Оглавление
Введение
Постановка задачи
Обзор литературы
Глава 1. Существующие решения
1.1. Электронные журналы
1.2. Электронные журналы с предоставлением отчетов по качеству образования
1.3. Решения для выявления причин неудовлетворительных показателей качества
образования
1.4. Другие применения экспертных систем в образовании
Глава 2. Система правил для поиска причин неудовлетворительного качества образования .....13
2.1. Потенциальные причины проблем
2.2. Поиск проблем.
2.3. Анализ явных проблем
2.4. Вывод на основе результатов тестирований
2.5. Оценка компетентности преподавателя
Глава 3. Реализация
3.1. Архитектура и использование облачных технологий
3.1.1. Хранилище данных
3.1.2. Производительность и масштабируемость
3.1.3. Резервное копирование веб-приложений и базы данных
3.2. Логическая схема базы данных
3.3. Логическая архитектура
3.3.1. Уровень доступа к данным
3.3.2. Уровень бизнес-логики
3.3.3. Уровень представления
Глава 4. Обзор работы приложения
4.1. Анализ показателей
4.2. Элементы электронного дневника
4.3. Конструирование правил
4.4. Тестирование производительности
Выводы
Заключение
Список Литературы
Приложения
Приложение 1. Схемы сопоставления проблем и причин
Приложение 2. Исходный код.
На сегодняшний день важность образования неоспорима. Однако не
всегда результаты образовательного процесса соответствуют нормативным
требованиям, личным и социальным ожиданиям. Степень
удовлетворительности этих результатов принято называть качеством образования [1].
Оценка качества образования включает в себя мониторинг как
результатов обучения, так и самого образовательного процесса. Данный этап
является необходимым для выявления существующих проблем в процессе
обучения, соответствующих причин и их последующего устранения. Эти
действия являются необходимыми для повышения качества образования.
В настоящее время в нашей стране уделяется немалое внимание оценке
качества образования в образовательных учреждениях разного уровня, в том
числе в школах. Данный факт отображается в ряде нормативных и
распорядительных документов. Закон об образовании [2] устанавливает
обязанности школы на проведение внутренней системы оценки качества
образования. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-
2020 годы предусматривает развитие и совершенствование общероссийской
системы оценки качества образования (СОКО)[3] на основе региональных и муниципальных.
Также в Законе об Образовании определены место и роль мониторинга
в системе образования [4]. Показатели мониторинга системы установлены
образования для общего, профессионального и дополнительного образования,
а также профессионального обучения приказом МОиН РФ № 14 от 15.01.2014
«Об утверждении показателей мониторинга системы образования» [5]. Правила
осуществления мониторинга системы образования и перечень обязательной
информации о системе образования, подлежащей мониторингу, утверждены4
ранее постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 №
662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» [6], вступившим в
силу с 01.09.2013.
Проведение внутреннего мониторинга школой подразумевает
следующие этапы: сбор необходимых данных, подсчет показателей,
необходимых для мониторинга, составление отчетов, содержащих результаты
мониторинга, передача их в органы исполнительной власти, анализ экспертом
(администрацией школы) отчетов на основе своего опыта и знаний с целью
получения вывода о существующих проблемах и возможных причинах в
обучении, принятие административных решений руководством школы.
Мониторинг системы образования осуществляется на основе многих
параметров, в т. ч. результаты образовательного процесса, условия
образования, материально-техническое и финансовое обеспечение и другие.
Так как целью любого образовательного процесса является
приобретение знаний учащимися, то можно считать наиболее существенной
частью мониторинга оценку качества результатов образования (конечных
оценок), на которой и предлагается сконцентрироваться в рамках данной
работы. Система оценки качества результатов образования, как и СОКО,
подразумевает определение и вычисление показателей и значений, которые
будут свидетельствовать о развитии образовательного учреждения, наличии
либо отсутствии проблем в образовательном процессе.
Распространённое решение, все ещё использующееся во многих школах
– перенос данных с бумажных носителей вручную в excel и произведение
необходимых расчетов в данном редакторе. Такой подход имеет очевидный
недостаток – затраты времени.
Процесс оценки качества образования может быть автоматизирован.
Система с данной функциональностью должна удовлетворять следующим критериям:
1. Наличие электронного хранилища данных, которое включает в
себя всю необходимую информацию для подсчета показателей,
характеризующих результаты образовательного процесса.
2. Данные в хранилище должны пополнятся естественно и
регулярно, – именно выполнение данного пункта необходимо для избавления
от проблемы временных затрат. Для подобной реализации необходим
пользовательский интерфейс, предоставляющий возможность пополнения
хранилища новыми данными, их обновления, удаления, вывода, запроса и
отображение показателей СОКО.
3. Функциональность подсчета названных показателей.
Автоматизация процесса оценки качества образования позволит
сократить временные затраты на создание отчетов о мониторинге, позволит
сконцентрироваться администрации школ на решении других задач.
Однако при наличии такой системы ответственные лица все еще
вынуждены тратить много времени на проведение анализа полученных отчетов:
выявление проблем, поиск взаимосвязей между найденными проблемами и
образовательным процессом, выявление причин существующих проблем.
Также есть вероятность, что человеческий фактор станет причиной неполного
анализа, что воспрепятствует повышению качества образовательных услуг.
Таким образом, необходимо не только программное составление
отчетов для школьной СОКО (ШСОКО), но и автоматизированная система для
поиска проблем в образовательном процессе и соответствующих им причин.
С целью повышения качества процесса мониторинга образовательного
процесса в школах была разработана система правил для поиска потенциальных
причин проблем в обучении.
Разработан прототип приложения с использованием разработанной
системы правил, который позволяет автоматизировать поиск возможных
причин проблем в образовательном процессе.
Система для внутришкольной оценки качества образования может быть
удобным инструментом для повышения уровня предоставляемых
образовательных услуг. Данные функции позволят администрации школ,
методическим объединениям учителей значительно снизить время анализа
результатов обучения, сфокусироваться на решении существующих проблем и
получать актуальную информацию о текущих образовательных показателях в
любой момент времени. Кроме того, хранение данных в электронном виде
позволит значительно снизить количество бумажной работы сотрудникам школы.
1. Качество образования – Министерство образования.
http://studydoc.ru/doc/728809/kachestvo-obrazovaniya---ministerstvoobrazovaniya
2. Федеральный закон об образовании в РФ. Статья 28. Пункты 10-13.
http://zakon-ob-obrazovanii.ru/28.html
3. «Формирование школьной системы оценки качества образования».
Сборник методических материалов. http://rsoko.orcoko.ru/pages/info
4. Федеральный закон об образовании в РФ. Статья 97. http://zakon-obobrazovanii.ru/97.html
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15
января 2014 г. № 14 «Об утверждении показателей мониторинга
системы образования». http://xn--273--84d1f.xn--
p1ai/akty_minobrnauki_rossii/prikaz-minobrnauki-rf-ot-15012014-no-14
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013
г. N 662 г. Москва «Об осуществлении мониторинга системы
образования». http://rg.ru/2013/08/19/monitoring-site-dok.html
7. «ЭлЖур». Электронный журнал для школы. http://eljur.ru/vse-funkciielektronnogo-zhurnala-dlya-shkol
8. «SmileS.Школьная карта». https://www.shkolnaya-karta.ru/
9. «Дневник.ру». https://dnevnik.ru/
10.«ИРТех». Модуль «МСОКО». http://www.ir-tech.ru/?products=msoko
11.Чванова М. С., Киселева И. А., Молчанов А. А., Бозюкова А. Н.
Использование экспертных систем в образовании // Гаудеамус, 2013.
Вып. № 1 (21). С. 47–54.
12.Касымалиева А. Т. Автоматизированная информационная экспертная
система проведения SWOT-анализа вуза // Бизнес-информатика, 2014.
№2(28). С. 72-77.
13.Экспертная система оценки рисков в области ИТ-образования.
http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/487/1/3301-3306.pdf
14.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1
июля 2013 г. N 499 г. Москва «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по46
дополнительным профессиональным программам».
http://rg.ru/2013/08/28/minobr-dok.html
15.Microsoft Azure. https://azure.microsoft.com/ru-ru/
16.Введение в Microsoft Azure. https://azure.microsoft.com/ruru/documentation/articles/fundamentals-introduction-to-azure/
17. .NET. https://www.microsoft.com/net
18. Node.js https://nodejs.org/en/
19. PHP. http://php.net/
20. Python. https://www.python.org/
21. Java. http://www.oracle.com/technetwork/java/index.html
22. Официальная документация C#. https://msdn.microsoft.com/ruru/library/kx37x362.aspx
23. ASP.NET MVC. http://www.asp.net/mvc
24. Портал управления Azure. https://portal.azure.com/
25.Bitbucket. https://bitbucket.org/
26.Github. https://github.com/
27.VSTS. https://www.visualstudio.com/ru-ru/products/visual-studio-teamservices-vs.aspx
28.Git. https://git-scm.com/
29.Mercurial. https://www.mercurial-scm.org/
30. Azure SQL. https://azure.microsoft.com/ru-ru/services/sql-database/
31.Официальная документация Microsoft SQL Server.
https://msdn.microsoft.com/ru-ru/library/bb545450.aspx
32. Официальная документация SQL Server Management Studio.
https://msdn.microsoft.com/ru-ru/library/ms174173.aspx
33.Подробный обзор планов службы приложений Azure.
https://azure.microsoft.com/ru-ru/documentation/articles/azure-web-sitesweb-hosting-plans-in-depth-overview/
34.Автоматическое масштабирование веб-сайтов, облачных сервисов и
виртуальных машин. https://msdn.microsoft.com/ru-ru/dn383629.aspx
35.Масштабирование числа экземпляров. https://azure.microsoft.com/ruru/documentation/articles/insights-how-to-scale/47
36.Масштабирование веб-приложения в службе приложений Azure.
https://azure.microsoft.com/ru-ru/documentation/articles/web-sites-scale/
37.Введение в базы данных SQL. https://azure.microsoft.com/ruru/documentation/articles/sql-database-technical-overview/
38.Резервное копирование веб-приложений в службе приложений Azure.
https://azure.microsoft.com/ru-ru/documentation/articles/web-sites-backup/
39.Использование REST для резервного копирования и восстановления
приложений службы приложений. https://azure.microsoft.com/ruru/documentation/articles/websites-csm-backup/
40. Официальная документация Entity Framework.
https://msdn.microsoft.com/en-us/data/ee712907.aspx
41. AutoMapper. http://automapper.org/
42. Ninject. http://www.ninject.org/
43. JavaScript. https://www.javascript.com/
44. JQuery. https://jquery.com/