Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЖИВОПИСНЫЙ «ДЕТСКИЙ СТИЛЬ» И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ХУДОЖЕСТВЕННУЮ КУЛЬТУРУ КИТАЯ

Работа №134612

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы88
Год сдачи2018
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
71
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Идейно-культурные истоки «детского стиля». 9
I.1.Осмысление образа «ребенка» в древнейших китайских верованиях.
I.2. Особенности восприятия ребенка в конфуцианстве, даосских и
буддийских религиозных представлениях и их влияние на трактовки
образа ребенка в художественном творчестве древнего Китая
Глава II. Генезис живописного «детского стиля» и его место в художественном творчестве эпохи Сун.
I.1. Морфологические истоки «детского стиля» и особенности художественных трактовок образа ребенка в светской живописи IV-VI вв. и эпохи Тан.
II.2.Южно-сунский «детский стиль»: ведущие мастера и тематические разновидности.
Глава III. Влияние «детского стиля» на художественное творчество
эпох Мин, Цин и первой половины ХХ в.
III.1. Особенности эволюции «детского стиля» в эпоху Мин. 29
III.2. Образы детей в картине-няньхуа. 31
III.3. Образы детей в декоративно-прикладном искусстве. 34
III.4. Особенности изображения детей в живописи второй половины
XIX – первой половины XX века.
Заключение 49
Список литературы 53
Приложения

Обоснование темы исследования. Предлагаемая выпускная квалификационная работа посвящена особому живописному направлению, получившему в европейском искусствоведении терминологическое название «детский стиль». Он зародился в рамках фигуративной живописи (жэньухуа 人物画,
«живопись/изображения людей и предметов») в эпоху Северная Сун (Бэй
Сун 北宋, 960-1127), которая традиционно считается периодом высшего расцвета национального живописного искусства, в оригинальной терминологии
хуэйхуа 绘画, букв. «живопись на шелке». Окончательно «детский стиль»
выделился при Южной Сун (Нань Сун 南宋,1127-1279 гг.)2. Ведущими жанрами живописи обеих названных эпох признаны пейзажная живопись (шаньшуйхуа 山水画, «живопись/изображения гор и вод») и «цветы и птицы» (хуаняохуа 花鸟画, «живопись/изображения цветов и птиц») 3. Возможно,
именно поэтому «детский стиль» остался на периферии отечественных исследований, включая культурологию, искусствоведение и китаеведение.
Между тем, именно в нем нашли отражение воззрения на «ребенка», свойственные китайской культуре. Кроме того, это направление, о чем подробно
сказано в основном корпусе работы, оказало существенное влияние на всю
традиционную – эпох Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911), ХХ века и современную художественную культуру Китая. Этим объясняется актуальность
темы исследования. Её новизна определена попыткой проведения комплексного анализа «детского стиля» как самостоятельного феномена живописного
искусства Китая, включая его влияние на отдельные сферы (включая декоративно-прикладное искусство) национальной художественной культуры Китая.
Степень изученности проблемы. Наиболее подробно «детский стиль»
разбирается в сборнике «Дети в искусстве Китая» (“Children in Chinese art”)
под редакцией Энн Уикс5. Отечественные ученые обращались преимущественно к образам детей (их художественным трактовкам и символике), воспроизведенным в «популярной картине» (няньхуа 年画, букв. «новогодняя картина», подробно см. в основном корпусе работы). Речь идет, прежде всего,
о работах ак. В. М. Алексеева6 и М.Л.Рудовой (Пчелиной). Однако в них никак не затрагивается живописный «детский стиль».
Цель проведенного исследования заключалась в анализе «детского стиля» как особого феномена художественной культуры Китая. Она конкретизирована в следующих задачах: • проследить истоки «детского стиля» в китайском художественном творчестве;
• выявить морфологические истоки «детского стиля» и идейнокультурные факторы осмысления образа ребенка;
• выявить тематические, содержательные и формальные особенности «детского стиля» эпохи Южная Сун;
• проследить развитие «детского стиля» в китайском художественном творчестве Мин и Цин и выявить его тематические, содержательные и формальные особенности;
• определить степень влияния «детского стиля» на другие сферы
художественной культуры Китая эпох Мин и Цин;
• установить степень и характер влияния художественных трактовок образов детей, присущих «детскому стилю», на китайское творчество первой половины ХХ в.
Объектом исследования являются произведения китайского изобразительного и декоративно-прикладного искусства; а предметом – культурные
смыслы и особенности художественных трактовок образов детей в художественной культуре Китае.
Хронологические рамки исследования охватывают преимущественно
период с Х в. (эпохи Сун, Мин и Цин) по первую половину ХХ в. При анализе культурно-художественных истоков «детского стиля» они расширены до древнейших периодов истории Китая.
Источниковая база. При проведении исследования использовались,
помимо указанных выше работ, следующие основные группы источников.
Во-первых, отечественные и зарубежные исследования, сводные и справочно-энциклопедические издания по истории и истории культуры Китая, в том
числе работы Л. С. Васильева и И. С. Лисевича по духовной культуре Древ6
него Китая8; исследования в области даосизма и буддизма9. Во-вторых, научная литература (монографии и статейные публикации) по истории китайского искусства, принадлежащие российским 10 , зарубежным (на английском
языке)11 и китайским12 ученым. В-третьих, альбомы произведений китайского искусства13.
Теоретико-методологическая база исследования обусловлена его целью и задачами, а также спецификой анализируемого материала. Основной
метод исследования – сравнительно-исторический, который позволяет выделить культурно-художественные факторы генезиса и особенностей эволюции
«детского стиля». Использованы также диахронический и историкогенетический методы, базирующиеся на принципе историзма и предполагающие рассмотрение художественных реалий с учётом идейно-культурного контекста эпохи. К основным пунктам новизны относятся:
- выявление основных идейно-культурных истоков живописного «детского стиля», а именно - особенностей восприятия «образа ребенка» в архаико-религиозных представлениях, в даосской теоретической мысли и верованиях, связанных с обретением бессмертия, и в буддийских религиозных
представлениях, прежде всего относящихся к мифологеме Рая;
- доказательство влияния христианской иконографии (образа путти)
на художественные трактовки образа «ребенка» в китайской художественной культуре;
- отображение основных морфологических истоков и главных вех формирования живописного «детского стиля»;
- анализ художественных особенностей (сюжетов, мотивов, трактовок
образов детей) в «детском стиле» эпох Южная Сун и Мин;
- определение степени влияния живописного «детского стиля» на другие сферы художественной культуры традиционного Китая, в первую очередь на «популярную картину» (няньхуа) и декоративно-прикладное искусство эпох Мин и Цин;
- проведение анализа живописи первой половины ХХ века в аспекте влияния на нее «детского стиля» и качественных изменений в художественных трактовках образов детей.
Апробация исследования. Основные положения проведенного исследования прошли частичную апробацию в виде устных докладов на научных мероприятиях, по итогам выступлений были опубликованы научные работы:
- доклад «Идейно-культурные истоки китайского живописного «детского стиля»» на Первой международной студенческой конференции «Ex
Oriente Lux» (Санкт-Петербург, 11-12 ноября 2016 г.) 14. - доклад ««Детский стиль» в китайском искусстве VII-XIII веков» на 2-
й всероссийской научной конференции молодых востоковедов «Китай и соседи» (Институт восточных рукописей Российской академии наук, СанктПетербург, 16-17 марта 2017 г.)15.
Структура работы. Исходя из заявленных целей и задач исследования,
работа состоит введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе («Идейно-культурные истоки «детского стиля») проанализированы культурно-художественные истоки «детского стиля». Во второй главе («Детский стиль» в живописи эпох Тан и Сун») прослеживается генезис разбираемого жанра и дана его общая характеристика для эпохи Южная Сун. В третьей главе («Детский стиль» в живописи XIV
– первой половины XX века») рассматриваются особенности эволюции «детского стиля» и рассматривается его влияние на различные сферы местного художественного творчества.
Список использованной литературы включает в себя 32 публикации, из
них 26 на русском, 4 на английском и 2 на китайском языках.
В Приложения входят иллюстративные материалы: 33 фотографии живописных произведений и предметов декоративно-прикладного искусства.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


«Детский стиль» является одним из сложнейших феноменов художественного творчества Китая, который возник под влиянием многочисленных идейно-культурных факторов. Он восходит к сакрализации образа ребенка, присущей, как показывают археологические материалы,
архаическим верованиям. Особое почитание детей имело место уже в верованиях неолитической эпохи (VI-V тыс. до н.э.); на это указывают археологические находки культурной общности Яншао. На территории данной общности были найдены элементы детской погребальной обрядовости – захоронения детей в специальных керамических сосудах. Подобные захоронения
позволяют предположить, что уже в то время дети наделялись магическими и
медитативными способностями. Позднее, в эпохи Шан-Инь и Западную
Чжоу, изделия с идентифицированными изображениями детей также отображают их религиозную значимость для людей того времени. Предмет погребального инвентаря с изображением, обнаруженный в захоронении эпохи Хань, также свидетельствует в пользу важной роли ребенка в религиозных магических обрядах.
Впоследствии архаико-религиозные представления о детях оказались
под влиянием даосских и буддийских воззрений. В даосизме получили широкое распространение медицинские медитативные практики для будущих матерей, в которых визуализация ребенка играла главную роль. Буддийская
школа Чистой Земли положила начало использованию образов детей в картинах, изображающих рай. Образ ребенка чаще всего представлялся в таких
произведениях как переродившаяся человеческая душа, а данное направление «детской» иконографии также положило начало развитию благопожелательной символики, связанной с детьми, их рождением и ролью в обществе.
Благодаря этому изображения детей стали появляться не только в контексте религиозного искусства, но и в светском творчестве. Однако их мистическая роль не исчезла. Дети изображались на поздравительных открытках,
предметах женского обихода; их образы использовались в праздничных ри50
туалах. Всё это повлияло и на дальнейшее распространение «детских» изображений в китайском искусстве и формирование особенностей стиля изображения детей в картинах эпохи Тан.
В эпоху Южная Сун морфологические особенности изображения детей
были переняты из эпохи Тан; частично сохранилась и религиозномистическая роль как основная для детской иконографии. Однако появление
произведений искусства и ремесленной продукции стран Средней Азии и Запада оказало существенное влияние на искусство Китая. Появился новый
жанр «детей и матерей». Мастера, работавшие в этом жанре - Чжан Сюань,
Чжоу Фан, Су Хань-чэнь, в своём творчестве отражали проявление общественного гуманизма, поскольку на их картинах дети изображены отдельно от
взрослых, а женщины занимают своё собственное место в мире, занимаются
своей индивидуальной деятельностью; это означает, что в сознании общества
той эпохи дети уже воспринимаются не как придаток мира взрослых, а как отдельные личности.
Кроме жанра «детей и матерей», существовали ещё несколько жанров,
благодаря которым сейчас можно получить более полное представление о
жизни детей во время Южной Сун. Изображения мальчиков-пастухов, пасущих буйволов, а также композиции на тему продавцов детских игрушек и
безделушек отражают динамику и уклад жизни в местах, далёких от столицы;
здесь роль детей – это создание обыденной атмосферы, отражение счастливой и беззаботной жизни вдали от государственных забот и императорского двора.
В живописи эпохи Южная Сун появилось несколько тематических направлений, использовавших образы детей. Значительное внимание, уделяемое детям в искусстве, представляет собой отражение развития в обществе того времени таких чувств, как забота, уважение, тревога по поводу воспитания будущих поколений. Но важнейшим фактом, получившим отражение в
картинах, является то, что дети и их мир стали восприниматься взрослыми
обособленно от своей собственной жизни; детству стало уделяться гораздо51
большее внимание, нежели на ранних этапах развития китайского государства.
В произведениях периода Мин наблюдается подражание художественным традициям эпох Тан и Сун. Культурная преемственность выявляется в
заимствовании господствующего в произведениях ранних эпох мотива игры.
Использование данного мотива позволяет утверждать, что в китайском обществе было четко сформировано понимание значимости детских занятий и
предметов, с которыми дети взаимодействуют. В период Мин в искусстве
возросла популярность мотива «ста сыновей», что в очередной раз указывает,
что образ ребенка становится одним из наиболее важных в китайской культуре, а восприятие ребенка как полноценного члена общества со своими потребностями и действиями становится широко распространённым.
Популярность неоконфуцианства также оказала значительное влияние
на изображение детей в искусстве Мин и Цин; на примере предметов искусства данных эпох можно увидеть графическое отражение не только конфуцианских ценностей, но и буддийских и даосских верований.
Однако, хотя образы детей преобразовались в неотъёмную часть художественного творчества Китая, до XIX века образ ребенка никогда не выступал центром композиции. Чаще всего он сосредотачивал в себе неиндивидуальные характеристики, а богатую и разнообразную благопожелательную
символику. С этим связан тот факт, что зачастую изображенные на картинах
дети являлись мальчиками, хотя некоторые художники изображали и девочек,
но наверняка идентифицировать пол изображенного ребенка невозможно.
В эпоху Цин влияние западных идей на социальное сознание способствовало идентификации ребенка как социального существа, и художники
смогли индивидуализировать детей в искусстве. Однако к закату империи
Цин изобразительное искусство Китая вновь стало обращаться к каноническим образцам, но уже с добавлением идеологического имперского контекста.
После «Движения 4 мая» 1919 года, художники получили возможность
знакомиться с западными изобразительными техниками и стали реализовы52
вать их в своём творчестве. К 1930-40-м годам с изменением внутриполитической ситуации искусство в Китае получило новое развитие в виде направлений синьняньхуа, гравюры и живописи, близкой к плакату. Однако в этот раз художники, мотивируемые агитацией за освобождение родины от японских захватчиков, отошли от древних канонов, и под влиянием европейской
живописной манеры стали создавать произведения в несколько упрощенном
и политизированном жанре. Использование детских образов в данных изображениях носит реалистичный характер и способствует передаче военного настроения эпохи и бедственного положения народа.


1. Алексеев В. М. Китайская народная картина: духовная жизнь
старого Китая в народных изображениях / Предисл. Б. Л. Рифтина, М. Л. Рудовой, коммент. Б. Л. Рифтина. М:, Наука, 1966. 260 с.
2. Васильев Л. С. История Востока: Учеб. по спец. История. – М.:
Высш. шк. , 1994.Т.1. – 495 с.
3. Васильев Л. С. История Востока: Учеб. по спец. История. – М.:
Высш. шк. , 1994.Т.2. – 495 с.
4. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. 2 изд-е. – М.:
«Восточная литература», 2001. – 488 с.
5. Виноградова Н. А. Искусство Китая, Альбом. М.: «Изобразительное искусство», 1988. – 250 с.
6. Всеобщая история искусств. Том 6, книга вторая. Искусство 20
века / под общей редакцией и Б.В. Веймарна и Ю.Д. Колпинского - Москва:
Искусство, 1966 – 848с.
7. Духовная культура Китая. Энциклопедия в пяти томах / Гл. ред.
М. Л. Титаренко. [Т. 1]. Философия. М.: «Восточная литература», 2006 – 727
с.
8. Духовная культура Китая. Энциклопедия в пяти томах / Гл. ред.
М. Л. Титаренко. [Т. 2]. Мифология. Религия. М.: «Восточная литература»,
2007 – 869 с.
9. Духовная культура Китая. Энциклопедия в пяти томах / Гл. ред.
М. Л. Титаренко. [Т. 6. Доп.]. М.: «Восточная литература», 2010 – 1031 с.
10. Избранные сутры китайского буддизма / Под ред. Е. А. Торчинова. СПб: «Наука», 1999 – 462 с.
11. История Китая с древнейших времен до начала XXI в. В десяти
томах / Гл. ред. академик РАН С. Л. Тихвинский. Том III. Троецарствие,
Цзинь, Южные и Северные династии, Суй, Тан (220-907)/ Отв. ред. И. Ф. Попова, М. Е. Кравцова. М.: «Наука», 2014 (991 с.). – 991 с.54
12. История Китая с древнейших времен до начала XXI века. В десяти томах / Под ред. акад. Л. С. Тихвинского. Том IV. Период Пяти династий,
империя Сун, государства Ляо, Цзинь, Си Ся: 907-1279 / Под ред. И. Ф. Поповой. М.: Восточная литература, 2016. (942 с.), стр. 693.
13. Кашина Т. И. Керамика культуры Яншао. Новосибирск, 1977. –
168 с.
14. Китайская народная картина няньхуа из собрания Государственного Эрмитажа / под ред. М. Л. Рудовой, Н. Пчелина. СПб.: Изд-во Государственный Эрмитаж; Славия, 2003 – 228 с.
15. Кравцова М.Е. «История культуры Китая» - СПб.: Издательство
«Лань», 1999. – 416 с.
16. Кравцова М.Е. История искусства Китая. Учебное пособие / серия «Мировая художественная культура». СПб-М. – Краснодар: «Лань», 2004
– 960 с.
17. Купер Р., Купер. Д. Шедевры искусства Китая. Минск: «Белфаст», 1997 – 128 с.
18. Лисевич И. С. Мозаика древнекитайской культуры: избранное /
Институт востоковедения РАН. М.: Вост. лит., 2010 – 599 с.
19. Лю Фан-цзюй 劉芳如. Чжусэ сяньжунь тиду жушэн: Су Ханьчэнь
инситу шиси 著色鮮潤 體度如生-蘇漢臣嬰戲圖試析 (Анализ изображения
играющих детей у Су Ханьчэня). «Гугун вэнь-у юэкань», 《故宮文物月刊》 ,
1990.04, стр.78-95; 2000.04, стр. 4-17; 2000.05, стр.68-82; 2000.06, стр.16-29.
20. Ли Чжунюань 李仲元. Вэньши дяньгу 文史典故 (Декоративные
мотивы и аллюзии), Shenyang: Liaoning Education Press, 1990, p. 142.
21. Муриан И. Ф. Китайский народный лубок. М.: Искусство, 1960 –
122 с.
22. Пострелова Т.А. Академия живописи в Китае в X-XIII вв. М:
«Наука», 1976 – 340 с.55
23. Пострелова Т.А. Творчество Сюй Бэйхуна и китайская художественная культура XX в. М.: Наука, 1987. – 264 с.
24. Рудова М. Л. Chinese Popular Prints / Китайская народная картина.
Альбом. Ленинград: «Аврора», 1988 – 216 с.
25. Рудова М. Л. Символика в китайском искусстве по народным новогодним картинам няньхуа // Культура и искусство народов Востока, 7.
Труды Государственного Эрмитажа. Т. X. Л.: «Советский художник», 1969 –
288 с.
26. Синьхайская революция и республиканский Китай: век революций, эволюции и модернизации. Сборник статей. – М.: Институт востоковедения РАН. – 312 с.
27. Торчинов Е. А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания. СПб: «Андреев и сыновья», 1993 – 308 с.
28. Филонов С. В. Золотые книги и нефритовые письмена. Даосские
письменные памятники редакции III-VI вв. СПб: «Петербургское Востоковедение», 2011. – 654 с.
29. Kohn L. The Taoist Experience. An Anthology. New York: State University of New York Press, 1993, 391 p.
30. Powers, Martin J. “Humanity and ‘Universals’ in Sung Dynasty Painting.” In "Arts of the Sung and Yuan" by Maxwell K. Hearn and Judith G. Smith.
New York: Metropolitan Museum of Art, 367 p.
31. Wicks, Ann Elizabeth Barrott “Children in Chinese art”. University of
Hawai‘i Press, 2002, 216 p.
32. Wu Hung “Private Love and Public Duty: Images of Children in Early
Chinese Art” // Chinese Views of Childhood / Ed. by Anne Behnke Kinney. Honolulu: University of Hawai‘i Press, 1995. Р. 79-105

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ