Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ОСВОЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ НА РАЗВИТИЕ АГЛОМЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)

Работа №134629

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

муниципальное управление

Объем работы80
Год сдачи2017
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
46
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ ПУТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ АГЛОМЕРАЦИИ 7
1.1. Агломерация: определение и особенности 7
1.2. Преимущества государственного управления развитием агломерации 9
1.3. Модели пространственного развития агломерации 12
Выводы 15
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ 16
2.1. Комплексная застройка жилой территории 16
2.2. Факторы формирования полицентрической модели развития 19
Выводы 25
Глава 3. ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ НА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКУЮ АГЛОМЕРАЦИЮ 26
3.1. Особенности развития Санкт-Петербургской агломерации 26
3.2. Роль города-спутника «Южный» в формировании полицентрической модели Санкт-Петербургской агломерации 33
3.3. Сравнительный анализ массовой жилой застройки и города-спутника «Южный» 50
Выводы 60
Заключение 63
Список использованной литературы 67
Приложения 75
Приложение 1. Возрастной состав населения Санкт-Петербурга по районам 75
Приложение 2. Цена на недвижимость в разрезе районов СПб 76
Приложение 3. Строительство первого этапа проекта города-спутника «Южный» 77

В Санкт-Петербурге, как и во всем мире, наблюдается стремительный рост численности городского населения. На 1 января 2012 года она составляла 4 953 тысячи человек, а к началу 2017 года уже 5 281 тысячи человек. Согласно прогнозам, увеличение числа жителей продолжится, в связи с чем возникает проблема обеспечения людей жильем. Чаще всего жилая недвижимость создается посредством уплотнительной или точечной застройки, которая представляет собой строительство на уже освоенных территориях и часто возводится на озелененных территориях. Однако такой вид застройки не обеспечивает жителей достаточным количеством инфраструктуры, ухудшает экологию и способствует увеличению потоков ежедневных маятниковых миграций. Помимо этого, в Санкт-Петербурге происходит истощение резервов уплотнительной застройки, поэтому жилая застройка переходит на окраины города и за его пределы.
В большинстве случаев строительство на окраинах города происходит посредством массовой застройки территории жилой недвижимостью, при этом объекты инфраструктуры не создаются в достаточном количестве. В результате город все больше разрастается и сталкивается с теми же проблемами, что и при реализации проектов уплотнительной застройки, но в больших масштабах. Возникает необходимость поиска альтернативных вариантов освоения территорий. Постепенно строительство переходит за пределы Санкт-Петербурга и переходит в границы Ленинградской области. Изменять в связи с этим административные границы города и области сложно и нецелесообразно. Вследствие этого произошел переход от планирования пространственного развития Санкт-Петербурга к планированию пространственного развития Санкт-Петербургской агломерации.
Очевидно, что Санкт-Петербург продолжит разрастаться, и на это нельзя повлиять. Однако государство может взять на себя управление агломерацией, это поможет минимизировать негативные эффекты такого разрастания. Управление позволяет сформировать определенную модель развития агломерации. Существуют 2 основные модели: моноцентрическая и полицентрическая. Сейчас Санкт-Петербургская агломерация развивается по моноцентрической модели, для которой характерно наличие единственного центра. На окраинах Петербурга и за его пределами часто создается недостаточное количество учреждений здравоохранения, детских садов, школ, рабочих мест, торгово-развлекательных комплексов и других объектов инфраструктуры для обеспечения ими всех жителей территории. Люди вынуждены ежедневно совершать поездки в другие районы города. Такие ежедневные маятниковые миграции приводят к увеличению заторов на дорогах в часы пик.
Главная проблема Санкт-Петербургской агломерации заключается в том, что при увеличении численности населения сохраняется моноцентрическая модель пространственного развития. При этом полицентрическая модель, для которой характерно наличие нескольких центров, считается наиболее подходящей для дальнейшего развития, но агломерация не может самостоятельно изменить модель развития. Для этого необходимо вмешательство государства, возникает необходимость управления агломерацией и создания стратегии, направленной на изменение модели.
Существуют разные подходы к формированию полицентрической модели развития, один из них – создание проектов комплексного освоения территории. Зачастую такие проекты становятся городами-спутниками. Комплексное освоение включает в себя создание не только жилой недвижимости, но также различных объектов инфраструктуры и рабочих мест. Город-спутник должен обладать определенными характеристиками, чтобы он мог стать новым центром притяжения жителей агломерации.
Если эти характеристики могут сформировать качественную жилую и деловую среду, то проект комплексного освоения территории, вероятнее всего, будет способствовать переходу от моноцентрической к полицентрической модели развития агломерации.
В работе будут проанализированы характеристики города-спутника «Южный», который является проектом комплексного освоения территории. Проект реализуется в Пушкинском районе Санкт-Петербурга. Он признан стратегическим, однако вызывает множество дискуссий относительно целесообразности его создания. В работе будут выявлены показатели для оценки соответствия характеристик проектов комплексной и массовой жилой застройки характеристикам дополнительного центра агломерации.
На их основании будет проведен анализ проекта города-спутника «Южный». Это позволит понять, сможет ли город стать еще одним центром, и какое влияние окажет проект на формирование полицентрической модели развития Санкт-Петербургской агломерации. Также будут сделаны выводы относительно общего влияния проектов комплексной застройки на формирование модели развития агломерации.
Далее будет проведен сравнительный анализ города-спутника с проектом массовой застройки территории в поселке Мурино Ленинградской области. Цель анализа – определить, могут ли проекты массовой застройки стать альтернативными центрами агломерациями, и как они влияют на модель ее развития.
Целью работы является разработка рекомендаций по определению направлений развития, способствующих переходу агломерации к полицентрической модели пространственного развития. В ходе работы предстоит решить следующие задачи:
• Изучить особенности моделей развития агломерации.
• Изучить особенности комплексного развития территории.
• Идентифицировать характеристики, которыми должен обладать альтернативный центр полицентрической агломерации.
• Идентифицировать количественные показатели и нормативы для оценки характеристик проектов застройки.
• Оценить характеристики города-спутника «Южный» на основании выделенных факторов и показателей.
• Провести сравнительный анализ характеристик города-спутника «Южный» с характеристиками реализуемого проекта массовой жилой застройки на территории Санкт-Петербургской агломерации.
В качестве методов исследования в работе использовались сравнительный анализ и качественный анализ. В качестве источников информации использовались различные базы данных (SCOPUS, JSTOR, EBSCO, GOOGLE SCHOLAR), статистические сайты и сборники; официальные сайты строительных компаний, аналитические публикации в научных журналах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Численность городского населения ежегодно растет и продолжит расти в еще более быстром темпе, что позволяет сделать вывод о дальнейшем расширении городов. В связи с этим возникает необходимость поиска альтернативных вариантов развития территории. Было выяснено, что многие разрастающиеся города переходят от планирования развития города к планированию развития агломерации. В связи с этим в первой главе работы было рассмотрено понятие агломерации и изучены возможные варианты ее развития. Были выявлены две основные модели развития.
Моноцентрическая, для которой характерно наличие единственного центра. Эта модель имеет несколько серьезных недостатков:
• Происходит отток ресурсов из территорий-спутников в главный город;
• Не учитываются коммерческие и социальные нужды других поселений агломерации;
• Территории на окраинах становятся изолированными и менее значимыми в экономическом плане.
Полицентрическая, для которой характерно наличие нескольких практически одинаково развитых центров. Определено, что полицентрическая модель представляется наиболее подходящей для крупных агломераций в настоящее время, так как она позволяет избежать перечисленных выше негативных эффектов. Стихийное образование агломерации вследствие неконтролируемого разрастания влечет за собой формирование моноцентрической модели. На основании изученных материалов был сделан вывод, что управление агломерацией позволяет минимизировать негативные эффекты от неконтролируемого разрастания, а также способствует переходу от моноцентрической к полицентрической модели развития.
Во второй главе было изучено понятие комплексного развития территории. Далее были идентифицированы базовые критерии отбора проектов комплексного развития, а также критерии, которым должен соответствовать город-ядро агломерации, чтобы создание проектов комплексного развития было целесообразным. Были выделены группы факторов и конкретные показатели для анализа проектов застройки территории.
Выделено 6 групп факторов:
1. Промышленная недвижимость
2. Жилая недвижимость
3. Торгово-развлекательная инфраструктура
4. Окружающая среда и экология
5. Рынок труда
6. Транспортная инфраструктура
Для каждой группы были выделены показатели, которые позволяют оценить качество жилой и деловой среды территории. На основании оценки выделенных показателей можно определить, насколько проект соответствует характеристикам альтернативного центра агломерации и, как он влияет на формирование модели ее развития.
В третьей главе были изучены особенности развития Санкт-Петербургской агломерации. Анализ в работе основывался на предположении, что Санкт-Петербург является частью Санкт-Петербургской агломерации и ее ядром. В результате разрастания города строительство жилья переходит за пределы административных границ Санкт-Петербурга на территорию административных границ Ленинградской области.
На основании анализа статистических данных была выявлена тенденция к дальнейшему увеличению численности населения Санкт-Петербурга. Это значит, что город продолжит разрастаться, в связи с чем возникает необходимость совместного планирования пространственного развития территорий Санкт-Петербурга и Ленинградской области путем формирования агломерации.
Было определено, что в настоящий момент Санкт-Петербургская агломерация развивается по моноцентрической модели развития. На основании изученных материалов был сделан вывод, что для более эффективного развития необходим переход агломерации на полицентрическую модель развития. В этом случае центральный город по-прежнему останется наиболее развитой частью агломерации, но также создаются города-спутники. Эти города являются самостоятельными районами, на территории которых люди живут, работают и учатся. Жители городов-спутников не обременены необходимостью ежедневно совершать поездки в центральный город, благодаря этому снижается нагрузка на транспортную и социальную инфраструктуру ядра агломерации. Строительство городов-спутников, благодаря которым становится возможен переход к полицентрической модели развития, происходит путем реализации проектов комплексного освоения территории, которое изучалось во второй главе.
На основании выделенных в работе показателей был проведен анализ характеристик города-спутника «Южный» и сравнительный анализ «Южного» с проектом массовой жилой застройки на территории Ленинградской области в поселке Мурино.
Результаты проведенного анализа показали, что проект города-спутника «Южный» по большинству выделенных показателей соответствует нормативам, во многих случаях даже превышает его. Можно сделать вывод, что «Южный» имеет большие шансы стать новым центром агломерации. Также были определены слабые места проекта и угрозы, которые могут помешать проекту стать дополнительным центром. В число основных угроз вошли:
• Недостаток финансирования со стороны государства;
• Невыполнение государством своих обязательств;
• Значительное увеличение стоимости проекта;
• Влияние отсутствия опыта в строительстве таких глобальных проектов;
• Несоблюдение существующей концепции при реализации;
• Проживание большее количества жителей, чем заявлено в плане; недостаток инфраструктуры;
• Город будет достраиваться и развиваться в первую очередь за счет жилых домов, упуская строительство достаточного количества объектов инфраструктуры;
• Какой-то из ключевых аспектов развития и роста города-спутника (занятость, инфраструктура и среда) будет реализован в низком качестве;
• Создание основного числа рабочих мест низкой квалификации;
• Низкий спрос на недвижимость в «Южном»;
• Повышение цен на недвижимость в результате внедрения новых экологичных технологий и падение спроса из-за недостатка средств у домохозяйств;
• Превышение цены за квадратный метр жилой площади эконом и комфорт класса 68750 руб./кв.м и 74200 руб./кв.м соответственно (в ценах 2016 года);
• Несоответствие заработных плат в городе-спутнике ожиданиям или предпочтениям потенциальных работников;
• Задержка при строительстве дорог;
• Задержка или отмена строительства легкорельсового транспорта.
На основании проведенного анализа и выделенных угроз были разработаны рекомендации для дальнейшего развития города-спутника «Южный»:
• Увеличение количества создаваемых мест в детских садах и школах, для достижения как минимум стопроцентного уровня обеспеченности жителей Южного местами согласно градостроительным нормативам. В настоящий момент он составляет 80,33% и 82,09% соответственно.
• Создание привлекательных условий и инфраструктуры для привлечения большего количества компаний-работодателей, предприятий и институтов для заключения договоров на открытие филиалов в «Южном». Это поможет генерировать дополнительные рабочие места разной направленности.
На данный момент обеспеченность жителей рабочими местами составляет 77,3%.
• Создание транспортной системы внутри города, соответствующей определению «города, удобного для жизни» и разработка комплекса стимулирующих мер для повышения спроса на общественный транспорт.
• Контроль этажности застройки. Превышение существующих нормативов равных десяти этажам увеличит нагрузку на инфраструктуру и ухудшит качество жилой среды.
• Создание достаточного количества парковочных мест, с учетом прогнозируемого количества автомобилей в «Южном» - около 56000 автомобилей; создание экопарковок.
Был сделан вывод, что на данный момент проект города-спутника «Южный» является хорошо проработанным, в нем учтены почти все важнейшие факторы развития города-спутника. Однако самая серьезная угроза заключается в несоответствующем качестве реализации, которое может иметь место в силу различных причин. Поэтому необходимо периодически проводить мониторинг проекта и анализировать возможность его выполнения в полной мере (финансовые расчеты; соблюдение договоренностей со строительными компаниями, предприятиями и государством; анализ изменения предпочтений потенциальных покупателей).
Сравнительный анализ «Южного» и Мурино позволил увидеть, что проекты массовой жилой застройки в отличие от проектов комплексного жилой застройки в силу ряда ограничений не могут создавать самостоятельные города и способствовать переходу к полицентрической модели развития агломерации. Их реализация, напротив, способствует сохранению моноцентрической модели.


1. Бабенко, С.В. Содержательная модель "функция городского развития" новых городских поселений, реализующих концепцию комплексного освоения территории (КОТ) / С.В. Бабенко // Проблемы современной экономики. – 2011. – № 2 (46). – С. 238-241.
2. Баронин, С.А Научные аспекты определения и прогнозирования экономической надежности девелопмента комплексной жилой застройки / С.А. Баронин, А.Н. Поршакова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2011. – № 24. – С. 200-203.
3. Бугаев, М.А. Маятниковые миграции на рынке труда Санкт-Петербурга и Ленинградской области / М.А. Бугаев // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика. ― 2015. ― N. 4. ― С. 86-116.
4. Вучик Вукан Р. Транспорт в городах, удобных для жизни / Вукан Р. Вучик; пер. с анг. А. Калинин, науч. Ред. М. Блинкин. – Москва: Территория будущего, 2011. – 576 с.
5. Города-спутники Петербурга: ожерелье или удавка - РБК Санкт-Петербург и область [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rbc.ru/spb_sz/31/10/2014/5592adc99a794719538d3b51 (дата обращения: 17.03.2017).
6. Город-спутник «Южный» – СТАРТ Девелопмент [Электронный ресурс] ― Режим доступа: http://startdevelop.com/projects/zhilaya_nedvizhimost/gorodsputnik_yuzhnyj/ (дата обращения: 10.05.2017).
7. Город-спутник Южный. Стратегический проект Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://startdevelopment.ru/files/prezentacii/prezentaciya_po_proektu_gs_yuzhnyj.pdf (Дата обращения: 15.05.2017).
8. Драйвером развития города-спутника «Южный» станет Инноград науки и технологий – Университет ИТМО [Электронный ресурс] ― Режим доступа: http://research.ifmo.ru/ru/news2/4887/drayverom_razvitiya_goroda-sputnika_yuzhnyy_stanet_innograd_nauki_i_tehnologiy.htm (дата обращения: 10.05.2017).
9. Евстафьев, А.И. Регулирование пространственного развития города на основе девелопмента локальных территорий / А.И. Евстафьев // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – №2(14). – С. 113-125.
10. Колодин, А.В. Формирование городских агломераций как фактор экономического развития региона / А.В. Колодин // Terra Economicus. — 2009. — Т. 7. — № 3-3. — С. 262-265.
11. Крыгина, А.М. Экологический девелопмент жилищного строительства в России / А.М. Крыгина // Жилищные стратегии. — 2015. — Т. 2. — № 1. — С. 69-90.
12. Лаппо, Г. Административно-территориальные преобразования и развитие агломераций [Электронный ресурс] / Г. Лаппо, П. Полян, Т. Селиванова // Демоскоп. – 2010. – № 407-408. Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2010/0407/tema02.php (дата обращения: 15.02.2017).
13. Легкорельсовый трамвай свяжет город-спутник Южный с сетью метрополитена – Разумна недвижимость [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://razned.ru/urban-property/article/light-rail-tram-will-connect-the-satellite-city-with-the-southern-metro-network/ (дата обращения: 15.05.2017).
14. Ленковец, О.М. Экодевелопмент и экоинновации на рынке недвижимости / О.М. Ленковец // Проблемы современной экономики. – 2013. – № 3 (47). – С. 442-445.
15. Лимонов Л.Э. Проблемы планирования пространственного развития Санкт-Петербургской агломерации / Л. Э. Лимонов // Моделирование в задачах городской и региональной экономики: мат-лы Всерос. конф. СПб.: Нестор-История. – 2011– С. 113–117.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ