Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование активного словаря у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи (Московский Психолого-Социальный Университет)

Работа №134618

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

логопедия

Объем работы41
Год сдачи2023
Стоимость900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Период изготовления: июнь 2023 года.
Предмет: Логопедия.
Учебное заведение: .
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №3 г. Гаврилов-Ям (Ярославская область).
Выборка: 4 ребёнка с тяжелыми нарушениями речи.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 6
1.1. Основные закономерности усвоения словарного запаса в процессе индивидуального развития организма 6
1.2. Психолого-педагогические исследования по формированию словаря у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 10
1.3. Характеристика организации логопедической работы по формированию словаря младших школьников 14
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОВАРНОГО ЗАПАСАМЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ…………………20
2.1. Структура методики исследования лексики у младших школьников Р.И. Лалаевой, И.В. Прищеповой 20
2.2. Содержание методики исследования лексики у младших школьников Р.И. Лалаевой, И.В. Прищеповой 20
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 26
3.1. Выявление уровня сформированности словаря у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 26
3.2. Содержание логопедической работы по формированию словаря у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 32
3.3. Выявление динамики уровня сформированности словаря у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40


Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что развитие речи – это условие результативной деятельности школьника внутри любой предметной области. Высокий уровень развития речи помогает реализовать существующий личностный потенциал, сформировать у ребенка систему ценностей и потребностей в коммуникации. Уровень развития навыков и средств общения устанавливает формат дальнейшей коммуникативной деятельности ребенка. Опыт работы в школе показывает, что в последнее время вырос количественный состав детей с различными отклонениями в речевом развитии. Дети младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи обладают бедным словарным запасом. При поступлении в школу выясняется, что дети не понимают лексическое значение слов, не умеют правильно употреблять слова, у них ограничены представления об окружающем мире. Неоспорима необходимость использования специальных приемов и методов, а также поиска результативных техник в коррекции и формировании пассивного и активного словарей у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Описание особенностей и своеобразия речи, вопрос формирования словаря младших школьников с тяжелыми нарушениями речи нашел отражение в работах различных авторов, например, Т.А. Алтуховой, Т.Д. Барминковой, В.К. Воробьёвой, Н.С. Жуковой, А.С. Завгородней, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской и др.
Актуальность проблемы, её недостаточная теоретическая и практическая изученность обусловили выбор темы исследования: «Исследование активного словаря у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи».
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью формирования словаря у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и недостаточным использованием логопедической работы в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило обозначить следующую проблему: каковы потенциальные возможности использования логопедической работы в формировании активного словаря у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи?
Исходя из вышесказанного, цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования активного словаря у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в процессе логопедической работы.
Объект исследования: процесс формирования словаря у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: формирование активного словаря у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в процессе логопедической работы.
Гипотеза: мы предположили, что формирование активного словаря у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в процессе логопедической работы будет эффективным если:
отобран объем активного словаря;
отобраны серии дидактических игр по формированию активного словаря у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс формирования словаря у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
2. Выявить уровень сформированности активного словаря младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
3. Экспериментально проверить эффективность формирования активного словаря у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в процессе логопедической работы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические методы исследования – наблюдение, беседа с детьми, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анализ и интерпретация эмпирических данных.
Теоретическая значимость исследования: описаны содержательные характеристики уровней сформированности словаря младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Практическая значимость: результаты экспериментальной работы могут быть использованы учителями-логопедами в работе с детьми.
Экспериментальная база исследования: МОУ СШ №3 города Гаврилов-Ям.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование, позволило нам сделать следующие выводы:
Нами были рассмотрены теоретические основы исследования проблемы формирования словаря младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и определена роль специальной логопедической работы в данном процессе.
Были выявлен уровень сформированности словаря младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Проанализировав данные, полученные в результате проведения диагностических методик, мы пришли к следующему выводу: средний уровень сформированности словаря был продиагностирован у 1 детей (25%). У 2 детей (75%) был продиагностирован низкий уровень сформированности словаря.
На контрольном этапе мы выявили динамику уровня сформированности словаря у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, о чем свидетельствуют следующие результаты: показатель среднего уровня сформированности словаря повысился на 50%; показатель низкого уровня сформированности словаря снизился на 50%.
Полученные данные позволяют утверждать, что после проведения формирующей работы уровень сформированности словаря возрос.
Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой предварительно гипотезой, можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать, цель работы достигнута, наша гипотеза подтверждена.
Итак, проблему формирования словаря у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи можно считать, безусловно, актуальной и в наше время. Результаты проделанной нами работы, могут быть использованы педагогами общеобразовательных учреждений с целью решения задач по формированию словаря у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.



1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учебник для студ. дефект. М.: Владос, 2007.-316 с.
2. Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю. Слоговая структура слова. Обследование и формирования у детей с недоразвитием речи.– М.: Пародигма, 2010-410 с.
3. Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю. Структурно-слоговая организация речи дошкольников. Онтогенез и дизонтогенез. — М.: Прометей, 2013.-192 c.
4. Белопольская Н.Л. Детская патопсихология. М.: Христоматия. 2010-351 с.
5. Белякова Л.И., Филатова Ю.О. Речь ребенка. М.: Институт психологии РАН, 2008.-352 c.
6. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника /Г.В. Бобровская // Начальная школа.-2012.-№4.-47-51 с.
7. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: Логопедическое пособие для занятий с детьми. СПб.: Библиополис, 2009 .-208 с.
8. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие для студентов вузов- М.,: Астрель, 2007.
9. Боскис Р.М. Аномальные дети // Основы обучения и воспитания аномальных детей. М., 2009.- 146 с.
10. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Г.А. Логопедические игры и задания. М., 2007. – 96 с.
11. Визель, Т.Г. Мозговая организация речевой функции и ее нарушения /Т.Г. Визель // Логопед.- 2011.№ 6. С. 4-9.
12. Власова Т.А., Лебединская К.С., Мачихина В.Ф. Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителя, М.: Просвещение, 2007. – 176 с.
13. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М: Просвещение, 2010. – 176 с.
14. Волков Б.С. Психология младшего школьника/ учебное пособие. М.: Академический Проект, 2006- 208 с.
15. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Пособие для учителей и студентов деф. факультетов. М.: ШколаПресс, 2008. – 416 с.
16. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Книга для воспитателя, М.: Просвещение, 2008. – 72 с.
17. Дмитриева А.И. Формирование словаря у учащихся специальных (коррекционных) школ XIII вида. (Начальные классы): Учебное пособие. М.: МПСИ, 2009. – 128 с.
18. Долгобородова Н.П. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников. – Л., 2006. – 184 с.
19. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Пдо редакцией Т. А. Власовой и В. Г. Петровой. М.: Просвещение, 2011. – 176 с.
20. Жукова, Н.С. Логопедия / Н.С. Жукова, Е.М Мастюкова, Т.Б Филичева – Екатеринбург.: Феникс 2007.- 316с.
21. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. 2-е издание. М.: Владос, 2012. – 112 с.
22. Защиринская О.В., Сурушкина С.Ю., Анисимова Т.И., Чутко Л.С., Яковлева Ю.А. Нарушения поведения и развития у детей [Электронный ресурс]: книга для хороших родителей и специалистов. Электрон. текстовые данные. — СПб.: КАРО, 2011.— 176 c.
23. Земская, Е.А. Словообразование как деятельность / Е.А Земская – М.: Просвещение 2010.- 460с.
24. Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование / Е.А Земская – М.: Академия 2007.- 589с.
25. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных образовательных учреждений / А.Г Зикеев – М.: Академия 2012– 200 с.
26. Исаев Д.Н., Колосова Т.А. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков. СПб., КАРО,
2012. – 176 с.
27. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков. СПб.: КАРО, 2012.— 176 c.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ