РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ
|
Введение 3
Глава I Теоритические аспекты формирования познавательного интереса с обучающимися в процессе внеклассной работы на декоративно-прикладному искусству 6
1.1 Психолого - педагогические особенности формирования
Познавательного интереса у учащихся подросткового возраста
1.2. Анализ программ дополнительного образования в области
Декоративно-прикладного искусства 15
Глава II Практика организации и проведения внеклассных занятий по декоративно-прикладному искусству 22
2.1. Формы проведения внеклассных занятий по созданию
исторического костюма с учащимися подросткового возраста в Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Белгородский областной Дворец детского творчества» 22
2.2. Содержание внеклассных занятий по созданию исторического костюма с учащимися подросткового возраста 29
2.3 Экспериментальная работа по формированию познавательного интереса на внеклассных занятий по созданию исторического костюма с учащимися подросткового возраста
Глава III Описание творческой части дипломного исследования на тему «Декоративно¬прикладное искусство в историческом костюме» 41
3.1. Обоснование выбора темы и определения содержания
Творческой работы 41
3.2. Методика выполнения творческой части дипломной работы
«Декоративно-прикладное искусство в историческом костюме» 46
Биографический список 55
Заключение 58
Приложения 62
Глава I Теоритические аспекты формирования познавательного интереса с обучающимися в процессе внеклассной работы на декоративно-прикладному искусству 6
1.1 Психолого - педагогические особенности формирования
Познавательного интереса у учащихся подросткового возраста
1.2. Анализ программ дополнительного образования в области
Декоративно-прикладного искусства 15
Глава II Практика организации и проведения внеклассных занятий по декоративно-прикладному искусству 22
2.1. Формы проведения внеклассных занятий по созданию
исторического костюма с учащимися подросткового возраста в Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Белгородский областной Дворец детского творчества» 22
2.2. Содержание внеклассных занятий по созданию исторического костюма с учащимися подросткового возраста 29
2.3 Экспериментальная работа по формированию познавательного интереса на внеклассных занятий по созданию исторического костюма с учащимися подросткового возраста
Глава III Описание творческой части дипломного исследования на тему «Декоративно¬прикладное искусство в историческом костюме» 41
3.1. Обоснование выбора темы и определения содержания
Творческой работы 41
3.2. Методика выполнения творческой части дипломной работы
«Декоративно-прикладное искусство в историческом костюме» 46
Биографический список 55
Заключение 58
Приложения 62
Актуальность исследования. Проблема развития познавательного интереса к художественной культуре является актуальной. Она обусловлена противоречиями между потребностями общества в сохранении и развитии художественно творческой активности и недостаточно эффективной реализацией ее педагогического потенциала.
Система современного образования представляет собой сложный механизм, в котором взаимодействуют две основные составляющие общее и дополнительное образование. Общее образование дает необходимую подготовку, определенную учебную основу для дальнейшего выбора любой профессии. Дети подросткового возраста объединяются на внеклассных занятиях, что необходимо для развития познавательного интереса.
Познавательный интерес у школьников возраста развивается разными средствами, но эта работа была более эффективна, если бы педагогу были бы предоставлены методические рекомендации, направленные на развитие познавательного интереса. Тогда у учащихся будут больше стремлений к познанию, более полным и глубоким знаниям.Под влиянием интереса развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов, с какими обучающийся, например, обращается к педагогу, к родителям, взрослым, выясняя сущность интересующего его явления.
Цель:разработать методические рекомендации для проведении занятий с обучающимися подросткового возраста по созданию образа исторического костюма в декоративно-прикладном искусстве на примере создания эскиза исторического костюма.
Задачи:
1. рассмотреть теоретические аспекты формирования познавательного интереса у обучающихся на занятиях по декоративно-прикладному искусству во внеурочной деятельности;
2. изучить передовой педагогический опыт;
3. выявить методические аспекты по формированию познавательного интереса на занятиях декоративно-прикладного искусства с обучающимися подросткового возраста.
Объект исследования - процесс развития познавательного интереса у учащихся внеклассной работы декоративно-прикладного искусства
Предметом исследования -методы развития познавательные интереса у учащихся внеклассной работы декоративно-прикладного искусства
Гипотеза исследования - если разработать методические рекомендации для проведении занятий для учащихся подросткового возраста образы исторического костюма в декоративно-прикладном искусстве, то эта работа будет более эффективна, потому что все это формирует и развивает личность учащегося.
Методология исследования:В вопросе освоения учащимися изобразительного искусство мы опирались на личностный подход познавательного интереса, который отражен в работах была рассмотрена в работах психологов В.П.Беспалько, Е.В. Бондаревской, О.С.Гребенюк, В.И. Загвязинского, В.С.Ильина, А.Н.Леонтьева, И.Я.Ланиной, Н.Г.Морозова, В.Н.Мясищева, Ф.К.Савиной, Г.И.Щукиной и др.педагогов В. Д.Шадриков,Р.Берж, специалистов вобласти методики преподавания изобразительного искусство Е. Макарова, П. П. Чистяков.
Методы исследования:
1. Анализ литературы по теме исследования;
2. Анализ образцов по декоративно-прикладному искусству;
3. Эмпирический (проведение эксперимента рабочей программы);
4. Изучения передового педагогическогоопыта;
5. Наблюдения за процессом работы школьников;
6. Анализ работ, выполненных учениками;
7. Педагогический эксперимент.
Практическая значимость - результаты исследования могут использоваться при проведении вне классных занятий по изобразительному искусству с учащимися подросткового возраста по декоративно-прикладному искусству.
Этапы проведения исследования:
Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе в 2015-16 гг. была выбрана тема исследования, сформулирован научный аппарат исследования, проанализирована научная литература по проблеме исследования.
На втором этапе во время прохождении практики в 2016 г. был проведен констатирующий эксперимент. По его итогам была создана модель формирующего эксперимента,после которого был проведен итоговый эксперимент.
На третьем этапе в течение 2016-17 годов материалы исследования были обобщены и оформлены в текстовом варианте, выполнялась практическая часть работы.
Экспериментальная база исследования: студия моды «Гармония» в ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества».
Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы и творческой части, которая состоит из эскизов к костюмам и трех манекенов с историческими костюмами.
Система современного образования представляет собой сложный механизм, в котором взаимодействуют две основные составляющие общее и дополнительное образование. Общее образование дает необходимую подготовку, определенную учебную основу для дальнейшего выбора любой профессии. Дети подросткового возраста объединяются на внеклассных занятиях, что необходимо для развития познавательного интереса.
Познавательный интерес у школьников возраста развивается разными средствами, но эта работа была более эффективна, если бы педагогу были бы предоставлены методические рекомендации, направленные на развитие познавательного интереса. Тогда у учащихся будут больше стремлений к познанию, более полным и глубоким знаниям.Под влиянием интереса развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов, с какими обучающийся, например, обращается к педагогу, к родителям, взрослым, выясняя сущность интересующего его явления.
Цель:разработать методические рекомендации для проведении занятий с обучающимися подросткового возраста по созданию образа исторического костюма в декоративно-прикладном искусстве на примере создания эскиза исторического костюма.
Задачи:
1. рассмотреть теоретические аспекты формирования познавательного интереса у обучающихся на занятиях по декоративно-прикладному искусству во внеурочной деятельности;
2. изучить передовой педагогический опыт;
3. выявить методические аспекты по формированию познавательного интереса на занятиях декоративно-прикладного искусства с обучающимися подросткового возраста.
Объект исследования - процесс развития познавательного интереса у учащихся внеклассной работы декоративно-прикладного искусства
Предметом исследования -методы развития познавательные интереса у учащихся внеклассной работы декоративно-прикладного искусства
Гипотеза исследования - если разработать методические рекомендации для проведении занятий для учащихся подросткового возраста образы исторического костюма в декоративно-прикладном искусстве, то эта работа будет более эффективна, потому что все это формирует и развивает личность учащегося.
Методология исследования:В вопросе освоения учащимися изобразительного искусство мы опирались на личностный подход познавательного интереса, который отражен в работах была рассмотрена в работах психологов В.П.Беспалько, Е.В. Бондаревской, О.С.Гребенюк, В.И. Загвязинского, В.С.Ильина, А.Н.Леонтьева, И.Я.Ланиной, Н.Г.Морозова, В.Н.Мясищева, Ф.К.Савиной, Г.И.Щукиной и др.педагогов В. Д.Шадриков,Р.Берж, специалистов вобласти методики преподавания изобразительного искусство Е. Макарова, П. П. Чистяков.
Методы исследования:
1. Анализ литературы по теме исследования;
2. Анализ образцов по декоративно-прикладному искусству;
3. Эмпирический (проведение эксперимента рабочей программы);
4. Изучения передового педагогическогоопыта;
5. Наблюдения за процессом работы школьников;
6. Анализ работ, выполненных учениками;
7. Педагогический эксперимент.
Практическая значимость - результаты исследования могут использоваться при проведении вне классных занятий по изобразительному искусству с учащимися подросткового возраста по декоративно-прикладному искусству.
Этапы проведения исследования:
Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе в 2015-16 гг. была выбрана тема исследования, сформулирован научный аппарат исследования, проанализирована научная литература по проблеме исследования.
На втором этапе во время прохождении практики в 2016 г. был проведен констатирующий эксперимент. По его итогам была создана модель формирующего эксперимента,после которого был проведен итоговый эксперимент.
На третьем этапе в течение 2016-17 годов материалы исследования были обобщены и оформлены в текстовом варианте, выполнялась практическая часть работы.
Экспериментальная база исследования: студия моды «Гармония» в ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества».
Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы и творческой части, которая состоит из эскизов к костюмам и трех манекенов с историческими костюмами.
Детское творчество непосредственно связано с восприятием и отображением действительности, и важнейшим условием его развития является художественно-образное видение мира, художественное мышление ребенка, которое невозможно без воображения и фантазии. Теоретический анализ литературы показал, что лучше всего художественно-образное мышление в подростком возрасте развивается в процессе увлекательной для ребёнка художественно-продуктивной деятельности, например на занятиях дополнительного образования стилизация исторического костюма.
Общее образование дает необходимую подготовку, определенную учебную основу для дальнейшего выбора любой профессии. Дополнительное образование так и называется, потому что оно дополняет, а где то даже расширяет границы общего образования, позволяет во внеурочное время расширить свой кругозор, заниматься творчеством. Внеклассная работа позволяет значительно увеличить диапазон знаний учащихся, которые в минимальном размере даются для изучения в современной общеобразовательной школе.
Познавательный интерес у школьников развился с помощью методических рекомендацийдля проведении занятий с обучающимися
подросткового возраста по созданию образа исторического костюма в декоративно-прикладном искусстве на примере создания эскиза исторического костюма, направленные на развитие познавательного интереса. И у учащихся стало больше стремлений к познанию, более полным и глубоким знаниям. Под влиянием интереса развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов, с какими обучающийся, например, обращается к педагогу, к родителям, взрослым, выясняя сущность интересующего его явления.
В ходе теоретического анализа литературы было рассмотрено понятие художественного образа, выделены его основные характеристики, изучены особенности развития художественно-образного мышления в подростковом возрасте, выявлены психолого-педагогические условия эффективности обучения подростков по созданию художественного образа.Система занятий по созданию художественного образа исторического костюма на основе эскиза исторического костюма была разработана с учетом следующих задач:
1. В рассмотрении теоретических аспектов формирования познавательного интереса у обучающихся на занятиях по декоративно-прикладному искусству во внеурочной деятельности разработано содержание внеклассных занятий.
2. В изучении передового педагогического опыта очень психолого-педагогический коллектив и психолого-педагогические особенности детей.
3. В выявлении методических аспектов по формированию познавательного интереса на занятиях декоративно-прикладного искусства с обучающимися подросткового возраста критерии оценок познавательного интереса.
В процессе изучения проблемы обучения подростков по созданию художественного образа исторического костюма на занятиях в системе дополнительного образования было проведено теоретическое и практическое исследование, проведён эксперимент по применению разработанной методики обучения на занятиях дополнительного образования.
Проведённые экспериментальные исследования по применению на практике разработанной системы занятий, подтвердили выдвинутую гипотезу. Анализ работ учащихся экспериментальной группы показал положительную роль, которую сыграла разработанная система уроков при обучении подростков по созданию художественного образа исторического костюма.Результаты контрольного эксперимента подтвердили, что процесс обучения подростков по созданию художественного образа исторического костюма на основе исторической литературы действительно более эффективен: если предлагаемые задания направлены на развитие декоративно-прикладное искусство украшение в одежде, а также развивают у подростков умение анализировать художественный образ и выделять его характерные особенности.
В ходе работы над творческой частью были созданы три исторических костюма собирательный образ Российской империи крестьянский, дворянский и военный костюм. Работа над костюмами велась с соблюдением методической последовательности всех предусмотренных этапов от выполнения эскизов до сборки готового костюма.Подготовительные материалы и основная часть творческой части дипломной работы служат частью методического пособия по созданию художественного образа исторического костюма.
Теоретические и методические материалы, представленные в дипломной работе, могут применяться в системе дополнительного образования при обучении подростка по созданию исторического костюма.
Общее образование дает необходимую подготовку, определенную учебную основу для дальнейшего выбора любой профессии. Дополнительное образование так и называется, потому что оно дополняет, а где то даже расширяет границы общего образования, позволяет во внеурочное время расширить свой кругозор, заниматься творчеством. Внеклассная работа позволяет значительно увеличить диапазон знаний учащихся, которые в минимальном размере даются для изучения в современной общеобразовательной школе.
Познавательный интерес у школьников развился с помощью методических рекомендацийдля проведении занятий с обучающимися
подросткового возраста по созданию образа исторического костюма в декоративно-прикладном искусстве на примере создания эскиза исторического костюма, направленные на развитие познавательного интереса. И у учащихся стало больше стремлений к познанию, более полным и глубоким знаниям. Под влиянием интереса развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов, с какими обучающийся, например, обращается к педагогу, к родителям, взрослым, выясняя сущность интересующего его явления.
В ходе теоретического анализа литературы было рассмотрено понятие художественного образа, выделены его основные характеристики, изучены особенности развития художественно-образного мышления в подростковом возрасте, выявлены психолого-педагогические условия эффективности обучения подростков по созданию художественного образа.Система занятий по созданию художественного образа исторического костюма на основе эскиза исторического костюма была разработана с учетом следующих задач:
1. В рассмотрении теоретических аспектов формирования познавательного интереса у обучающихся на занятиях по декоративно-прикладному искусству во внеурочной деятельности разработано содержание внеклассных занятий.
2. В изучении передового педагогического опыта очень психолого-педагогический коллектив и психолого-педагогические особенности детей.
3. В выявлении методических аспектов по формированию познавательного интереса на занятиях декоративно-прикладного искусства с обучающимися подросткового возраста критерии оценок познавательного интереса.
В процессе изучения проблемы обучения подростков по созданию художественного образа исторического костюма на занятиях в системе дополнительного образования было проведено теоретическое и практическое исследование, проведён эксперимент по применению разработанной методики обучения на занятиях дополнительного образования.
Проведённые экспериментальные исследования по применению на практике разработанной системы занятий, подтвердили выдвинутую гипотезу. Анализ работ учащихся экспериментальной группы показал положительную роль, которую сыграла разработанная система уроков при обучении подростков по созданию художественного образа исторического костюма.Результаты контрольного эксперимента подтвердили, что процесс обучения подростков по созданию художественного образа исторического костюма на основе исторической литературы действительно более эффективен: если предлагаемые задания направлены на развитие декоративно-прикладное искусство украшение в одежде, а также развивают у подростков умение анализировать художественный образ и выделять его характерные особенности.
В ходе работы над творческой частью были созданы три исторических костюма собирательный образ Российской империи крестьянский, дворянский и военный костюм. Работа над костюмами велась с соблюдением методической последовательности всех предусмотренных этапов от выполнения эскизов до сборки готового костюма.Подготовительные материалы и основная часть творческой части дипломной работы служат частью методического пособия по созданию художественного образа исторического костюма.
Теоретические и методические материалы, представленные в дипломной работе, могут применяться в системе дополнительного образования при обучении подростка по созданию исторического костюма.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ
ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ НА
ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2018 - Декоративно-прикладное искусство как средство формирования интереса у младших школьников к художественно-творческой деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - ОСВОЕНИЕ ПРИЕМОВ НИЖНЕТАГИЛЬСКОЙ КИСТЕВОЙ РОСПИСИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ШКОЛЬНИКОВ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНО-
ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
КИСТЕВОЙ РОСПИСИ С УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ
КЛАССОВ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5030 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ СЕРИИ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018



