Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Динамика агрессивности, тревожности и эмоционального состояния обучающихся начальной школы (Пензенский Государственный Университет)

Работа №134581

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы39
Год сдачи2023
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
61
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ № 78 города Пензы.
Выборка: 40 обучающихся начальной школы.
Есть приложения.

Введение 3
1 Теоретическое изучение феноменов агрессивности, тревожности, эмоционального состояния обучающихся начальной школы 5
1.1 Определение и сущность психологических феноменов агрессивности, тревожности, эмоционального состояния в отечественной литературе 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся начальной школы 12
2 Эмпирическое исследование динамики агрессивности, тревожности, эмоционального состояния у обучающихся начальной школы 18
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 18
2.2 Оценка динамики агрессивности, тревожности и эмоционального состояния у обучающихся начальной школы 20
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложение А 35
Приложение Б 37
Приложение В 39

Актуальность исследования. Известно, что эмоциональное состояние ученика начальной школы определяет его успешность в обучении, построении коммуникативных связей со сверстниками, оказывает влияние на становлении личности ребенка. В настоящее время, в условиях модернизации отечественного образования, уже с начальной ступени обучения на ученике лежит большая ответственность в освоении обширной образовательной программы. Трудности в освоении образовательных программ в сумме с иными факторами (семейной ситуацией, общении со сверстниками) влияет на развитие тревожности ребенка. Повышенная тревожность может сказаться как на психологическом состоянии, так и на физическом здоровье ученика начальной школы. Агрессивность в данном возрастном периоде зачастую возникает как в отношениях между одноклассниками, так и по отношению ко взрослым (родителям, учителям). Актуальность темы на практическом уровне подтверждается необходимостью формирования у детей начальной школы стабильного эмоционального состояния, снижения уровня тревожности и агрессивности для успешного развития личности. С теоретической стороны, актуальность темы состоит в научном интересе изучения динамики развития данных психологических феноменов и пополнении научных данных в изучаемом вопросе.
Цель исследования: изучение динамики агрессивности, тревожности и эмоционального состояния обучающихся начальной школы.
Объект исследования: психологические феномены агрессивности, тревожности, эмоционального состояния обучающихся начальной школы
Предмет исследования: динамика проявлений агрессивности, тревожности, и эмоционального состояния у обучающихся начальной школы.
Задачи исследования:
1) определить сущность психологических феноменов агрессивности, тревожности, эмоционального состояния в отечественной литературе;
2) описать психолого-педагогическую характеристику обучающихся начальной школы;
3) провести исследование динамики агрессивности, тревожности, эмоционального состояния у обучающихся начальной школы.
Методы исследования:
 теоретические методы: изучение и анализ научных трудов современников по теме исследования;
 эмпирические методы: психодиагностика агрессивности, тревожности, эмоционального состояния обучающихся начальной школы, обобщение и систематизация выводов.
Психодиагностические методики исследования:
 тест тревожности. Методика "Выбери нужное лицо" (Авторы: Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен);
 Методика «Кто есть кто, когда сердится? Почему и как часто кто бывает?» (Автор: А.Романова)
 Методика «Дерево» (Автор: Д. Лампен)


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой теоретической главе были решены первая и вторая поставленные задачи. При определении сущности психологических феноменов агрессивности, тревожности, эмоционального состояния было установлено:
1. Агрессивность – форма реагирования человека на условия изменяющейся среды; один из способов достижения желаемого; устойчивая личностная характеристика человека, предрасположенного к деструктивной форме поведения и причинения вреда другому.
2. Тревожность – личностная характеристика человека, которая отражает повышенную чувствительность к условиям окружающей среды и проявляющаяся в повышенном чувстве тревоги.
3. Эмоциональное состояние – психофизиологический процесс, который определяет и регулирует деятельность и поведение, отражающий субъективное значение определенных объектов и ситуаций для человека, представляющийся в виде переживаний аффекта, эмоций, чувств, настроения.
При рассмотрении психолого-педагогической характеристики обучающихся начальной школы было определенно следующее: в данном возрастном периоде происходит активное формирование психических и психологических новообразований. Среди психических новообразований происходит активное развитие абстрактного мышления, развивается обобщение; память переходит к более сложным механизмам запоминания (смысловому); повышается устойчивость внимания. Психологические новообразования (самооценка, эмоциональные проявления, субъективное поведение) происходят в эмоционально-волевой сфере, однако, опосредуются рядом трудностей: повышенной тревожностью, трудностью адаптации к школе, агрессии, сложностями в социализации, вхождение в социальную роль «ученика».
Для решения третьей поставленной задачи и исследовании динамики агрессивности, тревожности и эмоциональных состояний обучающихся начальной школы было проведено эмпирическое исследование. В исследовании приняло участие 40 младших школьников, включая учеников первого, второго, третьего и четвертого класса. Проведенное исследование позволило сделать выводы:
1. В динамике агрессивность проявляется следующим образом: меньшие показатели у детей первого класса, усредненные значения у детей второго и третьего класса, высокие показатели у детей четвертого класса. Было установлено что данный психологический феномен обладает характеристикой повышения к концу периода младшего школьного возраста.
2. В динамике тревожности наблюдается следующее: более выражена тревожность у детей первого класса, усредненные показатели во втором, третьем и четвертом классе. Было установлено, что к четвертому классу показатели тревожности уменьшаются (отсутствие высоких значений).
3. В динамике эмоционального состояния обучающихся начальной школы было установлено, что в первом, втором и третьем классе выражена общительность, мотивация на развлечения, что объясняется возрастными особенностями. Эмоциональное состояние у детей второго и третьего класса комфортное, наблюдается устойчивость. В четвертом классе наблюдается появление таких новых установок как: лидерство, преодоление препятствий. Однако, в четвертом классе, в отличии от других групп испытуемых, присутствует кризисное состояние. В общем и целом, было определено, что эмоциональное состояние находится параллельно с появлением мотива обучения, появляются новые установки, к четвертому классу проявления, характерные для младшего возраста снижаются.
Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты. Исследование будет интересным для ознакомления специалистам, работающим с категорией детей младшего школьного возраста, а также их родителям, и позволит понимать динамику психологических проявлений деструктивных форм реагирования (тревожности, агрессивности) и эмоциональных состояний детей, обучающихся в начальной школе.



1. Агрессивные дети. Проективная методика А. Романова по диагностике агрессивности у детей [Электронный ресурс] URL: http://www.psihdocs.ru/agressivnie-deti.html?page=6 (дата обращения: 03.02.2023)
2. Анохин, П.К. Философские аспекты теории функциональной системы [Электронный ресурс] URL: http://elib.gnpbu.ru/text/anohin_filosofskie-aspekty_1978/go,4;fs,1/ (дата обращения: 13.01.2023)
3. Барничев, Д.А. Определение уровня агрессивного поведения в младшем школьном возрасте / Д.А. Барничев, Е.Н. Белоус // Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт. – 2022. – №1. – С.262-266.
4. Батенова, Ю.В. Исследование факторов повышения умственной работоспособности и снижения социальной тревожности младших школьников / Ю.В. Батенова, Е.Ю. Волчегорская, С.В. Ежова, О.Г.Филиппова // Вестник НГПУ. – 2022. – №4. – С.26-46.
5. Гриднев, А.О. Психологические особенности агрессивного поведения современных младших школьников в общеобразовательном учреждении / А.О. Гриднев, Д.К. Романов, К.М. Романов // Огарёв-Online. – 2021. – №16 (169). – С.1-6.
6. Желанова, А.М. Особенности проявления акцентуации характера у детей младшего школьного возраста / А.М. Желанова // Бюллетень науки и практики. – 2019. – №5. – С.1-7.
7. Касимова, Р.Ш. Формирование эмоциональной сферы младших школьников в условиях детского коллектива / Р.Ш. Касимова, М.А. Сиразиева // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №62-2. – С.110-114.
8. Кочнева, Е.М. Психолого-педагогическая профилактика и коррекция неконструктивных форм поведения младших школьников / Е.М. Кочнева, Д.С. Зайцева, Л.М.К. Алимирзоева // Мир науки. Педагогика и психология. –2021. – №3. – С.1-15.
9. Куницына, И.А. Психологические характеристики младших школьников с разным уровнем самооценки / И.А. Куницына, С.С. Попов, Е.Н. Яхудина // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2018. – №4. – С.75-89.
10. Лукина, М.Л. Детская тревожность / М.Л. Лукина // Наука и образование сегодня. – 2021. – №7 (66). – С.49-52.
11. Минакова, С.С. Особенности коммуникативных навыков агрессивных детей / С.С. Минакова, А.А. Николаева, И.А. Савченко // Бюллетень науки и практики. – 2019. – №7. – С.1-7.
12. Мисунов, С.Н. Понятие тревожности / С.Н. Мисунов // Вестник науки. – 2021. – №2 (35). – С.17-21.
13. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник для среднего профессионального образования / Л. Ф. Обухова. – М.:Юрайт, 2023. – 460 с.
14. Попова, С.И. Технология регулирования эмоциональных состояний учащегося / С.И. Попова // Российский психологический журнал. – 2018. – №1. – С.187-205.
15. Психологические тесты по социальной психологии. Тест «Дерево с человечками» [Электронный ресурс] URL: https://psylaser.ru/practice/practice-social-psychology/psychological-tests-social-psychology/tree-with-little-men.html (дата обращения: 03.02.2023)
16. Рябикина, З.И. Диспозиция «Базовая агрессия-Базовый страх» в структуре субъектной активности личности / З.И. Рябикина, С.Н. Петросьян // Вестник Университета Российской академии образования. – 2020. – №. 5. – С. 4-14.
17. Сериков, А.Е. Типичные эмоциональные состояния / А.Е. Сериков / Гуманитарный вектор. – 2019. – №4. – С.98-107.
18. Тест тревожности. Портал системы образования города Нижневартовска [Электронный ресурс] URL: https://edu-nv.ru › blog › entry › test-temml-dorki-amen (дата обращения: 03.02.2023)
19. Фархшатова, И.А. Педагогическая поддержка эмоционального развития детей младшего школьного возраста / И.А. Фархшатова // Концепт. –2021. – №6. – С.57-67.
20. Шалагинова, К.С. Исследование особенностей познавательной деятельности младших школьников / К.С. Шалагинова, С.А. Залыгаева // МНИЖ. – 2021. – №7-2 (109). – С.161-166.
21. Шумаков, В.А. Социально-психологическая адаптация младших школьников к обучению в школе как условие их эмоционального благополучия / В.А. Шумаков, Д.А. Дубровина, А.В. Платонова // Психология. Психофизиология. – 2019. – №4. – С.63-71.
22. Юркина, Л.В. Взаимосвязь школьной тревожности и успеваемости учащихся начальной школы / Л.В. Юркина, С.А. Шумакова // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2022. – №9. – С.909-916.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ