ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ И ОПИСАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ 7
I.1. Системность лексики 7
I.1.1. Понятие о лексике и языковой системе. Типы связей в лексике 7
1.1.2. Синонимия в русском языке 10
1.1.2. Понятие «синонимический ряд» и его доминанты 13
1.1.3. Понятие лексико-семантической группы и основные её признаки 15
I.2. Имя прилагательное в русском языке 17
I.2.1. Имя прилагательное как часть речи 17
I.2.2. Качественные прилагательные 20
ВЫВОДЫ 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИНОНИМИЧЕСКОГО РЯДА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С ДОМИНАНТОЙ «ЧУТКИЙ» 25
2.1. Состав и объём лексико-семантической группы с базовым идентификатором ‘чуткий’ 25
2.2. Особенности функционирования прилагательных синонимического ряда с доминантой чуткий 30
2.3. Анализ результатов лингвистического эксперимента 40
2.4. Описание синонимического ряда прилагательных с доминантой «чуткий» 54
ВЫВОДЫ 59
Глава 3. ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ГРУППА С БАЗОВЫМ ИДЕНТИФИКАТОРОМ ЧУТКИЙ (SENSITIVE) В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ 62
3.1. Состав и структура лексико-семантической группы с базовым идентификатором чуткий (sensitive) в английском языке 62
3.2. Лексико-семантическая группа с базовым идентификатором чуткий в русском языке в сопоставлении с английским языком 67
ВЫВОДЫ 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ №1. Анкета «чуткий – внимательный – заботливый» 78
ПРИЛОЖЕНИЕ №2. Анкета «отзывчивый – участливый» 80
ПРИЛОЖЕНИЕ №3. Анкета «сердечный – душевный» 82
Русский язык обладает большими возможностями для передачи смысловых оттенков при описании характера человека. Этому во многом способствует немалое количество прилагательных, которые образуют различные синонимические ряды, семантические поля и лексико-семантические группы. Однако для того, чтобы правильно употреблять синонимичные прилагательные, нужно знать их сочетаемостный потенциал и особенности функционирования, смысловые оттенки и стилистические различия.
В данной работе рассматривается лексико-семантическая группа прилагательных с базовым идентификатором «чуткий», характеризующая человека.
Стоит отметить, что лексика любого языка – это единая система. Каждый элемент этой системы связан с другими элементами, и образованию этих связей во многом способствуют такое понятие как лексико-семантическая группа, которое будут рассмотрено в данной работе.
Актуальность работы обуславливается тем, что прилагательное «чуткий» и остальные прилагательные, входящие в одну лексико-семантическую группу с данным словом, являются частотными в употреблении. Знание их значений и смысловых отличий позволит избежать ошибочного употребления данных прилагательных. В частности, эти данные будут полезны при обучении русскому языку иностранных студентов, так как в практике преподавания РКИ нередко возникают проблемы с определением закономерностей сочетаемости прилагательных с определяемыми существительными. В связи с этим семантизация лексико-семантической группы с базовым идентификатором «чуткий» требует изучения для дальнейшей презентации в иностранной аудитории. Более того, прилагательные, входящие в данную лексико-семантическую группу, довольно часто используются при описании русского характера.
Объект исследования: русские и английские прилагательные, входящие в лексико-семантическую группу с базовым идентификатором «чуткий».
Предмет исследования: особенности семантики и функционирования лексических единиц, входящих в лексико-семантическую группу с базовым идентификатором «чуткий».
Цель исследования: описать лексико-семантическую группу с базовым идентификатором «чуткий» и изучить особенности функционирования данных прилагательных в современном русском языке, сделать сопоставительный анализ данных прилагательных с прилагательными английского языка.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Составить теоретическую базу исследования (анализ научной литературы);
2. Определить состав и объём исследуемой лексико-семантической группы в русском языке;
3. Отобрать все сведения об анализируемых прилагательных, представленные в лексикографических источниках;
4. Провести сравнительный анализ значений;
5. Рассмотреть функционирование отобранных прилагательных в контекстах «Национального корпуса русского языка» и определить особенности их семантики и функционирования;
6. Определить состав и объём исследуемой лексико-семантической группы в английском языке;
7. Сопоставить данные, полученные в результате анализа лексико-семантической группы с базовым идентификатором «чуткий» в русском и английском языках.
Гипотеза исследования заключается в том, что анализ особенностей семантики выбранных прилагательных, их парадигматических и синтагматических связей, а также особенностей их функционирования в тексте позволит выявить основные различия данных прилагательных и позволит более точно определить их семантические характеристики. Сопоставительный анализ данной лексико-семантической группы с прилагательными английского языка со схожим значением позволит определить различие между репрезентацией чуткого человека в этих культурах.
Материал исследования: данные толковых и синонимических словарей русского языка, данные толковых и словарей-тезаурусов английского языка, данные Национального корпуса русского языка.
Методы и приёмы исследования: описательный метод, методы компонентного и дистрибутивного анализа, приём сплошной выборки из лексикографических источников, приём стилистической характеристики, приём направленной выборки материала из «Национального корпуса русского языка».
Новизна работы определяется тем, что несмотря на то что исследователи часто обращаются к анализу прилагательных, которые характеризуют человека, лексико-семантическая группа с базовым идентификатором чуткий до настоящего времени не исследовалась.
Теоретическая значимость работы заключается в определении лингвистических характеристик анализируемых прилагательных с целью их дальнейшего лексикографического описания.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания русского языка как иностранного, а также в практике учебной лексикографии при составлении лингвокультурологического словаря свойств личности.
Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, списка использованных словарей и интернет-источников, трех приложений.
Проведенное исследование позволяет прийти к следующим выводам.
Данная работа выполнена в рамках функционально-семантического направления. Результаты данной работы позволяют более детально рассмотреть значение прилагательных лексико-семантической группы с базовым идентификатором «чуткий», употребление синонимического ряда с доминантой «чуткий» в контекстах, а также позволяют разграничить значение лексических единиц данного синонимического ряда путём выделения интегральных и дифференциальных сем.
В первой главе были рассмотрены теоретические основы, проанализированы различные подходы к изучению системных отношений в лексике и к определению понятий «синонимический ряд» и «лексико-семантическая группа». В данной работе мы придерживаемся положения о структурности лексико-семантической группы. Таким образом, в лексико-семантической группе можно выделить ядро и периферию, а также базовое слово или базовый идентификатор. Для данной лексико-семантической группы базовым идентификатором является прилагательное чуткий, так как, по нашему мнению, данное прилагательное является наиболее нейтральным, а также оно связано со всеми единицами лексико-семантической группы.
В результате анализа лексикографических источников, контекстов Национального корпуса русского языка и данных лингвистического опроса можно сделать следующие выводы. Семантическая связь между членами анализируемой лексико-семантической группы не вызывает сомнений. Прилагательное «чуткий» является базовым идентификатором данной лексико-семантической группы, которую можно подразделить на синонимические ряды. Критерием выделения синонимического ряда стало то, почему человек предлагает свою помощь. Таким образом, прилагательные были подразделены на 4 группы. Прилагательные первой группы (внимательный, наблюдательный, заботливый), в которой актуализируется сема «внимание», и прилагательные второй группы (отзывчивый, участливый), в которой актуализируется сема «готовый помочь», составили ядро ЛСГ. Прилагательные третьей группы (добрый, сердечный, душевный, добродушный, добросердечный и доброжелательный), в которой была выделена сема «доброта», были отнесены к периферии лексико-семантической группы, так как данные прилагательные имеют слишком широкое, общее значение. Они являются всецело положительной характеристикой человека и, помимо сем «готовый помочь» и «проявляющий чуткость», они включают в себя семы «хороший по своей натуре», «искренний», «близкий по духу», «дружелюбный». Также стоит отметить, что для прилагательного душевный имеет значение ситуация общения: данное качество проявляется при разговоре с другими людьми. В связи с этим для прилагательного душевный также характерны семы «приятный, лёгкий в общении», «создающий уютную атмосферу». Прилагательные четвёртой группы (сострадательный, неравнодушный, небезразличный, небезучастный, чувствительный), в которой была выделена сема «сострадание», также были отнесены к периферии, так как данные прилагательные, по данным синонимических словарей, не входят в синонимические отношения с прилагательным «чуткий» и с другими прилагательными синонимического ряда с доминантой «чуткий». Однако, на наш взгляд, прилагательные четвёртой группы имеют несомненную связь и входят в анализируемую ЛСГ.
Прилагательное чуткий называет человека, который внимательно относится к другим людям и к их эмоциям. Чуткий человек способен поставить себя на место другого, способен почувствовать эмоции другого. Оказывает помощь как вербально, так и действенно. Поддерживает человека эмоционально, сострадает и сопереживает другим людям. Внимательный человек, как правило внимателен к деталям, которые проявляются в поведении людей, внимателен к внешним признакам. Заботливый человек в первую очередь проявляет своё внимание по отношению к близким и родным и помогает им. В некоторых случаях забота бывает чрезмерной. В таких случаях прилагательное приобретает негативную характеристику.
Прилагательное отзывчивый характеризует человека, который готов прийти на помощь, как правило, действием. В то время как прилагательное участливый относится к человеку, который готов помочь не только действенно, но и вербально, способен выслушать и поддержать словом. Однако стоит отметить, что в современном русском языке прилагательное участливый используется как характеристика человека всё реже.
Далее был произведён анализ лексико-семантической группы с базовым идентификатором «чуткий» в русском языке с лексико-семантической группой с базовым идентификатором «sensitive» в английском языке. Анализ показал, что структура лексико-семантических групп схожа, в них актуализируются одни и те же семы, однако объём лексико-семантических групп отличается.
Таким образом, результаты данной работы позволяют уточнить значения прилагательных синонимического ряда с доминантой «чуткий» и их функционирование в современном русском языке. Перспективы исследования видятся в разработке словарной статьи учебного словаря свойств личности русского человека и дальнейшем анализе данной лексико-семантической группы.
1. Апресян Ю.Д. Избранные труды – Москва : Школа «Языки русской культуры», 1995. – Т. 2. Интегральное описание языка и системная лексикография. – 768 с.
2. Бережан С.Г. Семантическая эквивалентность лексических единиц. Кишинев: Штиинца, 1973 – 372 с.
3. Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н. С. Валгиной. – 6-е изд., перераб. и доп. Москва: Логос, 2002. – 528 с.
4. Васильев Л.М. Теория семантических полей // Вопросы языкознания. 1971. №5. С. 105-113.
5. Вежбицкая, А. Семантические универсалии и описание языков / Пер. с англ. А.Д. Шмелёва / под ред. Т.В. Булыгиной. – М.: «Языки русской культуры», 1999. – 780 с.
6. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / Под. ред. Г. А. Золотовой. – 4-е изд. – М.: Рус. яз., 2001. – 720 с.
7. Востоков А. Х. Грамматика церковно-словенскаго языка, 1863. – 135 с.
8. Гак В.Г. Аспекты семантических исследований. М.: Наука. 1980.
9. Гречко В.А. О лексической синонимии в русском языке // Филологические науки, 1963. – №2. – С. 19-30.
10. Евгеньева А.П. Основные вопросы лексической синонимии / А.П. Евгеньева // Очерки по синонимике современного русского литературного языка. – М. –Л.: АН СССР, Ин-т рус. яз., 1966. – С. 4–29.
11. Ершова Е.Н. Комплексное исследование лексико-семантических групп и основные аспекты введения их в учебных процесс // Проблемы учебной лексикографии и обучения лексике: Сборник статей. – М., 1978. С.167-171.
12. Жеребило Т.В. Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография / Т.В. Жеребило // Словарь-справочник. — Назрань: ООО «Пилигрим». 2011. – 128 с.
13. Зиновьева Е. И. Основные проблемы описания лексики в аспекте русского языка как иностранного/ Отв. ред. К.А. Рогова. – 2-е изд., дополн. – СПб.: Филол. фак-т СПбГУ, 2005. – 88 с. – (Русский язык как иностранный. Лингвистические основы описания).
14. Зиновьева Е. И., Хруненкова А.В. Лингвистические основы описания русского языка как иностранного. Лексикология. — СПБ.: Нестро-История, 2015. —192с.
15. Иванова Т. А. Имя прилагательное, имя числительное в аспекте РКИ: Учебное пособие / Отв. ред. К.А. Рогова – СПб.: Филол. фак-т СПбГУ, 2003 – 75 с.
...