не смогли в
полной мере оценить новаторство писателя, поскольку для этого требуется
временная дистанция. Сегодняшние читатели и ученые находятся в более
выигрышном положении, чем современники Андреева. Но инструментарий
изучения его наследия, разработанный ранее, не в полной мере соответствует
специфике текстов писателя.
Во-вторых, визуальный аспект стал объектом внимания литературоведов
только в последние десятилетия. Данная сфера открывает большие возможности
для научных гипотез и предположений. Выводы данной работы также могут
быть применены при разработке специальных историко-литературных курсов,
поскольку могут представить новый аспект понимания текстов Леонида
Андреева.
Объектом нашего исследования являются повести и рассказы, написанные
Леонидом Андреевым в период с 1904 по 1907 гг. («Вор», «Красный смех»,
«Призраки», «Губернатор», «Христиане», «Елеазар», «Иуда Искариот» и др.)48,
кинопостановка Якова Протазанова «Белый орел» (1928), кинолента Дмитрия
Золотухина «Христиане» (1987), фильм Михаила Каца «Пустыня» (1991),
кинопостановка Владимира Макеранца «Губернаторъ», фильм Андрея
Богатырева «Иуда» (2013) Предметом данного исследования является анализ визуальных образов и особенностей их функционирования в указанных повестях и рассказах Леонида
Андреева 1904–1907 гг.
Цель работы – рассмотреть особенности визуальных образов в повестях и
рассказах Леонида Андреева и проанализировать их интерпретации в
кинопостановках.
Поставленная цель определяет следующие частные задачи:
1) Выявить визуальные образы, связанные с вербальной передачей
зрительного искусства, и проанализировать живописные приемы, которые
использует автор.
2) Дать характеристику особому характеру андреевского видения.
3) Сравнить визуальные образы в произведениях Андреева и
экранизациях текстов его прозы разных лет.
Основным методом работы будет интермедиальный анализ, который
применяется в рамках современных визуальных исследований (visual studies),
вспомогательным методом будет интертекстуальный с элементами
семиотического и герменевтического, а также в работе будут применяться
основы рецептивной эстетики.
Структура работы. Данное исследование состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы.
Во Введении указываются объект и предмет исследования, определяется
его актуальность, полагаются цели и задачи работы, обуславливается её научная
новизна, излагается структура работы.
Первая глава посвящена анализу экфрастического в творчестве Леонида
Андреева указанного периода, а также исследованию живописных приемов,
которые использует автор в своих текстах. Кроме того, рассматриваются
визуальные претексты, которые стали основой для создания вербальной
картины. Анализируется особый характер видения героев писателя и
наблюдателя, описываются различные типы «зрительности», связанные с13
восприятием мира с точки зрения нормы и с точки зрения сумасшествия.
Уделяется внимание характеристике мистического, сверхъестественного плана
видения: галлюцинациям, оптическим иллюзиям, предвидению скорой смерти.
Во второй главе рассматриваются особенности пяти киноинтепретаций
адреевских текстов, способы трансформации литературного оригинала. Акцент
делается на то, какие визуальные образы передаются когерентно, а какие ‒ более
экспериментально в связи с режиссерской установкой или влиянием духа времени.
В Заключении приводятся основные результаты анализа,
характеризующие поэтику визуальности в творчестве Л. Андреева 1904‒1907 гг.,
логику её становления и развития с учетом возможных влияний.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы были проанализированы визуальные образы в повестях и
рассказах Леонида Андреева 1904‒1907 гг., выявлены особенности их
трансформации в пяти киноотражениях разных лет. Исследование проводилось в
рамках интермедиального анализа. Первый аспект был связан с изучением
живописных и кинематографических приемов, принципов создания экфрасиса, а
также визуальных претекстов, которые повлияли на создание образов в
произведении автора.
Нам удалось выделить и проанализировать функции следующих
живописных приемов: тромплей, фокальных точек, сферической перспективы,
графичности, контраста, нюанса. Также мы рассмотрели колористические
принципы, которые автор использует в произведениях, и обозначили их
символическое значение. Литературные портреты, созданные писателем, были
рассмотрены с точки зрения новаторства и традиции. Кроме того, визуальность
являлась основой трансформации библейских образов в рассказах «Елеазар» и
«Иуда Искариот».
В данной работе мы проследили влияние на творчество писателя
следующих западноевропейских художников: И. Босха, Ф. Гойи, А. Дюрера,
Э. Мунка, Ф. Штука, А. Бёклина, Дж. Энсора, Ф. Холдера. Их полотна иногда
становились визуальными «двойниками» рассказов Андреева. Опосредованные и
прямые связи с картинами вышеназванных художников расширяют
интертекстуальное измерение рассказа, а также перцептивный пласт
читательского восприятия и понимания текста.
Была проанализирована внутренняя кинематографичность текстов
Андреева, которая является одной из причин интереса мультипликаторов и
кинорежиссеров к творчеству писателя. Мы рассмотрели особенности
трансформации визуальных образов Андреева в кинотекстах разных эпох, а
также кинематографические приемы монтажа, кадра, оверлоппинга, крупного и
среднего плана, антропоцентрической камеры, которые автор использовал в
своих текстах.84
Второй аспект рассмотрения был связан с содержательным планом
визуальности, когда акцент делается на «зримости» текста, на описанных
картинах, которые представлялись как результат наблюдения автора, героя или
читателя. Кроме того, был проанализирован особый характер видения. В этом
ключе мы отмечаем особый тип мышления писателя-художника, который в то
же время интуитивно чувствовал потенциал киноискусства и использовал его
приемы в литературном тексте.
В произведениях Л. Н. Андреева 1904‒1907 гг. вербальное
взаимодействует с пластическим искусством живописи. Экфрасис в рассказах
«Призраки» и «Губернатор» расширяет пространство повествования, вводит
тему Италии, которая предстает прекрасным гармоничным пространством.
Также экфрасис дает ключи к пониманию психологического состояния героев. В
рассказе «Призраки» за счет этого становятся понятными причины
помешательства героя. В «Губернаторе» «покосившийся лунный пейзаж»
подчеркивается невозможность возвращения к прежней размеренной жизни.
Однако жанр экфрасиса в произведения автора представлен не так часто, но
многие повести имеют экфрастическую направленность.
Андреев, как пионер в мире цветной фотографии, заимствует приемы из
этого вида искусства. Так, в рассказе «Христиане» писатель «ретуширует» образ
главной героини, чтобы сконцентрировать внимание читателя на проблеме
лжехристианства. Кроме того, визуальный интертекст может стать приемом
создания комического эффекта, как в рассказе «Призраки».
Взаимодействие различных языков в системе произведений Андреева
стало источником вдохновения для кинематографистов, которые за счет
различных интерпретаций, широкого интертекста, визуальной насыщенности и
полемичности рассказов могли по-своему интерпретировать текст и идти по
пути эксперимента при создании экранизаций.85
Обобщая проделанную работу, мы хотели бы отметить, что гетерогенность
текстов Андреева открывает большие возможности для будущих исследований.
Его особый талант синкретичен и вбирает в себя живописные, фотографические,
кинематографические и даже музыкальные приемы. Подобный тип анализа
углубляет понимание текстов автора и дает больше возможностей для
расширения зрительной перцепции читателя.


1. Алигьери Д. Божественная Комедия. М.: Правда, 1982. 110 с.
2. Андреев Л. Н. Письмо к В. Л. Львову-Рогачевскому (1908) // ЛьвовРогачевский В. Л. Две правды: Книга о Леониде Андрееве. СПб., 1914. 232 с.
3. Андреев Л. Н. Собрание сочинений: В 6 т. – М.: Худож. лит., 1990–1996.
4. Андреева В. Л. Эхо прошедшего. М. 1998. 383 с.
5. Волошин. М. А. Некто в сером // Волошин М. А. Собрание сочинений. Т. 6.
Кн. 1 / Под ред. В. П. Купченко, А. В. Лаврова и др. М.: Эллис-Лак, 2000. С.
166‒176.
6. Гоголь Н. В. Мертвые души // Гоголь Н. В. Собрание сочинений в девяти
томах. Т. 5. М.: Русская книга, 1994. 605 с.
7. Кандинский В. О духовном в искусстве. М., 1992. 107 с.
8. Толстой Л. Н. Смерть Ивана Ильича // Толстой Л. Н. Повести и рассказы. М.:
Сов. Россия, 1984. С. 137‒181.
9. По Э. А. Рассказы. Ижевск: Удмуртия, 1979. 264 с.
10.Уайльд О. Портрет Дориана Грея. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1986. 191 с.
11.Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения.
Том 8. М., Наука, 1986. 226 с.
II. Исследования
12.Амфитеатров А. Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков. 1911.
Переиздания: М., Азбука-классика, 2010. 384 с.
13.Бабичева Ю. В. Леонид Андреев и Гойя // Československá rusistika. 1969. № 2.
С. 68‒78.
14.Бабичева Ю. В. Леонид Андреев и кино // Русская литература XX века
(дооктябрьский период) / Тульский гос. пед. ин-т им. Л. Н. Толстого. Тула,
1974. С. 127‒144.
15.Базен А. Что такое кино. М.: Искусство, 1972. 383 с.
16.Барт Р. Camera Lucida. М., 1997. 87 с.87
17.Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической
воспроизводимости. М.: МЕДИУМ, 1996. 240 с.
18.Богданов А. В. Между стеной и бездной // Собр. соч.: в 6-ти т. Т. 1/ Л. Н.
Андреев. М.: Худож. лит., 1990. С. 5‒40.
19.Богданов А. В. Комментарий // Андреев Л. Н. Собрание сочинений в 6-ти т. Т
2. М.: Худож. лит., 1990. С. 508‒558.
20.Боева Г.Н. Идея синтеза в творческих исканиях Л.Н.Андреева :
Автореферат… канд. филол. наук / Воронеж, гос. ун-т. Воронеж, 1996. 18 с.
21.Боева Г. Н. Образ заглавной героини пьесы Л. Андреева «Екатерина
Ивановна» в контексте иконографии модерна // Печать и слово СанктПетербурга: Петербургские чтения – 2015: сб. науч. тр.: в 2 ч. СПб., 2016.
Ч. 2: Литературоведение. С. 144–152.
22.Боева Г. Н. Религиозный аспект рецепции рассказа Л. Андреева «Сын
человеческий» // Вестник Воронежского государственного университета.
Серия: Филология. Журналистика. 2015. № 1. С. 12‒16.
23.Боева Г. Н. Творчество Леонида Андреева и эпоха модерна
СПб.: Петрополис, 2016. 520 с.
24.Боева Г. Н. Творчество Леонида Андреева как явление модерна: к постановке
проблемы // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 8-
1 (62). С. 17‒19.
25.Боева Г. Н. Феномен Леонида Андреева и эпоха модерна: поэтика, рецепция,
творческие взаимосвязи. Диссертация ... докт. филол. наук. Воронеж, 2017.
510 с.
26.Брусянин В. В. Леонид Андреев, жизнь и творчество. М.-Берлин. Директмедиа. 2015. 126 с.
27.Бушмина И.В. Итальянский текст в прозе Л. Андреева // Уральский
филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука, № 5, 2013.
С. 108‒114.
28.Венедиктова Т. На глаз и на ощупь: визуальные аттракторы в «Моби Дике»
Германа Мелвилла / Визуальные аттракторы в литературе: (материалы
круглого стола) / М.: Новое литературное обозрение, 2017. С. 98‒103.88
29.Вдовина Т. В. Визуальные исследования: основные методологические
подходы // Вестник РУДН, серия Социология, 2012, № 1. С. 16‒26.
30.Высочанская А. М. К проблеме киноадаптации литературного текста: повесть
Л. Андреева «Иуда Искариот и фильм М. Каца «Пустыня» // Вестник
Бурятского государственного университета, БГУ, 2016. № 2. C. 220‒224.
31.Высочанская А.М., Леденев А.В. Экспрессионизм прозы Л. Андреева в
киноотражениях // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика.
2016. №2. С. 49‒55.
32.Высочанская А. М., Монисова И. В. «Губернатор» Леонида Андреева на
экране: к проблеме киноинтерпретации литературного текста / Вестник
Бурятского государственного университета, 2016. Вып. 2. С. 144‒160.
33.Высочанская А. М. Рассказы Леонида Андреева на языке анимации как
уникальный интермедиальный опыт / Вестник Бурятского государственного
университета, 2016. Вып. 5. С. 156‒164.
34.Гадамер Г.-Г. Истина и метод: основы филос. Герменевтики. М.: Прогресс,
1988. 699 с.
35.Геллер Л. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе // Экфрасис в
русской литературе: труды Лозанского симпозиума. М.: Изд-во «МИК», 2002.
216 с.
36.Голованова Н.Ю. Библейское и андреевское в произведениях Л.Н. Андреева
(на примере рассказов «Иуда Искартот», «Елеазар») / Научный вестник
Воронежского гос. архитектурно-строительного ун-та. Вып. №4(18),
Воронеж, 2015. С. 176‒181.
37.Григорьев A. Л. Леонид Андреев в мировом литературном процессе // Русская
литература. 1972. № 3. С. 190‒205.
38.Гуральник У. А. Русская литература и советское кино. М.: Наука. 1968. 431 c.
39.Демидова С. А. «Синтез искусств» как основание художественнофилософского творчества: по материалам экзистенциальной прозы Леонида
Андреева // Культурология. Дайджест., М.: РАН. ИНИОН, 2011. № 1 (56). С.
199‒217.89
40.Дроздова А. В. Специфика визуальных исследований в современном
гуманитарном знании // Ярославский педагогический вестник № 3. ЯГПУ.
2015. С. 254‒259.
41. Жижек С. Киногид извращенца. Кино. Философия. Идеология. Гонзо. 2014.
472 с.
42.Зенкин С. От составителя / Визуальные аттракторы в литературе: (материалы
круглого стола) / М.: Новое литературное обозрение, 2017. С. 81‒82.
43.Зенкин С. Переглядывающиеся портреты («легкое дыхание» Бунина) /
Визуальные аттракторы в литературе: (материалы круглого стола) / М.: Новое
литературное обозрение, 2017. С. 90‒97.
44.Иезуитова Л. А. Андреев и Мунк // Russian literature. Amsterdam, 1987. № 22.
P. 63‒75.
45.Иезуитова Л. А. Леонид Андреев и литература Серебряного века. Избранные
труды. СПб. 2010. 740 с.
46.Иезуитова Л.А. Творчество Леонида Андреева (1892‒1906). Ленинград: Издво Ленингр. ун-та, 1976. 240 с.
47.Икитян Л. Н. Леонид Андреев: история постижения и перспектива
осмысления (с примечаниями и комментариями) / Статья первая. Вопросы
русской литературы. Симферополь, 2013. С. 84‒98.
48.Каптерева-Шамбинаго Т. П. Гойя. М.: Белый город, 2007. 47 с.
49.Келдыш В. А. Русский реализм начала XX века. М.: Наука, 1975. 280 с.
50.Кен Л. Н. Красный цвет в творчестве Леонида Андреева / Труды СанктПетербургского государственного института культуры. Т. 215. СПб. 2017. С.
17‒24.
51.Копысова Е. А. Особенности цветописи в раннем творчестве Л. Андреева / Е.
А. Копысова // Вестник Удмурдского университета. Филологические науки.
№5 (2). 2006. С. 73‒78.
52.Копысова Е. А. Цветовой образ мира Л. Андреева: белый // Вестник
Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2012. №2.
С. 64‒69.90
53.Кофанов Н. И. Цвет в произведениях Леонида Андреева и в живописи
экспрессионистов // Стиль писателя и культура эпохи. Межвузовский сборник
научных статей. Пермский университет. Сыктывкар, 1984. С. 77‒87.
54.Круткин В. Снимки домашних альбомов и фотографический дискурс //
Визуальная антропология: настройка оптики / под ред. Е. Ярской-Смирновой,
П. Романова. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ. 2009. С. 109‒125.
55.Лахманн Р. Память и литература. Интертекстуальность в русской литературе
XIX-XX веков. СПб.: Петрополис, 2011. 400 c.
56.Левина И.М. Гойя. М.: Искусство. 1958. 350 с.
57.Левитт М. Визуальная доминанта в России XVIII века / М.: Новое
литературное обозрение, 2015. 528 с.
58.Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. Москва:
Гослитиздат. 1957. 519 с.
59.Лотман Ю. М. Непредсказуемые механизмы культуры / Подгот. Текста и
примечания Т. Д. Кузовкиной при участии О. И. Утгоф. Таллинн: TLU Press,
2010. 232 с.
60.Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин, 1973.
138 c.
61.Майзульс М. Р. Ослепить святого и ослепить дьявола: читательская агрессия в
средневековых рукописях // Сила взгляда: глаза в мифологии и иконографии.
М.: РГГУ. 2014. C. 44‒124.
62.Мартьянова И. А. Кинематограф русского текста. СПб.: Свое издательство,
2011. 240 с.
63.Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: Ювента Наука, 1999.
605 с.
64.Митчел У. Дж. Т. Иконология. Образ. Текст. Идеология. Москва;
Екатеринбург, Кабинетный ученый, 2017. 240 с.
65.Мосин И. Г. Мировое искусство. Оптические иллюзии в живописи и графике.
СПб: ООО «СЗКЭО “Кристал”», 2007. 175 с.
66.Московкина И. И. Между «PRO» и «CONTRA»: координаты художественного
мира Леонида Андреева. Харьков: ХНУ, 2005. 287 с.91
67.Московкина И. И. Образы-символы в рассказах и повестях Л. Андреева //
Вопросы русской литературы. 1987. Вып. 1. С. 107‒114.
68.Мурашов Ю. Дурной глаз письма: о двух типах поэтологии зрения
Визуальные аттракторы в литературе: (материалы круглого стола) / М.: Новое
литературное обозрение, 2017. С. 83‒89.
69.Нашатырева С. С. Образы-символы в рассказах Леонида Андреева 1900-х
годов // Вестник ВГУ, 2012. №1. С. 78‒82.
70.Петровская Е. В. Романы Льва Толстого: поэтика и поэзия зримого. СанктПетербург, 2015. 202 с.
71.Петровская Е. В. Теория образа. М., РГГУ, 2010. 281 с.
72.Светлов И. Франц фон Штук. М.: Белый город. 2005. 47 с.
73.Серебрякова Л. В. Лик и лицо в повести Андреева «Иуда Искариот» /
Натюрморт – портрет – пейзаж – экфрасис – вещь. Кинга для учителя: мезвуз.
сб. ст./ Под ред. Н. А. Петровой; Перм. гос. пед ун-т. Пермь, 2009. С. 106‒112.
74.Степанов Б. «Притяженье земли»: пространство и литературный образ в
теории экскурсий Н. П. Анциферова / Визуальные аттракторы в литературе:
(материалы круглого стола) / М.: Новое литературное обозрение, 2017. С.
110‒120.
75.Сузрюкова Е. Л. Визуальные образы в творчестве А. П. Чехова.
Автореферат… канд. филол. наук / Новосибирск, 2010. 19 с.
76.Титаренко С. Д. Творчество Леонида Андреева в свете символистской
антропологии и философии искусства // Вестник Санкт-Петербургского
университета. 2018. Т. 15. Вып. 1. С. 112‒124.
77.Токарев Д. В. «Невыразимо выразимое»: экфрасис и проблемы репрезентации
визуального в художественном тексте: Сборник статей / М.: Новое
литературное обозрение, 2013. 572 с.
78.Тынянов Ю. Н. Кино // Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977.
574 с.
79.Фуко М. Око власти // Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные
политические статьи, выступления и интервью. М., 2002. С. 220‒247.92
80.Ханзен-Лёве О. А. Интермедиальность в русской культуре: От символизма к
авангарду. М.: РГГУ, 2016. 450 с.
81.Цимборска-Лебода М. Экфрасис в творчестве Вячеслава Иванова
(Сообщение-Память-Инобытие) // Экфрасис в русской литературе. М.: МИК,
2002. С. 53‒55.
82.Чуньмэй У. Портрет в рассказах и повестях Леонида Андреева / Монография.
М.- Ярославль: изд. «Литера». 2006. 132 с.
83.Шикель Ричард. Мир Гойи. М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 1998. 198 с.
84.Ширванова Э. Н. Цветосветовые образы в прозе Леонида Андреева (на
примере рассказа «В темную даль») /Известия высших учебных заведений.
Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2012. №4 (24). С. 98‒102.
85.Шишкина Л. И. Творчество Леонида Андреева в контексте культуры XX века.
СПб.: Изд-во СЗАГС, 2009. 219 с.
86.Штомпка П. Визуальная социология. М., 2007. 200 с.
87.Экфрасис в русской литературе : Тр. Лозан. симпоз / Под ред. Л. Геллера. М.:
МИК, 2002. 215 с.
88.Ямпольский М. Б. Наблюдатель: очерки истории видения / Москва : Ad
Marginem. 2000. 287 с.
89.Ямпольский М. Б. Ткач и визионер // Очерки истории репрезентации, или О
материальном и идеальном в культуре / М.: Новое литературное обозрение,
2007. 616 с.
90.Ясинская М. В. Глаза и зрение в языке и традиционной народной культуре
славян / Славяноведение. М.: 2014. C. 47‒57
91.Ясинская М. В. Представления о глазах и зрении в языке и традиционной
культуре славян / Диссертация ... канд. филол. наук. М.: 2016. 278 с.
92.Arturo Graf Art Of The Devil, Parkstone Press International, New York, USA,
255 p.
93.Bluestone G. Novels into film. Univ. of California press, 1971. 237 p.
94.Böhm G. Wie Bilder Sinn erzeugen. Die Macht des Zeigens. Berlin: Berlin
University Press, 2007. 282 p.93
95.Mitchell W. J. T. Showing seeing: a critique of visual culture // Journal of visual
culture. 2002. Vol. 1. No2. P. 165‒181.
96.Wagner G.A. The novel and the cinema. Fairleigh Dickinson University Press,
1975. 396 p.
III. Справочная литература
97.Керлот Х. Э. Словарь символов. М.: «REFL-book», 1994. 590 с.
98.Мифы древних славян. Саратов: Надежда, 1993. 318 с.
99.Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М.: Издательство
Кулагиной; Intrada, 2008. 357 с.
100. Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. М.: Аграф, 1997. 384 с.
101. Русский демонологический словарь. СПб.: Петербургский писатель, 1995.
639 с.
102. Апокрифы древних христиан. М.: Мысль, 1989. 333 с.
103. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Междунар.
отношения, 2002. 509 с.
104. Словарь библейских образов. СПб.: Библия для всех, 2008. 1423 с.
105. Энциклопедия экспрессионизма. Сост. Л. Ришаль / Пер. с фр. М.:
Республика, 2003. 432 с.
IV. Интернет-ресурсы
106. Арнхейм Р. В защиту визуального мышления // Новые очерки по
психологии искусства. М.: Прометей, 1994. С. 153‒173. URL:
http://evgenysavin.ru/_ld/0/11_Ukp.pdf Дата обращения: 22.04.2018
107. Боева Г.Н. «Изобразительный гипноз» Леонида Андреева: о вербальном и
визуальном в творчестве писателя // Труды Санкт-Петербургского
государственного института культуры. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/izobrazitelnyy-gipnoz-leonida-andreeva-overbalnom-i-vizualnom-v-tvorchestve-pisatelya. Дата обращения: 23.03.2018.
108. Бондарева Н. А. Творчество Леонида Андреева и немецкий
экспрессионизм. URL: http://www.dissercat.com/content/tvorchestvo-leonidaandreeva-i-nemetskii-ekspressionizm Дата обращения: 20.04.2018.94
109. Иезуитова Л. А. «Елеазар», библейский рассказ Л. Н. Андреева URL:
http://www.ruthenia.ru/reprint/blok_xiii/iezuitova.pdf Дата обращения:
12.05.2018
110. Ингарден Р. Исследования по эстетике. URL:
http://hermeneutik.kemsu.ru/Content/documents/%D0%98%D0%BD%D0%B3%D
0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B5%D0%BD%201962.pdf Дата обращения:
23.03.2018.
111. Кашпур О. А. Интерпретация библейской легенды о воскрешении Лазаря в
рассказе Л. Андреева «Елеазар» // Культура и текст. 2004. №7. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/interpretatsiya-bibleyskoy-legendy-o-voskresheniilazarya-v-rasskaze-l-andreeva-eleazar Дата обращения: 12.05.2018.
112. Мазур Н. Небо Италии, небо Торквата: итальянская топика в русской
поэзии первой половины XIX века (небо, руины, нега). URL:
http://www.academia.edu/3311428/%D0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%
8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D0%B
E%D0%BF%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B2_%D1%80%D1%83%D1%8
1%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D0%B
7%D0%B8%D0%B8_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B9
_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%8B
_19_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0 Дата обращения: 12.05.2018.
113. Матизен В. Парадокс Иуды // Новые известия, 2014. URL:
http://newizv.ru/news/culture/14-04-2014/200109-paradoksiudy.html?format=html&slug_for_redirect=culture%2F2014-04-14%2F200109-
paradoks-iudy Дата обращения: 29.04.2017.
114. Мельникова Н. Н. Архетип грешницы в русской литературе конца XIX ‒
начала XX века. Автореферат ... канд. филол. наук. URL:
http://cheloveknauka.com/arhetip-greshnitsy-v-russkoy-literature-kontsa-xixnachala-xx-veka. Дата обращения:12.05.2018.
115. Толкования Священного Писания. URL: http://bible.optina.ru/new:mf:08:12
Дата обращения: 22.04.2018.
116. Трессидер Д. Словарь символов. URL:95
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/JekTresidder/171.php. Дата
обращения: 10.05.2018.
117. Х/ф «Белый орел» URL: https://www.youtube.com/watch?v=rXU8v8yYrno
Дата обращения: 29.04.2018.
118. Х/ф «Губернаторъ» URL: https://www.youtube.com/watch?v=Yt_vbQvFukk
Дата обращения: 29.04.2018.
119. X/ф «Иуда». URL: https://www.youtube.com/watch?v=wBqQ-ACHXLA.
Дата обращения: 29.01.2018.
120. X/ф «Пустыня» URL: https://vk.com/videos-85954?z=video-
85954_139496785%2Fclub85954%2Fpl_-85954_-2 Дата обращения: 29.04.2018.
121. X/ф «Христиане». URL: https://www.youtube.com/watch?v=ZoipZsxBYQ0.
Дата обращения: 23.02.2018.
122. Шишкина Л. И. Леонид Андреев и кино: в поиске новой эстетики // Труды
Санкт-Петербургского государственного института культуры. URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/leonid-andreev-i-kino-v-poiske-novoy-estetiki
Дата обращения: 23.03.2018.
123. Фрезер Д. Золотая ветвь // URL: http://yanko.lib.ru/books/sacra/fraser-
1volums-l.pdf Дата обращения: 23.10.2017
124. Frederick H. White. Andrei Bogatyrev: Judas URL:
http://www.kinokultura.com/2014/43r-iuda.shtml Дата обращения: 12.03.2018

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ