Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ № 78 города Пензы.
Выборка: 40 обучающихся начальной школы.
Есть приложения.
Введение 3
1 Теоретическое изучение феноменов агрессивности, тревожности, эмоционального состояния обучающихся начальной школы 5
1.1 Определение и сущность психологических феноменов агрессивности, тревожности, эмоционального состояния в отечественной литературе 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся начальной школы 12
2 Эмпирическое исследование динамики агрессивности, тревожности, эмоционального состояния у обучающихся начальной школы 18
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 18
2.2 Оценка динамики агрессивности, тревожности и эмоционального состояния у обучающихся начальной школы 20
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложение А 35
Приложение Б 37
Приложение В 39
Актуальность исследования. Известно, что эмоциональное состояние ученика начальной школы определяет его успешность в обучении, построении коммуникативных связей со сверстниками, оказывает влияние на становлении личности ребенка. В настоящее время, в условиях модернизации отечественного образования, уже с начальной ступени обучения на ученике лежит большая ответственность в освоении обширной образовательной программы. Трудности в освоении образовательных программ в сумме с иными факторами (семейной ситуацией, общении со сверстниками) влияет на развитие тревожности ребенка. Повышенная тревожность может сказаться как на психологическом состоянии, так и на физическом здоровье ученика начальной школы. Агрессивность в данном возрастном периоде зачастую возникает как в отношениях между одноклассниками, так и по отношению ко взрослым (родителям, учителям). Актуальность темы на практическом уровне подтверждается необходимостью формирования у детей начальной школы стабильного эмоционального состояния, снижения уровня тревожности и агрессивности для успешного развития личности. С теоретической стороны, актуальность темы состоит в научном интересе изучения динамики развития данных психологических феноменов и пополнении научных данных в изучаемом вопросе.
Цель исследования: изучение динамики агрессивности, тревожности и эмоционального состояния обучающихся начальной школы.
Объект исследования: психологические феномены агрессивности, тревожности, эмоционального состояния обучающихся начальной школы
Предмет исследования: динамика проявлений агрессивности, тревожности, и эмоционального состояния у обучающихся начальной школы.
Задачи исследования:
1) определить сущность психологических феноменов агрессивности, тревожности, эмоционального состояния в отечественной литературе;
2) описать психолого-педагогическую характеристику обучающихся начальной школы;
3) провести исследование динамики агрессивности, тревожности, эмоционального состояния у обучающихся начальной школы.
Методы исследования:
теоретические методы: изучение и анализ научных трудов современников по теме исследования;
эмпирические методы: психодиагностика агрессивности, тревожности, эмоционального состояния обучающихся начальной школы, обобщение и систематизация выводов.
Психодиагностические методики исследования:
тест тревожности. Методика "Выбери нужное лицо" (Авторы: Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен);
Методика «Кто есть кто, когда сердится? Почему и как часто кто бывает?» (Автор: А.Романова)
Методика «Дерево» (Автор: Д. Лампен)
В первой теоретической главе были решены первая и вторая поставленные задачи. При определении сущности психологических феноменов агрессивности, тревожности, эмоционального состояния было установлено:
1. Агрессивность – форма реагирования человека на условия изменяющейся среды; один из способов достижения желаемого; устойчивая личностная характеристика человека, предрасположенного к деструктивной форме поведения и причинения вреда другому.
2. Тревожность – личностная характеристика человека, которая отражает повышенную чувствительность к условиям окружающей среды и проявляющаяся в повышенном чувстве тревоги.
3. Эмоциональное состояние – психофизиологический процесс, который определяет и регулирует деятельность и поведение, отражающий субъективное значение определенных объектов и ситуаций для человека, представляющийся в виде переживаний аффекта, эмоций, чувств, настроения.
При рассмотрении психолого-педагогической характеристики обучающихся начальной школы было определенно следующее: в данном возрастном периоде происходит активное формирование психических и психологических новообразований. Среди психических новообразований происходит активное развитие абстрактного мышления, развивается обобщение; память переходит к более сложным механизмам запоминания (смысловому); повышается устойчивость внимания. Психологические новообразования (самооценка, эмоциональные проявления, субъективное поведение) происходят в эмоционально-волевой сфере, однако, опосредуются рядом трудностей: повышенной тревожностью, трудностью адаптации к школе, агрессии, сложностями в социализации, вхождение в социальную роль «ученика».
Для решения третьей поставленной задачи и исследовании динамики агрессивности, тревожности и эмоциональных состояний обучающихся начальной школы было проведено эмпирическое исследование. В исследовании приняло участие 40 младших школьников, включая учеников первого, второго, третьего и четвертого класса. Проведенное исследование позволило сделать выводы:
1. В динамике агрессивность проявляется следующим образом: меньшие показатели у детей первого класса, усредненные значения у детей второго и третьего класса, высокие показатели у детей четвертого класса. Было установлено что данный психологический феномен обладает характеристикой повышения к концу периода младшего школьного возраста.
2. В динамике тревожности наблюдается следующее: более выражена тревожность у детей первого класса, усредненные показатели во втором, третьем и четвертом классе. Было установлено, что к четвертому классу показатели тревожности уменьшаются (отсутствие высоких значений).
3. В динамике эмоционального состояния обучающихся начальной школы было установлено, что в первом, втором и третьем классе выражена общительность, мотивация на развлечения, что объясняется возрастными особенностями. Эмоциональное состояние у детей второго и третьего класса комфортное, наблюдается устойчивость. В четвертом классе наблюдается появление таких новых установок как: лидерство, преодоление препятствий. Однако, в четвертом классе, в отличии от других групп испытуемых, присутствует кризисное состояние. В общем и целом, было определено, что эмоциональное состояние находится параллельно с появлением мотива обучения, появляются новые установки, к четвертому классу проявления, характерные для младшего возраста снижаются.
Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты. Исследование будет интересным для ознакомления специалистам, работающим с категорией детей младшего школьного возраста, а также их родителям, и позволит понимать динамику психологических проявлений деструктивных форм реагирования (тревожности, агрессивности) и эмоциональных состояний детей, обучающихся в начальной школе.