ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. КРАТКИЙ ОБЗОР ОБЩИХ ВОПРОСОВ ПРОБЛЕМАТИКИ УТОПИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЕЁ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 9
1.1 Особенности жанра «утопия» в литературе 9
1.2. Проблема возникновения термина «утопия» в Китае, сложности разделения литературных жанров в китайской культуре 12
Глава 2. КРАТКИЙ ОБЗОР НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
АНТИУТОПИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15
2.1. Особенности жанра «антиутопия» 15
2.2. Особенности жанра «антиутопия» в китайской литературе 18
Глава 3. НОВЫЙ КИТАЙ В АНТИУТОПИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПОДНЕБЕСНОЙ 22
3.1 Периодизация антиутопических произведений в Китае 22
3.2. О причинах относительной нераспространенности данного жанра в
Китае 26
3.3. «Записки из мира духов», одна из первых китайских антиутопий XX
века 28
3.4. «Записки о кошачьем городе» Лао Шэ, одна из самых известных
китайских антиутопий XX века 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
Данная выпускная квалификационная работа посвящена анализу особенностей литературного жанра антиутопия в Новом Китае (1911 — настоящее время): его возникновению, пониманию специфики слова «утопия» в Поднебесной, особенностям антиутопических литературных произведений Нового Китая.
Антиутопические сюжеты возникают в мировой литературе в конце XIX — начале XX веков. В нашей работе под термином «антиутопия» мы понимаем мысленное воплощение утопических проектов, в которых читателю указывают на их недоработки и недостатки. Таким образом, объектом исследования будет антиутопическая литература Нового Китая, предметом — особенности возникновения произведений данного жанра в китайской культуре XX века, а также специфика их сюжета.
Исследование литературных жанров и их взаимодействия с историческими реалиями эпохи является междисциплинарным исследованием, включающим в себя изучение различных наук, таких как история, культурология, литературоведение, политология, психология, а также философии.
В представленной выпускной квалификационной работе использован компаративный метод анализа текстов, созданных как более ранними учеными-исследователями, так и представителями современной науки, а также герменевтический метод, что является методологической базой данного сочинения.
Актуальность темы работы заключается в том, что умение понимать закономерности востребованности антиутопической литературы может способствовать лучшему осознанию особенностей протекания социокультурных процессов на различных уровнях общества, что и является практической значимостью работы. Например, в настоящее время наблюдаются определенные изменения в социальной и культурной жизни Китая: введение системы социального доверия (shehui xinyong tixi — i^fsffi^M), усиление социального контроля над обществом со стороны государства, как следствие — происходит рост интереса к жанру «антиутопия» и вполне логичный для авторитарного общества в данной ситуации запрет на упоминание таких работ как «Скотный двор» и «1984» Дж. Оруэлла, «Дивный новый мир» О. Хаксли, а также некоторых книг о гражданской войне в социальной сети Sina Weibo (^МЖМ) .
Разработанность темы исследования. Изучение письменных источников китайской культуры, в целом, всегда являлось одним из центральных направлений деятельности востоковедов и культурологов, в чью компетенцию входило изучение культуры Китая. Существует большое количество авторов, исследовавших взаимосвязанные с темой представленной выпускной квалификационной работы вопросы: Кравцова М. Е. , Кобзев А. И. , Рифтин Б. Л. , Родионов А. А. , Алексеев В. М.6, Тань Аошуан и многие другие. Однако в существующих научных трудах по литературе Поднебесной жанр «антиутопия» практически не изучен, также плохо исследована семантика понятия «утопия», которое в каждой культуре имело свои особенности. Таким образом, степень разработанности темы можно считать недостаточной, данная работа является одним из первых текстов в российской синологии, концентрирующихся на данной проблематике, в чем и заключается его академическая новизна.
Антиутопическая художественная литература, как правило, является отрицанием некой существующей в обществе утопии, именно поэтому в данной работе нам необходимо исследовать оба жанра, дать им определения. Темы утопической литературы в Китае относительно новы, о них писали такие исследователи как Мартынов Д. Е. , Делюсин Л. П. и Борох Л. Н. , Мэмфорд Л. , Кузнецова Ю. А. , Доуве Фоккема . Что же касается антиутопической литературы в Поднебесной, то вплоть до последних нескольких лет в российской синологии её существование ставилось под сомнение. Однако уже сейчас постепенно появляются русскоязычные публикации, подтверждающие факт того, что это не так. Среди современных исследователей данного жанра в китайском культурном ареале можно выделить Хузиятову Н. К. и Кузнецову М. Ю. . В Китае тему литературных антиутопий и антиутопического в искусстве ученые изучают уже на протяжении долгого времени - например, это такие авторы как Чжоу Лиян (Ж^^) , Се Цзяньпин (Ж^^) . В США наиболее полезными для нашего исследования оказались работы Джеффри К. Кинкли . Во Французской науке также присутствуют исследователи данного жанра - это такие авторы как Анна Фиалкевичи-Сайнь , Морис Мейснер . Также мы ознакомились с некоторыми трудами на немецком языке . Тем не менее, нам не удалось найти единой классификации жанра «антиутопия» в данных работах.
В нашей работе мы руководствовались трудами таких исследователей- философов как Фогт А. , Мамардашвили М. К. , Кузнецов В. Г. , Лотман Ю. М. , Фромм Э. , Манхейм К. , которые интересны тем, что помогают изучить тему утопий и антиутопий с точки зрения философии, социальных наук.
Из утопической литературы мы ознакомились отдельно с работами таких авторов как Мор Т. , Кампанелла Т. , английскими утопиями, описанными Мортоном Артуром Лэсли , а также многими книгами, указанными в «Каталоге утопий» Святловского В. В. .
Из антиутопических произведений, анализируемых нами при подготовке к написанию данной работы, можно выделить книги таких основных авторов как Берджесс Э. , Замятин Е. , Мо Янь ( ^ Ж ) , Стругацкий А., Стругацкий Б. , Хаксли О. , Лао Шэ (^^) , Чжан Тяньи (^^Ж) и некоторые другие. Все использованные в работе и во введении авторы указаны в списке использованной литературы.
Целью работы является выявление новых закономерностей развития литературы в Новом Китае на основании изучения некоторых аспектов возникновения жанра антиутопия, создание классификации жанра в Китае в XX веке, изучение отношения китайской интеллигенции к новым культурным и социальным веяниям, а также идеям, которые были применены в политической жизни.
Заявленная цель исследования предполагает решение следующих научных задач:
• исследование общих вопросов проблематики утопической литературы и её определения;
• изучение и анализ основных особенностей литературного жанра антиутопия;
• исследование закономерностей возникновения антиутопии в Новом Китае;
• выявление роли данного жанра в культуре Поднебесной.
Данная выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: она состоит из Введения, трёх глав, Заключения, Списка литературы. В первой главе работы представлен краткий анализ особенностей жанра утопия, её сходства и отличия от идеологии, а также изучен процесс возникновения термина «утопия» в Китае, что сделано для того, чтобы понять антиутопию как отдельный жанр, увидев её амбивалентность — парадоксальную общность с утопией. Вторая глава содержит характеристику антиутопической литературы в мире, её основных особенностей. Выбор произведений для анализа был обусловлен наибольшей популярностью произведений, частотой их упоминания. Третья глава представляет собой описание закономерностей возникновения антиутопической литературы в Китае, особенностей исследуемых жанров. Большая часть представленной выпускной квалификационной работы посвящена анализу двух ключевых антиутопических произведений в Новом Китае 1920-40-х гг. - «Записки из мира духов» Чжана Тяньи и «Записки о кошачьем городе» Лао Шэ. Произведения выбраны нами из всех остальных по причине их популярности. Кроме того, в данной главе представлена авторская классификация антиутопической литературы в XX веке в Китае.
Утопии часто эксплуатируют подсознательное желание людей отыскать единственный путь спасения, обрести всеобщее благосостояние без каких-либо усилий, однако показывают его слишком упрощенно, так как он требует экзистенциального совершенствования и достаточно сложен для человека. Именно это является главным недостатком данного жанра. Идеи о культурном и религиозном возрождении, всемирной гармонии также не лишены утопизма — в них люди ищут утешения, надежду на изменение собственной участи. Утопии и антиутопии — это жанры, пытающиеся ответить на вопросы о дальнейшем развитии общества, как правило, они опираются в своих футурологических прогнозах на наиболее актуальные и современные достижения науки, философии, техники.
В данной работе мы постарались выполнить все заявленные во «Введении» цели. В первой главе мы исследовали общие вопросы проблематики утопической литературы и её определения. Жанр «утопия» в литературоведении относят, скорее, к Западной культуре, исследований китайских утопий (как правило, это произведения, написанные как калька с европейских) чрезвычайно мало. К одним из первых западных утопий, выделившимся как отдельный жанр художественной литературы, относят произведения XV-XVI веков, из них ключевым является работа Т. Мора, создавшего неологизм «утопия». Выделение данных работ связано с зарождением европейского модерна, обращением к разуму, как к единственному критерию истины в познании реальности человеком, реальности как открытой системы или классической интерпретации процесса познания, что в дальнейшем привело к эпохе Просвещения, эволюционизму и различным социальным революциям.
В дальнейшем данное определение уточнялось и корректировалось, семантика понятия становилась яснее. Отличие утопии от идеологии по Манхейму К., заключается в том, что утопичным сознанием, как правило, является сознание, не соотносящееся с окружающей действительностью, 41
поэтому данный жанр больше свойственен образованным людям, так называемой «элите» общества, понимание дискурса власти как идеологии свойственно представителям низших слоев, видящих в ней, как правило, только негативные стороны: принуждение, причину собственной бедности, возможности манипулирования и обогащения за счет народа. Также есть более широкое определение утопической литературы, которым пользуется большинство исследователей данного жанра — «утопия — это продукт теоретического воображения, мысленное доведение определенной концепции до ее полного и образного выражения путем преувеличенного и одностороннего усиления одного из аспектов предмета исследования» .
Термин «утопия» был искусственно сконструирован в китайском языке в XIX веке. Янь Фу использовал утопические концепции Т. Мора, представив их в конфуцианских тонах. Во многом, данные идеи появились в Китае вместе с социал-дарвинистической литературой. Кроме того, при переводе слова «утопия» на китайский язык потерялось одно важное семантическое значение. Если у Т. Мора «утопия» значит «место, которого нет», «нетляндию», то для Китая «утопия» — это «государство, которое существует здесь и сейчас».
Во второй главе мы доказали, что амбивалентная двойственность антиутопии - свойство с жанра с самого момента его возникновения. Подлинная антиутопия — это произведение, в котором есть конфликт между главным героем и обществом, которое его окружает, изучены и проанализированы наиболее острые конфликты, в этом отличие данного жанра литературы от суррогатов популярной культуры, заимствующих его внешний антураж. В данной главе мы подтвердили наше предположение о том, что в зависимости от востребованности антиутопических произведений можно говорить о политической ситуации в культуре того или иного региона. Как правило, утопии — симптом кризиса социокультурной ситуации в регионе, чрезмерной отдаленности властей от народа. Антиутопии — попытка указать обществу наиболее опасные стороны утопического футурологического прогноза.
В третьей главе мы проанализировали два произведения - «Записки из мира духов» Тяньи Чжана и «Записки о кошачьем городе» Лао Шэ. Зрелость к новой литературе Китая пришла к 1930 — 1940 гг., что было связано, в первую очередь, с непростыми жизненными условиями в начале XX века. Именно тогда в Китае начали возникать первые антиутопические произведения. Однако, в силу давления политики КПК, исторических и социальных катастроф, жанр не смог развиться в полной мере. С политикой террора китайских властей, снижением качества производителей и потребителей культурных продуктов связывают нераспространенность китайских произведений в других странах, их относительную неизвестность, оторванность от истории мировой культуры.
В данной работе мы привели одну из первых классификаций данного жанра в Китае XX века. Согласно нашей классификации, утопические произведения в Китае делятся на:
1. Произведения «первой волны» — с конца XIX по 1940-е гг. XX в.
2. Произведения «второй волны» — с конца 1970-х гг. XX в. по настоящее время.
Таким образом, в данной работе мы выполнили все заявленные во введении цели:
• исследовали общие вопросы проблематики утопической литературы и её определения;
• изучили и проанализировали основные особенности литературного жанра антиутопия;
• исследовали закономерности возникновения антиутопии в Новом Китае;
• выявили роль данного жанра в культуре Поднебесной.
Стоит отметить, что данная тема является весьма перспективной для дальнейшего исследования, так как мы не смогли обнаружить работ, посвященных возникновению понятия «антиутопия» в Китайской литературе. В данной курсовой работе мы привели примеры того, что культурные заимствования не бывают абсолютными, слова и термины в пространстве семиосферы другого народа приобретают другие коннотации, значения, смыслы. Унификация культур невозможна, постепенно социальное напряжение в таких случаях нарастает, что приводит к кризисам, революциям, обвалам. Важно также понимать, что утопии сопровождали и будут сопровождать человечество всегда в силу особенностей мышления нашего вида. Отречься от одной — значит, принять другую, именно поэтому утопистам всегда будет о чем мечтать, а антиутопистам — от чего предостерегать, ведь разуверившись в чем-то, начинаешь верить во что-то иное. Изложение всех новых утопических программ начинается с провозглашения «конца утопии». Кумиры нашего времени - абсурдные политические идеи и социальные утопии (трансгуманизм, альтерглобализм, педагогическая утопия и другие), причиной возникновения которых является духовная опустошенность человека.
1. Афонина Л. А. и др. Общество и государство в Китае. Т. XLV, ч. 1 Редколл.: А.И. Кобзев и др. - М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2015. - [718] стр. (Ученые записки ИВ РАН. Отдела Китая. Вып. 17 (Редколлегия: А.И.Кобзев и др.). С. 497-508.
2. Бёрджес Э. Заводной апельсин. АСТ, 2010.
3. Болученкова Н. О. Возникновение антиутопии в китайской литературе на примере произведения Лао Шэ «Записки о кошачьем городе». СПб.: ЛЕМА, 2017. С. 41-45.
4. Витрувий Марк Поллион. Десять книг об архитектуре. Пер. с лат.. Ленанд, 2015. С.320.
5. Делюсин Л. П., Борох Л. Н. Китайские социальные утопии. М.: Наука, 1987 г. С. 311.
6. Духовная культура Китая. Том 3. Литература. Язык и письменность. Энциклопедия в пяти томах. Главный редактор М.Л. Титаренко. Редакторы тома М.Л. Титаренко, С.М. Аникеева, О.И. Завьялова, М.Е. Кравцова, А.И. Кобзев, А.Е. Лукьянов, В.Ф. Сорокин.
7. (Москва: Издательство «Восточная литература», 2008. - Российская
академия наук. Институт Дальнего Востока)
8. Замятин Е. Мы. Азбука, 2015.
9. Институт восточных рукописей. [Электронный ресурс] URL: http://www. orientalstudies. ru/rus/index. php?option=com publications&Itemid= ...&pub=3095 (дата обращения: 07.05.2018).
10. Константинов Д. В. Общество массового потребления в антиутопиях О.Хаксли и Р.Брэдбери: предупреждение человечеству. Социальная онтология в структурах теоретического знания. Материалы IV
Международной научно-пректической конференции 25-26 мая 2012 г. Ижевск, 2012.
11. Кузнецов В. Г. Словарь философских терминов. М., 2007. C. 609.
12. Кузнецова Ю. А. Традиция антиутопии в драме Гао Синцзяня «Другой берег», Вестник СПбГУ. Сер. 13. 2014. Вып. 4.
13. Ли Чуньюй. Записки о кошачьем городе в России: перевод и изучение. Issues of Far Eastern Literatures. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ifel.spbu.rU/arhiv/2014/1/files/assets/common/downloads/page0087 .pdf (дата обращения: 23.04.2018).
14. Лотман Ю.М. Сон - семиотическое окно. - Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб, 2001. С. 125.
15. Манхейм К. Диагноз нашего времени. Юристъ, 1994. С. 704.
16. Мамардашвили М. К. Лекции по античной философии. Азбука, 2012 г. С. 300.
17. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация. Доклад на III Всесоюзной школе по проблеме сознания. Батуми, 1984. - Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992. С. 107-121.
18. Мартынов Д. Е. «Утопия» Запада и «Великое единение» Китая: к проблеме рецепции и эволюции терминологии. Вопросы философии, 2010. - ISSN: 0042-8744
19. Мо Янь. Страна вина. Амфора, 2012.
20. Мор Томас. Утопия. Academia, 1935. С. 240.
21. Мортон А. Л. Английская утопия. Издательство иностранной литературы, 1956. С. 280.
22. Ницше Ф. Малое собрание сочинений. Азбука, 2013 г. C. 1056.
23. Общество и государство в Китае: XLII научная конференция: Часть. 1. Ин-т востоковедения РАН. - М.: Учреждение Российской академии наук Институт востоковедения (ИВ РАН), 2012. - 395 стр. - Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 6. С. 322-328.
24. Петруччани А. Вымысел и поучение. Структура Утопии. «Утопия» Томаса Мора как исходная модель. Утопия и утопическое мышление. Прогресс, 1991 г., С. 105.
25. Полезно-прекрасное добро и вредно-безобразное зло: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 - . Т. 2. Мифология. Религия. ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. С.118-123. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. . Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 - . Т. 2. Мифология. Религия (ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева). - 2007. С. 78-89.
26. Пограничный городок. Китайская проза ХХ века: Пер. с кит. яз. / Сост. А. А. Родионов. — СПб.: Институт Конфуция в СПбГУ, Каро, 2012. С. 240.
27. Родионов А.А. Жизнь и творчество Лао Шэ. СПб, 2005.
28. Святловский В. В. Каталог утопий. М. - Пг: Госиздат РСФСР, 1923 г. С. 100.
29. Сетевой научно-практический журнал «Научный результат». Лин О. В. Экзистенция социального: в городе кошек Лао Шэ. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ekzistentsiya-sotsialnogo-v-gorode- koshek-lao-she (дата обращения: 23.04.2018).
30. Синология.ру. Ван Шо. [Электронный ресурс] URL: http://www.synologia.ru/a/Ван_Шо (дата обращения: 22.05.2017).
31. Стругацкий А., Стругацкий Б. Хищные вещи века. АСТ, 2006.
32. Торчинов Е. Пути философии Востока и Запада: Познание запредельного. СПб.: ООО «Издательство «Пальмира»; ООО «Книга по Требованию», 2017.
33. Турушева Н. В. Современная китайская литература как отражение социальных процессов в КНР. Вестник Томского государственного университета. 2014. №383. С.126 - 132.
34. Федоренко Н.Т. Лао Шэ и его творчество. Вступительная статья. Лао Шэ. Избранное. М., 1982. С. 3.
35. Фогт А. Социальные утопии. Пер. с нем. - М., 2012.
36. Фромм Э. Комментарии к «1984», 2004. [Электронный ресурс], Режим доступа: http://www.orwell.ru/library/novels/1984/russian/rnt_ef. (дата обращения: 22.05.2017).
37. Хаксли О. О дивный новый мир. АСТ, 2014.
38. Хмельницкий Д. Архитектура Сталина. Психология и стиль. М.: Прогресс-Традиция, 2006. С.376.
39. Хузиятова Н. К., Кузнецова М. Ю. «Пограничный городок» Шэнь Цзунвэня: Диалог Утопии и Антиутопии. Intercultural Communication Studies XXIII: 1 (2014).
40. Эксмо. Что такое «Литература ран и шрамов»? [Электронный ресурс] URL: https://eksmo.ru/news/3152125/ (дата обращения: 22.05.2017).
41. Юнг К. Г. Очерки по психологии бессознательного. M.: Princeton University Press, 2013. С. 351.