Введение
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Литературный журнал «Русский пионер»: феноменологические характеристики
1.1. Литературный иллюстрированный журнал «Русский пионер» в
историческом контексте
1.2 «Русский Пионер» как совокупный журнальный текст: структура,
рубрикация, жанровое наполнение
1.3. Рецензия и ее основополагающие характеристики
1.4. Оценочность как жанрообразующая черта рецензии. Виды оценок
1.5. Смысловая доминанта СЖТ - авторская колонка
Глава 2. Авторская колонка как институциональное воплощение речевой концепции «Русского пионера»
2.1. Авторская колонка: описание жанра
2.2. Речевая форма авторской колонки в «Русском пионере»: авторский
коллектив и проблемно-тематический диапазон
2.3 Средства выражения оценки и характер аргументации в авторской
колонке
2.4. Литературный иллюстрированный журнал «Русский пионер» как паралингвистически активный текст
Заключение
Список использованной литературы
Современные научные изыскания в медиалингвистике, объектами
которых становятся отечественные «толстые» журналы рубежа XX–XXI
веков, завершаются, как правило, неутешительными прогнозами. Так, рядом
ученых было подчеркнуто бедственное положение литературных журналов,
которые остались без финансовой поддержки со стороны государства, без
подписчиков и, как следствие, без читателей (розничная торговля
литературными журналами также затруднена из-за маленьких тиражей). Как
оказалось, классический «толстый» литературный журнал, который
исторически является брендом российского культурного пространства и
практически не имеет аналогов, сопоставимых по своему влиянию на
литературный и художественный процесс в целом, совершенно не
приспособлен для успешного функционирования в современных
журналистских реалиях. Редакционные составы, сфокусированные на
выпуске бумажных версий, либо недостаточно уделяют внимание интернетверсиям, либо не занимаются ими вовсе, игнорируя сетевые возможности.
Чтобы спасти издания от банкротства, владельцам приходится сокращать и
без того низкие тиражи, исчезая из точек розничной торговли, уступая место
таблоидам и «глянцу».
Именно сейчас, когда литературный дискурс «ушел в подполье»1,
необходимо найти наиболее успешную модель реализации самой концепции
арт-издания, новый способ продвижения качественной авторской
журналистики и эссеистики, которым можно было бы вооружить
издательские, авторские коллективы современных культурнопросветительских газет и журналов, телевизионных и радиопередач. На наш
взгляд, наиболее результативной в этом отношении является речевая
концепция литературного иллюстрированного журнала «Русский пионер»,
который на протяжении десятка лет с 2008-го года активно развивает и из
корпоративно-имиджевого глянцевого журнала, которым он изначально
задумывался, превратился в метатекстовую площадку для популяризации
качественной авторской журналистики, подготовки профессиональных
литературных критиков, а также для обсуждения тех интеллектуальных
тенденций, которые порождает российская действительность2.
Актуальность темы исследования обусловлена рядом факторов:
1) динамичным развитием жанровой системы мультимедийных изданий и их
влиянием на традиционный печатный журнальный текст; 2) усиливающимся
влиянием концепции издания на жанровые характеристики публикуемых арттекстов; 3) столкновением элементов публицистических и художественных
жанров внутри журналистских произведений арт-дискурса, которое
порождает гибридные текстовые формы.
Объектом исследования стал совокупный журнальный текст издания «Русский Пионер».
Предметом научного изыскания являются феноменология данного типа издания.
Цель работы – выявление специфики речевой формы жанра
авторской колонки как институционального воплощения речевой концепции «Русского пионера».
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) создание необходимой терминологической базы;
2) выявление принципов рубрикации совокупного журнального текста;
3) описание жанровых доминант;
4) определение динамики жанрообразующих характеристик
публикуемых материалов и факторы, их обуславливающие;
5) создание системного описания речевой формы ключевого для
совокупного журнального текста жанра авторской колонки;
6) выявление генеральных тенденций в эволюции данного типа периодических печатных изданий.
Реализации указанных целей и задач подчинен выбор комплексной
методики анализа, включающей метод сплошной выборки, исторический и
описательный метод при характеристике дискурса, сравнительный метод при
сопоставлении дискурсивных феноменов, метод лингвостилистического
анализа при описании эмпирического материала.
Эмпирической базой исследования стали пять номеров литературно-художественного журнала «Русский пионер», среди которых 2 номера, не
имеющих прямого отношения к арт-дискурсу – №56 «Свободная» (июнь–
август, 2015 г.) и №63 «Безумие» (апрель, 2016 г.), а также 3 номера,
выбранные нами на основе их усиленной тематической близости к образному
миру кино и литературы: № 65 «Тарковский» (июнь–август, 2014 г.), №62
«Шукшин» (ноябрь, 2016 г.), №57 «Довлатов» (сентябрь, 2015 г.).
Теоретической базой исследования стали научные изыскания в сфере
истории и теории журналистики, посвященные вопросу актуальной
типологии журнальной продукции; медиалингвистики и функциональной
стилистики, изучающей жанровые и речевые особенности медиатекстов. В
дипломной работе в качестве базисных использованы теория
креолизованного текста Е. Е. Анисимовой, типология оценок в медиатексте
Н. Д. Арутюновой. При описании жанровых особенностей художественно-публицистических текстов были использованы идеи В. А. Салимовского, при
исследовании жанра колонки - материалы кандидатской диссертации
А. Н. Потсар, а также типология авторских колонок, актуальная для
современного российского медиапространства, предложенная в серии работ И. С. Тимченко.
Новизна исследования заключается в позитивном взгляде на развитие
современного «толстого» журнала в России. Осознание феноменологии
успешного (40 тысяч экземпляров) литературного иллюстрированного
журнала «Русский пионер» и формулирование его основополагающих
характеристик поможет другим, менее успешным изданиям выбрать
эффективные стратегии и тактики для продвижения авторского контента и
выстраивания грамотного диалога не только между авторами отдельно
взятого журнала, но и между авторами и читателями, а также внутри
большого, интересного сообщества коллег по перу. В данном исследовании
мы ни в коем случае не говорим о необходимости вытеснения литературного
дискурса на территорию «глянца». Мы рассматриваем модные журнальные
тенденции (колумнистику, глянцевый шик, качественный иллюстрации,
повсеместную иронию) как грамотные способы продвижения
художественного текста, обсуживающей литературно-художественны
дискурс публицистики, привлечения новых авторов, а также увеличения
целевой аудитории журнала. Помимо сугубо практического интереса к
организации издательской и редакционной деятельности в арт-журналистике,
мы анализируем речевые способы интеллектуализации совокупного
журнального текста «Русский пионер».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Первая глава «Литературный журнал «Русский пионер»:
феноменологические характеристики» представляет собой попытку дать
исчерпывающее описание феноменологических характеристик
анализируемого издания как совокупного журнального текста, под которым
мы будем понимать гипертекст - совокупность медиатекстов, формально
объединенных рамками одного журнального выпуска, подчиненных одной
гиперинтенции и создаваемых под влиянием единой речевой концепции.
Также мы проводим параллели между традиционными «толстыми»
иллюстрированными журналами и «Русским пионером», который является7
преемником не только внешней формы, но и тех просветительских задач,
которые ранее выполняла классическая арт-критика.
Во второй главе «Авторская колонка как институциональное
воплощение речевой концепции «Русского пионера» мы обращаемся к
доминантному жанру «Русского пионера», а именно к авторской колонке.
Ссылаясь на труды И. С. Тимченко и А. Н. Потсар, мы предлагаем
типологию авторских колонок, рассматриваем взаимосвязи между авторским
коллективом, проблемно-тематическим диапазоном, визуальным обликом
колонки, интенциональностью сильных речевых позиций, касаемся способов
выражения оценки и аргументации в тексте авторской колонки.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования и формулируются основные выводы.
Список литературы включает в себя 30 источников: научная
литература, статьи по заявленной теме, коллективные монографии и сборники, учебные пособия.
В ходе нашего исследования мы сфокусировались на
феноменологических характеристиках литературного иллюстрированного
журнала «Русский пионер», рассмотрели его речевую концепцию и пришли к
выводу, что данный тип интеллектуального журнала, с одной стороны,
относится к новому медиаформату, а с другой – является преемником
славных традиций «толстых» журналов XIX–XX веков, что благотворно сказывается на его имидже.
Следуя поставленным задачам, мы не только дали рабочее определение
совокупному журнальному тексту, выявили уже ставшие традиционными
алгоритмы его формирования, но и обнаружили уникальный по способу его
текстового воплощения игровой принцип рубрикации в «Русском пионере»;
провели системный анализ рубрик на предмет их жанрового наполнения;
определили динамику жанрообразующих характеристик публикуемых
материалов и факторы, их обуславливающие. Так, основополагающим
жанром на страницах издания, на наш взгляд, многие годы является
авторская колонка, в которой наиболее свободно выражается авторское «я»,
независимо от творческих навыков и уровня речевой компетентности
колумниста. Однако наибольшей ценностью, на наш взгляд, обладают
колонки профессиональных писателей, искусствоведов и журналистов,
которые судят о современных реалиях профессионально, с привлечением
значительного исторического материала и разнообразных аналогий для
мотивации собственной позиции и предлагаемых массовому читателю
оценок литературных событий и литературного материала.
Рассматривая колонку как институциональный жанр «Русского
пионера», мы пришли к выводу о том, что в данном случае не может идти
речи о привычном для массмедиадискурса коллегиальном авторстве
отдельного текста. Колонка – это сугубо личностный жанр, выражающий51
мнение и оценку одного человека. Однако проанализировав не только
вербальную, но и визуальную составляющую совокупного журнального
текста, мы пришли к выводу, что редколлегия может вносить весомые
коррективы и расставлять существенные акценты с помощью иллюстраций,
фотографий, шрифтовой разрядки – то есть с помощью паралингвистических
средств. Помимо этого во вступительном слове редактора - в сильной
позиции совокупного журнального текста - выражается его сверхзадача,
которой и подчиняется в определенной степени смысловая структура,
смысловой содержание любого текстового компонента, авторской колонки в
том числе. Эта сверхзадача с особой отчетливостью, как правило,
фиксируется в заголовочном комплексе и лиде, которые призваны
организовать читательское восприятие гипертекста.
В дипломной работе мы сфокусировали внимание на соотнесении
вербальных и невербальных элементов совокупного журнального текста. На
наш взгляд, «Русский пионер» продолжает отвечать высоким эстетическим
требованиям «литературного глянца», а авторские иллюстрации и обложки
не только вносят дополнительные коннотации, но и формируют его
целостный узнаваемый визуальный облик, пробуждая предтекстовый читательский интерес.
Несмотря на главенствующую роль в формировании совокупного
журнального текста авторской колонки (а не литературно-критических
материалов), мы удостоверились в общей пошаговой интеллектуализации
издания. Также не исключено появление такого традиционного для артдискурса жанра, как рецензия. Доказательство этому – специальные проекты
«Русского пионера», направленные на воспитание нового поколения
литературных критиков и авторов художественных произведений: «Школа
пионерского критика» и «Литературный клуб». Так, вполне возможно, что в
скором будущем на страницах издания появятся не только исповедальные,
личностные тексты авторских колонок, но талантливые, качественные,
глубокие оценочные материалы, в том числе классическая литературная52
рецензия. На наш взгляд, это та самая глобальная цель, к которой с каждым
шагом приближается «Русский пионер», приглашая в качестве авторов
медийных, широко образованных людей, настоящих профессионалов речи,
«заигрывая» с читателем через формирование общего культурного контекста,
используя в процессе «заигрываний» аллюзий и реминисценций, доверяя
своему читателю-собеседнику не только роль зрителя, но и участника литературного процесса.
Наконец, главная феноменологическая особенность «Русского
пионера» в том, что используя принципы продвижения «глянцевых»
изданий, редколлегия данного издания продает уникальный для
современного медиадискурса печатный контент – увлекательную,
качественную эссеистику, отражающую осмысленное представление
принципиально важных морально-этических концептов, прецедентных имен, исторических и культурных реалий
1. Акулиничев А. С. Журналы «Русская жизнь», «Русский пионер» и
«Сноб»: предпосылки к выделению нового типа периодических
изданий // Вестник ВолГУ. Серия 8. Вып. 11. 2012.
2. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация
(на материале креолизованных текстов): Учеб. пособие для студ. фак.
иностранных вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
3. Аннушкин В. И. Русские классические учения о речи: история и
современность // Лингводидактический поиск на рубеже веков:
Юбилейный сборник. М., 2000.
4. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт.
М., 1988.
5. Асташкин А. Г. Типологическая характеристика журнала «Мир
искусства» // Вестник Челябинского государственного университета.
2009. № 35 (173).
6. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов /
пер. Г. К. Косикова // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX—
XX вв.: трактаты, статьи, эссе. М.: МГУ, 1987.
7. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
8. Белинский В. Г. Собр. Соч.: в 3 т. Т. 1. Статьи и рецензии. 1834 – 1841.
М., 1948.
9. Воробьева Е.И. Толстые журналы как системообразующий фактор в
поле современной литературы // Вестник СПбГУ. Сер. 9. 2014. Вып. 4.
10. Говорухина Ю.А. Русская литературная критика на рубеже ХХ – ХХI
веков. Красноярск: Сиб. федер. ун-т., 2012.
11. Границы искусства и территории культуры. Сборник научных статей.
Екатеринбург, 2013.
12. Гринфельд В. А. Корпоративная медиакритика на страницах
профессионального издания. // Вестник Ленинградского
государственного университета им. А.С. Пушкина. Выпуск № 3 / том 1.
2015.
13. Гринфельд В. А. Формат литературной рецензии в современной
общественно-политической прессе. // Вестник Санкт-Петербургского
университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика.
Выпуск № 3. 2015.
14. Дускаева Л. Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров. Под
ред. М.Н.Кожиной. СПб.: Изд. 2-е, доп., испр. – СПбГУ: Филол.
факультет, 2012.54
15. Журналистика сферы досуга: учеб. пособие / под общ. ред. Л. Р.
Дускаевой, Н. С. Цветовой. СПб.: 2012.
16. Коньков В. И. Речевая структура газетных жанров: Учебн. пособие.
СПб.: Роза мира, 2004.
17. Короченский А. П. Медиакритика как оценочное познание
социального функционирования СМИ // Научные ведомости
Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные
науки. Выпуск № 18 (89) / том 7. 2010.
18. Лапшина Г. С. Искусство глазами журналиста. Монография. М.:
Наука, 2016.
19. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. СПб.: Азбука, 2014.
20. Лукач Г. Художник и критик (О нормальных и ненормальных
отношениях между ними) // Лит. критик. 1939. Кн. 7.
21. Махонина С. Я. История русской журналистики начала ХХ века. —
М.: Флинта: Наука, 2004.
22. Перхин В. В. Русская литературная критика 1930-х годов. Критика и
общественное сознание эпохи. СПб: изд-во СПбГУ, 1997.
23. Полякова В. А. Медиа в современном мире. Молодые исследователи:
материалы 16-й международной конференции студентов, магистрантов
и аспирантов (15–17 марта 2017 года) / Под ред. А. С. Смоляровой;
сост. А. Н. Марченко. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2017.
24. Потсар А. Н. Трансформация жанровой структуры колонки под
влиянием политического дискурса // Научные исследования:
Медиастилистика. Выпуски: Выпуск №1. 2012.
25. Свитич Л. Г. Феномен журнализма. М., 2000.
26. Соколов А. Г., Михайлова М. В. Русская литературная критика конца
19 - начала ХХ века. М.: Высшая школа, 1982.
27. Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России на рубеже 19-20 вв. - М.,
1970.
28. Стилистика и литературное редактирование. Т. 2. Под ред. Л.Р.
Дускаевой. М.: Юрайт, 2016.
29. Стрельцов В. П. Мастерство газетного репортера. М., 2002.
30. Сухих И. Н. Структура и смысл: теория литературы для всех. – СПб.:
Азбука, 2016.
31.Тертычный А. А. Аналитическая журналистика. М.: Аспект
Пресс, 2000.
32.Тимченко И. С. Авторская колонка в современных СМИ. Учебнометодическое пособие. СПб., 2011.55
33.Удод Д. А. Креолизованный текст как особый вид паралингвистически
активного текста [Текст] // Современная филология: материалы II
междунар. науч. конф. (г. Уфа, январь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013.
34.Цветова Н. С. Литература или глянец: совмещение или замещение
дискурсов? // Гуманитарные науки. Humanities & Social Sciences. 2014.
35.Язык как медиатор между знанием и искусством. Сборник докладов
Международного научного семинара. М.: Азбуковник, 2009.
Источники
1. Бремя желаний. [Электронный ресурс]: Сноб. 2016. 28 декабря. URL:
https://snob.ru/selected/entry/118650 (дата обращения: 10.01.17).
2. Новиков В. И. [Электронный ресурс]: Школа пионерской критики.
URL: https://www.youtube.com/watch?v=K8P2DQLeqsg (дата
обращения: 15.04.2017).
3. Репутация стоит больше, чем зарплата в журнале. [Электронный
ресурс]: OPENSPACE.RU. 2009. 20 ноября. URL:
http://os.colta.ru/media/paper/details/14023/?expand=yes&view_comments
=all#expand (дата обращения: 17.04.2017).
4. Компромисс [Электронный ресурс]: Русский пионер. 2015. 9 сентября.
URL: http://ruspioner.ru/cool/m/single/4756 (дата обращения: 10.01.17).
5. Свобода всегда с тобой [Электронный ресурс]: Русский пионер. 2015. 5
июля. URL: http://ruspioner.ru/cool/m/single/4728 (дата обращения:
11.01.17).
6. Страдания рядового депутата [Электронный ресурс]: Русский пионер.
2016. 27 апреля. URL: http://ruspioner.ru/cool/m/single/5001 (дата
обращения: 12.01.17).
7. № 47 «Тарковский» [Электронный ресурс]: Русский пионер. Июнь–
август, 2014 г. URL: http://ruspioner.ru/journal/m/single/55 (дата
обращения: 18.01.17).
8. №56 «Свободная» [Электронный ресурс]: Русский пионер. Июнь–
август, 2015 г. URL: http://ruspioner.ru/journal/m/single/64 (дата
обращения: 02.03.17).
9. №57 «Довлатов» [Электронный ресурс]: Русский пионер. Сентябрь,
2015 г. URL: http://ruspioner.ru/journal/m/single/65 (дата обращения:
05.04.17).
10.№63 «Безумие» [Электронный ресурс]: Русский пионер. Апрель,
2016 г. URL: http://ruspioner.ru/journal/m/single/71 (дата обращения:
22.03.17).56
11.№68 «Шукшин» [Электронный ресурс]: Русский пионер. Ноябрь,
2016 г. URL: http://ruspioner.ru/journal/m/single/76 (дата обращения:
08.04.17)