Оглавление
Введение
Глава 1. Изображение идейной полемики в водевиле В.А.Соллогуба
"Сотрудники, или Чужим добром не наживешься"
§1 Образ славянофила
1.1.Внешняя характеристика
1.2. Убеждения и взгляды
§2 Заключение
Глава 2. Водевиль П.А. Каратыгина "Натуральная школа" в
контексте журнальной полемики середины XIX века
§1. Прототипы в водевиле «Натуральная школа»
§2 «Репертуар и Пантеон» о «Натуральной школе»
Заключение
Источники и литература
Тема идеологической борьбы кружков западников и славянофилов
не раз привлекала внимание исследователей. В кругу рассматриваемых
проблем были отдельные аспекты этой борьбы: философский,
общественно-политический, культурный, исторический.
Цель настоящей работы — показать, какими являлись западники и
славянофилы в глазах именно их современников, а не в ретроспекции, в
свете философского, исторического, культурологического осмысления.
На данный момент мы имеем определенные образы участников обоих
идеологических лагерей: они обусловлены большой исторической
дистанцией, культурным багажом, историческими знаниями, которые
мы имеем. Но в таком виде образы сложились не сразу, современникам
славянофилы и западники представлялись совершенно иначе.
В центре настоящей работы вопрос – каково было отношение к
общественной полемике западников и славянофилов у двух
драматургов, никак к этой полемике не причастных, и как это
отношение нашло воплощение в их литературных произведениях.
Таким образом исследование поможет взглянуть, какими западники и
славянофилы были в глазах людей, которые не читали их дневников,
мемуаров, переписки, даже программных сочинений; как оба образа
начали формироваться в глазах современников. Впоследствии же этот
сложившийся шаблон начал функционировать в культуре и истории, но
истоки его могли быть разнообразны и неоднородны. Кроме того, оба
водевиля являются одними из первых публичных изображений того,
как западники и славянофилы могли предстать в глазах4
общественности, за пределами двух своих закрытых групп.
Литературные произведения, в той или иной мере затрагивающие
идейные столкновения западников и славянофилов, также могут быть
рассмотрены как экспликация взглядов современников в отношении
идеологической борьбы эпохи. Этим объясняется актуальность выбранной темы.
В соответствии с этой целью будут поставлены следующие задачи:
•проанализировать контекст возникновения рассматриваемых
произведений ("Сотрудники, или Чужим добром не наживешься"
В.А.Соллогуба, "Натуральная школа" П.А. Каратыгина.);
•предположить, что авторы знали о западниках и славянофилах на
момент написания произведений, как они эксплицировали свое знание,
что меняли и переиначивали в источниках, с которыми работали;
•на основе фонового материала попытаться сделать
предположения о конкретных прототипах тех или иных героев в анализируемых произведениях;
•далее - попытаться прийти к выводу, какой позиции в отношении
идейной полемики придерживались авторы анализируемых произведений;
•интегрировать их позицию в общий ход полемики;
•попытаться прийти к выводу о том, как жанровая специфика
произведений влияет на трансформацию источников, почему для
описания полемики избран тот или иной художественный метод; как в
рамках поэтики того или иного жанра раскрываются характеры героев.5
В качестве материала будут использованы программные
сочинения западников и славянофилов, так или иначе влияющие на ход
литературной полемики; воспоминания участников кружков,
переписку. Также источниками будут служить общие научные работы,
описывающие идейную борьбу середины XIX века и поэтику натуральной школы
В конструировании образов, выведенных в водевилях, можно
обозначить две тенденции: во-первых, инерция водевильной традиции,
которая не подразумевает глубокой проработки персонажей и четко
выраженного психологизма. Вмещаясь в традиционную комедийную
форму, славянофил и западник даны нам как в некотором роде образы схемы, герои-пародии. Было бы некорректно судить героев водевилей по законам больших жанров, в основе их образов традиционно лежит
ирония, преувеличение.
Во-вторых, отчасти оба образа ангажированы отношением самих
авторов водевилей к идеологической полемике середины века или к
либерально настроенному окружению Белинского. Сам факт того, что
драматурги обратились к теме идеологической борьбы западников и
славянофилов или полемике вокруг натуральной школы в рамках
подобных «легких» жанров уже играет определенную роль.
Неслучайно автор первого водевиля затрагивал тему полемики дважды:
в повести «Тарантас» (1840 год) и во второй раз в драматической
пословице «Сотрудники» (1847 год).
Славянофил из пьесы «Сотрудники» Соллогуба предстает набором
клише, которые как до водевиля, так и впоследствии тиражировались.
Таким образ и вошел в культуру: патриархальный герой, презирающий
все западное, в национальном русском костюме и со связкой книг, не
раз в пьесе указывается на его совершенную оторванность от реальной
жизни; западник же дан в пьесе только чтобы оттенить героя51
Олеговича. Ирония Соллогуба в отношении Олеговича не злая,
уничижительная или инвективная, он не изображен подлецом или
недостойным человеком, авторской ненависти к нему не угадывается.
Соллогуб просто рисует нам пародию на участника славянофильского
кружка: возможно именно таким он предстал в глазах современников,
не имеющих отношения к идеологической борьбе эпохи. Если в
«Тарантасе» герой-славянофил имел внутреннюю точку зрения, его
образ был неоднозначным и эволюционировал, то в «Сотрудниках»
единственно возможная точка зрения на героя – точка зрения извне, а сам он совершенно одномерен.
Западник из пьесы «Натуральная школа» также обусловлен
авторским отношением. В нем угадываются настроения «Северной
пчелы» и даже определенные факты дают нам основания полагать, что
при создании пьесы Каратыгин так или иначе обращался к Булгарину
(об этом было сказано выше). Изобразив круг Белинского в подобной
анекдотической форме, так или иначе Каратыгин выразил к полемике и свое собственное отношение.
Герои водевилей представлены таким образом, что становится
понятно: авторы не вникали в суть полемики, в программы
идеологических кружков, не читали мемуаров, переписки и
воспоминаний современников. Раз драматурги не знали и не могли
знать особенностей дискуссий, становится понятно, что замкнутые
кружки западников и славянофилов изображались ими так, как они
выглядели со стороны – только формальные их проявления. С одной
стороны, борьба западников и славянофилов освещалась на страницах
толстых журналов, там затрагивались и философские и эстетические52
воззрения противоборствующих течений, их отношение к политике,
церкви, религии и так далее – полемика представлялась там
совершенно серьезно. С другой же стороны существовала и
противоположная точка зрения: ее могли разделять люди, которые
посещали театр, а толстые литературные журналы не читали – это
комическое осмысление полемики в рамках водевильной традиции.
Отношение к участникам идеологических лагерей здесь несерьезное,
ироническое, иногда даже скептическое, а сами участники
представляют собой смешных чудаков оторванных от реальной жизни.
1. Аксаков К.С. Избранные труды. М., 2010. 701 с.
2. Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: в 13 т. Т. 4. М., 1954. 672 с.
3. Булгарин Ф. В. Видок Фиглярин: Письма и агентур. записки Ф.В.
Булгарина в III отд-ние / подгот., предисл. и коммент. А.И.
Рейтблат. М., 1998. 703 с.
4. Булгарин Ф.В. Воспоминания: отрывки из виденного,
слышанного и испытанного в жизни / вступ. ст. и коммент. Н.Н.
Акимовой. СПб., 2012. 448 с.
5. <Булгарин Ф.В.> Русская литература // Северная пчела. 1846.№22. 26 янв.
6. <Булгарин Ф.В.> Смесь // Северная пчела. 1847. №160. 17 июля.
7. <Булгарин Ф.В.> Театральная хроника // Северная пчела. 1847.
№269. 27 нояб.
8. <Булгарин Ф.В.> Фельетон. Александринский театр // Северная
пчела. 1847. № 159. 16 июля.
9. <Булгарин Ф.В.> Фельетон. Журнальная всякая всячина //
Северная пчела. 1847. № 260. 15 нояб.
10. <Булгарин Ф.В.> Фельетон. Журнальная всякая всячина //
Северная пчела. 1847. № 282. 13 дек.
11. <Булгарин Ф.В.> Фельетон. Журнальная всякая всячина //
Северная пчела. 1848. №7. 10 янв.54
12. <Булгарин Ф.В.> Фельетон. Журнальная всякая всячина //
Северная пчела. 1847. №246. 1 нояб.
13. Герцен А.И. Собр. соч.: В 30-ти т. Т. 9. М., 1954. 355 с.
14. Каратыгин П.А. Записки // Русская старина: Ежемесячное
историческое издание. Том VII. СПб., 1873. С. 146 – 180.
15. Каратыгин П.А. Натуральная школа. СПб., 1847., 59 с.
16. Киреевский И.В. Киреевский П.В. Полн. собр. соч.: В 4 т. Т. 1.
Калуга, 2006. 312 с.
17. <Кони Ф.А.> Театральная летопись // Репертуар и Пантеон.
1848. № 1. Т I. Отд. II
18. Кюстин А. Россия в 1839 году: В 2 т. Т. 1 / пер. с фр. В. Мильчиной и И. Стаф; коммент. В. Мильчиной и А. Осповата. М.,
1996. 528 с.
19. Русский водевиль: сборник / сост. Н. Шантаренков. М., 1970.
424 с.
20. Самарин Ю.Ф. Сочинения. М., 1877. 350 с.
21. Соллогуб В.А. Водевили. М., 1937. 161 с.
22. Соллогуб В.А. Воспоминания графа В.А. Соллогуба: Гоголь,
Пушкин и Лермонтов. Новые сведения о предсмерт. поединке
Пушкина : Чит. в О-ве любителей рос. словесности. М., 1866. 71
с.
23. Хомяков А.С. Избранные статьи и письма / общ. ред., сост.,
коммент. Л.Е. Шапошников и др.; вступ. ст. Л.Е. Шапошников.
М., 2004. 474 с.55
Литература
1. Андреев Л.Г. Альфред де Мюссе и эволюция романтизма //
История французской литературы. М., 1987. С. 199–222.
2. Балакин А.Ю. «Литературный» водевиль 1830-1840-х годов:
водевиль как средство журнальной и литературной полемики //
Балакин А.Ю. Близко к тексту: Разыскания и предположения:
[статьи 1997–2017 гг.]. СПб., 2017. С. 261–280.
3. Борев Ю. Б. О комическом. М., 1957. 232 с.
4. Вацуро В.Э. Беллетристика Владимира Соллогуба // Вацуро В.Э.
Материалы к биографии. М., 2005. 688 с.
5. Виноградов В.В. Гоголь и натуральная школа // Виноградов В.В.
Поэтика русской литературы. М., 1976. С. 191–229.
6. Дудзинская Е.А. Славянофилы в общественной борьбе. М., 1983.
289 с.
7. История западноевропейского театра: В 8 т. Т. 3. М., 1955. 418 с.
8. История русского драматического театра: В 7 т. Т. 4. М., 1974.
509 с.
9. История русской драматургии XVIII – первая половина XIX века.
Л., 1982. 434 с.
10. Крупчанов Л.М. История русской литературной критики XIX
века. М., 2005. 384 с.56
11. Кулешов В. И. Натуральная школа в русской литературе XIX
века. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М., 1982. 224 с.
12. Кулешов В.И. История русской критики XVIII - XIX века. М.,
1972. 431 с.
13. Кулешов В.И. История русской литературы XIX века. Учеб.
пособие для студентов пед. и-тов. М., 2005. 314 с.
14. Лемке М.К. Николаевские жандармы и русская литература 1825-
-1856 гг. СПб., 1909. 626 с.
15. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. 290 с.
16. Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни // Лотман Ю.М.
Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства
(XVIII – начало XIX века). СПб., 1998. С. 270 - 312.
17. Недзвецкий В.А., Зыкова Г.В. Русская литературная критика
XVIII - XIX веков. М., 1994. 304 с.
18. Нечаева. В.С. В.Г. Белинский. Начало жизненного пути и
литературной деятельности. М., 1949. 156 с.
19. Петровская И. Ф., Сомина В. В. Театральный Петербург: Начало
XVIII века – октябрь 1917 года: Обозрение-путеводитель / под
общ. ред. И. Ф. Петровской. СПб.: 1994. 448 с.
20. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в
фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне). М., 1999. 413 с.
21. Рейтблат А.И. Фаддей Венедиктович Булгарин: идеолог,
журналист, консультант секретной полиции: Статьи и
материалы. М., 2016. 632 с.57
22. Русская драма эпохи Островского. М., 1984. 464 с.
23. Русская эстетика и критика 40-50-х годов XIX века. М., 1982.544 с.
24. Славянофилы в воспоминаниях, дневниках, переписке
современников. М., 2016. 656 с.
25. «Современник» против «Москвитянина». Литературнокритическая полемика первой половины 1850-х годов. СПб.,
2015. 872 с.
26. Сладкевич Н.Г. Очерки истории общественной мысли России в
конце 50 -- начале 60-х гг XIX века. Л., 1962. 285 с.
27. Федотов А.В. Русский театральный журнал в культурном
контексте 1840-х годов. Тарту, 2016. 178 с.
28. Цимбаев Н.И. Славянофильство: из истории русской
общественной мысли XIX в. М., 1986. 274 с.