Управление имущественным комплексом субъекта РФ (Управление государственной и муниципальной собственностью, Московский Государственный Строительный Университет)
Работа сделана на примере Краснодарского края.
Проведен анализ данных за 2018-2022 годы.
Введение.....3
1 Теоретические аспекты управления имущественным комплексом субъекта Российской Федерации...5
1.1 Сущность понятия «имущественный комплекс» ...5
1.2 Инструменты управления имущественным комплексом......10
1.3 Особенности управления имущественным комплексом субъекта РФ........15
2. Анализ и оценка системы управления имущественным комплексом субъекта РФ (на примере Краснодарского края) ..20
2.1 Основные характеристики Краснодарского края...20
2.2 Анализ управления имущественным комплексом Краснодарского края...24
2.3 Решения проблем управления имущественным комплексом Краснодарского края........28
Заключение...34
Список использованной литературы..36
Успех развития региональной социально-экономической системы зависит от ее ресурсных возможностей, показателей использования имеющегося имущественного комплекса, применяемых инструментов управления. Имущество территории является мощным средством привлечения инвестиций, тем фактором, который может обеспечивать и воспроизводить конкурентные преимущества региона.
Региональный имущественный комплекс - это сложный многокомпонентный объект управления. В качестве основных ресурсов, определяющих потенциал регионального развития, выделяют природные ресурсы; основные средства; земельные, трудовые, финансовые и информационные ресурсы.
Уровень развития региона зависит не только от наличия, количества и качества тех или иных ресурсов, но и их сочетания, взаимодействия. При нехватке или отсутствии одного или нескольких видов ресурсов регион может испытывать трудности в развитии, оно и вовсе может стать невозможным даже при избыточном количестве других ресурсов.
По своему составу имущественный комплекс региона включает движимое, недвижимое имущество и земельные участки. Эти элементы имущественного комплекса очень разнообразны по своим характеристикам. Так в структуре имущества могут быть объекты, распределенные между предприятиями и учреждениями, и не распределенные; готовые к использованию, требующие реконструкции или незавершенное строительство; относящиеся к государственной или муниципальной форме собственности; имеющие стоимостную или вещественную основу.
Управление региональным имуществом предполагает такие процессы как инвентаризация и мониторинг, использование и получение дохода, контроль за конечными результатами процесса управления. Извлечение дохода из имущественного комплекса обеспечивается за счет применения таких инструментов управления как аренда, концессия, инвестиций в имущество, доверительное управление, приватизация, долевое участие в управлении активами, принадлежащими территории на правах собственности или переданных хозяйствующим субъектам на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Целью работы является исследование управления имущественным комплексом субъекта РФ (на примере Краснодарского края).
В соответствии с целью задачами работы является:
– изучить сущность, понятие и общие принципы управления имущественным комплексом;
– провести анализ правового режима имущественного комплекса;
– привести основные характеристики Краснодарского края;
– провести анализ системы управления имущественным комплексом Краснодарского края.
Объектом исследования является имущественный комплекс Краснодарского края. Предметом исследования выступает исследования основных показателей управления имущественным комплексом Краснодарского края.
Использование любого инструмента управления имуществом территории призвано обеспечить рост неналоговых поступлений в бюджет. Экономические отношения по поводу извлечения дохода от использования государственного имущества закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации. В самом общем виде доходы от использования государственной собственности представляют собой экономические отношения по аккумуляции в бюджете денежных средств от использования объектов государственной собственности.
Это доходы от аренды или иной платы за передачу в пользование государственного и муниципального имущества за некоторым исключением; средства в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях; средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности за некоторым исключением в залог, в доверительное управление; плата за пользование бюджетными кредитами; доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям; часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей и др. Полный перечень доходов, получаемых в результате использования объектов государственной собственности в общей величине бюджетных доходов, еще предстоит определить.
В зависимости от дохода все объекты имущества можно разделить на объекты, приносящие и не приносящие доходы; объекты, приносящие доход от их использования или продажи (коммерческое имущество); поступающие регулярно (арендная плата, дивиденды, часть прибыли государственных унитарных предприятий) или разово (продажа квартир, нежилых помещений и земельных участков).
В любом случае размер доходов, полученных и перечисленных в соответствующий бюджет по итогам деятельности органов государственной, муниципальной власти, зависит от эффективности управления имуществом.
Подводя общий итог, следует сказать, что от того, как управляется имущественный комплекс региона, зависит многое и, прежде всего, уровень жизни и благосостояние его жителей.
При совершенствовании законодательной базы и преодолении вышеперечисленных проблем в использовании разных инструментов регулирования имущественного комплекса можно сделать регион инвестиционно привлекательным, успешно решать вопросы развития стратегически важных для территории отраслей в сложный посткризисный период.
1. Боброва Е. Ю. Теоретические основы управления государственным имуществом/ Е. Ю. Боброва// Известия вузов. – 2021. – № 9. – С 11-19.
2. Бабун Р. В. Современные проблемы управления государственным имуществом / Р. В. Бабун// Имущественные отношения в Российской Федерации. -2021. - № 6. - С 22-26.
3. Власова К.В., Сычанина С.Н. Управление государственным имуществом как функция органов власти / В сборнике: Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики. Материалы XI международной научно-практической конференции. 2018. – С. 109-115.
4. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Ю. В. Гимазова; под общей редакцией Н. А. Омельченко. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.
5. Купряшин, Г. Л. Основы государственного и муниципального управления: учебник для вузов / Г. Л. Купряшин. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 574 с.
6. Мухаев, Р. Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 1: учебник для вузов / Р. Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 299 с.
7. Некрасов В. И. Государственное имущество в системе государственного управления/ В. И. Некрасов// Проблемы региональной экономики. - 2017. - № 3. – С 6-9.
8. Орешин, В. П. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / В. П. Орешин. – 2-е изд. – Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2019. – 178 с.
9. Осейчук, В. И. Теория государственного управления: учебник и практикум для вузов / В. И. Осейчук. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 342 с.
10. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2021. – 608 с.