Введение
Глава 1. Историография и методология
1.1. Почерк, письмо и личная подпись. Историография
1.2. Методология. Поведенческий подход
1.3. Серебряный век как смена интеллектуальных парадигм на примере интереса
к письму
1.4. Интерес к автографу в пространстве русской культуры и науки.
Глава 2. Источники. Собрания автографов и альбомы-коллекции.
2.1. Типология фондов и степень их изученности
2.2. Социокультурная типология собирателей автографов и коллекции...с. 31-35
2.3. Графологическое собрание конца XIX - начала XX в. на примере коллекции
К.К. Владимирова
Глава 3. Феномен интереса к автографу в русской культуре Серебряного века
Общие замечания
3.1. Графология и идея «нематериального следа» в контексте русской культуры
конца XIX – начала XX в
3.2. Стилизация индивидуального письма: «игра» с письмом
3.3. Эстетизация письма на примере объединения «Мир искусства»........с. 57-59
Заключение
Источники и литература
Серебряный век — уникальный, с точки зрения развития культуры, науки,
религиозной и философской мысли, период российской истории, условно
датируемый концом XIX — началом XX в. Появление и распространение новых
научных теорий (например, квантовая теория и теория относительности А.
Эйнштейна, теория психоанализа З. Фрейда), безусловно, изменивших
мировоззрение людей начала XX века, бурное развитие литературы (новые
направления — символизм, акмеизм, футуризм) и изобразительного искусства
(модернизм и авангард), стали и причиной, и следствием нового
мировосприятия. Усиление религиозно-мистических и философских исканий
усилило интерес не только к материальному в человеке, но и к нематериальному,
к духовной составляющей, к личности как таковой.
Одним из проявлений интереса к личности становится новое понимание
письма, осознание письменной индивидуальности. Таким образом, почерк и
личная подпись человека наделяются особым смыслом, что делает их
интересным объектом для собирания и исследования. Именно на рубеже XIX –
XX вв. создаются многочисленные коллекции (собрания) автографов,
являющиеся объектом данного исследования. Это явление мы связываем с
понятиями модного поведения и моды в широком смысле, а также со сменой
интеллектуальных парадигм, произошедшей в эпоху русского Серебряного века.
Эти понятия являются основополагающими для методологии исследования.
Авторы приведенных в исследовании коллекций — люди различной
профессиональной деятельности и статуса, однако всех их можно отнести к
русской интеллигенции Серебряного века. Несмотря на то, что годы их
собирания приходятся на один и тот же интересующий нас временной отрезок,
характер собраний различен, также как и цель формирования коллекции.
Коллекции являются частями личных фондов Отдела рукописей Российской
национальной библиотеки и составляют источниковую базу данной работы.
Уникальность данного исследования состоит в том, что на данный момент4
не существует ни одной работы, посвященной феномену собраний автографов,
тогда как данные коллекции являются уникальным источником и для культуры
повседневности в целом, и для исторического почерковедения. Существует
множество исследований, посвященных российскому коллекционированию,
однако большинство из них посвящены художественным и музейным
собраниям. Анализ такого уникального явления Серебряного века, как
собрания автографов, необходим как для целостного восприятия особенностей
культуры обозначенного периода, так и для возможности при расширении
временных рамок исследования конструирования более глобальных выводов.
Связывая коллекции автографов и само письмо с понятием моды, мы имеем
возможность наблюдать за сменой типов модного поведения и, как следствие, типов человека.
Первая глава освещает теоретическую базу работы. Она разбита на четыре
параграфа. В первом параграфе предложена краткая историография изучения
письма и почерка, которая включает судебно-почерковедческие исследования,
палеографию и историческое почерковедение. Кроме того, рассмотрен вопрос об
изучении в России графологии, связывающей почерк с индивидуальными
чертами характера. Определены ключевые понятия, без которых невозможно
рассматривать феномен собраний автографов. Второй и третий параграфы
посвящены методологическим основам работы, которые базируются на
поведенческом подходе (рассмотрение письма и коллекций автографо как
модного поведения или моды) и на теории смены научно-интеллектуальных
парадигм, произошедшей в эпоху русского Серебряного века. Феномен
коллекций образцов письма (автографов) мы выделяем как определенную моду,
часть модного поведения, характерного для рассматриваемой нами эпохи. В то
же время, интерес к нематериальному в человеке, отношение к письму, как к
следу, дает основание сделать вывод о глубокой смене интеллектуальных и
мировоззренческих ориентиров на рубеже веков. Графологию, как одно из
ключевых явлений, важных для понимания рассматриваемого нами периода и5
феномена, однако, можно отнести и к проявлению модного поведения (некий
стиль, принятый в оккультном сообществе и связанные с ним увлечения, одним
из которых является собирание образцов почерка) и к влиянию смены
парадигмы (графология как следствие нового стиля научного мышления).
Четвертый параграф обращается к вопросу об интересе к автографу в
пространстве русской культуры и науки. Он касается феномена частного
коллекционирования, его эволюции и степени изученности, применительно к
данной теме, а также вопроса истории литературного альбома как
социокультурного феномена и, в нашем случае, одной из разновидностей коллекций.
Вторая глава посвящена рассмотрению коллекций автографов из собрания
Отдела рукописей Российской национальной библиотеки. В первом параграфе
мы предлагаем типологию собраний по двум направлениям: по форме коллекции
и по деятельности фондообразователя. По форме мы выделяем собрания
автографов и альбомы-коллекции. Связь интересов фондообразователя и его
собрания позволяет выделить коллекции литературоведов, коллекции
непосредственно собирателей, которых отличает стремление создать наиболее
разнообразную подборку автографов, а также графологическое собрание,
создатель которого связан с наукой о связи письма и характера. Всего нами было
рассмотрено 5 собраний из личных фондов ОР РНБ (Ф. 124. Ваксель П.Л.,
Юргенсон Э.П., Ф. 150. Владимиров К.К., Ф. 290. Заволокин П.Я., Ф. 474.
Медведев П.Н., Ф. 341. Картавов П.А.) и альбом литературного общества
«Пятницы» из фонда К.К. Случевского (Ф. 703. Ед. 2).
Во втором параграфе собрания литературоведов (П.Н. Медведев, П.Я.
Заволокин) и коллекционеров (Собрание П.Л. Вакселя и Э.П. Юргенсона,
коллекция П.А. Картавова). В отдельный параграф мы выделяем коллекцию К.К.
Владимирова, уникальность которой заключается в том, что это единственное
обнаруженное нами собрание графолога в Отделе рукописей. От предыдущих
собраний его отличает то, что основной мотивацией собирания в данном случае6
является именно письмо с его разновидностями и особенностями, а не та или
иная персоналия и принадлежащая ее руке запись.
Третья глава освещает ряд аспектов интереса к автографу и письму в
культуре и обществе русского Серебряного века, среди которых мы выделяем
отношение к письму, как к «нематериальному следу» и связь с
распространением графологии, стилизацию в индивидуальном письме и
эстетизацию печатного шрифта, в основе которого лежит каллиграфия. В
соответствии с приведенными аспектами глава поделена на три параграфа. Нами
рассмотрен ряд журналов эпохи Серебряного века, которые можно отнести к
разряду оккультных и продемонстрирован интерес к письму в их текстах, а
также в статьях не оккультных изданий. На примере А.М. Ремизова и русской
футуристической книги показано изменившееся отношение к индивидуальному
письму и то значение, которое приобретает почерк и его стилизация. Завершает
главу обзор явления эстетизации письма в «Мире искусства» - одноименном
журнале и шрифтовой графике художников объединения.
В данной работе предпринята попытка показать значение коллекций
автографов как уникального явления Серебряного века. Выделенные собрания
являются интереснейшим источником русской культуры обозначенного периода
и в равной степени представляют интерес как для общих социокультурных
исследований, так и для исторического почерковедения. Важнейшим выводом из
изложенного в исследовании является факт переосмысления письма как
такового на рубеже XIX – XX вв.. То значение, которое придавалось автографу,
почерку и индивидуальному письму стало следствием смены интеллектуальных
парадигм, нового взгляда на письмо сквозь призму идеи «нематериального
следа». Кроме того, нами было предложено употребление термина «модное
поведение» применительно к письму. Установлено, что и письмо в целом, и
коллекции автографов, сформированные в данный период, можно отнести к
проявлениям моды. Идея связи моды и письма также является одной из ключевых в данной работе.
На основании проанализированного в теоретической части материала
установлено, что работ, посвященных непосредственно коллекциям автографов
(как собраниям образцов письма) не существует, тогда как общеизвестные
художественно-значимые коллекции, ставшие в последствие частью собраний
крупнейших музеев рассмотрены достаточно подробно. Неоспоримой является и
связь характера коллекционирования с социально-культурной жизнью эпохи, ее
ценностями. Нами прослежено влияние на интерес к собиранию
автографов-подписей такого популярного в конце XIX - начале XX в. явления,
как графология, что нашло отражение в коллекции К.К. Владимирова.
Типология источников представлена нами на некоторых примерах,
количество которых не исчерпывается приведенными в данной работе.
Дальнейшее исследование предполагает обращение к материалам не только
Российской национальной библиотеки, но и другим архивам (РГАЛИ, ИРЛИ, и
т. д.). Следует отметить, что все рассмотренные собрания имеют разное61
происхождение и созданы под влиянием различных факторов, однако единой
является именно тенденция усиления интереса к пониманию человека на рубеже
XIX-XX веков, к саморепрезентации. На стремление авторов собраний создать
целостный образ той или иной персоналии в своей коллекции указывает
разнообразие материалов в фондах – изобразительных (фотопортрет, портрет) и
рукописных (автограф, подпись, дарственная надпись). Интерес вызывает также
характер оформления материалов в альбомах. Коллекционер помещает рядом
фотопортрет, автограф-подпись и образец письма каждой интересующей его
личности, что создает цельный образ человека с ключевыми видами его
саморепрезентации. Модное поведение в индивидуальном письме представлено
каллиграфическими стилизациями А.М. Ремизова, используемыми им не только
в рукописных книгах, но и в личных переписках Следует также отметить, что
интерес к коллекции автографов-подписей в будущем был очевиден уже в
начале XX века, на что указывает факт целенаправленного собирательства П.Л. Вакселя.
Таким образом, рассмотренные в работе собрания являются значимым
источником для изучения письменного поведения, эволюции русской подписи и
культуры повседневности в целом, представляя собой уникальный феномен русского Серебряного века.
1. ОР РНБ. Ф. 124. Ваксель П.Л., Юргенсон Э.П. Собрание.
2. ОР РНБ. Ф. 150. Владимиров К.К.
3. ОР РНБ. Ф. 290. Заволокин П.Я.
4. ОР РНБ. Ф. 341. Картавов П.А.
5. ОР РНБ. Ф. 474. Медведев П.Н.
6. ОР РНБ. Ф. 703 (Случевский К.К.). Ед. 2.
Периодические издания:
1. Вестник оккультных наук: Научно-популярный, илл. журнал, посвящ.
вопросам хиромантии, хирософии, хирогномии, психо-графологии,
физиогномии, френологии, гипнотизма, спиритизма и ясновидения. - Г.1. -
М.: В.О. Янчевский, 1907. №1-2.
2. Журнал психо-графологии: научно-популярный иллюстрированный
журнал. - СПб., 1903-1912.
3. Из мрака к свету. Литературно-мистический и научно-философский
журнал сокровенных знаний. - СПб.: Л. Малай, 1914. №1-4.
4. Изида: ежемесячный журнал оккультных наук [Электронный ресурс] -
СПб.: И.К.Антошевский, 1909-1910 // ЭБ РГБ. URL:
http://dlib.rsl.ru/01006707183 (Дата обращения: 09.02.2017).
5. Изида: ежемесячный журнал оккультных наук [Электронный ресурс] . -
СПб.: И.К.Антошевский, 1910-1911 // ЭБ РГБ. URL:
http://dlib.rsl.ru/01006708052 (Дата обращения: 09.02.2017).
6. Изида: ежемесячный журнал оккультных наук [Электронный ресурс] -
СПб.: И.К.Антошевский, 1911 // ЭБ РГБ. URL:
http://dlib.rsl.ru/01006708071 (Дата обращения: 09.02.2017).
7. Изида: ежемесячный журнал оккультных наук [Электронный ресурс] -
СПб.: И.К.Антошевский, 1912 // ЭБ РГБ. URL:
http://dlib.rsl.ru/01006708994 (Дата обращения: 09.02.2017).63
8. Изида: ежемесячный журнал оккультных наук [Электронный ресурс] -
СПб.: И.К.Антошевский, 1913 // ЭБ РГБ. URL:
http://dlib.rsl.ru/01006709065 (Дата обращения: 09.02.2017). Изида:
ежемесячный журнал оккультных наук [Электронный ресурс] - СПб.:
И.К.Антошевский, 1914 // ЭБ РГБ. URL: http://dlib.rsl.ru/01006713793 (Дата
обращения: 09.02.2017).
9. Изида: ежемесячный журнал оккультных наук [Электронный ресурс] -
СПб.: И.К.Антошевский, 1915 // ЭБ РГБ. URL:
http://dlib.rsl.ru/01006713804 (Дата обращения: 09.02.2017).
10.Изида: ежемесячный журнал оккультных наук [Электронный ресурс] . -
СПб.: И.К.Антошевский, 1915. №1 // ЭБ РГБ. URL:
http://dlib.rsl.ru/01006714495 (Дата обращения: 09.02.2017).
11.Изида: ежемесячный журнал оккультных наук [Электронный ресурс] -
СПб.: И.К.Антошевский, 1915. №2-3. // ЭБ РГБ. URL:
http://dlib.rsl.ru/01006714543 (Дата обращения: 09.02.2017).
12.Изида: ежемесячный журнал оккультных наук [Электронный ресурс] . -
СПб.: И.К.Антошевский, 1916 // ЭБ РГБ. URL:
http://dlib.rsl.ru/01006714807 (Дата обращения: 09.02.2017).
13.Ментализм: Ежемес. илл. оккультный журнал. - Г.1-3. - М.: Н. Бутовт,
1906-1908, 1911.
Литература:
Алесковский С.Ю., Комиссарова Я.В. Основы графологии:
учебно-методическое пособие. - М.: Юрлитинформ, 2006. - 216 с.
Андреев А.И. Время Шамбалы: оккультизм, наука и политика в советской
России. - Спб.: «Нева», 2004. - 414 с.
Андронников И. Корней Иванович и его «Чукоккала» // Чукоккала. - М.,
1979. - С. 5-9.64
Архипова Г.Ф. Девичий альбом: к вопросу о происхождении жанра //
Культура и текст. - Барнаул, 2005. №10. - С. 184-190.
Балашова Ю.Б. Альманах как иллюстрированный тип издания // Ученые
записки Казанского университета. - Казань, 2015. №4, Т.157. - С. 20-28.
Барболин Н.П., Голядкин Г.Н. Коллекционирование как способ
сохранения, воспроизводства и устойчивого развития цивилизации: опыт
осмысления и осознания // Вестник Санкт-Петербургского университета
МВД России. - СПб., 2009. Вып.№1. - С. 135-142.
Безуглова И. Ф. Некоторые материалы зарубежных музыкантов в Отделе
рукописей Российской Национальной библиотеки // Русские музыкальные
архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России. - М., 2000.
- С. 211-217.
Берков П.Н. История советского библиофильства. - М.: Книга, 1983. - 282
с.
Богдан В. Дар Платона Вакселя музею Академии художеств // Диалог
искусств. Журнал Московского музея современного искусства. - М., 2009.
С. 6-10.
Богданов А.А. П.А. Картавов и его коллекции по истории отечественного
монетного дела в Российской национальной библиотеке //
Библиофильство и личные собрания. - М., 2011. - С. 75–82.
Богданов А.А. Петр Алексеевич Картавов и его коллекция //Фотография.
Изображение. Документ. - СПб., 2011. Вып.2. - С. 23-37.
Бурданова В.С., Сысоева Л.А., Цыпкин Д.О. К вопросу об истории
русской подписи // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД
России. - СПб., 1999. № 1. - С. 118-121.
Васильев Н.Л. Лингвистическое содержание книги П.Н. Медведева
«Формальный метод в литературоведении» в контексте коллективного65
творчества «бахтинского круга» // Диалог. Карнавал. Хронотоп. - М., 2009.
№2 (42). - С. 28-50.
Вахитова Л.Б. Альбом как явление книжной культуры // Вестник
Московского государственного университета печати. - М., 2013. №1. - С.
31-34.
Ведерникова М.А. Временные рамки Серебряного века: проблемы
периодизации // Вестник Московского государственного университета
культуры и искусств. - М., 2010. №6. - С.45-52.
Вялова С.О. Ремизов и древнерусские письмена [Электронный ресурс] //
Российская национальная библиотека. Виртуальная выставка. - СПб.,
2015. URL: http://expositions.nlr.ru/ex_manus/remizov/ (дата обращения:
14.03.2017).
Гофман А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. - М.:
Наука, 1994. - 208 с.
Гусарова А.П. Мир искусства. - М.: Художник РСФСР, 1972. - 100 с.
Д'Амелия А. Письмо и рисунок: Альбомы А.М. Ремизова // Slavica
Tergestina. - Trieste, 2000. - С. 53-76.
Дьяченко Г. Из области таинственного: Простая речь о бытии и свойствах
души человеческой, как богоподобной духовной сущности. С
приложением рассказов и размышлений, приводящих к признания
духовного мира вообще. - М., 1900. - 784 с.
Енишерлов В. Он рисовал замечательно и диковинно [Электронный
ресурс] // Наше наследие. - М., 2017. №120. URL:
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/12009.php. (Дата обращения:
12.04.2017).
Жижина М. В. Судебно-почерковедческая экспертиза документов. - М.:
Юрлитинформ, 2006. - 176 с.66
Зуев-Инсаров Д. М. Почерк и личность. - Киев: Перлит продакшн, 1992. -
96 с.
Игнатьева О.В. Частное коллекционирование в процессе европеизации
России вXVIII — начале XIX века // Вестник Пермского университета.
Серия: История. - Пермь, 2014. Вып. №2(25). - С. 22-27.
Катагощина М.В. Социально-культурный феномен частного
коллекционирования в истории России XVIII-начала XX веков (к
постановке проблемы) // Историческая и социально-образовательная
мысль. - Краснодар, 2014. Вып.№6-2. - С. 100-103.
Клюканова Л.Г. Междисциплинарный статус современного частного
коллекционирования как феномена культуры [Электронный ресурс] // Мир
науки, культуры, образования. - СПб., 2014. Вып. №6 (49). URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/mezhdistsiplinarnyy-status-sovremennogo-chast
nogo-kollektsionirovaniya-kak-fenomena-kultury (дата обращения:
03.03.2016).
Ковтун Е.Ф. Русская футуристическая книга. - М.: Книга, 1989. - 248 с.
Конусова Е.Д. Коллекция автобиографий и биобиблиографических
материалов С. А. Венгерова: формирование и историко-литературное
значение: Дисс. ... канд. фил. наук. - СПб., 2016. - 242 с.
Кошлякова М.О. Имидж в системе массовой коммуникации // Знание.
Понимание. Умение. - М., 2011. №1. - С. 218-224.
Кукушкина М.В. Филиграни на бумаге русских фабрик XVIII– начала XIX
в. (обзор собрания П.А. Картавова) // Исторический очерк и обзор фондов
Рукописного отдела Библиотеки Академии наук. - М., Л., 1958. Вып. 2. -
С. 285–371.
Кун Т. Структура научных революций. - М.: АСТ, 2009. - 220 с.67
Леонов М.М. Альбомные коллекции как исторический источник (по
материалам ГЦТМ им. А.А.Бахрушина) // Вестник Самарского
государственного университета. - Самара, 2009. - С. 63-68.
Липович И. Книжная графика «Мира искусства». - Ганновер, Семь
искусств, 2016. - 109 с.
Малинкин А.Н. Коллекционер. Опыт исследования по социологии
культуры. - М.: ГУ-ВШЭ, 2011. - 192 с.
Махонина С.Я. История русской журналистики начала XX века. - М.:
Наука, 2004. - 368 с.
Медведев Ю. П., Медведева Д. А. Круг М.М. Бахтина как «мыслительный
коллектив» // Звезда. - М., 2006. №7. - С. 197-198.
Медведев Ю. П. На пути к созданию социологической поэтики // Диалог.
Карнавал. Хронотоп. - М., 1998. №2. - C. 5-57.
Медведев Ю. П., Медведева Д. А. Творческое наследие П.Н. Медведева в
свете диалога с М.М. Бахтиным // Диалог. Карнавал. Хронотоп. - М., 2001.
№2. - C. 73-94.
Михеева М.В. Архив С.В. Рахманинова в Петербурге как источник
изучения творчества и биографии композитора: Автореф. дисс. ... канд.
иск. - СПб., 2011. - 22 с.
Моргенштерн И. Ф. Психо-графология, или Наука об определении
внутреннего мира человека по его почерку. - СПб., 1903. - 693 с.
Найдич Э.Э. Автографы русских писателей в собрании П.Л. Вакселя //
Сборник Гос. Публ. Б-ки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. - Л., 1955. Т. 3. - С.
89-102.
Огаркова Н.А. Коллекция музыкальных автографов
Браша-Вакселя-Юргенсона как социокультурный феномен //
Источниковедение истории культуры. - СПб., 2009. Вып. 2. - С. 95-100.68
Орлова В.Ф. Судебно-почерковедческая диагностика. - М.: Наука, 2006. -
544 с.
Петина Л.И. Структурные особенности альбома Пушкинской эпохи
[Электронный ресурс] // Проблемы типологии русской литературы. -
Тарту, 1985. Вып.645. URL: http://www.ruthenia.ru/document/529033.html
(Дата обращения: 12.03.2016).
Рейсер С. А. Русская палеография нового времени: неография. - М.:
Высшая школа, 1982. - 136 с.
Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. - М.:
Даръ, 2006. - 320 с.
Сиренов А.В. Собирание рукописей в России до 1917 г.
Учебно-методическое пособие к курсу «Русская археография». - СПб.,
2008. - 31 с.
Словарь основных терминов почерковедческой и автороведческой
экспертиз: Справочное пособие / И.И. Рубцова, Л.А. Сысоева, А.П.
Коршиков и др - М.: ЭКЦ МВД, 2008. - 64 c.
Соколов Б. «Все олимпы липовы, окромя Чукокколы!» Чукоккала.
Рукописный альманах Корнея Чуковского (новейшее издание) // Новый
мир искусства. - М., 2007. №5. - С. 65-66.
Соколов-Ремизов С.Н. Литература. Каллиграфия. Живопись. - М.: Наука,
1985. - 312 с.
Соловьева О.С. Новые данные об автографах Пушкина // Временник
Пушкинской комиссии. - М.–Л., 1963. - С. 9–18.
Старкина С.В. Велимир Хлебников. - М.: Молодая гвардия, 2007. - 384 с.
Cудебно-почерковедческая экспертиза. - М., 1971. - 335 с.
Сысоева Л.А. Современное состояние почерковедческого исследования
подписи // Фотография. Изображение. Документ. - СПб., 2013. №4. - С.
10-14.69
Толстиков В.С. К вопросу о русской культуре серебряного века // Вестник
Челябинского государственного университета. - Челябинск, 2012.
№18(272). - С. 62-68.
Устюгова Е.Н. Стиль и культура. Опыт построения общей теории стиля. -
СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2006. - 248 с.
Федотова С.В. Три концепции человека в литературе Серебряного века //
Вестник Томского государственного педагогического университета. -
Томск, 2005. №6. - С. 32-38.
Цыпкин Д.О. Об изучении исторического письма на кафедре
западноевропейской и русской культуры института истории СпбГУ //
История и культура. - СПб., 2016. №14. - С. 226-239.
Цыпкин Д. О. Понятие почерка в изучении русского исторического
письма. К проблеме разработки методологии почерковедческого анализа
древнерусских рукописей // Труды отдела древнерусской литературы.
СПб., 2016. - С. 836-882.
Шилов Ф.Г. Записки старого книжника. Мартынов П.Н. Полвека в мире
книг / Сост., вступит. статья и примеч. А.П. Толстяков. - М.: Книга, 1990.
560 c.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
[Электронный ресурс] // Библиотека «Вехи». - СПб., 1890-1907. URL:
http://www.vehi.net/brokgauz/ (Дата обращения: 22.09.2016).
Яо М.К., Еманова Ю.Г., Бородина С.Д. Коллекционирование: вопросы
аккумуляции, актуализации и идентификации // Филология и культура. -
Казань, 2012. Вып.№3. - С. 202-206