ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСКАЛЬКУЛИИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Сущность готовности детей к овладению счетной деятельностью 7
1.2.Особенности овладения математикой детьми с общим недоразвитием речи 14
1.3. Анализ методических подходов к профилактике дискалькулии у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСКАЛЬКУЛИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 26 2.1. Выявление уровня готовности к овладению счетной деятельностью у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 26
2.2. Содержание логопедической работы по профилактике дискалькулии у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 57
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСКАЛЬКУЛИИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Сущность готовности детей к овладению счетной деятельностью 7
1.2.Особенности овладения математикой детьми с общим недоразвитием речи 14
1.3. Анализ методических подходов к профилактике дискалькулии у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСКАЛЬКУЛИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 26 2.1. Выявление уровня готовности к овладению счетной деятельностью у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 26
2.2. Содержание логопедической работы по профилактике дискалькулии у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 57
Становление динамичной, всесторонне развитой личности обусловливает необходимость ознакомления детей с логикой счетной деятельности, имеющей большое значение для целостного, в том числе когнитивного развития ребенка. Это создает возможности овладения инструментарием мыслительной деятельности, обеспечивающим ее становление уже в дошкольном возрасте.
Исследованиями многих ученых доказано, что счетная деятельность имеет сложную психофизиологическую и психологическую структуру, обеспечивающуюся совместной работой различных анализаторных систем (оптической, пространственной, сомато-пространственной, речедвигательной и др.), представляющих собой функциональную систему, являющуюся основой формирования и реализации функции счета (Р. Беккер, И.Т. Власенко, А. Гермаковска, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Р. Райчев, Е.Ф. Соботович, О.Н. Усанова и др.). Формирование и развитие функций счета тесно связано с речью, которая, включаясь в его структуру, выступает, с одной стороны, как средство выражения этой сложной системы знания, а с другой - как организатор деятельности счета.
Среди детей дошкольного возраста наиболее распространенным речевым нарушением является общее недоразвитие речи. Для современной теории и практики логопедии и специальной психологии характерно многоаспектное изучение своеобразия речевого развития и познавательной деятельности детей с общим недоразвитием речи, которая в определенной степени лимитируется состоянием их речи (Р.А. Белова-Давид, И.Т. Власенко, В.К. Воробьева, A. Гермаковска, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, B.K Орфинская, Е.Ф. Соботович, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.). Современные теоретико-экспериментальные исследования проблемы общего недоразвития речи отражают характер нарушений формирования различных компонентов речевой функциональной системы при данном виде речевой патологии, приводящих к трудностям усвоения не только навыков чтения, письма, но и счета. Вместе с тем, несмотря на значительное число исследований, до настоящего времени отсутствуют работы, в которых целенаправленно изучаются предпосылки овладения счетной деятельностью дошкольниками с общим недоразвитием речи. Профилактика дискалькулии у детей с общим недоразвитием речи будет способствовать развитию речевой и познавательной деятельности, успешному усвоению детьми математических знаний и умений, повысит качество социализации и адаптации данного контингента детей к требованиям школьного обучения.
Таким образом, необходимость предупреждения специфических нарушений овладения школьными навыками детьми с общим недоразвитием речи, недостаточная теоретическая разработанность вопросов профилактического воздействия в этой области позволяет утверждать об актуальности настоящего исследования.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по профилактике дискалькулии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определение содержания логопедической работы по профилактике дискалькулии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: состояние готовности к овладению счетной деятельностью.
Предмет исследования: педагогические условия коррекционной работы по профилактике дискалькулии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования. Логопедическая работа по профилактике дискалькулии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективна при условии учета особенностей когнитивного и речевого развития детей с ОНР, а также на основе онтогенетического развития психологических процессов, лежащих в основе овладения числом и математическими действиями.
Были поставлены следующие задачи исследования:
1. Дать теоретическое обоснование логопедической работы по профилактике дискалькулии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2. Исследовать уровни сформированности счетной деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Определить и представить основные направления логопедической работы по профилактике дискалькулии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологической основой явились научно-теоретические положения о психологической структуре понятий числа, счета и счетных операций (П.Я. Гальперин, Л.Е. Георгиев, В.В. Давыдов, А.Р. Лурия, Н.А. Менчинская, Ж. Пиаже и др.); о системной организации высших психических функций (Л.С Выготский, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова); о единстве речевого и психического развития и комплексном подходе к его изучению (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.); исследования, рассматривающие предпосылки процесса овладения счетной деятельностью (Л.Б. Баряева, Д.Н. Богоявленский, П.Я. Гальперин, Л.Е. Георгиев, Л.В. Занков, A.M. Леушина, H.A. Менчинская, Ж. Пиаже, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман, Л.С Цветкова и др.); концептуальные положения о единстве законов развития ребенка в норме и ребенка с проблемами в развитии (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский и др.); о роли обучения детей с нарушениями речевого развития, о реализации их образовательных потребностей средствами специального образования (Л.С. Выготский, Р.И. Лалаева, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Малофеев и др.); исследования, раскрывающие клинико-психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи (Р.Е. Левина,
Г.И. Жаренкова, Г.А. Каше, Е.М. Мастюкова, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.).
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической и дефектологической литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий этапы); метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 52», г. Белгорода,
подготовительная к школе группа. В исследовании приняли участие 14 детей с общим недоразвитием речи в возрасте 6-7 лет.
Структура работы подчинена решению сформулированных задач и достижению поставленной цели и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Исследованиями многих ученых доказано, что счетная деятельность имеет сложную психофизиологическую и психологическую структуру, обеспечивающуюся совместной работой различных анализаторных систем (оптической, пространственной, сомато-пространственной, речедвигательной и др.), представляющих собой функциональную систему, являющуюся основой формирования и реализации функции счета (Р. Беккер, И.Т. Власенко, А. Гермаковска, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Р. Райчев, Е.Ф. Соботович, О.Н. Усанова и др.). Формирование и развитие функций счета тесно связано с речью, которая, включаясь в его структуру, выступает, с одной стороны, как средство выражения этой сложной системы знания, а с другой - как организатор деятельности счета.
Среди детей дошкольного возраста наиболее распространенным речевым нарушением является общее недоразвитие речи. Для современной теории и практики логопедии и специальной психологии характерно многоаспектное изучение своеобразия речевого развития и познавательной деятельности детей с общим недоразвитием речи, которая в определенной степени лимитируется состоянием их речи (Р.А. Белова-Давид, И.Т. Власенко, В.К. Воробьева, A. Гермаковска, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, B.K Орфинская, Е.Ф. Соботович, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.). Современные теоретико-экспериментальные исследования проблемы общего недоразвития речи отражают характер нарушений формирования различных компонентов речевой функциональной системы при данном виде речевой патологии, приводящих к трудностям усвоения не только навыков чтения, письма, но и счета. Вместе с тем, несмотря на значительное число исследований, до настоящего времени отсутствуют работы, в которых целенаправленно изучаются предпосылки овладения счетной деятельностью дошкольниками с общим недоразвитием речи. Профилактика дискалькулии у детей с общим недоразвитием речи будет способствовать развитию речевой и познавательной деятельности, успешному усвоению детьми математических знаний и умений, повысит качество социализации и адаптации данного контингента детей к требованиям школьного обучения.
Таким образом, необходимость предупреждения специфических нарушений овладения школьными навыками детьми с общим недоразвитием речи, недостаточная теоретическая разработанность вопросов профилактического воздействия в этой области позволяет утверждать об актуальности настоящего исследования.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по профилактике дискалькулии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определение содержания логопедической работы по профилактике дискалькулии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: состояние готовности к овладению счетной деятельностью.
Предмет исследования: педагогические условия коррекционной работы по профилактике дискалькулии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования. Логопедическая работа по профилактике дискалькулии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективна при условии учета особенностей когнитивного и речевого развития детей с ОНР, а также на основе онтогенетического развития психологических процессов, лежащих в основе овладения числом и математическими действиями.
Были поставлены следующие задачи исследования:
1. Дать теоретическое обоснование логопедической работы по профилактике дискалькулии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2. Исследовать уровни сформированности счетной деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Определить и представить основные направления логопедической работы по профилактике дискалькулии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологической основой явились научно-теоретические положения о психологической структуре понятий числа, счета и счетных операций (П.Я. Гальперин, Л.Е. Георгиев, В.В. Давыдов, А.Р. Лурия, Н.А. Менчинская, Ж. Пиаже и др.); о системной организации высших психических функций (Л.С Выготский, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова); о единстве речевого и психического развития и комплексном подходе к его изучению (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.); исследования, рассматривающие предпосылки процесса овладения счетной деятельностью (Л.Б. Баряева, Д.Н. Богоявленский, П.Я. Гальперин, Л.Е. Георгиев, Л.В. Занков, A.M. Леушина, H.A. Менчинская, Ж. Пиаже, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман, Л.С Цветкова и др.); концептуальные положения о единстве законов развития ребенка в норме и ребенка с проблемами в развитии (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский и др.); о роли обучения детей с нарушениями речевого развития, о реализации их образовательных потребностей средствами специального образования (Л.С. Выготский, Р.И. Лалаева, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Малофеев и др.); исследования, раскрывающие клинико-психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи (Р.Е. Левина,
Г.И. Жаренкова, Г.А. Каше, Е.М. Мастюкова, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.).
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической и дефектологической литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий этапы); метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 52», г. Белгорода,
подготовительная к школе группа. В исследовании приняли участие 14 детей с общим недоразвитием речи в возрасте 6-7 лет.
Структура работы подчинена решению сформулированных задач и достижению поставленной цели и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Первоначальное усвоение счетных операций в дошкольном возрасте служит подготовкой к дальнейшему обучению математике в школе. Рассматриваемая проблема была недостаточно изучена и до сих пор остается актуальной.
Имеющиеся методические рекомендации по формированию навыка счетной деятельности детьми с общим недоразвитием речи свидетельствуют о необходимости проведения с данными детьми специальной работы по накоплению терминологического словаря, уточнению смысла слов, упорядочиванию лексических единиц в структуре индивидуального лексикона, развитию вербальных и невербальных средств общения параллельно с развитием познавательной сферы.
На основе проведенного исследования мы выяснили, что в группе исследованных дошкольников с общим недоразвитием речи преобладает средний и низкий уровень готовности к овладению счетной деятельностью. Данный аспект связан с затруднениями организации ряда психических функций (умение выполнять задание на восприятие и воспроизведение ритма, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, сформированность математических представлений и математического словаря). Указанные показатели свидетельствуют о нарушении процесса перевода и символизации слухового образа в зрительно-пространственные схемы, о внешней регуляции практической деятельности детей, бедности активного словаря и узком понимании математических терминов. В связи с этим в описанной группе дошкольников следует проводить работу по профилактике дискалькулии.
В связи с вышеуказанным, мы разработали рекомендации по профилактики дискалькулии у дошкольников с общим недоразвитием речи, которая предполагает следующие особенности:
-профилактическая работа должна проводиться на индивидуальных,
специально, групповых с подгруппой детей занятиях;
-решение задач целостного развития реализуется на основе
использования различных методов и средств;
-основная задача - преодоление недостатков познавательной деятельности: развитие сенсорных представлений, пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти, наглядно-образного и словесно-логического мышления, общей и ручной моторики, расширение активного словаря, формирование связной речи, развитие понимания обращенной речи;
- в профилактике дискалькулии дошкольников с общим недоразвитием речи развитию должны подвергаться те психические процессы, которые лежат в основе формирования счета и счетных навыков.
Поставленные задачи исследования нашли свое отражение в работе.
Имеющиеся методические рекомендации по формированию навыка счетной деятельности детьми с общим недоразвитием речи свидетельствуют о необходимости проведения с данными детьми специальной работы по накоплению терминологического словаря, уточнению смысла слов, упорядочиванию лексических единиц в структуре индивидуального лексикона, развитию вербальных и невербальных средств общения параллельно с развитием познавательной сферы.
На основе проведенного исследования мы выяснили, что в группе исследованных дошкольников с общим недоразвитием речи преобладает средний и низкий уровень готовности к овладению счетной деятельностью. Данный аспект связан с затруднениями организации ряда психических функций (умение выполнять задание на восприятие и воспроизведение ритма, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, сформированность математических представлений и математического словаря). Указанные показатели свидетельствуют о нарушении процесса перевода и символизации слухового образа в зрительно-пространственные схемы, о внешней регуляции практической деятельности детей, бедности активного словаря и узком понимании математических терминов. В связи с этим в описанной группе дошкольников следует проводить работу по профилактике дискалькулии.
В связи с вышеуказанным, мы разработали рекомендации по профилактики дискалькулии у дошкольников с общим недоразвитием речи, которая предполагает следующие особенности:
-профилактическая работа должна проводиться на индивидуальных,
специально, групповых с подгруппой детей занятиях;
-решение задач целостного развития реализуется на основе
использования различных методов и средств;
-основная задача - преодоление недостатков познавательной деятельности: развитие сенсорных представлений, пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти, наглядно-образного и словесно-логического мышления, общей и ручной моторики, расширение активного словаря, формирование связной речи, развитие понимания обращенной речи;
- в профилактике дискалькулии дошкольников с общим недоразвитием речи развитию должны подвергаться те психические процессы, которые лежат в основе формирования счета и счетных навыков.
Поставленные задачи исследования нашли свое отражение в работе.
Подобные работы
- ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
ПРЕДЛОЖЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
ДИСКАЛЬКУЛИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - Подготовка детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к
овладению грамотой
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСКАЛЬКУЛИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2019 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА ПИСЬМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016



