Введение 5
1 Характеристика автотранспортного предприятия и объекта проектирования 9
1.1 Общая характеристика автотранспортного предприятия 9
1.2 Характеристика объекта проектирования 11
2 Расчетно-технический раздел 13
2.1 Расчет годовой производственной программы 13
2.1.1 Исходные данные 13
2.1.2 Корректирование нормативов периодичности ТО и пробега до капитального ремонта 14
2.1.3 Выбор исходных нормативов продолжительности простоя подвижного состава в ТО и Р и их корректирование 16
2.1.4 Определение коэффициента технической готовности парка машин 17
2.1.5 Определение коэффициента использования автомобилей по времени 17
2.1.6 Определение суммарного годового пробега автомобилей предприятия 18
2.1.7 Определение годовой программы по техническому обслуживанию и диагностике автомобилей ПТБ 18
2.1.8 Расчет сменной программы по видам ТО и диагностики 19
2.2 Определение общей годовой трудоемкости работ ТО и ТР подвижного состава АТП 20
2.2.1 Определение трудоемкости технических воздействий 20
2.2.2 Определение общей годовой трудоемкости технических воздействий 24
2.3 Расчет годового объема вспомогательных работ 26
2.4 Расчет численности производственных рабочих 27
3 Организационный раздел 30
3.1 Выбор метода организации производства ТО и ТР на АТП 30
3.2 Выбор метода организации технологического процесса на объекте проектирования 34
3.3 Схема технологического процесса на объекте проектирования 36
3.4 Выбор режима работы зон ЕО, ТО и ТР и производственных подразделений 39
3.5 Технологический расчет производственных зон, участков и складов 41
3.6 Распределение рабочих по специальностям, видам работ и квалификации 46
3.7 Подбор технологического оборудования 47
3.7.1 Подбор технологического оборудования для зон и участков АТП 47
3.7.2 Выбор оборудования и оснастки для объекта проектирования 53
3.8 Расчет производственных площадей 55
3.8.1 Расчет площади производственного корпуса 55
3.8.2 Расчет производственной площади объекта проектирования 57
4 Конструкторская часть 58
4.1 Обоснование конструкторской разработки 58
4.2 Устройство и принцип действия 60
4.3 Расчет конструктивных элементов 63
4.3.1 Определение крутящего момента 63
4.3.2 Расчет фланцевого соединения на прочность 64
4.3.3 Расчет резьбы на прочность 67
4.4 Порядок работы с пневматическим гайковертом 71
Выводы 72
5 Экономика 74
5.1 Расчет стоимости основных производственных фондов (капитальные вложения) 74
5.2 Расчет текущих производственных затрат 76
5.3 Расчет расходов на оплату труда 78
5.4 Расчет суммы начисленной амортизации 80
5.5 Прочие расходы 80
5.6 Расчет себестоимости, прибыли и налогов 82
5.7 Расчет финансово-экономических показателей 83
Выводы 84
6 Охрана труда и окружающей среды 85
6.1 Общая характеристика организации работы по охране труда 85
6.2 Анализ опасных и вредных производственных факторов, влияющих на качество проведения работ 86
6.3 Мероприятия по обеспечению безопасности труда и производственной санитарии 90
6.3.1 Разработка мероприятий по снижению воздействий опасных производственных факторов 90
6.3.2 Обеспечение санитарных норм в рабочей зоне 94
6.3.3 Противопожарные мероприятия 96
6.3.4 Обеспечение электробезопасности 99
6.4 Расчет освещенности зоны ТР 100
6.5 Охрана окружающей среды 104
6.6 Мероприятия и средства по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях 108
Заключение 112
Список литературы 113
.....
основой функционирования любого бизнеса.
Экономические процессы, протекающие в организациях, занимающихся логистическим сервисом, требуют немалых затрат материальных, трудовых, информационных ресурсов. Предприятия, оказывающие населению транспортные услуги, сталкиваются с проблемами, вызванными спецификой российской экономики.
Рост цен на топливо, устаревающий подвижной состав, низкое качество предоставляемых услуг, недостаток финансовых инструментов, вопросы обеспечения безопасности перевозок, использование устаревших методов управления - вот неполный перечень проблем транспортной отрасли России. Увеличивающаяся подвижность населения и ежегодный рост рынка грузоперевозок требует соответствующего развития в сфере предоставления транспортных услуг. Обеспечение экономики исправной техникой – задача стратегическая. Темпы подъема экономики зависят и от сроков ремонта эксплуатируемой предприятиями техники. Более того, развитие ремонтной инфраструктуры – это подъем одной из отраслей экономики, которая будет приносить налоговые отчисления.
Кроме того, эффективность использования автотранспортных средств зависит от совершенства организации транспортного процесса и свойств автомобилей сохранять в определенных пределах значения параметров, характеризующих их способность выполнять требуемые функции. В процессе эксплуатации автомобиля его функциональные свойства постепенно ухудшаются вследствие изнашивания, коррозии, повреждения деталей, усталости материала, из которого они изготовлены и др. В автомобиле появляются различные неисправности, которые снижают эффективность его использования. Для предупреждения появления дефектов и своевременного их устранения автомобиль подвергают техническому обслуживанию (ТО) и ремонту.
Целью настоящего дипломного проекта является проектирование автотранспортного предприятия на 230 автомобилей ГАЗ-3307 с разработкой зоны ТР.
Для достижения поставленной цели определены задачи исследования:
анализ производственно-технической базы предприятия и объекта проектирования;
проведение технологического расчета АТП с разработкой технологии и организации работ;
выбор и обоснование методов и работ по техническому обслуживанию автомобилей;
проектирование зоны ТР с разработкой технологии и организации работ;
конструкторская разработка устройства для обеспечения работ по ТР подвижного состава;
выбор и обоснование методов и средств обеспечения безопасности производства;
технико-экономическая оценка разработанных решений.
Объект исследования: грузовое автотранспортное предприятие на 230 автомобилей ГАЗ-3307.
Предмет исследования: проектирование производственного корпуса и зоны ТР.
Методы исследования. Выбор методов исследования был обусловлен требованиями наиболее адекватного и полного решения задач на каждом этапе работы. В зависимости от особенностей решаемых задач использовались: абстрактно-логический метод (при постановке целей и задач проектирования), монографический метод (при изучении тенденций развития современных технологий ТО и ремонта автомобилей), сравнительный анализ (при выборе оптимальных схем технологических процессов ремонта автомобилей), экономико-математические методы (при проведении обоснования разработанных решений).
Дипломная работа состоит из введения, шести разделов, заключения и списка литературы.
В первом разделе рассмотрена характеристика автотранспортного предприятия и объекта проектирования.
Во втором разделе проведен расчет производственной программы, определена общая годовая трудоемкость АТП и осуществлен расчет численности персонала.
В третьем разделе проведено обоснование метода организации технологического процесса, подбор технологического оборудования и расчет площадей АТП
.....
В соответствии с заданием на дипломное проектирование рассмотрен комплекс вопросов, включающих в себя проектирование производственного корпуса автотранспортного предприятия на 230 автомобилей ГАЗ-3307 с разработкой зоны ТР.
В результате проделанной работы достигнуты следующие результаты:
1. Рассмотрена характеристика АТП и объекта проектирования для определения необходимые данные для дальнейших расчетов.
2. Проведен расчет производственной программы, определена общая годовая трудоемкость АТП и осуществлен расчет численности персонала.
3. Проведено обоснование метода организации технологического процесса, подбор технологического оборудования и расчет площадей АТП
4. Предложена конструкция и проведены расчеты пневматического гайковерта.
5. Осуществлен финансово-экономический расчет проекта.
6. Предложены мероприятия по охране труда, противопожарной и экологической безопасности при проведении работ на АТП и объекте проектирования.
Проведенный экономический расчет показал, что при использовании предложенного оборудования и оснастки при незначительном удорожании представляемых услуг улучшится качество работ и сократится время на их проведение, что приведет к интенсификации технологического процесса. Расчетный срок окупаемости предложенных мероприятий составляет 1,2 года, что не превышает нормативных значений.
1. Автомобили ГАЗ-3307: "Руководство по эксплуатации" / 2-е изд., коллектив авторов – Н.Новгород: «ОАО ГАЗ», 2008 – 173 c.
2. Анурьев В.И. Справочник конструктора – машиностроителя: В 3 т. Т 3. – 8-е изд., перераб. и доп. Под ред. И.Н. Жестковой. – М.: Машиностроение. 2001. – 864 с.
3. Аринин И.Н. Техническая эксплуатация автомобилей / Аринин И.Н., Коновалов С. И., Баженов Ю. В.. – Ростов: Феникс, 2007. – 314 с.
4. Биргер И.А. Расчёт на прочность деталей машин: Справочник/ И.А. Бригер, Б.Ф. Шорр, Г.Б. Иоселевич. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1993. – 640 с.
5. Богатырев А.В. и др. Автомобили / А.В. Богатырев, Ю.К. Есеновский-Лашков, М.Л. Насоновский, В.А. Чернышев. Под. ред. А.В. Богатырева. – М.:, КолосС, 2004. – 496 с.
6. Борисов А.Ф. Инженерные расчеты систем охраны труда и экологической безопасности. – Н. Новгород, Вента – 2, 2001. – 344 с.
7. Бортников С. П. Проектирование предприятий автомобильного транспорта: учебное пособие / С. П. Бортников, М. Ю. Обшивалкин. − Ульяновск: УлГТУ, 2009. − 64 с.
8. Бураев Ю.В. Безопасность жизнедеятельности на транспорте: учеб. Для студентов высших учебных заведений / Ю.В. Бураев – М.: Академия 2004. – 288с.
9. ВСН 01-89 "Предприятия по обслуживанию автомобилей" (утв. приказом Минавтотранса РСФСР от 12 января 1990 г. N ВА-15/10 – М.: Издательство стандартов, 1990. – 17 с.
10. ГАЗ-3307, 3309. «Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту» –М.: Третий Рим, 2007. – 186 с.
11. Глазков, Ю.Е. Технологический расчет и планировка автотранспортных предприятий: учебное пособие / Ю.Е. Глазков, Н.Е. Портнов, А.О. Хренников. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. тех. ун-та, 2008. – 80с.
12. ГОСТ 16350-80 Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических цепей. – М.: Издательство стандартов, 1981. – 113 с.
13. ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация. – М.: Издательство стандартов, 1980. – 18 с.
14. ГОСТ 12.1.005-88. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны. – М.: Издательство стандартов, 1988 – 24 с
15. ГОСТ 12.1.012-90: Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования. – М.: Издательство стандартов, 1991. – 32 с.
16. ГОСТ 6540-68 Гидроцилиндры и пневмоцилиндры. Ряды основных параметров – М.: Издательство стандартов, 1991. – 7 с.
17. Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учеб. для студ. средн. проф. учеб. заведений/ В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 496 с.
18. Ковалев В.П. Противопожарные мероприятия на предприятии: Организация и проведение: Производственно-практическое пособие. – М.: Альфа-Пресс, 2008. – 336 с.
19. Колганов И.М., Филиппов В.В. Проектирование приспособлений, прочностные расчеты, расчет точности сборки: Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2000. – 99 с.
20. Краткий автомобильный справочник. Том 3. Легковые автомобили. Часть 2 / Кисуленко Б.В. и др. – М.: НПСТ Трансконсалтинг, 2004. – 560 с.
21. Кузнецов, Е.С. Техническая эксплуатация автомобилей: учебник для вузов / под ред. Е.С. Кузнецова [и др.] – М: Наука, 2001. – 535с.
22. Малкин B.C. Техническая эксплуатация автомобилей Теоретические и практические аспекты учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / В С Малкин — М Издательский центр «Академия», 2007 — 288 с
23. Марьясина И.Е. Архитектурно-планировочные и конструктивные решения зданий для автомобильного транспорта. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: МАДИ, 1984. – 99 с.
24. Масуев М.А. Проектирование предприятий автомобильного транспорта. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.
25. Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ РМ-027-2003 . – М.:НЦЭНАС, 2004 . – 168с.
26. Напольский Г.М. Технологическое проектирование АТП и АТП: Учеб. для вузов. – М.:Транспорт,2003. – 271 с.
27. ОНТП-01-91. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта – М.: Гипроавтотранс, 1991. – 184 с.
28. Павлова Е.И. Экология транспорта Учебник для вузов. – М.: Транспорт, 2000. – 248 с.
29. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта /М-во автомоб.трансп.РСФСР. – М.: Транспорт, 1986. – 73 с.
30. Пучин Е.А. Технология ремонта машин / Е. А. Пучин, В. С. Новиков, Н. А. Очковский и др.; Под ред. Е. А. Пучина. – М.: КолосС, 2007. – 488 с
31. Рабинович Э.Х. Техническая эксплуатация автомобилей (раздел "Организация обслуживания и ремонта автомобилей): Конспект лекций. – Харьков: ХНАДУ, 2004 – 60 с.
32. РД 46448970-1041-99. Перечень основного технологического оборудования, рекомендуемого для оснащения предприятий, выполняющих услуги (работы) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. – М.: ФТОЛА-НАМИ, 1999, 32 с
33. Сарбаев В.И., Селиванов С.С., Коноплев В.Н., Демин Ю.Н. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: механизация и экологическая безопасность производственных процессов – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 448 с.
34. Сборник норм времени на техническое обслуживание и ремонт легковых, грузовых автомобилей. Том 1: РД 03112178-1023-99. [Действителен от 2001-01-01]. – М.: Центроргтрудавтотранс, 2001. – 172 с.
35. Смирнов В.Л., Прохоров Ю.С. и др. Автомобили ВАЗ. Технология ремонта узлов и агрегатов – Н. Новгород: АТИС, 2003. - 204 с.
36. Собурь С.В. Пожарная безопасность предприятия. Курс пожарнотехнического минимума: Справочник. — 8-е изд., доп. (с изм.). — М.: Пожкнига, 2004. — 496 c.
37. СП 52.13330.2011 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95* – М.: ОАО Центр проектной продукции в строительстве, 2011. – 76 с.
38. СП 12.13130.2009. Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности – М.: ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2009 – 30 с.
39. Табель технологического оборудования и специализированного инструмента для АТП, АТО и БЦТО. – М.: ЦБНТИ Минавтотранса РСФСР, 1983. – 98 с.
40. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / В. М. Власов [и др.]; под ред. В.М. Власова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.
41. Типовые проекты рабочих мест на автотранспортном предприятии. Изд. 2-e, перераб. и доп. – М.: Транспорт, 1977. – 197 с.
42. Токарев А.Н. Техническая эксплуатация автомобилей на маршруте. Учебное пособие. / Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2004 – 383 с.
43. Туревский И.С. Техническое обслуживание автомобилей. – М.: «Форум-Инфра», 2005. – 256 с.
44. Туревский И.С. Экономика и управление автотранспортным предприятием: учебное пособие – М.: Высшая школа, 2005. – 222с
45. Хакимов Р.Т. Расчет основных механизмов электромеханического подъемника: учебно-методическое руководство. – Спб.: РИО СПбГАУ, 2007. – 469 с.
46. Экономика автомобильного транспорта [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / под ред. Г. А. Кононовой. – М.: Академия, 2005. – 320 с.