Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образы западника и славянофила в водевилях конца 1840-х - начала 1850-х гг

Работа №134595

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы57
Год сдачи2018
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление
Введение
Глава 1. Изображение идейной полемики в водевиле В.А.Соллогуба
"Сотрудники, или Чужим добром не наживешься"
§1 Образ славянофила
1.1.Внешняя характеристика
1.2. Убеждения и взгляды
§2 Заключение
Глава 2. Водевиль П.А. Каратыгина "Натуральная школа" в
контексте журнальной полемики середины XIX века
§1. Прототипы в водевиле «Натуральная школа»
§2 «Репертуар и Пантеон» о «Натуральной школе»
Заключение
Источники и литература

Тема идеологической борьбы кружков западников и славянофилов
не раз привлекала внимание исследователей. В кругу рассматриваемых
проблем были отдельные аспекты этой борьбы: философский,
общественно-политический, культурный, исторический.
Цель настоящей работы — показать, какими являлись западники и
славянофилы в глазах именно их современников, а не в ретроспекции, в
свете философского, исторического, культурологического осмысления.
На данный момент мы имеем определенные образы участников обоих
идеологических лагерей: они обусловлены большой исторической
дистанцией, культурным багажом, историческими знаниями, которые
мы имеем. Но в таком виде образы сложились не сразу, современникам
славянофилы и западники представлялись совершенно иначе.
В центре настоящей работы вопрос – каково было отношение к
общественной полемике западников и славянофилов у двух
драматургов, никак к этой полемике не причастных, и как это
отношение нашло воплощение в их литературных произведениях.
Таким образом исследование поможет взглянуть, какими западники и
славянофилы были в глазах людей, которые не читали их дневников,
мемуаров, переписки, даже программных сочинений; как оба образа
начали формироваться в глазах современников. Впоследствии же этот
сложившийся шаблон начал функционировать в культуре и истории, но
истоки его могли быть разнообразны и неоднородны. Кроме того, оба
водевиля являются одними из первых публичных изображений того,
как западники и славянофилы могли предстать в глазах4
общественности, за пределами двух своих закрытых групп.
Литературные произведения, в той или иной мере затрагивающие
идейные столкновения западников и славянофилов, также могут быть
рассмотрены как экспликация взглядов современников в отношении
идеологической борьбы эпохи. Этим объясняется актуальность выбранной темы.
В соответствии с этой целью будут поставлены следующие задачи:
•проанализировать контекст возникновения рассматриваемых
произведений ("Сотрудники, или Чужим добром не наживешься"
В.А.Соллогуба, "Натуральная школа" П.А. Каратыгина.);
•предположить, что авторы знали о западниках и славянофилах на
момент написания произведений, как они эксплицировали свое знание,
что меняли и переиначивали в источниках, с которыми работали;
•на основе фонового материала попытаться сделать
предположения о конкретных прототипах тех или иных героев в анализируемых произведениях;
•далее - попытаться прийти к выводу, какой позиции в отношении
идейной полемики придерживались авторы анализируемых произведений;
•интегрировать их позицию в общий ход полемики;
•попытаться прийти к выводу о том, как жанровая специфика
произведений влияет на трансформацию источников, почему для
описания полемики избран тот или иной художественный метод; как в
рамках поэтики того или иного жанра раскрываются характеры героев.5
В качестве материала будут использованы программные
сочинения западников и славянофилов, так или иначе влияющие на ход
литературной полемики; воспоминания участников кружков,
переписку. Также источниками будут служить общие научные работы,
описывающие идейную борьбу середины XIX века и поэтику натуральной школы

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В конструировании образов, выведенных в водевилях, можно
обозначить две тенденции: во-первых, инерция водевильной традиции,
которая не подразумевает глубокой проработки персонажей и четко
выраженного психологизма. Вмещаясь в традиционную комедийную
форму, славянофил и западник даны нам как в некотором роде образы схемы, герои-пародии. Было бы некорректно судить героев водевилей по законам больших жанров, в основе их образов традиционно лежит
ирония, преувеличение.
Во-вторых, отчасти оба образа ангажированы отношением самих
авторов водевилей к идеологической полемике середины века или к
либерально настроенному окружению Белинского. Сам факт того, что
драматурги обратились к теме идеологической борьбы западников и
славянофилов или полемике вокруг натуральной школы в рамках
подобных «легких» жанров уже играет определенную роль.
Неслучайно автор первого водевиля затрагивал тему полемики дважды:
в повести «Тарантас» (1840 год) и во второй раз в драматической
пословице «Сотрудники» (1847 год).
Славянофил из пьесы «Сотрудники» Соллогуба предстает набором
клише, которые как до водевиля, так и впоследствии тиражировались.
Таким образ и вошел в культуру: патриархальный герой, презирающий
все западное, в национальном русском костюме и со связкой книг, не
раз в пьесе указывается на его совершенную оторванность от реальной
жизни; западник же дан в пьесе только чтобы оттенить героя51
Олеговича. Ирония Соллогуба в отношении Олеговича не злая,
уничижительная или инвективная, он не изображен подлецом или
недостойным человеком, авторской ненависти к нему не угадывается.
Соллогуб просто рисует нам пародию на участника славянофильского
кружка: возможно именно таким он предстал в глазах современников,
не имеющих отношения к идеологической борьбе эпохи. Если в
«Тарантасе» герой-славянофил имел внутреннюю точку зрения, его
образ был неоднозначным и эволюционировал, то в «Сотрудниках»
единственно возможная точка зрения на героя – точка зрения извне, а сам он совершенно одномерен.
Западник из пьесы «Натуральная школа» также обусловлен
авторским отношением. В нем угадываются настроения «Северной
пчелы» и даже определенные факты дают нам основания полагать, что
при создании пьесы Каратыгин так или иначе обращался к Булгарину
(об этом было сказано выше). Изобразив круг Белинского в подобной
анекдотической форме, так или иначе Каратыгин выразил к полемике и свое собственное отношение.
Герои водевилей представлены таким образом, что становится
понятно: авторы не вникали в суть полемики, в программы
идеологических кружков, не читали мемуаров, переписки и
воспоминаний современников. Раз драматурги не знали и не могли
знать особенностей дискуссий, становится понятно, что замкнутые
кружки западников и славянофилов изображались ими так, как они
выглядели со стороны – только формальные их проявления. С одной
стороны, борьба западников и славянофилов освещалась на страницах
толстых журналов, там затрагивались и философские и эстетические52
воззрения противоборствующих течений, их отношение к политике,
церкви, религии и так далее – полемика представлялась там
совершенно серьезно. С другой же стороны существовала и
противоположная точка зрения: ее могли разделять люди, которые
посещали театр, а толстые литературные журналы не читали – это
комическое осмысление полемики в рамках водевильной традиции.
Отношение к участникам идеологических лагерей здесь несерьезное,
ироническое, иногда даже скептическое, а сами участники
представляют собой смешных чудаков оторванных от реальной жизни.


1. Аксаков К.С. Избранные труды. М., 2010. 701 с.
2. Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: в 13 т. Т. 4. М., 1954. 672 с.
3. Булгарин Ф. В. Видок Фиглярин: Письма и агентур. записки Ф.В.
Булгарина в III отд-ние / подгот., предисл. и коммент. А.И.
Рейтблат. М., 1998. 703 с.
4. Булгарин Ф.В. Воспоминания: отрывки из виденного,
слышанного и испытанного в жизни / вступ. ст. и коммент. Н.Н.
Акимовой. СПб., 2012. 448 с.
5. <Булгарин Ф.В.> Русская литература // Северная пчела. 1846.№22. 26 янв.
6. <Булгарин Ф.В.> Смесь // Северная пчела. 1847. №160. 17 июля.
7. <Булгарин Ф.В.> Театральная хроника // Северная пчела. 1847.
№269. 27 нояб.
8. <Булгарин Ф.В.> Фельетон. Александринский театр // Северная
пчела. 1847. № 159. 16 июля.
9. <Булгарин Ф.В.> Фельетон. Журнальная всякая всячина //
Северная пчела. 1847. № 260. 15 нояб.
10. <Булгарин Ф.В.> Фельетон. Журнальная всякая всячина //
Северная пчела. 1847. № 282. 13 дек.
11. <Булгарин Ф.В.> Фельетон. Журнальная всякая всячина //
Северная пчела. 1848. №7. 10 янв.54
12. <Булгарин Ф.В.> Фельетон. Журнальная всякая всячина //
Северная пчела. 1847. №246. 1 нояб.
13. Герцен А.И. Собр. соч.: В 30-ти т. Т. 9. М., 1954. 355 с.
14. Каратыгин П.А. Записки // Русская старина: Ежемесячное
историческое издание. Том VII. СПб., 1873. С. 146 – 180.
15. Каратыгин П.А. Натуральная школа. СПб., 1847., 59 с.
16. Киреевский И.В. Киреевский П.В. Полн. собр. соч.: В 4 т. Т. 1.
Калуга, 2006. 312 с.
17. <Кони Ф.А.> Театральная летопись // Репертуар и Пантеон.
1848. № 1. Т I. Отд. II
18. Кюстин А. Россия в 1839 году: В 2 т. Т. 1 / пер. с фр. В. Мильчиной и И. Стаф; коммент. В. Мильчиной и А. Осповата. М.,
1996. 528 с.
19. Русский водевиль: сборник / сост. Н. Шантаренков. М., 1970.
424 с.
20. Самарин Ю.Ф. Сочинения. М., 1877. 350 с.
21. Соллогуб В.А. Водевили. М., 1937. 161 с.
22. Соллогуб В.А. Воспоминания графа В.А. Соллогуба: Гоголь,
Пушкин и Лермонтов. Новые сведения о предсмерт. поединке
Пушкина : Чит. в О-ве любителей рос. словесности. М., 1866. 71
с.
23. Хомяков А.С. Избранные статьи и письма / общ. ред., сост.,
коммент. Л.Е. Шапошников и др.; вступ. ст. Л.Е. Шапошников.
М., 2004. 474 с.55
Литература
1. Андреев Л.Г. Альфред де Мюссе и эволюция романтизма //
История французской литературы. М., 1987. С. 199–222.
2. Балакин А.Ю. «Литературный» водевиль 1830-1840-х годов:
водевиль как средство журнальной и литературной полемики //
Балакин А.Ю. Близко к тексту: Разыскания и предположения:
[статьи 1997–2017 гг.]. СПб., 2017. С. 261–280.
3. Борев Ю. Б. О комическом. М., 1957. 232 с.
4. Вацуро В.Э. Беллетристика Владимира Соллогуба // Вацуро В.Э.
Материалы к биографии. М., 2005. 688 с.
5. Виноградов В.В. Гоголь и натуральная школа // Виноградов В.В.
Поэтика русской литературы. М., 1976. С. 191–229.
6. Дудзинская Е.А. Славянофилы в общественной борьбе. М., 1983.
289 с.
7. История западноевропейского театра: В 8 т. Т. 3. М., 1955. 418 с.
8. История русского драматического театра: В 7 т. Т. 4. М., 1974.
509 с.
9. История русской драматургии XVIII – первая половина XIX века.
Л., 1982. 434 с.
10. Крупчанов Л.М. История русской литературной критики XIX
века. М., 2005. 384 с.56
11. Кулешов В. И. Натуральная школа в русской литературе XIX
века. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М., 1982. 224 с.
12. Кулешов В.И. История русской критики XVIII - XIX века. М.,
1972. 431 с.
13. Кулешов В.И. История русской литературы XIX века. Учеб.
пособие для студентов пед. и-тов. М., 2005. 314 с.
14. Лемке М.К. Николаевские жандармы и русская литература 1825-
-1856 гг. СПб., 1909. 626 с.
15. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. 290 с.
16. Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни // Лотман Ю.М.
Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства
(XVIII – начало XIX века). СПб., 1998. С. 270 - 312.
17. Недзвецкий В.А., Зыкова Г.В. Русская литературная критика
XVIII - XIX веков. М., 1994. 304 с.
18. Нечаева. В.С. В.Г. Белинский. Начало жизненного пути и
литературной деятельности. М., 1949. 156 с.
19. Петровская И. Ф., Сомина В. В. Театральный Петербург: Начало
XVIII века – октябрь 1917 года: Обозрение-путеводитель / под
общ. ред. И. Ф. Петровской. СПб.: 1994. 448 с.
20. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в
фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне). М., 1999. 413 с.
21. Рейтблат А.И. Фаддей Венедиктович Булгарин: идеолог,
журналист, консультант секретной полиции: Статьи и
материалы. М., 2016. 632 с.57
22. Русская драма эпохи Островского. М., 1984. 464 с.
23. Русская эстетика и критика 40-50-х годов XIX века. М., 1982.544 с.
24. Славянофилы в воспоминаниях, дневниках, переписке
современников. М., 2016. 656 с.
25. «Современник» против «Москвитянина». Литературнокритическая полемика первой половины 1850-х годов. СПб.,
2015. 872 с.
26. Сладкевич Н.Г. Очерки истории общественной мысли России в
конце 50 -- начале 60-х гг XIX века. Л., 1962. 285 с.
27. Федотов А.В. Русский театральный журнал в культурном
контексте 1840-х годов. Тарту, 2016. 178 с.
28. Цимбаев Н.И. Славянофильство: из истории русской
общественной мысли XIX в. М., 1986. 274 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ