ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ФИЛОСОФСКИЕ, ИСТОРИЧЕСКИЕ, СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФЕНОМЕНА «ЖЕНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА» 19
1.1. Феминистское движение и развитие женской периодической печати в конце XIX – начале XX века 19
1.2. Философия Вечной Женственности в сочинениях В. С. Соловьева и проблема достоинства и значения женщины в дискурсе Серебряного века 30
ГЛАВА ВТОРАЯ. ФЕНОМЕН ЖЕНСКОЙ ПОЭЗИИ В ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКЕ 1900-Х ГГ. 40
2.1. Критика женской поэзии в творчестве В. Я. Брюсова 1900-х гг. 40
2.2. Проблемы развития женской литературы в литературной критике журнала «Весы» (1904–1909) 51
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЖЕНСКОЙ ПОЭЗИИ В ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКЕ 1910-Х ГГ. 65
3.1. Феномен женской поэзии и проблема нового лиризма в литературной критике начала 1910-х гг. и творчестве И. Ф. Анненского 65
3.2. Расцвет женской поэзии в 1910-е гг. и ее оценка в литературной критике журнала «Аполлон» (М. А. Волошин, Н. С. Гумилев, М. А. Кузмин и др.) 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 96
Для исследования женской поэзии в литературной критике нами не случайно выбрана эпоха Серебряного века. Рубеж XIX–XX вв. – переходный период как для русской истории, так и для русской культуры. Это время глобальных социальных, политических и ментальных изменений. Смена культурных парадигм, характерная для Серебряного века, проявлялась в различных сферах литературной деятельности. Эпоха исследуется как время синтеза религиозного, художественного, философского и научного мышления1. Создаются новые направления в литературе и искусстве, наблюдается коренное изменение природы литературной критики, отвечающей потребностям создания модернизма и стратегиям смены языков культуры. Обостряется гендерная проблематика, что находит свое отражение в философии, художественной литературе и публицистике.
1890–1910-е гг. прошли под знаком модернизма – явления, включавшего в себя такие направления, как символизм, акмеизм, футуризм. Первым из них сформировался символизм. Зародившись под влиянием французского романтизма и существуя поначалу в качестве оппозиции русскому реализму, он превратился в самостоятельное литературное направление, распространившее свое влияние не только на поэзию и прозу, но и на литературную критику.
1900-е гг. в развитии литературной критики ознаменовались борьбой между новой модернистской и традиционной публицистической критикой,
...
Исследование критики женской поэзии Серебряного века, предпринятое в нашей работе, помогло понять динамику восприятия женского творчества в 1900–1910-е гг.
Рубеж XIX–XX вв. был отмечен изменением общественного положения женщины, приведшим к развитию женской периодики. В связи с расцветом движения за женскую эмансипацию в России появились женские журналы двух типов: специальные феминистские и массовые общественно-литературные. В этих журналах публиковалась женская литература, впервые завоевавшая популярность среди достаточно широкой аудитории, и критика на нее. Критерием отбора материалов для подобных изданий была их связь с женщиной: она почти всегда была автором, адресатом и предметом размещаемых художественных и публицистических текстов. Спецификой критики женской поэзии в журналах такого рода была ориентация на продвижение женского творчества (равно как и всего, связанного с женщиной), просвещение женщин и пробуждение их общественного самосознания.
Трансформация гендерной картины общества на рубеже XIX–XX вв. спровоцировала интерес философов к феноменологии женского начала. Появились работы, посвященные проблемам плоти и пола, любви, женского достоинства, социальной и творческой потенции женщины, природе женственности. Философское и поэтическое наследие В. С. Соловьева, в котором раскрывается идея Вечной Женственности, стало важнейшим мифопоэтическим источником творчества символистов (А. А. Блока, А. Белого, Вяч. И. Иванова и др.) Значимым аспектом софиологии Соловьева (философского учения о Софии – Премудрости Божией) было представление о женщине как о космическом творческом начале. Эта идея стала одной из причин, побудивших критиков-символистов обратиться к женскому творчеству.
Ключевым печатным органом символизма был ежемесячный журнал «Весы» (1904–1909). С этим изданием и в особенности с именем его фактического редактора В. Я. Брюсова связано развитие критики женской поэзии в 1900-е гг. В «Весах» печатали и рецензировали женскую поэзию, прозу, драму; кроме того, в журнале публиковалась литературная критика авторов-женщин. Участники «Весов» применяли к женскому творчеству те же критерии, что и к мужскому: на оценку влияло качество материала, его новизна, соответствие символистской эстетике (с учетом позиции журнала во внутрисимволистской полемике) и собственным взглядам рецензента. В отличие от женских журналов, нередко занимавшихся прямой пропагандой женского творчества, «Весы» продвигали новое искусство – символизм, поэтому критика женской поэзии была для издания лишь одним из средств выражения взглядов на современную литературу. Тем не менее, отсутствие гендерных предубеждений в политике журнала и включение женской поэзии в контекст ведущего литературного направления эпохи способствовали формированию феномена женской поэзии.
В 1910-е гг. критика женской поэзии отражала литературную ситуацию, связанную с кризисом символизма и становлением акмеизма. Полемика о сущности современного искусства развернулась на страницах ежемесячного журнала «Аполлон» (1909–1917). В первых трех номерах вышла статья И. Ф. Анненского «О современном лиризме», в которой он связал будущее русской поэзии с женским типом лиризма. Критик описал и классифицировал современную женскую поэзию, противопоставил ее мужской и выделил типичные женские черты лирики. Подход Анненского нашел продолжение в дальнейшей публицистике «Аполлона», когда с расцветом женской поэзии критики почувствовали необходимость осмысления женской поэзии как отдельного феномена. Таким образом, поэтическое творчество женщин рассматривалось в связи с его близостью к символизму или акмеизму, а также в контексте определения особенностей женского дискурса.
Вычленение специфических женских черт в поэзии стало тенденцией только в 1910-е гг., но иногда критики 1900-х тоже пытались подчеркнуть уникальность женского творчества и указывали его отличия от творчества мужского. Среди характеристик женского типа поэзии – интимность, субъективность, капризность, искренность, наивность, чувственность, стихийность, стыдливость, покорность; основные женские темы – любовь, материнство, страдания, эротика, мечты. Стихотворная форма также могла быть женственной: такова, к примеру, поэзия А. А. Ахматовой, являющая сочетание «женственно текучей гладкости с женственно капризными перебоями», или «стихийно» женская и оттого технически несовершенная поэзия Л. Н. Столицы и Черубины де Габриак.
Гендерный подход, примененный в нашем исследовании, был обусловлен не только его предметом, но и спецификой эпохи Серебряного века, характеризующейся сменой культурных парадигм и обострением проблем мужественности и женственности. Этот период традиционно сопоставляется с современностью – временем, которому также свойственны ощущение культурной переходности и кризиса гендерной идентификации. В связи с этим просматривается возможность развития заданного нами научного направления в сторону осмысления особенностей критики женской поэзии в XX веке и сопоставления с ними результатов настоящей работы.
1. Allegro <Соловьева П. С.>. Иней: Рисунки и стихи. СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1905. 159 с.
2. Allegro <Соловьева П. С.>. Плакун-трава: Стихи. СПб.: скл. у авт., 1909. 76 с.
3. Leblanc G. Le choix de la vie. Paris: Fasquelle, 1904. 295 p.
4. Ахматова А. А. Вечер: Стихи. СПб.: Цех поэтов, 1912. 86 с.
5. Ахматова А. А. Четки: Стихи. СПб.: Гиперборей, 1914. 132 с.
6. Беляевская О. А. Капель: Стихи. СПб.: Журн. «Тропинка», 1908. 62 с.
7. Вилькина (Минская) Л. Н. <Виленкина Л. Н.>. Мой сад. М.: Гриф, 1906. 140 с.
8. Галина Г. <Эйнерлинг Г. А.>. Счастье, капризное счастье // Нижегородский сборник. СПб., 1905. С. 100.
9. Галина Г. <Эйнерлинг Г. А.>. Рассвет // Там же. С. 101.
10. Галина Г. <Эйнерлинг Г. А.>. Предрассветные песни. СПб.: Изд. М. В. Пирожкова, 1906. 112 с.
11. Герцык А. К. На берегу // Цветник Ор. Кошница первая. СПб., 1907. С. 186.
12. Герцык А. К. Осень // Там же. С. 193.
13. Герцык А. К. Стихотворения. СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1910. 75 с.
14. Гиппиус З. Н. Собрание стихов. Книга первая (1889–1903). М.: Скорпион, 1904. 176 с.
15. Гиппиус З. Н. Алый меч: Рассказы (4-я книга). СПб.: Изд. М. В. Пирожкова, 1906. 480 с.
...