Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Генеалогия образа в искусстве: на примере образа зеркала в искусстве Италии, Франции и США

Работа №134589

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы58
Год сдачи2016
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Становление образа зеркала в искусстве и культуре Европы
1.1 Бытовые и мифологические аспекты восприятия зеркала…………..6
1.2Возникновение зеркала как художественного образа…………….…12
2. Зеркало как образ гордыни (на примере живописи Караваджо)….15
2.1 На примере картины «Нарцисс у ручья»………………………….....15
2.2 На примере картины «Марфа и Мария»………………………….….20
3. Трансформация образа зеркала в XVIII-XIX в.в. Зеркало как
средство расширения пространства во французской живописи XIX века
4. Новые трактовки образа зеркала в искусстве XX века. Зеркало как
средство интеллектуальной игры……………………………….…….36
4.1 Зеркало как средство создания картин - фантазий в творчестве Рене
Магритта
4.2 Игра отражений в творчестве Роя Лихтенштейна
Заключение
Список литературы
Приложения

Зеркало – это предмет, который мы встречаем и обращаем на него внимание
ежедневно. Но также оно является объектом , который четко выделяется среди
всех других: с одной стороны, это предмет абсолютно заурядный и органично
вписавшийся в наш обиход, а с другой – оно имеет особую власть над
человеком, ведь каждое наше утро начинается именно с созерцания самого себя в отражении.
Кроме того, зеркало является популярным и многозначительным образом в
культуре, начиная со Средневековья и до сегодняшнего дня.
Образ зеркала и его семантика за все это время претерпели многочисленные
метаморфозы, получая различные гносеологические и эстетические значения.
Изменялось отношение человека к зеркалу, что находило отражение в
культуре и искусстве. Зеркало, в отличие от многочисленных предметов
повседневности, отличается множественностью семиотических значений. Во
все времена зеркало было неразрывно связано с познанием мира и
самопознанием человека. В рассмотрении данного вопроса существует
множество подходов с точки зрения других наук. В данной работе мы
анализируем его образ в художественной культуре и во взаимовлиянии с бытовым пониманием зеркала.
Предметом данного исследования является образ зеркала, его место и
проблематика в истории европейской живописи.
В связи с чем необходимо исследовать особенности исторического и
культурного становления образа зеркала, а также гносеологические и
психологические аспекты этого процесса, продолжающегося и на сегодняшний день.
Целью ВКР является рассмотрение генеалогии образа зеркала в истории европейской живописи в культурном контексте, прослеживание взаимовлияние художественной культуры и бытового восприятия.4
Задачи ВКР:
1. Исследовать культурно-исторические аспекты становления образа
зеркала в европейской художественной культуре.
2. Охарактеризовать традиционные для европейской культуры черты
художественного образа зеркала.
3. Выявить основные этапы расширения образных возможностей зеркала в европейской живописи.
4. Проанализировать «зеркальную» тему и ее характерные особенности в
художественном творчестве Караваджо.
5. Раскрыть основные характеристики образа зеркала в контексте
французской живописи XIX века (на примере творчества Жана Огюста Энгра и Эдуарда Мане)
6. Рассмотреть новые аспекты образа зеркала в искусстве XX века (на
примере творчества Рене Магритта и Роя Лихтенштейна)
Методы исследования:
1. Изучение литературы.
2. Сравнительный анализ живописных произведений.
3. Культурно – исторический метод исследования.
4. Компаративный метод.
По нашему мнению, тема нашла больший отклик в сфере культуры
повседневности, чем в истории культуры и искусства. Так, знаменателен труд
С. М. Бонне «История зеркала», выпущенный московским издательством5
«Новое литературное обозрение» в 2006 году. Книга освещает историческое
становление зеркала, его трансформацию из редкого и недоступного в
привычный для нашего обихода предмет, а также периоды отказа от него и
одобрения. К сожалению, совсем небольшое внимание в ней уделяется
проблематике образа зеркала в искусстве, которое неразрывно связано с культурой повседневности.
Большой вклад в исследование данной темы внес М. М. Бахтин в процессе
изучения им особенностей поэтики Ф. М. Достоевского и понятия «двойника»
у писателя. Образ зеркала также стал популярен и важен в психологии, так,
например, Жак Лакан определил его как важный предмет в жизни человека с
его самого рождения, влияющий на развитие самоидентификации. Большое
внимание образу зеркала в контексте живописной композиции уделяет Б.Р.
Виппер в своих многочисленных работах, где он исследует закономерности
развития живописных приемов.
Важными в ходе исследования стали работы Ю.М. Лотмана, который не раз
отмечал связь природы искусства с удвоением реальности: изобразительные
искусства есть отражения реальности. Идея отражения в зеркале представлена
также в трудах А. Ф. Лосева.
Новизна данной работы состоит в том, что зеркало – это образ, обладающий
множественностью значений и постоянно меняющийся в нашем сознании.
Чтобы понять всю полноту его связи с самосознанием и познанием мира,
невозможно ограничиваться лишь изучением зеркала – предмета в сфере
материальной культуры, необходимо использовать сложный
междисциплинарный подход. Зеркало – это универсальный предмет в нашей
жизни, ставший для многих совершенно заурядным, но характеризующийся
такой же смыслообразующей функцией как, например, часы или колесо.
Образ зеркала в контексте художественного творчества способен рассказать
многое о человеческом самопознании и познании окружающего его мира.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящей выпускной квалификационной работе была рассмотрена тема,
касающаяся образа зеркала в европейской живописи. Зеркало является
уникальным предметом, занимающим особое место в истории культуры
повседневности, эстетике и истории живописи. Взаимосвязь зеркала с
человеческим познанием прослеживается на протяжении многих веков. С
течением времени отношение к нему постоянно меняется, что отражается в
сфере художественной культуры. Зеркало, в отличие от большинства
предметов, окружающих человека, обладает большим гносеологическим потенциалом.
Трансформации образа зеркала непосредственно связаны как со сменой
мировоззренческих парадигм, так и с областью его бытового применения.
XIX век определяет образ зеркала с нескольких точек зрения: как
романтический – зеркало есть связующее звено между реальным и
трансцендентным, и как реалистический – отражение в зеркале есть отражение действительности.
С начала XX века семантика образа зеркала пытается освободиться от
смысловой нагрузки. Художники обращались к нему как к средству создания
фантастических образов в произведениях, а также как к предмету,
являющемуся важным элементом в среде повседневности.
Раскрыв процессы переосмысления зеркала как художественного и бытового,
нам удалось достичь цели нашей работы.
Однако, образ зеркала в культуре требует более глубокого изучения.
Перспективной темой для дальнейшего исследования являются современные
произведения искусства, например: «Облачные ворота», «Антиобъект» и
«Зеркало неба» индийско – британского художника Аниша Капура,
скульптуры голландца Яна Фабра, имеющие зеркальную поверхность.
В данной работе нам удалось проследить основные особенности развития
образа зеркала в европейской живописи в ее взаимодействии с бытовым
пониманием и выявить особую ценность образа зеркале в художественной культуре.
Тема исследования является перспективной в дальнейшем изучении, так как
имеется множество аспектов ее рассмотрения. В настоящее время зеркало
перестало быть объектом, включенным в художественные произведения (картины и скульптуры).
Перспективным направлением дальнейшего исследования является
использование зеркала и зеркальных поверхностей в качестве арт – объекта в
городских пространствах, демонстрирующих сильную связь искусства и урбанистики в современной культуре


1. Арган Дж. К. История итальянского искусства: Пер. с ит. В 2 т. Т. 2.⎯
М.: Радуга, 1990.
2. Бахтин М.М. Дополнения и изменения к «Достоевскому» // Бахтин
М.М. Собрание сочинений: В 7 т. М.: Институт мировой литературы
им. А. М. Горького РАН. — М., 1997–2012. Т. VI 2008.
3. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Бахтин
М.М. Собрание сочинений: В 7 т. М.: Институт мировой литературы
им. А. М. Горького РАН. — М., 1997–2012. Т. V, 2008.
4. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе (Очерки по
исторической поэтике) // Вопросы литературы и эстетики. — М.:
Худож. Лит., 1975.
5. Башляр Г. Поэтика пространства. / Пер. с фр. Н. Кулиш. ⎯ М.: Ад
Маргинем Пресс, 2014
6. Бодлер Ш. Мое обнаженное сердце: Статьи, эссе. ⎯ СПб.: ЛимбусПресс. 2012.
7. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства ⎯ М.: 1985.
8. Виппер Б.Р. Проблема реализма в итальянской живописи XVII–
XVIII веков. ⎯ М.: 1966.
9. Гнедич П.П. История искусств. Современная версия. ⎯ М.: Эксмо,
2002.
10.Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. ⎯ М.: Искусство, 1970.
11.Гомперц У. Непонятное искусство: от Моне до Бэнкси. ⎯ М.: Синдбад,
2016.
12.Гройс Б. Политика поэтики. ⎯ М.: Ад Маргинем Пресс, 2012.
13.Даниэль С.М. Картина классической эпохи. Проблема композиции
западноевропейской живописи XVII века. ⎯ Л.: Искусство, 1986.
14.Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство. — М.:
Высш. шк., 2000.47
15.Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца XVIII –
XX в.в. — Л.: 1990.
16.Кантор А.М. Изобразительное искусство XX века. — М.: 1973
17.Крэри Д. Техники наблюдателя. ⎯ М.: V-A-C press, 2014
18.Лосев А.Ф Очерки античного символизма и мифологии. ⎯ М.: Мысль,
1993.
19.Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия «Мир
искусств»). ⎯ СПб.: Академический проект, 2002.
20.Мельшиор-Бонне Сабин. История зеркала/ Предисл. Жана Делюмо.
Пер. с фр. Ю.М. Розенберг. ⎯ М.: Новое литературное обозрение,
2006.
21.Полевой В.М. Малая история искусств. Искусство XX века. ⎯ М.:
Искусство, 1991.
22.Публий Овидий Назон. Метаморфозы. / Пер. с лат. С. Шервинского ⎯
М.: Художественная литература, 1977.
23.Фуко M. Живопись Мане. / Пер. с фр. А. В. Дьякова. — СПб.:
Владимир Даль, 2011.
24.Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / Пер. с фр. В.
П. Визгина, Н. С. Автономовой. ⎯ СПб.: A-cad, 1994.
25.Ходж С. Современное искусство в деталях. / Пер. с англ. Дж. Карризи.
⎯ М.: Магма, 2014.
26.Чулков О. А. «Живые зеркала». Мифология и метафизика отраженного
образа // AKADHMEIA. Материалы и исследования по истории
платонизма. ⎯ СПб.: 2000. Вып. 3.
27.Doris S. Pop art and the contest over American culture // University of
Memphis Cambridge University Press. ⎯ 2014.
28.Evans D. An Introductory Dictionary of Lacanian Psychoanalysis / Dylan
Evans. — 1996.48
Энциклопедии:
1. Всеобщая история искусства. Т.4. — М.: 1963.
2. Всеобщая история искусства. Т.5. — М.: 1963.
3. Европейская живопись. Энциклопедия. — М.: 1999.
4. История живописи всех времен и
народов. Т.3 / А.Бенуа. ⎯ СПб.: Нева, 2003.
5. История мировой культуры. — М.: Академия. 2003.
6. Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия / авт.-сост. В.Э. Багдасарян,
И.Б. Орлов, В.Л. Телицын; под общ. ред. В.Л. Телицына. — 2-е изд. —
М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005.
7. Словарь искусств / Пер. с англ. Т. Гвоздевой, Ю. Дубровина, О.
Зверевой. — М.: 1996.
Интернет – ресурсы:
1. Lichtenstein: A Retrospective //http://www.tate.org.uk/whats-on/tatemodern/exhibition/lichtenstein, 15.04.2016
2. Diagram of an Artist: Roy Lichtenstein //
http://www.youtube.com/watch?v=gOsLpoa6c_4, 21.04.2016

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ