АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Нормативные и теоретические основы комплексного развития территорий 7
1.1 Земельное и градостроительное регулирование в Российской Федерации 7
1.2 Инструменты развития территорий в истории России 13
1.3 Комплексный подход в системе управления развитием городских территорий в Российской Федерации 17
Глава 2. Отечественный и зарубежный опыт развития территорий 25
2.1 Зарубежный опыт редевелопмента территорий и объектов недвижимости 25
2.2 Реализуемые проекты комплексного развития и освоения территорий в Российской Федерации 30
2.3 Итоги реализации отечественных проектов развития территорий 39
Глава 3. Организация финансирования проектов комплексного развития территорий 47
3.1 Механизмы привлечения инвестиций в реализацию проектов комплексного развития 47
3.2 Актуальные проблемы привлечения финансирования в реализацию проектов комплексного развития территорий 55
3.3 Рекомендации по совершенствованию механизмов финансирования проектов комплексного развития территорий 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Приложение А 84
Приложение Б 85
Приложение В 86
Российская Федерация обладает крупнейшим земельным фондом в мире, однако вопрос рационального использования земель городских поселений на сегодняшний день является широко дискуссионным и требующим более детального изучения. Актуальность исследования данного аспекта объясняется высоким процентом аварийного жилого фонда и «серых поясов» внутри городов, в связи с чем города стали прибегать к быстрой «экспансии». Осваивание стремительными темпами периферийных районов привело к росту масштабных жилых массивов, с отсутствующей социальной, транспортной, культурной инфраструктурой, на оперативное строительство которой у муниципалитетов и региональных властей зачастую не хватает бюджетных средств.
Одним из способов решения данных проблем стало внедрение подхода комплексного развития городских территорий, при котором осуществляется застройка депрессивных районов по подготовленному проекту планировки, включающим в себя создание жилой, рекреационной, общественно-деловой, производственной, зон транспортной инфраструктуры. Одним из принципов комплексного подхода является следование устойчивому развитию - обеспечение безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений. Применение практики комплексного освоения и развития территорий наиболее проявило себя в строительстве жилых кварталов, а также креативных общественных пространств.
Весной 2020 года во многих регионах страны были введены ограничения на ведение строительной деятельности, в некоторых – полностью остановлены. Закрытие границ привело к нехватке рабочей силы, поднялись цены на строительные материалы, увеличилась средняя фактическая стоимость строительства. Приведенные проблемы, в совокупности с общими негативными тенденциями в экономике страны, привели к ускорению роста рыночный стоимости 1м2, в связи с чем жильё становится более недоступным для большей части россиян.
Сокращение потока прямых инвестиций от физических лиц, составляющих крупную долю в объеме финансирования проектов жилищного строительства, актуализирует вопрос значимости изучения вопроса состояния существующих и альтернативных источников финансирования, а также способов их привлечения на всех этапах реализации проектов комплексного развития территории.
Целью работы является формирование комплекса рекомендаций по усовершенствованию регулирования механизмов финансирования проектов комплексного развития территорий. При этом, предметом исследования является деятельность по комплексному развитию территорий, а объектом исследования – механизмы финансирования проектов комплексного развития территорий.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
a) Изучить основы земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации, в частности, территориального планирования, как структурного элемента региональной политики;
b) Проанализировать практику применения инструментов развития территорий в реализации региональной политики;
c) Изучить этапы формирования комплексного подхода в градостроительной деятельности Российской Федерации;
d) Рассмотреть зарубежный опыт редевелопмента городских территорий и депрессивных районов, выделить основные особенности системы финансирования данных проектов;
e) Выявить основные проблемы, возникающие при реализации проектов комплексного развития территорий в отечественной практике;
f) Оценить состояние института финансирования проектов комплексного развития – основных стейкхолдеров, а также механизмов привлечения средств инвесторов в проекты комплексного развития;
g) Сформировать рекомендации по необходимым изменениям в действующей государственной политике регулирования деятельности по комплексному развитию территорий.
Научную новизну работы формирует проведенный исследовательский анализ состояния комплексного подхода в системе управления развитием городских территорий, окончательно закрепившегося в российском градостроительном законодательстве с принятием поправок в конце 2020 года. Также, в работе проводится анализ нового для отечественных девелоперов механизма проектного финансирования, оценивается степень перехода к данному механизму, выявлены основные тенденции.
При написании работы автором были использованы инструменты сравнительного анализа, систематизации и структурировании данных, качественный анализ рынка жилой недвижимости. При этом, теоретическую базу исследования вопроса редевелопмента составляют работы американских ученых Т. Дэвиса и К. Марголиса, М. Дардиа, Р. Саймонса. Среди отечественных исследователей следует выделить работы С.Н. Максимова, Э.К. Трутнева, А. Н. Шпилевой, А.А. Чижова, И.В. Кукина, Киселевой В.А., Е.Б. Голованова, А.А. Лапидус , П.Н. Быстрова и др. Также, при написании работы были использованы российские нормативные акты, статистические и аналитические данные, личные наблюдения, информационные средства сети «Интернет», экспертное мнение специалистов рынка недвижимости и градостроителей и иные.
В апреле 2021 года автором было принято участие во Всероссийской (национальной) заочной научно-практической конференции «Кадастр недвижимости, геодезия, организация землепользования: опыт практического применения». Результатом исследования стало опубликование научной статьи «Отечественный опыт комплексного развития городских территорий». Сопутствующими анализу исследуемого предмета мероприятиями стала также работа над статьей «Изменение вектора политики в области управления территориями: от проектов «устойчивого» к «комплексному» развитию территорий» (принята к публикации в рамках XVII Большого географического фестиваля).
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения. Первая глава работы посвящена изучению теоретической и нормативной базы градостроительного регулирования и земельных отношений, территориального планирования, инструментов развития территорий в региональном масштабе, развитие комплексного подхода в системе управления городским пространством.
Вторая глава работы посвящена изучению реализации проектов развития городских территории за рубежом, выделены основные особенности структуры финансирования проектов редевелопмента. Подробно описаны основные направления реализации проектов комплексного развития территорий в Российской Федерации, выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются участники проектов, что ведет к снижению объема их финансирования.
Третья глава работы посвящена анализу структуры финансирования проектов комплексного развития территорий, выделены основные применяемые в России механизмы привлечения средств инвесторов, проведен исследовательский анализ применения данных механизмов на различных этапах реализации проекта комплексного развития территории. Итогом проведенного анализа стал комплекс рекомендаций по усовершенствованию управления механизмов финансирования проектов комплексного развития территорий.
В Российской Федерации в настоящий момент сложилась основательная нормативная база регулирования земельных отношений, служащая фундаментом в вопросах использования земель. Несмотря на обладание крупнейшими земельными ресурсами на планете, все чаще поднимается вопрос рациональности их использования, в частности, в области развития территорий населенных пунктов. Основными инструментами развития городских и иных поселений являются территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территорий и иные, в совокупности, формирующие градостроительную деятельность в России.
С распадом Советского Союза ориентир государственной градостроительной политики был смещен со стремительной индустриализации к принципам устойчивого развития городов, сочетающего сбалансированный учет интересов социума, экономики и экологии. С введением частной собственности на недвижимое имущество, развитие городов перешло в самостоятельную, точечную застройку жильём в центральных районах и массовой, бесконтрольной застройкой периферийных территорий городов. «Выросшие» в советский период вокруг крупных промышленных центров жилые массивы стали подходить к окончанию сроков эксплуатации, а сами производства либо прекратили свою деятельность, либо перенесли основные мощности за черту города, оставляя после себя масштабные депрессивные территории внутри городов. Деятельность по расселению аварийного и ветхого жилья перешла к муниципалитетам, финансирование которой зачастую в дефиците. Сложившиеся тенденции привели к внедрению в систему развития городов комплексного подхода, однако, долгое время данное понятие не было четко и конкретно сформулировано законодательством.
Реализация на практике проектов и программ развития территорий отечественными градостроителями и застройщиками развивалась с середины 90ых годов, первое масштабное проявление относится к развитию территорий в Москве, в последствие – в Санкт-Петербурге. С 2007 года в российское законодательство вводится понятие комплексного освоения территорий, при котором застройщикам выделялись крупные земельные участки для реализации проектов жилой застройки, с элементами благоустройства и соблюдением градостроительных регламентов, с условием передачи или выкупа муниципалитетом определенной площади под социальные нужды. Однако, данные проекты не выполняли всех функций, которыми наделялись – напротив, привели к перенаселению и высокой концентрации людей на отдельных территориях (чаще – периферийных), лишенных транспортной и социальной инфраструктуры.
С 2021 года законодательством четко разграничиваются виды по комплексному развитию, прописывается порядок реализации проектов, вводятся дополнительные корректировки в Земельное и Жилищное законодательство, в целях увеличения прозрачности данного механизма развития территорий и повышении его инвестиционной привлекательности. Однако на сегодняшний день в России практика реализации крупных проектов комплексного развития территорий, включающих в себя создание на месте депрессивных районов обновленной городской среды, проявляется очень редко, основные проекты, снова же, реализуются в крупных городах крупнейшими застройщиками страны. Во-многом, причиной тому может служить ограниченность девелоперов в выборе механизмов привлечения в такие проекты инвестиций, связанных с существованием определенных проблем внутри механизма финансирования проектов комплексного развития территорий. Для того, чтобы выявить данные проблемы, автором работы был проведен исследовательский анализ проектов развития территорий в отечественном опыте, подробно изучены основные направления и этапы их реализации. На базе изученного иностранного опыта развития территорий, а также основных тенденций внутри рынка недвижимости и способов привлечения финансирования в строительный сектор, автором был сформирован комплекс рекомендаций, ориентированных на усовершенствование регулирования механизмов финансирования проектов комплексного развития территорий.
Следует подчеркнуть, что основные проблемы финансирования проектов вытекают их слабых мест самой деятельности по комплексному развитию, а именно: отсутствие четкой и стабильной нормативной базы в градостроительной деятельности и области архитектуры и защиты памятников и объектов культуры, отсутствие опыта реализации масштабных проектов, непроработанный механизм государственно-частного партнерства и другие. Так, предложением автора в работе является дополнение к действующему Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» части, регламентирующие особый порядок охраны памятников культуры и истории, находящихся в территориях границ проекта комплексного развития, а именно введение специального охраняемого режима, при котором деятельность девелопера могла была быть более расширенной.
Проекты комплексного развития могут стать эффективным инструментом развития государственно-частного партнёрства, однако, присутствие в договорах проектов обязанности застройщиком возводить объекты социальной инфраструктуры для последующей передачи их муниципалитету значительно снижает интерес застройщиков к реализации таких проектов. В тяжелых условиях развития рынка недвижимости, эффективным методом привлечения к реализации данных проектов станет присваивание проектам комплексного развития территорий (всему проекту), специальных статусов, предусматривающих снижение ставки налога на прибыль, на земельный участок, снижение арендной платы.
Критическое положение застройщиков в настоящий момент определяет ограниченность способов привлечения средств в реализацию проектов на начальном этапе, а также в процессе его строительства. Исключение средств дольщиков – физических лиц из структуры финансирования является новым для большинства застройщиков явлением, степень проявления которого до сих пор невозможно оценить ввиду предусмотренного законодательством переходного периода. В данной области автором работы было предложено сохранение права застройщиков к привлечению средств дольщиков – юридических лиц, и иностранных инвесторов, в целях обеспечения финансового потока в ходе строительства и снижению объемов заёмных кредитных средств.
Дополнительными механизмами привлечения средств также предлагается использование мезонинного финансирования, развитие института офсетных контрактов с государственными корпорациями. Для увеличения доли средств населения предлагается развитие альтернативных способов жилищных кредитов – строительных сберегательных касс, а также проведение государственного проекта финансовой грамотности населения, в целях повышения осведомленности и понимании, как физические лица могут распоряжаться своими накоплениями посредством инвестирования в фонды недвижимости.
Реализация проектов комплексного развития территорий на практике, заключающаяся, в первую очередь, в усовершенствовании механизма их финансирования, может стать успешным и эффективным инструментом градостроительной деятельности, позволяющим создавать на местах «депрессивных» территорий обновленные и комфортные городские пространства, обеспечивающих удовлетворению потребностей населения. Данные проекты нацелены на поддержку интересов всех их участников, при которых успешно функционирует государственно-частное партнерство, созданы необходимые и выгодные условия для предпринимателей различных отраслей и профилей, соблюдается все нормы экологической безопасности, создаются как жилые кварталы, так и рабочие места, места для отдыха и просвещения.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993
2. Градостроительный Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. №190-ФЗ
3. Жилищный Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. №188-ФЗ
4. Земельный Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. №136-ФЗ
5. Федеральный Закон № 185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»
6. Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»
7. Федеральный закон от 30.12.2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»
8. Федеральный закон от 07.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».
9. Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»
10. Федеральный закон от 05.04.2016 г. № 95-ФЗ. О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и статью 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
11. Федеральный закон от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
12. Паспорт национального проекта «Жилье и городская среда» от 24.09.2017 [Электронный ресурс] URL: http://www.gorodsreda.ru/upload/iblock/8ad/zhile-i-gorodskaya-sreda.pdf (дата обращения 01.11.2020)
13. Паспорт приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 19.10.2016 N 8)
14. Проект №1070471-6 Федеральный Закон О Строительных Сберегательных Кассах (О Накоплении Средств На Улучшение Жилищных Условий И Капитальный Ремонт Общего Имущества Многоквартирных Домов)
15. Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 3 декабря 1990 г. №397-1 «О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса»
...