Введение 5
Глава 1. Обратный выкуп акций. Понятийный аппарат 10
1.1. Политика корпоративных выплат компании: теоретическая база 10
1.2. Динамика корпоративных выплат и современные тренды 22
1.3. Байбэки как инструмент политики корпоративных выплат 26
1.4. Практика байбэков: кейсы на российском и японском рынках 33
Выводы 37
Глава 2. Взаимосвязь между выкупом акций и показателями результативности компании 39
2.1. Анализ взаимосвязи в академической литературе 39
2.2. Выбор показателей результативности 45
Выводы 51
Глава 3. Эмпирическое исследование 52
3.1. Методология исследования и выдвигаемые гипотезы 52
3.2. Описание данных 54
3.3. Проверка гипотез и оценка результатов 56
3.4. Интерпретация полученных результатов 61
Выводы 62
Заключение 63
Список использованной литературы 65
Обратный выкуп акций – это финансовая операция, связанная одновременно с реструктуризацией портфеля активов и распределением излишка финансовых средств. В Америке популярность выкупов вплоть с 70-х гг. переживает период интенсивного роста. В Европе тоже, хотя сама волна началась двадцатью годами позже.
Современные компании очень любят байбэки и активно их практикуют – тому способствует ряд причин. Это и гибкость операции, и положительная реакция рынка, и влияние байбэков на ряд финансовых показателей. Акционеры в свою очередь – смотрят на выкупы акций достаточно настороженно. Несмотря на то, что академическая литература ассоциирует байбэки с позитивными экономическими сигналами для инвесторов, на практике данная выплата не несет четкой информации и гарантий, связанных с определенным будущим. В отличие от дивидендов, выкупы акций не являются долгосрочными обязательствами. В частности, рыночный механизм выкупа не является даже краткосрочным обязательством. Это своего рода опцион, не приуроченный ко времени, которым может обладать компания. Строгого временного ограничения для выполнения рыночного байбэка не существует и сама операция может занимать от нескольких месяцев до нескольких лет.
Такая протяженность во времени создает для акционеров ряд неудобств. Во-первых, это создает неуверенность относительно будущих доходов, а, во-вторых, – относительно намерений менеджмента. Байбэки больше, чем дивиденды, провоцируют рыночные цены акций вверх. Академическая литература предоставляет тому доказательства (Неледакис (2018), Ли (2005), Свансон, Лью (2016)). Такое увеличение происходит механически, поскольку сам выкуп уменьшает количество акций в обращении и соответственно увеличивает прибыль на акцию. Именно поэтому рост цен не обязательно отражает веру акционеров в недооценку компании, в частных случаях их может обрадовать краткосрочное увеличение финансовых показателей. Увеличению рыночной цены может способствовать и ряд других факторов. В случае с рыночными байбэками, например, увеличение цены также может демонстрировать желание акционеров заработать больше на продаже активов.
Как бы то ни было, ясно одно – растущая цена акций не обязательно является показателем улучшающихся перспектив компании. И рыночные байбэки больше других видов байбэка заставляют акционеров в этих перспективах сомневаться. Это значит, что если между повышением рыночной капитализации и внутренней результативностью не наблюдается положительной взаимосвязи, компания скорее всего искусственно пытается увеличить свои рыночные показатели. Несколько академиков подтвердило такую идею искусственного накачивания цены. Хрибар и Дженкинс (2006), например, показали, что компании с большей вероятностью совершат выкуп, если переоценка прогнозов EPS ухудшилась, так как байбэк может увеличить текущее значение EPS. Недобросовестность в частных случаях также подтвердили Икенбарри, Ванг, Чан и Ли (2009).
Сложность байбэков не только в решение вопроса их посыла, но и в определении альтернативных издержек. Вопрос в том, чем жертвует компания и чем в конце – концов жертвуют акционеры, соглашаясь на реализацию байбэка. Байбэки могут быть вынужденной мерой зрелой компании ограничить себя от чрезмерного инвестирования, а могут вымещать реально существующие инвестиционные возможности компании. Так, менеджеры могут пренебрегать инвестиционными возможностями рынка и реализовывать байбэки ради краткосрочного увеличения цены акций. Вспышка эпидемии, затронувшая мировые финансовые рынки в 2020 г., например, показала, что компании, реализовавшие байбэки ради увеличения финансовых показателей, остались без необходимых денежных запасов. Некоторые из них потеряли возможность обеспечения заработных выплат, что привело к стремительному падению цены на акции.
Подытоживая выше сказанное, можно сказать, что актуальным сегодня является исследование взаимосвязи между объявлениям о байбэках и результативностью компании. Полученные в ходе работы выводы относительно связи могут дать дополнительные инструменты оценки деятельности менеджеров акционерам. Так, если между показателями внутренней результативности компании и байбэками получится установить наличие положительной взаимосвязи, можно утверждать, что байбэки содержат положительную информацию для акционеров. Если связь обнаружится отрицательная – возможно, байбэки используются как инструменты махинаций менеджеров для искусственного улучшения квартальных, ежегодных результатов. Если же между результативностью и байбэками связь обнаружена не будет, можно предполагать в таком случае, что компании прибегают к выкупам по причинам отличным от сигнализирования недооценки.
Каким бы ни был полученный результат, он способен дать дополнительные преимущества акционерам в виде знания, а также предостережения. Что в свою очередь позволит пересмотреть отношение к байбэкам в общем. На данный момент в академической литературе существуют противоречивые доказательства в отношении связи между результативностью компании и байбэками. Характер улучшений результативности спорный и не носит однозначного определения. Большинство авторов сходится лишь в наличии уменьшающегося тренда улучшений.
Так, Груллон и Микаэли (2004) не обнаружили значительного годового улучшения операционной результативности, следующей после реализации рыночных программ выкупа. Напротив эти ученые связывают байбэки с ухудшением инвестиционных возможностей рынка и решением проблемы чрезмерного инвестирования. Решение проблемы инвестирования также отмечают как ключевую Тархан и Ноэль (1998), в то время, как Ли (2005) находит значительные улучшения квартальной операционной результативности и подтверждает выполнение гипотезы недооценки.
Однако большая часть этих исследований проведена на основе данных, полученных до 21-го века – преимущественно на американском рынке. В то же время нет ни одного исследования, анализирующего улучшения результативности недавнего времени для стран востока. Изменения в международном регулировании байбэков, а также экономические перемены, последовавшие после кризиса 2007-2008 гг. повлияли на динамику и мотивацию выкупа акций. За последние 10 лет байбэки стали еще более распространенным и популярным явлением – тому могли поспособствовать и изменения в менеджерских тактиках. С такой точки зрения интересно было бы пронаблюдать взаимосвязь между рыночными байбэками и различными показателями результативности компании с конца 2010-х гг. по настоящее время и дать более современную оценку эффекта байбэков.
Данная работа фокусируется на актуальном вопросе исследования взаимосвязи между показателями финансовой, операционной результативности компаний и рыночными байбэками на данных японского рынка, собранных за период 2010-2019 гг. Целью данной работы является исследование наличия взаимосвязи, а также выявление ее характера. Как было отмечено раннее, результаты такого исследования позволят акционерам более объективно оценивать байбэки, а также лучше ориентироваться в поступках менеджеров.
В роли объекта данного исследования выступают японские компании, реализующие байбэки в качестве корпоративных выплат. Предметом исследования являются рыночные выкупы акций и их взаимосвязь с показателями результативности компании.
Выбор японского рынка обусловлен несколькими причинами. Во-первых, байбэки на японском рынке в основном реализуются матерыми компаниями с большим излишком денежных средств. Поверхностная эмпирика демонстрируют, что японские компании долгое время придерживались стратегии сбережения денежных средств. Японская экономика, которая только недавно стала отходить от последствий крупных финансовых кризисов 90-х гг. и 2008-го г., на протяжение значительного времени предлагала скудные инвестиционные возможности. Японские компании, в частности большие японские компании, были вынуждены воздерживаться от инвестиций. В то же время они не могли наращивать выплаты дивидендов. Отсутствие инвестиционных возможностей лишало компании уверенности в будущих выплатах и их постоянстве. Бабйэки в такой ситуации оказались очень выгодным решением, ведь компании могли применять их, не задумываясь о будущих доходах. Японский рынок интересен потому, что наличие денежного излишка подтверждает выполнение гипотезы свободного денежного потока – о решении проблемы чрезмерного инвестирования. В то же время непонятно, насколько адекватным на таком рынке может быть использование сигнальной гипотезы. Если получится найти взаимосвязь между байбэками и показателями результативностью, можно предполагать, что байбэки реализуют одновременно несколько задач: сигнализируют о недооценке собственных акций и решают агентские конфликты.
В ходе исследования были обозначены следующие ключевые для осуществления задачи:
1. Описание теоретических аспектов обратных выкупов акций: классификация, теоретическое обоснование, мотивация и ограничения.
2. Анализ литературы, посвященной изучению взаимосвязи между байбэком и показателями результативности компании, обобщение полученных академиками результатов.
3. Анализ и выбор показателей результативности компании.
4. Формулирование основных гипотез исследования.
5. Обоснование методологии исследования.
6. Сбор данных, необходимых для тестирования выдвинутых гипотез. Описательная характеристика собранных данных.
7. Статистическая проверка выдвинутых гипотез и анализ полученных результатов.
8. Интерпретация выводов.
Данная работа построена следующим образом. Основная часть работы состоит из трех глав. Первую и вторую главы можно отнести к теоретическому наполнению работу, а третью – к эмпирическому.
Первая глава посвящена теоретическому обоснованию обратного выкупа акций, выявлению ключевых трендов и анализу текущего состояния исследуемого рынка. Анализ первой главы позволяет сделать обоснованный выбор в сторону исследуемого типа байбэка и рынка. Вторая глава является связывающем звеном первой теоретической части и последней – эмпирической части. В данной главе проводится анализ существующей литературы, выявляются потенциальные гипотезы, а также делается выбор по части показателей результативности компании. Третья глава является заключительной частью основной работы. Это эмпирическое исследование, методология которого была выбрана благодаря анализу источников во второй главе. В качестве эмпирического инструментария были выбраны парные статистические тесты, а также построение однофакторных регрессий. По результатам статистического тестирования, полученного в третьей главе, будет сформулирован ответ на проблему, описанную в введении, а также будут даны практические рекомендации и советы, которые могли бы пригодиться акционерам для ориентирования на японском рынке. Рекомендации и советы будут приведены в заключении данной работы.
В ходе работы было заимствовано обширное количество источников информации, преимущественно научные статьи и публикации из журналов о финансах. Данные по байбэкам на японском рынке были собраны вручную из базы сделок Zephyr ( Bureau van Dijk), а показатели результативности компании – из Thompson Reuters Datastream.
В данной работе был проведен комплексный анализ по изучению обратных выкупов акций. В частности была проанализирована взаимосвязь рыночных выкупов с показателями финансовой и операционной результативности на примере японских компаний. Исследование было проведено с помощью непараметрических тестов и однофакторных регрессионных моделей.
На первом этапе исследования был проведен анализ теоретического материала, выводы по которому позволили определиться с видом исследуемого байбэка и объясняющей его гипотезой. Так, сперва байбэк был исследован через призму характеристик, свойственных обратному выкупу акций как альтернативному способу корпоративных платежеотчислений. Для этого были проанализированы различные теоретические модели и практические результаты, объясняющие, как и в какой степени распределяются средства компании акционерам. Популярность байбэка была исследована на примере американских рынков, активно прибегающих к рыночным байбэкам с 70 х гг. Также были описаны потенциальные детерминанты увеличения количества байбэков. После этого было дано более конкретное определение обратных выкупов акций и проанализированы различные типы байбэка. Также были затронуты факторы привлекательности байбэков для менеджеров и их свойство влиять на финансовые показатели компании. На данном этапе был определен исследуемый рынок, выявлены ключевые особенности японских компаний, приведены кейсы из практики на российском и японском рынках.
На втором этапе исследования был проведен анализ литературы на тему взаимосвязи между показателями результативности компаний и обратным выкупом акций. Результат анализа подтвердил наличие положительной взаимосвязи с операционной результативностью для тендерных байбэков, но показал несколько противоречивые результаты связи для рыночных выкупов. Также в литературе была найдена разнородная связь с финансовыми и инвестиционными характеристиками фирмы. В качестве объяснения наличия положительной связи большинство академиков выдвигало сигнальную гипотезу. Однако некоторые другие отмечали использование байбэков для искусственного увеличения финансовых показателей. Результат данного этапа помог выявить интересные для анализа показатели результативности, определиться со способом их расчета, а также проанализировать предполагаемые типы корреляционной связи с выкупом. По итогу данного этапа все исследуемые показатели результативности были классифицированы на показатели финансовой и операционной результативности.
На третьем этапе было проведено само эмпирическое исследование. Тестировались две гипотезы. Первая гипотезы проверяла наличие положительной взаимосвязи между байбэками и операционными показателями результативности, вторая – наличие положительной взаимосвязи между байбэком и финансовыми показателями результативности. По итогам данного исследования была выявлена положительная взаимосвязь между байбэком и ROA, ROE, EBITDA margin, а также EPS. Улучшение таких показателей статистически значимо, а скорректированная результативность указывает на то, что компании, выкупающие собственные акции, эффективнее рынка использует свои ресурсы.
После проведения данного исследования есть все основания предполагать, что байбэки, в частности рыночные байбэки, выполняют сигнальную функцию на рынке и используются менеджерами преимущественно в момент недооценки акций компании. Это можно объяснить тем, что рост результативности показателей (в частности ROE и ROA ) продолжителен в течение нескольких лет после выкупа акций. Другое дело, если бы ROE и ROA увеличивались только в год выкупа акций – тогда можно было бы предположить, что улучшение происходит преимущественно за счет реструктуризации активов и уменьшения количества акций в обращении. Скорректированные положительные операционные результативности также говорят о том, что компании, реализующие байбэк в среднем эффективнее рынка и их денежные потоки увеличиваются. Улучшение показателей EPS также объясняет, почему часто рынок реагируют на байбэки увеличением цен акций компании.
Есть все основания предполагать, что байбэки продолжат набирать популярность в будущем, а их реальная привлекательность для акционеров изменится. То, как именно изменится привлекательность для акционеров, будет во многом зависеть от качества регулирования рыночных байбэков, добросовестности менеджеров, инвестиционных возможностей компании и ее способности умело решать агентские конфликты без вреда внутреннему развитию. Исследование же современного японского рынка показало, что на данный момент байбэки ценны для инвесторов, потому что несут новую информацию о внутренних улучшениях компания, информация о которых до этого была не доступна из-за асимметрии информации.
1. Allen, F., Bernardo, A.E., Welch, I. A theory of dividends based on tax clienteles / F. Allen, A.E. Bernardo, I. Welch // Journal of Finance. – 2000. – Vol. 55 – P. 2499-2536.
2. Almeida, Heitor & Fos, Vyacheslav & Kronlund, Mathias. The Real Effects of Share Repurchases / Almeida, Heitor, Fos, Vyacheslav, Kronlund, Mathias // Journal of Financial Economics. – 2016. – Vol. 119, issue 1 – P. 168-185.
3. Allen, F., Michaely, R. Payout policy / F. Allen, R. Michaely, ed. Constantinides, G.M., Harris, M., Stulz, R. Amsterdam // Handbook of the Economics of Finance – 2003. – P. 337-429.
4. Bagwell, L. Dutch auction repurchases: an analysis of shareholder heterogeneity / L. Bagwell // Journal of Finance – 1992 – Vol. 47 Issue 1 – P. 71-105.
5. Bagwell, L.S., Shoven, J. Cash distributions to shareholders / L.S. Bagwell, J Shoven // Journal of Economic Perspectives – 1989 – Vol. 3, N. 3, P.129-140.
6. Barber, B.M. Detecting abnormal operating performance: the empirical power and specification of test-statistics / B.M. Barber, J.D. Lyon // Journal of Finance Economics. – 1996. – № 41. – P. 359-399.
7. Baker, M.A catering theory of dividends / M. Baker, J. Wurgler // Journal of Finance. – 2004. – № 59. – P. 1125–1165.
8. Bargeron L. Accelerated share repurchases / L. Bargeron, M. Kulchania, S. Thomas // Journal of Financial Economics. – 2011. – № 101. – P. 69-89.
9. Bartove, E. Open-market stock repurchases as signals for earnings and risk changes / E. Bartove // Journal of Accounting and Economics. – 1991. – № 14. – P. 275-294.
10. Benaetzi, S. Do changes in dividends signal the future or the past? / S. Benaetzi, R. Michaely, R. Thaler // Journal of Finance. – 1997. – № 52(3). – P.1007-1034.
11. Bhattacharaya, S. Imperfect information, dividend policy, and the ‘bird in the hand fallacy’/ S. Bhattacharaya // Bell Journal of Economics. – 1979. – № 10. – P. 259-270.
12. Black, B. Corporate Governance Indices and Firms’ Market Values: Time Series Evidence from Russia / B. Black, I. Love, A. Rachinsky // Emerging Markets Review. – 2006. – № 7. – P. 361–379.
13. Bozos K. Dividend signaling under economic adversity: Evidence from the London stock exchange / K. Bozos, K. Nikolopoulos, G. Ramgandhi // International Review of Financial Analysis. – 2011. – Vol 20. – Issue 5. – P. 364 – 374.
14. Brav, A. Payout policy in the 21st century / A. Brav, J. R. Graham, C. R. Harvey, R. Michaely // Journal of Financial Economics. – 2005. – № 77(3). – P. 483-527.
15. Brennan, M. J. Shareholder preferences and dividend policy / M. J. Brennan, V. Thakor. // Journal of Finance. – 1990. – № 45. – P. 993–1018.
...