Введение
1. Теоретические основания аналитики городского пространства.......... 6
1.1 «Пространство», «место», «культурный ландшафт»: понятийный
аппарат аналитики городского пространства ……..…………...……………..6
1.2 Функции места в семиотизации городского пространства
2. Феномен руин
2.1 Материальные носители памяти
2.2 Хронотопичность руин и её роль в формировании и сохранении
идентичности
3. Калининград и руины Кёнигсберга: «память поколений»
3.1 Первые переселенцы
3.2 Первооткрыватели terra incognita
3.3 «Русские европейцы» или «европейские русские»?
Заключение
Список литературы
Взаимообусловленность человека и пространства необычно важна с
точки зрения самоидентификации как каждого отдельного человека, так и
целых общностей. Только через самоопределение в пространстве и
наделение смыслом этого окружающего группу или общность пространства
возможно возникновение так называемого «осмысленного пространства»,
или же культурного ландшафта, в котором дано наше бытие. Чрезвычайно
семиотически насыщенным видом пространства в наше время является
город, и именно на материале городского пространства представляется
возможным проведение наиболее глубоких и многоаспектных
исследований процессов семиотизации пространства.
При этом необходимо отметить, что восприятие пространства
изменяется в диахронической перспективе. Каждое новое поколение
привносит в процесс семиозиса что-то новое, переосмысливает и
реактуализирует прежние культурные коды и работает с ними. Изучение
памяти поколений и поколенческого аспекта семиотизации необходимо для
понимания того, каким образом происходит сохранение групп во времени,
обеспечение преемственности культурной традиции.
Исходя из вышеизложенного, выбранное нами для рассмотрения
процессов семиотизациии городское пространство Калининграда
представляет большой исследовательский интерес постольку, поскольку на
данном пространстве оформилась уникальная ситуация, когда
материальные объекты, являющиеся носителями культурной памяти одной
группы и культуры, оказались отторгнуты от своих исходных смыслов и
пришли во взаимодействие, были подвергнуты процессу переосмысления
новыми жителями, принадлежащими иной традиции и культуре. Большую
значимость данному исследованию придаёт также и то, что в случае
Калининграда включение или отторжение одного смыслового поля другим
может быть непосредственно наблюдаемо и анализируемо, что
обеспечивается относительно близким временным промежутком4
происходящих процессов семиотизации (в пределах последних 80 лет), и
условной свободой от последующих наслоений.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в настоящее время,
когда из-за глобализации наступает кризис исторического сознания и
происходит размывание всех видов идентичности (языковой,
поколенческой, культурной и т.д.), появляется необходимость осмыслит сам
феномен культурной памяти, в том числе такие явления как культурный
ландшафт и память поколений, исследованию которых и посвящена данная
работа. При этом в качестве конкретного городского пространства,
относительно которого рассматривается поколенческий аспект
семиотизации, выбран город Калининград, для жителей которого проблемы
самоидентификации и отношения к культурной памяти встают с особой остротой.
Объектом данного исследования является процесс семиотизации
городского пространства, а в качестве предмета исследования выступает
генеративный (поколенческий) аспект семиотизации городского пространства.
Целью исследования является изучение поколенческого аспекта
семиотизации городского пространства, причём исследование проводится
как на теоретическом уровне, так и на практическом уровне в отношении
конкретного городского пространства Калининграда. К задачам
исследования относится: 1) дать определение понятий «место»,
«культурный ландшафт» и «город» для дальнейшего использования при
анализе объекта исследования; 2) выявление особенностей взаимосвязи
генеративного аспекта семиотизации и культурной памяти; 3) определение
функций материальных носителей культурной памяти; 4) характеристика
феномена «руин» и выявление его специфики; 5) проверка выводов
теоретической части работы в практической части исследования;5
6) определение особенностей семиотизации городского пространства
Калининграда, характерных для каждого из выделяемых поколений.
Методология – культурологический анализ в работе проводится на
основе отечественных и зарубежных источников. Теоретическая часть
опирается на труды Ю.М. Лотмана (выдвинувшего концепцию
семиосферы), А. и Я. Ассманов (работы по культурной и коллективной
памяти, отчасти – по проблематике памяти поколений), понятие
культурного ландшафта рассматривается с позиций Д. Н. Замятина,
В. Л. Каганского, О. А. Лавреновой и В. Н, Калуцкова. Для практической
части были использованы работы как отечественных учёных, историков и
регионоведов, занимающихся изучением Калининграда, таких как
Ю. В. Костяшов и А. М. Сологубов, так и зарубежных авторов, работающих
с темой преемственности Калининграда и Кёнигсберга – П. Бродерсена, Б. Хоппе.
Структура данной работы состоит из введения, трёх глав и
заключения. В первой главе анализируется феномен включённости
человека в пространство и обусловленная этим его семиотизация, а также
соподчиненные ей процессы образования, хранения и генерации
культурной памяти группы, связанной с конкретным пространством, и
поддержание посредством памяти групповой идентичности. Во второй
главе рассматривается особый вид культурного ландшафта - руины,
выдвигается тезис о хронотопичности этого вида пространства. В третьей
главе выявляется связь между изменением семиотических рамок памяти и
сменой поколений на примере города Калининграда и его руин старого
Кёнигсберга, выделяются три основных этапа изменения конфигураций
семиозиса - отрицание, забвение и принятие.
В работе рассмотрена взаимообусловленность человека и
пространства, «данность» человеческого бытия в пространстве как одна из
ключевых характеристик бытия человека в целом. Эта характеристика, для
выявления её основных черт, была конкретизирована через понятия места,
культурного ландшафта и городского пространства как особого типа
культурного ландшафта. При описании взаимодействия человека и
пространства был проанализирован процесс семиотизации последнего, а
также рассмотрены происходящие при осмыслении пространства
субпроцессы, такие как формирование, сохранение, обновление и генерация
культурной памяти человека и группы, связанных с конкретным
культурным ландшафтом, и поддержание посредством этой памяти
идентичности группы. В качестве территориальной группы как единицы
рассмотрения из самосохраняющеегося во времени общества,
проживающего на определенной территории, было выделено поколение и,
соответственно, рассмотрена специфика культурной памяти поколения.
Таким образом, семиотизация пространства выявила себя в качестве
механизма, обеспечивающего адекватное функционирование культурной
памяти; также была установлена взаимосвязь между процессом
семиотизации и процессом культурной памяти, образующими
определенную систему построения человеческого бытия в мире, где
нарушение или разрыв в одной из взаимосвязанных частей (физическое
уничтожение места или «болезненное» событие в памяти) отражается в
деятельности другой.
В качестве особого вида культурного ландшафта был отдельно
рассмотрен феномен руин. Был выдвинут тезис о хронотопичности руин,
обладающих высокой сопряженностью временно-пространственного
континуума и выступающих в качестве единства двух ключевых для бытия
человека констант – пространства и времени. Была дана характеристика
руин как возможного материального носителя культурной памяти,54
оговорена его специфика, заключающаяся, прежде всего, в возможности
существования и даже взаимодействия с человеком вне изначального
культурного поля и рамок культурной памяти, к которым изначально
принадлежала руина (в том числе руины могут быть рассмотрены как
носители безвозвратно прошедшего прошлого, чужого прошлого, никогда
не существовавшего прошлого и так далее), то есть подтверждается
свойство хронотопичности руин как вневременного и при этом
заключающего в себе множество темпоральностей явления. Исходя из этого
наблюдения, предлагается метод обнаружения изменений в семиотическом
процессе территориальной группы посредством корреляции с хронотопом
руин, благодаря которому можно зафиксировать как временную, так и
пространственную константу.
В данном контексте был рассмотрен процесс семиотизации
городского пространства города Калининграда (до 1946 года –
Кёнигсберга). В качестве городского пространства, по отношению к
которому выстраивалось самосознание населения и которое служило
носителем культурной памяти, были обозначены руины старого города
Кёнигсберга. В процессе работы было установлено наличие влияния
поколенческого аспекта на изменение рамок культурной памяти и сам
процесс осмысления пространства. Также была дана характеристика трёх
основных этапов изменения семиотических процессов и процессов
культурной памяти, соответствующих смене поколений: фаза отрицания
(первые переселенцы, послевоенные годы), фаза забвения или умалчивания
(советское население) и фаза принятия (российское поколение). Следует
подчеркнуть, что в ходе работы были сделаны выводы, подтверждающие
связь, но отнюдь не полную детерминированность функционирования
культурной памяти с политическим курсом; намечена проблематика
соотношения практик культурной памяти «снизу» и «сверху». Координируя
работу о семиотическом пространстве Калининграда с работами А. Ассман
о Германии, можно выявить параллель в обнаруженной трёхступенчатой55
схеме преодоления болезненного события (отрицание, забвение, принятие),
которая может быть рассмотрена и по отношению к другим регионам и странам.
Подводя итоги исследования взаимосвязи поколенческого аспекта и
процесса семиотизации пространства, следует указать необходимость
углубления темы, проверки выдвинутой модели хронотопа руин как
носителя памяти на примере других регионов, включения темы
семиотизации пространства в более широкий контекст, выходящий за
пределы территориальной идентичности. Также необходимы дальнейшие
исследования темы руин как особого носителя культурной памяти в России,
так как Россия обладает собственным опытом обращения с руинами,
отличным от «романтического» европейского подхода и
характеризующимся преимущественно стремлением исключения руин из
культурного ландшафта путём физического уничтожения или тотальной реставрации.
Анализ процессов культурной памяти и процессов семиотизации
обеспечивает выработку подходов, обусловливающих понимание людьми
друг друга и самих себя, и именно это понимание может стать основой для
преодоления не только межпоколенческих линий разлома, но и более
острых культурных разрывов, нуждающихся в терапевтическом действии, в
проработке и принятии – без нарушения молчания невозможно обрести
голос. Настоящее нуждается в сосуществовании с прошлым для того, чтобы
иметь возможность будущего
1. Артамошкина Л. Е. Генеративный принцип биографического текста
культуры // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2013. №4. С. 61-69.
2. Артамошкина Л. Е. Топос, ландшафт, биография: концепция культурной
памяти // Вестник КГУ. 2013. №2. С. 174-178.
3. Ассман А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и
историческая политика. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 328 с.
4. Ассман А. Новое недовольство мемориальной культурой. М.: Новое
литературное обозрение, 2016. 232 с.
5. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая
идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской
культуры, 2004. 368 с.
6. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по
исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.:
Худ. лит., 1975. С. 234—407.
7. Берендеев М.В. Кто мы? Калининградцы в поисках идентичности //
Социологические исследования. М.: Наука. 2007. №4. С. 1-13.
8. Васютин О. И., Попадин А. Н. Городской палимпсест: Градостроительная
практика в Калининградской области (1945—1990) // Слово.ру: Балтийский
акцент. 2013. №1. С. 97-123.
9. Веденин Ю.А., Кулешова М.Е. Культурный ландшафт как объект
наследия. М.: Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. 620 с.
10. Вышемирский Д. Кенигсберг, прости: Фотоальбом. Калининград:
pictorica, 2007. 240 с.
11. Гаврилина Л. М. Символическое пространство «Калининградского
текста» // Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. №2 (18). С. 66-72.
12. Гальцов В. И., Бабенко Н. Г., Шкуркина Ю. А. Калининград. Российский
город с немецкой историей // МИРС. 2008. №4. С. 107-114.57
13. Головнёва Е. В. Региональная идентичность как форма коллективной
идентичности и ее структура // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных
исследований. 2013. №5. С. 42-50.
14. Дементьев И. О. Современная зарубежная историография об
исторической политике в советском Калининграде. // Калининградские
архивы: материалы и исследования: сб. ст. Калининград: Изд-во БФУ им. И.
Канта. 2015. № 12. С. 233—250.
15. Замятин Д. Н. Геокультурный брендинг территорий: концептуальные
основы // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2013.
№5. С. 11-23.
16. Замятин Д. Н. Гуманитарная география: основные направления,
категории, методы и модели. // Культурная и гуманитарная география. Т. 1.
2012. №1.
17. Замятин Д. Н. Гуманитарная география: пространство, воображение и
взаимодействие современных гуманитарных наук. // Социологическое
обозрение. 2011. №9(3). С. 26-50.
18. Замятин Д. Н. Культура и пространство: Моделирование
географических образов. М.: Знак, 2006. 488 с.
19. Замятин Д. Н. Феноменология географических образов. // Журнальный
зал Русского Журнала: НЛО, 2000. №46.
20. Зиммель Г. Руина // Зиммель Г. Избранное: в 2 т. Т.2. Созерцание жизни.
М.: Юристъ, 1996. 607 с.
21. Каганский В.Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое
пространство. М.: Новое литературное обозрение, 2001. 576 с.
22. Калуцков В.Н. Ландшафт в культурной географии. М.: Новый хронограф,
2008. 320 с.
23. Киреева О. В. Город в культурологической мысли XX–XXI веков //
Вестник СПбГУКИ. 2014. №1 (18). С. 23-26.
24. Клемешева М. А., Костяшов Ю. В., А. Н. Попадин и др. Восточная
Пруссия глазами советских переселенцев: Первые годы Калининградской58
области в воспоминаниях и документах. / руководитель авторского
коллектива Ю. В. Костяшов. СПб.: Изд-во «Бельведер», 2002. 272 с.
25. Костяшов Ю. В. Заселение Калининградской области после Второй
мировой войны // Гуманитарная наука в России: соросовские лауреаты:
История. Археология. Культурная антропология и этнография. М.:
Международный научный фонд, 1996. С. 82-88.
26. Костяшов Ю. В., Маттес Э. Изгнание прусского духа. Запрещенное
воспоминание. Кострома: Костромской государственный университет,
2014. 162 с.
27. Костяшов Ю. В. Кёнигсбергский кафедральный собор и могила
Иммануила Канта в советском Калининграде // Кантовский сборник. 2016.
№4. С. 79-102.
28. Костяшов Ю. В. Советизация Восточной Пруссии после войны // Mažoji
Lietuva: paribio kultūros tyrimai. Vilnius, 2012. С. 183-206.
29. Кривошеев В. В. Историческое сознание студенческой молодежи: итоги
опроса в калининградских вузах // Вестник Балтийского федерального
университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки.
2012. №6. С.85-89.
30. Лавренова О. А. Семантика культурного ландшафта / Автореферат. М.,
2010.
31. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб: «Искусство—СПБ», 2000. 704 с.
32. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.:
Академический проект, 2002. 544 с.
33. Маслов В. Н. Образ Калининградской области на страницах газеты
«Калининградская правда» советского времени // Вестник Балтийского
федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и
общественные науки. 2016. №3. С. 25-35.
34. Никонова А. А. Культурное наследие и формирование идентичности //
Вестник СПбГУ. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2009.
№2. С. 203-209.59
35. Окунев И. Ю. Территориальная и пространственная идентичность:
концептуализация базовых понятий // Сравнительная политика. 2018. №1.
С. 18-24.
36. Пахолова И. В. Феномен возможного прошлого в пространстве города //
Вестник СамГУ. 2013. №5 (106). С. 21-25.
37. Подорога В. А. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии. М.:
Ad Marginem, 1995. 432 с.
38. Ревзин Г. И. Почему от WTC не осталось руин? // Проект Классика. 2003.
№6. С. 46-49.
39. Реш О.В., Антонова Е.Л., Туркина В.Г. Проблема сохранения культурной
памяти и культурного наследия // Наука. Искусство. Культура. 2015. №3 (7).
С. 29-34.
40. Рубцова Л. В. Топонимика Калининграда как явление фольклора //
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия:
Филология, педагогика, психология. 2008. №8. С. 107-110.
41. Сологубов А. М. Переселенец как Homo scientis: эпистемологический
аспект освоения Калининградской области // Вестник Балтийского
федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и
общественные науки. 2012. №6. С. 39-46.
42. Ухтомский А. А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002. 448 с.
43. Шёнле А. Архитектура забвения. Руины и историческое сознание в
России Нового времени. М.: НЛО, 2018. 360 с.
44. Элиаде М. Космос и история. Избранные работы. М.: Прогресс, 1987. 312
c.
45. Assmann A. Erinnerungsräume: Formen und Wandlungen des kulturellen
Gedächtnisses. München: C.H.Beck, 2011. 424 S.
46. Breyer T. On the topology of cultural memory: Different modalities of
inscription and transmission. Würzburg: Königshausen & Neumann, 2007. 124 S.60
46. Brodersen P. Die Stadt im Westen: Wie Königsberg Kaliningrad wurde.
Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2008. 367 S.
47. Dementiev I. Bridges to nowhere? Identity of the residents of the Kaliningrad
region in the 21st century // Facets of Identity – the Baltic Sea Region and beyond.
2014. pp. 60-65.
48. Erll A. Kollektives Gedächtnis und Erinnerungskulturen: Eine Einführung.
Stuttgart: J.B. Metzler, 2011. 243 S.
49. Hoppe B. Auf den Trümmern von Königsberg: Kaliningrad 1946-1970.
München: De Gruyter Oldenbourg, 2000. 166 S.
50. Jähnig B. 750 Jahre Königsberg: Beiträge zur Geschichte einer Residenzstadt
auf Zeit. Marburg: Elwert N. G., 2008. 640 S.
51. Malpas J. Heidegger and the Thinking of Place: Explorations in the Topology
of Being. Cambridge: The MIT Press, 2012. 388 p.
52. Podehl M. Architektura Kaliningrada. Wie aus Koenigsberg Kaliningrad
wurde. Marburg: Verlag Herder-Institut, 2012. 420 S.
53. Stewart P., Strathern A. Landscape, Memory and History: Anthropological
Perspectives (Anthropology, Culture and Society). London: Pluto Press, 2003. 256 p.
54. Weichbrodt M. Identität und Stadtentwicklung in Kaliningrad: raumbezogene
Identität, Geschichte und symbolische Architektur in der aktuellen
Stadtentwicklung in Kaliningrad. // Europa Regional. 2009. № 1. S. 15-24.
55. Wesener A. The Good, the Bad, the Authentic: An evaluation of concepts,
experiences, and considered values of authenticity of place in the context of the
post-industrial city. Würzburg: Königshausen & Neumann, 2014. 396 p.