ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ГОРОДСКАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ИММИГРАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ИММИГРАНТОВ 8
§ 1.1 Исследования в области городского управления 8
§ 1.2 Городская политика и иммиграция 12
§ 1.3 Локальная иммиграционная политика 20
§ 1.4 Городской брендинг и иммиграция 25
ГЛАВА II. ПОЛОЖЕНИЕ ИММИГРАНТОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И МОНРЕАЛЕ 27
§ 2.1 Положение иммигрантов в Санкт-Петербурге 27
§ 2.2 Положение иммигрантов в Монреале 35
ГЛАВА III. ГОРОДСКАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ИММИГРАЦИИ 45
§ 3.1 Политика в отношении иммигрантов в Санкт-Петербурге 45
§ 3.2 Политика в отношении иммигрантов в Монреале 51
§ 3.3 Сравнительный анализ городской политики в сфере иммиграции в Санкт-Петербурге и Монреале 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 70
Источники 70
Литература 73
Актуальность темы исследования. Данная работа находится на пересечении двух важных, во многом даже определяющих тенденций современности: урбанизации и иммиграции. С одной стороны, значение и роль городов в современном мире постоянно растет, в результате чего растет и их политическое влияние. Еще в начале 90-х годов исследователи стали выделять отдельную категорию так называемых «глобальных городов», оказывающих ключевое влияние на региональное и мировое развитие.
С другой стороны, одной из характерных черт XXI века является высокий уровень иммиграции. Хотя иммиграция всегда играла важную роль в развитии человеческих сообществ, в современном мире иммиграционные потоки достигают прежде невиданных масштабов. При этом больше всего иммигрантов привлекают крупные города и мегаполисы, что определяется сочетанием экономических факторов и наличия развитой инфраструктуры. Тем не менее, экономические и социальные преимущества иммиграции одновременно сопровождаются социальными рисками.
В результате одновременно растет как потребность в интеграции иммигрантов, так и политическая воля к формированию своей политики на уровне городов. Таким образом, города становятся все более активными участниками процесса интеграции иммигрантов, а также концептуализации и формирования иммиграционной политики. Исходя из этого тема исследования является актуальной.
Новизна. Новизна работы определяется проведением сравнительного анализа двух глобальных городов – Санкт-Петербурга и Монреаля. Рассматриваемые города разделяют положение второго крупнейшего городского центра своих стран, однако находятся в разных политических контекстах, что позволяет непосредственно выделить тенденции развития городской политики в сфере иммиграции.
Объект. Объектом исследования является процесс интеграции иммигрантов в Санкт-Петербурге и Монреале.
Предмет. Предметом исследования является городская политика в сфере иммиграции и интеграции иммигрантов в Санкт-Петербурге и Монреале.
Цель. Целью исследования является сравнительный анализ городской политики в сфере иммиграции и интеграции иммигрантов в Санкт-Петербурге и Монреале.
Задачи. Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
- Провести анализ выбранной темы в российской и зарубежной историографии.
- Выявить основные факторы, характеризующие положение иммигрантов и проблемы, с которыми сталкиваются городские власти в Санкт-Петербурге и Монреале в сфере интеграции иммигрантов.
- Рассмотреть городскую политику в сфере иммиграции и интеграции иммигрантов и процесс ее формирования на примере Санкт-Петербурга и Монреаля.
Территориальные рамки. Исследование ограничивается территорией Санкт-Петербурга, Россия, и Монреаля, Канада.
Хронологические рамки. Исследуемый период охватывает события с начала XXI века, когда в Санкт-Петербурге и Монреале были приняты первые программы по интеграции иммигрантов, по настоящее время. Однако по мере необходимости в работе также рассматриваются более ранние исторические события и тенденции, определившие современную ситуацию в сфере иммиграции в рассматриваемых городах.
Методологическая основа. Методологическую основу исследования составляет совокупность научных подходов и методов, соответствующих содержанию исследуемой проблемы. Компаративистский метод был применён для того, чтобы определить общие и специфические черты, характеризующие положение иммигрантов в Санкт-Петербурге и Монреале. Системный подход с использованием методов анализа, синтеза и обобщения позволил структурировать наблюдения и выделить основные тенденции.
Источниковую базу составили официальные документы, определяющие городскую политику в сфере иммиграции и интеграции иммигрантов в Санкт-Петербурге и Монреале. Помимо этого, данное исследование также опирается на данные статистики, исследования независимых организаций, посвященных положению иммигрантов, и нормы национального законодательства, определяющие городские полномочия в сфере городской политики.
Анализ литературы. Исследования городской политики в сфере иммиграции располагаются на пересечении двух направлений: исследований иммиграции и городских исследований. Поэтому данная работа опирается, с одной стороны, на работы, посвященные миграционным процессам, и, с другой стороны, на теоретические и практические исследования ученых-урбанистов.
Среди работ, посвященных вопросам миграции, следует упомянуть классическую работу Милтона Гордона «Ассимиляция в жизни Америки», изданную в 1964 году, которая произвела важный эпистемологический поворот в теории интеграции иммигрантов, обратив внимание на формы интеграции, отличные от культурных.
Также следует отметить Стивена Вертовека, автора нескольких важных концепций для исследования иммиграции, таких как сверхразнообразие (super-diversity) и транснационализм. Работы данного автора привели к формированию нового подхода к исследованиям иммиграции, который обращает внимание на транснациональные – то есть, выходящие за пределы государства-нации – связи между людьми. На данный момент, в историографии накоплен значительный массив работ, исследующих миграционные процессы с помощью транснационального подхода.
Далее следует отметить работы, таких авторов, как Лейла Абду, Уильям Шинкель, Кристиан Йоппке и Ева Моравска, созданные в рамках критической теории. Данные авторы обращают внимание на высокую политизированность самой концепции интеграции, что требует крайне осторожного обращения с ней в рамках исследовательской работы.
В российской историографии, посвященной вопросам иммиграции и интеграции, следует, прежде всего, выделить В.С. Малахова, который является автором наиболее полной монографии на русском языке, посвященной теории интеграции. Помимо этого, важное значение имеют статьи В.А. Ачкасова, посвященные ключевым проблемам и задачам современной российской иммиграционной политики. Также следует отметить монографию Рустамжона Уринбоева, посвященную жизни узбекской диаспоры в России: благодаря широкому использованию метода полевой этнографии, она представляет собой важный источник информации о современном состоянии российской иммиграционной политики.
Наконец, данная работа была бы невозможна без исследований, посвященных непосредственно иммиграционной политике и положению иммигрантов в Монреале и Санкт-Петербурге. В частности, следует отметить таких авторов, как Анник Гермен, Дамарис Роз и Марта Радис в случае Монреаля, и Андрейцо С.Ю., Федорову И.О., Розанову М.С. и Бояркова Р.Л. в случае Санкт-Петербурга.
Структура работы. Первая глава данного исследования посвящена теоретическому анализу проблематике городской политики в сфере иммиграции. В частности, представляется краткий анализ истории эволюции научных подходов по данной теме. Помимо этого, в данной главе рассматриваются и проблематизируются основные понятия и предпосылки теории иммиграции.
Во второй главе рассматриваются исторические процессы, определившие состав иммигрантского населения рассматриваемых городов, а также восприятие иммиграции со стороны принимающего сообщества. Помимо этого, во второй глава приводится характеристика основных проблем и факторов, которые препятствуют успешной интеграции иммигрантов в принимающее сообщество.
Третья глава посвящена анализу городской иммиграционной политики в Санкт-Петербурге и Монреале. В главе рассматривается как исторический (то есть, как развивалась иммиграционная политика), так и институциональный (какие институты занимаются формированием городской политики в сфере иммиграции) аспекты. Отдельный параграф посвящен сравнению опыта двух городов и выявлению общих тенденций, что важно для понимания социально-политических процессов на уровне городов.
Прежде всего, следует отметить, что особая роль городов в интеграции иммигрантов рассматривается в научной литературе начиная с 1920-х годов. Уже первые исследователи-урбанисты Чикагской школы показали, что городское пространство определяет процесс адаптации и интеграции иммигрантов. Дальнейшее развитие теорий урбанистического развития и управления обосновывает целесообразность и необходимость формирования городской политики в сфере иммиграции и интеграции иммигрантов.
Иммигранты как в Санкт-Петербурге, так и в Монреале, сталкиваются с рядом проблем и препятствий, мешающих их успешной интеграции в принимающее общество. В особенности следует выделить сложности, с которыми иммигранты сталкиваются в социально-экономическом плане, в частности, в поиске работы и жилья и получении образования. Уровень жизни у иммигрантов заметно ниже, чем у коренного населения, причем разрыв наблюдается не только у недавних иммигрантов, но и у тех, кто уже провел в стране иммиграции значительный период времени.
Сложное и даже зачастую маргинальное положение иммигрантов ведет к росту социальной напряженности. Именно поэтому исследователи иммиграционных процессов отмечают необходимость многофакторного подхода к интеграции, который учитывал бы экономические и социальные факторы. Хотя иммигрантские сообщества и гражданское общество могут вырабатывать свои стратегии адаптации, позволяющие избежать или предложить пути решения проблем интеграции, основные ресурсы для улучшения ситуации находятся в руках городских администраций.
Формирование городской политики в области иммиграции зачастую является ответом на возникающие конфликты и попыткой гармонизировать межэтнические, межкультурные и межрелигиозные отношения в городе. Как в Санкт-Петербурге, так и в Монреале принятие локальных положений в области иммиграции проходило в сложном многонациональном и многоконфессиональном контексте, в котором проблемы межкультурного взаимодействия вызывали значительное социальное напряжение.
Несмотря на схожие проблемы и вызовы, политика двух городов в конечном счете сильно отличается. В Санкт-Петербурге принятые принципы толерантности оказались в сильной зависимости от личности главы города, и при смене губернатора произошел резкий разворот к рестриктивной политике в области иммиграции. Однако, важно отметить, что и в Монреале, в значительно более открытой к иммиграции политической среде, разработка полноценной стратегии в области интеграции иммигрантов и последующая имплементация принятых решений на практике сталкивается со значительными проблемами. Иными словами, в обоих случаях наблюдается разрыв между провозглашаемой политикой и ее воплощением.
Наконец, опыт как Монреаля, так и Санкт-Петербурга показывает, что формирование иммиграционной и интеграционной политики является сложным комплексным процессом, в котором участвуют не только национальные власти, а широкая коалиция акторов на различных уровнях. Таким образом, многосторонний анализ процесса принятия решений и ежедневной практики применения городской политики играет важную роль для понимания как политических, так и социально-экономический процессов на уровне городов.
Источники
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
2. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года: утверждена Президентом Российской Федерации 13 июня 2012 года [Электронный ресурс] // Администрация Президента России. – 2017. – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/15635 (дата обращения: 15.05.2021)
3. О государственной программе Санкт-Петербурга "Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге" [Электронный ресурс] // Правительство Санкт-Петербурга. – Постановление от 4 июня 2014 года. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/822403529 (дата обращения: 15.05.2021).
4. О Программе гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы (программа "Толерантность") [Электронный ресурс] // Правительство Санкт-Петербурга. – Постановление от 23 сентября 2010 года. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/891838553 (дата обращения: 15.05.2021).
5. О Программе гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006-2010 годы (программа "Толерантность") [Электронный ресурс] // Правительство Санкт-Петербурга. – Постановление от 11 июля 2006 года. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/8434717 (дата обращения: 15.05.2021).
6. О Программе "Миграция. Комплексные меры по реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года" в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы [Электронный ресурс] // Правительство Санкт-Петербурга. – Постановление от 27 ноября 2012 года. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/822401633 (дата обращения: 15.05.2021).
7. Программа «Толерантность» из Санкт-Петербурга получит почетный диплом премии Маданджита Сингха [Электронный ресурс] // Новости ООН. – 2009, 11 ноября. – Режим доступа: https://news.un.org/ru/story/2009/11/1154691 (дата обращения: 15.05.2021).
8. Указ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы» [Электронный ресурс] // Администрация Президента России. – 2018. – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/58986 (дата обращения: 15.05.2021)
9. Численность и миграция населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2018 году. Статистический бюллетень // Управление Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. – Санкт-Петербург, 2019. – 114 p.
10. 150 ans d'immigration au Canada [Электронный ресурс] // Statistique Canada. – 2016. – Режим доступа: https://www150.statcan.gc.ca/n1/pub/11-630-x/11-630-x2016006-fra.htm (дата обращения: 15.05.2021).
11. Cabinet de la ministre des Affaires municipales et de l'Habitation. Adoption du projet de loi no 121 - Montréal, officiellement reconnue métropole du Québec [Электронный ресурс] // Site officiel du gouvernement du Québec. – 2017. – Режим доступа: https://www.quebec.ca/nouvelles/actualites/details/adoption-du-projet-de-loi-no-121-montreal-officiellement-reconnue-metropole-du-quebec (дата обращения: 15.05.2021).
12. Commission sur le développement social et la diversité montréalaise. Examen public : Vers une Politique de développement social // Commission Permanents Montréal, 2017. – 9 p.
13. Coup d’oeil sur la population immigrante [Электронный ресурс] // Agglomération de Montréal. – 2020. – Режим доступа: http://ville.montreal.qc.ca/portal/page?_pageid=6897,67885704&_dad=portal&_schema=PORTAL (дата обращения: 15.05.2021).
14. Des valeurs partagées, un intérêt mutuel. Plan stratégique en matière de profilage racial et social (2012-2014) // Service de police de la Ville de Montréal, 2012. – 48 p.
15. Düsseldorf Declaration // Second International Mayors Summit on Living Together, 2019.
16. International Organisation for Migration. World Migration Report // International Organisation for Migration, 2015. – 227 p.
17. Lancement de la stratégie Montréal inclusive au travail [Электронный ресурс] // Официальный сайт Монреаля. – 2019, 10 июня. – Режим доступа: http://ville.montreal.qc.ca/portal/page?_pageid=8258,142824790&_dad=portal&_schema=PORTAL&id=22470&ret=/pls/portal/url/page/d_social_fr/rep_diversite_ethno/rep_%20integration_personnes_immigrant/rep_binam_nouvelles/coll_binam_nouvelles (дата обращения: 15.05.2021).
... Всего источников – 110.